Научная статья на тему 'Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности'

Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TEACHER'S TOLERANCE / TEACHER'S TOLERANCE MODEL / LEVELS OF TOLERANCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопушнян Герда Анатольевна

На основании данных, полученных автором в ходе исследования, предлагается авторская модель толерантности педагога, реализующая идеи концепции индивидуальности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's tolerance model in the light of individuality concept

On the basis of the data received by the author during research the author's model of a teacher's tolerance is offered which realizes the ideas of a person's individuality concept.

Текст научной работы на тему «Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности»

УДК 378. 1(08)

ББК 74. 200.50

Лопушнян Герда Анатольевна

аспирант кафедра педагогики и психологии Российский государственный университет им. И. Канта

г. Калининград Lopushnyan Gerda Anatolievna Post-graduate Department of Pedagogics and Psychology Russian State University named after I. Kant Kaliningrad

Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности Teacher’s Tolerance Model in the Light of Individuality Concept

На основание данных, полученных автором в ходе исследования, предлагается авторская модель толерантности педагога, реализующая идеи концепции индивидуальности человека.

On the basis of the data received by the author during research the author's model of a teacher’s tolerance is offered which realizes the ideas of a person’s individuality concept.

Ключевые слова: толерантность педагога, модель толерантности педагога, уровни развития толерантности.

Key words: teacher’s tolerance, teacher’s tolerance model, levels of tolerance development.

Важнейшей характеристикой и инструментом в формировании личности ребенка в школе являются взаимоотношения участников педагогического процесса в ситуациях взаимодействия «учитель-ученик», «ученик - учитель». Успешность осуществления задач современного образования возможна, если непременным условием такого взаимодействия будет выступать толерантность, как педагога (в первую очередь), так и учащегося.

Исследуя вопрос о толерантности педагога, мы пришли к выводу, что толерантность является сложным качеством личности, которое может быть представлено через комплекс более простых. Выделенные нами качества педагога, характеризующие его как толерантного, можно условно разделить на три группы:

1) качества, характеризующие отношение педагога к себе как к самоценности (самопринятие, самообладание, самоуважение, самоконтроль, способность к самоопределению, стремление к самодисциплине, умение самореализоваться,

самопознание (осознание Я - реального), самостоятельность (стремление к личностной независимости), самоопределение, саморазвитие, самосознание, самокритичность, самообразование, самоутверждение, уверенность в себе, готовность обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, защищенность, способность к рефлексии, ответственность и др.);

2) качества, проявляющиеся в отношении к человеку как ценности (желание работать вместе с другими, расположенность к другим людям, умение слушать собеседника, принятие другого, нравственная ответственность, умение договариваться, доброжелательность, умение работать вместе с другими, умение не осуждать других);

3) качества, проявляемые в ситуациях общения (сдержанность, мудрое терпение, выдержка, терпимость к различиям, терпеливость, сострадание, эмпатия, уверенность, честность, независимость и оригинальность в восприятии мира, готовность к созданию новых ценностей, требовательная доброта, вариативность, стремление рассматривать конфликт, как возможность вывести отношение на качественно новый уровень, тактичность, доверие и др.).

Перечисленные качества не являются абсолютно независимыми друг от друга. Наоборот, они теснейшим образом взаимосвязаны и влияют на проявления друг друга в интегральном свойстве личности — толерантности.

В ходе проведенного исследования было установлено, что толерантность не является врожденным качеством, а может быть сформирована по желанию педагога. Формирование данного качества связано с изменениями в индивидуальности человека, в психических сферах индивидуальности педагога. В соответствии с концепцией индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) представим модель толерантности педагога, включающую описание проявления толерантных качеств личности по семи сферам психики.

В интеллектуальной сфере: это педагог интеллектуально приспосабливающийся; обладает высоким уровнем креативности; общение строит на основе ценностей толерантности, диалога; рассматривает сообщаемую информацию с

различных позиций; прогнозирует последствия своих и чужих действий; в общении проявляет гибкость, уважает мнение других людей.

В мотивационной сфере проявляет стремление к бесконфликтному ненасильственному взаимодействию; готов принимать ученика, таким, какой он есть; обладает высокой мотивацией осуществления педагогической деятельности в соответствии с идеями толерантности; стремится изучать передовой опыт в области толерантного взаимодействия и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся; нацелен на достижение высокого уровня проявления толерантности в педагогических ситуациях.

В волевой сфере - целенаправленность действий в педагогических ситуациях (здесь важно не столько, какие цели ставит личность, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения этих целей): самоконтроль, самообладание, выдержка, терпимость (терпимость, которая требует сознательного подавления негативных реакций) в любой педагогической ситуации; проявление настойчивости, целеустремленности в преодолении интолерантных проявлений в общении.

В эмоциональной сфере - способность понимать и контролировать собственные эмоциональные состояния в педагогических ситуациях; умение управлять собственными эмоциями в профессиональной деятельности; проявление эмоциональной гибкости; проявление эмпатии и ассертивности на основе понимания «Другого»; заниженная тревожность; сформированная адекватная, устойчивая самооценка.

В предметно - практической сфере - способность осваивать и проявлять в практической педагогической деятельности новые формы деятельности, соответствующие ценностям толерантности; умение вести общение с коллегами, учащимися и их родителями в соответствии с ценностями толерантности; способность общаться с учащимися в демократическом стиле, осуществлять диалог; обладание педагогом адекватной самооценки; умение самостоятельно делать выбор, принимать решение в возникшей педагогической ситуации; прояв-

ление в общении гибкости, доброжелательности, вариативности, уравновешенности, тактичности, ответственности.

В сфере саморегуляции: осуществление выбора целей и средств их достижения с учетом ценностей толерантности; умение управлять своим психическим и физическим состоянием; постоянное осуществление рефлексии своего поведения в различных педагогических ситуациях, позволяющее менять свое поведение и проявлять толерантные качества: самоконтроль, самообладание, самоуважение, самодисциплина, мудрое терпение, выдержка.

В экзистенциальной сфере: принятие толерантности как одной из главных профессиональных ценностей; «Я-концепция» педагога включает принятие ценностей толерантности на личностном уровне; осознанное отношение к себе как к педагогу, владеющему толерантными способами и методами общения; уважение к себе как основа уважения к другим и проявление толерантности в общении с другими, что проявляется как положительная расположенность к ребенку и его родителям; наличие собственной профессиональной позиции по проявлению толерантности в педагогических ситуациях; стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой в развитии и проявлении толерантных качеств в педагогических ситуациях; стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе новых знаний о ценностях толерантности и формированию соответствующих качеств у своих учеников; позитивное отношение к человеку, основанное на видении в каждом заложенного положительного потенциала; предоставление человеку свободы выбора; проявление гибкости при установлении норм, границ и правил поведения детей, проявление минимума агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми; стремление перевести педагогическую ситуацию из напряженной в нормальную.

Мы выделяем три профессиональных уровня сформированности толерантности педагога. В качестве критериев определения уровней рассматриваем степень проявления толерантности педагогом в конкретных педагогических ситуациях.

Нулевой уровень (отсутствие проявления педагогом толерантных качеств)

- педагог не проявляет толерантных качеств в педагогических ситуациях, при взаимодействии с коллегами, учащимися и их родителями; возникшие противоречия с учащимися решает с позиции «учитель всегда прав»; авторитарен; сконцентрирован только на собственной точке зрения, не оценивает ситуацию с позиции «Другого»; в работе не учитывает мнение коллег, не испытывает потребности в изменении своего поведения.

Первый уровень (ситуативное проявление педагогом толерантных качеств)

- проявление толерантности происходит нестабильно, в зависимости от ситуации. Ситуативное проявление толерантности педагога можно связать со следующими причинами: плохое настроение педагога; плохое самочувствие педагога; семейные проблемы педагога; чрезмерная нагрузка педагога; неудобное расписание; разбор, спорных вопросов с администрацией, предшествующий уроку; недооценивание администрацией работы учителя; плохое знание предмета, как следствие педагог не может дать ответы на возникшие вопросы учащихся, что провоцирует его не толерантное поведение; поведение учащихся на уроке, которое не удовлетворяет требованиям данного педагога; некорректное поведение учащегося (учащихся) на предыдущем уроке; не выполнение учащимися домашнего задания; постоянное не выполнение домашнего задания одним и тем же учащимся; использование учебных пособий, не соответствующее подготовке учащихся; низкое материальное вознаграждение труда учителя и др.

Второй уровень (устойчивое проявление педагогом толерантных качеств) -любую возникшую ситуацию педагог оценивает с разных сторон; учитывает многообразие мнений; взаимодействие с коллегами, учащимися и их родителями осуществляет в соответствии с принципами толерантности.

Каждый из уровней имеет тенденцию к положительной динамике и к переходу на качественно новый, более высокий уровень.

Исследуя данную тему, мы пришли к выводу, что достижение педагогом определенного уровня сформированности толерантности, характеризующегося наличием системы качеств, охватывающих все стороны индивидуальности учи-

теля, и проявляющиеся в конкретных ситуациях напрямую связано с развитием сфер ее индивидуальности, и уже как следствие, проявлением этих качеств в конкретной возникшей ситуации.

В соответствие с концепцией педагогики индивидуальности охарактеризуем уровни развития толерантности педагогов в единстве с развитием сфер его индивидуальности. Характеристики приведенных уровней развития толерантности педагога в единстве с развитием сфер его индивидуальности приведены в таблице.

Таблица

Уровни развития толерантности педагога в соответствии со сферами

индивидуальности

Сферы индивиду- альности Нулевой уровень Первый уровень Второй уровень

Интел- лектуаль- ная отсутствие знаний о сущности толерантности и стремления к их получению; знания о сущности толерантности отрывочны, не систематизированы; знания о сущности толерантности систематизированы, осуществляется работа по их пополнению;

Мотива- ционная отсутствие стремления к проявлению толерантности в общении; проявление толерантных качеств в общении носит эпизодический характер; общение строится в соответствие с принципами толерантности;

Волевая нет стремления к осуществлению самоконтроля за своим поведением в педагогических ситуациях; не проявляет и не стремится к проявлению уважения чужого мнения; стремление к осуществлению самоконтроля за своим поведением; проявление выдержки, терпеливости, уважения чужого мнения происходит эпизодически; осуществление постоянного самоконтроля за своим поведением в педагогических ситуациях; проявление самообладания, выдержки, терпеливости, уважения;

Эмоцио- нальная отсутствие самоконтроля за своими эмоциями в общении; не проявляет эмпатии в общении; проявление эмпатии в общении, осуществление самоконтроля за эмоциями осуществляется в зависимости от ситуации и ее участников; эмоционально-устойчивое отношение ко всем участникам учебного процесса, постоянный самоконтроль за своими эмоциями; проявление эмпатии в общении;

Предмет- но -практиче- ская обладает завышенной самооценкой; стиль общения с детьми -императивный, чаще использует монолог; обладает адекватной самооценкой (склонен к завышению самооценки); стиль общения - демократический, чаще использует диалог; адекватная самооценка; взаимоотношения с детьми строит на основе сотрудничества, стиль общения - демократический, использует диалог, беседу;

Окончание таблицы

Сферы индивиду- альности Нулевой уровень Первый уровень Второй уровень

Саморегу- ляции в педагогической деятельности не ориентируется на ценности толерантности; не осуществляет рефлексию своего поведения; принимает ценности толерантности, стремится осуществлять рефлексию, самоконтроль за своим поведением в педагогических ситуациях; педагогическая деятельность осуществляется в соответствие с ценностями толерантности; осуществление рефлексии в любой ситуации;

Экзистен- циальная «Я-концепция» не содержит ценности толерантности; непринятие «Другого». в «Я - концепции» толерантность признается как одно из возможных условий взаимодействия; принятие «Другого» носит ситуативный характер; неадекватное представление о себе как толерантном педагоге. в «Я - концепции» толерантность рассматривается как основное условие взаимодействия; принятие «Другого» как уважение к себе.

Библиографический список

1. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие [Текст] / Калининград ун-т - Калининград, 2000. -572 с.

2. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калининградский ун-т. - Калининград, 1996. - 107 с.

Bibliography

1. Grebenuk, O.S, Grebenuk, T.B. Bases of Individuality Pedagogy: Manual [Text] / O.S. Grebenuk, T.B. Grebenuk. - Kaliningrad: Kaliningrad University, 2000. - 572 p.

2. Gerenuk, O.S. General Pedagogics: Lecture Course [Text] / O.S. Grebenuk. - - Kaliningrad: Kaliningrad University, 1996. - 107 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.