4. Конопкин А.О. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / А.О. Конопкин // Вопр. психологии. 1995. №1.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998.
6. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 224 с.
Forming of professional and personality self regulation of a teacher to be in the process of physical and sport activity
There is described the possibilities for physical and sport activity for a student as a teacher to be. This is done for the forming of professional and personality self regulation.
Key words: self regulation, teacher, physical and sport activity.
И.Ф. нагайцева
(Волгоград)
формирование субъектной позиции будущего педагога на занятиях по физической культуре
Анализируется проявление субъектной позиции в физкультурно-образовательной деятельности; описываются модель процесса ее формирования у будущего педагога на занятиях по физической культуре, критерии и уровни сформированности и обосновывается актуальность такой работы.
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная позиция, физическая культура, физкультурно-образовательная деятельность, физкультурно-образовательные технологии.
Модернизация образования рассматривает будущего педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе учебной деятельности, способного творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющего нахо-
дить выход из нетипичных ситуаций. Однако в настоящее время обострились противоречия между социальными ожиданиями, связанными с высокими результатами профессиональной деятельности учителя и недостаточной психофизической подготовленностью будущих педагогов в рамках традиционно сложившихся занятий по физической культуре. Учебная дисциплина «Физическая культура» представлена в блоке гуманитарных и социальноэкономических дисциплин высшего профессионального образования, предметом ее изучения являются человек, его жизнедеятельность в биологическом, психофизическом и социальном развитии, она объективно выступает сферой массовой самодеятельности и служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Назначением вышеуказанной дисциплины являются оказание действенной помощи студентам в укреплении здоровья, расширение области творчества, способствующего самовыражению через социально активную позитивную деятельность, формирование всесторонне развитой личности, главного субъекта исторического процесса.
Качественное состояние субъекта характеризуется его активной позицией, реализующейся в физкультурно-образовательной деятельности, которую мы рассматриваем как специфический способ отношения будущего педагога к физической культуре, проявляющийся в целесообразном изменении мотивов и целей физкультурной деятельности и общения субъектов, направленного на осознание необходимости развития психофизических качеств будущего педагога для реализации субъектной позиции в профессиональном и личностном саморазвитии.
Субъектную позицию будущего педагога мы рассматриваем как динамическую целостную систему отношений личности, структурно объединяющую в себе мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые установки, где будущий педагог представлен как активный субъект физкультурно-образовательной деятельности, носитель личностно значимых целей и ценностей, реализующихся в профессионально-личностном саморазвитии, конструировании и осуществлении стратегии жизненной самореализации, во
© Нагайцева И.Ф., 2009
взаимодействии с окружающими. Целостность субъектной позиции будущего педагога определяется взаимодействием физической, психической и социальной активности субъекта. Динамическое состояние обусловливается воздействующей на него системой внешних и внутренних факторов.
Первостепенное значение в структуре субъектной позиции будущего педагога имеют стойкая мотивация непрерывного физкультурного и профессионального развития педагога (которого характеризуют высокая социальная активность и ответственность, духовная культура, инновационный стиль педагогического мышления); потребность в постоянном самосовершенствовании и самообразовании; осознание физической культуры как общечеловеческой ценности (определяющей способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренней дисциплине, собранности, настойчивости в достижении поставленной цели, мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, бережному отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих); признание активной роли самого человека в формировании и преобразовании себя как субъекта физкультурнообразовательной деятельности; выстраивании позитивной «Я - концепции»; осознание необходимости преодоления посильных трудностей, стоящих на пути достижения поставленной цели; система знаний о физкультурно-образовательных технологиях; умение адекватно оценивать свои силы, резервы организма, чтобы рационально планировать, регулировать, оценивать, анализировать, корректировать и реализовывать профессионально-педагогическую и физкультурно-образовательную деятельность.
Анализ сущностных характеристик субъектной позиции и ее значения в профессионально-личностном саморазвитии будущего педагога позволяет в качестве основных выделить ее функции самоопределения (проявляется в определении смыслов своей деятельности, поведения, системе взглядов будущего педагога на физическую культуру и свое отношение к ней); самореализации (определяется как способность субъекта к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил, ориентирует будущих педагогов на позна-
ние индивидуальных психофизических и морфофункциональных особенностей, резервов и возможностей своего организма, технологий оздоровления, методов и приемов саморегуляции); самоутверждения (рассматривается как осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям и проявляется в стремлении будущего педагога к высокой внешней оценке и самооценке своей личности); саморазвития (отражает преобразование будущего педагога и среды его жизнедеятельности и раскрывает его личностностный потенциал); самооценки (проявляется через осознание личных познавательных и профессиональных свойств и этих свойств у других, способствует возникновению у будущего педагога новой внутренней позиции как модели дальнейшего отношения к будущей профессиональной деятельности) [1; 3].
В соответствии с выделенными функциями структура субъектной позиции будущего педагога предполагает наличие следующих компонентов: мотивационно-ценностного (связан с потребностно-мо-тивационной сферой личности и характеризует ценностные отношения будущего педагога); эмоционально-волевого (предполагает эмоционально-волевую саморегуляцию поведения, положительный эмоциональный фон всей физкультурнообразовательной деятельности), когнитивно-содержательного (отражает процессы профессиональной ориентации и адаптации в физкультурно-образовательной деятельности), конструктивно-практического (предполагает владение способами пректирова-ния физкультурно-образовательной деятельности - целеполагание, выбор форм и технологий для реализации задач деятельности), рефлексивно-оценочный (предусматривает обращенность сознания будущего педагога на самого себя, свою деятельность, позицию). Необходимыми условиями формирования субъекта физкультурно-образовательной деятельности являются освоение специфических элементов общения, самоуправления, режима жизнедеятельности, накопление физкультурно-спортивного опыта, выбор конструктивной исходной позиции.
В качестве критериев субъектной позиции будущего педагога мы рассматриваем состояние личностного самоопределения студента и его содержание; осознанный выбор профессии; стремление к лич-
ностной и профессиональной самореализации; устойчивый интерес к дисциплинам специального и культурологического типа; включенность в педагогическую деятельность; отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности; субъективные связи между студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой; умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать, рационально организовывать собственную жизнедеятельность, осуществлять ее коррекцию; контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение; потребность в рефлексии как условии осознанного регулирования своей жизненной стратегии; стремление к самообразованию и самовоспитанию [4]. В качестве основания для выделения уровней сформированности субъектной позиции будущего педагога нами использовано методологическое положение об уровнях становления целостности, разработанное В.С. Ильиным. Опираясь на указанные положения, исходя из системного понимания субъектной позиции будущего педагога, на основе выделенных функциональных и структурных компонентов мы выделили базовый, репродуктивный, адаптивный и креативный уровни сформирован-ности субъектной позиции будущего педагога.
Выбор педагогических условий формирования субъектной позиции будущего педагога основан на характеристике личности студента. Для педагогического обеспечения формирования субъектной позиции нами сконструированы научно-педагогические знания, освоение которых актуализирует субъектную позицию будущего педагога. Одним из действенных средств, на наш взгляд, являются физкультурно-образовательные технологии, способствующие решению воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. В социальном плане овладение физкультурно-образовательными технологиями представляет интерес с нескольких точек зрения. Во-первых, такие занятия представляют социально-позитивные виды досуга, обеспечивающие активную социализацию молодежи и способные удовлетворить целый ряд ее социальных потребностей: в самоопределении, саморазвитии, общении со сверстниками, личном самоутверждении и уважении со стороны
окружающих. Во-вторых, физкультурнообразовательные технологии способствуют формированию психофизического потенциала будущего педагога, который включает потребность в занятиях физической культурой и спортом, умение конструировать и проектировать дальнейшую жизнедеятельность с учетом сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса. В-третьих, они способствуют формированию субъектной позиции будущих специалистов, в процессе которого создаются модели профессиональноличностного развития студентов, стимулируются их творческие способности, обеспечивается развитие индивидуальных способностей для профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования будущего педагога, инициативного и компетентного использования средств физической культуры и спорта в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому физкультурно-образовательные технологии выделены нами в качестве системообразующего средства формирования субъектной позиции будущего педагога в период обучения в вузе.
Физкультурно-образовательные технологии в сфере физической культуры представляются нам как функциональная система организационных способов управления познавательной и практической деятельностью студентов, изменения структуры и формы сознания, психофизического развития человека, обретающего в результате способность мыслить, рационально действовать в предметной сфере и осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности, общения, отношений. При этом осуществляется переход от позиции потребителя той или иной информации к позиции творца своих знаний, способов гармонизации, механизмов оптимизации деятельности и средств рекреации. При этом инструментальные знания не передаются, а извлекаются, порождаются и осмысливаются через механизмы «чувствозна-ния», что приводит к появлению личностных смыслов.
Основное содержание опытно-экспериментальной работы составила реализация выдвинутых выше теоретических предположений, а также выявление исходного уровня сформированности субъектной позиции у студентов экспериментальной и контрольной групп. Нами был раз-
работан диагностический комплекс, включающий в себя наблюдения, беседы, анкетирование, опросные методики, тесты, анализ продуктов деятельности. Все используемые в ходе диагностики методики были адаптированы к условиям данного исследования и разбиты на группы, соответствующие структурным компонентам субъектной позиции. В итоге 43,1% студентов экспериментальной группы были отнесены к адаптивному уровню сформирован-ности субъектной позиции будущего педагога, 28,6% - к репродуктивному, 18% - к креативному и лишь 10,3% - к творческому уровню.
Далее нами был разработан и проведен формирующий эксперимент, включающий три взаимосвязанных этапа формирования субъектной позиции будущего педагога на занятиях по физической культуре. Побудительно-ориентировочный этап был направлен на формирование ценностного отношения будущих педагогов к физической культуре, развитие интереса к индивидуальной двигательной деятельности и психофизических возможностей организма; осознание необходимости совершенствования физических качеств и формирование основ здорового образа жизни; развитие потребности в общении в процессе физкультурной деятельности и стремления к успеху, достижению желаемого результата. Ведущую роль на данном этапе играют ценностно-познавательные ситуации, ситуации самопознания. Информационно-стимулирующий этап направлен на формирование у будущих педагогов системы профессионально-педагогических знаний и умений, развитие рефлексивного мышления и позитивной «Я-концепции» (совокупность представлений о себе, позитивное самоотношение, открытость и гибкость) в процессе саморазвития. В качестве ведущего педагогического средства на данном этапе используются ситуации усвоения физкультурно-образовательных знаний и умений. Практико-творческий этап направлен на формирование комплекса аналитических, прогностических, технологических, организаторских умений, направленных на овладение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития, способности к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта. Ведущим педагогическим средством на данном этапе выступают практико-имитационные ситу-
ации, ситуации саморегуляции, ситуации самореализации.
Обработка полученных нами данных показала, что в результате формирующего эксперимента произошли значительные изменения: к адаптивному уровню субъектной позиции будущего педагога по результатам диагностики были отнесены 12,2% студентов экспериментальной группы, 20,4% - к репродуктивному, 48,4% - к креативному, 19,1% - к творческому.
В результате проделанной нами работы у студентов проявились ответственность и активность не только в присвоении и преобразовании ценностей физической культуры, но и в формировании у подрастающего поколения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, они осознают значимость психофизического развития как для себя лично, так и для профессиональной деятельности, что проявляется в эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях, самоконтроле, эмоционально-волевой регуляции поведения. Важным новообразованием у будущих педагогов стала система знаний о сущности психофизической подготовки, условиях ее формирования, методах и средствах ее поддержания и укрепления, что подтверждается тем, что студенты овладели комплексом аналитических, прогностических, технологических, организаторских умений, направленных на конструирование и реализацию физкультурнообразовательной деятельности как в учебной, так и предстоящей педагогической работе. Физкультурно-образовательная деятельность будущего педагога характеризуется усилением самоанализа, самооценки, саморегуляции, рефлексии; произошло осознание себя ее субъектом, собственной позиции по проблеме психофизического развития, устойчивых убеждений, проверенных на практике.
литература
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. 181 с.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. М., 1984. 144 с.
3. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук / Н.К. Сергеев. Волгоград, 1998. 80 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сла-стенин. М.: Изд. дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. 488 с.
Forming of the subject position of a future teacher at the physical culture classes
There is analyzed the subject position in the sport education activity; the model of its development process for a future teacher is described as well as criteria and levels of it and the urgency of the article.
Key words: subject, subjectivity, subject position, physical culture, sport education activity, sport education technologies.
Д.В. ПОЛЕЖАЕВ (Волгоград)
ментальные проекты в образовании: К постановке проблемы
Представлено авторское понимание менталитета как системы установок. Обозначены особенности взаимодействия менталитета с феноменом образования. Результативность и качество образования предлагается рассматривать через призму понятия «ментальный проект». Элементы (этапы) проектных технологий осмысливаются через призму ментального подхода, разрабатываемого автором.
Ключевые слова: менталитет, проект, установка, образование, результативность, качество.
Институты образования традиционно являются основными участниками социальных преобразований. Это связано вовсе не с тем, что образование есть сфера, требующая непрерывной трансформации, связанной с вмешательством извне. Наоборот, пространство образования традиционно консервативно, а изменения в нем внутренне обусловлены и институци-ализируются в течение исторически длительного времени. Поэтому изменения за-
частую определяются государственными политико-идеологическими императивами и запретами.
В требованиях социальных преобразований часто звучат и призывы к изменению менталитета общества, народа, той или иной большой социальной группы. В отечественном социально-гуманитарном знании, особенно в 90-е годы ХХ в., часто поднимался вопрос о необходимости преодоления в общественном сознании «тоталитарных», «имперских», «державных» установок. Такого рода требования слышатся и в настоящее время: ментальные подвижки заявляются как необходимые в контексте мировых глобализационных процессов, политико-экономических заимствований и межкультурных взаимодействий.
Известно, что источников (субъектов) влияния на личность достаточно много: общество, государство, нация, политика, культура, образование, семья и др. Поэтому главным продолжает оставаться личный выбор молодого человека - какие установки он воспринимает как свои собственные, принимает и культивирует в ходе личностного становления. Важны собственная ответственная позиция человека, его активность в осуществлении своих жизненных планов. В процессе «развития» личностной активности мощной опорой могут стать проектные технологии в образовании, в том числе социальные проекты, которые оказывают определенное влияние на формирование и функционирование социально-психологических установок личности.
Глубинные психические социальнокультурные установки рассматриваются нами в контексте категориальнопонятийной детерминации как структурные составляющие менталитета общества / ментальности личности. Поэтому как проектные образовательные технологии, так и образовательно-воспитательные проекты в целом могут быть обозначены термином «ментальные проекты».
Существуют различные подходы к пониманию проекта как такового. Вместе с тем известно, что проект в самом первом приближении может быть представлен в четырех основных функциональных элементах: планирование, ход, результат и презентация. Если мы говорим о менталь-
© Полежаев Д.В., 2009