Научная статья на тему 'Модель инженера-строителя: компетентностный подход'

Модель инженера-строителя: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков B., Иванов В., Корчагин Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель инженера-строителя: компетентностный подход»

национальности - интегративные коммуникативные умения.

Ведущее место среди факторов по уровню их влияния на всю совокупность показателей коммуникативной культуры у студентов татарской национальности занимают интенсивность общения в кругу друзей и уровень речевого развития, а у студентов русской национальности - успеваемость в школе. Наибольшее влияние на становление и развитие коммуникативной культуры студентов и русской, и татарской национальностей оказывают: интенсивность общения в семье, образование родителей, количество друзей и интенсивность общения с друзьями, удовлетворенность отношениями, уровень речевого развития и успеваемость в школе.

Наибольшее влияние на становление и развитие коммуникативной культуры среди исследованных факторов у русских студентов оказывает фактор количество друзей, а у студентов-татар - интенсивность

общения в семье и уровень речевого развития.

Выявленные в исследовании особенности отражают реально существующую ситуацию, имеют большое практическое значение для совершенствования технологии формировании коммуникативной культуры будущих учителей в условиях профессиональной подготовки и индивидуализации и дифференциации этого процесса с учетом национальных особенностей. Полученные результаты очень полезны и интересны для учителей общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательных учреждений и могут быть использованы для дальнейших исследований данной проблемы.

Литература

1. Аухадеева Л.А. Подготовка будущего учителя: структурные исследования коммуникативной культуры // Интеграция образования. - 2006.- № 2.

В. СУЧКОВ, первый проректор Казанский государственный архитектурно-строительный университет В. ИВАНОВ, первый проректор Казанский государственный технологический университет Е. КОРЧАГИН, заведующей лабораторией Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

В основе процессов целеполагания и формирования содержания профессиональной подготовки наших студентов лежит деятельностная концепция, согласно которой при определении норм обучения исходным звеном является деятельность (технологическая, конструкторская, управленческая, производственная и т.д.) специалиста, в свете которой изучаются объекты и предметы труда, средства труда, технологические и трудовые процессы, организация труда на производстве. В русле деятельно-стной концепции разрабатывались квали-

Модель инженера-строителя: компетентностный подход

фикационная характеристика и квалификационная модель выпускника, а в соответствии с ними - стандарты ВПО 1-го и 2-го поколений.

Новые требования наукоемких производств привели и к новому определению квалификации специалиста. Если до недавнего времени квалификационная характеристика специалиста предусматривала только перечень знаний и умений, то сейчас в ней речь идет о его компетенции, креативности, коммуникабельности.

Исследователямии С.Е. Шишовым и

В.А. Кальней [1] называется ряд факторов, обуславливающих введение в профессиональное образование компетенций: экономическая неопределенность, оказывающая влияние на необходимость непрерывного повышения уровня образовательной квалификации; изменение организационной структуры производства, ведущее к широкому распространению антропоцентрической системы производства; децентрализация процесса принятия решений, вызывающая необходимость наличия у работников способностей работать самостоятельно, анализировать сложные ситуации и принимать ответственные решения; широкое внедрение компьютерных технологий, замена конвейерно-монтаж-ного производства гибким управляемым компьютером; наличие многих языков и культур, что предполагает основательную подготовку и владение двумя-тремя иностранными языками.

В этой связи сегодня квалификация -это не только профессиональные знания, умения и навыки, но и качества личности, востребованные данным видом профессионального труда. Следовательно, можно утверждать: современное высшее образование должно быть ориентировано на формирование личности, адекватной содержанию профессиональной деятельности. Реализовать такое профессиональное образование можно только при широком внедрении в практику лич-ностно ориентированной концепции образования.

Объектами профессионального развития личности, как отмечают многие авторы, являются ее интегральные характеристики: компетентность, социально-профессиональная направленность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.

Новое понимание квалификации в свете личностно ориентированной концепции профессионального образования уже находит отражение в формирующихся сегодня компетентностных моделях специалиста и

в ГОС ВПО 3-го поколения, создающихся на базе этих моделей.

Под профессиональной компетентностью специалиста мы понимаем интегральную характеристику личности специалиста, отражающую уровень профессионально значимых знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для выполнения им должностных функций. С точки зрения работодателя компетенция - это все то, что должен уметь делать работник на его предприятии, т.е. это характеристика (описание) должности. Заметим, что сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных его результатов

Отметим социально-экономическую значимость нового видения квалификации: высокая профессиональная компетентность специалиста является одним из факторов, сдерживающих отрицательные последствия рыночной экономики.

Наряду со знаниями и умениями, достаточными для выполнения выпускником учебного заведения профессиональных функций, к профессиональной компетентности мы относим знания и умения, которые бы обеспечивали возможности:

• профессионального ростаспециа-листа, связанного с повышением в должности;

• смены профиля производства, отрасли промышленности;

• освоения новой техники и технологии производства при сохранении прежнего места работы;

• результативной творческой деятельности;

• самостоятельного принятия решений в производственных ситуациях;

• правильной оценки своей профессиональной деятельности в системе выполнения трудовых обязанностей совместно с другими людьми, взаимодействия с ними в процессе регулирования своей и их деятельности.

Профессиональная деятельность спе-

циалиста требует широкого профиля подготовки по различным направлениям. Каждому направлению профессиональной деятельности соответствует своя картина выполняемых работ, своя компетенция.

Производственная - технологическая компетенция.

Характерна для представителей таких должностей, как мастер, прораб, начальник строительного участка. Это - первые должности, которые в большинстве занимают выпускники строительного вуза. При всех отличиях, которые просматриваются в профессиональной деятельности на этих должностях, можно выделить общее. Среди повседневных насущных задач, решаемых инженерами-строителями, главное место занимают:

■ возведение, ремонт и реконструкция зданий и сооружений, инженерных систем, оборудования и технологических комплексов;

■ осуществление монтажа (демонтажа), наладки и эксплуатации машин, тех-нологическихлиний, механического и электрического оборудования и инструмента, систем автоматики и робототехники в строительстве и производстве строительных материалов и изделий;

■ производство строительных материалов, изделий и конструкций.

Сформировать у студентов представление о строительном производстве как о непрерывно меняющемся организме, требующем от инженера-строителя высокой степени мобильности, готовности к постоянному движению - задача строительного вуза.

Организационно - управленческая компетенция.

Компетенция этого типа является связующим звеном между отдельным участком и строительным производством в целом. Она строится на постоянном соотнесении собственных действий с тем, что происходит на строительном объекте. Отсюда следует, что специалисты, занимающиеся управленческой деятельностью

(начальник участка, замначальника цеха и др.), должны лучше остальных представлять себе структуру строительного производства, понимать цели и задачи организации в целом, а также строительной отрасли и региона. Среди задач управленца:

■ организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;

■ внедрение передовых методов организации труда и эффективных методов управления;

■ подготовка исходных данных для составления планов, программ, проектов, смет, заявок;

■ осуществление технического контроля и управления качеством строительных материалов, изделий, конструкций, сооружений, инженерных систем, машин и оборудования;

■ экспертиза и оценка объектов недвижимости, организация и управление объектами недвижимости.

Проектно-конструкторская компетенция.

Проектно-конструкторская компетенция занимает промежуточное положение между исследовательской и производ-ственно-технологической,«захватывая » отчасти и ту, и другую. С одной стороны, по содержанию работы, по предмету деятельности она больше тяготеет к исследовательской, но по конкретным формам осуществления, по видам процедур и операций резко отличается от нее. К задачам, решаемым инженером-проектировщиком, относятся:

■ проведение инженерных изысканий и обследований, составление инженерно-экономических обоснований при проектировании и сооружении объектов строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, оборудования и технологических процессов;

■ осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно- технической информации;

■ выполнение технических разработок, проектной технической документации;

■ участие во внедрении разработанных решений и проектов, в осуществлении авторского надзора при изготовлении, возведении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию запроектированных изделий, объектов, инженерных систем и сооружений.

Научно- исследовательская компетенция.

Профессиональная деятельность современного инженера-строителя включает, в том числе, решение следующих задач:

■ выполнение экспериментальных и теоретических научных исследований в области строительства и в других отраслях, связанныхсо строительством.

■ разработка рекомендаций на основе научных исследований, изучение специальной литературы и другой научно- технической документации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Анализ основных компетенций инженера-строителя показывает, что в профессиональном аспекте эти компетенции неоднородны и, в сущности, глубоко индивидуальны. Но конкретные черты компетенций согласуются с направленностью деятельности строительных организаций разного типа и в значительной мере детерминируются ею.

Детерминантами выступают отраслевая принадлежность или тип строительной организации (производственный, проектный, научно-исследовательский), в которую включена профессиональная деятельность, или ее подразделения. Детерминан-той является также специальность (промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и водоотведение и др.).

Мы считаем, что профессиональная компетенция должна находить свое отражение в модели специалиста.

Модель специалиста мы рассматриваем как норму или эталон общественно необходимых требований со стороны производ-

ства, общества и личности к свойствам специалиста, или норму требований к его квалификации и компетенции. Эту норму требований можно квалифицировать по определенным признакам, например: что специалист должен знать; чем специалист должен владеть; о чем специалист должен иметь ясное представление; с чем специалист должен быть знаком; дополнительные требования (морально-эстетические, психолого-физиологические компетенции и т.п.) или по другим признакам.

В научной литературе имеются различные подходы к структурированию профессиональной компетенции. Так, в «Энциклопедии профессионального образования » [2, т.1, с. 454] профессиональная компетенция основывается на: 1) профессиональных качествах работника (профессиональные знания, умения, навыки как опыт деятельности), 2) социально-коммуникативных способностях; 3) индивидуальных способностях, обеспечивающих самостоятельность профессиональной деятельности.

Например, компетентностная модель инженера-строителя, наряду с рассмотренными выше компетенциями - производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструк-торской и научно-исследовательской -может включать следующие ключевые компетенции.

1. Профессиональные качества личности, являющиеся основой профессиональной компетенции, представлены следующими элементами деятельности: умение анализировать трудовой и технологический процесс; анализ технической документации, заданий; безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса; создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности; прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций; обеспечение безопасности выполнения работ; соблюдение технологических требований; освоение дополнительных квалификаций; высокий уровень культуры и органи-

зации трудового процесса; отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией; отсутствие брака; своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе; выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.

2. Социально-коммуникативные способности, пронизывающие коллективный трудовой процесс, проявляются в следующих способностях каждого участника: способность сотрудничеству в коллективной деятельности; умение эффективно работать в составе группы; психологическая совместимость как способность к адаптации к различным темпераментам и характерам; способность установления горизонтальных и вертикальных контактов; искреннее уважение к труду других; способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность; владение поликультурными навыками; способность разрешать конфликты; способность организовывать работу группы; способность пользоваться различными средствами связи.

3. Способность к самоуправлению требует таких индивидуальных способностей, как: умение рассуждать и оценивать; творческий характер мышления; проявление инициативы; способность принятия ответственности; способность управления собой и другими; выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений; выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения; умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии; способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других; понимание взаимосвязей данной работы с другими; принятие рациональных решений в критической ситуации;уровень культуры и организации трудового процесса.

Модель специалиста по своему назна-

чению призвана определять (задавать) педагогическую цель деятельности учебного заведения. Для этого она должна быть описана в психолого-педагогических терминах и допускать измерение и числовую оценку степени развития свойств личности в процессе подготовки специалиста. Будучи «переведена »на язык образования, модель специалиста приобретает форму стандарта профессионального образования.

Наряду с компетенциями стандарт ВПО 3-го поколения, по нашему мнению, должен включать и описание квалификации, т.е. то, что присваивается выпускнику вуза, и механизм ее оценки, поскольку квалификация - это уровень обученнос-ти, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности. Как известно, квалификация позволяет определить профессиональные качества работника и соизмерить их с требованиями производства.

При разработке ГОС ВПО 3-го поколения должны, на наш взгляд, учитываться также следующие принципы и критерии их оценки (табл.).

Как известно, стандарт направляет и определяет содержание процесса обучения, поэтому ГОС ВПО 3-го поколения должны быть ориентированы больше на высокий уровень промышленного производства, чем на образовательный уровень.

Минимальные, но достаточные требования к содержанию образовательного процесса, определяемые ГОС, по нашему мнению, можно спроецировать на три составляющие: базу знаний, умений, навыков по дисциплинам; культурно-ценностную ориентацию студента; методы и средства усвоения предметных (профессиональных) знаний. Это означает, что целью обучения по каждой учебной дисциплине будет не просто получение знаний, умений, навыков и их воспроизводство, а формирование профессиональной культуры, развитие профессионального мышления, формирование компетенций.

Таблица

Принципы разработки образовательных стандартов и критерии их оценки

Принципы разработки Критерии оценки

Релевантность (адекватность) - обеспечение соответствия ГОС потребностям рынка труда и производства Участие в разработке ГОС представителей рынка труда и производства

Гибкость и соответствие изменяющимся потребностям рынка труда Мониторинг изменений и обновления стандартов; вариативный компонент ГОС

Удовлетворение требованиям работодателя или модели специалиста Взаимосвязь ГОС с профессиональной деятельностью

Структурированность, например: 1. Характеристика профессиональной деятельности. 2. Конкретные результаты, которые будут достигнуты в процессе обучения. 3. Методические указания по усвоению знаний и умений. 4. Оценка результатов обучения. 5. Присвоение квалификации (процедура). ГОС должен содержать все эти компоненты

Содержательность, например: 1. Знания, умения, навыки необходимые для выполнения профессиональных функций. 2. Творческие способности, способность к адаптации и изменениям обстоятельств (включая умение реагировать на непредвиденные и чрезвычайные обстоятельства в условиях неопределенности). 3. Широкий профиль подготовки, позволяющий координировать и управлять различными частями профессиональной деятельности. ГОС должен включать эти компоненты, т. е. содержание ГОС должно быть широким.

Личностные качества: • психофизиологические характеристики; • коммуникабельность; • организация и культура труда • компетентность; • социально-профессиональная направленность; • профессионально важные качества. ГОС должен включать эти компоненты, но они должны носить не обязательный, а рекомендательный характер, поскольку личностные качества нельзя стандартизировать.

Информативность, для: 1. Государства - с целью общегосударственного стратегического планирования. 2. Заказчиков кадров - работодателей - для выявления того, что знают и умеют выпускники. 3. Методистов - для планирования и разработки учебно-программной документации. 4. Преподавателей - для проектирования целей, содержания и оценки результатов обучения. 5. Студентов - для формирования мотивации. Каждый участник имеет доступ к информации

Литература

2. Энциклопедия профессионального обра-1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг ю , /^ п г

г зования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Ьатышева.-

качества образования в школе. - М., 1999. м 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.