Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов'

Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов»

денческие производственные практики и другие формы прямого партнерского сотрудничества с работодателями позволило усилить профессиональную направленность подготовки специалистов: все больше студентов трудоустраиваются в те организации, в которыхони практиковались.

Установлена и обратная связь: накопленные МОК и студентами нематериальные активы конкурентоспособности человеческого капитала изменяют не только образовательный процесс, но и экономическую стратегию развития МОК.

Например, повышение требований к культуре поведения потребовало качественно иных подходов к программам, связанным с эксплуатацией зданий и прилегающей территории. Ремонт и обустройство проводятся по единому плану, и в результате учебные помещения постепенно приобретают вид, соответствующий современным требованиям к осуществлению образовательной деятельности. Создание двух линий системы безопасности на несколько лет опередило только недавно введенные нормативы безопасности учебных заведений в условиях угрозы терроризма. Требо-

вания к внешнему виду преподавателей и студентов включили в себя обязательное ношение на территории учебных заведений бейдж-визиток.

Все это позволяет сделать вывод о том, что экономическая стратегия развития МОК направлена на повышение качества нематериальных активов конкурентоспособности человеческого капитала студентов и преподавателей.

Обобщая промежуточные результаты выполняемыхв настоящее время проектов маркетинга отношений по формированию и управлению корпоративной культурой МОК и структурных подразделений, а также корпоративного проекта по созданию положительного имиджа учебных заведений, можно отметить, что формирующаяся система уже сегодня влияет на конкурентоспособность образовательных услуг учебных заведений МОК. Несмотря на сравнительно высокую стоимость обучения, абитуриенты предпочитают поступать в наши учебные заведения, работодатели высоко оценивают активы конкурентоспособности человеческого капитала выпускников.

Л. АУХАДЕЕВА, доцент Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Особенности

коммуникативной культуры татарских и русских студентов

Коммуникация — это универсальное со. циокультурное взаимодействие людей, социальная связь между людьми, мотивированная и целенаправленная активность, предполагающая обмен идеями и ценностями, знаниями и опытом, образцами деятельности и поведения.

Коммуникативная культура является важнейшей составляющей целостного педагогического процесса и выступает основой, средством, условием воспитания, развития, обучения, взаимодействия, сотруд-

ничества и реализации всех функций и видов педагогической деятельности.

Культура в целом проявляется в виде диалога культур. Именно с этих позиций коммуникативная культура учителя - это его индивидуальное,духовно-личностное достояние, культурный наполнитель профессии учителя, определяющий суть профессиональной деятельности, ее эффективность, продуктивность.

Коммуникативная культура как свойство личности формируется в определен-

ной культурной среде, наделенной в немалой степени и национально-этническими особенностями. В значительной мере они характерны для Республики Татарстан -многообразной по национальному составу, заметно сохранившей во взаимовлиянии русские и татарские этнические качества образа жизни и модели воспитания молодежи. В последнее десятилетие они приобретают более выраженные акценты благодаря развивающемуся стремлению к национально-этническому своеобразию народов современной России, в отличие от авторитарной интернациональной политики прошлых десятилетий.

Исследование посвящено изучению реального состояния культуры коммуникативной деятельности студентов педагогического вуза [1]. Был проанализирован опыт коммуникативной деятельности русских и татарских студентов, определены показатели коммуникативной культуры и факторы, влияющие на ее становление и развитие, выявлены уровень и степень их взаимосвязей, взаимозависимостей.

На основе научной литературы были выделены пять наиболее значимых показателей коммуникативной культуры (коммуникативные способности, организаторские способности, общительность, ин-тегративные коммуникативные умения, культура речи) и двадцать факторов, характеризующих индивидуально-психологические особенности личности, условия и особенности социального окружения и коммуникативной деятельности (каждый фактор обозначался символом х). Для обработки полученных данных применен метод многофакторного математического анализа - определения уровней связи между показателями коммуникативной культуры и факторами, влияющими на них, на основе расчетов коэффициентов корреляции. Показатели коммуникативной культуры рассматривались как зависимые переменные, а факторы, влияющие на них - как независимые переменные. Математический анализ осуществлялся с помощью пакета

прикладных программ SPSS 8.0. Анализировались данные, полученные в результате изучения коммуникативной деятельности 400 студентов 1-5 курсов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, которые делились на группы русских и татар.

Ставилась задача определить и проанализировать уровни взаимосвязи между показателями, показателями и факторами, степень влияния факторов на становление и развитие коммуникативной культуры студентов, а также выявить национальные особенности и их специфику.

Анализ уровней связи между показателями коммуникативной культуры позволяет определить в сравнительном аспекте, насколько каждый из показателей связан с другими показателями, объединяет их и оказывает влияние на общую характеристику коммуникативной культуры студентов разной национальности.

Выявлено, что распределение показателей коммуникативной культуры студентов выделенных национальных групп по силе их корреляции между собой имеет определенные сходства и различия (табл.1). Совпадают уровни корреляции между показателями интегративных коммуникативных умений и культуры речи. Различаются уровни корреляции показателей коммуникативных способностей, организаторских способностей и общительности.

Интегративные коммуникативные умения являются самым значимым показателем. Он статистически в большей степени связан с каждым из других показателей и, соответственно, более полно отражает состояние коммуникативной культуры в целом. У культуры речи обнаружены более низкие уровни корреляции с другими показателями, что особенно выражено у татар.

Далее анализировались уровни корреляции между показателями и влияющими на них факторами: как вся совокупность факторов влияет на каждый из показателей коммуникативной культуры и как каж-

Таблица 1

Порядковое распределение показателей коммуникативной культуры по уровню

их корреляции между собой

№ Показатели коммуникативной культу] эы (совпадающие выделены курсивом)

Студенты - татары Студенты - русские

1 Интегративные коммуникативные умения Интегративные коммуникативные умения

2 Организаторские способности Общительность

3 Коммуникативные способности Организаторские способности

4 Общительность Коммуникативные способности

5 Культура речи Культура речи

дый фактор в отдельности влияет на показатели коммуникативной культуры.

Обнаружено, что распределение показателей коммуникативной культуры по силе их корреляции с факторами существенно отличаются у русских и татарских студентов. Среди пяти отдельных показателей коммуникативной культуры у татар больше всего со всей совокупностью рассматриваемых факторов связан показатель общительности, а у русских - интегратив-ных коммуникативных умений, и все остальные показатели отличаются по уровню их связей и с выделенными факторами (табл. 2).

По результатам анализа степени влияния каждого фактора на все показатели коммуникативной культуры выявлены определенные сходства и различия между данными татар и русских (табл. 3).

Одинаковы, совпадают уровни корреляции факторов образования родителей (х3) и уровень самопознания (х11). Наибольшее влияние на все показатели коммуникативной культуры у татар оказывают интенсивность общения с друзьями (х5) и уровень

речевого развития (х13), а у русских - успеваемость в школе (х15). В числе факторов, оказывающих сильное влияние (первые три места), у русских - интенсивность общения в семье, образование родителей, количество друзей, уровень речевого развития, осознанность выбора профессии, успеваемость в школе, самовоспитание и самообразование. У татар - это интенсивность общения в семье, образование родителей, количество друзей, уровень речевого развития, интенсивность общения с друзьями, доброжелательность отношений, удовлетворенность отношениями, интенсивность влияния социума, уровень ре-

чевого развития, успеваемость в школе, наличие домашней библиотеки (совпадающие факторы выделены курсивом).

Однако значительное число факторов у данных национальных групп не совпадает по уровню взаимных корреляций. Например, у татар фактор успеваемости в вузе (х10) занимает 4-е место, а у русских -только 8-е место; фактор наличия и владения компьютером (х16) у татар - 6-е, а у русских - 12-е место и др.

Таблица 2

Порядковое распределение показателей коммуникативной культуры по уровню их связи со всей совокупностью влияющих на них факторов.

№ Показатели коммуникативной культуры

Студенты-татары Студенты-русские

1 Общительность Интегративные коммуникативные умения

2 Интегративные коммуникативные умения Организаторские способности

3 Организаторские способности Общительность

4 Коммуникативные способности Культура речи

5 Культура речи Коммуникативные способности

Таблица 3

Распределение факторов по суммарному значению уровней связи со всей совокупностью показателей коммуникативной культуры у русских и татар

Места, занимаемые факторами

Факторы, влияющие на показатели коммуникативной по их суммарному значению

культуры уровней связи

Русские Татары

х 1 - Состав семьи 9 7

х 2 - Интенсивность общения в семье 3 2

х 3 - Образование родителей 2 2

х 4 - Количество друзей 3 2

х 5 - Интенсивность общения с друзьями 4 1

х 6 — Доброжелательность отношений 6 3

х 7 - Удовлетворенность отношениями 4 2

х 8 - Толерантность 10 7

х 9 - Отношение к учебе 7 9

х 10 - Успеваемость в вузе 8 4

х 11 - Уровень познания самого себя 4 4

х 12 - Интенсивность влияния социума 4 2

х 13 - Уровень речевого развития 3 1

х 14 - Осознанность выбора профессии 3 4

х 15 - Успеваемость в школе 1 3

х 16 - Наличие и уровень владения компьютером 11 6

х 17 - Наличие домашней библиотеки 5 3

х 18 - Состояние здоровья 12 8

х 19 - Темперамент 7 5

х 20 - Самовоспитание и самообразование 3 4

Детальный анализ полученных данных необходим для повышения качества подготовки учителей к профессионально-педагогической деятельности с учетом национальных особенностей студентов и адекватной оценки их коммуникативной культуры.

Анализ уровней связи между факторами, характеризующими индивидуально-психологические особенности личности, условия и особенности социального окружения и коммуникативной деятельности студентов исследуемых национальных групп позволил обнаружить определенные сходства и отличия.

Характерной особенностью как у татар, так и у русских является наличие у подавляющего большинства факторов разноуровневых связей между собой (от «слабых» до «сильных») с преобладанием связей «умеренных», «заметных» и «сильных ». Дальнейший анализ позволяет заме-

тить определенные тенденции в группировке факторов по уровню их взаимосвязей. У русских студентов они группируются преимущественно вокруг факторов, имеющих «сильный» уровень связи, а у студентов татарской национальности - вокруг факторов, имеющих «заметный » уровень связей.

Первое место у русских студентов занимает фактор количества друзей (х4), а у студентов-татар - сразу два фактора: интенсивность общения в кругу семьи (х2) и уровень речевого развития (х13).

Показательно, что первые три места у русских студентов занимают факторы количества друзей, интенсивности влияния социума, осознанности выбора профессии, образование родителей, уровень речевого развития и успеваемость в школе; а у студентов татар - интенсивность общения в семье, уровень речевого развития, доброжелательность отношений, и

интенсивность влияния социума. Следовательно, одинаково значимыми для всех студентов являются факторы интенсивности влияния социума и уровня речевого развития.

Вместе с тем обращают на себя внимание значительные различия в порядковом распределении факторов у студентов разных национальных групп. Это чрезвычайно важные различия, имеющие большое значение для совершенствования программы и методики формирования у студентов коммуникативной культуры. Анализ и обобщение полученных результатов позволяют не только сделать выводы о влиянии каждого фактора, но и выделить наиболее значимые и определить место каждого в иерархии факторов, влияющих на становление и развитие коммуникативной культуры будущего учителя (табл. 4).

По степени влияния факторов на становление и развитие коммуникативной культуры студентов разных национальностей выделены следующие группы факто-

ров: ведущие, основные, вспомогательные и дополнительные. Ведущие и основные факторы оказывают существенное влияние на становление и развитие культуры коммуникативной деятельности будущего учителя.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что существуют вполне определенные (статистически значимые) национальные особенности в уровнях корреляции между показателями коммуникативной культуры, показателями и факторами, а также в степени влияния выделенных факторов на становление и развитие коммуникативной культуры студентов педагогического вуза.

Среди отдельных показателей коммуникативной культуры ведущее место у всех студентов занимают интегративные коммуникативные умения.

Первое место среди показателей коммуникативной культуры по уровню их связи со всей совокупностью факторов у студентов татарской национальности занимает общительность, а у студентов русской

Студенты-русские Студенты-татары

Ведущие

количество друзей, интенсивность влияния социума, осознанность выбора профессии интенсивность общения в семье, уровень речевого развития, доброжелательность отношений

Основные

образование родителей, уровень речевого развития, успеваемость в школе, интенсивность общения в семье, интенсивность общения с друзьями, уровень познания самого себя, самовоспитание и самообразование, удовлетворенность отношениями, наличие домашней библиотеки интенсивность влияния социума, интенсивность общения с друзьями, количество друзей, удовлетворенность отношениями, образование родителей, осознанность выбора профессии, успеваемость в школе

Вспомогательные

доброжелательность отношений, успеваемость в вузе, отношение к учебе, состав семьи, темперамент уровень познания самого себя, наличие домашней библиотеки, самовоспитание и самообразование, темперамент

Дополнительные

толерантность, состояние здоровья, наличие и уровень владения компьютером толерантность, наличие и уровень владения компьютером, состояние здоровья, отношение к учебе

Таблица 4

Отличительные особенности иерархии факторов в их влиянии на формирование коммуникативной культуры студентов разных национальных групп

(совпадающие факторы выделены курсивом)

национальности - интегративные коммуникативные умения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущее место среди факторов по уровню их влияния на всю совокупность показателей коммуникативной культуры у студентов татарской национальности занимают интенсивность общения в кругу друзей и уровень речевого развития, а у студентов русской национальности - успеваемость в школе. Наибольшее влияние на становление и развитие коммуникативной культуры студентов и русской, и татарской национальностей оказывают: интенсивность общения в семье, образование родителей, количество друзей и интенсивность общения с друзьями, удовлетворенность отношениями, уровень речевого развития и успеваемость в школе.

Наибольшее влияние на становление и развитие коммуникативной культуры среди исследованных факторов у русских студентов оказывает фактор количество друзей, а у студентов-татар - интенсивность

общения в семье и уровень речевого развития.

Выявленные в исследовании особенности отражают реально существующую ситуацию, имеют большое практическое значение для совершенствования технологии формировании коммуникативной культуры будущих учителей в условиях профессиональной подготовки и индивидуализации и дифференциации этого процесса с учетом национальных особенностей. Полученные результаты очень полезны и интересны для учителей общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательных учреждений и могут быть использованы для дальнейших исследований данной проблемы.

Литература

1. Аухадеева Л.А. Подготовка будущего учителя: структурные исследования коммуникативной культуры // Интеграция образования. - 2006.- № 2.

В. СУЧКОВ, первый проректор Казанский государственный архитектурно-строительный университет В. ИВАНОВ, первый проректор Казанский государственный технологический университет Е. КОРЧАГИН, заведующей лабораторией Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

В основе процессов целеполагания и формирования содержания профессиональной подготовки наших студентов лежит деятельностная концепция, согласно которой при определении норм обучения исходным звеном является деятельность (технологическая, конструкторская, управленческая, производственная и т.д.) специалиста, в свете которой изучаются объекты и предметы труда, средства труда, технологические и трудовые процессы, организация труда на производстве. В русле деятельно-стной концепции разрабатывались квали-

Модель инженера-строителя: компетентностный подход

фикационная характеристика и квалификационная модель выпускника, а в соответствии с ними - стандарты ВПО 1-го и 2-го поколений.

Новые требования наукоемких производств привели и к новому определению квалификации специалиста. Если до недавнего времени квалификационная характеристика специалиста предусматривала только перечень знаний и умений, то сейчас в ней речь идет о его компетенции, креативности, коммуникабельности.

Исследователямии С.Е. Шишовым и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.