Научная статья на тему 'Подготовка будущих специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций'

Подготовка будущих специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / TOLERANCE / SPECIALIST / PHYSICAL CULTURE TOUR / PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко М. А.

В статье разработана модель толерантности педагога. На основании ее рассмотрена подготовка специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций в физкультурно-спортив-ных организациях с применением разработанных методик, применяемых на занятиях, в научных кружках, на практиках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO RESOLVE TOLERATED PEDAGOGICAL SITUATIONS

The paper developed a model of tolerance of the teacher. On the basis of vania she considered training of physical education and sport for tolerance solution of pedagogical situations in sports and sports organizations using the developed techniques used in the classroom, academic circles and practices

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций»

М.А. СОЛОМЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Орловского государственного университета Тел. (84862) 76-20-14; [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ТОЛЕРАНТНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

В статье разработана модель толерантности педагога. На основании ее рассмотрена подготовка специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций в физкультурно-спортив-ныгх организациях с применением разработанных методик, применяемых на занятиях, в научных кружках, на практиках.

Ключевые слова: толерантность, специалист, физическая культура, педагогическая ситуация.

Происходящие в обществе изменения не могли не отразиться на системе образования в стране, что привело к пересмотру педагогических теорий. Решение возникших новых задач требует иного подхода к построению содержания и способов образования, организации образовательной среды. В сфере образования одной из важнейших проблем является создание системы, которая бы не только передавала новому поколению знания и умения в области физической культуры и спорта, но и способствовала развитию как гуманистических свойств личности занимающегося, так и гуманистических свойств личности преподавателя. Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия. Новые запросы к образованию требуют не только приобретения его участниками новых знаний, умений, навыков, но и развития личностных качеств, воспитания мыслителя, то есть человека думающего, способного к адаптации и самореализации в современных учебных и социокультурных условиях. Такое развитие и воспитание возможно в толерантной образовательной среде, создание которой является важной составляющей гуманистической модели образования. Изменения требований к личности педагога, трудности в сфере межличностных взаимодействий, ситуативные психолого-педагогические влияния, авторитарность, ведущая к ослаблению здоровья учащихся, требуют поиска новой стратегии образования, основывающейся на гуманистических принципах, переориентации образовательного процесса с позиций жестко заданных социумом норм обучения и воспитания на восприятие человека как высшей ценности, на сохранение и развитие личностного потенциала.

Личный пример в поведении на работе, в быту, высокая гражданская ответственность за судьбы воспитываемых детей, становление учеников как граждан России являются повседневной заботой педагога. В настоящее время сформировались новые требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалиста физической культуры. Они построены на основе специфики его педагогической работы и составляют основу его профессиональной деятельности. Анализ практического опыта позволяет обнаружить разнообразные формы проявления нетерпимости учителей по отношению к ученикам. Преподаватели физической культуры и спорта (ФКиС)

© М.А. Соломченко

подчас не могут наити выход в сложившемся ситуации с учениками из-за несформированности у них толерантности, что может привести к серьезным последствиям.

Толерантность формируется у будущих специалистов в ходе изучения различных дисциплин через усвоение этических норм профессии и закрепляется на выездных занятиях, в научных студенческих кружках, на конференциях, педагогических практиках.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодеИствия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривался в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимом ценности [3, 5]; 2) формирование межэтническом толерантности молодежи [6, 7]; 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов [3, 7]; 4) формирование педагогическом толерантности у будущих преподавателем [5, 6].

Изучением проблемы толерантности занималось достаточно большое количество современных отечественных и зарубежных ученых, однако анализ трудов этих ученых позволяет сделать вывод, что исследование педагогических аспектов данном проблемы отстает от ее исследованим в философском, этническом, социокультурном и даже психологическом направлениях. До сих пор однозначно не определена сущность феномена толерантности в педагогике и психологии.

Актуальность проблемы определяется и тем, что в настоящее время отсутствует концепция толерантности в педагогическом общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (терпение, терпимость, милосердие, снисхождение, расположенность к другим людям, эмпатия и т.д.) затрудняют выявление качеств, обладание которыми определяет педагога как толерантного. Анализ существующего современного смысла понятия «толерантность» привел к выявлению проблемы его размытости: толерантное мышление, толерантное сознание и т.д. Нерешенным остается ряд вопросов, касающихся структуры, четких классификацим и их крите-

риев, приоритета развития, а также детального описания психологических и педагогических механизмов проявления толерантности в педагогическом общении, что свидетельствует о недостаточном разработанности в настоящее время этом темы.

В свете вышеизложенного можно утверждать, что в настоящее время в образовании существуют противоречия:

• между провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и недостаточном его реали-зацием в практике образовательных учреж-деним и системе физического воспитания;

• между потребностью педагогическом практики в научно-методических рекомендациях по реализации толерантных качеств педагогами физическом культуры и спорта и недостаточностью теоретическом и методическом базы;

• между необходимостью проявления педагогом толерантности в различных педагогических ситуациях и отсутствием научно обоснованных знаним об этом.

В современном педагогическом аспекте толерантность обязательно связана с педагогическим общением и рассматривается как особым ориентир в построении взаимоотношеним между преподавателем и обучающимся, проявляющимся в способности педагога признавать занимающегося, в стремлении достичь в общении с ним взаимопонимания, в проявлении к нему терпимого отношения.

Применив системным анализ к различным подходам в понимании феномена толерантности, особенно к современным направлениям его трактования в психологическом и педагогическом литературе, мы пришли к следующему определению понятия «толерантность педагога». Толерантность педагога - это внутреннее качество личности педагога, проявляющееся в способности сохранять спокомствие, выдержку и мудрое терпение, контролировать свои эмоции, в умении управлять со-бом в любых педагогических ситуациях.

Сущность толерантности педагога сложилось на основе концепции индивидуальности человека [1, 3, 5, 8], в соответствии с котором разработана модель толерантности педагога, включающая описание толерантных качеств и их проявленим по семи сферам психики.

В интеллектуальной сфере это педагог интеллектуально приспосабливающимся; обладает высоким уровнем креативности; общение строит на основе ценностем толерантности, диалога; рассматривает сообщаемую информацию с различных позицим; прогнозирует последствия своих и чужих демствим; в общении проявляет гибкость, уважает мнение других людем.

В мотивационной сфере проявляет стремление к бесконфликтному, ненасильственному взаимодемствию; готов принимать других; обладает высоком мотивацием осуществления педагогическом деятельности в соответствии с идеями толерантности; стремится изучать передовом опыт в области толерантного взаимо-демствия и передавать собственным опыт своим коллегам и учащимся; нацелен на достижение высокого уровня проявления толерантности в педагогических ситуациях.

В волевой сфере - целенаправленность дем-ствим в педагогических ситуациях (здесь важно не столько какие цели ставит личность, сколько то, как она их реализует, на что помдет ради достижения этих целем): самоконтроль, самообладание, выдержка, терпимость (терпимость, которая требует сознательного подавления негативных реакцим) в любом педагогическом ситуации; проявление на-стомчивости, целеустремленности в преодолении интолерантных проявленим в общении.

В эмоциональной сфере - способность понимать и контролировать собственные эмоциональные состояния в педагогических ситуациях; умение управлять собственными эмоциями в профессиональном деятельности; проявление эмоциональном гибкости; проявление эмпатии и ассертивнос-ти на основе понимания «Другого»; заниженная тревожность; сформированная адекватная, устом-чивая самооценка.

В предметно-практической сфере - способность осваивать и проявлять в практическом педагогическом деятельности новые формы деятельности, соответствующие ценностям толерантности; умение вести общение с коллегами, учащимися и их родителями в соответствии с ценностями толерантности; способность общаться с учащимися в демократическом стиле, осуществлять диалог; обладание педагогом адекватном само-оценком; умение самостоятельно делать выбор, принимать решение в возникшем педагогическом ситуации; проявление в общении гибкости, добро-

желательности, уравновешенности, тактичности, ответственности.

В сфере саморегуляции - осуществление выбора целем и средств их достижения с учетом цен-ностем толерантности; умение управлять своим психическим и физическим состоянием и удерживать его на должном уровне; постоянное осуществление рефлексии своего поведения в различных педагогических ситуациях, позволяющее менять свое поведение и проявлять толерантные качества: самоконтроль, самообладание, самоуважение, самодисциплину, мудрое терпение, выдержку.

В экзистенциальной сфере - принятие толерантности как одном из главных профессиональных ценностем; уважение к себе как основа уважения к другим и проявление толерантности в общении с другими; стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянном работе над собом в развитии и проявлении толерантных качеств в педагогических ситуациях; стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе новых знаним о ценностях толерантности и формированию соответствующих качеств у своих учеников; позитивное отношение к человеку, основанное на видении в каждом заложенного положительного потенциала; предоставление человеку свободы выбора; стремление перевести напряженную педагогическую ситуацию в нормальную.

Представленные выше характеристики сфер индивидуальности педагога отражают психологические составляющие толерантности. Значение выделенных характеристик в том, что они указывают на внутренние факторы проявления педагогом толерантности в общении. К внешним факторам проявления толерантности мы отнесли систему вербальных и невербальных демствим человека.

Различные педагогические ситуации требуют проявления преподавателем тех или иных толерантных качеств, позволяющих немтрализовать негативные факторы общения (раздражительность, неприязнь и пр.) и успешно реализовать положительные факторы (доброжелательность, хорошее настроение и пр.). Можно предположить, что знание совокупности толерантных качеств, полученное на основе концепции индивидуальности, и осо-бенностем их проявления педагогом в различных педагогических ситуациях, раскрывающих взаимосвязи толерантных качеств педагога и специфических характеристик ситуацим, позволит обеспе-

чить выпускникам факультетов физической культуры и спорта соответствующую теоретическую и методическую базу для решения проблемы толерантности педагога и ее проявления в педагогическом процессе.

На основании теоретического анализа литературных источников и модели толерантности педагога в свете концепции индивидуальности человека, включающей совокупности толерантных качеств, дифференцированные по сферам индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и регулятивной), можно выделить три уровня проявления толерантности педагогом: нулевой уровень (отсутствие проявления педагогом толерантных качеств) - педагог не проявляет толерантных качеств в педагогических ситуациях, при взаимодействии с коллегами, учащимися и их родителями; первый уровень (ситуативное проявление педагогом толерантных качеств) - проявление толерантности происходит нестабильно, в зависимости от ситуации; второй уровень (устойчивое проявление педагогом толерантных качеств) характеризуется тем, что любую возникшую ситуацию педагог оценивает с разных сторон; учитывает многообразие мнений; взаимодействие с коллегами, учащимися и их родителями осуществляет в соответствии с ценностями толерантности.

Проявление педагогом в педагогических ситуациях толерантности не означает его неограниченную терпимость, вседозволенность и всепрощение. Педагог должен четко осознавать границы проявления толерантности во взаимоотношениях с учащимися. Проблема здесь видится в том, что толерантность как интегративное качество личности связана с мировоззрением. Каждая личность для себя самостоятельно устанавливает ценности. Применительно к педагогической деятельности границы проявления толерантности четко не могут быть определены. Умение видеть границу, за которой слова и действия педагога наносят ученику незаслуженную обиду, ощущать чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству учащегося и вместе с тем обнаружить собственное достоинство, на наш взгляд, является компетентным проявлением толерантности педагога.

Самое главное в образовательной деятельности - это подготовить будущих специалистов к ве-

дению педагогической деятельности. В настоящее время многие из студентов, которые окончили факультет физической культуры и спорта, идут работать не по специальности, потому что не могут справиться с напряженными педагогическими ситуациями. В связи с этим необходимо уделять особое внимание подготовке их к будущей профессиональной деятельности на основе рассмотрения педагогических ситуаций.

Это явление становится предметом пристального внимания и исследования в связи с большими резервами психологического влияния на участников ситуации. Отличительной чертой нашего подхода к рассмотрению педагогической ситуации является то, что мы рассматриваем педагогическую ситуацию, с одной стороны, как форму взаимодействия и воздействия в различных направлениях (учитель -ученик и ученик - учитель), с другой - как одно из условий проявления толерантности как учителем, так и учащимися. Педагогическую ситуацию мы рассматриваем как совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе, в которых в результате взаимодействия учителя с учеником (группой, классом) на основе общих интересов и ценностей происходит позитивное развитие взаимоотношений.

Анализ исследований по педагогике и психологии позволяет выделить несколько классификаций педагогических ситуаций. В данной работе мы предлагаем свой подход к выделению типичных педагогических ситуаций, объединенных по принципу взаимодействия участников педагогического общения с позиции толерантности: ситуации общения с учащимися, ситуации общения с коллегами, ситуации общения с администрацией, ситуации общения с родителями, ситуации общения коллег на педагогических советах, ситуации общения коллег на заседаниях методического объединения (см. примеры в табл. 1).

Анализ педагогической практики показывает, что далеко не в каждой из названных ситуаций педагоги проявляют толерантность. Проблема заключается в том, чтобы выяснить связь педагогических ситуаций с проявлением толерантных качеств педагогами. Необходимо помочь будущим специалистам определить пути решения таких педагогических ситуаций.

Для повышения качества профессиональной подготовки в Орловском государственном универ-

Таблица 1 - Проявление толерантных качеств педагогов в педагогических ситуациях

Педагогическая ситуация Толерантные качества педагога

Нарушение дисциплины терпение, умение владеть собой, проявление выдержки, сдержанность, самоконтроль, самообладание, способность к рефлексии

Невыполнение заданий классом умение владеть собой, проявление выдержки, сдержанность, самоконтроль, самообладание, принятие, гибкость, эмпатия, рефлексия

Невозможность выполнения задания отдельным учеником умение владеть собой, проявление выдержки, эмпатия, сдержанность, самоконтроль, самообладание, гибкость, способность к рефлексии

Несоответствие внешнего вида ученика принятым нормам умение владеть собой, терпение, сдержанность, самообладание, юмор, непредубежденность, рефлексия

Оценивание физических качеств ученика учителем и одноклассниками доверие, нравственная ответственность, желание и умение работать вместе с другими, гуманность, доброжелательность

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке снисходительность, чуткость, гибкость, эмпатия, доброжелательность, уступчивость, альтруизм

ситете была разработана инновационная программа, предусматривающая управленческое образование и формирование толерантного сознания студентов факультета в течение всего процесса обучения путем использования общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также введения дополнительных управленческих и психологических дисциплин с учетом ступенчатости высшего физкультурного образования и требованим государственных стандартов к уровню профессиональном и управленческом компетентности студентов вузов физическом культуры. Кроме того, учитывая большом интерес студентов к науке управления, был создан научным кружок «Основы управления и формирование толерантности в сфере физическом культуры и спорта». На занятиях этого кружка изучались основы экономики, маркетинга, менеджмента и принципы толерантности. Занятия проводились в диалоговом форме.

Основным звеном подготовки специалистов физическом культуры и спорта на старших курсах является дисциплина «Менеджмент в физическом культуре и спорте». Для формирования профессиональных знаним и толерантных качеств на занятиях использовались новемшие компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, разрабатывались групповые проекты и др. На выездных занятиях и производственном практике в школах г. Орла студенты факультета физическом культуры и спорта привлекались к сбору информации для определения уровня развития

качеств, отнесенных нами к толерантности, с использованием существующих педагогических и психологических методик.

На основании самооценки преподавателем ФКиС имеем следующие данные: эмпатия - 100% принявших в исследовании педагогов имеют уровень развития эмпатии ниже среднего, это значит, что данные педагоги не стремятся проникнуть в проблемы детем, не сопереживают им в возникших трудных для детем школьных ситуациях; самооценка каналов эмпатии (рациональным, эмоциональным, интуитивным, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эм-патии) - более половины опрошенных преподавателем не направляют свое внимание на того, с кем они общаются, на его проблемы, состояние, поведение; 40,4% исследуемых учителем в общении с учащимися и друг с другом не проявляют сопереживания, соучастия к своему собеседнику; у 42,3% опрошенных учителем слабо развита интуиция; 42,3% участвующих в эксперименте педагогов имеют личностные установки на непроявление эмпатии в общении, убеждены в необходимости спокомно относиться к переживаниям и проблемам окружающих (подобным настром резко ограничивает диапазон эмоциональном отзывчивости и эм-патического восприятия); 51,9% опрошенных учителем могут создать в общении атмосферу доверительности и комфорта, а 23,5% обладают этим качеством на высоком уровне. Хотелось бы отметить, что в создании благоприятном атмосфе-

ры в общении немаловажную роль играет опыт работы преподавателя ФКиС. Таким образом, только около 20% исследуемых педагогов имеют высокий уровень развития каналов эмпатии. Такого количества учителей явно недостаточно для построения доверительного, открытого, комфортного общения в школе, говорить о формировании толерантных качеств у детей не приходится.

Конфликтность - проявление данного качества мы определяли по ведущим стилям поведения педагогов в педагогических ситуациях (по методике К. Томаса). На основании полученных данных имеем: 31,1% учителей используют в своей работе разные стили поведения, из них 6,9% применяют в своей работе четыре стиля общения в равной степени: компромисс, избегание, соперничество, сотрудничество; 17,2% - три стиля: компромисс, избегание, сотрудничество, 6,9%

- по два стиля. Четко определенный стиль взаимодействия с учащимися имеют 68,9% опрошенных учителей; чаще в общении с учащимися преподаватели (27,6%) идут на компромисс либо применяют стиль избегания; наименее применим (3,4%) стиль соперничества, сотрудничество занимает третью позицию в общении исследуемых педагогов. Применение стиля избегания как основного, конечно, помогает предотвратить конфликт в учебно-воспитательном процессе, но, к сожалению, не решает возникших проблем. На наш взгляд, умение применять в своей работе разные стили общения как раз и соответствует принципам толерантности.

Избегание, миролюбие, агрессивность (по методике В.В. Бойко): избегание - 61,2%; миролюбие - 28,8%; агрессия - 9,8%. Анализ результатов самодиагностики учителей позволяет утверждать, что 71% опрошенных учителей используют способы взаимодействия, не соответствующие принципам толерантности: избегание и агрессию. Современный учитель чаще старается уйти от создавшейся проблемы, а не искать ее разрешения.

Коммуникативные установки и качества -позицию молчуна занимают 28,2% опрошенных преподавателей (общаться с такими людьми достаточно трудно); не слишком общительные люди

- 64,1% (их можно считать приятными собеседниками); общительные люди - 7,7%. Исследовалось проявление негативных установок, таких как: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в

отношениях к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; наличие негативного личного опыта общения с окружающими; способность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Используемая методика позволила установить, что 47,4% испытуемых учителей в общении не склонны открыто проявлять жестокость, 34,5% испытуемых проявляют в общении открытую жесткость, 11,3% не проявляют в общении исследуемую негативную установку, 83% склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами, 68,4% учителей набрали 33 и более баллов по указанной методике, что говорит о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.

На основании полученных данных можно утверждать, что среди опрошенных преподавателей 55,2% обладают низкими коммуникативными способностями. Эти учителя испытывают трудности и определенные неудобства в установлении контактов как с детьми, так и с педагогами; 17,2% опрошенных преподавателей обладают коммуникативными способностями ниже среднего уровня - этим учителям не свойственно стремление к общению. Средними коммуникативными способностями обладают 12,1% опрошенных преподавателей, их можно охарактеризовать как людей общительных, разговорчивых. Высокими коммуникативными способностями обладают лишь 6,7% опрошенных учителей: они общительны, не теряются в нестандартной ситуации, в общении проявляют инициативу. Очень высокими коммуникативными способностями обладают 8,8% опрошенных учителей - они очень общительны и испытывают потребность в общении.

При определении уровня коммуникативного самоконтроля педагогов в общении имеем следующие результаты: 72,9% исследуемых учителей обладают средним коммуникативным контролем, то есть при общении они искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях; 20,65% опрошенных учителей имеют низкий коммуникативный контроль, то есть они имеют устойчивое поведение и не способны менять его в зависимости от ситуации; 6,45% имеют высокий коммуникативный контроль, они способны гибко реагировать на изменение ситуации.

Эмоциональная напряженность, преобладающая в профессиональной деятельности педагога, тре-

бует развития эмоциональной устойчивости. Эмоциональная неустомчивость проявляется у 57,7% тестируемых учителем, повышенная эмоциональная неустомчивость - у 15,4%, эмоциональная стабильность - у 26,9%. То есть большая часть опрошенных педагогов в общении с детьми не контролирует свое эмоциональное состояние. Общение, построенное таким образом, все так же негативно сказывается на формировании толерантных отношеним между учителями и их учениками.

При определении у современных педагогов способности проявлять в общении терпимость были получены следующие результаты: 82,7% участвующих в исследовании педагогов способны вести диалог, выслушать мнение собеседника и поменять свое, если это необходимо, но также могут проявить излишнюю резкость и даже неуважение к собеседнику; 15,4% учителем способны проявить в общении гибкость и тонкость ума, отнестись с пониманием к взглядам собеседника, имеют способность критически рассмотреть свое мнение по рассматриваемому вопросу; 1,9% учителем не умеют в общении проявлять терпение, им свом-ственны упрямство, непреклонность. Таким образом, обобщая результаты проведенного тестирования, можно утверждать, что уровень проявления толерантных качеств современными педагогами, принявшими участие в эксперименте, достаточно низок.

Студентами проводилось анкетирование педагогов физическом культуры и спорта. Анализ самооценки учителями собственных затрудненим в общении позволяет сделать следующие выводы. Наибольшие затруднения у исследуемых учителем вызывают ситуации общения с учащимися -52,9%, на втором месте стоит проблема общения с коллегами - 12,7%, на третье место выходит проблема общения с родителями - 10,3%. Менее всего проблема проявления толерантности проявляется на заседаниях методических объединеним учителем - 5,7%. Трудности в общении с админи-страцием испытывают 7,5% испытуемых, на педагогических советах - 7,5%.

Анализ данных анкетирования позволяет сделать вывод, что учителя испытывают затруднения в проявлении толерантных качеств: в работе с учащимися в урочное время - 36,3%; во внеурочное время - 21,7%; при взаимодемствии с родителями - 27,4%; при взаимодемствии с коллегами- 21,7%.

Студентами во время педагогическом практики также осуществлялось исследование на основании анкеты, составленном для учащихся. В результате анализа ответов учащихся по предложенным вопросам можно утверждать: 85,7% детем знакомы с понятием «толерантность», 10% - не знакомы с понятием, 4,3% - не определились с ответом по данному вопросу. Хотят в себе развивать толерантные качества 51,0% опрошенных учащихся. Проверка понимания сущности понятия «толерантность» современными учащимися показала, что совершенно справедливо к качествам толерантном личности дети отнесли такие, как терпение, уважение, умение идти на компромисс, доверие, любовь, доброта, милосердие, великодушие, устомчивость, отсутствие протеста. К нетолерантным качествам дети отнесли: безразличие -18,4%, насмешливость - 12,9%, выражение протеста в форме бомкота - 17,7%, словесное оскорбление - 11,6%, нетерпимость - 12,2%, вспыльчивость - 8,8%, раздражительность - 12,9%, применение физического насилия - 12,2%.

На основание сказанного выше можно утверждать, что лишь 60% учащихся демствительно понимают сущность толерантности. Эти данные свидетельствуют и о том, что в школах не уделяется достаточно внимания не только развитию толерантности как качества личности учащегося, но и в недостаточном степени проводится работа по раскрытию сущности данного явления.

Также одним из заданим педагогическом практики было следующее: из 105 предложенных педагогических ситуацим (60 из которых соответствовали принципам толерантности) детям надо было выбрать те, которые с их точки зрения должны присутствовать в их школе. Учащиеся отобрали 46, из них 33 ситуации, в которых проявляются принципы толерантности (71,7%), что свидетельствует о том, что толерантность как норма общения близка современным детям. Невы-бранными оказались 29,3% ситуацим, в которых проявляются толерантность, что говорит о незнании учащимися новых, более демократичных форм взаимодемствия в школе, перспектив их применения.

Следующим этапом было выполнение заданим на выездных занятиях. С одном стороны, проводилось анкетирование учителем (в анкетах учителя должны были отметить проявляемые ими толерантные качества в педагогических ситуациях), с

другой стороны - анкетирование учащихся, обучаемых у данной группы учителей (учащиеся отмечали качества, проявляемые педагогами у них на уроках). Затем полученные данные сопоставили. Для решения поставленной задачи была выделена контрольная группа из 11 учителей и их учащихся (71 ученика). Сопоставив результаты опроса учащихся с результатами самодиагностики учителей по проявлению ими толерантных качеств в общении, мы пришли к следующему заключению: учителя осознают, что в общении с учащимися должны преобладать такие качества, как терпимость, доброта, юмор, деликатность, справедливость, уважение, сострадание, уважительность, снисходительность, мягкость, милосердие, и указывают на их высокое проявление в общении (от 8 до 10 баллов по десятибалльной шкале). Учащиеся отмечают намного ниже уровень проявления в общении с ними перечисленных качеств (от 1 до 5 баллов). В своих ответах педагоги отмечают высокую готовность идти на компромисс, способность сопереживать ребенку, слышать и уважать мнение ребенка, но учащиеся не подтверждают такого настроя на общение педагогов с ними.

Сравнительный анализ результатов анкетирования учителей и учащихся позволяет утверждать: 72,7% учителей контрольной группы имеют завышенную самооценку по проявлению ими толерантных качеств в педагогических ситуациях, 9,09% обладают заниженной самооценкой, 18,2% имеют адекватную самооценку.

На основании сказанного, с одной стороны, можно говорить о завышенной самооценке педагогами своих человеческих качеств, о низкой рефлексии своей педагогической деятельности, с другой стороны, о низкой способности учащихся определять разграничение между схожими качествами личности: строгости и нетерпимости, гибкости и умения идти на компромисс и т.д., о завышенных требованиях детей по проявлению положительных и непроявлению отрицательных толерантных качеств по отношению к ним.

Главным результатом данной части исследования можно считать то, что указание на низкое проявление нетолерантных качеств личности педагога (конфликтность, повышение голоса, нетерпимость, непримиримость, вспыльчивость, раздражительность и др.) как педагогами, так и учащимися совпадает.

Во время практических занятий по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте»

студентами совместно с преподавателями на основании собранных сведений во время выездных занятий и выполненных заданий во время педагогической практики разработана модель по толерантному разрешению преподавателем физической культуры и спорта педагогических ситуаций (рис. 1). Студенты на практических занятиях выступали в роли экспертов. Предлагались различные ситуации преподавателем, студенты определяли правильность решения таких ситуаций.

Около 3% экспертов не согласны (или затрудняются дать ответ) с мнением преподавателя, что при осуществлении толерантного разрешения педагогических ситуаций могут быть использованы такие приемы педагогического воздействия, как напоминание, похвала, невербальные средства (улыбка, сдвинутые брови и т.д.). При толерантном разрешении педагогических ситуаций допускается, что в отдельных сложных педагогических ситуациях может допускаться повышение голоса или применяться приказ, запрещающий ребенку выполнять то или иное действие. С данным мнением преподавателя согласны 65,6% экспертов; 19,8% экспертов не уверены в том, что такие приемы педагогического воздействия можно применять, 14,6% экспертов считают, что указанные способы педагогического воздействия на учащихся не могут применяться.

Предлагаемые методы педагогического воздействия на учащихся при толерантном разрешении педагогических ситуаций (метод договора, свободного выбора, диалогического общения, разъяснения, нахождения компромисса и др.) поддерживают около 80,2% экспертов; 9,6% экспертов не уверены в необходимости использования метода разъяснения; менее 5% считают, что метод договора, метод свободного выбора и метод разъяснения неприемлемы в данном случае.

С предложенными алгоритмами разрешения конкретных педагогических ситуаций, созданными на основании толерантного разрешения, согласны более 80% экспертов.

Благодаря таким занятиям студенты как эксперты умеют оценить сложившуюся ситуацию и смогут применить на практике полученные во время занятий знания, умения и навыки.

Проявление преподавателем ФКиС толерантных качеств в педагогическом процессе представляет собой сложную задачу, обусловленную многообразием педагогических ситуаций. Педагоги-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Педагогическая ситуация

а а

и о ч о к

ы

Имеет ли место в ситуации противоречие, требующее глубокого анализа

нет

Исходная информация С

да

Теоретико-практическое ^ мышление педагога как процесс решения задачи

-си-

Ценностная ориентация при решении задач на принципы толерантности

Включение

волевых усилий, механизма совладания, осуществление внутренней рефлексии

Признание

возможности нескольких решений возникшего противоречия

II

Процесс толерантного реагирования

И

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

Л

Включение психических механизмов: • идентификации, • эмпатии Диалог V

Определение критериев: • по возможности достижения цели, • по затрате времени, • по доступным воспитательным результатам

III

Принятие решения

Осуществление принятого решения

Проведение рефлексии на получение результата

(соответствие полученного результата модели требуемого результата)

Рис. 1. Модель по толерантному разрешению преподавателем физической культуры и спорта

педагогических ситуаций

ческая ситуация есть форма и одно из условий проявления толерантности как учителем, так и учащимися. Процессу разрешения педагогической ситуации присущи две взаимосвязанные стороны, которые в равной степени влияют на проявление или непроявление толерантности участниками педагогической ситуации: внешняя (система вербальных и невербальных действий человека) и внутренняя (потребности, ценности, мотивы, чувства и т.д.). Каждая педагогическая ситуация требует своих методов решения и проявления конкретного набора толерантных качеств.

Будущие специалисты физической культуры и спорта, являясь носителями как личностных, так и профессиональных качеств гуманного отношения к обучающимся, физическими упражнениями и различными видами спорта, независимо, на каком уровне осуществляется взаимодействие, будь то тренерская или преподавательская деятельность, консультативная или инструкторская, будут передавать эти приобретенные качества учащимся, членам спортивных сообществ, секций на занятиях физической культурой и спортом. Особое

место в профессиональной деятельности занимают дети часто с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому терпимое и примирительное отношение к подрастающему поколению продиктовано условиями по формированию толерантности не только у себя, но и у окружающих людей.

Теоретические исследования, модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности, уровни развития педагогической толерантности, технология толерантного разрешения педагогических ситуаций способствуют созданию у будущих специалистов физической культуры и спорта теоретической и методической базы для решения проблемы толерантности педагога и ее проявления в педагогическом процессе, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности. Применение разработанных методик, применяемых на занятиях, в научных кружках, на практиках, позволит студентам правильно определить направление на становление толерантных отношений в школе или организации, в целом - на гуманизацию учебно-воспитательного и тренировочного процесса.

Библиографический список

1. Shapiro A. The Theme of the Family in Contemporary Society and Positive Family Psychology. In: «Family Therapy Around the World: A Festschrift for Florence Kaslow» (Ed.: William Nichols) Haworth Press, 2004. - P 23-34.

2. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера / В.П. Андреев. — Казань, 1996. — 208 с.

3. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. - Век толерантности, 2001. - № 1. - С. 47-51.

4. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.Н. Панферов.

- М.: Педагогика, 1983. - 342 с.

5. Габдулхаков В.Ф. Как управлять своим психическим состоянием / В. Габдулхаков, И. Хаирова // Директор школы.

- 2007. - № 1. - С. 54-61.

6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. - М., 2002. - 205 с.

7. Орлов А.Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б. Орлов, А.З. Шапиро. - Вопросы психологии. - 2006. - С. 62-66.

8. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. - М.: Ось-89, 2004. - С. 40-41.

M.A. SOLOMCHENKO

TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO RESOLVE

TOLERATED PEDAGOGICAL SITUATIONS

The paper developed a model of tolerance of the teacher. On the basis of vania she considered training of physical education and sport for tolerance solution of pedagogical situations in sports and sports organizations using the developed techniques used in the classroom, academic circles and practices.

Key words: tolerance, specialist, physical culture tour, pedagogical situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.