Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ'

Подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMME / EDUCATIONAL WORK / BACHELOR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Светлана Александровна

Описывается подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ через описание мотивационно-диагностического, обучающего, креативно-проектировочного этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with future primary school teacher training to develop and implement cultural and educational programmes through the description of the stages: motivational and diagnostic, educational, creative and projecting.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ»

Список литературы

1. Беспалько В.П. [и др.]. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. М.-Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. М., 2001. С.10.

4. Обухова Л.А., Трофимова Н.В. Значимость формирования социально-ответственной личности при обучении в среднеспециальном учебном заведении // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (2123 июля 2016 г. Университет Черногории). Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2016. С. 60-62.

5. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1 (46). С. 262-265.

6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998.

7. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988.

8. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. С. 120.

9. Трофимова Н.В. Участие в волонтёрской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы // известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10 (113). С. 45-49.

* * *

1. Bespal'ko V.P. [i dr.]. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa pod-gotovki specialista: ucheb.-metod. posobie. M.: Vyssh. shk., 1989.

2. Bondarevskaja E.V., Kul'nevich S.V. Peda-gogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i siste-mah vospitanija: ucheb. posobie / pod obshh. red. E.V. Bondarevskoj. M.-Rostov n/D.: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999.

3. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie. M., 2001. S. 10.

4. Obuhova L.A., Trofimova N.V. Znachimost' formirovanija social'no-otvetstvennoj lichnosti pri obuchenii v srednespecial'nom uchebnom zavedenii // Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzgljad na obrazovanie i razvitie lichnosti: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (21—23 ijulja 2016 g.

Universitet Chemogorii). Voronezh: Izd.-poligraf. centr «Nauchnaja kniga», 2016. S. 60-62.

5. Saenko L.A. Social'naja otvetstvennost' ucha-shhejsja molodezhi: rezul'taty issledovanija // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015. № 1 (46). S. 262-265.

6. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obra-zovanie: poisk novoj paradigmy. M.,1998.

7. Slovar' inostrannyh slov. 15-e izd., ispr. M.: Rus. jaz.,1988.

8. Suhodol'skij G.V. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez dejatel'nosti. L.: LGU, 1976. S. 120.

9. Trofimova N.V. Uchastie v volontjorskoj i blagotvoritel'noj dejatel'nosti studentov kolledzhej: vozmozhnosti, zadachi, perspektivy // Izvestija Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2016. № 9-10 (113). S. 45-49.

Model of development of college students' social responsibility in charity activities

The article deals with the process of constructing a model of development of college students' social responsibility in charity activities.

Key words: volunteering, charity activities, development of social responsibility.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2017)

с.а. морозова

(волгоград)

подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ

Описывается подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ через описание мотивационно-диагностическо-го, обучающего, креативно-проектировочного этапов.

Ключевые слова: педагог начальной школы, культурно-просветительская программа, просветительская деятельность, подготовка бакалавров.

Одним из требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» является подготовка будущих педагогов к культурно-просветительской

О Морозова С.А., 2017

деятельности, среди задач которой обозначены разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп (http://fgosvo.ru/ ФГОС ВО от 4 декабря 2015 г. №1426) [6]. В профессиональном стандарте педагога (от 18 октября 2013 г. №544н) представлены умения, трудовые действия педагогов начальной школы, необходимые для организации различных видов внеурочной деятельности (экскурсии, походы), владение методами музейной педагогики, а также умение «проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [5]. Необходимость просветительской деятельности отмечена в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. №808 «Основы государственной культурной политики», в котором, в частности, говорится о том, что необходимо вовлекать граждан в различные формы просветительской деятельности, привлекать к ней профессиональные сообщества и организации культуры [7].

В век глобальной информатизации общества необходимые знания передаются ребенку и воспитывающим его взрослым не только от педагога. Большой поток информации, часто противоречивой и недостоверной, они получают через средства массовой информации, Интернет. Психологи, культурологи, социологи, педагоги (Д.И. Фельдштейн, С.А. Котова, О.А. Граничина, Л.Ю. Савинова и др.) сходятся во мнении о том, что информационные технологии не являются гарантией образованности, культуры населения. Благодаря стихийному восприятию информации, часто не соответствующей возрасту, ребенок младшего школьного возраста не может адекватно и критично ее перерабатывать, что формирует искаженную картину мира в детском сознании [8; 2]. Это отрицательно сказывается на интеллектуальной сфере ребенка, негативно влияет на его культурное развитие. Особого внимания требуют обучающиеся на ступени начальной школы, поскольку это важный этап в развитии ребенка: закладываются основы учебной деятельности, происходит познание окружающего мира, изменяется характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Вышеобозначенные проблемы обусловливают современные требования к подготовке будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ.

Согласно Модельному закону, который был принят на 20-м пленарном заседании

Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 г.),просветительская программа - это разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы [3]. В соответствии с этим определением мы под культурно-просветительской программой понимаем разработанный педагогом документ, устанавливающий содержание и последовательность его действий, направленных на распространение культуры, культурных ценностей, ценностей семейного воспитания; субъектами программы являются воспитывающие взрослые и дети, другие социальные группы.

Просветительские программы, как отмечено в Модельном законе, инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой. Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для их проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием [Там же].

Как утверждают ведущие педагоги, организующие просветительскую деятельность, и как показало наше исследование, в содержание культурно-просветительских программ необходимо включать произведения культуры и искусства, т. к. они способствуют наиболее полному проникновению слушателей в содержание встреч, помогают им прочувствовать и эмоционально пережить реальные ситуации, способствуют раскрытию творческого потенциала будущих педагогов. Мы согласны с мнением Н.Е. Щурковой, которая так написала о данных средствах: «Музыка, поэзия, театр, живопись - транслируют детям вечные ценности жизни, содействуя осваиванию, усваиванию и присваиванию ценностных отношений» [9, с. 53]. Вследствие этого подготовку бакалавров к разработке культурно-просветительских программ актуально осуществлять в ходе изучения следующих дисциплин: «Теория и практика музыкального творчества», «Методика организации культурно-досуговой деятельности», «Теория и методика музыкального воспитания».

В рамках освоения данных дисциплин подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ успешно осуществлялась в несколько этапов (мотивационно-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

диагностический, обучающий, креативно-проектировочный), параллельно с формированием других компетенций у бакалавров в области культурно-просветительской деятельности. для того чтобы они поняли особенности разработки и реализации культурно-просветительских программ, им было дано представление о сущности культурно-просветительской деятельности, ее роли в организации культурного пространства образовательной организации, формах ее реализации, способах взаимодействия с родителями и другими специалистами. данные задачи решались в ходе организации мотивационно-диагностического этапа. На данном этапе нами были проведены встречи бакалавров с педагогами-практиками образовательных организаций г. Волгограда (лицей № 9 им. А.Н. Неверова, гимназия № 13, МОУ СОШ № 3), организующих культурно-просветительскую деятельность. Подобные «встречи с мастерами» проходили как в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, так и в образовательных организациях, в которых активно проводятся встречи с родителями в целях просвещения. Педагоги рассказывали об опыте организации родительского университета, семейного клуба, о трудностях и положительных моментах данной деятельности, об особенностях планирования работы, об опыте взаимодействия с другими специалистами. Бакалаврами были заданы педагогам вопросы, касающиеся проблемы приобщения родителей и детей к подобным встречам, особенностей выбора тематики встреч, подбора материала и средств раскрытия темы, приглашения других педагогов на встречи и помощи их в подготовке и проведении культурно-просветительской программы. Благодаря подобным встречам будущие педагоги получили опыт общения с другими педагогами, добавили в свое портфолио методические приемы и эффективные средства, которыми пользуются практики при организации культурно-просветительской деятельности и разработке культурно-просветительских программ.

для формирования умения включать в культурно-просветительские программы произведения искусства бакалаврам, участвовавшим в исследовании, предлагались задания, которые способствуют активизации мотиваци-онной сферы будущих педагогов для организации культурно-просветительской деятельности с использованием средств искусства. Знакомство студентов с произведениями искусства (прослушивание и анализ музыкальных

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

произведений, подбор произведений к определенному эмоциональному состоянию) ориентирует их на получение новых знаний в области культуры и искусства как ведущих средств просвещения младших школьников, родителей, различных социальных групп населения. В результате мы наблюдали проявление активного внимания у бакалавров к проблемам организации культурно-просветительской деятельности, интерес к познанию образцов классической музыки, изобразительного искусства, желание внимательно слушать и анализировать музыкальные произведения, изучать художественные произведения.

Реализация обучающего этапа подготовки бакалавров к разработке и реализации культурно-просветительских программ проходила в рамках изучения дисциплин «Теория и практика музыкального творчества», «Методика организации культурно-досуговой деятельности», «Теория и методика музыкального воспитания», а также в процессе их включения во внеаудиторную работу (международные молодежные фестивали, родительский университет, художественный салон), исследовательскую деятельность (подготовка научных статей, курсовых работ, выпускной квалификационной работы), прохождение производственной практики.

В ходе данного этапа бакалавры, участвовавшие в формирующем эксперименте, продолжали получать знания по теории культурно-просветительской деятельности, а также изучали возможности данной деятельности на примере образовательных организаций, успешно осуществляющих просвещение взрослых и детей (прогимназия № 1 г. Шау-ляй (Литва), гимназия № 11 им. С.П. Дягилева г. Перми, авторская школа С. Казарновского «Класс-Центр» (школа № 686 г. Москвы), ГБОУ г. Москвы «Школа №109», МОУ «Средняя школа № 3 им. А.С. Макаренко» г. фроло-во Волгоградской области), приобретали знания и практические навыки по организации культурно-просветительских программ.

Данный этап был выстроен таким образом, чтобы бакалавры включались в него в определенной последовательности усложняющихся заданий: задание, предполагающее изображение символами образа творческого ребенка; написание эссе; просмотр и анализ художественных и документальных фильмов, в которых показаны возможности искусства в воспитании и просвещении детей; методический прием «Дневник впечатлений» (направленный на формирование умения бака-

лавров наблюдать за музыкальными явлениями, своими ощущениями, размышлять о музыке); прослушивание и анализ музыкального произведения; проведение беседы о музыке и средствами музыки (эстетическая и этическая беседы); импровизация на элементарных музыкальных инструментах, способствующая развитию творческих способностей бакалавров. в результате мы наблюдали проявление интереса бакалавров к специфике организации культурно-просветительской деятельности в образовательных организациях, глубокое погружение в содержание предлагаемого материала, способность отслеживать изменения своего внутреннего состояния в процессе включения в различные виды музыкальной деятельности.

При реализации культурно-просветительских программ педагогу необходимо уметь наблюдать за изменениями внутреннего и внешнего состояния слушателей, выстраивать в связи с этим план встречи. Для развития умения у бакалавров наблюдать за своими ощущениями нами был разработан методический прием «Дневник впечатлений», целью которого являлось осознание студентами ценности наблюдения за природой, людьми, собой (своими ощущениями, чувствами) и точно подбирать под свои ощущения музыку. Суть задания заключалась в следующем: необходимо было в течение одного месяца зафиксировать те события жизни студентов, которые произвели на них сильное впечатление. Представить результаты бакалавры могли в виде презентации, в которую входили фото, видеоролики, музыкальные произведения, словесное пояснение.

Как мы знаем, культурно-просветительская программа включает в себя мероприятия различного содержания. Для того чтобы бакалавры получили практические навыки разработки и организации встречи, нами предлагалось задание разработать и провести беседы эстетического и этического плана. Опираясь на положения Д.Б. Кабалевского об особенностях проведения беседы, бакалавры сначала изучали структуру беседы о музыке, предложенную композитором, затем, просмотрев документальные фильмы М.С. Казиника («Эффект Шопена», «Эффект Моцарта», режиссер Н. Кугашова), они анализировали содержание и способы подачи информации.

В ходе беседы о музыке бакалаврами были использованы следующие методы: метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский), суть которого заключается в личностном присвоении слушателями духовных ценностей, метод

создания художественного контекста (Л.В. Го-рюнова), который дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять ее сходство с другими искусствами, другими сферами общественного сознания и отличия от них [4, с. 103].

При проведении данного вида беседы мы в качестве ориентира оценивания содержания работы бакалавров выделили совмещение представленного материала с художественно-образным содержанием музыкального произведения. Анализируя беседы, мы выяснили, что бакалавры испытывают определенные затруднения в плане логики выстраивания текста встречи, характер мероприятия в большинстве не соответствует характеру беседы - бакалавры в основном ведут монолог, а не диалог, который предполагается при проведении беседы.

Далее бакалаврам предлагалось подобрать музыкальные произведения к сказкам и притчам В.А. Сухомлинского, составив проекты бесед этического плана. Студентам было необходимо самостоятельно выбрать одно из произведений В.А. Сухомлинского, включенных в «Хрестоматию по этике», внимательно его прочитать и выявить, о какой нравственной ценности идет речь; придумать название беседы и определить аудиторию, для которой она предназначена, продумать план беседы, раскрывающий нравственное понятие (для этого бакалаврам предлагалось использовать различные виды искусства: литературу, живопись, народное творчество - пословицы и поговорки), а затем подобрать к этой беседе музыкальный материал. В ходе выполнения данного задания оценивались глубина проникновения в тему беседы, полнота ее раскрытия и соответствие выбранной музыки замыслу беседы.

Наблюдая за проведением бакалаврами бесед и затем анализируя текст их выступлений, мы обнаружили, что данный вид деятельности способствует формированию умения подбирать и логично выстраивать информацию, раскрывая тем самым сущность выбранных сказок и рассказов, развитию умения подбирать в соответствии с содержанием встречи музыкальные произведения, отражающие эмоциональную сферу беседы. В большинстве представленных бесед бакалавры показали заинтересованность и увлеченность выбранной ими темой, глубокое проникновение в суть материала и умение логично его выстраивать.

На креативно-проектировочном этапе осуществлялась разработка бакалаврами куль-

турно-просветительских мероприятий, а именно - просветительских бесед для различных возрастных категорий, проектов встреч в родительском университете («Музыкальная нить поколений»), культурно-просветительских программ, направленных на получение практических навыков организации встреч с родителями и детьми, приобретение опыта культу-ротворческой деятельности.

В качестве примера мы покажем ход разработки содержания встречи для родительского университета, организованного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (руководитель - Е.С. Евдокимова). Бакалаврам было дано задание разработать в мини-группах план культурно-просветительского мероприятия по теме «Музыкальная нить поколений». На практическом занятии были прослушаны и проанализированы все сценарии для того, чтобы потом составить один общий и провести по нему встречу в родительском университете.

Первая группа разработала подробный сценарий встречи. В начале студенты предложили поразмышлять о музыке и ее значении в жизни человека. Одна из студенток дала следующее определение музыки: «Музыка, как одно из непосредственных проявлений человеческого духа, находится в тесной связи с различными фазисами его развития. Она является неразлучной спутницей человека, верной выразительницей его внутренней жизни на пути его постепенного роста и представляет собой чуткий отзвук каждой эпохи, каждого народа, каждой семьи». Далее студенты показали на примерах биографий великих композиторов (И.С. Баха, А. Вивальди, М. Глинки, М. Мусоргского) музыкальную нить поколений в их становлении как композиторов. Свое выступление они сопровождали фрагментами музыкальных произведений данных композиторов. далее бакалавры продолжили рассмотрение темы на примерах современных семей. Они задали аудитории вопрос «Какие музыкальные традиции есть в вашей семье?» и получили следующие ответы-размышления. Женя Ю. вспомнила о том, что в их семье существует традиция семейного исполнения «Грузинской песни» Б. Окуджавы («Виноградную косточку...») под гитару. Играют на гитаре папа, мама, старшая сестра. Эта песня является своеобразным талисманом их семьи. Ее всегда поют папа и мама. Жене было дано задание узнать, с чем связана эта музыкальная семейная традиция и рассказать потом на встрече в родительском университете. люда З. рас-

сказала о семейной традиции совместного исполнения песен с бабушкой и мамой. Некоторые песни в этой семье передаются из поколения в поколение. Катя Щ. вспомнила о семейной традиции: во время путешествия на машине по области все поют песни. Традиционной в этой семье является песня «Виновата ли я.». А когда их большая дружная семья собирается за общим столом, то исполняются песни под баян. Оля З. сообщила нам о том, что музыкальные семейные традиции вызывают у нее по большей части отрицательные эмоции, т. к. помимо казачьих песен, которые традиционно пели в их семье, детей заставляли учить новые.

далее по ходу сценария первая группа предложила поразмышлять над мнением психологов о важности семейных традиций в сохранении межпоколенных связей. В продолжение темы студенты показали фрагменты художественного фильма «Музыка продолжала играть» (режиссер - дж. Колберг, 2011), в котором показаны взаимоотношения отца и сына, выстроенные на воспоминаниях о прослушанной музыке.

Еще один интересный сценарий встречи -«Музыкальная нить в жизни моей семьи» -был продемонстрирован второй группой. План состоял из 4 частей: «Начало моей любви к песне - мамина песня», «Песни бабушек», «Песни моего сердца», «Русской песне жить!». Каждая часть была пронизана воспоминаниями о своей семье, роль русской песни показана на примерах других известных семей.

После прослушивания всех сценариев был организован мозговой штурм по разработке общего сценария встречи в родительском университете. Были придуманы две инсценировки «Наша семейная песня» и «Мамина колыбельная», подобраны игры для интерактивной части: «Угадай мелодию» и игра-соревнование «Кто больше знает?», в которой две команды должны по очереди назвать песни о семье (кто больше -это могут быть песни о маме, папе, бабушке, дедушке и т. д.) и спеть их. Студентами было предложено задание и для тех семей, у которых еще не сложилась музыкальная семейная традиция, - переделывание известной песни в песню для своей семьи. Как итог занятий был разработан подробный план встречи в родительском университете на тему «Музыкальная нить поколений».

После успешного проведения встречи в родительском университете, проанализировав передовой педагогический опыт организации педагогами культурно-просветительской деятельности в образовательных организациях России и ближнего зарубежья, используя ме-

тод мозгового штурма, студенты разработали структуру культурно-просветительской программы для начальной школы, целью которой стало повышение уровня культуры и социальной активности взрослых и детей. На практическом занятии мы использовали кейс-технологии, позволяющие студентам самостоятельно изучить представленную проблему и выполнить задание с последующим обсуждением. Метод кейс-стади, по мнению Д.В. Добрыниной, является таким методом обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач [1, с. 174]. Заданием для самостоятельной работы студентов стала разработка модуля культурно-просветительской программы для начальной школы.

В результате исследовательской деятельности (подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ, одним из требований к которым выступают разработка и реализация программы) бакалавры приобрели опыт разработки и реализации культурно-просветительского мероприятия и программы. Студенты изучали проблемы и потребности целевой аудитории, подбирали необходимые диагностические методики, на основе полученных результатов проектировали занятия, встречи с субъектами программы, включали в содержание культурно-просветительских программ и мероприятий наиболее подходящие средства для достижения поставленной цели. В ходе участия во внеаудиторной работе бакалавры получили опыт общения с педагогами, организующими в своих образовательных организациях культурно-просветительскую деятельность, научились наблюдать и анализировать структуру различных форм культурно-просветительской деятельности, приобрели навыки взаимодействия как с детской, так и со взрослой аудиторией.

После поэтапной подготовки бакалавров к разработке и реализации культурно-просветительских программ мы увидели, что подобная работа способствует осознанию значения культурно-просветительских программ для воспитывающих взрослых и детей, формированию компетентности будущих педагогов начальной школы в области разработки и реализации культурно-просветительских программ, повышению их культурного уровня, самопознанию и самосовершенствованию.

Список литературы

1. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5.

2. Котова С.А., Граничина O.A., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г.А. Бордов-ского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Модельный закон «О просветительской деятельности». СПб.: ИОВ РАО, 2000.

4. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская [и др.]; под ред. Л.В. Школяр. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

5. Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнау-ки.рф (дата обращения: 09.09.2016).

6. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 24.03.2013).

7. Указ Президента РФ «Основы государственной культурной политики». URL: http://kremlin.ru.

8. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПб.: СПбГуП, 2011.

9. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. М.:

Центр «Педагогический поиск», 2009.

* * *

1. Dobrynina D.V. Innovacionnye metody obu-chenija studentov vuzov kak sredstvo realizacii interaktivnoj modeli obuchenija // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5.

2. Kotova S.A., Granichina O.A., Savinova L.Ju. Nachal'noe obrazovanie v kontekste programmy JuNESKO «Obrazovanie dlja vseh»: rossijskoe videnie: rekomendacii po rezul'tatam nauchnyh issledovanij / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.

3. Model'nyj zakon «O prosvetitel'skoj dejatel'-nosti». SPb.: IOV RAO, 2000.

4. Muzykal'noe obrazovanie v shkole: ucheb. posobie dlja stud. muz. fak. i otd. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij / L.V. Shkoljar, V.A. Shkoljar, E.D. Kritskaja [i dr.]; pod red. L.V. Shkoljar. M.: Izd. centr «Akademija», 2001.

5. Professional'nyj standart pedagoga (proekt) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf (data obrashhenija: 09.09.2016).

6. Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Rossij-skoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: URL: minobr-nauki.rf (data obrashhenija: 24.03.2013).

7. Ukaz Prezidenta RF «Osnovy gosudarstven-noj kul'turnoj politiki». URL: http://kremlin.ru.

8. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmenenija detstva i aktualizacija psihologo-pedagogicheskih problem razvitija obrazovanija. SPb.: SPbGUP, 2011.

9. Shhurkova N.E. Lekcii o vospitanii. M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2009.

Future primary school teacher training to develop and implement cultural and educational programs

The article deals with future primary school teacher training to develop and implement cultural and educational programmes through the description of the stages: motivational and diagnostic, educational, creative and projecting.

Key words: primary school teacher, cultural and educational programme, educational work, bachelor training.

(Статья поступила в редакцию 12.01.2017)

Т.Э. дусь (омск)

результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (работодатели)

Анализируется возможность включения работодателей в систему непрерывного профессионального образования в качестве субъекта данной системы. Рассматриваются мнения работодателей о необходимости и путях получения дополнительного профессионального образования для работников. Показана роль таких данных для моделирования региональных систем непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: мониторинг системы непрерывного профессионального образования, предприятия и организации, работодатели.

В настоящее время вопрос развития региональных систем непрерывного профессионального образования является одним из приоритетных в сфере государственной политики в области развития образования [5; 7]. Очевидно, что для решения задачи моделирова-

ния системы непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях необходимо собрать и проанализировать статистические данные о социально-экономической, демографической ситуации, состоянии сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе, а также провести мониторинг ныне действующей системы непрерывного профессионального образования в данном регионе [2]. Зарубежный опыт [23] прогнозирования развития социально-экономических систем, к числу которых относится и система непрерывного профессионального образования, содержит идею о том, что успех проектирования новых идей в будущем лучше всего достигается путем изучения и оценки того, что произошло в прошлом и происходит в настоящем, предполагая способность исследователя критически проанализировать тенденции и изучить тренд. Материалом для такого анализа должны служить результаты исследования объекта прогнозирования, а именно: социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане и др. Таким образом, необходимость исследования объекта прогнозирования (системы непрерывного профессионального образования) не вызывает сомнений. Решение данного вопроса актуализирует необходимость мониторинга региональных систем непрерывного профессионального образования. В этой связи автором были разработаны теоретические основы мониторинга [4], в соответствии с которыми было организовано и проведено исследование системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона. В данной статье приводятся результаты анализа той части результатов мониторинга, которая касается анкетирования работодателей, а также статистической информации о системе непрерывного профессионального образования, состоянии сферы труда и занятости.

Вопросу о взаимосвязи развития экономики и эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования с начала XXI в. в научных исследованиях уделяется достаточно пристальное внимание. Причиной этому стал инновационный взгляд на определение движущих сил экономики [13, с. 12]: «.на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития ре-

О Дусь Т.Э., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.