нически вписывалась в уровневую организацию методической работы образовательного учреждения, которая обеспечивала индивидуальное непрерывное самообразование и профессиональное образование, отработку педагогического мастерства, ретрансляцию новых идей, подходов, их прикладную переработку, конкретизацию, технологизацию, обеспечение инновационного развития школы.
Позитивные результаты работы получены педагогами, чья деятельность отвечала следующим требованиям:
- организованность детского школьного коллектива, что означает способность членов коллектива к согласованным действиям, четкому распределению обязанностей, единству мнений учащихся-организаторов;
- формирование ответственности у школьников за работу коллектива, что означает добросовестное выполнение учащимися своих общественных поручений, своевременное и точное выполнение решений коллектива, готовность отвечать за свои поступки и поступки своих товарищей;
- включенность школьников в реализацию управленческих функций, что означает принятие учащимися общих целей коллектива, участие в обсуждении проблем его жизни, в планировании деятельности коллектива и в подведении итогов работы группы, коллектива.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о наличии механизмов педагогического управления, обеспечивающих принятие решений и выработку управляющих воздействий на каждом уровне развития детского коллектива; при этом обеспечивается соответствующий уровень педагогического управления и, как следствие, переход педагогического управления в самоуправление детского коллектива.
Литература
1. Багриновский К.А., Бендин М.А., Хрусталёв Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием. -М., 2001.
2. Голубев В.В. Трансформация менеджмента //Управление персоналом. - 1997. - №8.
3. Мильнер Б. Концепция организации изменений в современных компаниях //Проблемы теории и практики управления. -2006. - №1.
4. Калигин Н.А. Принципы организации управления. - М., 2003.
5. Коттер Дж.П. Впереди перемен. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
6. Павлова Л.Н. Концептуальная схема формирования структуры управления воспитательным процессом. - Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-й международной научно-практической конференции 24-26 апреля 2006. - М., 2006.
7. Павлова Л.Н. Педагогическое управление процессом развития детского коллектива. - Национальный проект образования: практика реализации. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.
8. Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе. Методическое пособие. - М.: НИИ семьи, 1998.
9. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. - Казань, 1987.
10. Сериков Г.Н. Образование. Аспекты системного отражения. - Челябинск, 1997.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
М.Н. Стрыгина, педагог-психолог Центра образования
Общение - установление и развитие контактов между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, образцами поведения.
В учебно-воспитательном процессе школы большое значение имеет организация педагогического общения.
Существуют разные подходы к определению понятия «педагогическое общение».
По В.А. Кан-Калику «педагогическое общение» - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3].
А.А. Леонтьев, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин рассматривают социально-педагогический аспект общения [4, 5, 6]:
- педагогическое общение - это социально-педагогическое взаимодействие педагога и учащихся;
- педагогическое общение - система взаимодействия педагога и учащихся в урочное и внеурочное время.
Педагогическое общение - это профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.
В структуре педагогического общения выделяют:
- коммуникативный компонент (обмен информацией между субъектами общения);
- интерактивный компонент (общая стратегия взаимодействия: кооперация-сотрудничество и конкуренция);
- перцептивный компонент (восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга).
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным. В учебно-воспитательном процессе общение решает следующие задачи:
1) обеспечивает взаимный обмен информацией между педагогом и учащимися;
2) способствует взаимопониманию, развивает умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
№491 «Марьино»
3) помогает организовать совместную деятельность.
Для того чтобы общение было эффективным, педагог должен соблюдать определенные требования к своей речи: чистота (отсутствие слов-паразитов), правильная грамматика, честность и искренность, уверенность и юмор. Недопустимы: ирония, насмешка, снисходительный тон.
Речь педагога воспитывает, поэтому следует уделять большое внимание стилю общения. Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и учащихся.
В стиле педагогического общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога, способность к импровизации; особенности коллектива учащихся.
Существуют различные классификации стилей педагогического общения. Общепринятой классификацией является деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) стиль.
При авторитарном стиле педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и отдельной личности. Часто при таком стиле общения педагога с учащимися делается акцент на негативных поступках школьников, при этом не принимается во внимание мотив поступка. Данный стиль общения порождает неадекватную оценку учащихся, прививает культ силы.
Попустительский (либеральный, игнорирующий, анархический) стиль характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность и общение детей, коллег, родителей школьников. Педагог применяет тактику невмешательства (равнодушие к проблемам детей, как следствие - отсутствие контроля над деятельностью школьников и динамикой их развития).
При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащихся во взаимодействии, на привлечение каждого школьника к решению общих задач. Для
педагогов, придерживающихся данного стиля общения, характерно активное положительное отношение к учащимся, адекватная оценка возможностей, успехов и неудач учащихся.
Также существует непоследовательный стиль педагогического общения, при котором учитель осуществляет тот или иной стиль общения в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния.
В реальной педагогической практике чаще имеют место «смешанные» стили педагогического общения.
В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения педагога с детьми [3]:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью (характеризуется устойчивым положительным отношением педагога к детям, стремлением разрешать возникающие в деятельности проблемы совместно с детьми, организацией совместной интересной деятельности);
- общение на основе дружеского расположения (уважение педагогом человеческого достоинства детей, реальное признание права ребенка на уникальность, любовь к человеку);
- общение - дистанция (характеризуется установкой педагога на сохранение определенной дистанции между ним и учениками, наличие психологических барьеров в общении);
- общение - устрашение (отрицательное отношение к детям со стороны педагога, авторитарность в способах воздействия на детей; в основном педагог прибегает к запретам, акцентирует внимание на отрицательных чертах личности ученика, запугивает и т.д.);
- общение - заигрывание (характеризуется стремлением педагога завоевать любовь и уважение детей сомнительными средствами - проявлением нетребовательности, лестью и т.д.).
Кроме вербальных средств педагогического общения существуют и невербальные средства общения. Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухих). Невербальная коммуникация предполагает получение дополнительной информации о человеке, которую дает внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы и т.д.
Технология педагогического общения ориентируется на определенную последовательность этапов организации общения в учебно-воспитательном процессе.
В.А. Кан-Калик выделяет следующие этапы педагогического общения [3]:
1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);
2) организация непосредственного общения с детьми (начальный период общения);
3) управление общением в педагогическом процессе;
4) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
А.А. Бодалев и В.Б. Беспалько предлагают следующие стадии общения педагога с учащимися [1, 2].
1. Предкоммуникативная атмосфера.
Складывается на основе изначальной информации учителя об учащихся, учащихся о педагоге. Информация может быть получена как по официальному, так и неофициальному каналу, создает предпосылки, во многом определяющие особенности предстоящей коммуникативной деятельности.
2. Ориентирование в условиях общения.
На этой стадии происходит прилаживание общего стиля педагога к настоящим условиям общения (урока, мероприятия и т.д.). Подобная адаптация опирается на следующие моменты: 1) осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися;
2) мысленное восстановление предыдущих особенностей общения с данным коллективом учащихся - коммуникативная память;
3) уточнение стиля общения в данных конкретных условиях.
3. Привлечение к себе внимания.
Выделяют несколько вариантов организации этой стадии общения: речевой вариант (вербальное общение); пауза (с активным внутренним общением - требованием внимания); двига-тельно-знаковый вариант привлечения внимания (развешивание таблиц, запись на доске и т.д.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
4. «Зондирование души объекта».
Это своеобразный поисковый этап, так как перед тем, как действовать, например, излагать новый материал, педагог как бы зрительно ощупывает класс, определяя настроение учеников на общение и внутренне подготавливая ребят к предстоящему общению.
5. Вербальное общение.
На данном этапе педагог излагает учебный материал, использует слова, которые должны активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности детей.
6. Стадия обратной связи.
Педагог определяет уровень усвоения информации, общую атмосферу урока, психологический климат, настроение ребят, их готовность к взаимодействию. Каждый педагог реализует разные стадии педагогического общения в зависимости от ситуации, коммуникативных способностей, темперамента и других факторов - как внутренних, так и внешних.
Литература
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2002.
2. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.
3. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. - М., 1990.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974.
5. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.
6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП Магистр, 1997.
МОНИТОРИНГ ТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К РОДИТЕЛЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЕЮ. Клепцова, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ управления школой Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров
В последние годы актуализировались исследования проблем толерантности, где толерантность выступает, с одной стороны, как некоторая философия, с другой стороны, как отношенческая категория, и с третьей - как культура толерантного сознания. В рамках идей толерантного сознания на особом месте стоит система отношений, которые, в свою очередь, могут быть терпимыми, толерантными и нетерпимыми.
Нами различаются понятия "толерантность" и "терпимость". Под терпимостью мы понимаем интегральное свойство личности, в котором выражается отношение личности к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту за счет задействования ме-
ханизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Под толерантностью нами понимается свойство личности, в котором выражается отношение личности к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в понижении сензитивности к объекту за счет задействования механизма терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Терпимость дихотомична нетерпимости. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образо-