Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕЙСТВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна, Гольцева Юлия Валерьевна

Введение. В условиях современной социализирующей среды, которая приобретает виртуальный характер и характеризуется высокой степенью неопределенности, актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к формированию у обучающихся способности к самоопределению. Целью нашей статьи является анализ имеющихся у будущих педагогов затруднений в формировании действий самоопределения у обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды и обоснование необходимых изменений в содержании педагогического образования. Методы. Проведено онлайн-анкетирование 84 студентов факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета для выявления у них имеющихся компетенций и затруднений в формировании у младших школьников способности к самоопределению. Использован метод контент-анализа содержания 29 примерных образовательных программ по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям высшего образования с позиций отражения в них планируемых результатов подготовки будущих учителей к решению проблемы самоопределения личности. Результаты. Выявлена неудовлетворенность 60 % студентов степенью готовности к исследуемому процессу, установлены имеющиеся у них затруднения. Определены индикаторы ориентированности образовательных программ на формирование у студентов соответствующих профессиональных действий. Наименьшие коэффициенты частоты проявления имеют показатели, связанные с умениями безопасного поведения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса в мире виртуальной реальности (соответственно 0,1 и 0,06). Предложено комплексное решение исследуемой проблемы профессиональной подготовки посредством интеграции с процессами формирования критического мышления, функциональной и медийно-информационной грамотности обучающихся. Заключение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для совершенствования процесса подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности с учетом возможностей и рисков виртуальной социализирующей среды. Тем самым будет обеспечено формирование у обучающихся таких учебных действий, как осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, распознавание достоверной и недостоверной информации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна, Гольцева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN A VIRTUAL SOCIALIZING ENVIRONMENT

Introduction. In the conditions of the modern socializing environment, which acquires a virtual character and is characterized by a high degree of uncertainty, the problem of preparing future teachers for the formation of students' ability to self-determination is actualized. The purpose of our article is to analyze the difficulties that future teachers have in forming self-determination actions among students in a virtual socializing environment and substantiate the necessary changes in the content of pedagogical education. Methods. An online survey of 84 students of the Faculty of Primary School Teacher Training of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University was conducted to identify existing competencies and difficulties in the formation of the ability of younger schoolchildren to self-determination. The method of content analysis of the content of 29 sample educational programs in pedagogical and psychological-pedagogical areas of higher education is used from the standpoint of reflecting in them the planned results of training future teachers to solve the problem of self-determination of the individual. Results. Dissatisfaction of 60% of students with the degree of readiness for the process under study was revealed, their difficulties were identified. The indicators of the orientation of educational programs to the formation of appropriate professional actions among students are determined. The lowest frequency coefficients of manifestation have indicators related to the skills of safe behavior and interaction with the subjects of the educational process in the world of virtual reality (0.1 and 0.06, respectively). A comprehensive solution to the problem of vocational training is proposed through integration with the processes of formation of critical thinking, functional and media-information literacy of students. Conclusion. The data obtained in the course of the study can be used to improve the process of preparing future teachers for professional activity, taking into account the opportunities and risks of a virtual socializing environment. This will ensure the formation of such educational actions among students as making a reasonable moral choice based on ethical norms; finding contradictions in the facts under consideration, recognizing reliable and unreliable information, etc.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 378.937: 371.03

Н. П. ШитяковА, И. В. Верховых, И. В. Забродина, Ю. В. Гольцева

Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды

Введение. В условиях современной социализирующей среды, которая приобретает виртуальный характер и характеризуется высокой степенью неопределенности, актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к формированию у обучающихся способности к самоопределению. Целью нашей статьи является анализ имеющихся у будущих педагогов затруднений в формировании действий самоопределения у обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды и обоснование необходимых изменений в содержании педагогического образования.

Методы. Проведено онлайн-анкетирование 84 студентов факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета для выявления у них имеющихся компетенций и затруднений в формировании у младших школьников способности к самоопределению. Использован метод контент-анализа содержания 29 примерных образовательных программ по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям высшего образования с позиций отражения в них планируемых результатов подготовки будущих учителей к решению проблемы самоопределения личности.

Результаты. Выявлена неудовлетворенность 60 % студентов степенью готовности к исследуемому процессу, установлены имеющиеся у них затруднения. Определены индикаторы ориентированности образовательных программ на формирование у студентов соответствующих профессиональных действий. Наименьшие коэффициенты частоты проявления имеют показатели, связанные с умениями безопасного поведения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса в мире виртуальной реальности (соответственно 0,1 и 0,06). Предложено комплексное решение исследуемой проблемы профессиональной подготовки посредством интеграции с процессами формирования критического мышления, функциональной и медийно-информационной грамотности обучающихся.

Заключение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для совершенствования процесса подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности с учетом возможностей и рисков виртуальной социализирующей среды. Тем самым будет обеспечено формирование у обучающихся таких учебных действий, как осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, распознавание достоверной и недостоверной информации и др.

Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение младших школьников, действия самоопределения, профессиональная подготовка, готовность к формированию способности к самоопределению

Ссылка для цитирования:

Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В., Гольцева Ю. В. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 160-173. 10.32744/р$е.2022.3.9

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 24 October 2021 Published: 30 June 2022

N. P. Shityakova, I. V. Verkhovykh, I. V. Zabrodina, Yu. V. Goltseva

Preparation of future teachers for the formation of personal self-determination of students in a virtual socializing environment

Introduction. In the conditions of the modern socializing environment, which acquires a virtual character and is characterized by a high degree of uncertainty, the problem of preparing future teachers for the formation of students' ability to self-determination is actualized.

The purpose of our article is to analyze the difficulties that future teachers have in forming self-determination actions among students in a virtual socializing environment and substantiate the necessary changes in the content of pedagogical education.

Methods. An online survey of 84 students of the Faculty of Primary School Teacher Training of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University was conducted to identify existing competencies and difficulties in the formation of the ability of younger schoolchildren to self-determination. The method of content analysis of the content of 29 sample educational programs in pedagogical and psychological-pedagogical areas of higher education is used from the standpoint of reflecting in them the planned results of training future teachers to solve the problem of self-determination of the individual.

Results. Dissatisfaction of 60% of students with the degree of readiness for the process under study was revealed, their difficulties were identified. The indicators of the orientation of educational programs to the formation of appropriate professional actions among students are determined. The lowest frequency coefficients of manifestation have indicators related to the skills of safe behavior and interaction with the subjects of the educational process in the world of virtual reality (0.1 and 0.06, respectively). A comprehensive solution to the problem of vocational training is proposed through integration with the processes of formation of critical thinking, functional and media-information literacy of students.

Conclusion. The data obtained in the course of the study can be used to improve the process of preparing future teachers for professional activity, taking into account the opportunities and risks of a virtual socializing environment. This will ensure the formation of such educational actions among students as making a reasonable moral choice based on ethical norms; finding contradictions in the facts under consideration, recognizing reliable and unreliable information, etc.

Keywords: personal universal educational actions, self-determination, personal self-determination, self-determination of younger schoolchildren, self-determination actions, professional training, readiness to form the ability to self-determination

For Reference:

Shityakova, N. P., Verkhovykh, I. V., Zabrodina, I. V., & Goltseva, Yu. V. (2022). Preparation of future teachers for the formation of personal self-determination of students in a virtual socializing environment. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 160-173. doi: 10.32744/pse.2022.3.9

_Введение

вопросы формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций, в том числе, в области развития у обучающихся способности к самоопределению, активно исследуются в современной педагогической науке. Внедрение на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1] в педагогический словарь понятия «универсальные учебные действия» способствовало появлению ряда исследований, посвященных их формированию у младших школьников. Так, например, А. Г. Асмолов [2] отмечает, что освоение ребенком универсальных учебных действий определяет его реальную и потенциальную готовность находиться в ситуации неопределенности, которая характерна для современного мира. В зарубежных исследованиях данная проблема также нашла свое отражение. Теория самоопределения личности легла в основу исследований C. Rigby и K. M. Sheldon [3; 4]. По мнению S. Field и A. Hoffman, способность ребёнка к самоопределению находится в прямой зависимости от её сформиро-ванности у педагога. Самоопределение необходимо поддерживать на всех уровнях школьной организации и использовать различные способы вовлечения родителей в данный процесс [5].

В то же время педагоги-практики видят существующие трудности при овладении детьми такими действиями, как осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; восприятие и формулирование суждения, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения; нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма; сравнение нескольких вариантов решения задачи, выбор наиболее подходящих; распознавание достоверной и недостоверной информации и др. Именно эти действия являются основой для формирования способности у младших школьников к самоопределению.

Психологические аспекты развития самоопределения младшего школьника представлены в трудах российских учёных. В исследовании В. В. Сохранова названы особенности самоопределения младших школьников. К ним относятся: установление социальных связей; охрана границ собственного «Я», структурирование собственного психического пространства, обозначение принадлежности окружающего предметного мира своему «Я»; осознанная мера регуляции своих поступков и своей биографии, «пробы себя», смена читательских интересов, соотнесение концепций («Я-концепция» и концепция «Другого человека») и т. д. [6].

Формирование личностного самоопределения связано с процессом социализации личности и зависит от ряда факторов, среди которых: насыщение образовательного процесса духовно-нравственным содержанием, обеспечение взаимодействия школы и социума, семьи. Социализация современных школьников происходит в условиях виртуальной среды, которая обладает мощным образовательным потенциалом, но в то же время оказывает негативное психологическое воздействие на формирующуюся личность, так как влияет на:

• изменение структуры досуга учащихся,

• каналы получения информации,

• характер межличностных взаимодействий,

• усвоение социальных норм,

• формирование ценностных ориентаций [7].

А. В. Пищелко отмечает, что «у человека в сети формируется не только чувство безопасности, но и безответственность, что в определенной степени криминализирует коммуникативную деятельность в сети», что не может не оказывать влияние на личностное самоопределение» [8].

Тем не менее, в современных исследованиях отражены и противоположные взгляды на влияние онлайн-среды на личностное самоопределение. Н. П. Дерягин демонстрирует её возможности в организации воспитательной работы с обучающимися [9]. О. А. Зимовина рассматривает воспитательные функции виртуальной образовательной среды школы, подчёркивает её значимость как эффективного средства для развития коммуникации участников образовательного процесса [10]. Н. Ю. Королева считает условием повышения результативности образовательного процесса формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения [11]. В. А. Плешаков утверждает, что «киберпространство предлагает широкие возможности для реализации творческого потенциала и личностного самоопределения молодых людей. Успешность личностного самоопределения во многом зависит от способности человека к рефлексии. Интернет-среда предоставляет большие возможности для развития рефлексии благодаря блогам, авторским дневникам, записям, публикуемым на страницах интернет-сообществ в социальных сетях» [12]. Huang, Y. C. Рассматривает, каким образом контексты технологии трехмерной виртуальной реальности удовлетворяют или препятствуют психологическим потребностям обучающихся [13]. Bram Pynoo, Pieter Devolder и др. в ходе проведённого исследования пришли к выводу о том, что руководители образовательных организаций должны настоятельно поощрять учителей к использованию цифровой среды обучения [14]. Однако авторами не были изучены аспекты влияния данной среды на социализацию школьников.

Д. В. Коломиец критически относится к популяризации виртуальной среды, так как «это приводит к ограничению сферы восприятия и понимания человеком мира границами доминирующей виртуальной реальности, при этом «автономизация» человека как коммуниканта вызывает клиповость мышления из-за отсутствия принципа системности в процессе обучения и формирования личностной картины мира» [15].

Несомненно, виртуальная социализирующая среда будет оказывать влияние на самоопределение личности. Этот факт необходимо учитывать в процессе подготовки будущих педагогов к формированию личностных универсальных учебных действий, в частности способности к самоопределению. Решение данной проблемы достаточно полно отражено в современной педагогической литературе и характеризуется: ориентиром на изучение вопросов профессиональной подготовки к различным аспектам педагогической деятельности учителя начальных классов; серьезными исследованиями понятий «самоопределение», «личностные универсальные учебные действия», «виртуальная среда», «профессиональная готовность»; выявлением возможностей и рисков виртуальной социализирующей среды для развития личности младших школьников и др. Н. М. Жданова отмечает специфику содержания процесса подготовки, определяет его конкретные результаты [16]. Ravhuhali, F. Даёт характеристику модели профессионального развития учителей [17]. Darling-Hammond даёт обзор новаторских программ подготовки учителей, включающих способы формирования у будущих педагогов мышления, необходимого для обучения учеников XXI века [18].

Способность личности к самоопределению в настоящее время, на наш взгляд, связана с медийно-информационной грамотностью. В этом отношении интерес представляет соответствующая программа обучения педагогов, опубликованная под редакцией Алтона Гриззла и Кэролайн Уилси [19]. Ее применение позволит будущему учителю свободно ориентироваться в онлайн-пространстве, отбирать цифровой контент, научить этим и другим действиям своих учеников. Zha, S. И др. описан опыт использования информационных технологий в формировании педагогических компетенций [20]. Однако мы обнаружили единичные исследования, в которых рассматривается готовность студентов к формированию у младших школьников учебных действий, лежащих в основе способности к самоопределению.

Целью нашей статьи является исследование готовности студентов к формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников, в том числе способности к самоопределению, для совершенствования на основе полученных данных содержания подготовки будущих педагогов к осуществлению данного процесса в образовательной организации в условиях виртуальной социализирующей среды.

_Материалы и методы

Проведенное нами исследование было направлено на решение следующих задач: 1) определить состояние проблемы подготовки будущих педагогов к формированию у обучающихся способности к самоопределению в педагогической теории; 2) выявить понимание будущими педагогами сущности понятий «личностные универсальные учебные действия», «самоопределение»; 3) изучить отношение будущих педагогов к процессу и результатам формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников; 4) определить степень готовности студентов к формированию у младших школьников способности к самоопределению.

Этапы исследования:

• изучение состояния проблемы подготовки будущих педагогов к формированию универсальных учебных действий обучающихся в современных научных исследованиях;

• контент-анализ примерных основных образовательных программ педагогического и психолого-педагогического направления;

• разработка авторского опросника, направленного на определение готовности будущих педагогов к формированию у младших школьников способности к самоопределению;

• апробация опросника, корректировка вопросов, размещение его в интернете (https://forms.gle/wecQ5v7aeoU63Pau7);

• анализ результатов опроса среди студентов выпускных курсов факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ.

Состояние проблемы подготовки будущих педагогов к формированию универсальных учебных действий изучалось с применением анализа психолого-педагогической литературы (цель: определение достижений в решении проблемы, существующих точек зрения), элементов контент-анализа (цель: выявление ключевых понятий исследования в содержании образовательных программ) и метода опроса (цель: изучение степени готовности будущих педагогов к формированию у младших школьников учебных действий самоопределения).

В качестве метода качественно-количественного анализа состояния проблемы подготовки будущих учителей к формированию у обучающихся способности к самоопределению был выбран контент-анализ. Объектами исследования выступили проекты примерных образовательных программ по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям бакалавриата, представленных на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предметом данного анализа стали индикаторы достижения компетенций, обеспечивающих формирование у обучающихся способности к самоопределению в условиях виртуальной социализирующей среды:

• знание планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы;

• знание правил безопасного поведения в мире виртуальной реальности;

• умение использовать возможности интернет-пространства и социальных сетей в качестве инструмента взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

• умение формировать установки обучающихся на использование образцов и ценностей социального поведения.

Выборка составила 29 примерных основных образовательных программ. Нами определялась частота проявления этих категорий в программах. Удельный вес той или иной категории вычислялся с помощью формулы: К=("число единиц анализа,фиксирующих данную категорию")/("общее число единиц анализа").

В опросе приняли участие 84 студентки факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ. Возраст респондентов - от 21 до 23 лет. Все участницы исследования в процессе обучения в вузе освоили дисциплины психолого-педагогического цикла, в том числе «Технологии формирования универсальных учебных действий». Респонденты были ознакомлены с целью проводимого опроса: изучение понимания и отношения будущих педагогов к процессу и результатам формирования способности к самоопределению у младших школьников.

Вопросы были направлены на выявление понимания будущими педагогами: 1) сущности универсальных учебных действий; 2) требований Федерального государственного образовательного стандарта к формированию личностных универсальных учебных действий; 3) понятия «самоопределение»; 4) особенностей самоопределения младших школьников; 5) форм, методов и приёмов формирования действий самоопределения.

_Результаты исследования

Современное состояние проблемы готовности будущих учителей формировать у младших школьников способность к самоопределению в условиях виртуальной социализирующей среды характеризуется следующим:

• серьезными исследованиями понятий «профессиональная подготовка» и «профессиональная готовность», «самоопределение», «личностные универсальные учебные действия» и др.;

• недостаточным вниманием к изучению особенностей пропедевтической работы учителя по формированию способности к самоопределению у детей младшего школьного возраста;

• ориентиром на исследование вопросов профессиональной подготовки к различным аспектам педагогической деятельности учителя начальных классов, но в меньшей мере к пропедевтической работе по формированию способности к самоопределению;

• выявлением возможностей и рисков виртуальной социализирующей среды для развития личности младших школьников, в целом, но недостаточным вниманием к их учету в педагогическом процессе, в частности.

Контент-анализ примерных основных образовательных программ педагогического и психолого-педагогического направления помог выявить коэффициент частоты проявления индикаторов достижения компетенций, обеспечивающих формирование у обучающихся способности к самоопределению (полученные результаты представлены в табл. 1).

Таблица 1

Результаты контент-анализа примерных основных образовательных программ

Индикаторы достижения компетенций, обеспечивающих формирование у обучающихся способности к самоопределению

знание планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы знание правил безопасного поведения в мире виртуальной реальности умение использовать возможности интернет-пространства и социальных сетей в качестве инструмента взаимодействия с субъектами образовательного процесса умение формировать установки обучающихся на использование образцов и ценностей социального поведения

Количество упоминаний 29 3 2 18

Коэффициент частоты проявления 1 0,1 0,06 0,6

Знание планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы как индикатор присутствует во всех образовательных программах (коэффициент 1). Умение формировать установки обучающихся на использование образцов и ценностей социального поведения упоминается более чем в половине программ (коэффициент 0,6). Знание правил безопасного поведения в мире виртуальной реальности и умение использовать возможности интернет-пространства и социальных сетей в качестве инструмента взаимодействия с субъектами образовательного процесса имеют наименьшие коэффициенты (0,1 и 0,06 соответственно). Это свидетельствует о недостаточной конкретизации планируемых результатов подготовки будущих учителей к формированию самоопределения младших школьников, которые не учитывают особенности и риски виртуальной социализирующей среды, а также особенности межличностного взаимодействия в ее условиях.

В ходе исследования студенты в целом оценили степень своей готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению в условиях виртуальной социализирующей среды. Только 40,5 % будущих педагогов считают достаточной свою готовность к осуществлению рассматриваемого нами процесса. Проиллюстрируем на примерах как элементы готовности, так и затруднения, которые испытывают будущие учителя начальных классов.

Один из вопросов был направлен на понимание будущими учителями начальных классов сущности личностных универсальных учебных действий. Так, 86,5% респондентов считают, что личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, 5,4 % связывают их с организацией учебной деятельности, 5,4 % - с самостоятельным выделением и формулированием познавательной цели, а 2,7 % - со смысловым аспектом общения и социального взаимодействия. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что не все студенты могут точно определить назначение личностных универсальных учебных действий.

К критериям сформированности у младших школьников личностных универсальных учебных действий, в том числе способности к самоопределению, респонденты относят: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием (45,9 %); представленность в Я-концепции социальной роли ученика (40,5 %); положительное отношение к школе, ориентировка на моральную норму (по 29,7 %); сформированность познавательных мотивов - интерес к новому (13,5 %). Полученные результаты позволяют нам констатировать недостаточное понимание будущими педагогами значимости ориентации на моральную оценку как критерия сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников, в том числе учебных действий, лежащих в основе способности к самоопределению.

Было изучено понимание студентами понятия «самоопределение». 35,1 % опрошенных рассматривают самоопределение как процесс и результат выбора личностью собственной позиции; 29,7 % респондентов - как функцию, которая является духовным выбором личности; 27 % - как механизм становления личностной зрелости; 8,2 % - как обретение человеком своего ценностно-смыслового единства. При этом только 56,7 % студентов выбрали те характеристики рассматриваемого понятия, в которых отражены учебные действия, лежащие в основе способности к самоопределению. Данный факт необходимо учитывать при разработке учебных программ психолого-педагогических дисциплин.

Отдельный раздел проведённого опроса связан с характеристикой самоопределения в младшем школьном возрасте. На вопрос «Какое (или какие) из нижеследующих определений отражает (-ют) особенности самоопределения в младшем школьном возрасте?» мы получили следующие ответы (см. рис. 2).

формирование нового стиля поведения в ситуация* культурн ых, соци а л ьн ых и професс и он ал ьн ых изменений

осознание человеком, чего он хочет, что он может, что он есть, чего от него хочет или ждет коллектив, общество

соз нэтельный выборличностью собственной позиции в проблемных ситуациях

сознательный акт выявления и утверждения человеком собственной позиции, целей, средств 45,9

с а моосу ществл ен ия

процесс понимания и осознания человеком самого себя, своего места в обществе, в жизни

Рисунок 2 Понимание студентами сущности самоопределения младших школьников

Очевидно, что студентам было сложно выделить те характеристики, в которых отражены возрастные особенности младших школьников. Возможно, в программах учебных дисциплин представлено недостаточное количество заданий, направленных на учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования способности к самоопределению.

Один из вопросов анкеты сформулирован следующим образом: «Выполнение, каких из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования влияет на формирование способности младшего школьника к самоопределению?». Больше половины респондентов (56,8 %) назвали такое требование, как развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 29,7 % студентов считают, что это овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, 27 % - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности и столько же - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Таким образом, студенты выбрали именно те требования, которые влияют на формирование способности младшего школьника к самоопределению, исключив требования, не относящиеся к данному процессу.

В ходе исследования мы выявили умение студентов определять планируемые результаты, которые связаны со способностью к самоопределению у младших школьников. Из представленного перечня планируемых результатов большее количество выборов получили следующие: выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи) - 67,6 %, умение принимать другую точку зрения, готовность изменить свою точку зрения - 62,2 %, формулировать самому простые правила поведения (56,8 %).

Нами были выявлены знания студентов о формах и видах деятельности, которые способствуют формированию самоопределения младших школьников. Прежде всего, по мнению будущих педагогов, это проектная деятельность (73 %), учебное сотрудничество и проблемно-ценностное общение (по 67,6 %), трудовая деятельность (59,5 %), художественное творчество (51,4 %), контрольно-оценочная деятельность (35,1 %), спортивно-оздоровительная деятельность (27 %). Также можно констатировать умение респондентов определять типы заданий, способствующие формированию самоопределения младших школьников.

Таким образом, мы можем констатировать недостаточную готовность будущих педагогов к формированию у младших школьников способности к самоопределению. Считаем целесообразным внести в содержание учебных программ знания о способах формирования следующих учебных действий: осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма; распознавание достоверной и недостоверной информации и др.; задания, направленные на учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе формирования их способности к самоопределению; обучение студентов способам нивелирования негативного воздействия виртуальной среды на самоопределение младших школьников и т.п.

_Обсуждение результатов

Проблема подготовки будущих учителей к формированию у обучающихся способности к самоопределению изучается современными исследователями, но в основном она рассматривается в рамках формирования личностных универсальных учебных действий в целом и касается старших возрастных групп. В своем исследовании мы обратились к изучению состояния решения данной проблемы в работе с младшими школьниками, опираясь на мнения ученых о возможности формирования самоопределения уже в этом возрасте.

Мы согласны с характеристикой особенностей самоопределения младших школьников, данной В. В. Сохрановым [6], но считаем необходимым сделать акцент на совокупности учебных действий (личностных, регулятивных, логических, информационных и др.), которые являются основой для формирования данной способности в учебной деятельности. Кроме того, мы видим взаимосвязь самоопределения личности с функциональной грамотностью, которая обеспечивает умение обучающихся применять приобретаемые знания, умения и навыки для решения конкретных жизненных задач. С учетом возрастных возможностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) рассматриваем самоопределение младшего школьника как совокупность учебных действий, способствующих выбору и осознанию младшими школьниками своей позиции, вида деятельности, средств достижения цели; включению личности в систему социальных отношений на основе сформированных интересов и потребностей.

Полученные нами данные в ходе анализа существующих исследований согласуются с мнением Н. М. Ждановой [16], Darling-Hammond [18] и др. о специфике содержания процесса подготовки учителя к обучению учеников XXI века, Т. А. Мурованы о взаимосвязи критического мышления и медийно-информационной грамотности [21], но делая акцент на подготовке будущих учителей к развитию у обучающихся способности к самоопределению, подчеркиваем необходимость его интеграции с формированием критического мышления, медийно-информаци-онной и функциональной грамотности. Этот вывод связан и с особенностями исследуемых процессов в условиях виртуальной социализирующей среды, которая обладает как возможностями для развития личности обучающихся, так и значительными угрозами, и рисками.

Анализ примерных основных образовательных программ педагогической и психолого-педагогической направленности показал их ориентированность на формирование у студентов умения использовать возможности образовательной среды для достижения личностных результатов обучения детей. Однако их содержание требует конкретизации с учетом особенностей и рисков виртуальной социализирующей среды.

Использование в нашем исследовании метода опроса согласуется с мнением S. Narciss о необходимости интерактивной обратной связи с будущими учителями для развития их компетенций [22]. В результате были сформулированы конкретные предложения по совершенствованию содержания программ профессиональной подготовки.

_Заключение

Подготовка студентов к формированию у младших школьников личностных универсальных учебных действий, в том числе способности к самоопределению, в условиях виртуальной социализирующей среды является актуальной проблемой для современной педагогической теории. Она представляет собой специально организо-

V V г" I Ч/

ванный педагогический процесс, направленный на обеспечение профессиональной компетентности будущих педагогов в области общей и социальной педагогики, общей и возрастной психологии, методик воспитания и обучения, информатики, а также формирование направленности личности на реализацию системно-деятельностного подхода к развитию самоопределения в условиях виртуальной социализирующей среды.

На основании результатов нашего исследования можно сделать вывод о необходимости совершенствования программ педагогического и психолого-педагогического образования с учетом современных международных и отечественных исследований в сфере формирования не только педагогических компетенций в целом, но и формирования критического мышления личности, медийно-информационной и функциональной грамотности, в частности.

_Финансирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 07.07.2021 г. № 16-611 по теме «Проблемы личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды».

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. Москва, 2016. 45 с.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

3. Rigby, C. S., & Ryan, R. M. (2018). Self-determination theory in human resource development: New directions and practical considerations. Advances in Developing Human Resources, 20(2), 133-147.

4. Sheldon, K. M., & Prentice, M. (2019). Self-determination theory as a foundation for personality researchers. Journal of Personality, 87(1), 5-14.

5. Field S, Hoffman A. Lessons Learned From Implementing the Steps to Self-Determination Curriculum. Remedial and Special Education. 2002; 23(2): 90-98. doi:10.1177/074193250202300205.

6. Сохранов В. В. Состояние и тенденции профессиональной социализации педагогических кадров на вузовском и послевузовском этапах подготовки и переподготовки. Пенза: ПГПУ, 2000. 96 с.

7. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №2. С. 15-18.

8. Пищелко А. В. Проблема негативных последствий жизнедеятельности личности в киберпространстве // Прикладная юридическая психология. 2018. №3. С. 19-23.

9. Дерягин, Н. П. О возможностях воспитательной работы в виртуальной среде // Народное образование. 2017. № 3-4 (1461). С. 157-159.

10. Зимовина О. А. Виртуальная среда и ее воспитательные возможности // Вестник Университета Российской академии образования. 2017. № 3. С. 51-57.

11. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И., Трубина И. И. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6(73). С. 109-112.

12. Плешаков В. А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе киберсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 159.

13. Huang, Y. C., Backman, S. J., Backman, K. F., McGuire, F. A., & Moore, D. (2019). An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory. Education and Information Technologies, 24(1), 591-611.

14. Bram Pynoo, Pieter Devolder, Jo Tondeur, Johan van Braak, Wouter Duyck, Philippe. Duyck Predicting secondary school teachers' acceptance and use of a digital learning environment: A cross-sectional study // Computers in Human Behavior, 2011, Volume 27, Issue 1. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S074756321000302X.

15. Коломиец Д. В. Социализация в медийно-информационном обществе: философско-образовательный аспект // Приволжский научный вестник. 2016. №8 (60). С. 116-119.

16. Жданова Н. М. Подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №1 (37). С. 24-28.

17. Ravhuhali, F., Mashau, T. S., Kutame, A. P., & Mutshaeni, H. N. (2015). Teachers' Professional Development Model for Effective Teaching and Learning in Schools: What Works Best for Teachers? International Journal of Educational Sciences, 11 (1), 57-68.

18. Darling-Hammond, L. Preparing Teachers for Deeper Learning // Learning policy institute. 2019. URL: https:// learningpolicyinstitute.org/product/preparing-teachers-deeper-learning-brief

19. Wilson, C., Grizzle, A., Tuazon, R., Akyempong, K., & Cheung, C. K. Media and information literacy curriculum for teachers. UNESCO Publishing, 2014.

20. Zha, S., Kelly, P., Park, M. K., & Fitzgerald, G. (2014). An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards. Journal of Research on Technology in Education, 38 (3), 349-367.

21. Мурована Т. А. Критическое мышление как инструмент и результат медийно-информационной грамотности // Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей. Сборник статей / ред. Ю.Ю. Черный, Т.А. Мурована. М., 2021. С. 32-36.

22. Narciss, S. Interaktive Feedbackstrategien gestalten und reflektieren als zentraler Baustein für Kompetenzentwicklung // Professionsbezogene Beratung und Begleitung von Lehramtsstudierenden: kompetenzorientiert -studienbegleitend - digital. URL: https://www.qualitaetsoffensivelehrerbildung.de/lehrerbildung/de/programm/ begleitung/workshop-professionsbezogene-b-nzorientiert-studienbegleitend/workshop-professionsbezogene-b-nzorientiert-studienbegleitend_node.html

23. Huang, Y.C., Backman, S.J., Backman, K.F. et al. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory. Education and Information Technologies, 2019, vol. 24, pp. 591-611. DOI: 10.1007/s10639-018-9784-5

24. Cho, E., Seo, H. Self-Determination Studies for Elementary Students with and Without Disabilities in Korea. Advances in Neurodevelopmental Disorders, 2019, no. 3, pp. 161-172. DOI: 10.1007/s41252-019-00103-3

25. Raley, S.K., Shogren, K.A., Rifenbark, G.G. et al. Enhancing Secondary Students' Goal Attainment and Self-Determination in General Education Mathematics Classes Using the Self-Determined Learning Model of Instruction. Advances in Neurodevelopmental Disorders, 2020, no. 4, pp. 155-167. DOI: 10.1007/s41252-020-00152-z

REFERENCES

1. Federal State educational standard of primary general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation; [ed. by N. V. Goncharov]. Moscow, 2016, 45 p. (In Russ.)

2. Asmolov A. G. How to design universal educational actions in primary school: from action to thought : a teacher's manual. Moscow, 2008, 151 p. (In Russ.)

3. Rigby, C. S., & Ryan, R. M. Self-determination theory in human resource development: New directions and practical considerations. Advances in Developing Human Resources, 2018, vol. 20(2), pp. 133-147.

4. Sheldon, K. M., & Prentice, M. Self-determination theory as a foundation for personality researchers. Journal of

Personality, 2019, vol. 87, no. 1, pp. 5-14.

5. Field S, Hoffman A. Lessons Learned From Implementing the Steps to Self-Determination Curriculum. Remedial and Special Education, 2002, vol. 23, no. 2, pp. 90-98. DOI: 10.1177/074193250202300205.

6. Sokhranov V. V. The state and trends of professional socialization of teaching staff at the university and postgraduate stages of training and retraining. Penza, 2000, 96 p. (In Russ.)

7. Pleshakov V. A. Cybersocialization: social development and social education of a modern person. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2010, no.2, pp. 15-18. (In Russ.)

8. Pishchelko A.V. The problem of negative consequences of a person's vital activity in cyberspace. Applied Legal psychology, 2018, no.3, pp. 19-23. (In Russ.)

9. Deryagin N. P. On the possibilities of educational work in a virtual environment. National education, 2017, no. 3-4 (1461), pp. 157-159. (In Russ.)

10. Zimovina O. A. Virtual environment and its educational opportunities. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2017, no. 3, pp. 51-57. (In Russ.)

11. Koroleva N. Y. Formation of a virtual socio-educational environment of an educational institution as a condition for improving the effectiveness of the educational process. The world of science, culture, education, 2018, no. 6(73), pp. 109-112. (In Russ.)

12. Pleshakov V. A., Obidina T.V. Development of reflection in the process of cybersocialization of youth. Modern problems of science and education, 2014, no. 6, p. 159. (In Russ.)

13. Huang, Y. C., Backman, S. J., Backman, K. F., McGuire, F. A., & Moore, D. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory. Education and Information Technologies, 2019, vol. 24, no. 1, pp. 591-611.

14. Bram Pynoo, Pieter Devolder, Jo Tondeur, Johan van Braak, Wouter Duyck, Philippe. Duyck Predicting secondary school teachers' acceptance and use of a digital learning environment: A cross-sectional study. Computers in Human Behavior, 2011, vol. 27, issue 1. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S074756321000302X.

15. Kolomiets D. V. Socialization in the media and information society: philosophical and educational aspect. Volga Scientific Bulletin, 2016, no. 8 (60). pp. 163-169. (In Russ.)

16. Zhdanova N. M. Preparing students for the formation of personal universal educational actions in younger schoolchildren. Bulletin of Shadrinsky State Pedagogical University, 2018, no.1 (37), pp. 24-28. (In Russ.)

17. Ravhuhali, F., Mashau, T. S., Kutame, A. P., & Mutshaeni, H. N. Teachers' Professional Development Model for Effective Teaching and Learning in Schools: What Works Best for Teachers? International Journal of Educational Sciences, 2015, vol. 11 (1), pp. 57-68.

18. Wilson, C., Grizzle, A., Tuazon, R., Akyempong, K., & Cheung, C. K. Media and information literacy curriculum for teachers. UNESCO Publishing, 2014.

19. Darling-Hammond, L. Preparing Teachers for Deeper Learning. Learning policy institute. 2019. Available at: https:// learningpolicyinstitute.org/product/preparing-teachers-deeper-learning-brief.

20. Zha, S., Kelly, P., Park, M. K., & Fitzgerald, G. An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards. Journal of Research on Technology in Education, 2014, vol. 38, no. 3, pp. 349-367.

21. Murovana T. A. Critical thinking as a tool and result of media and information literacy. Media and information literacy in the digital world: how to teach teachers. Collection of articles / ed. Yu.Yu. Cherny, T.A. Murovana. Moscow, 2021. pp. 32-36. (In Russ.)

22. Narciss, S. Interaktive Feedbackstrategien gestalten und reflektieren als zentraler Baustein für Kompetenzentwicklung // Professionsbezogene Beratung und Begleitung von Lehramtsstudierenden: kompetenzorientiert -studienbegleitend - digital. Available at: https://www.qualitaetsoffensivelehrerbildung.de/lehrerbildung/ de/programm/begleitung/workshop-professionsbezogene-b-nzorientiert-studienbegleitend/workshop-professionsbezogene-b-nzorientiert-studienbegleitend_node.html

23. Huang, Y.C., Backman, S.J., Backman, K.F. et al. An investigation of motivation and experience in virtual learning environments: a self-determination theory. Education and Information Technologies, 2019, vol. 24, pp. 591-611. DOI: 10.1007/s10639-018-9784-5

24. Cho, E., Seo, H. Self-Determination Studies for Elementary Students with and Without Disabilities in Korea. Advances in Neurodevelopmental Disorders, 2019, no. 3, pp. 161-172. DOI: 10.1007/s41252-019-00103-3

25. Raley, S.K., Shogren, K.A., Rifenbark, G.G. et al. Enhancing Secondary Students' Goal Attainment and Self-Determination in General Education Mathematics Classes Using the Self-Determined Learning Model of Instruction. Advances in Neurodevelopmental Disorders, 2020, no. 4, pp. 155-167. DOI: 10.1007/s41252-020-00152-z

Информация об авторах Шитякова Наталья Павловна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, доктор педагогических наук, профессор

кафедры ППиПМ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Верховых Ирина Валерьевна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры ППиПМ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Забродина Инга Викторовна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры ППиПМ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

Гольцева Юлия Валерьевна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры ППиПМ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: golcevauv @cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

Information about the authors Natalya P. Shityakova

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department of Education, Psychology, and Subject Methods

South Ural State University of Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Irina V. Verkhovykh

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor at the Department of Education, Psychology,

and Subject Methods South Ural State University of Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Inga V. Zabrodina

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor at the Department of Education, Psychology,

and Subject Methods South Ural State University of Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

Julia V. Goltseva

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department of Education, Psychology,

and Subject Methods South Ural State University of Humanities and Education E-mail: golcevauv @cspu.ru ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.