БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Никитина А.А.
Российский государственныйуниверситет им. Иммануила Канта
Аннотация. С позиций современных требований к физкультурномуобразованию студентоввуза, становлению физической культуры личности обосновывается содержательно-процессуальная модель деятельности преподавателя по формированию физкультурноготезауруса у студентов. Разработаны условия ее реализации. Проверка функционирования разработанной базисной модели деятельности преподавателя создает устойчивую тенденцию к динамичному, поступательному повышению уровней сформированности физкультурного тезауруса у студентов
Ключевые слова: модель, программа, деятельность, формирование, диагностика, критерии, уровни.
Анотація. Нікітіна А.А. Модель діяльності викладача з формування фізкультурного тезауруса у студентів
ВНЗ. З позицій сучасних вимог до фізкультурноїосвіти студентів вищого навчального закладу, становленню фізичної культури особи обґрунтовуєтьсязмістовно-процесуальна модель діяльності викладача з формування фізкультурноготезауруса у студентів Розроблені умови її реалізації. Перевірка функціонування розробленої базисної моделі діяльності викладача створює стійку тенденцію до динамічного, поступального підвищення рівнів сформованості фізкультурноготезауруса в студентів.
Ключові слова: модель, програма, діяльність, формування, діагностика, критерії, рівні.
Annotation. Nikitina A.A. The basic model of the teacher’s activity in formation of the sport’s thesaurus of the students. From the modern requirements of physical education of the students, the establishment of the individual's physical training had been based the conceptual model of the teacher's activity in formation of the sport's thesaurus of the students. The requirements for its realization had been developed. Inspection of operation of designed basis model of activity of the teacher frames a resistant to trend to dynamical, translational increase of levels generated the sports thesaurus at students.
Key words: model, program, activity, formation, diagnostics, criteria, levels.
Введение.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 г. №1340-р) указывается, что основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворенияпотребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Физическая культураявляется обязательной дисциплиной гуманитарного компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, значимость которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование важных общечеловеческих ценностей, таких как физическое и психическое здоровье, физическое совершенство и др. Модернизация российского образования, в том числе физкультурного, поставила проблему расширения возможностей личности. В этой связи необходимо отметить, что на общем фоне изменений в системе высшего образования, одной из наиболее трудноразрешимых является проблема реформирования образования в сфере физической культуры связанная с тем, что долгое время существовала преимущественная направленность на развитие двигательного компонента физической культуры личности студента на формирование вербализованных знаний, формализованных умений и навыков.
Назрела необходимость плавного смещения акцента в физическом воспитании студентов с физической подготовкив сторону большей интеллектуализации этого процесса, повышения общего уровня образованности Существующая образовательная практика не способствуетформированию ценностного отношения студентовк физической культуре проявлению ими творчества, инициативы, самообразованности, субъективности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки которую мы связываем с понятием «физкультурныйтезауруок
Физкультурный тезаурус студента на личностном уровне характеризуется наличием интегративной системы знаний, уровни и компоненты которой могут активизироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений представлений, информации, отношения к физической культуре; определяет: осуществление и реализацию индивидуальных возможностей в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; проявляется: в различных видах физкультурнойдеятельности
Причиной сложившейся ситуации является слабая теоретическая разработанность и недостаточная экспериментальная обоснованность подхода, основанного на приоритете образовательной направленности в занятиях по физической культуре
Приобщение к ценностям физической культуры через процесс образования должно способствовать реализации важной функции высшего образования в области физической культуры вооружению студентов
физкультурными знаниями, способами их творческого применения в поддержании и развитии работоспособности оптимизации организма, укреплении здоровья в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и физическом самосовершенствовании в течение жизни. Философско-культурологический взгляд на физическую культуру: физкультурное образование несет в себе большой культурныйпотенциал, способствующий осознанию человеком обществом всего богатства этого социального явления [1-8]. Реализовать данный потенциал возможно лишь в том случае, если в обществе коренным образом изменится отношение к проблеме повышения уровня физкультурнойобразованности, и она будет решена в учебных заведениях всех уровней, в том числе и в системе высшего образования.
В настоящее время федеральные примерные программы по физической культуреносят концептуальный характер, рекомендательный, ориентирующий преподавателей вуза на самостоятельный поиск оптимальных форм, средств, методов физической культуры[9].
Целевая заданность физкультурногообразования ориентирует на формирование физической культуры личности, в то время как преобразующей деятельности преподавателя по развитию когнитивной сферы студентов творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры внимание практически не уделяется.
Физкультурныйтезаурус в качестве информационно-знаниевой и понятийной основы физкультурного образования, физкультурной деятельности и физической культуры личности ранее не рассматривался и как педагогическая категория не описывался.
Российскогогосударственногоуниверситета им. Иммануила Канта.
Формулирование целей работы
Цель исследований - разработать и проверить эффективность функционирования базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов в физкультурном образовании.
Результаты исследо ваний.
Под базисной моделью деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов понимается программа, определяющая цели, задачи, пути их достижения, имеющая структурную организацию, заданную соответствующим содержанием Модель формирования включает содержательный, процессуально-диагностический компоненты педагогического процесса, обеспечивающие сформированность более высокого уровня физкультурноготезауруса у студентов(рис.1).
По уровню применения она характеризуется как дидактическая (направленная на освоение определенного предметного содержания дисциплины «Физическая культура)); по своей философской основе -материалистическая, гуманистическая (гуманная цель - содержание - личностная технология реализации), диалектическая; по научной концепции усвоения опыта - рефлексивная, развивающая; по характеру содержания и структуры - обучающая профессионально-ориентированная, гуманитарная; по ориентации на личностные структуры - информационная, операционная, по подходу к студентам - личностно-деятельностная, личностно-ориетированная, индивидуально-дифференцированная, по доминирующему способу обучения-диалогичная, объяснительно-иллюстративная; по типу организационных форм - индивидуальная, групповая, коллективная Базисная модель деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса обладает свойством целостности: от постановки целей через планируемый результат до диагностики с последующей коррекцией.
Стратегией реализации базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов является рефлексивно-гуманистическоеуправление в регулировании и стимулировании познавательных действий студентов Практическая реализация модели и формирование физкультурного тезауруса у студентовначинается с постановки преподавателем диагностических целей описанных в терминах «знать», «понимать», «уметь», «владеть». В этом смысле речь идет о теоретической информации, знаниях в области методов овладения информацией, знаниями, понятиями, опыте творческой деятельности при реализации индивидуального образовательного маршрута в физкультурной деятельности, положительном отношении к физической культуре
Рис.1 Базисная модель деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов
Коррекция
Далее определяются средства, выделяется предметное содержание, способствующие эффективному достижению целей; проектируются условия, актуализируетсяготовность студентов; определяется содержание заданий, способствующих активному использованию физкультурноготезауруса и стимулированию процесса его формирования, выделяются критерии уровня сформированности физкультурноготезауруса; анализируются результаты диагностики; определяется уровень сформированности физкультурного тезауруса в реальной практике. Технологическое обеспечение базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурноготезауруса у студентовосновано на разработке задач, содержания, форм, средств, методов.
Содержание и процесс формирования физкультурноготезауруса осуществляется поэтапно. Первый этап входной диагностики и мотивации является подготовительным, его основное назначение - личностное принятие студентами необходимости формирования физкультурного тезауруса для дальнейшего использования в деятельности. Диагностика позволяет ознакомиться со степенью сформированности физкультурного тезауруса, осознать необходимость ее повышения. Второй этап связан с обогащением, содержательным наполнением физкультурного тезауруса На третьем этапе диагностируется уровень сформированности физкультурного тезауруса, как результат процесса реализации содержания учебного предмета «Физическая культура), обеспечивающий возможность грамотно использовать средства физической культурыв физическом совершенствовании на протяжении всей дальнейшей индивидуальной жизни.
Переструктурирование и расширение личностного физкультурного тезауруса обеспечивается планомерной передачей и последующим усвоением содержания - совокупности информации, знаний, систематическим их пополнением и углублением. Для повышения познавательной самостоятельности студентовв учебном процессе используются разнообразные формы передачи информации, такие как модели представления физкультурного тезауруса, предоставляющие свободу выбора студента для проектирования фрагментов физкультурнэобразовательной среды, а также индивидуальные беседы, консультации встречи со специалистами. Содержательное наполнение базового компонента государственногостандарта по физической культуре для студентов осуществляется на основе разработанного с помощью инвариантного алгоритма оптимального по содержанию тезауруса учебной дисциплины. Количественная оценка смысловой значимости понятий позволила выделить опорные, наиболее важные для изучения и освоения дисциплины, сопутствующие и избирательные понятия, имеющие малую смысловую значимость, но способствующие лучшему пониманию связей изучаемой дисциплиной с другими сферами человеческой практики
Гипотеза проведенного нами эксперимента состояла в предложении что т.к. данная модель объединяет все виды педагогической деятельности, то ее реализация позволит перевести студентов на более высокий уровень сформированности физкультурного тезауруса Результативность модели понимается как ее действенность, эффективность при формировании исследуемого образования личности.
Экспериментальное исследование выполнялось в 1995-2006 годах на базе факультета физической культуры и спорта и кафедры адаптивной физической культуры и рекреации Российского государственного университета им. И.Канта с привлечением более 1500 студентовспециального учебного отделения, к которому отнесены лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Исследование проводилось с использованием методов наблюдения, анализа продуктов деятельности студентов изучения документации, тестирования, опросов; изучения и обобщения педагогическогоопыта, эксперимента, методов математической статистики и прошло через несколько этапов.
Было установлено, что на формирование физкультурноготезауруса существенное влияние оказывают ценностные ориентации студентов на физическую культуру, определяющие активность личности в данной сфере и представляющие собой мотивы занятий физическими упражнениями, формирование которых зависит от отношения к физической культуре, ее предметной стороне, процессу деятельности и результатам. Наиболее существенное влияние на формирование мотивационно-ценностных отношений оказали организационные, материальные, субъективно-личностные, функционально-оздоровительные факторы.
В основе формирования мотивов и установок, связанных с повышением двигательной активности и привлечением студентов к физкультурной деятельности лежат цели: функционально-оздоровительные, барьерные, коммуникативно-воспитательные, организационно-педагогические, решаемые в разных формах занятий: учебных, самостоятельных, внеучебных, организованных. Выявлено, что во всех формах занятий студенты реализуют ближайшие и перспективные цели. На формирование мотивационно-ценностных отношений в физической культуре влияет образовательное содержание учебной и внеучебной деятельности студентов Физкультурные знания выступают средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу студентов Выявлен невысокий уровень знаний и связанных с ними умений и навыков в сфере физической культуры и как следствие, отмечена низкая и недостаточная двигательная активность студентов Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования была подтверждена эмпирически.
Для получения содержательной информации в процессе диагностики экспериментального преподавания проводилось комплексное анкетирование до и после преподавания учебной дисциплины «Физическая культура».
На основе теоретико-методологических представлений о генезисе и этапах любой деятельности, в том числе по формированию физкультурного тезауруса, выявлены критерии его сформированности Степень сформированности физкультурного тезауруса оказывает влияние на умение самостоятельно осуществлять физкультурную деятельность, определяет информационно-знаниевые потребности, физкультурную
образованность студентов Критериями физкультурноготезауруса являются: а) освоение и знание содержания
опорных понятий дисциплины «Физическая культура), умение конструировать их с помощью специальных методов; б) потребность в получении физкультурнойинформации, физкультурныхзнаний, интерес и желание работать с понятийным аппаратом для применения в физкультурной деятельности; в) умение создавать фрагменты физкультурнообразовательной среды, разрабатывать индивидуальные программы занятий физическими упражнениями с целью самовоспитания и самосовершенствования, г) познавательная самостоятельность, познавательная деятельность. Разработаны уровни: 1 - ориентационный, 2 -
функциональный, 3 - творческий.
В целях диагностики практического использования базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурноготезауруса у студентовуделялось внимание отслеживанию мнений студентово назначении и роли физкультурного тезауруса в физкультурном образовании студентов о тенденциях в формировании физической культуры познавательной самостоятельности, о выполнении студентами продуктов физкультурнэобразовательной деятельности Использовались методы устной, письменной диагностики, самодиагностики Анализ полученных данных показал, что изучение дисциплины «Физическая культура), в процессе которого велась целенаправленная работа по формированию физкультурного тезауруса, способствовало актуализации и осмыслению роли физкультурноготезауруса по всем выделенным показателям. Для количественной статистической оценки ряда позиций использовались средние величины, которые сравнивались между собой до и после изучения дисциплины «Физическая культура). С помощью парного критерия Вилкоксона используемогодля небольших выборок статистического метода обработки результатов было установлено существенное повышение средних оценок по выделенным позициям, которые можно считать статистически значимыми (Рт < 0,01).
Экспериментальная работа позволила утверждать, что физкультурный тезаурус способствует личностному присвоению необходимых знаний и опыта в физкультурнообразовательной деятельности Формирование физкультурноготезауруса у студентов привело к активному использованию и расширению семантического поля понятий имеющихся у студентов относящихся к физической культуре
Результаты диагностики, полученные в ходе эксперимента, проверялись путем опытной работы. Данные диагностики, выполненные после ее завершения на 1-3 курсах показали динамику в уровнях сформированности физкультурноготезауруса: количество студентов 1-3 курсов, находящихся на 1(ориентационном) уровне, снизилось с 62,2% до 22,1%; на 2 (функциональном) уровне - повысилось с 34,9% до 60,4%; на 3 (творческом) повысилось с 2,9% до 17,5%. Реализация базисной модели позволила большинству студентов освоить более высокие уровни сформированности физкультурноготезауруса Выводы.
Проверка функционирования разработанной базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов в процессе экспериментального преподавания дисциплины подтвердила, что ее использование создает устойчивую тенденцию к динамичному, поступательномуповышению уровней сформированности физкультурноготезауруса у студентов
Вместе с тем, перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы теоретической разработки основ формирования физкультурноготезауруса у студентов в физкультурномобразовании могут стать: выявление особенностей физкультурноготезауруса у студентов различных отделений вузов; разработка теории формирования понятий у студентовв вузе; разработка проблемы подготовкипреподавателейвузов к формированию физкультурного тезаурусау студентови др.
Литература
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития человеческого знания) // Теория и практика физической культуры 1991. - №7. - С.37-40.
2. Быховская И.М. Теоретико-методологические основания социокультурногоанализа телесности человека // Социокультурныеаспекты физической культурыи здорового образа жизни.- М.: Советский спорт, 1996. -С. 8-14.
3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (Проблемы человеческой телесности: методические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишинев. Штиинца, 1989 -. C. 3-25.
4. Виленский М.Я. «Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры). // Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры Тез. докл. Всероссийская научно-практическая конференция 11-13 сентября 2003 г. -М., 2003. - Ч.1. C.11-17
5. Лубышева Л.И. К концепции физкультурноговоспитания студентов // Теория и практика физической культуры 1993. № 5-6.- С.15-18.
6. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры Монография - М.: Советский спорт, 2005.- 256 с.
7. Наталов Г.Г. С чего начать модернизацию образования? // Теория и практика физической культуры -2003.-№12.- С. 2-12.
8. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурногообразования // Теория и практика физической культуры -№7. -2004. -С.2-10
9. Примерная программа дисциплины «Физическая культура) / Ильинич В.И., Евсеев Ю.А.- М.: Изд-во Моск.психол-социалного и-та, 2000.- 35 с.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.