УДК 796 [08) н. Р. ВАЛИТОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕЗАУРУСА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
[по материалам учебно-методической
И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)__________________________
На основании проведенных исследований установлено: физкультурные термины в дефиниции (логическое определение) расположены в определенной понятийной взаимообусловленной иерархии, которая соответствует семантическому словарю (тезаурусу), являющемуся упорядоченным набором терминов в родовидовых отношениях в рамках тематической группы лексического тезауруса. В родовидовых отношениях (лексический тезаурус) отражается иерархичность человеческого знания (понятийный тезаурус). Физкультурный тезаурус есть тип построения одноязычного словаря, как средство формирования речевого физкультурного тезауруса.
Научная новизна: определяется место и роль профессионального тезауруса в формировании речевого физкультурного тезауруса, способствующего формированию системы понятий данной области знаний у студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: тезаурус, концепт, термин, понятие, тематическая группа, родовидовые отношения.
Термины и понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обобщения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику области научных знаний [1, 2, 3, 4, 5].
Проблемы гносеологического характера, соотносящиеся с проблемами речевого профессионального тезауруса, рассматриваются в теории и методике физической культуры, которая является общепрофилирующей дисциплиной в профессиональном образовании специалистов физической культуры. Л. П. Матвеев (2004), В. М. Выдрин (1984), Ю. Ф. Курамшин (2006), В. И. Столяров (2007), Б. В. Евстафьев (1985) и другие отмечают отсутствие в теории физической культуры единой научной парадигмы, определяющей и обеспечивающей единство толкования ее объектно-предметной области и специфических разделов.
Трудности формирования теории и методики физической культуры во многом связаны с наличием в литературе противоречивых точек зрения на понимание таких социальных явлений, как физическая культура и спорт, различных методологических принципов и подходов к их разработке. В теории физической культуры имеются глубокие расхождения в понимании физической культуры, ее состава и строения [3].
В свою очередь, это приводит к тому, что содержание и объем основных категорий теории физи-
ческой культуры недостаточно подробно излагаются в научно-методической и учебной литературе, что не всегда может удовлетворить познавательные потребности будущих специалистов физической культуры и спорта. Разработка терминов физкультурноспортивной тематики нуждается в дальнейшей работе по усовершенствованию.
Для того чтобы термины наилучшим образом выполняли свою роль в общении специалистов определенной отрасли знаний, терминология каждой дисциплины должна представлять собой систему терминов, отражающую систему понятий этой дисциплины [6, 7].
Точное наименование общих понятий, упражнений, элементов упражнений, технических и тактических приемов, деталей снарядов, инвентаря имеет важное значение для теории и спортивной практики. Благодаря правильному употреблению терминов упрощается процесс обучения и тренировки на всех уровнях облегчаются связи «тренер-спортсмен» и «комментатор-болельщик».
В четких определениях спортивных терминов нуждается широкий круг спортсменов, тренеров, спортивных работников, студентов специальных учебных заведений, учащихся спортивных школ [7, 8].
Упорядочению терминологии и выявлению системы понятий в значительной мере может способствовать профессиональный физкультурный тезаурус, вследствие чего возникает необходимость разработки дефиниций терминов физической культуры.
Анализ понятия «тезаурус» позволил нам осуществить аналитическое конструирование рабочего
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
понятия «тезаурус» и производного от него — «физкультурный тезаурус».
«Физкультурный тезаурус» рассматривается как тип построения одноязычного словаря; по смысловой группе представляет собой основу функционирования информационно-педагогической среды, информационно- поисковый язык; по группе определений как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях [9, 10].
Исследование физкультурного тезауруса, содержание которого определяют основные понятия изучаемой дисциплины, в сущности, предполагает разработку словаря-тезауруса в качестве средства формирующего речевой физкультурный тезаурус, а также систему понятий и способов обобщенных действий по работе с понятиями данного направления знаний в процессе подготовки студентов в области физической культуры и спорта.
А. А. Никитина указывает, что результат теоретической проработки проблемы выражается в проектировании содержательно-процессуальной модели деятельности преподавателя по реализации процесса формирования физкультурного тезауруса студентов [11].
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое развитие», «физическое образование», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и другие [3, 8, 12].
Анализ содержания основных понятий профессионального тезауруса в сфере физической культуры и спорта (по материалам учебников и учебно-методическим пособиям) выявил: главным и наиболее общим из терминов является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область в творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личном плане она является мерой всестороннего физического развития человека [3].
Относительно определения категории «физическая культура» существует несколько десятков логических определений. В учебно-научной литературе дается множество различных, порой не совпадающих дефиниций. Исходя из современных концепций теории культуры, потребностно-деятельного подхода представляется возможным перечислить следующие логические определения.
Физическая культура — часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей [13].
Физическая культура — органическая часть культуры общества и самого человека, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития [14].
Физическая культура — это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека [15].
Физическая культура — часть (подсистема) общей культуры. Это творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально значимые результаты [1].
Физическая культура — это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет
собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей, ее социально значимые результаты, удовлетворяющие потребности общества на данном этапе его развития [1].
Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей [3].
Физическая культура — часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и пользования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей [12].
Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями, навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования и как результат-уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности [12].
При контент-анализе учебно-методической литературы нами было установлено, что данное понятие встречается в учебнике Ю. Ф. Курамшина 391 раз на 464 страницах. Встречая на каждой странице понятие «физическая культура», но, не понимая смысла понятия или не зная определения термина, студенту достаточно сложно овладевать учебным материалом.
По мнению ряда авторов [3,8,12], исходным понятием в теории и методике физического воспитания является термин «физическое воспитание». Данное понятие встречается в учебнике Ю. Ф. Курамшина 192 раза на 464 страницах печатного текста, то есть на каждые 2,5 страницы приходится одно понятие. Относительно определения понятия «физическое воспитание» существуют следующие дефиниции (логические определения):
— физическое воспитание — одна из сторон воспитания в целом, организованный процесс всестороннего развития физических способностей, формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений человека [13];
— физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование морфологических, функциональных, моральных и волевых проявлений человека, вооружение его знаниями, умениями и навыками для достижения наилучших результатов в труде и защите Родины [15];
— физическое воспитание, по мнению Л. П. Матвеева (1991), представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей.
— физическое воспитание, по Ж. К. Холодову, это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучения движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [16];
— физическое воспитание по Круцевичу (2003) — специализированный педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств,
Частота встречаемости терминов в учебнике «Теория и методика физической культуры» под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, 2003. - 464 с.
№ п/п Термин, понятие. Количество слов в тексте Количество страниц в источнике Частота термина (на странице текста)
1 Физическая культура 391 464 1,1
2 Спорт 345 464 1,3
3 Физическое воспитание 192 464 2,4
4 Физическое развитие 132 464 3,5
5 Физическое образование 134 464 3,4
6 Физическое совершенство 84 464 5,5
7 Физическая подготовка 128 464 3,6
8 Физическая подготовленность 120 464 3,9
9 Физическое упражнение 130 464 3,56
10 Спортивная тренировка 102 464 4,5
11 Спортивная подготовленность 37 464 12,5
Таблица 2
Ранжирование определяемых дефиниций
№ п/п Термин, понятие, определение Количество определяемых дефиниций Ранжированный ряд
1 Физическая культура 3 4-5 (4)
2 Физическое воспитание 5 7-10 (7)
3 Физическое образование 4 6
4 Физическое развитие 1 1
5 Физическое совершенство 2 2-3 (2)
6 Физическая подготовка 5 7-10 (8)
7 Физическая подготовленность 3 4-5 (5)
8 Физические упражнения 5 7-10 (9)
9 Спортивная тренировка 5 7-10 (10)
10 Спортивная подготовленность 2 2-3 (3)
11 Спорт 9 11
совершенствования морфологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни;
— физическое воспитание — вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей [3].
Таким образом, сложности усвоения терминов, понятий предопределены содержанием учебнометодической литературы, в том числе терминами, которые имеют большое количество различных дефиниций.
Контент-анализ одного из ведущих учебников «Теории и методики физической культуры», изданного под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина, выявил частоту встречаемости терминов, выражающих различные понятия, на страницу печатного текста (табл. 1).
Анализ данных подтверждает интенсивную насыщенность текста учебника специальными терминами, выражающими понятия, что предполагает их усвоение студентами физкультурного вуза.
По утверждению Т. Ю. Круцевича, понятия выступают в качестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практической деятельности — основа успеха в работе специалиста в области физической культуры [12].
Наиболее сложными для усвоения понятий являются термины, которые имеют большое количество дефиниций и разночтений в учебной литературе (табл. 2).
По мнению А. П. Бабушкина (1996), отражение мыслительных процессов (понятийный тезаурус) и их особенностей в языке обозначает вербализованный концепт (лексический тезаурус). В рамках тематической группы лингвисты выделяют разные типы семантической связи. Важнейшей из них является иерархическая связь по линии род-вид между обозначением родового понятия и обозначением видовых понятий, в частности, на это указывает Б. В. Евстафьев, акцентируя внимание на логическом определении, т.е. определении понятия через ближайший род и видовое отличие [2]. Родовидовые отношения определяются как структура представления знаний по принципу включения одного понятия в более широкое. В родовидовых отношениях (лексический тезаурус) отражается иерархичность человеческого знания (понятийный тезаурус). При переходе от родового понятия к видовому прослеживается систематизация познания профессиональной картины мира обучаемым, степень сформированности окружающего мира [17].
На основе проведенного анализа учебно-методической литературы, мы выделили дефиниции рассмотренных нами физкультурных терминов в определенной понятийной взаимообусловленной иерархии, что соответствует семантическому словарю (тезаурусу), который, в сущности, является упорядоченным набором терминов в родовидовых отношениях, отражающим совокупность знаний и содержащим перечень понятий вместе с их интерпретацией и отношениями.
Таким образом, тезаурус каждого термина определяется количеством дефиниций, которые содержат в своей структуре терминологическую систему, представляющую собой лексический тезаурус и соотносящийся с ним понятийный тезаурус. Исследование физкультурного тезауруса рассматривается нами как
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
тип построения одноязычного словаря, как компонент (средство) речемыслительной деятельности, например:
физическая культура: часть (подсистема) общей культуры; вид культуры; совокупность достижений общества;
физическое воспитание: одна из сторон воспитания в целом; педагогический процесс; вид воспитания; вид физической культуры; процесс обучения;
физическое образование: процесс и результат учебно-воспитательной работы; вооружение знаниями, умениями и навыками; теория знаний, умений и навыков; процесс формирования знаний, умений, навыков;
физическое развитие: процесс морфо-функци-ональных изменений организма;
физическое совершенство: идеал физического развития; всестороннее гармоническое физическое развитие;
физическая подготовка: часть подготовки; специализированный процесс физического воспитания; составная часть тренировки; прикладная направленность физического воспитания.
В результате теоретического исследования физкультурного тезауруса, содержание которого определяют основные понятия изучаемой дисциплины, нами разработан профессиональный словарь-тезаурус (ситуативно-тематический минимум) как средство формирования речевого физкультурного тезауруса, способствующего формированию системы понятий и способов обобщенных действий в процессе подготовки студентов в области физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Выдрин, В. М., Николаев Ю. М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» / В. М. Выдрин, Ю. М. Николаев // Теория и практика. — 1974. — № 9. — С. 8-10. Выдрин,
В.М. Методологические проблемы теории физической культуры / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 6. — С. 5 — 6.
2. Евстафьев Б.В. Анализ основных положений в теории физической культуры. / Б.В. Евстафьев. — Л. : ВИФК, 1985. — С. 87.
3. Курамшин, Ю.Ф. Об объекте и предмете теории физической культуры как научно-учебной дисциплины: историко-сравнительный анализ / Ю.Ф. Курамшин // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — 2006. — Вып. № 22. — 33 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высших специальных физкуль-
турных учебных заведений / Л.П. Матвеев. — СПб. : Изд-во «Лань». — М. : ООО Издательство «Омега-Л», 2004. — 160 с.
5. Столяров, В.И. Методология введения оценки и унификация понятий / В.И. Столяров // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2007. — № 1. — С. 9 — 23.
6. Аркавенко, Л.Н. Терминологическая культура учителя естествознания / Л.Н. Аркавенко // Педагогика. — 1998. — № 1. —
С. 75-80.
7. Мириманова, М. С. Тезаурус как метод выявления системы понятий психологии / Мириманова М. С. // Вопросы психологии. - 1976. - № 5. - С. 134- 140.
8. Терминология спорта / Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П.Суслов, Д.А. Тышлер. - М. : СпортАкадем-Пресс, 2001. - 480 с.
9. Монахова, Л. Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов (профессионально-педагогический, теоретико-методологический, информационный аспект) : дис. ... канд. пед. наук / Л. Ю.Мона-хова. - СПб., - 1997. - 210 с.
10. Шилова, О. Н. Развитие понятия «тезаурус» в профессиональной подготовке специалистов образования / О. Н. Шилова // Технические и управленческие аспекты образования взрослых в России. - СПб. : ИОВ РАО. - 2000. - С. 71-75.
11. Никитина, А. А. Представление понятия «физкультурный тезаурус» / А. А. Никитина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 8-11.
12. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев : Изд-во «Олимпийская литература», -2003. - 480 с.
13. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту в трех томах. Т. 3. / под ред. Г. И. Кукушкина. - М. : Изд-во «Физическая культура и спорт», 1963. - 423 с.
14. Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. - М. : Просвещение, 1972. - С. 42 - 48.
15. Теория и методика физического воспитания : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ / под ред. Б. М. Ши-яна - М. : Просвещение. - 1988. - 224 с.
16. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и допол. -М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
17. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1996. - С. 104-119.
ВАЛИТОВА Нелли Равильевна, и. о. доцента кафедры «Связи с общественностью».
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2009 г.
© Н. Р. Валитова
Книжная полка
Иванова, Е. А. Проект инновационной программы курса по выбору «Этнопедагогика в воспитательной работе с детьми» [Текст] / Е. А. Иванова // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . — СПб., 2005. — С. 289 — 294. — ISBN 5-0864-0959-7.
Колеошкина, С. Н. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения будущих учителей [Текст] : (из опыта работы) / С. Н. Колеошкина // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . — СПб., 2005. — С. 388 — 393. — ISBN 5-0864-0959-7.