Научная статья на тему 'Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза'

Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / COPING-STRATEGY / PROFESSIONAL BURNING OUT / THE SPORTS-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

В статье представлен подход к исследованию копинг-стратегий педагога в физкультурно-образовательной среде вуза. Полученные экспериментальные данные могут рассматриваться как основа проектирования инструмента гуманитарных технологий для самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности, исходя из новой парадигмы физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF STRATEGY OF TEACHERS' BEHAVIOUR IN SPORTS-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

In article the approach to research of coping-strategy of the teacher in sports-educational environment of high school is submitted. The received experimental data can be examined as a basis of designing of the tool of humanitarian technologies for self-actualization of the teacher in professional work, proceeding from a new paradigm of sports education.

Текст научной работы на тему «Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза»

и туризма. - Набережные Челны : [б.и.], 2008. - 104 с.

5. Сластенин, В. А. Образование как социокультурный фактор цивилизационного развития / В. А. Сластенин // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития : материалы Международной научно-практической конференции : в 5 ч. Ч. 2. - Казань, 2005. - С. 77-79.

6. Хозяинов, Г.И. Слагаемые профессионализма / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева // Акмеология физической культуры и спорта. - М. : Издательский дом «Академия», 2005. - С. 17-33.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена) г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен подход к исследованию копинг-стратегий педагога в физкультурно-образовательной среде вуза. Полученные экспериментальные данные могут рассматриваться как основа проектирования инструмента гуманитарных технологий для самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности, исходя из новой парадигмы физкультурного образования.

Ключевые слова: физкультурно-образовательная среда, копинг-стратегии, профессиональное выгорание.

RESEARCH OF STRATEGY OF TEACHERS’ BEHAVIOUR IN SPORTS-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

Evgenie Anatolevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, the professor,

The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Herzen St.-Petersburg

Abstract

In article the approach to research of coping-strategy of the teacher in sports-educational environment of high school is submitted. The received experimental data can be examined as a basis of designing of the tool of humanitarian technologies for self-actualization of the teacher in professional work, proceeding from a new paradigm of sports education.

Keywords: coping-strategy, professional burning out, the sports-educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Физкультурно-образовательная среда вуза предъявляет особые требования к профессиональному развитию преподавателя, осуществляющего подготовку специалиста по физической культуре. Это связано с тем, что у него преобладает двигательный образ жизнедеятельности, и в этом случае физические кондиции и спортивная форма являются необходимым элементом профессии. В то же время с возрастом происходят деструктивные изменения на биологическом уровне функционирования организма: возрастает избыточный вес, утрачивается точность и эстетическая привлекательность в технике выполнения физических упражнений. Все это является одним из дополнительных факторов в стратегии поведения преподавателя. Изменение стратегии поведения может превратиться в повседневную реальность, которая приведет к психологическому пресыщению деятельностью и, в конечном итоге, к профессиональному выгоранию.

В то же время, специалисты в области выгорания сходятся на том, что развитие «выгорания» не ограничивается профессиональной сферой. Его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, во взаимодействии с другими людь-

ми, в других ситуациях бытия (Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996; Д.А. Волков, 2004; Н.В. Мальцева, 2005; М.В. Борисова, 2005; Т.М. Резер, 2006 и др.). Таким образом, исследовательская практика показывает, что ныне довольно отчетливо наблюдается факт возрастания в системе «субъект-субъектных» отношений неготовности участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний. Поэтому, в контексте рассматриваемой проблемы, оценка копинг-стратегий поведения педагога в новых условиях физкультурнообразовательной среды является актуальной.

Анализируя данный вопрос с позиции профессиональной деятельности педагога, мы предположили, что формирование копинг-стратегий поведения может зависеть от возраста, пола и профессионального статуса преподавателя (научный и должностной). В исследовании приняли участие преподаватели факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.

МЕТОДИКА

Оценка стратегий преодолевающего поведения (копинг-стратегий) проводилась по опроснику С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2008).

На первом этапе анализа в качестве группирующей переменной взята принадлежность преподавателей к одной из четырех возрастных групп: 1 группа - до 40 лет; 2 группа - от 41 года до 50 лет; 3 группа - от 51 года до 60 лет; 4 группа - 61 год и старше. В исходную совокупность дискриминантных переменных были включены 9 основных показателей копинг-стратегий (ассертивные действия; вступление в социальный контакт; поиск социальной поддержки; манипулятивные действия; осторожные действия; импульсивные действия; избегание; асоциальные действия; агрессивные действия), а также 2 вторичных показателя (просоциальность и активность).

На втором этапе анализа выбор преподавателями копинг-стратегий проводился в зависимости от пола.

Третий этап анализа включал в себя выбор преподавателями копинг-стратегий в зависимости от профессионального и научного статуса. В качестве группирующей переменной была взята принадлежность преподавателя к одной из пяти условно выделенных групп: 1 группа - молодые преподаватели, не имеющие ученые степени и звания; 2 группа - кандидаты наук или доценты, не выполняющие дополнительную общественную работу; 3 группа - кандидаты наук или доценты, осуществляющие дополнительную общественную работу (кураторы, секретари ученого и диссертационного советов и т.п.); 4 группа - доктора наук или профессора, не выполняющие административно-управленческие функции; 5 группа - доктора наук или профессора, осуществляющие административно-управленческие функции (руководители структурных подразделений). В исходную совокупность дискриминантных переменных также были включены 9 основных и 2 вторичных показателя копинг-стратегий.

Характерные для преподавателей копинг-стратегии поведения определялись при помощи дискриминантного анализа в статистическом пакете SPSS for Windows, v. 13.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый этап анализа результатов исследования позволяет определить следующее.

Для группы преподавателей в возрасте до 40 лет присущи низкие показатели по ассертивным действиям. Это свидетельствует о неумении или нежелании отстаивать свою точку зрения. В то же время ведущими являются стратегии, основанные на поиске социальной поддержки. Следует отметить, что по показателю «агрессивные действия» достигаются среднепопуляционные нормы.

Группа преподавателей от 41 года до 50 лет характеризуется, в первую очередь, стратегиями, основанными на избегающих действиях и поиске социальной поддержки.

В этой группе по показателю «асоциальные действия» были зафиксированы низкие результаты (2,51±0,23). Это объясняется тем, что часть преподавателей данной возрастной группы демонстрируют асоциальное поведение в проблемных ситуациях по отношению к окружающим (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия) и, как нам представляется, в первую очередь, к студентам. В группе преподавателей от 51 года до 60 лет основной стратегией преодоления стрессовой ситуации являются избегающие действия. По нашему мнению, опасение потерять работу в предпенсионном возрасте некоторыми из них способствует выбору именно этой стратегии ухода от конфликта. По показателю «асоциальные действия» данная группа преподавателей находится в зоне среднепопуляционной нормы, что свидетельствует о большей лояльности преподавателей этого возраста к окружающим, в отличие от преподавателей второй возрастной группы (от 41 года до 50 лет).

Группе преподавателей от 61 года и старше свойственны как импульсивные, так и избегающие действия. В то же время, прослеживается тенденция сочетания хороших результатов по показателю «агрессивные действия» и плохих результатов по показателю «асоциальные действия». Такая тенденция, как правило, выражается в неагрессивном, но упорном и негибком отстаивании своего мнения. Исходя из полученных результатов, можно говорить, что преподаватели в возрасте до 40 лет более других ориентированы на поиск социальной поддержки. Преподаватели в возрасте от 41 года до 50 лет наиболее успешным считают использование социальных ресурсов (контактов), в возрасте от 51 года до 60 лет предпочитают избегающие действия. У преподавателей старше 61 года преодоление стрессовых ситуаций в профессиональном общении осуществляется без агрессивных действий.

На втором этапе анализа выбор преподавателями копинг-стратегий проводился в зависимости от гендерных различий. Результаты исследования показали следующее.

Преподаватели-женщины чаще, чем мужчины, используют стратегии «вступление в социальный контакт» и, особенно, «поиск социальной поддержки», а преподаватели-мужчины умело пользуются стратегией «избегающие действия». Выявлено также, что мужчины и женщины имеют низкие результаты по стратегии «асоциальные действия» и достаточно высокие - по показателю «просоциальность». Этот факт можно связать с тем, что, с одной стороны, обе группы преподавателей могут демонстрировать достаточно жесткое, нетерпимое поведение в профессиональных отношениях, с другой, активно использовать значимые социальные контакты.

Третий этап анализа включал в себя выбор преподавателями копинг-стратегий в зависимости от профессионального и научного статуса. Обобщенные результаты исследования по всем группам представлены на рисунке 1.

Таким образом, результаты исследования показывают, что «молодые» преподаватели без ученой степени и звания более других ориентированы на поиск социальной поддержки. Они демонстрируют самое неагрессивное поведение в общении с преподавателями и студентами. В то же время выявлено, что преподаватели 2 группы наиболее успешно используют стратегию избегающих и осторожных действий, а преподаватели 3 группы предпочитают неагрессивные манипулятивные действия. Доктора наук, профессора, не связанные с выполнением управленческих функций, в конфликте, как правило, выбирают тактику спокойного обсуждения сложившейся ситуации, так как чувствуют себя вполне уверенно. Руководители подразделений демонстрируют стратегию, аналогичную стратегии преподавателей 3 группы - неагрессивная манипуляция. Они активны в поиске путей разрешения конфликта. Следует отметить, что демонстрация асоциального поведения в проблемных ситуациях по отношению к окружающим (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия) преподавателей 2 группы вызывает озабоченность как в рамках проводимого исследования, так и в решении проблемы создания безопасной физкультурно-образовательной среды.

ассертивные

действия

вступление в социальный контакт

поиск социальной поддержки

манипулятивные

действия

осторожные

действия

импульсивные

действия

избегающие

действия

ассоциальные

действия

агрессивные

действия

просоциальность

активность

□ 1 группа □ 2 группа □ 3 группа □ 4 группа □ 5 группа

Рис. 1. Показатели копинг-стратегий преподавателей в зависимости от профессионального статуса

Полученные данные позволяют констатировать неприятный для образовательного процесса факт, заключающийся в том, что в повышении уровня опасности образовательной среды потенциально наибольший вклад могут вносить преподаватели в возрасте от 41 до 50 лет, не выполняющие дополнительных функций по организации деятельности студентов.

Этот вывод послужил поводом для дальнейшего анализа полученных результатов исследования, которое заключалось в сравнении показателей выгорания у преподавателей разных по профессиональному и научному статусу. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Как видно из рисунка, показатель «эмоциональное истощение» у преподавателей 3 и 5 групп находится в зоне популяционной нормы, а у преподавателей 4 группы - в зоне комфорта. Низкие результаты по показателю «эмоциональное истощение» у преподавателей 1 группы. У преподавателей 2 группы они также не достигают средних значений, хотя эти преподаватели уже имеют ученое звание доцента и ученую

степень кандидата наук. Показатель «редукция личных достижений» демонстрирует глубокую неудовлетворенность своим положением в коллективе преподавателями 2 группы. Видимо, это связанно с их недостаточной включенностью в организацию деятельности, возникновением у них ощущения невостребованности. Самые высокие результаты отмечаются у преподавателей 4 группы. Показатель «деперсонализация» во всех группах, кроме преподавателей 1 группы, достаточно благоприятный, так как превышает средние популяционные нормы.

8

7

6

5 4 3 2

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа

□ эмоциональное истощение

□ деперсонализация

□ редукция личных достижений

Рис. 2. Показатели синдрома выгорания у преподавателей в зависимости от профессионального и научного статуса

Таким образом, можно заключить, что в профессиональной деятельности наибольший эмоциональный комфорт испытывают преподаватели, достигшие высокого статуса (доктора наук, профессора) и не занимающие руководящие должности. Значительный дискомфорт испытывают преподаватели, имеющие ученую степень кандидата наук или ученое звание доцента, но по различным причинам не участвующие активно в общественной жизни структурного подразделения. Если такая тенденция будет продолжаться, в конечном итоге это может привести к снижению уровня самоактуализации педагога в учебно-профессиональной среде, что негативно может сказаться на подготовке специалистов, формировании их профессиональной компетентности.

В то же время, представленные результаты не исчерпывают решение изучаемой проблемы. Дальнейшее проведение исследований в этом направлении, по нашему мнению, является актуальным для образовательного процесса. Такой шаг особенно важен в связи со сменой парадигмы профессионального образования в контексте Болонской декларации.

Полученные данные можно также использовать для разработки инструментов гуманитарных технологий, направленных на эффективное управление поведением студентов и преподавателей в системе «субъект-субъектных» отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-103.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

4. Волков, Д.А. Деформации профессиональной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Волков Д.А. - М., 2004. - 130 с.

5. Мальцева, Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы : дис. ... канд. психол. наук / Мальцева Н.В. - Екатеринбург, 2005. - 212 с.

6. Резер, Т.М. Профессиональная деформация педагога // Профессиональное образование. - 2006. - № 2. - С. 12-14.

7. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологи. - 1994. - № 6. - С. 34-65.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье дается научно-педагогическое обоснование организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой.

Ключевые слова: организационно-дидактическая модель, программа, субъекты управления, профессиональное совершенствование.

ORGANIZATIONAL-DIDACTIC MODEL OF THE PROFESSIONAL

PERFECTION OF THE SUBJECTS OF MANAGEMENT OF SPORTS ORGANIZATIONS IN ICE HOCKEY

Leonid Vladimirovich Mihno, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg

Abstract

The article studies the scientific - pedagogical explanation and background of the organizational-didactic model of the professional perfection of the subjects of management of sports organizations in ice hockey.

Keywords: organizational-didactic model, program, the subjects of management, professional perfection.

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего исследования является научно-педагогическое обоснование организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее.

Анализ структуры и основных направлений профессиональной деятельности по управлению спортивными организациями в хоккее свидетельствует о том, что эффективность процесса ее совершенствования зависит от выбора оптимального способа решения образовательных задач. Данный выбор обусловлен спецификой и характером функционирования профессиональной деятельности по управлению спортивными организациями в хоккее, которые предполагают создание оптимальных структур для самостоятельного поиска необходимой информации, исходя из потребностей профессиональной деятельности и наличия исходного уровня специальных знаний.

Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим данному требованию, является использование обучающих систем, основанных на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.