Научная статья на тему 'Теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса студентов вуза'

Теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина А. А.

Рассматриваются теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса. Выделены и сформулированы основные законы, закономерности, тенденции и функции, описывающие и объясняющие особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical principals of process of forming of the sports thesaurus among the high school students

The theoretical principals of the sports thesaurus a presented in this article. Pointed out and formulated the main principal laws, tendencies and functions describing and explaining peculiarities of this effective forming of the sports thesaurus among the high school students.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса студентов вуза»

18

3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6.

4. Жук Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им. Смоленск, 1997.

5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1928. Т. 45. № 4.

6. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику. Минск, 1997.

7. Колесов Д.В. Валеология — новое направление в педагогических науках // Биология в школе. 1997. № 2.

8. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М., 1993.

9. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. М., 1999.

10. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

11. Максимова О.А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 1999.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Об авторе

М.Я. Виленский — д-р пед. наук, проф., Московский педагогический госуниверситет.

УДК 371.31: 37.037 796.011

А.А. Никитина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса. Выделены и сформулированы основные законы, закономерности, тенденции и функции, описывающие и объясняющие особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

The theoretical principals of the sports thesaurus a presented in this article. Pointed out and formulated the main principal laws, tendencies and functions describing and explaining peculiarities of this effective forming of the sports thesaurus among the high school students.

Формирование физкультурного тезауруса студентов предполагает не только определение его сущности и роли в подготовке будущего специалиста в области физической культуры, важно выделить и сформулировать базисные теоретические положения, которые описывают и объясняют главные особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

В этой связи необходимо рассмотреть понятия «закон», «закономерность», «тенденция», «функция», отношения между ними.

Понятие «закономерность» трактуется как «соответствие с законом, последовательное проявление какого-либо закона» [8, с. 203]. Закон — это «существенное общее отношение... между явлениями или между их

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 18—24.

сторонами», которое определяет способ «поведения объектов данного типа, характер их существования и развития». Признаками закона является его необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариатив-ность [5, с. 8 — 9]. И если под законом понимается внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, независимая от человеческого сознания, то сущности закона и закономерности понимаются как идентичные.

Объем понятий «закон» и «закономерность» может быть уточнен через рассмотрение уровней их общности для определенного класса явлений. Педагогическая действительность объективна, она содержит связь между образующими ее компонентами. Если эти связи обладают свойствами всеобщности или общности, речь идет о законах педагогики; если эти связи носят специфический, частный характер, речь идет о закономерностях.

Всеобщие законы — это законы диалектики. Ранее мы рассматривали тезаурус с позиции общих категорий диалектики, поэтому действие этих законов может быть представлено следующим образом.

Диалектический закон единства и борьбы противоположностей проявляется там, где сущее (имеющийся личностный тезаурус студента) отстает от должного, заданного общественной потребностью в преподавателе, обладающем тезаурусом учебной дисциплины, овладевшем методом, опытом по формированию и становлению тезауруса студента.

Диалектический закон перехода количественных изменений в качественные выражается в том, что путем многократных повторений, в результате длительного, постепенного наращивания, обогащения, количественного накопления соответствующих знаний, информации, умений, опыта, отношений формируется новое личностное качество, повышается уровень сформированности тезауруса, осуществляется непрерывный процесс его становления.

Диалектический закон отрицания отрицания проявляется в том, что на последующих этапах формирования обсуждаемого новообразования личность «отрицает» ранее приобретенные свойства (знания, умения, опыт и др.) как менее современные, менее полные, но при этом «отрицание» сопровождается «поглощением», т. е. включением доступного уровня сформированности тезауруса в следующий, более высокий качественный ее уровень.

Диалектические, всеобщие законы направляют движение мышления преподавателя к пониманию сущности объектов и предметов педагогических исследований, создают методологическую основу формирования специальных педагогических теорий.

Основным общим законом педагогики является закон обязательного присвоения студентами опыта старших поколений.

Установлено, что непрерывный процесс формирования тезауруса в аспекте филогенеза тесно связан с проблемой развития и формирования культуры общечеловеческого информационного фонда с помощью диахронной связи — специфического механизма накапливания и передачи социального опыта старших поколений.

Таким представляется в общем виде действие всеобщих (диалектических) и общего (основного) закона педагогики, которые при форми-

20

ровании тезауруса проявляются как внутренние, необходимые, существенные и всеобщие связи явлений педагогической действительности.

Всеобщие законы и общий закон педагогики неизбежно экстраполирует свои сущности на такой локальный объект, как физкультурный тезаурус, учитывая, что в процессе его формирования необходимо осознавать связи между всеобщим, общим и особенным.

Специфические законы, действующие в ограниченной области, изучаемые в рамках конкретной области и конкретной научной дисциплины [2, с. 309].

Под закономерностями формирования физкультурного тезауруса мы будем понимать «действие закона в виде определенной более или менее выраженной тенденции» [5, с. 129].

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уровня культуры и т. п. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами. Данные закономерности проявляются при наличии определенных условий.

С закономерностями тесно связаны тенденции (от лат. ЬепдепИо — направленность) — направление, в котором совершается развитие какого-либо процесса или явления [7, с. 601].

Законы и закономерности, с одной стороны, и тенденции, с другой — находятся в определенных отношениях. По мнению философов, действие законов проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития общества.

Различие между законами (закономерностями) и тенденциями состоит в том, что законы могут включать в себя множество случайностей и отклонений, тенденции же пробивают себе дорогу, не охватывая и не предопределяя эти случайности и отклонения, отсекая их, и представляют собой концентрированное выражение законов и закономерностей [2, с. 307—308]. Тенденциями развития физической культуры, являются: повышение ее значимости как части культуры, развитие инициативы и социальной активности народа в данной области; расширение возможностей для проявления видов деятельности, составляющих структуру личности, формирование и развитие теории физической культуры и выделение ее в самостоятельную область научных знаний; дальнейшая интенсификация физической культуры на человека, увеличение числа функций, интернационализация, расширение использования технических средств, дальнейшее совершенствование специальных средств, методов физического воспитания и спортивной тренировки, а также форм управления и руководства; тенденция взаимозависимости, взаимоподдержки, взаимопроникновения физической культуры на уровне ее структурных компонентов и форм (физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации), взаимодействия с другими видами культуры с компонентами социальной системы (материальным производством, духовным производством, общественных отношений и др.) и даже межнациональными системами [3].

Наиболее важной тенденцией современного высшего образования, определяющей актуальность формирования физкультурного тезау-

руса, является прежде всего тенденция развертывания и активного функционирования информационно-образовательного пространства: информатизации образовательной деятельности в процессе подготовки будущих специалистов в вузе, так как отмечается рост в создании и внедрении информационных технологий, технических и программных средств их реализации. Можно выделить еще ряд тенденций, подчеркивающих важность работы по формированию физкультурного тезауруса. Среди них:

1. Повышение образовательной направленности и развитие информационного компонента физкультурной деятельности, который имеет методологический, мировоззренческий, общекультурный характер, активно способствует развитию интеллекта, способности осуществлять разнохарактерную коммуникативную деятельность, удовлетворять и формировать информационно-знаниевые потребности в физкультурной деятельности.

2. Специальное создание профессиональной информационно-педагогической среды вуза, где одной из целей функционирования является формирование познавательной и профессиональной активности и самостоятельности студентов, современных представлений о культурных и общечеловеческих ценностях, которые являются основами интеграции учебной, информационной, коммуникативной и проектированной деятельности субъектов педагогического процесса и способствуют раскрытию творческого потенциала как преподавателей, так и студентов, обязательному включению тезауруса в проектирование методических систем, реализации разноуровневых образовательных программ и выстраиванию образовательного маршрута.

3. Целостное отношение к взаимосвязи педагогических, психологических, специально-предметных, технических знаний, умений.

4. Усиление самоактуализации человека как субъекта непрерывного образования и профессионального совершенствования в изменяющемся окружающем мире.

Учитывая, что действие закона может выступать как возможная тенденция или как организующий принцип [6], преобразующий действительность, можно сформулировать некоторые закономерности формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

Формирование физкультурного тезауруса:

1) обусловливает единство формирования профессионально-ценностных и нормативных ориентаций личности студента в процессе обучения в вузе в современных условиях образовательной деятельности;

2) взаимосвязано с физкультурно-образовательной средой вуза и личностной физкультурно-образовательной сферой;

3) способствует удовлетворению и формированию информационно-знаниевых потребностей в области физической культуры и в физкультурной деятельности;

4) обусловлено использованием современных рефлексивных, антропных и информационных технологий и определяет их как важные средства образовательной деятельности в вузе;

5) физкультурный тезаурус является информационным и понятийным базисом физической культуры личности, объединяющим и формирующим информационную компетентность студента не только в

22

области физической культуры, но и в других, смежных с ней областях наук.

Данные закономерности находят отражение в дидактических процессах формирования физкультурного тезауруса, отражающих систему отношений и связей в современном образовательном процессе (преподаватель -о студент). Цель, результат, методы и формы организации обучения, мотивация студентов, диагностика результатов и обратные связи относятся к системообразующим факторам технологии взаимодействия базисных компонентов (преподаватель, студент, педагогическая технология, физкультурный тезаурус).

Изучение любого системного объекта, и в частности тезауруса, который является таковым, дополняется изучением его функций, где внимание исследователя концентрируется на деятельности систем, их функционировании в определенной системе отношений. Содержание системно-функционального подхода заключается в том, что в центре внимания находится та сторона существования системы, которая способствует ее самосохранению и утверждению в окружающей среде [1]. Функциональная характеристика любой части системного объекта в основе определяется функциями системы как органической целостности. При изучении функций любой системы всегда становится необходимым выход в более широкую систему, так как от ее качественной природы, функций и структуры зависит характер информации, поступающей в систему и оказывающей существенное влияние на ее функционирование [4].

Понятие функция означает деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [2, с. 10]. Функция является понятием общенаучной категории, исключительно высокой степени абстракции и может выступать как понятие соответствия или отображения, позволяющее охватить отношения различных объектов материального мира.

Функционирование развивающегося объекта занимает особое место среди важнейших характеристик системы. В процессе функционирования проявляется развитие такой важной стороны системы, как ее функции. Процесс развития не может быть сведен лишь к структурным изменениям, не сопровождающимся соответствующими изменениями в функциональной сфере. В философской литературе отмечается: «Понимание диалектической связи и взаимообусловленности структуры и функций развивающейся системы — обязательные условия успешного анализа обеих этих сторон. Это осознано сейчас достаточно хорошо. Но в это же время развитие системы не сводится к ее функционированию, не тождественно ему» [4, с. 191].

Функции тезауруса вытекают из его сущности и отображают его структуру. Рассмотрим содержание функций, присущих физкультурному тезаурусу, определяющих деятельность преподавателя по его формированию и обеспечению функционирования в образовательной среде.

1. Информационная функция заключается в процессе доведения до обучающегося нового знания, которое всегда представлено в понятиях. Направленность информационной функции выражается в создании

системы трансляции и усвоения знаний, в развитии сотрудничества в педагогическом процессе; обеспечении возможности варьирования содержания и форм коммуникационных взаимодействий.

2. Когнитивно-развивающая функция состоит в установлении пара-дигмальных связей между понятиями, в переводе тезауруса научной дисциплины на уровень тезауруса личности, осваивающей категории и понятия, относящиеся к дисциплине, и таким образом развивающей понятийно-логическое мышление студентов. Данная функция присуща тезаурусу, так как он является одним из инструментов построения классификационных, информационных и обучающих систем любой сложности за счет таких его свойств, как свертывание и упорядочивание информации, установление различных связей между объектами информационных систем.

3. Системообразующая функция направлена на концентрацию необходимых и ценных для системы высшего образования понятий из различных областей знаний (педагогики, психологии, валеологии, биологии, медицины и т. д.) и установления связей между ними, что позволяет определять их иерархический статус, путь и логику пополнения научных фактов о предмете познания. Интегрируясь в систему, понятия образуют новое качество содержания образования и его воздействие на развитие личности.

4. Образовательно-стимулирующая функция. Ее выполняет та часть тезауруса, которая несет в себе по отношению к каждому участнику образовательного процесса новый объем знаний, развивающий и повышающий его личностный культурный, образовательный и профессиональный уровень, мотивирует и стимулирует его потребности в образовательной сфере.

5. Практическая функция. Здесь тезаурус выступает на уровне организации информационно-образовательной среды вуза в роли средства и связующего звена с внешним информационно-образовательным пространством, а также внутри информационно-образовательной среды между наукой и практикой, педагогическими и информационными технологиями; способствует корреляции преемственности в формировании информационной компетентности студента.

6. Гносеологическая функция. Способствует глубине и прочности научного познания действительности всеми участниками образовательного процесса; осмыслению тенденции и закономерности развития мышления; представляет исследовательский аппарат для постановки целей и способов решения педагогических задач. Направлена на приобретение знаний и выработку умений по конструированию новых понятий, нового знания, чему активно способствует ознакомление с методами становления новых понятий.

7. Ценностно-ориентационная функция. Направлена на формирование ценностного отношения к профессиональной, предметной информации, циркулирующей в инфосреде; формулировку, удовлетворение и развитие потребностей как важного фактора личностного роста и самореализации в любом виде деятельности.

8. Прогностическая функция. Направлена на оперативное включение в активный понятийный аппарат студента новых тенденций и направлений развития науки, обеспечивает включение прогностической

23

24

информации в процесс осмысления, корректировки и самокорректировки деятельности на основе опережающего осмысления и решения теоретических и практических проблем.

9. Социально-психологическая функция. Определяет изменение существующих стереотипов мышления в поиске, методах и средствах работы с информацией в сторону активного восприятия и системного познания окружающей действительности на основе осознания информационной картины мира и освоения разнообразных методов работы с информационными моделями и системами.

Таковы основные функции формирования физкультурного тезауруса.

Можно сделать вывод о том, что действие законов при формировании физкультурного тезауруса проявляется как внутренние, необходимые, существенные и всеобщие связи педагогической действительности. Выделенные тенденции подчеркивают важность работы по формированию физкультурного тезауруса. Закономерности проявляются в дидактических процессах формирования физкультурного тезауруса, отражающих систему отношений и связей в современном образовательном процессе. Функции определяют деятельность преподавателя по его формированию и функционированию в образовательной среде. Все вместе, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность педагогического процесса формирования физкультурного тезауруса.

Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление: М., 1981.

2. Большая советская энциклопедия. М., 1970—1977. Т. 9. С. 307—309.

3. Выдрин В.М. Структура учебной дисциплины «Теория физической культуры» / / Актуальные проблемы теории физической культуры как учебной дисциплины: Сб. науч. тр. Л., 1986. С. 3 — 10.

4. Готт В.С. Категории современной науки. М., 1984.

5. Друянов Л.А. Категория «Закон» // Философские науки. 1983. № 4.

6. Извозчиков В.А., Шилова О.Н. Информационно-педагогический тезаурус: Учеб. пособие. СПб., 1996.

7. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

8. Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 2001. Т. 1: А-М.

9. Философский словарь М., 1981.

Об авторе

А.А. Никитина — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, alan-nik@inbox. ru.

УДК 008:378.1

А.Н. Григорьев

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются современные тенденции развития цивилизации, обусловливающие переход от общества индустриального к обществу информационному, а также задачи, стоящие перед

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 24—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.