Научная статья на тему 'Значение и место методической подготовки студентов в системе обучения дисциплины «Физическое воспитание»'

Значение и место методической подготовки студентов в системе обучения дисциплины «Физическое воспитание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИЧНА ПіДГОТОВКА / МЕТОДИЧНі ЗНАННЯ ТА ВМіННЯ / САМОСТіЙНі ЗАНЯТТЯ СТУДЕНТіВ / METHODICAL PREPARATION / METHODICAL KNOWLEDGE AND SKILL / INDEPENDENT LESSONS FOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусник В. В., Воронов Н. П., Киселев Л. Ф.

В статье рассматривается место и значение методической подготовки студентов в системе обучения дисциплины «Физическое воспитание», порядок формирования и освоения организационнометодических навыков и умений для самостоятельных занятий студентов. Разработанная программа направлена на овладение методическими знаниями, умениями и навыками управления собственным физическим развитием, формирование у студентов ответственного отношения к физическому и моральному здоровью, совершенствование физической и психической подготовки к ведению активной, продолжительной жизни и продуктивной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брусник В. В., Воронов Н. П., Киселев Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning and place the methodical preparation of students in the system knowledge on "Physical educational" subject

In this article is describеd the meaning and place the methodical preparation, the order forming and mastering the methodical knowledge and skill for the independent lessons for students. The designed program is guided on mastering by methodical knowledge, skills of control natural physical development, formation at students of the responsible attitude to physical and intellectual health, perfecting of physical and mental preparation to support of the fissile, durating life and productive professional work.

Текст научной работы на тему «Значение и место методической подготовки студентов в системе обучения дисциплины «Физическое воспитание»»

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Брусник В.В., Воронов Н.П., Киселев Л.Ф.

Национальная юридическая академия У краины им. Ярослава Мудрого

Аннотация. В статье рассматривается место и значение методической подготовки студентовв системе обучения дисциплины «Физическое воспитание», порядок формирования и освоения организационно- методических навыков и умений для самостоятельных занятий студентов Разработанная программа направлена на овладение методическими знаниями, умениями и навыками управления собственным физическим развитием, формирование у студентов ответственного отношения к физическому и моральному здоровью, совершенствование физической и психической подготовки к ведению активной, продолжительной жизни и продуктивной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: методическая подготовка, методические знания и умения, самостоятельные занятия студентов

Анотація. Брусник В.В., Воронов М.П., Кисельов Л.Ф. Значення і місце методичної підготовки студентів у системі вивчення дисципліни «Фізичне виховання». У статті розглядається місце та значення методичної підготовки, порядок формування і засвоєння організаційно-методичних навичок та вмінь для самостійних занять студентів Розроблена програма спрямована на оволодіння методичними знаннями, уміннями й навичками керування власним фізичним розвитком, формування у студентів відповідального відношення до фізичного й морального здоров'я, удосконалюванняфізичної й психічної підготовки до ведення активного, тривалого життя й продуктивний професійної діяльності.

Ключові слова: методична підготовка методичні знання та вміння, самостійні заняття студентів Annotation. Brusnyk V.V., Voronov N.P., Kyselov L.F. The meaning and place the methodical preparation of students in the system knowledge on “Physical educational” subject. In this article is describ еd the meaning and place the methodical preparation, the order forming and mastering the methodical knowledge and skill for the independent lessons for students. The designed program is guided on mastering by methodical knowledge, skills of control natural physical development, formation at students of the responsible attitude to physical and intellectual health, perfecting of physical and mental preparation to support of the fissile, durating life and productive professional work.

Key words: methodical preparation, methodical knowledge and skill, independent lessons for students .

Введение.

В процессе физического воспитания в высших учебных заведениях Украины решается комплекс следующих задач:

- формирование понимания роли физической культуры в укреплении здоровья, развитии человека, в подготовкек профессиональной деятельности, воспитание необходимости здорового образа жизни, физического совершенствования и регулярных занятиях физическими упражнениями на основании системы научных знаний;

- овладение системой необходимых практических умений и навыков, которые обеспечивают общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность и определяют готовность студента к своей будущейпрофессии;

- укрепление здоровья студентов обеспечение надлежащего уровня развития показателей морфофункциональных возможностей организма, физических качеств, двигательных навыков, трудоспособности;

- приобретение студентами опыта самостоятельного применения приобретенных знаний, умений, навыков в области физической культурыв личной, учебной, профессиональной деятельности, в быту и в семье. (А.И.Приходько, Л.С.Луценко, Н.М.Баламутова и др.(2007)).

В связи с этим, вполне обосновано, что система кредитно-модульного обучения дисциплины «Физическое воспитание» предполагает большой объем самостоятельной работы студентов. В свою очередь, самостоятельная работа требует от студентовзнания методических навыков и умения их правильно применять как на методико-практических занятиях в ВУЗе, так и в дальнейшей жизни в целях обеспечения соответствующего уровня состояния здоровья и профессионального долголетия. Поскольку освоение методических навыков более сложный процесс, чем просто овладение техники обще-развивающих физических упражнений, к тому же специальной литературы по последовательности формирования общих организационнометодических знаний во время обучения в Высших учебных заведениях недостаточно, мы предлагаем рассмотреть этот вопрос более подробно.

Как правило, большинство авторов, преподающих в ВУЗах учебную дисциплину «Физическое воспитание», предметом своего исследования избирают методику овладения двигательными навыками отдельных видов спорта, методику развития и совершенствования физических качеств, методику тренировки различных видов спорта. Практически мало уделяется внимание методике освоения общих организационнометодических навыков студентов на занятиях физического воспитания в ВУЗе для формирования знаний и умений самостоятельно заниматься физической культурой

Для того, чтобы физическая культура современных студентов стала частью их общечеловеческой культурыи воздействовала на жизненно важные стороны человека на протяжении всей его жизни, необходимо найти не только соответствующую мотивацию, но и научить как это практически осуществить доступными средствами физического воспитания.

Многочисленные экспериментальные исследования показывают, что современные студенты испытывают повышенные эмоциональные перегрузки и подвергаются большим интеллектуальным нагрузкам на фоне недостаточной двигательной активности Все это приводит к снижению эмоциональной устойчивости, физической подготовленности и в конечном итоге, к снижению успеваемости. Надо отметить еще одну негативную устойчивую тенденцию к увеличению числа студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья, что в целом накладывает отпечаток на качество усвоения ими знаний по профилирующим предметам (Н.М.Баламутова и др.(2006)).

В связи с этим, актуальным становится необходимость поиска более эффективных форм работы по физическому воспитанию в ВУЗе, что позволит повысить не только интерес студентовк занятиям физкультурой и спортом, но и поможет им сформировать общие методические навыки самостоятельных занятий на всю дальнейшую жизнь.

В настоящий момент практически нет исследований (С.М.Канишевский, Л.П.Вировский и др.(2005)) относительно внедрения кредитно-модульной технологии обучения в процесс преподавания общего курса «Физическое воспитание». Вместе с тем, данная учебная дисциплина по количеству часов является самой объемной в учебном плане, однако в содержании, организации и условиях ее преподавания имеются существенные проблемы, которые и обуславливаютвыбор темы исследования

Учитывая нормативные документы МОН Украины, Программу обучения дисциплины «Физическое воспитание» в ВУЗах III- IV уровня аккредитации, нам представляется значимым выделить раздел методической подготовки студентови конкретизировать последовательность овладения методических навыков в соответствии с семестром обучения

Работа выполнена по плану НИР Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого

Формулирование целей работы

Цель исследования заключалась в определении последовательности овладения методическими знаниями и умениями для развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков доступными средствами физического воспитания в соответствии с семестром и годом обучения студентовв ВУЗе

Основные задачи исследования:

1. Анализ современных литературных источников и нормативных документов МОН Украины по вопросу методической подготовки и формирования методических навыков студентовВУЗов

2. Определение оптимальной последовательности получения методических знаний и практического обучения методическим навыкам в соответствии с Программой и рабочим планом по физическому воспитанию, семестром и годом обучения

3.Моделирование

4. Внедрение результатов исследования в учебный процесс ВУЗа

Результаты исследо вания.

В настоящее время в Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого учебная дисциплина «Физическое воспитание» преподается в соответствии с кредитно-модульной технологией на 1-3 курсах (на 4-5 по традиционной системе). Коллективом кафедры физического воспитания была разработана соответствующая учебная программа для студентов 1-5 курсов всех факультетов по специальности «Правоведение», (квалификация «Юрист»). В основу разработки новой программы были включены требования приказа МОН Украины от 16.04.2003 №239, типовой учебной программы «Физическое воспитание», утвержденной приказом МОН Украины 14.11.2003 № 757 для высших учебных заведений Украины Ш-^ аккредитации, Положения об организации физического воспитания и массового спорта в высших учебных заведениях (приказ МОН Украины от 04.01.2006), учебного плана академии и методических документов соответствующихпринципам Европейской кредитно-трансферной системы (ЕСТ8).

Кредитно-модульная технология обучения предоставляет возможность достаточно логично и последовательно структурировать учебный материал, определять общие и конкретные цели и задачи каждого модуля, диагностирования и оценки уровня знаний, умений и навыков студентов на определенном этапе подготовки, а также учитывая их индивидуальные возможности. Поэтому учебная программа создана таким образом, что содержание учебного материала представлено в относительно самостоятельных четырех модулях в каждом семестре: теоретическом методическом, практическом и самостоятельной работы.

Модуль 1 - теоретическая подготовка предусматривает овладение студентами системой научнопрактических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культурыобщества и личности.

Модуль 2 - методическая подготовка обеспечивает умения адаптированного, творческого

использования полученных теоретических знаний, оперативное овладение методами и средствами

физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности.

Модуль 3 - практическая подготовка способствует формированию навыков и личного опыта целенаправленного использования средств физической культурыи спорта, повышению уровня функциональных и двигательных способностей студентов

Модуль 4 - самостоятельная работа направлена на развитие самостоятельности, активности, творчества, а также получения опыта использования полученных знаний, умений и навыков по физической культуре в период обучения и в дальнейшей жизнедеятельности. Самостоятельная работа включает обязательные задания и задания по выбору студентов (творческий фонд студентов), которые дополнительно засчитываются в итоговую оценку успешности студентов (А.И.Приходько, Д. А. Каратаева, С.В.Курячий(2006)).

Представляется необходимым более подробно остановиться на методической подготовке, как базовой основе формирования навыков последовательности обучения и получения практического опыта самостоятельных занятий студентов

Каждый модуль состоит из двух-трех содержательных модулей Наибольшее количество учебных часов выделяется на освоение практического модуля Методическому модулю предоставляется относительно небольшое место в рабочем плане.

Методические навыки и умения формируются достаточно сложно. Известно, что при усвоении физических упражнений студенты проходят три фазы: генерализации, концентрации и стойкого двигательного стереотипа (А.Н.Крестников М.И.Виноградов, 1973). В соответствии с концепцией поэтапного формирования умственных действий выделяют три формы:

1. Материализация (представление о действиях в виде моделей, схем, алгоритмов).

2. Внутриязыковая (проговаривание действий на основании размышлений).

3. У мственная (выполнение действий в уме).

В связи с этим, существуетшесть этапов овладения методическими навыками и умениями:

1. Ознакомление (разъяснение о целях и характере организационно-методических действий).

2. Выполнение реальных действий.

3. Проговаривание этих действий вслух (формирование командного голоса, освоение терминологии).

4. Проговаривание действий про себя в уме (обдумывание).

5. Перенос внутриязыковых действий в умственные операции.

6. Практическое выполнение умственной деятельности.

Таким образом, становление методического мастерства по П.К. Анохину (1975) и Н.А.Берштейну (1966) формируется на основе сложной функциональной системы динамического стереотипа, что является наиболее сложным разделом обучения студентовв учебной дисциплине «Физическое воспитание».

Если представить методическую подготовку студентовв ВУЗе относительно курса обучения в виде определенной последовательности формирования организационно-методических, профессионально-прикладных умений и навыков, то на наш взгляд следует выделить следующие этапы и их содержание:

I. Подготовительный(1 курс - адаптация и освоение техники ОРУ);

II. Базовый (2 курс - развивающий физические качества, 3 курс - совершенствующий);

III. Профессионально-прикладная физическая подготовка (4 курс - подбор средств физического воспитания и спорта, 5 курс - совершенствование специальной подготовки)

Тематическое содержание методических модулей для основного учебного отделения по годам обучения выглядит следующим образом:

1 курс - Методика освоения техники обще-развивающих физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств;

2 курс - Методика развития основных физических качеств средствами различных видов спорта или избранными системами физического воспитания;

3 курс - Методика совершенствования основных физических качеств;

4 курс - Методика развития профессионально-прикладных физических качеств будущего юриста средствами прикладных видов спорта;

5 курс - Методика совершенствования специальной профессионально-прикладной физической подготовкиразличными средствами физической культурыи спорта.

Результатами освоения теоретико-методических модулей является, например, проведение

подготовительной части занятия, где особое внимание уделяется грамотному методическому выполнению задания, четкой гимнастической терминологии, качеству показа и дозировке упражнений. Для этого на первом курсе в первом семестре студентовзнакомят с методикой проведения занятий в НЮАУ им. Ярослава Мудрого по физическому воспитанию, с физическими упражнениями, применяемыми для развития отдельных физических качеств, техникой их выполнения На методико-практических занятиях студентовзнакомят с терминологией дают классификацию физических упражнений, их структуру форму и содержание. Чтобы студенты лучше освоили материал, им даются задания по составлению комплексов обще-развивающих упражнений, так и

упражнений, направленных на развитие выносливости, ловкости и гибкости. Затем студенты демонстрируют по указанию преподавателя технику освоения этих комплексов на практических занятиях.

Во втором семестре студентов обучают методике освоения техники физических упражнений, направленных на развитие силы и быстроты. Таким образом, на первом курсе студенты овладевают методикой освоения техники упражнений, развивающих основные физические качества. Основными заданиями на этот период обучения для студентов является составление комплексов упражнений, направленных на освоение техники и развития одного из физических качеств.

На втором курсе студентам для самостоятельной работы предлагаются задания по методике развития отдельного физического качества с помощью средств избранного вида спорта или системы физического воспитания. Качество выполнения заданий проверяется на практических занятиях, где студенты приобретают организационно-методические умения и навыки проведения комплексов обще-развивающих и специальных упражнений.

На третьем курсе в пятом семестре обучения студенты осваивают методику совершенствования выносливости средствами циклических видов спорта - легкой атлетики, плавания, лыжной подготовки туризма, ловкости - с помощью спортивных игр и гибкости - средствами специальных гимнастических упражнений. Задания для самостоятельной работы студентам составляются с учетом этих требований.

В шестом семестре студенты осваивают методику совершенствования силы с помощью атлетической гимнастики и быстроты и быстроты средствами легкой атлетики и спортивных игр.

Таким образом, на протяжении первых трех курсов обучения создаются условия для систематической самостоятельной работы студентов, направленной на овладение методикой развития и совершенствования отдельных физических качеств путем составления соответствующих комплексов упражнений, используя различные средства физического воспитания и спорта. Безусловно, решающее значение для качества выполнения методическогозадания, на наш взгляд, имеет творческий подход студентов основанный на наличии личного опыта целенаправленного использования средств физической культуры, приобретенный во время занятий избранным видом спорта как до учебы в ВУЗе, так и процессе обучения.

Поскольку профессионально-прикладная физическая подготовка юристов, охватывающая четвертый и пятый курсы обучения должна учитывать специфику будущей профессии в соответствии с избранным факультетом есть необходимость в более глубокомисследовании данной проблемы.

Выводы.

1. Анализ научной, научно-методической литературы и практическая деятельность свидетельствуют о недостаточности количества научно обоснованных подходов относительно места и содержания методической подготовки на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗах Украины III-IV уровней аккредитации в соответствии с требованиями евростандартов обучения к молодому специалисту, как носителю определенных образовательно-квалификационной характеристикой, интеллектуальных знаний и физической профессиональной подготовленности

2. Разработанная учебная программа направлена на овладение методическими знаниями, умениями и навыками управления собственным физическим развитием, формирование у студентов ответственного отношения к физическому и моральному здоровью, совершенствование физической и психической подготовкик ведению активной, продолжительной жизни и продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимоотметить, что авторы не претендуют на исчерпывающее решение проблемы методической подготовки студентов а предлагают один из вариантов.

Дальнейшие исследования планируются в направлении экспериментального обоснования предоставленной нами части учебной программы, касающейся методической подготовки и проверки эффективности предложенных вариантов последовательности овладения методическими навыками и умениями

Литература:

1. Приказ МОН Украины № 239 от 16.04.2003 «Про затвердження базової навчальної для ВНЗ III- IY рівня акредитації», Киев. 2003.

2. Приказ МОН Украины № 757 от 14.11.2003 «Про типову учбову програму «Фізичне виховання ». Киев, 2003.

3. Приказ МОН Украины № 4 от 11.01.2006 «Про затвердження Положення про організацію фізичного виховання і масового спорту у вищих навчальних закладах». Киев, 2006.

4. Постановление Кабинета Министров Украины № 1594 от 15.11.2006 «Про затверждення Державної програми розвитку фізичної культуриі спорту на 2007 - 2011 роки». Киев, 2006.

5. Приходько А.І., Луценко Л.С., Баламутова Н.М. та ін. Навчально-методичний посібник для самостійної роботи та практичних занять з навчальної дисципліни «Фізичне виховання» (відповідно до вимог ECTS) для студентів I-III курсів. Х.: НЮАУ 2007.- 63 с.

6. Воронов М.П., Кривець В.А., Солодков В.М. Практикум з фізичного виховання. Навчально-практичний посібник Х.: ХДЕУ, 2005.- Ч. I.- 136с.

7. Теория и методика физического воспитания: Учебник I Под ред. Т.Ю.Круцевич - К.: Олімп, 2003. - 360 с.

8. Физическая культурастудента Учебник I Под ред. В.И.Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

Поступила в редакцию 13.12.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.