УДК 378. 1(08)
ББК 74. 200.50
Лопушнян Герда Анатольевна
аспирант кафедра педагогики и психологии Российский государственный университет им. И. Канта
г. Калининград Lopushnyan Gerda Anatolievna Post-graduate Department of Pedagogics and Psychology Russian State University named after I. Kant Kaliningrad
Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности Teacher’s Tolerance Model in the Light of Individuality Concept
На основание данных, полученных автором в ходе исследования, предлагается авторская модель толерантности педагога, реализующая идеи концепции индивидуальности человека.
On the basis of the data received by the author during research the author's model of a teacher’s tolerance is offered which realizes the ideas of a person’s individuality concept.
Ключевые слова: толерантность педагога, модель толерантности педагога, уровни развития толерантности.
Key words: teacher’s tolerance, teacher’s tolerance model, levels of tolerance development.
Важнейшей характеристикой и инструментом в формировании личности ребенка в школе являются взаимоотношения участников педагогического процесса в ситуациях взаимодействия «учитель-ученик», «ученик - учитель». Успешность осуществления задач современного образования возможна, если непременным условием такого взаимодействия будет выступать толерантность, как педагога (в первую очередь), так и учащегося.
Исследуя вопрос о толерантности педагога, мы пришли к выводу, что толерантность является сложным качеством личности, которое может быть представлено через комплекс более простых. Выделенные нами качества педагога, характеризующие его как толерантного, можно условно разделить на три группы:
1) качества, характеризующие отношение педагога к себе как к самоценности (самопринятие, самообладание, самоуважение, самоконтроль, способность к самоопределению, стремление к самодисциплине, умение самореализоваться,
самопознание (осознание Я - реального), самостоятельность (стремление к личностной независимости), самоопределение, саморазвитие, самосознание, самокритичность, самообразование, самоутверждение, уверенность в себе, готовность обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, защищенность, способность к рефлексии, ответственность и др.);
2) качества, проявляющиеся в отношении к человеку как ценности (желание работать вместе с другими, расположенность к другим людям, умение слушать собеседника, принятие другого, нравственная ответственность, умение договариваться, доброжелательность, умение работать вместе с другими, умение не осуждать других);
3) качества, проявляемые в ситуациях общения (сдержанность, мудрое терпение, выдержка, терпимость к различиям, терпеливость, сострадание, эмпатия, уверенность, честность, независимость и оригинальность в восприятии мира, готовность к созданию новых ценностей, требовательная доброта, вариативность, стремление рассматривать конфликт, как возможность вывести отношение на качественно новый уровень, тактичность, доверие и др.).
Перечисленные качества не являются абсолютно независимыми друг от друга. Наоборот, они теснейшим образом взаимосвязаны и влияют на проявления друг друга в интегральном свойстве личности — толерантности.
В ходе проведенного исследования было установлено, что толерантность не является врожденным качеством, а может быть сформирована по желанию педагога. Формирование данного качества связано с изменениями в индивидуальности человека, в психических сферах индивидуальности педагога. В соответствии с концепцией индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) представим модель толерантности педагога, включающую описание проявления толерантных качеств личности по семи сферам психики.
В интеллектуальной сфере: это педагог интеллектуально приспосабливающийся; обладает высоким уровнем креативности; общение строит на основе ценностей толерантности, диалога; рассматривает сообщаемую информацию с
различных позиций; прогнозирует последствия своих и чужих действий; в общении проявляет гибкость, уважает мнение других людей.
В мотивационной сфере проявляет стремление к бесконфликтному ненасильственному взаимодействию; готов принимать ученика, таким, какой он есть; обладает высокой мотивацией осуществления педагогической деятельности в соответствии с идеями толерантности; стремится изучать передовой опыт в области толерантного взаимодействия и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся; нацелен на достижение высокого уровня проявления толерантности в педагогических ситуациях.
В волевой сфере - целенаправленность действий в педагогических ситуациях (здесь важно не столько, какие цели ставит личность, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения этих целей): самоконтроль, самообладание, выдержка, терпимость (терпимость, которая требует сознательного подавления негативных реакций) в любой педагогической ситуации; проявление настойчивости, целеустремленности в преодолении интолерантных проявлений в общении.
В эмоциональной сфере - способность понимать и контролировать собственные эмоциональные состояния в педагогических ситуациях; умение управлять собственными эмоциями в профессиональной деятельности; проявление эмоциональной гибкости; проявление эмпатии и ассертивности на основе понимания «Другого»; заниженная тревожность; сформированная адекватная, устойчивая самооценка.
В предметно - практической сфере - способность осваивать и проявлять в практической педагогической деятельности новые формы деятельности, соответствующие ценностям толерантности; умение вести общение с коллегами, учащимися и их родителями в соответствии с ценностями толерантности; способность общаться с учащимися в демократическом стиле, осуществлять диалог; обладание педагогом адекватной самооценки; умение самостоятельно делать выбор, принимать решение в возникшей педагогической ситуации; прояв-
ление в общении гибкости, доброжелательности, вариативности, уравновешенности, тактичности, ответственности.
В сфере саморегуляции: осуществление выбора целей и средств их достижения с учетом ценностей толерантности; умение управлять своим психическим и физическим состоянием; постоянное осуществление рефлексии своего поведения в различных педагогических ситуациях, позволяющее менять свое поведение и проявлять толерантные качества: самоконтроль, самообладание, самоуважение, самодисциплина, мудрое терпение, выдержка.
В экзистенциальной сфере: принятие толерантности как одной из главных профессиональных ценностей; «Я-концепция» педагога включает принятие ценностей толерантности на личностном уровне; осознанное отношение к себе как к педагогу, владеющему толерантными способами и методами общения; уважение к себе как основа уважения к другим и проявление толерантности в общении с другими, что проявляется как положительная расположенность к ребенку и его родителям; наличие собственной профессиональной позиции по проявлению толерантности в педагогических ситуациях; стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой в развитии и проявлении толерантных качеств в педагогических ситуациях; стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе новых знаний о ценностях толерантности и формированию соответствующих качеств у своих учеников; позитивное отношение к человеку, основанное на видении в каждом заложенного положительного потенциала; предоставление человеку свободы выбора; проявление гибкости при установлении норм, границ и правил поведения детей, проявление минимума агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми; стремление перевести педагогическую ситуацию из напряженной в нормальную.
Мы выделяем три профессиональных уровня сформированности толерантности педагога. В качестве критериев определения уровней рассматриваем степень проявления толерантности педагогом в конкретных педагогических ситуациях.
Нулевой уровень (отсутствие проявления педагогом толерантных качеств)
- педагог не проявляет толерантных качеств в педагогических ситуациях, при взаимодействии с коллегами, учащимися и их родителями; возникшие противоречия с учащимися решает с позиции «учитель всегда прав»; авторитарен; сконцентрирован только на собственной точке зрения, не оценивает ситуацию с позиции «Другого»; в работе не учитывает мнение коллег, не испытывает потребности в изменении своего поведения.
Первый уровень (ситуативное проявление педагогом толерантных качеств)
- проявление толерантности происходит нестабильно, в зависимости от ситуации. Ситуативное проявление толерантности педагога можно связать со следующими причинами: плохое настроение педагога; плохое самочувствие педагога; семейные проблемы педагога; чрезмерная нагрузка педагога; неудобное расписание; разбор, спорных вопросов с администрацией, предшествующий уроку; недооценивание администрацией работы учителя; плохое знание предмета, как следствие педагог не может дать ответы на возникшие вопросы учащихся, что провоцирует его не толерантное поведение; поведение учащихся на уроке, которое не удовлетворяет требованиям данного педагога; некорректное поведение учащегося (учащихся) на предыдущем уроке; не выполнение учащимися домашнего задания; постоянное не выполнение домашнего задания одним и тем же учащимся; использование учебных пособий, не соответствующее подготовке учащихся; низкое материальное вознаграждение труда учителя и др.
Второй уровень (устойчивое проявление педагогом толерантных качеств) -любую возникшую ситуацию педагог оценивает с разных сторон; учитывает многообразие мнений; взаимодействие с коллегами, учащимися и их родителями осуществляет в соответствии с принципами толерантности.
Каждый из уровней имеет тенденцию к положительной динамике и к переходу на качественно новый, более высокий уровень.
Исследуя данную тему, мы пришли к выводу, что достижение педагогом определенного уровня сформированности толерантности, характеризующегося наличием системы качеств, охватывающих все стороны индивидуальности учи-
теля, и проявляющиеся в конкретных ситуациях напрямую связано с развитием сфер ее индивидуальности, и уже как следствие, проявлением этих качеств в конкретной возникшей ситуации.
В соответствие с концепцией педагогики индивидуальности охарактеризуем уровни развития толерантности педагогов в единстве с развитием сфер его индивидуальности. Характеристики приведенных уровней развития толерантности педагога в единстве с развитием сфер его индивидуальности приведены в таблице.
Таблица
Уровни развития толерантности педагога в соответствии со сферами
индивидуальности
Сферы индивиду- альности Нулевой уровень Первый уровень Второй уровень
Интел- лектуаль- ная отсутствие знаний о сущности толерантности и стремления к их получению; знания о сущности толерантности отрывочны, не систематизированы; знания о сущности толерантности систематизированы, осуществляется работа по их пополнению;
Мотива- ционная отсутствие стремления к проявлению толерантности в общении; проявление толерантных качеств в общении носит эпизодический характер; общение строится в соответствие с принципами толерантности;
Волевая нет стремления к осуществлению самоконтроля за своим поведением в педагогических ситуациях; не проявляет и не стремится к проявлению уважения чужого мнения; стремление к осуществлению самоконтроля за своим поведением; проявление выдержки, терпеливости, уважения чужого мнения происходит эпизодически; осуществление постоянного самоконтроля за своим поведением в педагогических ситуациях; проявление самообладания, выдержки, терпеливости, уважения;
Эмоцио- нальная отсутствие самоконтроля за своими эмоциями в общении; не проявляет эмпатии в общении; проявление эмпатии в общении, осуществление самоконтроля за эмоциями осуществляется в зависимости от ситуации и ее участников; эмоционально-устойчивое отношение ко всем участникам учебного процесса, постоянный самоконтроль за своими эмоциями; проявление эмпатии в общении;
Предмет- но -практиче- ская обладает завышенной самооценкой; стиль общения с детьми -императивный, чаще использует монолог; обладает адекватной самооценкой (склонен к завышению самооценки); стиль общения - демократический, чаще использует диалог; адекватная самооценка; взаимоотношения с детьми строит на основе сотрудничества, стиль общения - демократический, использует диалог, беседу;
Окончание таблицы
Сферы индивиду- альности Нулевой уровень Первый уровень Второй уровень
Саморегу- ляции в педагогической деятельности не ориентируется на ценности толерантности; не осуществляет рефлексию своего поведения; принимает ценности толерантности, стремится осуществлять рефлексию, самоконтроль за своим поведением в педагогических ситуациях; педагогическая деятельность осуществляется в соответствие с ценностями толерантности; осуществление рефлексии в любой ситуации;
Экзистен- циальная «Я-концепция» не содержит ценности толерантности; непринятие «Другого». в «Я - концепции» толерантность признается как одно из возможных условий взаимодействия; принятие «Другого» носит ситуативный характер; неадекватное представление о себе как толерантном педагоге. в «Я - концепции» толерантность рассматривается как основное условие взаимодействия; принятие «Другого» как уважение к себе.
Библиографический список
1. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие [Текст] / Калининград ун-т - Калининград, 2000. -572 с.
2. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калининградский ун-т. - Калининград, 1996. - 107 с.
Bibliography
1. Grebenuk, O.S, Grebenuk, T.B. Bases of Individuality Pedagogy: Manual [Text] / O.S. Grebenuk, T.B. Grebenuk. - Kaliningrad: Kaliningrad University, 2000. - 572 p.
2. Gerenuk, O.S. General Pedagogics: Lecture Course [Text] / O.S. Grebenuk. - - Kaliningrad: Kaliningrad University, 1996. - 107 p.