Научная статья на тему 'Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации'

Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багманов И. Р., Хабарова Н. Г.

The terms competent and competences penetrated into the sphere of education from labour sphere. Although their introduction faces some difficulties. The article reveals the difficulties of competence realization in the sphere of education. Among them are: the determination of professional education activity by external and internal factors as well; unsimplicity of interpretation of terms competent and competence in pedagogical literature; insufficient working out of the questions relating to the interaction with the production in the terms of creating the models of a specialist, the employers' participation in forming and realizing the contents of education, quality evaluation of competent specialists' preparation and the others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багманов И. Р., Хабарова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competent approach to the professional education: the problem of realization

The terms competent and competences penetrated into the sphere of education from labour sphere. Although their introduction faces some difficulties. The article reveals the difficulties of competence realization in the sphere of education. Among them are: the determination of professional education activity by external and internal factors as well; unsimplicity of interpretation of terms competent and competence in pedagogical literature; insufficient working out of the questions relating to the interaction with the production in the terms of creating the models of a specialist, the employers' participation in forming and realizing the contents of education, quality evaluation of competent specialists' preparation and the others.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации»

В ответ на вызовы экономики знаний в педагогической науке формируется новое направление, связанное с введением системы экономических стимулов развития профессионального образования. Переход к экономическому стимулированию как основному методу управления средним профессиональным образованием является закономерным этапом развития рыночных отношений.

Литература:

1. Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы формирования и развития системы среднего профессионального образования на региональном уровне. - Реферат докт. дисс.-М.2003, 43с.

2. Мухаметзянова Г.В. Кластеры в профессиональном образовании. Опыт Татарстана.-М.2008.

3. Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования.-М.,2007.- с. 242.

4. Гаськов В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. - Женева - Москва, 2000. - с.86.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ПРОБЛЕМА

РЕАЛИЗАЦИИ

И.Р. Багманов, директор ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум», Email: apoliteh@bk.ru, Н.Г. Хабарова, зам. директора по экономическим вопросам, к.п.н. ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум» г.Альметьевск E-mail: habarova.n. g@almetpt.ru

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция

Сегодня одной из актуальных является проблема отставания системы профессионального образования от уровня развития производства, несоответствия уровня развития образования, качества подготовки специалистов потребностям экономики.

Решение этой проблемы, вывод системы профессионального образования на качественно новый уровень многие педагоги, как теоретики, так и практики, связывают с компетентностным подходом к профессиональному образованию, с понятиями «компетентность», «компетенции». Сегодня эти понятия красной нитью проходят через сферу труда (профессиональный стандарт, компетентный специалист, компетентностная модель специалиста и т.д.) и сферу образования (базовые, ключевые, сквозные и др. компетенции, компетентностный подход к профессиональному образованию, модульно-компетентностная технология обучения и т.д.).

Исследователями С.Е. Шишовым и В.А. Кальней [1] называется ряд факторов, обуславливающих введение в профессиональное образование компетенций: экономическая неопределенность, оказывающая влияние на необходимость непрерывного повышения уровня образовательной квалификации; изменение организационной структуры производства, ведущее к широкому распространению антропоцентрической системы производства; децентрализация процесса принятия решений, вызывающая необходимость наличия у работников способностей работать самостоятельно, анализировать сложные ситуации и принимать ответственные решения; широкое внедрение компьютерных технологий, замена конвейерно-монтажного производства гибким управляемым компьютером; наличие многих языков и культур, что предполагает основательную подготовку и владение двумя-тремя иностранными языками.

В связи с предстоящим введением новых государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит компетентностный подход, сегодня многие учреждения среднего профессионального образования (СПО), в том числе и наш Альметьевский политехнический техникум, в число направлений своей деятельности включают:

- консолидацию интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов в направлении ускоренного перехода на компетентностый подход в образовании;

- координацию работ педагогических работников на развитие ключевых и сквозных компетенций;

- обучение и переквалификацию преподавательского состава для работы на основе компетенций, подготовку к работе в соответствии с международными стандартами Б8БЬ;

- формирование общедоступного банка ресурсов учебного назначения, направленных на формирование и развитие компетенций педагогов и студентов.

Однако, на наш взгляд, реализовать эти направления учебным заведениям системы СПО будет непросто, в силу ряда причин.

Во-первых, современные условия педагогической деятельности в профессиональном обучении твердо оговариваются социальным заказом, определяются потенциальной емкостью рынка труда и обуславливаются многочисленными, слабо изменяющимися факторами потенциальных возможностей образовательной системы, а также запросами студентов, потребностями общества и производства. То есть деятельность системы профессионального образования ограничена как внешними, так и внутренними детерминантами и ей может оказаться не под силу реализовать обозначенные выше направления.

Во-вторых, в педагогической литературе предлагаются и обсуждаются различные виды компетентностей и компетенций, в которых педагогам-практикам довольно трудно ориентироваться, а сами понятия «компетентность» и «компетенция» понимаются неоднозначно. Например, встречаются такие трактовки понятия «компетентность», как:

- совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е.П. Тонконогая и др.);

- комбинация личностных качеств и свойств (Л.М. Митина);

- проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Г. Браже, Е.А. Соколовкая);

- комплекс профессиональных знаний и профессионально значимых личностных качеств (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин и др.);

- объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи (Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд) и другие.

Среди различных видов компетентности и компетенций наиболее важную роль в становлении специалиста играют профессиональная компетентность и профессиональная компетенция.

Под профессиональной компетентностью специалиста мы понимаем интегральную характеристику личности специалиста, отражающую уровень профессионально значимых знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для выполнения им должностных функций. С точки зрения работодателя профессиональная компетенция - это все то, что должен уметь делать работник на его предприятии, т.е. - это характеристика (описание) должности.

В педагогической литературе обсуждаются различные подходы к структурированию профессиональной компетенции. Мы придерживаемся подхода, принятого в «Энциклопедии профессионального образования» [2, т.1, с.454]. В соответствии с указанным подходом профессиональная компетенция основывается на: 1) профессиональных качествах работника (профессиональные знания, умения, навыки как опыт деятельности); 2) социально-коммуникативных способностях; 3) индивидуальных способностях, обеспечивающих самостоятельность профессиональной деятельности.

Опираясь на вышеопределенные трактовки понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», можно сказать, что, например, профессиональные компетенции выпускника по специальности 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений основываются:

- на таких профессиональных качествах личности техника-строителя, как: умение анализировать трудовой и технологический процессы; анализировать техническую документацию, задания; безошибочно выполнять и координировать операции трудового процесса; создавать профессионально значимую информацию, касающуюся состояния объектов деятельности; прогнозировать появление и развитие нештатных ситуаций; обеспечивать безопасность выполнения работ; соблюдать технологические требования; осваивать дополнительные квалификации; обладать высоким уровнем культуры и организации трудового процесса; не допускать поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией; не допускать брака; своевременно устранять отклонения, возникающие в технологическом процессе; выполнять рекомендации, нормы и требования, касающиеся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов;

- на следующих социально-коммуникативных способностях, пронизывающих коллективный трудовой процесс: способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

умение эффективно работать в составе группы; психологическая совместимость как способность к адаптации к различным темпераментам и характерам; способность установления горизонтальных и вертикальных контактов; искреннее уважение к труду других; способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность; владение поликультурными навыками; способность разрешать конфликты; способность организовывать работу группы; способность пользоваться различными средствами связи;

- на таких индивидуальных способностях, как: умение рассуждать и оценивать; творческий характер мышления; проявление инициативы; способность принятия ответственности; способность управления собой и другими; выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений; выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения; умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии; способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других; понимание взаимосвязей данной работы с другими; принятие рациональных решений в критической ситуации; уровень культуры и организации трудового процесса.

Каждая профессиональная компетенция, в свою очередь, определяется своим видом профессиональной деятельности. Например, для техника-строителя это:

- производственно - технологическая компетенция - осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с проектом, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов и сроками сдачи объектов; контролирование технологической последовательности производства строительно-монтажных работ; устранение нарушений технологий и обеспечение качества строительно-монтажных работ; соблюдение требований техники безопасности и охраны труда на строительных объектах;

- организационно - управленческая компетенция - организация работы коллектива исполнителей (участка, бригады); планирование и организация строительно-монтажных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях (в районах с особыми геофизическими условиями); осуществление контроля выполнения работ; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на строительстве;

- эксплуатационная компетенция - осуществление мероприятий по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений; проведение осмотров и контроль параметров эксплуатационной пригодности и диагностики повреждений зданий и сооружений; организация ремонта и замены конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Названные компетенции характерны для представителей таких должностей, как бригадир, прораб, мастер строительного участка. Это - первые должности, которые в большинстве занимают выпускники строительного профиля.

В-третьих, к трудностям реализации инноваций, связанных с компетентностью и компетенциями в учреждениях СПО, относится недостаточная проработка вопросов, относящихся

к взаимодействию с производством в вопросах создания моделей специалиста, участия работодателей в формировании и реализации содержания обучения, оценки качества подготовки компетентных специалистов.

Например, сегодня отсутствуют профессиональные стандарты, нет компетентностных моделей специалиста. Причем нужны новые модели специалиста, отличные от имеющихся квалификационных характеристик. Так, при разработке структуры и содержания компетентностной модели специалиста, на наш взгляд, следует учесть инфраструктуру, условия, возможные ситуации профессиональной деятельности, а не только профессионально значимые личные качества специалиста и систему опыта, знаний и умений, с чем обычно и ассоциируются компетентность и компетенции.

И конечно, немало трудностей возникает из-за отсутствия компетентностного учебно-методического обеспечения, в том числе учебников, учебных и методических пособий, задачников, учебно-программной документации и других необходимых нормативных материалов.

Требуется разработать и технологии формирования компетенций и компетентности, включая концептуальные основы, содержательную и процессуальную части, взаимообусловленные и взаимосвязанные между собой.

Преодоление вышеназванных трудностей и внедрение компетентности и компетенций в систему СПО позволит, на наш взгляд, сформировать у наших студентов представление о строительном производстве как о непрерывно меняющемся организме, требующем от техника-строителя высокой степени мобильности, компетентности, готовности к постоянному движению и самосовершенствованию.

Литература:

1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / Пед. о-во России. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

2. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева.- М.,1999.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Ю.Ю. Дергачева, ассистент кафедры информатизации образования и методики информатики. Рязанский государственный университет (РГУ) имени С.А. Есенина Е-таП: yu.dergacheva@rsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.