Научная статья на тему 'Развитие социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности'

Развитие социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SITUATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сковородкин В.А.

В статье рассматриваются вопросы развития социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности. Уделяется внимание воспитательным технологиям. Обсуждаются воспитательные ситуации, формирующие личностные характеристики ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сковородкин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social engagement of children in tourist and local lore activity

In the article the questions of development of social activity of children in tourist and local lore activities. Given the emphasis on educational technology. Discusses the educational situation shaping the personal characteristics of the child.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности»

Результаты совместного проекта Выборгского института ЛГУ им. А. С. Пушкина и Государственного музея «Выборгский замок» «Победа в детских сердцах» свидетельствуют о продуктивности и действенности активного взаимодействия вуза с музеем как средоточием уникальной краеведческой информации о героическом прошлом региона в подготовке будущих педагогов к реализации патриотического воспитания подрастающего поколения.

Примечания

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение (с прил.) от 29.05.2015 г. № 996-р / Российская Федерация. Правительство // Администратор образования. 2015. № 18. С. 4-13.

2. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти В. А. Сластенина. - М. : МАН-ПО, 2010. С. 600-605; Рыбаков A. B., Шабапина О. Л. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.

3. Красноярова М. В., Масяж Е. Э. Социокультурное взаимодействие вуза и музея в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов // Инновационное образование в развивающемся регионе : сб. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование». СПб. : ЛОИРО, 2015. Т. 2. С. 161-168.

УДК 37.035.2; 379.85

В. А. Сковородкин

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы развития социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности. Уделяется внимание воспитательным технологиям. Обсуждаются воспитательные ситуации, формирующие личностные характеристики ребенка.

In the article the questions of development of social activity of children in tourist and local lore activities. Given the emphasis on educational technology. Discusses the educational situation shaping the personal characteristics of the child.

Ключевые слова: социальная активность, воспитательная ситуация, воспитательная технология, туристско-краеведческая деятельность.

Keywords: social activity, educational situation, educational technology, tourist and local lore activity.

Туристско-краеведческая деятельность с детьми является комплексным направлением, развивающим их социальную активность. Во время экскурсий, походов, экспедиций группа путешественников попадает в определенную среду - природную ситуацию, деятельность в которой помогает развитию активной жизненной позиции, выработке навыков и привычек общественного поведения, формированию коллектива туристской группы. Разработанные на протяжении многих десятилетий воспитательные технологии тури-стско-краеведческой деятельности детей служат выработке навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, умению выполнять порученное дело самостоятельно, развивают сознательную дисциплину. Они строятся на основе таких ценностей, как дружба, товарищество, взаимопомощь. Организованная на основе воспитательных технологий туристско-краеведческая деятельность позволяет формировать в личности единство слова и дела, умение подчинять личные интересы общественным, культуру взаимоотношений. Воспитательные технологии нацеливают туристские группы (участников походов) на укрепление здоровья путем значительных физических нагрузок, преодоления трудностей, а также на формирование здорового образа жизни, гармонии с природой, ответственности за свое здоровье и состояние окружающего мира. Как нельзя лучше туристско-краеведческая деятельность дает возможность воспитать детей с пониманием программы развития всего человечества (принятую в Рио, 1999), служащую для обеспечения устойчивого развития общества. Туристско-краеведческая деятельность выступает направлением в непрерывном образовании и воспитании. Чаще она начинается в семье, затем продолжается в образовательных учреждениях: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах, техникумах, институтах, университетах и академиях. Образовательные учреждения становятся ступеньками современного общественного развития, а туристско-краеведческая деятельность в образовательных учреждениях помогает раздвинуть образовательное пространство учреждений до бескрайних размеров границ Родины.

Современный преобразующийся мир в стремлении к устойчивому развитию переходит на информационно-технологический путь, в котором эффективные решения организации человеческой деятельности нацелены на результат с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Такая организация человеческой деятельности становится всё более технологичной. Технологии формируют распределение всего производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, в то же время педагогическим технологиям как процессу в непрерывном образовании и воспитании присуща определенная протяженность во времени - от формулирования цели, задач до ее практического решения. А на педагогический результат оказывают влияние многие факторы, связанные со спецификой социальной среды. Органическое единство и оптимальное сочетание разнообразной деятельности в условиях путешествия создаёт комплексный воспитательный и оздоровительный эффект, а полученные навыки социального взаимодействия часто продолжаются и вне туристских мероприятий, обеспечивая комфортные социальные взаимоотношения и дальнейшее развитие личности.

Воспитательный опыт работы с детьми показывает, что особенно подростки лучше воспринимают требования нравственного и социально значимого поведения, особенно если они предъявляются педагогом в дружелюбной обстановке с юмором, в виде конкретных правил (заповедей, традиций). У костра, на прогулке, экскурсии, в походе на природе, когда сама природная ситуация умиротворяет личность ребенка, значительно легче осуществлять любое воспитательное воздействие и взаимодействие. Установлению дружественного стиля взаимоотношений способствует автономная жизнь туристского коллектива, где перед лицом поставленной задачи группа обретает наибольшую сплоченность, взаимозависимость и каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко, без внешнего принуждения. Чем сложнее поставленные к выполнению задачи, тем сплоченнее формируется коллектив, прочнее и быстрее развиваются и закрепляются навыки социального поведения. Однако педагогу необходимо заранее учитывать возможности коллектива и его потенциал, поскольку трудновыполнимые задачи могут вызвать психофизиологические перегрузки.

Результат воспитательных технологий зависит от профессионально грамотных действий педагога, руководителя туристско-кра-

еведческой деятельностью. Определить уровень воспитанности и социальной активности детей в туристско-краеведческой деятельности возможно через ряд показателей:

мотивационные показатели (потребность в социально ценностной деятельности, направленной на достижение конкретных личностных и общественных результатов);

знаниевые показатели (наличие практических знаний, необходимых для проявления воспитанности, высококультурного поведения и социальной активности);

успешный опыт (существующие примеры положительного поведения, проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в практической деятельности).

Так, в исследованиях Л. П. Конвисаревой выделяются пять уровней развития социальной активности: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий [1]. Автором разработан модуль развития социальной активности молодежи, который характеризуется наличием пяти этапов личностного роста: 1. Выбора и самопознания. 2. Самосовершенствования. 3. Самоопределения. 4. Самореализации. 5. Творческого роста. Автор считает, что воспитательные возможности в развитии социальной активности обусловлены следующими принципами: добровольности; правом выбора; признанием важности общественных потребностей; осознанием собственной социальной защищенности; развитием самоуправления; неформальностью, нестандартностью содержания деятельности; использованием обучения и воспитания как средства достижения социально значимых целей и личностного роста.

Многолетний собственный опыт организации туристско-крае-ведческой деятельности показывает, что в настоящее время в воспитательном процессе происходят понятийно-терминологические изменения, например: «формы и методы работы с детьми» уступают место «педагогическим технологиям», понятие «доброволец» заменяется «волонтёром». Однако сущность воспитательного процесса остаётся прежней, направленной на подготовку к жизни нового поколения. Одним из результатов воспитания личности выступает проявление ответственности, представляющей собой нравственно-психологическое качество человека, интегрирующее черты характера, отражающее способность контроля своих действий, поведения в окружающем мире. Ответственное отношение к природе, социуму выражается в способности сознательно, а значит, намерен-

но и добровольно выполнять требования и обязательства перед обществом, решать задачи нравственного выбора, социально значимого поведения и социальной активности. Ответственность личности предполагает самооценку деятельности и внесение соответственных коррективов по отношению к себе и к деятельности других людей.

В основе воспитательных технологий выделяются четыре основных этапа: мотивационный (самоопределяющий), деятельност-ный (ситуационный), аналитический (самопознания) и гармонизирующий.

Мотивационный этап создаёт предпосылки для развивающей деятельности, обязательно включает в себя элементы «свободного плавания», самостоятельного и свободного выбора со стороны ребёнка. Определяет цели и задачи, правила и нормы, а также характер будущей деятельности.

Деятельностный этап включает преодоление физической и психологической нагрузки, решение ситуаций (игровых, учебных, профессиональных, поведенческих), выполнение поставленных задач и целей.

Аналитический этап позволяет осознать учащемуся, что и как он сделал, в какой деятельности у него получается лучше, какие ошибки он сделал, как можно избежать ошибок.

Гармонизирующий этап создаёт атмосферу счастья, гармонии с окружающим миром, здесь используются эффекты расслабления от преодоления, достижения и победы. На этом этапе подводятся и анализируются итоги деятельности, отмечаются успехи личностного роста и развития.

Воспитывающая ситуация - основа воспитательной технологии, в процессе ее решения формируется поведение, закрепляются или ослабевают существующие, сложившиеся личностные характеристики. Воспитательные технологии имеют динамичный, меняющийся характер, зависящий от ряда дополнительных факторов, усиливающих или ослабляющих воспитательные ситуации. Зачастую эти факторы связаны с условиями образовательной и воспитательной среды, профессионализмом педагога, сложными социальными взаимодействиями, особенностями (возможностями) детей. Воспитательные технологии позволяют прийти к определенной системе развития личности.

Так, в туристско-краеведческой деятельности А. А. Остапцом была предложена образовательно-воспитательная концепция:

«Школа жизни - окружающий мир» [2]. В данной системе развития личности ребенок, постепенно познавая окружающий мир, преодолевая нагрузки в деятельности различного характера, получает всестороннее развитие. Данная концепция апробировалась в детских садах, школах и различных профессиональных учебных учреждениях. Основу концепции составляли циклические занятия турист-ско-краеведческой деятельностью, в которой ребенок осваивал различные туристские и краеведческие роли и должности. Туристские должности позволяли ему почувствовать свои силы и способности, уверенность и правильность поведения в окружающем мире, а краеведческие должности давали возможность научного познания существующего мира. Туристские должности кострового, повара, штурмана, следопыта апробируются на маршруте в природной среде, которая позволяет приобрести не только уверенность в себе, но и чувство ответственности, чувство гармонии с окружающим миром. В туризме дети сталкиваются с первыми физическими и психологическими перегрузками, которые формируют устойчивость к стрессам. Стресс - это и обязательный жизненный компонент, сопровождающий эмоциональные перегрузки и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни, помогая не только снизить их воздействие, но и повысить устойчивость организма. Они развивают сдержанность, спокойствие, осмотрительность, позволяют решительно действовать в непредвиденных обстоятельствах.

Для младших школьников воспитательная технология турист-ско-краеведческой деятельности встраивается большей частью в игру. Например, экскурсия в природу больше напоминает путешествие следопытов, поскольку главной нитью проходит вопрос «А что это?» и следопыты пытаются ответить, как называется это дерево. Вопросы усложняются: а сколько ему лет! А какие съедобные растения или грибы мы можем найти в лесу и т. д. За данной игрой формируется дружная команда-коллектив. Задача педагога - дать возможность ответить всем и проявить каждому свои интеллектуальные способности, в этот период отрабатывается культура высказываний и восприятия, выстраиваются взаимоотношения в группе. Как воспитательная технология такая экскурсия имеет больший мотивационный характер, направлена на заинтересованность к познанию. Она имеет не высокий уровень требовательности, ограничивается пожеланиями и просьбами: «Давайте вести се-

бя в лесу тихонько, чтобы услышать музыку ветра, пение птиц». Через час перед группой ставится вопрос - где и как будем отдыхать. Педагог формирует способности лидеров находить решения, одобряемые группой, закрепляя социальную активность, проявленную детьми, создавая коллектив единомышленников, способный решать поставленные задачи.

Для средних школьников воспитательные технологии турист-ско-краеведческой деятельности выливаются в походы выходного дня, в подготовительные занятия и физические тренировки, в большей степени их содержание отражает этап деятельности. Например, в походе выходного дня детям предоставляются возможности для определения собственных способностей, возможностей. И красной нитью в воспитательной технологии проходит идея: «А что ты можешь?» Педагог даёт возможность каждому школьнику попробовать себя в различных видах деятельности и помочь найти качества или способности, которые наиболее успешно развиваются, необходимые для активной и полной жизни человека. Данная воспитательная технология характеризуется средним уровнем требовательности к воспитанникам, педагогом транслируются пожелания и нормы поведения. Большинство требований выдвигаются с юмором. Юмор позволяет педагогу решить многие острые проблемы в коллективе быстро и просто. В данных технологиях воспитательные ситуации создаёт и решает сам коллектив. Психологический, эмоциональный настрой коллектива (группы) играет важную роль в объединении усилий для решения поставленных задач. А. Н. Лутошкин объяснял это явление «эффектом группы», и называл его «потенциалом деятельности коллектива» [3]. Психологический контекст такой деятельности впервые им был соотнесен со стадиями развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Плывущий плот», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

Для старших школьников воспитательная технология турист-ско-краеведческой деятельности выступает как основа профессиональной подготовки. Например, экспедиция объединяет всех для достижения поставленной цели, в решение которой каждый вкладывает выполнение своей задачи. Из опыта организации лыжных приполярных экспедиций вспоминаю, что мне приходилось мотивировать коллектив и каждого участника на выполнение разноплановых задач, в то же время необходимо было остужать «горячие головы», предупреждая, что главной ценностью существующего мира

является жизнь. И как абстрактное понятие и как конкретное -жизнь каждого участника экспедиции. В существующем мире жизнь - это уникальная материя, способная изменять незыблемые категории времени и пространства. В устойчивом развитии педагог формирует созидателя устойчивой жизни здесь и сейчас с потенциалом, направленным в будущее. Главной нитью проходят вопросы: «А кто мы такие?» и «Кто я такой?» К концу экспедиции большинство становятся профессионалами в выполнении порученных задач. И весь коллектив, решая задачи, выполняет поставленную цель экспедиции, задача педагога - создать необходимые условия для получения профессиональных качеств каждому участнику. Интересен личный опыт лыжных экологических экспедиций, проводимых вдоль восточного побережья Белого моря Поморским университетом в 1989-1999 годы. Девизом экспедиции стали слова М. В. Ломоносова: «Господь на праведных взирает, и их в пути своём хранит...» Этот девиз был нанесён на самодельный желтый флаг с изображением спасательного круга. Организатором экспедиций выступал Центр экологических исследований университета, включившийся в решение актуальных экологических проблем севера России [4]. По ходу маршрута организовывались встречи участников экспедиции с жителями населённых пунктов, трудовыми коллективами на данной территории. В этих встречах объяснялась цель и задачи экспедиции, рассказывалось о предварительно полученных результатах. В конце каждой встречи шли тематические театрализованные представления. Особенно тепло и интересно проходили встречи в школах, находящихся в районе экспедиции, в двух направлениях шли выступления, сначала для учащихся, затем для педагогического коллектива. Очень часто участникам экспедиции задавали вопросы, связанные с профессиональной, физической и психологической подготовкой участников экспедиции. В условиях постоянного перемещения (лыжные переходы 15-30 км в день) каждый участник экспедиции имел возможности для самоутверждения, закрепления характерных качеств личности, умений и навыков.

Природная среда позволяет сосредоточиться, сконцентрироваться, проанализировать собственное поведение, отношение к миру и сделать верный выбор каждой личности. Замечу, что в полевых условиях не только формируются новые виды взаимоотношений в коллективе, но и укрепляются позиции самоконтроля и самосовершенствования личности. Руководителю, педагогу важно оп-

ределять границы требований, реально выполнимых данным коллективом и каждым участником. Таким образом, туристско-крае-ведческая деятельность позволяет понимать и принимать жизненные ценности Человека и формировать разумную модель поведения в меняющемся мире.

Примечания

1. URL: http://www.dissercat.com/content/volonterskoe-dvizhenie-kak-faktor-razvitiya-sotsialnoi-aktivnosti-molodezhi 21.01.2015

2. Остапец А. А. Могучее средство развития личности. М. : Агентство «ДОК», 1994. 213 с.

3. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Кострома, 1976. 72 с.

4. Опыт лыжных экспедиций экологической направленности : сб. науч. статей. Архангельск : Изд-во Помор. ун-та, 1997; С любовью к Северу : сб. стихотворений / сост. В. А. Сковородкин. Архангельск : Изд-во Помор. ун-та, 1998. 40 с.; Формы экологического образования в школе : учеб.-метод. пособие / под ред. В. А. Сковородкина, И. З. Сковородкиной. Архангельск, 1994. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.