Научная статья на тему 'Коммуникативная культура «Городских» и «Сельских» студентов'

Коммуникативная культура «Городских» и «Сельских» студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура «Городских» и «Сельских» студентов»

Л. АУХАДЕЕВА, доцент Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

В условиях модернизации профессионального образования особое внимание уделяется повышению качества педагогического образования. Педагог, учитель, преподаватель - главное действующее лицо каждого образовательно-воспитательного учреждения. Обязательным условием эффективного функционирования любой педагогической системы является коммуникативная культура педагога, обеспечивающая продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Поэтому целенаправленное формирование культуры коммуникативной деятельности является важнейшей составляющей профессиональной подготовки и обязательным условием профессионально-личностного развития будущего учителя.

Коммуникативная культура формируется в конкретной социальной и экономической среде, имеющей специфические национально-этнические характеристики и своеобразный менталитет населения. В процессе социализации эти особенности превращаются в индивидуально-личностные характеристики коммуникативной культуры.

Нами исследовано реальное состояние коммуникативной культуры студентов педагогического вуза - выходцев из города и села.

Определены показатели коммуникативной культуры и факторы, влияющие на ее становление и развитие, выявлены уровни и степень их взаимосвязи, взаимозависимости.

На основе анализа данных научной литературы и экспертных оценок преподавателей, учителей, студентов были выделены пять значимых показателей коммуникативной культуры: коммуникативные и организаторские способности (У1,2), общитель-

Коммуникативная культура «городских» и «сельских» студентов

ность (У3), интегративные коммуникативные умения (У4), культура речи (У5). Давалась и суммарная оценка коммуникативной культуры по всем ее показателям (УС).

Наряду с этим были рассмотрены 20 факторов, влияющих на становление и развитие коммуникативной культуры и характеризующих социальное окружение, условия коммуникативной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности будущего специалиста. Среди них: состав семьи (Х1), интенсивность общения в семье и с родственниками (Х2), образование родителей (Х3), количество друзей (Х4), интенсивность общения с друзьями (Х5), доброжелательность в отношениях (Х6), удовлетворенность отношениями (Х7), толерантность (Х8), отношение к учебе (Х9), успеваемость в вузе (Х10), уровень познания самого себя (Х11), интенсивность влияния социума (через систему образования) (Х12), уровень речевого развития (Х13), осознанность выбора профессии (Х14), успеваемость в школе (Х15), наличие и уровень владения компьютером (Х16), наличие домашней библиотеки (Х17), состояние здоровья (Х18), темперамент (Х19), занятия самовоспитанием и самообразованием (X20).

Для обработки полученных данных применен метод многофакторного математического анализа - определения уровней связи между показателями коммуникативной культуры и факторами, влияющими на них, на основе расчетов коэффициентов корреляции. Показатели коммуникативной культуры рассматривались как зависимые переменные, а факторы, влияющие на них, - как независимые переменные. Математический анализ осуществлялся с помощью пакета прикладных программ SPSS 8.0. Анализировались данные, полученные в ре-

зультате изучения коммуникативной культуры 400 студентов 1-5-го курсов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета - «сельских» и «городских».

Ставились задачи определить: уровень взаимосвязи между показателями и ихзна-чимость в характеристике коммуникативной культуры, уровень влияния на показатели выделенных факторов, уровень взаимосвязи факторов между собой и степень ихвлияния на становление и развитие коммуникативной культуры.

На первом этапе анализировались уровни связи показателей между собой и с их суммарным показателем. Это позволяет определить, в какой степени каждый из показателей связан с другими, объединяет их и оказывает влияние на общую характеристику коммуникативной культуры.

Анализ показал, что в исследуемых группах показатели коммуникативной культуры обнаруживают в основном связи, определяемые по общепринятым критериям математической статистики как «заметные » (4-й уровень), реже - «сильные » (5-й уровень) или «умеренные» (3-й уровень).

Распределение показателей коммуникативной культуры по силе их корреляции между собой имеет определенные сходства и некоторые различия при сравнении данных «городских» и «сельских» студентов (табл. 1).

зателем и с каждым отдельным показателем коммуникативной культуры у студентов из города и из села. Следовательно, этот показатель оказывает наибольшее влияние и на отдельные показатели, и на коммуникативную культуру в целом. Он может рассматриваться как наиболее значимый, центральный, объединяющий все остальные показатели коммуникативной культуры. Культура речи у всех студентов оказывает наименьшее влияние на коммуникативную культуру в целом, что особенно выражено у студентов из села. Остальные показатели отличаются по уровню связей между собой: для городских студентов более значимы коммуникативные и организаторские способности, а для сельских - организаторские способности и общительность.

На следующем этапе исследования проводился анализ уровней связей между показателями коммуникативной культуры и факторами, влияющими на отдельные показатели и коммуникативную культуру в целом.

Общий обзор данных показал самые различные по уровню связи между показателями коммуникативной культуры и факторами - от статистически определяемых как «отсутствие связи» (1-й уровень), до «сильных» (5-й уровень). Причем случаев «отсутствия связей» или «связей слабых» (1-й и 2-й уровни) значительно меньше, чем связей более выраженных - «заметных» или «сильных» (4-й и 5-й уровни). Это ха-

Таблица 1

Порядковое распределение (№) показателей коммуникативной культуры по уровню их _корреляции между собой_

№ Показатели коммуникативной культуры (совпадающие выделены курсивом)

Городские студенты Сельские студенты

1 Интегративные коммуникативные умения Интегративные коммуникативные умения

2 Коммуникативные способности Организаторские способности

3 Организаторские способности Общительность

4 Общительность Коммуникативные способности

5 Культура речи Культура речи

Интегративные коммуникативные рактерно и для городских, и для сельских умения являются самым значимым показа- студентов.

телем по уровню связи с суммарным пока- Результаты анализа по определению

степени влияния всей совокупности факторов на каждый из показателей обнаружили одинаковое порядковое распределение у городских и сельских студентов (табл. 2).

Таким образом, среди пяти отдельных показателей коммуникативной культуры больше всего со всей совокупностью рассматриваемых факторов связаны интегра-тивные коммуникативные умения. Следовательно, и на этом этапе исследования данный показатель оказался наиболее значимым и может использоваться в качестве индикатора становления и развития коммуникативной культуры в дальнейших исследованиях.

Значительное влияние рассмотренная совокупность факторов оказывает на общительность, организаторские и коммуникативные способности и наименьшее - на культуру речи.

Далее был проведен анализ связей между индивидуально-психологическими особенностями личности студентов, условиями и особенностями их социального окружения.

Обнаружено, что взаимоотношения между факторами, влияющими на станов-

ление и развитие коммуникативной культуры будущего учителя, имеют самый различный уровень математической корреляции - от «отсутствия связей» (1-й уровень связи) до связей, статистически определя-

емых как «сильные » (5-й уровень). Причем случаев «отсутствия связей » или связей «слабых» (1-й и 2-й уровни) значительно меньше, чем связей «умеренных», «заметных» или «сильных» (3, 4, 5-й уровни). Это дает основание считать, что подавляющее большинство факторов оказывают достаточно выраженное влияние на становление и развитие коммуникативной культуры.

Анализ и обсуждение отношений каждого фактора с другими факторами представляет большой интерес, однако в рамках одной данной статьи сделать это не представляется возможным. Поэтому данные корреляционных матриц о степени влияния каждого фактора на другие факторы и на всю совокупность факторов мы даем в виде обобщенного анализа в таблице 3, где факторы представлены в порядке уменьшения суммарного значения уровней взаимосвязи каждого фактора с другими факторами.

Сразу бросается в глаза значительное

Таблица 3

Порядковое распределение факторов по уровню связи между собой у студентов из города (Г) и села (С)

Факторы, влияющие на показатели коммуникативной культуры - Х

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Порядковые номе ра (занимаемые места)

Г 11 7 4 3 6 6 3 14 11 10 8 2 1 5 7 15 9 14 11 7

С 12 2 5 4 4 8 1 13 12 10 7 4 2 3 4 15 6 14 9 5

Таблица 2

Порядковое распределение (№) показателей коммуникативной культуры по уровню их связи со всей совокупностью влияющих на них факторов

№ Показатели коммуникативной культуры

Городские студенты Сельские студенты

1 Интегративные коммуникативные умения Интегративные коммуникативные умения

2 Общительность Общительность

3 Организаторские способности Организаторские способности

4 Коммуникативные способности Коммуникативные способности

5 Культура речи Культура речи

различие в порядке расположения факторов у студентов из города и села. Это говорит о том, что значительное число факторов у городской и сельской молодежи не совпадает по уровню взаимных корреляций. Примеры несовпадения чрезвычайно интересны. Например, фактор интенсивности общения в кругу семьи и родственников (Х2) у сельских студентов является очень значимым (2-е место), а у городских студентов он занимает только 7-е место. Другой интересный пример: фактор доброжелательности отношений (Х6) у студентов из города находится в группе основных факторов, а у студентов из села - в группе вспомогательных. Все это, конечно, требует углубленного изучения на индивидуально-личностном уровне.

Большой интерес представляют факторы с сильными связями. У городских студентов - это связи между факторами образования родителей и уровня речевого развития; доброжелательности и удовлетворенности отношениями; количества друзей и интенсивности общения с друзьями. Такие же сильные связи между интенсивностью общения с друзьями и удовлетворенностью отношениями; доброжелательностью и удовлетворенностью отношениями; интенсивностью влияния социума и уровнем речевого развития; уровнем речевого развития и успеваемостью в школе; осознанностью выбора профессии и успеваемостью в школе. Особое значение для данной совокупности имеют факторы, обнаружившие по две сильные связи: это интенсивность общения с друзьями, уровень речевого развития, успеваемость в школе. Кроме того, в данной выборке обнаружен фактор, имеющий три сильные связи: это уровень речевого развития, имеющий связи 5-го уровня с факторами образования родителей, интенсивности влияния социума и успеваемости в школе.

У студентов из сельских районов обнаружено меньшее количество факторов с сильными связями: это количество друзей и интенсивность общения с друзьями, уро-

вень речевого развития и успеваемость в школе. Они совпадают с данными городских студентов. Среди факторов, имеющих две сильные связи, - образование родителей и успеваемость в школе.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы не только о влиянии каждого фактора на показатели, но и выделить наиболее значимые, а также определить место каждого в иерархии факторов, влияющих на становление и развитие коммуникативной культуры будущего учителя (табл. 4).

Показательно, что во всех выделенных группах наблюдается большое количество факторов, одинаково значимых для становления коммуникативной культуры городских и сельских студентов. Это позволяет считать, что данная совокупность факторов, взятых для исследования, является необходимой и достаточной для характеристики условий формирования коммуникативной культуры будущих педагогов.

Обобщая результаты третьего этапа исследования, можно сделать выводы о том, что все факторы, характеризующие социальное окружение, условия коммуникативной деятельности и индивидуально-психологические особенности личности будущего специалиста, имеют определенные связи между собой. По степени влияния факторов на становление и развитие коммуникативной культуры можно выделить: ведущие и основные факторы, имеющие сильные и заметные связи с другими факторами; вспомогательные факторы - с заметными и умеренными связями и группу дополнительных факторов с умеренными, слабыми или отсутствующими связями. Ведущие, основные и вспомогательные факторы представляют собой наиболее значимые индивидуально-психологические особенности личности студентов, условия и особенности их социального окружения и коммуникативной деятельности, воздействуя на которые можно совершенствовать технологию формирования культуры коммуникативной деятельности будущего учителя и повышать качество его профессиональной

Таблица 4

Иерархия факторов, влияющих на формирование коммуникативной культуры студентов, поступивших на учебу в педагогический вуз из городов и сельских районов

(совпадающие факторы выделены курсивом)

Городские студенты | Сельские студенты

Ведущие

Уровень речевого развития, интенсивность влияния социума (через систему образования) Удовлетворенность отношениями, интенсивность общения в семье и с родственниками, уровень речевого развития

Основные

Количество друзей, удовлетворенность отношениями, образование родителей, осознанность выбора профессии, интенсивность общения с друзьями, доброжелательность в отношениях, интенсивность общения в семье, успеваемость в школе, самовоспитание и самообразование, уровень познания самого себя, наличие домашней библиотеки Осознанность выбора профессии, количество друзей, интенсивность общения с друзьями, интенсивность влияния социума, успеваемость в школе, образование родителей, самовоспитание и самообразование, наличие домашней библиотеки, уровень познания самого себя

Вспомогательные

Успеваемость в вузе, отношение к учебе, темперамент, состав семьи Доброжелательность в отношениях, темперамент, успеваемость в вузе, состав семьи

Дополнительные

Состояние здоровья, толерантность, наличие компьютера и уровень владения им Отношение к учебе, толерантность, состояние здоровья, наличие компьютера

подготовки. Дополнительные факторы могут учитываться в конкретных индивидуальных случаях.

Таким образом, в проведенном исследовании обнаружены конкретные зависимости между выделенными показателями и факторами коммуникативной культуры как статистически (математически) значимые.

Факторы, характеризующие индивидуально-психологические особенности личности студентов, их коммуникативную деятельность и социальное окружение, по-разному влияют на становление и развитие их коммуникативной культу-

ры. Это зависит от того, в каких регионах Республики Татарстан они жили и воспитывались до поступления в университет.

Полученные результаты имеют большое практическое значение для совершенствования технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя, индивидуализации и дифференциации этого процесса, а также для учителей городских и сельских школ. Кроме того, они могут быть использованы для исследований данной проблемы в других регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.