Научная статья на тему 'К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя'

К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1643
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE / CORE COMPETENCE / ENGINEER-CONSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преснухин К.В.

Структура профессиональной компетенции инженера строителя имеет сложный, многоуровневый характер, который определяется как совокупность не только профессиональных требований, но и требований макросреды. Профессиональная компетенция это определяющая компетенция, соответствующая по своему характеру и степени применяемости к данной специальности. Профессиональная компетентность инженера-строителя интегративное качество личности, включающее в себя совокупность деловых качеств и способностей специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Преснухин К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the definitions "Professional competence" of an engineer-constructor

The structure of professional competence of an engineer-constructor has a compound and multilevel character which is defined as a totality not only of professional demands but the requirements of the macro sphere. The professional competence is a definite competence in accordance with its character and degree of its application in this subject. The professional competences of the engineer-constructor is an integrate quality of a person which includes the totality of efficient qualities and abilities of a specialist having technical and economics knowledge.

Текст научной работы на тему «К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя»

Преснухин К.В.

К определению понятий "профессиональная компетентность" и "компетенция" инженера-строителя

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. в качестве основного требования к обновлению содержания образования выступает формирование профессиональной компетентности. Профессиональное образование определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, владеющего своей профессией. В связи с этим возникла проблема разработки новых подходов к реализации инновационных образовательных идей в ходе подготовки компетентного специалиста.

На современном этапе инженерно-техническое образование переживает сложный период. Это связано с тем, что произошел разрыв между качеством образовательной деятельности профессионально-технических учебных заведений по подготовке компетентных специалистов и реальными потребностями рынка труда. Большая часть вузов в процессе подготовки специалистов продолжает применять программы, средства и методы обучения, не в полной мере учитывающие происходящие изменения в рыночной экономике. В основном программы обучения выпускников вузов направлены на подготовку специалистов для государственного сектора экономики, при этом не всегда учитываются возрастающие потребности рынка труда в специалистах для частного сектора экономики.

Абитуриентам при поступлении в вузы предлагаются профессии, зачастую, очень узкие, невостребованные сегодня на рынке труда, особенно в частном секторе экономики, а также в государственных унитарных предприятиях, работающих по законам рыночной экономики. Кроме того, необходимо отметить, что в ходе обучения не всегда учитывается стремление студентов к получению профессиональных знаний, которые в дальнейшей практической деятельности могут создать основу для организации и ведения частного бизнеса и открытия собственного дела, что приводит к росту числа молодых специалистов, не имеющих возможности реализации себя по специальности.

Реформа образования призвана устранить имеющиеся недостатки. Важной составляющей этого процесса является уточнение имеющейся терминологии. Определение понятий является необходимым, но трудоёмким его элементом. В качестве примера рассмотрим понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция» инженера-строителя.

«Компетенция» (лат. competentia, от compete - совместно достигаю, добиваюсь; соответствую, подхожу) - совокупность полномочий прав и обязанностей органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или др. положениями [1], т. е. термин «компетенция» обозначает: круг полномочий должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает определенными познаниями и опытом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «компетенция» раскрывает

ISNN 1029-3388 Проблемы высшего образования

совокупность функциональных полномочий, прав и обязанностей, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

Термин «компетентность» (от латинского «competentes» (competentis) [1] означает «соответствующий», «способный», то есть пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению возложенных функций.

В словаре С.И. Ожегова [2] эти понятия определяются следующим образом:

1) компетенция - круг полномочий, область, подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений;

2) компетентность - осведомленность;

3) компетентный - являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе (в вопросе страхования), обладающий компетенцией;

4) готовность - согласие что-либо сделать (оценку риска), желание содействовать чему-нибудь (размещению риска).

В. А. Сластенин и Л. С. Подымова выделяют личностную и профессиональную компетентность, понимая последнее как единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, характеризующую профессионализм человека [4]. Данное понимание компетентности показывает взаимосвязь процесса становления будущего специалиста с внутренними детерминантами его возможной профессиональной самореализации в проявлении знаний и умений через готовность.

Понятия «готовность» и «компетентность» взаимосвязаны, их объёмы перекрываются. Компетентность личности включает три вида готовности к профессиональной деятельности: социальную, личностную и профессиональную, которые присутствуют во всех видах деятельности будущего специалиста.

Компетентность представляется нами как система, состоящая из отдельных блоков (компетенций), которая обладает внутренними и внешними связями. Свойства данной системы (компетентности) не сводятся к сумме свойств отдельных её элементов (компетенций), при этом присутствует некоторое интегративное качество, присущее только системе, которая определяет «компетентность» специалиста. Применительно к данному случаю, речь идет о создании в учебном процессе таких условий, когда педагогическая практика обучения на уровне формирования компетенций предъявляет определенные требования к организации подготовки будущего специалиста, т.е. высвечивает круг полномочий, а также круг вопросов, в которых инженер-строитель должен обладать профессиональными знаниями и опытом. Для этого в образовательном процессе должны быть сформированы определенные компетенции, требуемые для профессиональной деятельности. Вот тогда и возникает новое системное качество личности - компетентность. Следует отметить, что компетенция является структурным элементом компетентности. Поэтому образовательные компетенции можно рассматривать и как некоторые заданные требования к учебной деятельности по подготовке будущего специалиста.

Под компетенцией инженера мы будем понимать возможность устанавливать связи между знанием и возникающей ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Данное ключевое понятие рассматривается в контексте целей педагогической деятельности.

Термин «ключевые компетенции» будет рассматриваться как русский аналог английского «core competences» и «key skills», используемый в педагогической практике за рубежом. Овладение ключевыми компетенциями, как подчеркивалось на семинарах Совета Европы, актуально для становления гражданского общества и социализации молодёжи в любой стране. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которые необходимо формировать у будущего специалиста, к ним относятся следующие:

1. Политические и социальные компетенции.

2. Компетенции, касающиеся способности жить в многокультурном обществе.

3. Компетенции, касающиеся владения устными и письменными формами общения.

4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества.

5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной готовности к профессиональной, а также личной и общественной жизни [3].

К «ключевым» мы относим те компетенции, без которых невозможна, на наш взгляд, успешная работа инженера-строителя. Понятно, что при отсутствии критериев, по которым те или иные компетенции относятся к ключевым, у разных авторов будет получаться разный «набор» этих компетенций.

В современной научно-педагогической и технической литературе имеет место различное толкование основных терминов и понятий содержания теоретической основы подготовки специалистов с инженерным образованием. Например, в материалах Федерального Агентства по образованию и науке: «Стратегия модернизации содержания общего образования» среди образовательных компетенций выделяются следующие: «общие компетенции по разным дисциплинам» и «личные компетенции», «ключевые компетенции», а также «ключевые компетенции высокого уровня». При этом ставится задача «развития реальных компетенций», содержание которых еще предстоит определить. Можно констатировать, что все эти термины пока еще не получили своего окончательного стандарта и статуса для руководства при разработке ГОС, учебных планов, учебных программ [3].

Под ключевой компетенцией инженера мы будем понимать «определяющую» компетенцию, соответствующую наиболее широкому спектру специфики работы, т.е. наиболее универсальную по своему характеру и степени применимости в профессиональной деятельности.

Профессиональная (базовая) компетенция - это определяющая компетенция, соответствующая по своему характеру и степени применимости к данной специальности.

Для обеспечения вхождения выпускников высших учебных заведений в мировое образовательное пространство необходимо согласиться с подходом к оцениванию результатов образования, принятым в международной практике. Основу этого подхода составляют ключевые компетентности, которые должны быть положены в основу содержания современного образования.

Формирование компетентности связано с выполнением сложных практических задач, которые требуют не только определенных знаний и умений, но и определенных стратегий, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой. Понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций.

Кт 1029-3388

Проблемы высшего образования

Изучение современного состояния вопроса формирования компетентности показало, что процесс личностного становления специалистов в значительной мере зависит от содержания и организации информационно-технологической подготовки инженера-строителя. В этой связи возникает необходимость постоянного развития профессиональной компетентности в период обучения, переподготовки, повышения квалификации инженеров-строителей.

Отметим, что применение компетентностного подхода в образовании является инновационной педагогической теорией, претендующей на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования государством. Во всех научных материалах, посвященных компетентностному подходу, отражено, что компетентностный подход в образовании имеет инновационный характер. Компетентностная модель образованности специалиста соотносится с динамичным «открытым» обществом, в котором продуктом процессов социализации, обучения, общей и профессиональной подготовки к выполнению всего спектра жизненных функций должен стать ответственный специалист, готовый к осуществлению свободного гуманистически ориентированного выбора.

К настоящему времени в публикациях отечественных авторов по компетентностному подходу обозначена главная его цель - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений знаниевого образовательного пространства. Компетентностный подход реализуется в построении нового типа образовательных стандартов. В них отражены итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня, которые должны быть выражены в виде перечней компетенций (перевод всех основных образовательных стандартов с языка знаний на язык компетентностей).

Отметим, что компетентностный подход в Российском образовании обоснован следующими факторами [5]:

1. Обеспечение формирования обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволит говорить о более широком поле деятельности специалиста, что весьма важно для повышения мобильности молодых специалистов на рынке труда.

2. Сравнение различных образовательных программ именно по междисциплинарным блокам (модулям), а не по отдельным дисциплинам.

3. Возможности сравнения дипломов и степеней, выдаваемых отечественными и зарубежными вузами.

Вышеперечисленные факторы будут способствовать созданию единого рынка трудовых ресурсов на Евроазиатском континенте, что расширит возможности трудоустройства молодых специалистов - выпускников российских и зарубежных вузов.

В научных публикациях отечественных авторов справедливо отмечается, что компетентностный подход в образовании потребует изменения методов обеспечения качества и методов оценки обучения в техническом вузе. При этом образование «для трудоустройства» не должно рассматриваться в отрыве от образования и воспитания гражданина, от необходимости развития личности, привития общечеловеческих ценностей и формирования общественной ответственности.

В связи с высокими темпами промышленного и гражданского строительства и повышенными требованиями к качеству возводимых объектов инфраструктуры в нашей стране возросла потребность современного строительного производства в большом количестве профессионалов строительной индустрии, имеющих узкую специализацию и высокую квалификацию. Это потребовало изучения и создания необходимых условий

(в том числе и педагогических) в техническом вузе для формирования профессиональных компетенций будущего инженера-строителя в процессе изучения всех дисциплин учебного плана специальности. Формирование профессиональных компетенций инженера-строителя реализуется во всех учебных планах по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, поэтому мы их будем рассматривать как фундамент, системообразующий фактор профессионального образования.

На основании вышеизложенного мы пришли к следующему определению профессиональной компетентности специалиста строительного профиля. Профессиональная компетентность инженера-строителя - интегративное качество личности, включающее в себя совокупность деловых качеств и способностей специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, умениями и опытом, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных функций в соответствии с принятыми в обществе нормативами экономической деятельности. А также конкурентоспособного на рынке труда, имеющего сформированное мотивационно-ценностное отношение к избранной профессии, готового к профессиональному сотрудничеству, умеющего грамотно создавать свой положительный профессиональный имидж и способного к самосовершенствованию в избранной профессии.

Л

Литератур

1. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] / Media Group, с. 146.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов [Текст] /С.И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22 изд. - М.: Русский язык, 1990.

3. Рыжаков М.В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России [Текст] / М.В. Рыжаков //Тезисы докладов Международной конференции. «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы. - М.: МЦНТП, 1995.

4. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997. - 224 с.

5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - С. 20 - 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.