Научная статья на тему 'Мотивирование будущих учителей начальных классов к преподаванию комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"'

Мотивирование будущих учителей начальных классов к преподаванию комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ / "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА МОТИВА / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT SCHOOL / "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" / MOTIVATION / MOTIVE STRUCTURE / PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна

Введение в образовательный процесс начальной школы модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало необходимость подготовки соответствующих педагогических кадров. В учебные планы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» были включены специальные учебные дисциплины. Однако у многих студентов, обучающихся по данному направлению, отмечается несформированность мотивов к преподаванию в школе модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Видно явное противоречие между целенаправленной профессиональной подготовкой и нежеланием будущих учителей вести соответствующие уроки в начальной школе. Его следствием стала проблема изучения факторов отрицательного отношения студентов к преподаванию вышеназванной дисциплины, мотивов выбора модуля дисциплины, определения содержания и методов профессиональной подготовки, побуждающих молодых педагогов к преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственной направленности. Исследование проводилось на базе факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного педагогического университета. В исследовании применялись методы: анкетирования будущих педагогов; ранжирования наиболее значимых мотивов к осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников; беседа. Выявлено отношение будущих учителей начальных классов к духовно-нравственному воспитанию личности в целом, к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в частности; факторы отрицательного отношения студентов к вышеназванной дисциплине; мотивы выбора модуля данного курса. Выводы связаны с необходимостью обеспечения формирования всех блоков мотива (потребностного, блока «внутреннего фильтра», целевого), введением в содержание программы профессиональной подготовки дидактических единиц, раскрывающих цели преподаваемого учебного предмета, характеристику ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, ожидаемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of future primary school teachers to the teaching of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics"

The introduction of the modular course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" into the educational process of primary school actualized the need for training of appropriate personnel. Special academic disciplines were included in the curricula of the bachelor degree in the direction of "Pedagogical education". However, many students studying in this direction, there is a lack of motivation to teach in the school modules of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics". There is a clear contradiction between targeted training and the reluctance of future teachers to teach in primary schools. Its consequence was the problem of studying the factors of students ' negative attitude to the teaching of the above discipline, the motives for choosing the discipline module, determining the content and methods of professional training that encourage young teachers to teach disciplines of spiritual and moral orientation. In the process of its research such methods as questioning, ranking, conversation were used. The study, conducted at the Department of training of primary school teachers of South Ural State Pedagogical University, identified the attitude of future primary school teachers to the spiritual and moral education of the whole person, to the teaching of the course "Basics of religious cultures and secular ethics" in particular; factors negative attitude of students towards the above-mentioned discipline; motivation for choosing the module of this course. The findings of the study relate to the need to ensure that all blocks of the motive (requirement, block "internal filter", target), introduction to the program content of professional training of didactic units, revealing the purpose of teaching the subject, the characteristics of value-semantic sphere of personality of the younger school student the expected results of the study course "Basics of religious cultures and secular ethics", etc.

Текст научной работы на тему «Мотивирование будущих учителей начальных классов к преподаванию комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Дата публикации: 31.12.2019 УДК 378.14

Н. П. Шитяковд, И. В. Верховых, И. В. Забродина

Мотивирование будущих учителей начальных классов к преподаванию комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Введение в образовательный процесс начальной школы модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало необходимость подготовки соответствующих педагогических кадров. В учебные планы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» были включены специальные учебные дисциплины. Однако у многих студентов, обучающихся по данному направлению, отмечается несформированность мотивов к преподаванию в школе модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Видно явное противоречие между целенаправленной профессиональной подготовкой и нежеланием будущих учителей вести соответствующие уроки в начальной школе. Его следствием стала проблема изучения факторов отрицательного отношения студентов к преподаванию вышеназванной дисциплины, мотивов выбора модуля дисциплины, определения содержания и методов профессиональной подготовки, побуждающих молодых педагогов к преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственной направленности.

Исследование проводилось на базе факультета подготовки учителей начальных классов ЮжноУральского государственного педагогического университета. В исследовании применялись методы: анкетирования будущих педагогов; ранжирования наиболее значимых мотивов к осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников; беседа.

Выявлено отношение будущих учителей начальных классов к духовно-нравственному воспитанию личности в целом, к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в частности; факторы отрицательного отношения студентов к вышеназванной дисциплине; мотивы выбора модуля данного курса.

Выводы связаны с необходимостью обеспечения формирования всех блоков мотива (потребностного, блока «внутреннего фильтра», целевого), введением в содержание программы профессиональной подготовки дидактических единиц, раскрывающих цели преподаваемого учебного предмета, характеристику ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, ожидаемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» и т.п.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание в школе, «Основы религиозных культур и светской этики», мотивация, структура мотива, учителя начальных классов

Ссылка для цитирования:

Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В. Мотивирование будущих учителей начальных классов к преподаванию комплексного курса «основы религиозных культур и светской этики» // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 445-455. сЬк 10.32744/pse.2019.6.37

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Accepted: 8 September 2019 Published: 31 December 2019

N. P. Shityakova, I. V. Verkhovykh, I. V. Zabrodina

Motivation of future primary school teachers to the teaching of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics"

The introduction of the modular course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" into the educational process of primary school actualized the need for training of appropriate personnel. Special academic disciplines were included in the curricula of the bachelor degree in the direction of "Pedagogical education". However, many students studying in this direction, there is a lack of motivation to teach in the school modules of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics". There is a clear contradiction between targeted training and the reluctance of future teachers to teach in primary schools. Its consequence was the problem of studying the factors of students ' negative attitude to the teaching of the above discipline, the motives for choosing the discipline module, determining the content and methods of professional training that encourage young teachers to teach disciplines of spiritual and moral orientation.

In the process of its research such methods as questioning, ranking, conversation were used.

The study, conducted at the Department of training of primary school teachers of South Ural State Pedagogical University, identified the attitude of future primary school teachers to the spiritual and moral education of the whole person, to the teaching of the course "Basics of religious cultures and secular ethics" in particular; factors negative attitude of students towards the above-mentioned discipline; motivation for choosing the module of this course.

The findings of the study relate to the need to ensure that all blocks of the motive (requirement, block "internal filter", target), introduction to the program content of professional training of didactic units, revealing the purpose of teaching the subject, the characteristics of value-semantic sphere of personality of the younger school student the expected results of the study course "Basics of religious cultures and secular ethics", etc.

Key words: spiritual and moral education at school, "Fundamentals of religious cultures and secular ethics", motivation, motive structure, primary school teachers

For Reference:

Shityakova, N. P., Verkhovykh, I. V., & Zabrodina, I. V. (2019). Motivation of future primary school teachers to the teaching of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics". Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 42 (6), 445-455. doi: 10.32744/pse.2019.6.37

_Введение

е современной российской школе с 2012 г. преподается комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Он носит культурологический характер и предназначен для воспитания подрастающего поколения на отечественных духовно-нравственных традициях.

Судьба учебных дисциплин духовно-нравственной направленности - это превращение их содержания в набор фактов, событий, терминов, имен, или в уроки жизни с опорой на мудрость веков; это навязывание детям религиозных воззрений или подготовка к самостоятельному выбору своих взглядов.

Актуальность нашего исследования обусловлена запросом государства и общества на приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственной культуре народов России, подготовку будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию детей в условиях их недостаточной мотивации к преподаванию соответствующих учебных дисциплин. В связи с этим актуальной становится проблема изучения факторов отрицательного отношения студентов к преподаванию вышеназванной дисциплины, мотивов выбора модуля дисциплины, определения содержания и методов профессиональной подготовки, побуждающих молодых педагогов к преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственной направленности.

п " " V»

В педагогической литературе, освещающей вопросы преподавания новой дисциплины, рассмотрены актуальные проблемы освоения обучающимися курса «Основы религиозных культур и светской этики» [2; 16], сделан акцент на способность педагогов работать в современной образовательной парадигме (опора на деятель-ностный подход, владение современными образовательными методиками и технологиями обучения, способами и средствами поддержания у школьников интереса к предмету и т.п.) [8]. Опубликованы и реализуются на практике программы подготовки и повышения квалификации учителей, направленных как на преподавание самой дисциплины, так и на духовно-нравственное воспитание школьников в целом. Однако недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется проблеме мотивирования педагогов на преподавание основ религиозных культур.

В психолого-педагогических исследованиях Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева и др. раскрыта сущность понятий «мотив», «мотивация», «мотивирование» [5; 6], в трудах Х. Гранта, О.Ю. Гроголевой, А. Маркмана и Б. Росса охарактеризованы психологические основы мотивации [3; 4; 15]. Если в понимании мотивации наблюдается некоторое единство (побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность), то в определении мотива мы видим расхождения и в своем исследовании придерживаемся трактовки мотива А.Н. Леонтьевым как опредмеченной потребности. Первостепенные психологические потребности, которые лежат в основе внутренне мотивированной активности (компетентность и самодетерминация), представлены Э. Деси [17]. Психологические факторы, влияющие на силу мотивации, охарактеризованы С.Л. Рубинштейном [9], Йерксем, Дод-соном [цит. по: 8], Х. Хекхаузеном [11]. Важными для нас являются следующие из них: знание результатов деятельности, степень приближения к цели (эффект «конечного порыва»), понимание смысла данного задания, свобода действий, творчество, интенсивность эмоций. Т. Брайан [1], А.Н. Николаевым [7], М.В. Шустовой [14]

и др. выделены мотивы профессиональной деятельности студентов, сформулированы принципы мотивации. Определены условия формирования профессиональных мотивов студентов (совместная продуктивная деятельность, создание благоприятного творческого микроклимата и др.) [13], стадии процесса формирования и реализации мотива [5; 12]. Необходимость формирования психологических мотивов и конфессиональная поддержка при подготовке педагогических кадров для преподавания ОРКСЭ обоснована С.Г. Тимченко [10]. В своем исследовании мы учитывали такие мотивы как осознание ценностей педагогической деятельности; желание учить и воспитывать детей младшего школьного возраста; стремление достичь более высокого уровня профессиональных знаний и умений; потребность в самосовершенствовании и саморазвитии в профессии; волевая активность, которая выражается в способности преодолевать трудности в процессе формирования профессиональной компетентности. К сожалению, проведенные изыскания не дают ответа на вопросы, связанные с мотивированием будущих учителей на преподавание учебных предметов духовно-нравственной направленности, к которым относится комплексный курс ОРКСЭ.

Нашей целью является выявление отношения будущих учителей начальных классов к духовно-нравственному воспитанию личности в целом, к преподаванию ОРКСЭ в школе в частности; мотивов преподавания и выбора модуля ОРКСЭ; факторов отрицательного отношения студентов к преподаванию данной дисциплины; определение содержательного наполнения основных мотивов преподавания, которые важно сформировать у будущих педагогов.

_Материалы и методы

Проведен опрос студентов, изучивших дисциплину «Основы духовно-нравственного воспитания» и дисциплины по выбору «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Воспитательные аспекты преподавания основ мировых религиозных культур» и «Воспитательные аспекты преподавания основ светской этики» на базе факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Выборка составила 156 человек (86,6% от числа студентов, изучивших данные дисциплины). 44,8 % из них изучали первую и третью дисциплины, 55,2 % - вторую и четвертую. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе использовался метод ранжирования, целью которого было определение наиболее значимых мотивов к осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников. На втором этапе исследования студентам было предложено ответить на вопросы анкеты. Среди них: «Считаете ли Вы необходимым изучать основы мировых религиозных культур в начальной школе?», «Каково, на Ваш взгляд, предназначение данной дисциплины?», «Как Вы относитесь к участию представителей традиционных для РФ религий в реализации курса ОРКСЭ?», «Если бы у Вас был выбор, какой модуль ОРКСЭ Вы бы выбрали для преподавания в школе?» и др. Часть ответов фиксировалась словами «да», «нет», «не знаю», часть - на основе выбора одного или нескольких вариантов ответа, а некоторые - в виде высказываний в свободной форме.

_Результаты исследования

Анализ результатов, полученных в ходе исследования, представим в виде таблиц и рисунков, прокомментируем их и сделаем выводы.

Таблица 1

Оценка стремления будущих педагогов к деятельности по духовно-нравственному

воспитанию школьников (в %)

Стремление к деятельности по духовно-нравственному воспитанию в %

Сформировано 53,7

Скорее да, чем нет 31,2

Скорее нет, чем да или нет 14,8

Результаты анкетирования свидетельствуют о желании преобладающего большинства студентов (84,9%) осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся. Однако, анализируя ответы студентов на вопросы второй анкеты, мы выяснили, что около четверти респондентов (23,7%) выразили свое нежелание преподавать ОРКСЭ.

Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что 56,4% будущих учителей начальных классов считают необходимым изучать основы мировых религиозных культур младшими школьниками. 12,8% из них затруднились выразить свою позицию, 30,8% решительно ответили «нет». Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном, на наш взгляд, понимании предназначения данной дисциплины. Как показали ответы на последующие вопросы, почти все студенты не выделяют главную цель учебной дисциплины, а именно: воспитание на отечественных духовно-нравственных традициях, к тому же часть из них видит только религиозную направленность этого курса.

■ Основы православной культуры Осноеы исламской культуры

■ Основы мировын религиозных культур я Осноеы сеетской зтики

Рисунок 1 Выбор будущими педагогами модуля ОРКСЭ

Студенты сделали выбор предпочитаемого модуля: 32,1% из них хотят преподавать основы светской этики, 27,6% - основы мировых религиозных культур, 13,5% -основы православной культуры, 1,2% - основы исламской культуры, 1,9% - основы буддийской культуры (см. рис. 1).

I Считаю., что данный курс не должен преподаЕэтъ учитель

Чувствую себя уверенным в преподавании данного модуля

Неэмаюосновни одной из перечисленных религий I Исповедую данную религию

Рисунок 2 Мотивы выбора будущими учителями модуля ОРКСЭ

Выбор модуля студенты обосновали своим вероисповеданием (19,8%), компетентностью в преподавании выбранного модуля (41%). В то же время 11% опрошенных не знают основ ни одной из перечисленных религий. Почти три четверти опрошенных студентов (73,6%) проявили стремление достичь более высокий уровень компетентности в вопросах религиозных культур (считают, что им необходимо изучить основы мировых религиозных культур). Отрицательный ответ дали 11,5% респондентов, 12,8% затруднились ответить.

23,7% будущих учителей считают, что данный курс не должен преподавать учитель (см. рис. 2).

Принуждение детей кеерее Бога

Воспитание на отечественных духовно-нраЕСТЕенных традициях

i Информирование обучающихся о&осноеных особенностях традиционных религий России

I Воспитание культуры поведения на осноЕеэнания этических норм

I Другие Еарианты отЕета

Рисунок 3 Представления будущих учителей о цели курса ОРКСЭ

Предназначение ОРКСЭ как учебной дисциплины будущие учителя видят:

• в принуждении детей к вере в Бога - 7,7%;

• в воспитании обучающихся на отечественных духовно-нравственных традициях- 12,8%;

• в информировании обучающихся об основных особенностях традиционных религий России - 34%;

• в воспитании культуры поведения на основе знания этических норм - 41%.

Незначительное количество студентов (4,5%) дали свои варианты ответов: предназначение ОРКСЭ как учебной дисциплины видится в изучении детьми разных религий и их особенностей; максимальном информировании школьников, с целью предоставления им в дальнейшем свободы выбора религии; воспитании толерантности в отношении представителей иных конфессий, общение с этими людьми, с учетом этих особенности; формировании представлений о различных религиозных культах, а не навязывание одной конкретной культуры.

Представления студентов о предназначении вышеназванной учебной дисциплины, на наш взгляд, связаны с выявленными факторами их отрицательного отношения к преподаванию основ религиозных культур.

По их мнению, ОРКСЭ в школе могут преподавать представители традиционных для России религиозных объединений. Из ответов респондентов следует, что 68,6% студентов положительно относятся к этому, поскольку общение с представителями религиозных объединений всегда интеллектуально и духовно обогащает как детей, так и учителя. 31,4% опрошенных негативно относятся к участию представителей религиозных объединений, обосновывая свою позицию нарушением светского характера образования в российской школе.

Таблица 2

Мотивы деятельности студентов по духовно-нравственному воспитанию школьников

(в баллах)

№ Мотивы деятельности студентов Средний балл

1. понимание духовности как видового признака человека 2,1

2. интерес к внутреннему миру своих воспитанников 3,8

3. ценностные установки личности будущего педагога (обеспечение права воспитанника на личностное самоопределение, необходимость принятия ребенка таким, каков он есть) 3,6

4. интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, творческой и др.) 3,6

Ответы респондентов на вопрос о мотивах участия будущих учителей в духовно-нравственном воспитании детей свидетельствуют о более сформированных ценностных установках. Каждый из предполагаемых мотивов, которым могут руководствоваться студенты, предлагалось оценить по пятибалльной системе, а затем высчитывался средний балл. Наибольший средний балл (3,8) получил мотив интереса к внутреннему миру своих воспитанников как мотив включения в деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Следует отметить, что он проявлялся и в процессе наблюдения и беседы со студентами-участниками научно-исследовательской работы. Полученные ими в ходе исследования данные об особенностях развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника стимулировало большинство студентов к проектированию и реализации программ и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Заметим, что содержание многих учебников по основам мировых религиозных культур ориентировано на разные вопросы и задания, требующие глубоких размышлений младших школьников. Примером таких вопросов могут служить следующие: «Какой мир труднее изменить - внешний или внутренний?», «Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?», «Есть полушуточное определение человека: «Человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его» и др. Если учитель ви-

дит предназначение курса ОРКСЭ не только в информировании обучающихся об особенностях мировых религий, но и в духовно-нравственном развитии их личности, обсуждение подобных вопросов приведет к открытию ими удивительных возможностей младших школьников в развитии ценностно-смысловой сферы личности. На втором месте по значимости находятся два мотива: обеспечение права воспитанника на личностное самоопределение и необходимость принятия ребенка таким, каков он есть.

_Обсуждение результатов

Результаты исследования показали, что студенты, выразившие желание преподавать ОРКСЭ, руководствуются в своей профессиональной деятельности такими мотивами, как осознание ценности и предназначения учебной дисциплины ОРКСЭ, стремление достичь более высокого уровня профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины, интерес к внутреннему миру своих воспитанников. В то же время у них отсутствуют такие мотивы, как желание осуществлять духовно-нравственное воспитание детей на уроках ОРКСЭ (что приведет к реализации только обучающей функции учебного процесса на соответствующих уроках) и стремление преодолевать трудности при решении проблем, связанных с развитием ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Проведенное нами исследование позволило содержательно наполнить структуру мотива, представленную в работах Е.П. Ильина, относительно преподавания основ религиозных культур и светской этики. Потребностный блок мотивов преподавания ОРКСЭ включает такие социальные потребности, как потребность в чувстве компетентности и потребность в возможности выбора своей позиции. Биологические потребности в данном случае выявлены не были. Блок «внутреннего фильтра» содержит интерес (к одному из модулей ОРКСЭ, внутреннему миру своих воспитанников), нравственный контроль (ценностные установки личности будущего педагога, среди которых право воспитанника на личностное самоопределение; принятие ребенка таким, каков он есть; позитивное отношение к необходимости изучения младшими школьниками основ именно религиозной культуры), оценка внешней ситуации (уверенность в необходимости и эффективности духовно-нравственного воспитания детей). Целевой блок - мотив преподавания ОРКСЭ связан с пониманием будущими учителями предназначения этой учебной дисциплины: стремление воспитывать младших школьников на отечественных духовно-нравственных традициях; информировать обучающихся об основных особенностях традиционных религий России; воспитывать культуру поведения на основе знания этических норм.

Практическое применение в полученных результатов исследования мы видим в корректировке содержания рабочих программ дисциплин, обеспечивающих мотивирование молодых специалистов на преподавание ОРКСЭ, и усилении акцента на проблемно-поисковых технологиях обучения. Наше исследование еще раз подтвердило положение С.Л. Рубинштейна о зависимости формирования мотива от осознания и отношения субъекта к цели, которая встает перед человеком. В связи с этим в содержании программы необходимо интегрировать дидактические единицы, раскрывающие цели преподаваемого учебного предмета, и результаты изучения ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. Это позволит студентам понять и принять основное назначение ОРКСЭ - воспитание на духовно-нравственных традициях народов России.

Следующая рекомендация связана с аксиологизацией педагогического образования и активизацией процессов смыслообразования. Не все студенты понимают значение того или иного задания в тексте учебников ОРКСЭ для личностного развития ребенка, зачастую не имея опыта размышления над ними, забывая о важности не только предметных, но и личностных образовательных результатов. Знание и осмысление ожидаемых результатов деятельности являются важным психологическим фактором, влияющим на силу мотивации. Этот вывод требует усилить в программе акцент не только на их определение в государственном образовательном стандарте, в нашем случае начального образования, но и предусмотреть их декомпозицию в соответствии с изучаемыми темами.

Ощущение своей некомпетентности в вопросах религиозной культуры является важной причиной нежелания будущих учителей преподавать ОРКСЭ. Нам видится, что нивелировать этот фактор можно не столько увеличением объема и времени изучения самими студентами ее содержания, сколько переходом от репродуктивных методов преподавания, безусловно, необходимых при освоении большого объема информации, к проблемно-поисковым методам, которые позволят будущим учителям активизировать процессы смыслообразования и уменьшить свою неуверенность.

На наш взгляд, необходимо в рамках подготовки студентов к преподаванию курса ОРКСЭ организовывать встречи с представителями традиционных конфессий, в ходе которых будущие учителя будут иметь возможность получить ответы на интересующие их вопросы.

Одним из факторов, влияющих на силу мотивации является творчество. Поэтому считаем необходимым, акцентировать внимание студентов на творческий подход к проектированию уроков ОРКСЭ. Творчество может заключаться как в построении хода всего урока, так и в подборе творческих заданий, обеспечивающих деятельностный характер обучения.

Заключение

Исследование проблемы мотивирования будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников (в частности к преподаванию курса ОРКСЭ) демонстрирует стремление студентов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в целом, но подтверждает наличие слабой мотивации к преподаванию курса ОРКСЭ в школе. Характеристика основных блоков мотивов преподавания ОРКСЭ побудила нас осуществить корректировку содержания рабочих программ дисциплин, направленных на подготовку молодых специалистов к преподаванию ОРКСЭ в школе. В содержание программы интегрированы дидактические единицы, раскрывающие цели преподаваемого учебного предмета и результаты изучения ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. Сделан акцент не только на определение ожидаемых результатов изучения курса ОРКСЭ в государственном образовательном стандарте начального образования, но и предусмотрена их декомпозиция в соответствии с изучаемыми темами. В процесс изучения дисциплин по подготовке студентов к преподаванию ОРКСЭ внесены следующие изменения: проведены встречи с представителями традиционных конфессий, усвоение нового материала построено на основе проблемно-поисковых методов обучения, при проектировании уроков ОРКСЭ студенты включены в групповую деятельность по разработке творческих заданий для детей.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Брайан Т. Мотивация. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 126 с.

2. Виноградова Н.Ф. Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе // Начальное образование. 2015. Том 3. № 4. С. 41-44.

3. Грант Х. Психология мотивации: как глубинные установки влияют на наши желания и поступки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 260 c.

4. Гроголева О. Ю. Психология мотивации. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

2015. 126 c.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 152 с.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: ЧеРо, 2006. С. 57-65.

7. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов педагогической деятельности и процедура ее разработки // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 178-183.

8. Раудис Ш. Закон Йеркса-Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 119-126.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 720 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Тимченко С.Г. О факторах готовности педагогов к преподаванию ОПК. Куремяэ, Эстония. 2017. С. 293-300.

11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. T. 1. 406 с.; Т. 2. 391 с.

12. Шевченко Н.Н. Формирование ценностно-мотивационного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4 (24). С. 33-45.

13. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: дисс. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2007. 358 с.

14. Шустова М.В. Формирование мотивов профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза. Ишим, 2013. С. 14-17.

15. Arthur B. Markman and Brian H. Ross The Psychology of Learning and Motivation. Academic Press. 2006. Volume 47. 288 с.

16. Gusakova Victoria O. The Basics of religious cultures and secular ethics in lifelong education: specifics of the new course // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2012. №1 (eng). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-basics-of-religious-cultures-and-secular-ethics-in-lifelong-education-specifics-of-the-new-course (дата обращения: 28.09.2019).

17. Deci E. L., Ryan R. M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, vol. 11.

18. Anouke Bakx, Maaike Koopman, Judith de Kruijf & Perry den Brok. Primary school pupils' views of characteristics of good primary school teachers: an exploratory, open approach for investigating pupils' perceptions, Teachers and Teaching, 2015, vol. 21:5, pp. 543-564, DOI: 10.1080/13540602.2014.995477

19. Maria Brigido, Ana Belen Borrachero, Maria Luisa Bermejo & Vicente Mellado. Prospective primary teachers' self-efficacy and emotions in science teaching, European Journal of Teacher Education, 2013, vol, 36:2, pp. 200-217, DOI: 10.1080/02619768.2012.686993

20. Sanja Tatalovic Vorkapic, Renata Cepic & Ivana Sekulja. Are There Any Differences in Personality Traits and Life Satisfaction Between Future Preschool and Primary School Teachers? Journal of Research in Childhood Education,

2016, vol. 30:3, pp. 361-373, DOI: 10.1080/02568543.2016.1179236

REFERENCES

1. Brian T. Motivation. Moscow, Mannaya, Ivanov and Ferber, 2014. 126 p. (In Russ.)

2. Vinogradova N.F. Teaching the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in elementary school. Primary Education, 2015, vol. 3, no. 4, pp. 41-44. (In Russ.)

3. Grant H. Psychology of motivation: how deep attitudes affect our desires and actions. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2014. 260 p. (In Russ.)

4. Grogoleva O. Yu. Psychology of motivation. Omsk: Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, 2015, 126 p. (In Russ.)

5. Ilyin E.P. Motivation and motives. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2000. 152 p. (In Russ.)

6. Leontiev A.N. Needs, motives, emotions. Moscow, CheRo Publ., 2006, pp. 57-65. (In Russ.)

7. Nikolaev A.N. Methodology for assessing the motives of pedagogical activity and the procedure for its development. Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2017, no. 6, pp. 178-183. (In Russ.)

8. Raudis S. Yerks-Dodson law: the relationship between stimulation and the success of learning. Voprosy Psychologii, 2008, no. 3, pp. 119-126. (In Russ.)

9. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Saint-Petersburg, Peter Publ., 1999. 720 p. (In Russ.)

10. Timchenko S.G. On the factors of readiness of teachers to teach the defense industry. Kuremae, Estonia. 2017, pp 293-300. (In Russ.)

11. Hekhausen X. Motivation and activity: in 2 volumes. Moscow, Pedagogy Publ., 1986, vol. 1. 406 p .; vol. 2. 391 p. (In Russ.)

12. Shevchenko N.N. The formation of the value-motivational attitude of the future teacher to professional activities in the context of continuing education. Continuing Education: XXI Century, 2018, no 4 (24), pp. 33-45. (In Russ.)

13. Shityakova N.P. The concept and system of preparing a future teacher for the spiritual and moral education of schoolchildren: Diss. Dr Ped. Sci., Ufa, 2007. 358 p. (In Russ.)

14. Shustova M.V. The formation of motives for professional activity of students of a pedagogical university. Ishim, 2013, pp. 14-17.(In Russ.)

15. Arthur B. Markman and Brian H. Ross The Psychology of Learning and Motivation. Academic Press, 2006, vol. 47. 288 p.

16. Gusakova Victoria O. The Basics of religious cultures and secular ethics in lifelong education: specifics of the new course. Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development, 2012, no. 1 (eng). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/the-basics-of-religious-cultures-and-secular-ethics-in-lifelong-education-specifics-of-the-new-course (accessed 28 September 2019).

17. Deci E. L., Ryan R. M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000, vol. 11.

18. Anouke Bakx, Maaike Koopman, Judith de Kruijf & Perry den Brok. Primary school pupils' views of characteristics of good primary school teachers: an exploratory, open approach for investigating pupils' perceptions. Teachers and Teaching, 2015, vol. 21:5, pp. 543-564, DOI: 10.1080/13540602.2014.995477

19. Maria Brigido, Ana Belen Borrachero, Maria Luisa Bermejo & Vicente Mellado. Prospective primary teachers' self-efficacy and emotions in science teaching. European Journal of Teacher Education, 2013, vol, 36:2, pp. 200-217, DOI: 10.1080/02619768.2012.686993

20. Sanja Tatalovic Vorkapic, Renata Cepic & Ivana Sekulja. Are There Any Differences in Personality Traits and Life Satisfaction Between Future Preschool and Primary School Teachers? Journal of Research in Childhood Education, 2016, vol. 30:3, pp. 361-373, DOI: 10.1080/02568543.2016.1179236

Информация об авторах Шитякова Наталья Павловна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Верховых Ирина Валерьевна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Забродина Инга Викторовна

(Россия, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

Information about the authors Natalya P. Shityakova

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques South Ural State University for the Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1015-5896

Irina V. Verkhovykh

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Techniques South Ural State University for the Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4799-9985

Inga V. Zabrodina

(Russia, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Techniques South Ural State University for the Humanities and Education E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0885-9461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.