Научная статья на тему 'Соответствие содержания учебников по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" закономерностям нравственного развития младшего школьника'

Соответствие содержания учебников по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" закономерностям нравственного развития младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МОРАЛЬ / ОРКСЭ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКАЯ ЭТИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троцкая Е. С.

В статье рассматривается содержание учебников-модулей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для определения их соответствия закономерностям нравственного развития младших школьников. Приводятся примеры соответствия и несоответствия фрагментов учебников уровню нравственного развития обучающихся начальной школы. Закономерности нравственного развития детей рассматриваются в контексте теорий Ж. Пиаже и Л. Кольберга. По результатам анализа учебников-модулей автором сделан вывод о том, что в наибольшей степени закономерностям нравственного развития младших школьников соответствует модуль «Основы светской этики», в то время как остальные модули нуждаются в дополнительной адаптации содержания учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троцкая Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUITABILITY OF TExTBOOKS FOR THE SCHOOL SUBJECT "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" TO THE PATTERNS OF MORAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article describes contents of textbook-modules on the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» in correspondence with moral development of primary schoolchildren. There are some examples of textbook fragments which correspond or not to the patterns of children's moral development. The article highlights the patterns of moral development of primary schoolchildren in accordance with the theories of J. Piaget and L. Kohlberg. According to the results of the analysis of textbook-modules, the author concludes that the module «Fundamentals of secular ethics» corresponds to the patterns of primary schoolchildren's moral development more than other modules, while other modules included in the course need addition adaptation.

Текст научной работы на тему «Соответствие содержания учебников по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" закономерностям нравственного развития младшего школьника»

11. Eddleston Sh. An Introduction to Whole-Class Discussions of Literature // The Wisconsin English Journal. 2002. Vol. 44. № 1. P. 11-26.

12. Бунин И. А. Сочинения : в 3 т. М. : Худ. лит., 1982. Т. 2. 558 с.

13. Бальзак О. де. Гобсек. М., 1977. 64 с.

14. Falchikov M. The Gentleman from San Francisco, Short Story, 1916 // Reference Guide to Russian Literature by Neil Cornwell. Routledge, 1998. P. 208.

УДК 159.922.7

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ

ЭТИКИ» ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается содержание учебников-модулей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для определения их соответствия закономерностям нравственного развития младших школьников. Приводятся примеры соответствия и несоответствия фрагментов учебников уровню нравственного развития обучающихся начальной школы. Закономерности нравственного развития детей рассматриваются в контексте теорий Ж. Пиаже и Л. Кольберга. По результатам анализа учебников-модулей автором сделан вывод о том, что в наибольшей степени закономерностям нравственного развития младших школьников соответствует модуль «Основы светской этики», в то время как остальные модули нуждаются в дополнительной адаптации содержания учебников.

Ключевые слова: нравственное развитие, нравственное сознание, мораль, ОРКСЭ, религиозная культура, светская этика, младший школьник.

15. Jewitt C. Re-thinking Assessment: Multimodality, literacy and computer-mediated learning //Assessment in education: Principles, Policy and Practice. 2003. Vol. 10. № 10. P. 83102.

16. Выготский Л. С. Легкое дыхание // Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-н/Д. : Феникс, 1998. С. 186-207.

© Седова Е. С., 2018

E. C. Tpowaa E. S. Trotskaya

SUiTABiLITY OF TEXTBOOKS FOR THE SCHOOL SUBJECT "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" TO THE PATTERNS OF MORAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article describes contents of textbook-modules on the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» in correspondence with moral development of primary schoolchildren. There are some examples of textbook fragments which correspond or not to the patterns of children's moral development. The article highlights the patterns of moral development of primary schoolchildren in accordance with the theories of J. Piaget and L. Kohlberg. According to the results of the analysis of textbook-modules, the author concludes that the module «Fundamentals of secular ethics» corresponds to the patterns of primary schoolchildren's moral development more than other modules, while other modules included in the course need addition adaptation.

Keywords: moral development, moral consciousness, morality, religious culture, secular ethics, primary schoolchildren.

На протяжении многих веков с момента своего появления на исторической сцене Россия являлась многонациональным государством. На сегодняшний день на территории Российской Федерации проживает более 190 народов, что обусловливает присутствие широкого спектра культур и конфессий в рамках одного государства. Население страны придерживается различных религиозных взглядов, а каждая народность имеет свои традиции и обычаи.

С целью усвоения младшими школьниками факта культурного многообразия страны, знакомства с традиционными для России религиями, а также духовно-нравственного развития обучающихся был разработан курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Курс ОРКСЭ включает в себя шесть учебников-модулей, объединенных едиными педагогическими целями, задачами и требованиями к достижению конечных результатов обу-

чения: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры». Родители (законные представители) выбирают для обучающихся 4-х классов один из модулей в качестве дисциплины для последующего ее изучения в течение года.

Данный курс заявлен как культурологический и реализуется в школах России с 1 сентября 2012 года [1]. Однако анализ литературы показывает, что относительно направленности содержания курса ОРКСЭ на данный момент ведутся споры [2; 3]. Среди экспертов учебников, преподавателей курса и родителей обучающихся отсутствует однозначное мнение о том, имеет ли курс ОРКСЭ в большей степени светскую, религиозную или культурологическую направленность. Несмотря на свою неоднозначность, курс

призван способствовать духовно-нравственному развитию младших школьников, расширению кругозора обучающихся, формированию мотиваций к нравственному поведению [4].

Процесс усвоения нравственных норм и формирования нравственных образов начинается с детства и является частью личностного развития ребенка. Вопросами нравственного развития младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные психологи. В общем смысле под нравственным развитием понимается «процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила» [5, с. 106].

В процессе нравственного развития происходит формирование нравственного сознания - «интегративного личностного образования, которое представлено эмоционально-чувственной, рациональной и волевой сферами» [6, с. 12]. Каждая из сфер находит свое выражение в следующих компонентах:

1) эмоциональный компонент нравственного сознания отвечает за отношение человека к нормам, формирование нравственных чувств и способы их выражения, проявление эмпатии, эмоциональную реакцию на нравственные и безнравственные поступки и пр.;

2) когнитивный (интеллектуальный) компонент обеспечивает понимание человеком нравственных норм, общечеловеческих ценностей, позволяет проследить связи между мотивами и поступками человека, совершать нравственную оценку в той или иной ситуации и т. д.;

3) поведенческий компонент позволяет человеку взаимодействовать с обществом в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами, совершать нравственные или безнравственные поступки, реагировать и действовать в ситуации нравственного выбора и пр.

Каждый из компонентов нравственного сознания поддается диагностике и может корректироваться в процессе нравственного развития. Например, в дошкольном возрасте у детей наиболее развит поведенческий компонент и слабо выражен когнитивный. Уровень интеллектуального развития еще не может в полной мере обеспечить понимание ребенком нравственных норм и отношений, поэтому дошкольники в ситуации нравственного выбора действуют интуитивно и ситуативно [5]. Таким образом, уровень развития компонентов нравственного сознания дает представление о нравственном развитии человека в целом.

Первоначальные представления о морали дети усваивают уже в раннем возрасте. В дошкольном детстве ребенок получает опыт нравственного и безнравственного поведения как с помощью наблюдения за окружающими, так и через совершение самостоятельного нравственного выбора в различных ситуациях. Затем имеющийся опыт становится основой для развития нравственных представлений или их корректировки в младшем школьном возрасте.

Н. М. Трофимова определила нравственные новообразования младших школьников [7]. По уровню развития нравственных компонентов обучающиеся 1-2-х классов напоминают старших дошкольников. В возрасте 6-7 лет дети все еще руководствуются мнением взрослых при разрешении конфликтов, в ситуации нравственного выбора приоритет отдается собственным чувствам и выгоде, в по-

веденческом компоненте прослеживаются механизмы подражания, имитации, конформизма, ситуативности. У детей 8-10 лет происходят заметные изменения в развитии нравственного сознания. Учащиеся 3-4-х классов уже способны давать самостоятельную (зачастую объективную) оценку поступкам людей, руководствуясь установленными обществом или коллективом правилами. Приоритетными становятся поступки, совершаемые «по совести», «по справедливости»: получение личной выгоды и похвалы от взрослых отходит на второй план.

В период обучения в начальной школе количество ситуаций, в которых необходимо сделать нравственный выбор, возрастает, что дает почву для формирования нравственных образов. Немаловажную роль в формировании нравственного сознания школьников играет характер их взаимоотношений с учителем [8], а также соответствие личности учителя идеальным представлениям детей о том, каким он должен быть [9]. Результатом взаимодействия учителя и обучающихся становится формирование мотивов высокого уровня - стремление соответствовать нравственным нормам без внешних стимулов (одобрения взрослых, поощрения или наказания, поиска личной выгоды и т. д.) [10].

В младшем школьном возрасте происходит активное формирование когнитивных процессов ребенка, среди которых ключевую роль в развитии нравственного сознания играет интеллект. Существенный вклад в изучение интеллекта и нравственного развития детей внес швейцарский психолог Ж. Пиаже. Его модель развития морального сознания в детском возрасте не теряет своей актуальности и в наше время. Классификация периодов морального развития основывается на зависимости моральных суждений от уровня интеллектуального развития ребенка [11].

Первый период, характерный для дошкольников с доопе-рациональной стадией мышления, Ж. Пиаже назвал «нравственным реализмом». В возрасте 4-6 лет дети считают, что моральные нормы и правила социальных отношений являются неотъемлемой частью окружающего мира и обязательны к исполнению всеми членами общества. Нравственные принципы и правила поведения в обществе усваиваются детьми через оценку значимых взрослых, систему поощрений и наказаний. Критерием оценки выступает результат совершаемого действия или поступка в целом - виновным оказывается тот, кто причинил больше вреда и ущерба.

К младшему школьному возрасту ребенок становится способен самостоятельно оценивать поступки окружающих с позиции нравственного смысла о сущности добра и зла. К 6-7 годам развитие интеллекта переходит на стадию конкретных операций, что влечет за собой преодоление эгоцентризма в мышлении и переход на следующий этап нравственного развития по Ж. Пиаже - «нравственного релятивизма». В этом возрасте ребенок способен проявлять эмпатию, решать нравственную задачу с множеством условностей, вступать в споры со сверстниками и взрослыми, учить нравственному поведению младших детей и т. д. Критерием для оценки поступка становятся намерения человека в той или иной ситуации.

Продолжая идеи Ж. Пиаже, американским психологом Л. Кольбергом была создана теория морального развития, охватывающая весь период жизни человека [12]. Согласно

теории Л. Кольберга, основанием для перехода на каждый последующий уровень морального развития служит когнитивное развитие человека, а также совершенствующееся представление о справедливости, влекущее за собой формирование новых моральных ценностей и выработку собственной этической концепции. Л. Кольберг выделяет три уровня развития нравственности личности, каждый из которых в свою очередь включает две стадии: доконвенциональ-ный, конвенциональный и постконвенциональный. Переход на каждый следующий уровень развития нравственности осуществляется путем последовательного прохождения стадий в рамках каждого из уровней. В соответствии с теорией морального развития Л. Кольберга, возраст приобретает условный характер в процессе формирования нравственных суждений. Таким образом, четких возрастных периодов в прохождении уровней и стадий не существует.

Доконвенциональный уровень морального развития соответствует стадии «морального реализма» Ж. Пиаже и характерен для дошкольников и младших школьников 1-2-х классов. На данном уровне ребенок последовательно проходит две стадии развития моральных суждений. На первой стадии основанием для регуляции собственного поведения является желание избежать наказания, т. е. не совершать таких действий, за которые ребенок уже был наказан или может быть наказан в будущем. Дети, находящиеся на второй стадии развития моральных суждений, при принятии нравственных решений руководствуются поиском собственной выгоды. Регулятором поведения выступает желание получить одобрение взрослых, межличностные отношения строятся по принципу «я тебе, а ты мне». Таким образом, доконвенциональный уровень морального развития предполагает соблюдение детьми общепринятых норм и правил через систему внешних регуляторов поведения в виде поощрений и наказаний со стороны взрослых. На данном этапе морального развития у детей отсутствует система высоких мотивов соответствовать нравственным нормам без внешних стимулов.

Переход на конвенциональный уровень морального развития осуществляется уже в период окончания обучения детей в начальной школе. Данный уровень развития нравственных суждений также характерен для подростков и взрослых. На третьей стадии морального развития ребенок стремится получить одобрение общества и совершает поступки в соответствии с теми нормами и правилами, которые приняты в группе (семья, школьный класс, друзья и т. д.). В это время происходит формирование таких нравственных понятий, как ответственность, уважение, благодарность, честность и пр. Четвертая стадия морального развития характеризуется интериоризацией общепринятых норм поведения и стремлением к их соблюдению как по отношению к самому себе, так и по отношению к членам группы. Ребенок становится способен оценивать поступки окружающих с точки зрения нравственных понятий о справедливости, чувстве долга, бескорыстия и т. д.

При переходе на постконвенциональный уровень морального развития решение нравственных задач осуществляется сквозь призму собственной системы нравственных принципов, во внимание принимается многообразие взглядов и убеждений других людей, происходит

принятие общечеловеческих ценностей, осуществляется отстаивание своих прав и т. д. Данного уровня морального развития могут достигать взрослые люди.

Значимым фактором нравственного развития ребенка в верующих семьях является религиозная вера. Однако влияние религиозной веры на нравственность при этом не прямолинейно. Исследование А. М. Двойнина показывает, что вера, будучи «орудием» формирования убеждений [13], способствует наполнению самосознания молодежи религиозно-нравственным содержанием. Однако в ситуациях фрустрации самосознания поведение верующих молодых людей нередко регулируется светскими нравственными ценностями и представлениями о морали, характерными для той или иной социальной среды [14-15]. Объяснить это можно тем, что влияние религиозной веры на нравственность, по-видимому, опосредствовано не только уровнем когнитивного развития личности, но и ее опытом сложившихся взаимоотношений с определенными социальными средами.

Как видим, наиболее активное нравственное развитие ребенка протекает в период обучения в начальной школе. Усвоение моральных норм и развитие нравственного сознания происходит благодаря развитию интеллекта младших школьников, а также познавательной сферы в целом. Обучающиеся 4-х классов постепенно переходят на конвенциональную стадию морального развития, благодаря чему возможно осуществление целенаправленного формирования компонентов нравственного сознания личности.

В процессе изучения различных модулей курса ОРКСЭ ребенок получает представление об общепринятых нормах социального взаимодействия и приобретает опыт нравственного поведения. Цель учебного курса ОРКСЭ - «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [4]. Формирование осознанной нравственной позиции младшего школьника осуществляется через развитие этических чувств, знакомство с новыми нравственными понятиями, рефлексию собственного поведения, усвоение общечеловеческих и общекультурных ценностей, организованный анализ нравственных ситуаций, формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики.

Знакомство младших школьников с нравственными понятиями и ценностями происходит в процессе изучения различных модулей курса ОРКСЭ. Однако наибольшее количество нравственных и этических понятий присутствует в модуле «Основы светской этики». Уже на первых страницах учебника обучающиеся уточняют свои представления о знакомых им нравственных понятиях и изучают новые этические принципы.

Один из уроков модуля «Основы светской этики» посвящен общению как важной социальной потребности человека. В процессе изучения темы «Правила общения для всех» дети знакомятся с некоторыми этическими понятиями, сопровождающими процесс общения - тактичность, чуткость, деликатность. В тексте учебника даются лишь краткие определения данных понятий, в результате чего

обучающиеся могут не в полной мере усвоить тонкие смысловые различия между ними.

На этапе знакомства с новыми нравственными и этическими понятиями немаловажную роль приобретает личность учителя, его стремление к обеспечению понимания сущности нравственных понятий каждым обучающимся. В качестве ориентира при решении реальных нравственных задач младшим школьникам предлагается руководствоваться золотым правилом этики: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Данное правило закрепляется при выполнении заданий, направленных на решение какой-либо проблемной ситуации. Обучающиеся анализируют предлагаемые в учебнике ситуации с учетом изученных на уроке новых этических понятий: «Таня с Наташей любят шушукаться в присутствии других ребят. Тактично ли это?», «Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?», «Какие примеры можно привести в подтверждение золотого правила этики?» [16, с. 16-19].

Вопросы рефлексивного характера способствуют выработке собственной нравственной позиции младших школьников: «Можешь ли ты назвать себя тактичным и деликатным человеком?», «Стремишься ли ты понять другого человека? Почему?». Отвечая на подобные вопросы, младший школьник не только повторяет пройденный на уроке материал, но и актуализирует имеющийся жизненный опыт, дает оценку своим поступкам, а также оценивает действия других людей с точки зрения нравственных норм.

Таким образом, в рамках одного урока обучающиеся знакомятся с новыми этическими понятиями, овладевают инструментами нравственного поведения («золотое правило этики»), развивают навыки рефлексии, приобретают опыт решения нравственных задач. Вопросы открытого типа и проблемные ситуации, соответствующие интересам младшего школьного возраста, способствуют возникновению желания высказать свое мнение, принять участие в обсуждении или дискуссии на уроке. На примере темы «Правила общения для всех» показано, что выводимое золотое правило этики доступно для понимания младшим школьникам, так как обучающиеся 4-х классов уже переходят на конвенциональный уровень морального развития по Л. Кольбергу, где основным мотивом к нравственному поведению является желание быть принятым группой и следовать установленным в обществе правилам. Золотое правило этики позволит младшим школьникам успешно интегрироваться в любую социальную группу.

Проведенный нами анализ учебников модулей «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры» позволяет сделать вывод о том, что формированию нравственных понятий в данных модулях отводится второстепенная роль. Содержание учебников направлено на ознакомление обучающихся с той или иной историей религии - текст излагается в виде краткого и упрощенного пересказа религиозных писаний, жизни пророков, описания религиозных обрядов и пр. Большинство вопросов в конце каждой темы носят контрольный характер и направлены на оценку усвоения фактов изучаемой темы: «Перечислите религиозные обязанности мусульман», «Каковы правила поведения в мече-

ти?», «Перечислите правила, которые необходимо соблюдать во время поста», «Как переводится слово Евангелие?» «Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?» и пр.

Нравственные понятия, которые встречаются в содержании данных модулей, не имеют четких определений и смысловых границ. Авторы учебников интегрируют этические и нравственные принципы в рассказы о жизни святых, приводят примеры религиозного поведения. Так, в модуле «Основы православной культуры» нравственное понятие «любовь» предъявляется через краткий и упрощенный авторский пересказ фрагмента религиозного писания: «Однажды, как рассказывает Евангелие, Бог соединил с Собой обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился. Почему? Потому что БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Он создал людей и любит их. А когда кого-то любят, то стараются быть ближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать единым с ними» [17, с. 33].

В процессе изучения темы понятие любви раскрывается в религиозном контексте, после чего обучающимся предлагается ответить на вопрос: «Объясните, почему крест - орудие пытки и свидетельство страданий Христа - стал в христианстве символом любви к людям». Далее идея о любви к человеку периодически появляется в различных темах данного модуля: «Милосердие и сострадание», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья» и т. д. Таким образом, обучающиеся получают представление о любви как о христианской добродетели в различных сферах ее проявления - по отношению к Богу, человеку, природе, самому себе.

Нравственные ценности в указанных нами модулях также подаются с позиции той или иной религии. Например, в модуле «Основы мировых религиозных культур» нравственные категории добра и зла рассматриваются как неотъемлемая часть религиозного учения [18]. Так, в христианстве зло преподносится как совершение греха, т. е. непослушание Богу, нарушение заповедей. В буддизме зло рассматривается как совокупность страданий, сопровождающих человека в течение его жизни на земле.

Большое внимание в процессе изучения модулей курса ОРКСЭ отводится продвижению семейных ценностей. В содержании учебников каждого модуля имеются темы, посвященные укладу семейной жизни в той или иной религии: «Семья в буддийской культуре и ее ценности», «Христианская семья», «Семья в исламе» и т. д. Семейные ценности, будучи частью социальных ценностей, отражают отношения членов семьи между собой и способы взаимодействия с внешним миром. В значительной мере процесс формирования семейных ценностей зависит от модуля, который изучает ребенок в рамках курса ОРКСЭ. Как уже было обозначено выше, модули данного курса обладают выраженной религиозной направленностью, в связи с чем социальные ценности, в том числе и семейные, подаются в соответствии с религиозными представлениями [19]. В качестве нравственного образца зачастую используются герои священных писаний той или иной религии. Так, в православной культуре большой акцент делается на духовном воспитании всех членов семьи, где основополагающими выступают понятия любви, уважения, смирения, добродетели. В иудейской культуре образцами нравственного поведения

являются патриархи и их жены, праматери еврейского народа - Сара, Ривка, Лея и Рахель [20].

В модулях «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры» присутствует большое количество религиозных терминов, в то время как четкие определения нравственных понятий приводятся гораздо реже. Например, в модуле «Основы исламской культуры» практически каждый урок сопровождается заданием «Работа со словариком», причем из формулировки задания не ясно, то ли обучающиеся знакомятся с религиозной терминологией в толковом словаре, то ли они сами ведут этот словарик с опорой на определения из учебника [21]. Результаты социологического исследования, проводившегося с целью выявления эффективности преподавания курса ОРКСЭ, указывают на то, что 39,4 % детей отмечали снижение собственного интереса на уроках из-за большого количества нового материала и незнакомых слов [22].

Анализ апробации курса ОРКСЭ указывает на несоответствие некоторых фрагментов текста учебника возрастным особенностям обучающихся. Большой объем материала и труднодоступный для понимания младшими школьниками стиль изложения требует дополнительного времени для усвоения программы курса ОРКСЭ [3, с. 23]. Результаты социологического опроса [22] и проведенный нами анализ учебников-модулей позволяет сделать вывод о том, что обилие религиозной терминологии и завуалированное предъявление нравственных понятий посредством религиозных метафор затрудняет процесс формирования компонентов нравственного сознания младших школьников.

Также преподавателями курса отмечается малое количество заданий и нравственных ситуаций для включения обучающихся в процесс обсуждения [23]. Большинство заданий носят контрольный характер и служат для проверки пройденного материала за урок или весь раздел. Количество творческих и проектных заданий настолько мало, что не позволяет удовлетворить интерес детей к исследовательской деятельности, особенно развитый в младшем школьном возрасте. Так, в процессе изучения модуля «Основы православной культуры» встречается лишь одно творческое задание - конкурс сочинений по предложенным авторами учебника темам.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что курс ОРКСЭ не в полной мере соответствует закономерностям нравственного развития младших школьников. Успешность формирования активной нравственной позиции младших школьников будет зависеть от изучаемого модуля. Наибольшее внимание развитию этических чувств и знакомству с новыми нравственными понятиями уделяется в модуле «Основы светской этики». Младшие школьники, находящиеся на конвенциональном уровне нравственного развития, способны к активному усвоению общечеловеческих и общекультурных ценностей. Данный модуль отвечает потребностям обучающихся к стремлению занять свое место в коллективе, предоставляя возможность овладеть опытом нравственного поведения через анализ различных ситуаций.

Содержание модулей «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры»,

«Основы буддийской культуры» нуждается в существенной методической доработке. Необходимо сделать материал учебников более доступным для обучающихся 4-х классов в соответствии с их возрастными особенностями. Например, повышению интереса детей к изучению курса ОРКСЭ могло бы способствовать включение в содержание учебника игровых ситуаций. Не стоит забывать о том, что игровая деятельность все еще присутствует в жизни ребенка младшего школьного возраста наряду с учебной деятельностью. Участие школьников в ролевых и ситуационных играх могло бы способствовать развитию навыков нравственного поведения, рефлексии, умению действовать в ситуации нравственного выбора и т. д. Также успешному усвоению нравственных норм и правил могло бы способствовать увеличение в учебниках количества нравственных задач, актуальных для младшего школьного возраста. Недостаток нравственных задач лишает обучающихся возможности тренироваться в совершении нравственного выбора, применении этических правил при разрешении конфликтов и пр.

Таким образом, содержание учебников-модулей курса ОРКСЭ лишь частично соответствует закономерностям нравственного развития детей младшего школьного возраста. Уровень когнитивного развития младших школьников не позволяет воспринимать материал некоторых модулей с той эффективностью, которая предполагается авторами учебников. Несоответствие некоторых фрагментов учебников возрастным особенностям младших школьников затрудняет процесс нравственного развития обучающихся. Эффективность формирования компонентов нравственного сознания - когнитивного, поведенческого, эмоционального -в значительной мере зависит от изучаемого модуля курса ОРКСЭ. Среди всех модулей, включенных в состав курса, наибольшее внимание нравственному развитию обучающихся уделяется в модуле «Основы светской этики».

1. Система учебников «Школа России». Об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://www.school-russia. prosv.ru/umk/ork/info. aspx?ob_ no=20402 (дата обращения: 27.10.2018).

2. Абдулагатов З. М. Экспертные оценки содержания исламского модуля курса ОРКСЭ // Исламоведение. 2016. № 2. С. 84-96.

3. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 106-116.

4. Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/umk/primernaya-programma-kursa-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki-dlya-4-klassa.html (дата обращения: 27.10.2018).

5. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 106-108.

6. Антилогова Н. Л. Психологические механизмы нравственного сознания личности : дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. 434 с.

7. Трофимова Н. М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1975. 112 с.

8. Двойнин А. М., Двойнин М. Л. Влияние личности учителя на процесс развития личности ученика // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. И. Ключко. - СПб. : ООО «НИЦ АРТ», 2016. С. 215-222.

9. Двойнин М. Л., Двойнин А. М., Кандаурова А. В. Моделирование личности идеального учителя // Психолого-педагогические аспекты деятельности учителя / науч. ред. М. Л. Двойнин. Тара, 1999. С. 17-20.

10. Голоюс Е. А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188-1193.

11. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М. : Академический проект, 2006. 480 с.

12. Kohlberg L. The Development of Children's Orientations Toward a Moral Order: Sequence in the Development of Moral Thought // Vita Humana. 1963. № 6. P. 11-33.

13. Двойнин А. М. Проблема веры в зеркале философ-ско-психологического знания. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. 102 с.

14. Двойнин А. М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры : дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2007. 215 с.

15. Dvoinin A. M. Value and Meaning Orientations of the Religious Individual // Westerink H. (ed.). Constructs of Meaning and Religious Transformation. Current Issues in the Psychology of Religion. Vienna: V&R Unipress, 2013. P. 297-316.

16. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс : учеб. для обще-образоват. организаций. М. : Просвещение, 2018. 159 с.

УДК 371

СИСТЕМНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность работы обусловлена необходимостью дифференциации видов деятельности в условиях внедрения ФГОС среднего (полного) общего образования. Выявлены отличительные признаки проектной деятельности. Выявлена и описана системная дифференциация четырех видов деятельности, присутствующих в процессе обучения.

Ключевые слова: дифференциация, признаки, проблема, проект, проектная деятельность, исследовательская работа, творческая работа, реферативная работа.

17. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2018. 144 с.

18. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др. М. : Просвещение, 2018. 111 с.

19. Трунина О. К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 98-105.

20. Членов М. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2018. 111 с.

21. Латышина Д. И. Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2018. 111 с.

22. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ) : материалы социологических исследований. М. : Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2010. 42 с.

23. Анализ апробации курса ОРКСЭ в 2009-2011 годах. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». М. : Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2011. 121 с.

© Филимонов А. А., 2018

А. А. Филимонов A. A. Filimonov

SYSTEM DiFFERENTiATiON OF PROJECT ACTiViTY

The relevance of the work is due to the need to differentiate activities in the implementation of the Federal state educational standard of Secondary (full) General education. The author identifies the distinctive features of the project activity.

Keywords: differentiation, features, project, project activity, research work, creative work, abstract work

В последние годы на основании федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в школах введен элективный курс «Индивидуальный проект». Согласно ФГОС «инди-

видуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)» [1]. Таким образом, стандартом определено лишь два формата, которые могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.