Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции как критерии оценки подготовленности бакалавров строительного профиля к профессиональной деятельности'

Профессиональные компетенции как критерии оценки подготовленности бакалавров строительного профиля к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / БАКАЛАВР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подерягина Азиза Газизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции как критерии оценки подготовленности бакалавров строительного профиля к профессиональной деятельности»

сти. С особой осторожностью следует подходить к формам и способам организации уроков толерантности, а также к личности самого преподавателя, поскольку детские сады, а впоследствии школа - первичные места социализации ребенка, где происходит удачное или неудачное вхождение его в социум. Школа - социальный институт, в котором ребенок учится познавать разнообразие окружающего мира во всех его проявлениях, в том числе и осознания непохожести окружающих индивидов. Именно отношение преподавателя к существующим отличиям, которое, к сожалению, не всегда является позитивным, впоследствии отражается на способности ребенка правильно их принимать и вырабатывать соответствующую линию поведения.

Итак, становится очевидным, что современное преподавание толерантности должно предполагать использование нетрадиционных, наряду с традиционными способами обучения. В этой связи, интересно рассмотреть использование искусства в качестве одного из нестандартных механизмов формирования толерантного сознания личности дошкольников и школьников. Используя эту форму обучения, преподаватель не подвергается риску вербализации существующих отличий, невольно закрепив и распространив их. Та легкость, с которой маленькие дети готовы говорить о собственной непохожести, по прошествии времени исчезает, соответственно, учитель не всегда при помощи вербальных средств обучения сможет реализовать основные цели учебного курса толерантности. Интеграция различных видов искусства в курс преподавания основ социальной справедливости, толерантности и аллофилии позволяет учащимся свободно выражать свои мысли и чувства в отношении себя и окружающего мира, а также развивает когнитивные и метакогнитивные механизмы саморегуляции процессов мышления.

Библиографический список

1. Декларация принципов толерантности. Утв. рез. 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

2. Pittinski, T.L. Crossing the divide: Intergroup leadership in a world of difference. Boston: Harvard Business School Press, 2009. - 320 p.

А.Г. Подерягина

профессиональные компетенции как критерии

оценки подготовленности бакалавров

строительного профиля к профессиональной

деятельности

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, компетенции, компетентность, профессионализм, бакалавр строительного профиля.

В современной ситуации общественного развития существенно изменился контекст жизни и деятельности человека. Появились новые социальные нормы и установки, модифицировались многие традиции и характеристики образа жизни. В обществе по-

© Подерягина А.Г., 2013

степенно возвращается спрос на строительные специальности, растет интерес молодежи к профессии инженера-строителя. При этом проблема кадрового потенциала в строительстве обозначена довольно остро. В современных условиях строительная отрасль как никогда нуждается в грамотных, компетентных специалистах, причем, не только рабочих специальностей, но и менеджмента строительных компаний. Это вызывает необходимость смены стратегии и технологий подготовки строительных кадров в вузе.

Практика показывает, что адекватность мотивационно-ценностных установок и представлений о профессиональных функциях ее реалиям детерминируют протекание и качество результатов образовательного процесса, адаптацию в профессиональной среде. В связи с этим первоначальная задача вуза - дать будущему специалисту полное представление об избранной профессии, причем так, чтобы он не разочаровался и не утратил интереса к ней, осознал свой личностный потенциал и пути приспособления к профессиональной среде, возможности будущего профессионального роста в избранной сфере. Следует согласиться с Н. В. Кузьменко, что в задачу высшего профессионального образования на современном этапе входит не только усвоение системы знаний и формирование умений и навыков, но и успешное овладение студентами стандартов профессиональной подготовки, а также развитие способности адаптации к постоянно меняющимся требованиям и технологиям; формирование конкурентоспособности личности, умения ориентироваться в огромном информационном потоке, готовности на протяжении всей жизни повышать свою профессиональную квалификацию и мастерство [1].

Пакет российских нормативных документов (Закон РФ «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования», «Обязательный минимум содержания образования в начальной, основной и полной средней школе» и др.) постулирует, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и культурной сферах. Для того, чтобы увидеть реальные результаты профессиональной подготовки строителей в вузе, необходимо разработать критерии оценки будущего специалиста. Страны, усилия которых направлены на переустройство системы высшего образования по Болонскому типу, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Отечественная система профессионального образования также нацелена на измерение подготовленности будущего специалиста с точки зрения его компетенций и компетентности как базовых понятий, отражающих подготовленность, образованность, общую и профессиональную культуру, воспитанность и другие показатели профессионально-личностного развития студента.

Компетентностный подход в образовании заложен в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, обеспечивающем дальнейшее развитие многоуровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда, формирующихся современных технологий и, как следствие, новых требований к выпускникам высших учебных заведений. Отличительными особенностями ФГОС ВПО 3-его поколения являются выраженный компетентностный характер и обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций.

Понятие профессиональной компетентности личности достаточно изучено в науке (В.А. Адольф, Л.И. Анциферова, В.В. Буткевич, И. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К.

Маркова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, В.К. Шаповалов и др.). Несмотря на достаточную разработанность проблематики компетентности в научной литературе, трактовка данного понятия остается неоднозначной. Следует отметить, что «компетентность» зачастую отождествляют с такими понятиями как осведомленность, подготовленность, готовность, авторитетность, что затрудняет определение содержания отдельных видов компетенций. Анализируя проблему компетентности, современные российские ученые, раскрывают ее содержание через призму деятельности и профессионального труда. Возможно именно по этой причине понятия «компетентность», «компетентность специалиста», «профессиональная компетентность» употребляются в исследованиях как синонимичные, так как все они, по существу, связаны со способностями человека, позволяющими выполнять ту или иную деятельность.

Для выполнения деятельности, профессиональных обязанностей и функций профессионального труда, человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями и навыками, сформированными как целостное личностное образование. Исходя из этого, компетентность может быть определена как наличие знаний и умение ими оперировать. Компетентность выступает специфической характеристикой индивида, определяющей его соответствие требованиям той или иной деятельности. Компетентность рассматривается и как базовый показатель образованности человека, дающий возможность найти свое место в мире, востребованность его личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание собственной значимости. Согласно точке зрения М. А. Чошанова, компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями. Кроме этого, компетентность предполагает гибкость и критичность мышления, способность выбирать оптимальные решения в профессиональных ситуациях [2]. Мы разделяем точку зрения Д.А.Иванова, К.Г. Митрофанова О.В. Соколовой, А.В. Хуторского, которые считают, что компетенция - это некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке, а компетентность - это уже состоявшееся личностное качество [3]. Следует согласиться также с мнением П.И. Пидкасистого в том, что компетентность - это способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т. е. кругом полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов (или за пределами этого круга), в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимыми информацией и практическим опытом [4].

Таким образом, компетентность выступает индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии, она тесным образом связана с готовностью личности к выполнению какой-либо деятельности. Модель профессионала строится как набор компетентностей (исследовательская, проектировочная, информационная, коммуникативная и пр.), определяющих его способность эффективно осуществлять реальную производственную деятельность. А компетенция - это некоторое заранее заданное требование к образовательной подготовке.

Компетентностный подход является в современной науке наиболее продуктивным для решения задач подготовки современного специалиста, так как в центре внимания при этом находится взаимосвязь ожиданий предстоящей профессиональной деятельности с функциональными характеристиками субъектов этой деятельности [5]. Качественный рост компетентности специалиста усиливает его конкурентоспособность, значимую в современных условиях, когда возрастает общественная потребность в инициативе, в творческом характере отношения к профессиональной деятельности.

Рассматривая проблему подготовки специалистов строительного профиля, мы придерживаемся точки зрения указанных авторов в определении профессиональной компетенции. Под профессиональной компетенцией инженеров-строителей мы понимаем способность выпускника строительного профиля применять знания основных научно-технических проблем и перспектив развития строительной науки, техники и технологии строительного дела, систем и методов проектирования, создания и эксплуатации строительных объектов, инженерных систем, материалов, изделий и конструкций, оборудования и технологических линий и др., для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, то есть кругом полномочий и профессиональных обязанностей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 «Строительство», квалификация «бакалавр» область их профессиональной деятельности включает: инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий; применение машин, оборудования и технологий для строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций. Учитывая всевозможные виды будущей профессиональной деятельности и профессиональные задачи в области изыскательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической, производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладоч-ной и сервисно-эксплуатационной деятельности, в стандарте выделено 8 групп общепрофессиональных компетенций и 15 групп компетенций в соответствии с указанными выше видами деятельности бакалавра. Формируются указанные виды компетенций в процессе изучения студентами дисциплин математического, естественнонаучного, общетехнического и профессионального циклов.

Каждая дисциплина формирует определенные профессиональные компетенции. Так, например, в процессе преподавания математических дисциплин следует обратить особое внимание на следующие группы ПК (профессиональных компетенций): использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2); владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимых для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК-3); владение математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК-18).

Анкетирование, проведенное на 1-2 курсе строительного факультета СевероКавказского федерального университета (в опросе приняло участие 35 студентов) показало, что возможность получения востребованной профессии и высокооплачиваемого места работы находится в представлениях студентов в одном ряду с такими ценностями, как благополучные семейные отношения и хорошее здоровье (95 % ответов). Из всего числа студентов, участвующих в констатирующем эксперименте, свою будущую профессию инженера-строителя выбрали по следующим причинам:

- как востребованную в современном обществе (58,3 %);

- по совету и примеру родителей, родственников (23,3 %);

- профессия нравится (8,3 %);

- дает возможность реализовать свои способности (3,3 %);

- затрудняются ответить (6,7 %).

Обращает внимание тот факт, что выбор профессии практически у всех студентов, за исключением 3,3 % (2 ответа), не ассоциируется с реализацией имеющихся способностей. Кроме того, оказалось, что только 46,6 % опрошенных студентов относительно правильно передают содержание понятий «интересы», «склонности», «способности», «компетенции». Остальные были не в состоянии дать верное определение или уклонялись от ответов.

Открытый вопрос «Чего вы ждете от будущей профессии?» показал, что студенты не ориентированы на реализацию в профессии собственных способностей, получения удовлетворенности от профессиональной деятельности и пр. Устремления студентов в отношении будущей профессии сугубо прагматичные, что характерно для современной жизни общества. Были получены следующие ответы: от будущей профессии я жду:

- хорошего дохода - 41,6 %;

- уверенности в завтрашнем дне - 20 %;

- карьерного роста - 16,6 %;

- престижа в обществе - 8,3 %

- интереса - 5 %;

- востребованности на рынке труда - 3,3 %;

Определенное затруднение вызвало у студентов задание закончить предложения. Было предложено 7 вариантов предложений, причем 70 % студентов смогли закончить только по четыре предложения из предложенных:

- Область профессиональной деятельности инженеров-строителей включает ...

- На современных инженеров-строителей возлагается задача ...

- К функциональным обязанностям инженеров-строителей относятся ...

- Инженеры-строители осуществляют следующие виды профессиональной деятельности.

- Инженер-строитель должен решать следующие задачи ...

- Современный инженер-строитель должен знать ...

- Современный инженер строитель должен уметь ...

Последние предложения были сформулированы уже в процессе анкетирования, так как фраза «Современный инженер-строитель должен владеть компетенциями .» вызывала затруднения практически у всех студентов. Анкетирование выявило недопонимание студентами понятия «компетенции», более понятны знания и умения, но чаще на интуитивном уровне.

Так как успех в выполнении профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений строительного профиля напрямую зависит от сформированности общепрофессиональных компетенций, умений применять полученные знания и практический опыт в конкретных условиях производственной деятельности, совершенствовать свои профессионально-личностные качества в соответствии с требованиями современного рынка труда, то уже с первого курса студенты должны быть знакомы со стандартом высшего профессионального образования по избранной специальности, осознанно понимать компетенции, которые должны быть сформированы к окончанию вуза, понимать роль и место каждой дисциплины в процессе получения образования.

Библиографический список

1. Кузьменко Н. В. Сравнительный анализ стандартизации высшего образования в России и Германии на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2009.

2. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие / М. А. Чошанов - М.: Народное образование, 1996.

3. Иванов Д. А., К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. -М.: АПК и ПРО, 2003.

4. Педагогика: учебное пособие / Под ред. проф. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.

5. Нещадим И. О., Лызь, Н. А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их отражение в конструкте «профессиональная компетентность» // Известия ТРТУ Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 1 (56).

Т.Р. Саноян

особенности показателей нравственности

молодежи русского и армянского этносов в этнокультурной среде

Ключевые слова: нравственность, русский этнос, армянский этнос, культура, среда, ценности, толерантность, эмпатия, этническая идентичность.

Актуальность данного исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями, происходящими на постсоветском пространстве и процессами глобализации. Современному обществу с его высоким уровнем развития инновационных процессов нужны люди не только с передовыми, перспективными взглядами, но и способные укреплять, развивать его гуманистическую направленность - сочувствовать и помогать другим. Отсюда повышенный интерес к активной, нравственной личности, проявляющей высокий уровень культуры (в том числе и этнической), адаптивной к складывающимся в обществе нормам и ценностям. Именно социально одобряемые ценности человека являются важным индикатором эффективности его включения в систему общественных связей и отношений.

Нравственность человека зависит от условий его социализации. Такие условия социализации личности как монокультурность, поликультурность среды с точки зрения нравственности нельзя оценивать однозначно: либо как позитивное, либо как негативное. С позиции здравого смысла каждое из них имеет свои преимущества и недостатки.

За последние годы у народов на постсоветском пространстве пробудился заметный интерес к своему историческому прошлому и национальной культуре. Вопрос «Кто Я?» приобретает особую значимость. Происходит осознание человеком своей причастности к определенной социальной группе (этносу). Э. Эриксон писал, что «нравственность

© Саноян Т.Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.