Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры'

Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аухадеева Л. А.

В статье приводятся результаты исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза, предпринятого с целью совершенствования технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя. Анализируется опыт коммуникативной деятельности студентов, определяются показатели коммуникативной культуры и факторы, влияющие на ее становление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training the Future Teacher: Structural Research in the Field of Communicative Culture

The article presents the research results of the condition of communication among students of pedagogical universities. This research was conducted with the idea of improving the technology that forms communicative culture of future teachers. The article also analyses previous experience in communicative culture of students and factors influencing its development.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры»

________МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ_______________________

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СТРУКТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Л. А. Аухадеева, доцент кафедры истории педагогики и этнопедагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического

университета

В статье приводятся результаты исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза, предпринятого с целью совершенствования технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя. Анализируется опыт коммуникативной деятельности студентов, определяются показатели коммуникативной культуры и факторы, влияющие на ее становление и развитие.

Изменения, происходящие в социальной, экономической, политической и культурной жизни, повышают требования к сфере образования. Во всем мире идет интенсивный поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных, результативных с позиций интересов общества.

Инновационная педагогическая практика и исследования в области философии образования приводят к формированию нового образа человека и взгляда на образование как на культурный процесс, важнейшей характеристикой которого являются гуманистические способы взаимодействия его участников. Все это ставит учителя в качественно новое положение и повышает требования к его общей и профессиональной культуре. Важное место в структуре общей культуры личности занимает коммуникативная культура (культура коммуникативной деятельности), в структуре профессионально-педагогической культуры учителя она имеет совершенно особое значение.

Коммуникативная культура (культура коммуникативной профессиональнопедагогической деятельности во всем ее многообразии) является важнейшей составляющей целостного педагогического процесса и выступает основой, средством, условием воспитания, развития, обучения, взаимодействия, сотрудничества и реализации всех функций и видов педагогической деятельности. Разными исследователями она рассматривается как компонент педагогической, профес-

сионально-педагогической культуры, как совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения, как компонент культуры педагогического общения (Е. В. Бондаревская, И. И. Зарецкая, И. Ф. Исаев, Л. М. Митина, А. В. Муд-рик, Е. И. Мычко, М. Г. Рудь, В. В. Рыжов, В. В. Соколова и др.).

Под коммуникативной культурой мы понимаем основополагающий компонент общей и профессионально-педагогиче-ской культуры учителя, свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узкопрофессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высоких результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности. Считаем, что подготовка учителя к успешной коммуникативной деятельности (в единстве трех ее сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной) и целенаправленное формирование коммуникативной культуры являются важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущего педагога и обязательным условием его всестороннего воспитания и профессионально-личностного развития.

В целях повышения качества подготовки будущих учителей — студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности и совершенствования технологии формирования их коммуникативной культуры нами был изучен и проанализирован опыт коммуникативной деятельности студентов,

© Л. А. Аухадеева, 2006

определены показатели коммуникативной культуры и факторы, влияющие на ее становление и развитие.

В исследовании решались следующие задачи: установить значимость выделенных показателей в характеристике коммуникативной культуры, выявить уровень влияния на показатели коммуникативной культуры ряда факторов, отражающих коммуникативный опыт и свойства личности студентов, определить значимость и степень влияния исследуемых факторов на формирование коммуникативной культуры будущего учителя.

На основе результатов анализа многочисленных исследований,экспертных оценок преподавателей, студентов, учителей были выделены 5 наиболее значимых показателей коммуникативной культуры, обозначенных нами символом у: коммуникативные способности (гТ), организаторские способности (у2), общительность (уЗ), интегративные коммуникативные умения (у4), культура речи 0’5). Давалась и суммарная оценка коммуникативной культуры по всем ее показателям, которая выражалась символом ус.

Нами были выделены также 20 факторов, влияющих на становление и развитие коммуникативной культуры и характеризующих социальное окружение, условия коммуникативной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности будущего специалиста. Каждый фактор имел определенное порядковое и смысловое значение и обозначался символом х: х\ — состав семьи, х2 — интенсивность общения в семье и с родственниками, хЗ — образование родителей, х4 — количество друзей, х5 — интенсивность общения с друзьями, хб — доброжелательность отношений, х1 —удовлетворенность отношениями, х8 — толерантность, х9 — отношение к учебе, х10 — успеваемость в вузе, х11 — уровень познания самого себя, х12 — интенсивность влияния социума (через систему образования), х\Ъ —уровень речевого развития, х14 — осознан-

ность выбора профессии, х\5 — успеваемость в школе, х\6 — наличие и уровень владения компьютером, х\1 — наличие домашней библиотеки, х\8 — состояние здоровья, х19 — темперамент, х20 — занятия самовоспитанием и самообразованием.

Анализ осуществлялся с помощью метода математической статистики — определения уровней связи между показателями коммуникативной культуры и факторами, влияющими на них, на основе математических расчетов коэффициентов корреляции. Для этого каждому показателю коммуникативной культуры и каждому фактору давалась количественная — балльная — оценка посредством использования комплекса известных психолого-педагогических методов и специально разработанных методик.

Для обработки полученных данных применялся метод многофакторного математического анализа. Показатели коммуникативной культуры рассматривались как зависимые переменные (у),, а факторы, влияющие на них, — как независимые переменные (х), влияющие на зависимые переменные. Математический анализ осуществлялся с помощью пакета прикладных программ 8Р88 8.0, позволяющих определить уровень корреляционных связей между зависимыми и независимыми переменными. Анализировались данные, полученные в результате изучения коммуникативной деятельности 400 студентов I—V курсов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (в прошлом Казанского государственного педагогического университета), которые далее дифференцировались на сельских и городских, юношей и девушек, русских и татар.

Анализ результатов исследования проводился в несколько этапов.

На первом этапе вычислялись коэффициенты корреляции отдельных показателей коммуникативной культуры между собой. По коэффициентам корреляции (г)

в таблице приведены коэффициенты корреляции каждого из них с суммарной характеристикой (гг), которая выражалась числом, суммирующим все другие показатели.

определялись значения уровней взаимосвязи (от 1-го до 6-го уровня), что представлено в табл. 1. Кроме коэффициентов корреляции между отдельными показателями коммуникативной культуры

Таблица 1

Уровни взаимосвязи основных показателей коммуникативной культуры студентов педагогического вуза (у) между собой и с суммарным показателем (ус)

Показатели коммуникативной культуры у/у Значения уровней взаимосвязи (от 1-го до 6-го уровня) и соответствующие им коэффициенты корреляци (г): 1 — нет взаимосвязи (г = 0,0—0,09), 2 — связь слабая (г = 0,1—0,29 ), 3 — связь умеренная (г = 0,3—0,49 ), 4 — связь заметная (г = 0,5—0,69 ), 5 — связь сильная (г = 0,7—0,89), 6 — связь очень сильная (г = 0,9—0,99 ) *

У2 уЗ у4 У5 ус

Коммуникативные 5 4 4 3 5 4

способности — у1 (0,702) (0,549) (0,567) (0,453) (0,762) (0,606)

Организаторские 4 4 3 5 4

способности — у2 (0,565) (0,656) (0,497) (0,808) (0,646)

Общительность — уЗ 4 4 5 4

(0,650) (0,579) (0,768) (0,622)

Интегративные 4 6 4

коммуникативные (0,555) (0,937) (0,673)

умения — у4

Культура речи — у5 4 4

(0,694) (0,556)

Суммарная харак- — 5

теристика — ус (0,794)

* — среднее значение коэффициента корреляции каждого показателя коммуникативной культуры с другими показателями.

Обобщая результаты первого этапа исследования, необходимо отметить, что во взаимосвязях между выбранными для анализа показателями коммуникативной культуры нет статистических значений (коэффициентов корреляции г), говорящих об отсутствии связей или связях слабых (1-й и 2-й уровни корреляции). Почти все связи относятся к статистически определяемым как заметные (4-й уровень), реже — к сильным или умеренным, и, следовательно, каждый показатель, отражая какую-то специфическую сторону, в определенной мере характеризует коммуникативную культуру в целом. Связь каждого из показателей с обобщенным значением, суммой показателей, главным образом сильная (5-й уровень),

в одном случае она даже очень сильная (6-й уровень). Это позволяет считать, что выделенные показатели коммуникативной культуры адекватны исследовательским задачам и могут рассматриваться как необходимые и достаточные для характеристики коммуникативной культуры.

Каждый показатель имеет определенный уровень связи с суммарным показателем коммуникативной культуры — вносит свой вклад в суммарную оценку коммуникативной культуры. Наибольшая связь с суммарным показателем коммуникативной культуры — у показателя интегративных коммуникативных умений. Следовательно, интегративные коммуникативные умения в большей степе-

ни отражают коммуникативную культуру в целом, чем другие показатели.

Более детальный анализ полученных данных обнаружил различия в уровнях взаимосвязи между отдельными показателями коммуникативной культуры, что позволило распределить эти показатели следующим образом:

1. Интегративные коммуникативные умения

2. Организаторские способности

3. Общительность

4. Коммуникативные способности

5. Культура речи.

Первое место по уровням связи с каждым отдельным показателем коммуникативной культуры занимают интегративные коммуникативные умения, имеющие стабильно высокий уровень связи со всеми показателями без исключения. Организаторские и коммуникативные способности в большей степени зависимы друг от друга, от общительности и интегративных коммуникативных умений, чем от культуры речи. Общительность оказывает равномерное влияние на все показатели в отдельности и существенное влияние на коммуникативную культуру в целом.

Культура речи в большей степени зависит от общительности и интегративных коммуникативных умений, чем от организаторских и коммуникативных способностей (см. табл. 1).

Таким образом, общительность и интегративные коммуникативные умения занимают стабильное положение по уровню связи (заметная связь — 4-й уровень) со всеми другими показателями. Это позволяет считать их основными в данной совокупности показателей коммуникативной культуры. Интегративные коммуникативные умения являются самым значимым показателем по уровню связи с суммарным показателем и с каждым отдельным показателем коммуникативной культуры. Следовательно, этот показатель может рассматриваться как центральный, объединяющий все остальные показатели коммуникативной культуры.

На втором этапе исследования анализировались связи между показателями коммуникативной культуры и индивидуально-психологическими особенностями личности, условиями социального окружения и коммуникативной деятельности как факторами, влияющими на становление и развитие коммуникативной культуры будущего специалиста.

Полученные результаты представлены в табл. 2, где отражены уровни связи факторов и показателей коммуникативной культуры. Уровни связи определены на основе математически рассчитанных коэффициентов корреляции, которые для удобства приведены в самой таблице.

В исследовании анализировалось следующее: а) как вся совокупность факторов (сумма всех х — от х1 до х20) влияет на каждый из показателей коммуникативной культуры (от у 1 до _у5 и ее суммарный показатель ус); б) как каждый из рассматриваемых факторов в отдельности (отх1 до х20) влияет на показатели коммуникативной культуры (от у! до у5 и ее суммарный показатель ус). Это позволило нам определить, насколько каждый из показателей коммуникативной культуры (и ее суммарный показатель) зависим от всей совокупности рассматриваемых факторов в целом, и выявить степень влияния на показатели коммуникативной культуры каждого из факторов в отдельности.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о следующем порядковом распределении уровней связи между показателями коммуникативной культуры и всей совокупностью влияющих на них факторов:

1. Интегративные коммуникативные умения

2. Общительность

3. Организаторские способности

4. Коммуникативные способности

5. Культура речи.

Таким образом, среди 5 отдельных показателей коммуникативной культуры на первом месте по степени зависимости от всей совокупности факторов находится показатель, характеризующий

Таблица 2

Уровни взаимосвязей между показателями коммуникативной культуры (у) и факторами,

влияющими на них (дг)

у/х Значения уровней взаимосвязи (от 1-го до 6-го уровня) и соответствующие им коэффициенты корреляци (г): 1 — нет взаимосвязи (г = 0,0—0,09), 2 — связьслабая (г = 0,1—0,29), 3 — связь умеренная (г = 0,3—0,49 ), 4 — связь заметная (г = 0,5—0,69 ), 5 — связь сильная (г = 0,7—0,89 ), 6 — связь очень сильная (г = 0,9—0,99 ) #

х1 х2 хЗ х4 х5 хб х7 х8 х9 хЮ х11 х12 х13 х14 х15 х16 х17 х18 х19 х20

у1 2 3 3 3 3 3 4 2 2 3 3 3 4 3 3 1 4 2 3 3 57

У2 2 4 4 4 4 3 4 2 2 3 3 4 4 3 4 1 3 2 3 4 63

уЗ 3 4 4 4 5 4 4 2 2 3 4 4 4 3 4 1 4 1 3 4 67

у4 2 4 4 4 4 4 5 2 3 3 4 4 5 4 4 1 4 2 3 5 71

У5 2 3 3 3 3 3 3 1 2 3 3 3 3 3 4 1 3 1 3 3 52

ус 3 4 4 4 4 4 5 2 3 3 4 4 5 4 4 1 4 2 4 4 72

* 14 22 22 22 23 21 25 И 14 18 21 22 25 20 23 6 22 9 19 23

# — сумма значений уровня связи всей совокупности факторов,

* — сумма значений уровня связи каждого из факторов.

интегративные коммуникативные умения, который имеет (крайний правый столбец табл. 2) самое высокое суммарное значение уровней связи (сумма— 71). Далее располагаются показатели общительности (сумма — 67), организаторские способности (сумма — 63), коммуникативные способности (сум-

ма — 57). На последнем месте по уровню связи со всей совокупностью факторов находится показатель культуры речи (сумма — 52).

Дальнейший анализ данных позволил определить степень влияния каждого фактора на показатели коммуникативной культуры (табл. 3).

Таблица 3

Порядковое распределение уровней связи между показателями коммуникативной культуры и каждым из факторов

№ Группы факторов, влияющих на коммуникативную культуру Значения суммы уровней связи

Ведущие

1 Уровень речевого развития, удовлетворенность отношениями Основные 25

2 Интенсивность общения с друзьями, успеваемость в школе, занятия

самовоспитанием и самообразованием 23

3 Наличие домашней библиотеки, интенсивность влияния социума, количество друзей, образование родителей, интенсивность общения в семье

и с родственниками 22

4 Доброжелательность отношений, уровень познания самого себя 21

5 Осознанность выбора профессии Вспомогательные 20

6 Темперамент 19

7 Успеваемость в вузе 18

8 Состав семьи, отношение к учебе 14

9 Толерантность Дополнительные 11

10 Состояние здоровья 9

11 Наличие и уровень владения компьютером 6

Обобщая результаты второго этапа исследования, можно сделать выводы о том, что в подавляющем числе случаев каждый из 20 факторов, характеризующих социальное окружение, условия коммуникативной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности будущего специалиста, имеет существенные и разнообразные связи и взаимозависимости с показателями коммуникативной культуры. На первом месте по степени зависимости показателей коммуникативной культуры от всей совокупности факторов находится показатель интегративных коммуникативных умений. По степени влияния на комму-

никативную культуру в целом и ее конкретные показатели каждого из факторов в отдельности можно выделить ведущие, основные, вспомогательные и дополнительные (индивидуально-значимые) факторы.

На третьем этапе исследования был проведен анализ связей между индивидуально-психологическими особенностями личности, условиями и особенностями социального окружения и коммуникативной деятельности студентов как факторами, влияющими на становление и развитие коммуникативной культуры. Полученные результаты представлены в форме корреляционной матрицы в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Уровни (корреляционных) связей между факторами, влияющими на становление и развитие

коммуникативной культуры

х/х Ранговые значения коэффициентов корреляции: 1 — нет взаимосвязи (г = 0,0—0,09), 2 — связьслабая (г = 0,1—0,29), 3 — связь умеренная (г = 0,3—0,49), 4 — связь заметная (г = 0,5—0,69), 5 — связь сильная (г = 0,7—0,89) *

х2 хЗ х4 х5 хб х7 х8 х9 х10 ХІ1 х12 х13 х14 х15 ХІ6 х17 х18 х19 х20

ХІ 4 3 3 3 2 2 2 1 2 2 2 3 2 3 2 2 1 1 2 42

х2 5 4 4 4 4 2 2 2 4 4 4 4 4 1 3 1 2 4 62

хЗ 4 4 3 4 2 2 2 3 4 4 4 4 1 4 1 3 4 61

х4 5 4 4 2 2 2 4 4 4 3 4 1 4 2 3 3 62

х5 4 5 1 2 2 4 4 4 4 4 1 3 1 3 3 61

хб 5 1 3 2 4 3 3 3 3 1 3 2 2 3 55

х7 2 3 3 4 4 4 4 4 2 4 2 3 4 67

х8 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 32

х9 2 2 3 2 3 2 2 2 1 1 2 37

х1() 2 3 3 3 3 1 3 2 4 3 46

ХІ1 4 4 3 3 1 3 2 2 4 57

х12 5 4 4 1 4 2 3 4 64

х13 4 5 1 4 2 3 4 65

х14 4 2 4 1 4 4 62

х15 1 3 1 2 4 60

ХІ6 1 2 2 1 25

х17 1 3 3 56

х18 1 2 29

х19 3 46

х20 58

* — сумма значений взаимосвязи факторов между собой.

Показательно, что отношения между факторами, влияющими на становление и развитие коммуникативной культуры, самые различные — от отсутствия связей (1-й уровень связи) до связей, статистически определяемых как сильные (5-й уровень). Причем необходимо отметить, что случаев отсутствия связей или связей слабых (1-й и 2-й уровни) значительно меньше, чем связей более выраженных — заметных или сильных (4-й и 5-й уровни). Общий анализ уровней связи между факторами показал наличие 12 сильных связей, 114 заметных, 84 умеренных, 110 слабых и только 60 случаев (из 380) отсутствия связи. Это дает основание считать, что подавляющее большинство факторов оказывает достаточно выраженное влияние на становление и развитие коммуникативной культуры и выделенные факторы адекватны исследовательским задачам.

Из общего обзора полученных данных видно, что все факторы имеют связи разных уровней. Например, фактор удовлетворенности отношениями обладает сильными связями (5-й уровень) с факторами интенсивности общения с друзьями и доброжелательности отношений, в то же время он имеет слабую связь (2-й уровень) с факторами состава семьи, толерантности, наличия и уровня владения компьютером и состояния здо-

ровья. У фактора речевого развития различия в уровнях взаимосвязи с некоторыми факторами достигают четырех уровней (5-й и 1-й уровни).

Более детальный анализ данных, представленных в табл. 4, дает большой объем дополнительной информации о влиянии каждого конкретного фактора на становление и развитие коммуникативной культуры будущего учителя. Большой интерес для практиков представляют факторы с сильными связями: интенсивность общения в семье и образование родителей; количество друзей и интенсивность общения с друзьями; интенсивность общения с друзьями и удовлетворенность отношениями; доброжелательность отношений и удовлетворенность отношениями; интенсивность влияния социума и уровень речевого развития; уровень речевого развития и успеваемость в школе. Факторы, обнаружившие по две сильные связи, — интенсивность общения с друзьями, удовлетворенность отношениями, уровень речевого развития, — также имеют особое значение для данной совокупности факторов.

В обобщенном виде результаты такого анализа представлены в табл. 5, в которой факторы распределены по мере убывания суммарного значения уровня связи (крайний правый столбец табл. 4).

Таблица 5

Порядковое распределение уровней связи между факторами и их группировка

№ Группы факторов, влияющих на коммуникативную культуру Значения суммы уровней связи

1 2 3

Ведущие

1 Удовлетворенность отношениями 67

2 Уровень речевого развития 65

3 Интенсивность влияния социума 64

Основные

4 Интенсивность общения в семье и с родственниками, количество друзей,

осознанность выбора профессии 62

5 Образование родителей, интенсивность общения с друзьями 61

6 Успеваемость в школе 60

7 Занятия самовоспитанием и самообразованием 58

8 Уровень познания самого себя 57

1 2 3

9 Наличие домашней библиотеки 56

10 Доброжелательность отношений 55

Вспомогательные

11 Успеваемость в вузе, темперамент 46

12 Состав семьи 42

13 Отношение к учебе 37

14 Толерантность 32

Дополнительные

15 Состояние здоровья 29

16 Наличие и уровень владения компьютером 25

Суммы значений уровня связи каждого из факторов со всей совокупностью факторов значительно отличаются друг от друга и имеют достаточно большой разброс — от 67 до 25. Самый высокий общий уровень связи — у факторов, имеющих сильные и заметные связи с некоторыми факторами (сумма > > 50). Далее расположены факторы, имеющие с другими факторами заметные и умеренные связи (сумма — от 30 до 50). Затем идут факторы с умеренными и слабыми связями (сумма < 30).

Обобщая результаты третьего этапа исследования, можно сделать выводы о том, что все факторы, характеризующие социальное окружение, условия коммуникативной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности будущего специалиста, определенным образом связаны между собой. По степени влияния факторов на становление и развитие коммуникативной культуры можно выделить: ведущие и основные факторы, имеющие сильные и заметные связи с другими факторами; вспомогательные факторы — с заметными и умеренными связями; дополнительные факторы — с умеренными, слабыми или

отсутствующими связями. Ведущие, основные и вспомогательные факторы представляют собой наиболее значимые индивидуально-психологические особенности личности студентов, условия и особенности их социального окружения и коммуникативной деятельности, воздействуя на которые можно повышать качество профессиональной подготовки будущего учителя. Дополнительные факторы должны учитываться в конкретных индивидуальных случаях.

Таким образом, в процессе исследования нами обнаружены конкретные зависимости между выделенными показателями коммуникативной культуры как статистически, математически значимые. Полученные результаты характеризуют в определенной мере культуру коммуникативной деятельности, факторы, влияющие на ее развитие у студентов педагогического вуза на популяционном уровне исследования, и могут быть использованы в качестве исходной позиции для дальнейших исследований этой проблемы и совершенствования технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя в условиях профессиональной подготовки.

Поступила 23.03.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.