Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к патриотическому воспитанию современных школьников'

Подготовка будущих педагогов к патриотическому воспитанию современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF UPBRINGING / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова С.В.

В статье раскрывается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, показаны возможности проектной деятельности в воспитании патриотизма современных школьников с участием студентов-волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS’ TRAINING TO BRING UP MODERN SCHOOLCHILDREN IN A PATRIOTIC WAY

This article deals with the necessity of patriotic upbringing of the new generation. The possibilities of project activity in patriotic upbringing of modern school children with the participation of student volunteers are also presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к патриотическому воспитанию современных школьников»

УДК 378

С.В. Щенникова

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, показаны возможности проектной деятельности в воспитании патриотизма современных школьников с участием студентов-волонтеров.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, методы воспитания, ценностные ориентации.

S.V. Schennicova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

FUTURE TEACHERS' TRAINING TO BRING UP MODERN SCHOOLCHILDREN IN A PATRIOTIC WAY

Abstract. This article deals with the necessity of patriotic upbringing of the new generation. The possibilities of project activity in patriotic upbringing of modern school children with the participation of student volunteers are also presented.

Keywords: upbringing, patriotism, methods of upbringing, values.

Во все времена для руководства нашей страны, ведущих ученых, педагогов и всей интеллектуальной и культурной элиты российского общества одной из основных задач являлась задача укрепления России по всем показателям (экономическим, культурным, производственным, военно-промышленным и т.д.), являющимся базовыми для всех стран, гарантирующими самобытность, самодостаточность, силу, высокоразвитость и конкурентоспособность той или иной страны на мировой арене. В решении этой глобальной задачи человеческий фактор играет ключевую роль. Мы имеем в виду здесь то, что от того, каким мы создадим наше общество или, другими словами, от того, какие ценности будут заложены у подрастающего поколения, какое отношение будет сформировано у молодежи друг к другу, к своей Родине, - в конечном итоге будет зависеть достойное развитие нашей страны или ее полный упадок. На современном этапе развития российского общества как никогда остро встала проблема преодоления духовного кризиса нации. Для этого необходимо иметь объединяющую идею, включающую в себя ценности, приемлемые большинством россиян. Такими ценностями вновь должны стать «общее Отечество», «достоинство своей страны», «гражданственность» и «патриотизм». Вот почему так необходимо, начиная с пеленок, с семьи, воспитывать в ребенке гражданина своей страны, патриота, сердцем болеющего за ее достойное будущее и принимающего активное участие в его строительстве.

На протяжении ряда лет психолого-педагогический факультет Арзамасского филиала ННГУ взаимодействует со школами города Арзамаса, в том числе со школой № 1 с углубленным изучением английского языка. Это взаимодействие осуществляется как в рамках учебного процесса (педагогическая практика студентов), так и в рамках волонтерской работы (помощь в организации внеклассных мероприятий для школьников, в проведении благотворительных акций, профориентационная работа). В свою очередь педагогический коллектив школы № 1 осуществляет сотрудничество с образовательными учреждениями других стран: США, Таиланд, Румыния, Венгрия. В результате этого сотрудничества практически каждый год старшеклассники из других стран приезжают в гости к арзамасским школьникам, живут у них в семьях по году, изучают русский язык, знакомятся с русскими людьми, их культурой, обычаями, страной в целом. В результате бесед педагогов, студентов института со школьниками, анализа анкет оче-

видным стал тот факт, что визиты детей-иностранцев оказались для наших ребят неким стимулом к тому, чтобы побольше узнать о своей стране, о разных городах, достопримечательностях, чтобы заинтересовать иностранцев, предстать перед ними истинными патриотами своего Отечества и сформировать у них чувство уважения к России. Актуализировалась задача оказать помощь иностранцам в адаптации к новым для них условиям жизни, помочь им подружиться с семьей, в которой они проживают, с ребятами из класса, узнать об их увлечениях, интересах. Эти данные и послужили отправной точкой для появления идеи создания проекта, в который могут быть вовлечены школьники, их родители, студенты-волонтеры.

Структурно идея проекта (условное название «Мы любим Россию - родительский дом!») может быть представлена тремя составляющими. Во-первых, это семья, закладывающая основы уважительного, дружелюбного отношения друг к другу и к представителям других стран, активизирующая познавательный интерес ребенка к богатствам своей Родины. Во-вторых, это сама Россия, объединяющая русских людей между собой и с представителями других национальностей, готовая предоставить по необходимости свои ресурсы далеко за пределы своей территории. И, наконец, только благодаря первым двум составляющим мы можем выйти на третью - мировой уровень, завоевав уважение и почет со стороны других государств.

Целью проекта является развитие у детей гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Задачи проекта мы видим в следующем:

1. Восстановление ценностного отношения к личности, обществу, малой Родине.

2. Формирование уважительного отношения к своей семье, согражданам как базовый фундамент чувства патриотизма.

3. Формирование ценностного отношения к культурному наследию страны.

4. Формирование интереса к истории своей страны, русского народа.

5. Привлечение родителей к патриотическому воспитанию школьников с целью целостного воздействия (объединение усилий школы и семьи) на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций детей.

Реализация проекта осуществляется в три этапа. На организационном этапе определяются участники проекта, осуществляется сбор необходимой информации. Подготовительный этап включает в себя определение конкретных задач, формулировку заданий для учащихся. Так, ребятам можно предложить выбрать любой город нашей страны, в котором им удалось побывать, изучить его достопримечательности и подготовить творческий отчет. Кроме того, каждому ребенку необходимо составить творческий рассказ о своей семье, о себе и своих увлечениях. Итоговый этап предусматривает оформление общеклассного семейного альбома и атласа - «Путешествие по городам России» с последующей творческой презентацией. Немаловажную роль в реализации проекта играют студенты-волонтеры. Они сопровождают школьников на каждом этапе, оказывают им необходимую помощь, проводят беседы с родителями ребят, делятся собственным опытом, своими переживаниями, иногда выступают в качестве связующего звена между родителями и детьми, помогая установлению между ними более доверительных отношений, способствуя сближению всех членов семьи между собой. Подобный род деятельности очень важен для самих студентов в профессиональном плане. Современное общество требует от специалистов высокого профессионализма, творчества и активности. Будущий педагог должен обладать не только фундаментальными знаниями, но и опытом творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих проблем, практикой социального взаимодействия [1].

Мы полагаем, что в результате реализации данного проекта у ребят сформируется стойкий интерес к историческому наследию России, расширится представление об исторических памятниках нашей страны, городах. У многих школьников появится чувство гордости за свою страну, желание принимать активное участие в ее развитии, знакомить иностранцев с ее культурой, формиро-

вать уважительное отношение к ней. Работа над оформлением семейного альбома будет способствовать еще большему сближению детей с родителями и друг с другом. Этот показатель является одним из необходимых для достижения цели единения русского народа, способного преодолевать все тяготы и испытания, одерживать блестящие победы, формировать завидные перспективы для дальнейшего прогресса своей страны. Для студентов-волонтеров как будущих педагогов участие в таком проекте позволит приобрести определенные знания в области патриотического воспитания современной молодежи и, несомненно, бесценный опыт непосредственного личного участия в этом глобальном для нашей страны процессе.

Список литературы:

1. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Изучение эффективных технологий повышения у студентов педагогического вуза компетентности в сфере общения // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1 (32). - С. 132-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.