УДК 371.31:37.037 796.011
А. А. Никитина
НЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА У СТУДЕНТОВ
Обсуждаются факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование физкультурного тезауруса у студентов в процессе неспециального физкультурного образования.
The article deals with the factors influencing the formation of students' sports thesaurus in the course of non-professional physical training.
Ключевые слова: фактор, объективные и субъективные факторы, физкультурный тезаурус.
Key words: factor, objective and subjective factors, sports thesaurus.
Понятие фактор (от лат. factor — делающий, производящий) обозначает причину какого-либо явления, события, процесса, обусловливающую или определяющую его характер [2, с. 511]. Определить факторы, обусловливающие формирование физкультурного тезауруса у студентов, — это значит, во-первых, выявить, для чего это формирование необходимо, во-вторых, указать причины, по которым решение этой актуальной задачи становится возможным или затруднено.
Формирование физкультурного тезауруса в студенческие годы — целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс, обусловливаемый совокупностью факторов, включающей причину и движущую силу его развития и формирования. Поскольку процесс развития и формирования физкультурного тезауруса личности есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий ее внутренних сфер и внешних обстоятельств, то наблюдается проявление многообразных факторов.
Так, к внешним факторам относятся объективные причины, влияющие на формирование физкультурного тезауруса у студента, не зависящие от его воли и сознания. Они служат своеобразным основанием для возникновения субъективных факторов, либо стимулирующих активность студента, либо вызывающих пассивное или отрицательное отношение к физической культуре и физкультурной деятельности.
Субъективные факторы рассматриваются как совокупность мотивационно-ценностных ориентации, свойств и особенностей личности, индивидуального сознания и мировоззрения студента и т. д.
К субъективным факторам, обусловливающим формирование физкультурного тезауруса у студента, относятся:
— природные свойства — определяют динамику психофизической деятельности студента. К ним относятся: скорость возникновения и устойчивость психических процессов (скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения и т. п.), интенсивность
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 17—21.
психических процессов (чувств, эмоций, воли); темп и ритм психической деятельности; направленность психической деятельности. Психофизическое развитие личности осуществляется посредством приобретения социально-практического опыта, через формирование мировоззрения и усвоение системы знаний;
— нравственные качества — мировоззрение в форме убеждений, моральных норм и физкультурных идеалов побуждает студента поступать определенным образом; систематизируя и целеопределяя свое поведение, он вносит в него коррективы, постепенно формирует свою личность, изменяет образ жизни.
— коммуникативные черты личности — проявляются в коммуникативных, межличностных отношениях (общительность, справедливость, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность и т. д.);
— рефлексивные черты личности, связанные с самосознанием, самонаблюдением, самоанализом и самооценкой, отражающие отношение человека к самому себе (требовательность, самокритичность, уверенность в себе и т. д.);
— организаторские качества личности — проявляются в организаторских способностях: деловитость, ответственность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя;
— перцептивно-гностические качества личности — к ним относят: наблюдательность, понимание других, умение проектировать, саморазвитие, творческое отношение к делу;
— экспрессивные качества личности — эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, чувство юмора, выдержка и т. п.
Организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические и экспрессивные качества личности относятся к психофизиологической готовности студента к физкультурному образованию. Практическая готовность к физкультурной деятельности студента определяется наличием определенного уровня информации, знаний в области физической культуры, входящих в его физкультурный тезаурус.
На формирование физкультурного тезауруса оказывают влияние прямые и косвенные факторы. Прямые факторы — это непосредственно поддающиеся контролю, которые можно зафиксировать в педагогическом процессе. Факторы, «не поддающиеся» прямой регистрации, определяются как косвенные. Все представленные факторы по своему воздействию неодинаковы: одни являются ведущими и оказывают существенное влияние на формирование физкультурного тезауруса, другие менее важны, но каждый из них на определенном отрезке воспитания или обучения может сыграть свою решающую роль. Именно поэтому важно учитывать и использовать всю систему различных факторов, их целенаправленность и согласованность для достижения положительного результата.
При объединении однородных признаков наиболее значимыми факторами являются: коммуникативный, организационно-методический, педагогический, личностный, профессионально-образовательный.
1. Коммуникативный фактор — включает социально-психологический климат в учебном коллективе; сложившиеся в вузе физкультурно-
спортивные традиции; социальное окружение, пример близких друзей; мнение родителей, преподавателей и т. п.
2. Организационно-методический фактор — совокупность принципов построения, методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности студентов: определение места (функций, связей) и роли предметного содержания физической культуры как подсистемы образовательного процесса будущего специалиста; подбор компонентов содержания (исходя из поставленной цели образования); установление смысла и логики связей между компонентами содержания; определение оптимальных вариантов учебной деятельности студентов (обоснование их с позиций психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, теории оптимизации и педагогических технологий); выбор наиболее действенных и интересных для студентов форм образовательной и физкультурной деятельности, педагогических технологий и др. Слагаемыми учебного процесса являются цели и задачи, формы и методы, влияющие на процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, четко слаженная работа преподавателей по использованию прогрессивных методов обучения. Совершенствование системы контроля и коррекции, определения уровня знаний по физической культуре студентов, учет их социально-демографических характеристик, индивидуальных особенностей и интересов позволяют совершенствовать и учебную деятельность, делают ее более управляемой и эффективной.
3. Педагогический фактор охватывает содержание, качество и уровень проведения учебных занятий. Успешное формирование физкультурного тезауруса у студенческой молодежи зависит от личности преподавателя — его общекультурного уровня, эрудиции, научной и методической подготовки, ответственности, трудолюбия, убежденности, разумной требовательности, педагогического мастерства, хороших манер, которые способствуют общению и являются предпосылками, обеспечивающими качество образовательно-воспитательного процесса. Культура преподавателя рассматривается как условие, способное придать образовательному процессу направление на развитие творческих интересов студентов, стимулирование их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, ведущей к приращению и формированию их личностного тезауруса.
4. Личностный фактор — к нему относятся: потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации; выбор специальности и удовлетворенность ею; осознанность ценностей физической культуры и отношение студента к физической культуре; наличие знаний, умений, навыков; состояние здоровья, единство общественных и личных интересов и т. д. Существенным моментом в физкультурном образовании студентов является тезаурусный подход к подготовке будущих специалистов как к единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности. Связь социальных, профессиональных, личностных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение студента к учению, спо-
собствует плавному переходу физического воспитания в процесс физического самовоспитания и самообразования [1].
5. Профессионально-образовательный фактор — для студентов основополагающий в системе факторов, определяющих ценности, нормы, идеалы и т. п. Информационные, образные, смысловые и символические составляющие профессионально-образовательной среды и пространства при ее оптимальных параметрах играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство психологического комфорта, мотивируют поступки студента. Профессиональная направленность обеспечивает последовательное усвоение, закрепление и совершенствование на практике специальных знаний, умений и навыков, психофизических и личностных качеств, способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Завершая обсуждение факторов, оказывающих влияние на формирование физкультурного тезауруса у студентов, отметим то обстоятельство, что все факторы взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены, образуют целостную структуру, на основе которой возможны разработка и уточнение комплекса педагогических условий, практических действий, алгоритма педагогических технологий, обеспечивающих эффективность процесса формирования физкультурного тезауруса и физической культуры личности студента.
Список литературы
1. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий: монография. Ставрополь, 1999.
2. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д Н. Ушакова. М., 2001.
Об авторе
А. А. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, е-mail: [email protected]
About author
Dr. A. Nikitina, Associate Professor, IKSUR, e-mail: [email protected]