Примечания
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Российская газета. 1992. 31 июля.
2. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Бюллетень Минобразования РФ. 2002. № 2.
3. Корнев И. Н., Скок Н. В., Терентъев А. Е. Формирование социокультурной компетентности бакалавра образования средствами учебных дисциплин «Основы спортивного туризма» и «Туристское краеведение» // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2014. № 5. С. 70-74.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.
УДК 377.8; 351.858; 351.852
М. В. Красноярова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВУЗА И МУЗЕЯ
В статье представлен опыт реализации совместного проекта вуза и краеведческого музея как формы подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания младших школьников.
The article describes the experience of a joint project of university and local history museum as a form of training of future primary school teachers for the realization of patriotic education of the primary school pupils.
Ключевые слова: стратегия развития воспитания, патриотическое воспитание, подготовка будущих педагогов, совместный проект, социальное взаимодействие вуза и музея, краеведение.
Keywords: strategy for the development education, patriotic education, training of future teachers, a joint project, social interaction of the university and the museum, Regional Studies.
Современный этап развития цивилизации характеризуется ростом геополитических, экономических, социокультурных вызовов, угроз и рисков. Стабильное развитие и процветание страны, го-
сударства в значительной степени зависит от уровня духовно-нравственного развития граждан, сохранения исторически сформировавшихся ценностей и приоритетов, готовности их придерживаться и отстаивать. В связи с этим проблема патриотического воспитания молодёжи и школьников приобретает особую актуальность.
Принятая в мае 2015 года Правительством Российской Федерации «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года» предусматривает обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки на основе отечественных традиций и определяет сущность и основные задачи патриотического воспитания и формирования российской идентичности школьников:
• создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения;
• формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
• повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
• развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма [1].
Успешность выполнения указанных задач по патриотическому воспитанию школьников обеспечивается уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров.
Необходимость специальной подготовки педагогов к организации патриотического воспитания представляется неоспоримой и чрезвычайно актуальной. Её теоретико-методологические и практические аспекты раскрыты в работах И. В. Албутовой, Н. В. Бор-довской, И. И. Бурлаковой, Н. В. Ипполитовой, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др. Непосредственно подготовке будущих учи-
телей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы посвящено исследование А. В. Рыбакова.
Исследователи отмечают, что будущие педагоги имеют недостаточно знаний об истории родного края, героических подвигах земляков, поэтому не готовы к эффективной реализации патриотического воспитания учащихся [2].
Теоретический анализ позволил выделить комплекс взаимосвязанных задач подготовки будущих педагогов к реализации патриотического воспитания школьников:
• непосредственно патриотическое воспитание студентов педагогических специальностей, формирование у них патриотизма как личностного качества, характеризующего отношение к Родине;
• вооружение будущих педагогов краеведческими знаниями, вовлечение в исследовательскую и волонтёрскую деятельность по изучению истории родного края;
• формирование опыта организации и проведения проектов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание школьников.
Вместе с тем изучение источников обнаружило недостаточную научную разработанность педагогических средств и форм подготовки будущих педагогов к реализации патриотического воспитания.
Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина ведёт подготовку по программам высшего и среднего профессионального образования по специальностям «Преподавание в начальных классах». С целью поиска эффективных форм подготовки будущих педагогов к реализации патриотического воспитания в рамках социального партнёрства совместно с Государственным музеем «Выборгский замок» был разработан и осуществлён проект «Победа в детских сердцах», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [3].
Метацель проекта «Победа в детских сердцах» - обогащение знаний детей и молодёжи Выборга о Победе в Великой Отечественной войне и о военной истории родного города. Частная цель вуза - создать условия для формирования готовности будущих педагогов к реализации патриотического воспитания. Личные цели и мотивы участия в проекте были осмыслены самими студентами, ниже приведены некоторые примеры. Мария Г.: «Причина моей заинтересованности этим проектом перекликается с мнением и
жизненной позицией. Я считаю, что новое поколение ни в коем случае не должно забывать о тех событиях, которые были довольно давно, но остались в памяти и сердцах у многих людей. Мне очень хочется, чтобы в юных сердцах зажглась гордость. Хочется не только рассказать о тех событиях, но и поведать все тонкости и невероятные факты тех дней и жизней людей». Екатерина Е.: «Почему я хочу рассказать детям о Победе? Тема страшной войны и великой Победы с ранних лет очень волнует и интересует меня. Когда я была маленькой, мой папа (любитель истории и просто хороший рассказчик) часто рассказывал мне истории с фронта, которые ему рассказывал его дед, показывал мне фильмы, читал рассказы и стихотворения, тем самым развивая во мне патриотизм и гордость за свою страну. Теперь я хочу передать ученикам хотя бы частичку тех самых эмоций и переживаний, что я испытывала, когда была в их возрасте».
Содержание проекта включало участие будущих педагогов в качестве волонтёров-помощников сотрудников музея в организации и проведении мероприятий к 70-летию Победы совместно со специалистами по музейной педагогике в соответствии с планом работы детского центра музея.
Реализация проекта позволила использовать совокупность интерактивных форм деятельности студентов. Соотнесём их с вышеперечисленными задачами подготовки будущих педагогов к реализации патриотического воспитания школьников:
• посещение выставки, посвящённой 71-летию снятия блокады Ленинграда; изучение военной экспозиции музея; участие будущих педагогов в мероприятиях музея, посвящённых празднованию 70-летия Победы, подготовке и проведении встреч с ветеранами;
• поисковая деятельность по сбору исторических материалов о военной истории Выборга, о подвигах солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны в боях на Карельском перешейке, чьими именами названы улицы Выборга и посёлки в Выборгском районе;
• знакомство с направлениями и системой работы детского центра музея, основами музейной педагогики; изучение методики проведения экскурсий для детей младшего школьного возраста; разработка на основе самостоятельно собранных исторических материалов сценария экскурсии и непосредственное её проведение; проведение исследования «Что мы знаем о Победе» среди младших школьников, обобщение полученных результатов.
Результаты совместного проекта Выборгского института ЛГУ им. А. С. Пушкина и Государственного музея «Выборгский замок» «Победа в детских сердцах» свидетельствуют о продуктивности и действенности активного взаимодействия вуза с музеем как средоточием уникальной краеведческой информации о героическом прошлом региона в подготовке будущих педагогов к реализации патриотического воспитания подрастающего поколения.
Примечания
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение (с прил.) от 29.05.2015 г. № 996-р / Российская Федерация. Правительство // Администратор образования. 2015. № 18. С. 4-13.
2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти В. А. Сластенина. - М. : МАН-ПО, 2010. С. 600-605; Рыбаков A. B., Шабапина О. Л. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.
3. Красноярова М. В., Масяж Е. Э. Социокультурное взаимодействие вуза и музея в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Инновационное образование в развивающемся регионе : сб. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование». СПб. : ЛОИРО, 2015. Т. 2. С. 161-168.
УДК 37.035.2; 379.85
В. А. Сковородкин
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы развития социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности. Уделяется внимание воспитательным технологиям. Обсуждаются воспитательные ситуации, формирующие личностные характеристики ребенка.
In the article the questions of development of social activity of children in tourist and local lore activities. Given the emphasis on educational technology. Discusses the educational situation shaping the personal characteristics of the child.