УДК 378.14.015.62:376.112.4
ВАРИАТИВНОСТЬ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
© 2019 С. А. Игнатьева
канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: saigna2013@ yandex. ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье освещены вопросы содержания и структуры коммуникативной культуры учителя, значимости владения коммуникативной культурой для успешной профессиональной деятельности учителя-логопеда. Представлены организация и результаты психолого-педагогической диагностики уровней сформированности коммуникативной культуры студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование (профиль Логопедия).
Ключевые слова: коммуникативная культура, будущий учитель-логопед, критерии сформированности коммуникативной культуры, модель профессионализма учителя-логопеда.
В условиях модернизации системы образования проблема качества профессиональной подготовки педагогов, формирования личности будущего учителя с высоким уровнем общей и педагогической культуры приобретает особую значимость. Важной составляющей культуры человека, основой гуманистического типа педагогической культуры, сердцевиной профессионализма педагога является коммуникативная культура (КК).
В качестве основных компонентов коммуникативной культуры личности выделяют: творческое мышление, культуру речи, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональную регуляцию, культуру невербальных средств общения, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, культуру эмоций и пр. Критериями коммуникативной культуры являются ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству и др. [Руденский 2000].
А.В. Мудрик рассматривает коммуникативную культуру как компонент профессиональной культуры личности специалиста, включающую систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. В структуре коммуникативной культуры А.В. Мудрик выделяет: психологические особенности личности (общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности, саморегуляцию); особенности мышления (открытость, гибкость, нестандартность); социальные установки, обуславливающие интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не к его результату [Мудрик 2001].
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам формирования коммуникативной культуры студентов вузов в системе их профессиональной подготовки (Л.А. Аухадеева, И.В. Гришняева, С.В. Знаменская, И.А. Мазаева, Н.О. Митрова, В.П. Сморчкова, Ю.В. Ушачева, Е.А. Шумилова и др.).
В связи с тенденцией постоянного роста численности детей с отклонениями в речевом развитии, учитывая интеграционные процессы в системе общего образования, актуальной является проблема повышения качества профессиональной подготовки
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учителей-логопедов в вузе.
Факторами, оказывающими влияние на профессиональное становление будущего учителя-логопеда, являются: уровень допрофессиональной подготовки студентов, система личностных ценностей, мотивация обучения, готовность к обучению в вузе; уровень организации социально-культурной среды вуза, стиль взаимоотношений преподавателей и студентов; необходимость развития определенных личностных качеств студентов как профессионально значимых.
С позиций компетентностного подхода в модели профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд, должны быть представлены:
- педагогическая компетентность (высокая общая и нравственно-эстетическая культура, педагогический гуманизм; эмпатия; педагогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);
- методологическая компетентность (понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательного процесса);
- инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами выявления, коррекции и профилактики нарушений речевого развития у детей, подростков и взрослых);
- интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности);
- коммуникативная компетентность (владение вербальными и невербальными средствами общения, навыками социальной перцепции и межличностного взаимодействия, соблюдение социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения) [Игнатьева 2004].
Высокий уровень развития коммуникативной культуры является инструментом коррекционно-педагогического воздействия и обязательным условием профессионализма учителя-логопеда, условием и результатом личностного и профессионального роста. От уровня развития коммуникативной культуры, от умений и навыков социального взаимодействия учителя-логопеда во многом зависит успешность профессионально-педагогического общения с детьми и подростками с нарушениями речи, их родителями, коллегами, администрацией, и в целом -результативность профессиональной деятельности и удовлетворенность ею.
Коммуникативная направленность прослеживается на всех этапах профессиональной деятельности учителя-логопеда (логопедическое обследование, организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания, консультирование родителей, педагогов, профилактическая и просветительская деятельность и др.).
С целью развития коммуникативной культуры как важного компонента профессионализма будущих учителей-логопедов нами разработан и в течение 15 лет реализуется на дефектологическом факультете Курского государственного университета учебный курс «Коммуникативная культура учителя-логопеда». Программа курса предполагает формирование у студентов представлений и практических умений в области педагогического общения, психотехники общения, структуры, видов и правил речевого общения, невербальных средств общения, культуры коммуникативного поведения учителя-логопеда, эффективного использования вербальных и невербальных средств общения в педагогическом взаимодействии.
Содержание теоретического и практического материала учебного курса (контрольные, тестовые, тренировочные задания, самотестирование) ориентировано на оказание помощи будущим учителям-логопедам в оценке собственной коммуникативной компетентности, в овладении ими механизмами совершенствования
Игнатьева С. А. Вариативность уровней сформированности коммуникативной культуры будущих учителей - логопедов
собственной коммуникативной культуры [Игнатьева 2004].
Перед будущими учителями-логопедами стоят две задачи: развития собственной коммуникативной культуры и овладения технологиями формирования коммуникативной компетентности у лиц с речевыми нарушениями.
Критериями сформированности основных компонентов коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов являлись:
- когнитивный компонент, который предполагает владение лингвистическими и коммуникативными знаниями, необходимыми для целенаправленной речевой деятельности, адекватного решения коммуникативной задачи с учетом условий коммуникации, особенностей общающихся;
- деятельностный компонент, предполагающий полноценное владение коммуникативными умениями в условиях конструктивного взаимодействия, возможность их эффективного применения в непосредственной коммуникативно-речевой деятельности;
- эмоционально-личностный компонент, который связан с проявлением личностных структур сознания в речевой деятельности, влиянием на отбор вербальных и невербальных средств общения, стиль речевого высказывания, возможность декодировать интонационно-экспрессивную сторону речи и др.
Методика диагностирования обучающихся на разных курсах и формах обучения (всего 102 студента) проводилась нами по линии выявления динамических характеристик степени выраженности и направленности структурных компонентов коммуникативной культуры и уровней ее сформированности в целом и осуществлялась с помощью комплекса методов: наблюдения, беседы, экспертной оценки, тестирования, самотестирования. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки составлялся банк коммуникативных достижений отдельного студента и группы в целом.
Индивидуальная диагностика уровней сформированности компонентов КК будущих учителей-логопедов проводилась с использованием комплекса психодиагностических методик [Фетискин, Козлов 2002]:
- когнитивный компонент КК: 1) «Состояние мотивационной сферы» А. Реана;
2) «Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
3) «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком» И.И. Рыдановой;
- деятельностный компонент КК: 1) «Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В.В. Синявского, Б.А. Федоришина; 2) «Техника общения» Н.Д. Творогова; 3) «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского; 4) «Навыки слушания» В. Маклени; 6) «Владение невербальными компонентами в процессе общения» В.А. Лабунской;
- эмоционально-личностный компонент КК: 1) «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя); 2) «Диагностика доброжелательности» (по шкале Кэмпбелла);
3) «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко,
4) «Уровень коммуникативного самоконтроля в общении» М. Снайдера; 5) «Уровень личностной тревожности» И. Тейлор.
Результаты диагностики уровней сформированности коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов представлены на рисунке.
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
к)
4 курс ДО (бак)
сред...
низк...
4 курс ОЗО (бак)
Уровни сформированности коммуникативной культуры будущих учителей-
логопедов
Как видно из рисунка, более высокие уровневые показатели владения коммуникативной культурой были отмечены у студентов 4 курса дневного и заочного обучения, которые прослушали специальный учебный курс «Коммуникативная культура учителя-логопеда».
Коммуникативная культура учителя-логопеда совершенствуется и способствует изменению коммуникативной личности в процессе вузовского обучения, а в дальнейшем при освоении различных форм профессионально-коммуникативной деятельности в процессе практической работы, овладении деонтологическими, коммуникативными нормами и ценностями профессионального сообщества.
Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда: учеб. пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. 160 с.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. М.: Пед. об-во России, 2001. 319 с.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. 224 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
Библиографический список
490 с.