138
сти, широкую популярность сегодня приобретают мультимедийные сценарии воспитательных мероприятий (например: "Наведение порядка внутри себя", "Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе", "Свобода сына - кошмар для отца?", "Надежда умирает последней", "Воплощение добра и зла в жизни людей", "В поисках смысла жизни", "Подвиг неподвластен времени", "Славные страницы военной истории", "Сыны Отечества" и пр.
Практика показывает, что высокий интерес студенты проявляют к компьютерным презентационным проектам и мероприятиям. В качестве примера можно привести следующие компьютерные презентации: "Вернисаж", "Красота спасет мир", "Мой город Ставрополь", "Нас Муза посетила!", "Умозрение в красках", "Художница Природа", "Путешествие в страну здоровья", "Суд над сигаретой", "Здоровье - мудрых гонорар", "Полезные привычки", "Сочи-2014 -на старт!", "Биржа", "Экономика в наших руках", "Судебная риторика", "Молодая семья", "Помогите, семейный психолог!", "Этика профессионального общения" и др.
Актуальным в социализации личности является волонтерское движение. Сегодня в образовательных учреждениях нашего края успешно используются, созданные членами волонтерских групп мультимедийные материалы разной направленности: "Ставрополь -город без наркотиков", "Познай себя", "Все различны - все равны", "Похождения юного курильщика", "Диалог на тему...", "Выбор за тобой", "Протяни руку сверстнику", "Моя дорога успеха" и др.
В заключение необходимо отметить, что воспитательная система в высшем образовательном учреждении - это сложный и многогранный процесс, охватывающий всех субъек-
тов образовательного пространства, который основан на единстве интересов, интеграции целей и задач, инновационных подходов, содержания и вариативных технологий организации системообразующих видов деятельности. При этом от преподавателей, как ведущих субъектов этого процесса, и от студентов требуется наличие высокой гуманистической культуры, ответственной зависимости, готовности к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.
При этом необходимо использовать как традиционные методы воспитательного воздействия и взаимодействия, так и инновационные. Инновации в воспитании - это целенаправленные изменения, вносящие в воспитательную систему новые элементы, вызывающие ее переход из одного состояния в другое, более совершенное качественное состояние. В настоящее время в вузах нашей страны, в нашем регионе уже накоплен успешный опыт сотрудничества преподавателей и студентов, включающий совокупность разнообразных инновационных системообразующих видов воспитательной деятельности, многие из которых уже воспринимаются традиционные.
Примечание:
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2008. - 336 с.
2. Беляев A.B., Соколова И.Ю., Подгребельная Н.И., Сиволобо-ва H.A. и др. Инновационные психолого-педагогические технологии организации воспитательной работы в образовательных учреждениях (школы, сузы, вузы) // Программы по организации и управлению инновационными формами проведения занятий: сборник учебно-методических трудов / ред. кол.: A.B. Беляев, H.A. Сиволобова; СГУ. - Ставрополь: Литера, 2009.-188 с.
THE DEVELOPMENT OF REFLECTION AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURETEACHERS-SPEECH THERAPISTS
Romanenko Anastasia Alexeevna, Assistant Professor, Chair of Psychology, Stav-ropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: ar0203@mail.ru
The article highlights the issues associated with the development of^personal reflec-these future teachers-speech therapists. Reflection is seen as a necessary condition of professional competence of future specialists in the field of PE-teacher activities. Keywords: correction; personality; speech therapist; teacher; professional activity; reflection; specialist.
УДК 159.955.4 РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАКУСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
© РоманенкоА.А., 2014 В статье освещаются вопросы, связанные с развитием личностной рефлексии
будущихучителей-логопедов. Рефлексия рассматривается как необходимое уело-
eue профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере педагогической деятельности.
Ключевые слова:коррекция;личностные качества;логопед;педагог; профессиональная деятельность; рефлексия; специалист.
Известно, что изучение и развитие профессионально-значимых личностных характеристик преподавателя необходимо для определения оптимальных способов действий в педагогической профессии и достижения профессионального мастерства, выбора стратегий поведения в построении субъект-субъектных отношений с коллегами, формирования индивидуального стиля деятельности (B.C. Агапов, Л.Ю. Донская, М.И. Плугина. и др.).
По мнению представителей акмеологического направления, профессионально-значимые личностные качества ложатся в основу достижения профессионализма, который, согласно современному пониманию, является сложным системным образованием, определяющим разностороннюю компетентность в рамках конкретной деятельности (A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, A.A. Реан и др.) [5].
Компетентность специалиста любой сферы профессиональной деятельности начинает формироваться задолго до начала осуществления самой деятельности. Практика показывает, что здесь важное значение имеет этап профессиональной подготовки в период обучения в вузе.
И, если говорить о профессии учителя-логопеда, то необходимо привести в качестве примера мысли Е.Е. Маринич о том, что на разных этапах развития педагогического знания многие ученые размышляли о самой личности логопеда, ее профессионально-значимых качествах, различных способностях и умениях, а также определяли содержание осуществляемых учителем-логопедом кор-рекционно-педагогических видов деятельности [3].
На сегодняшний день можно сказать, что профессия логопеда достаточно востребована. К сожалению, в наше время часто рождаются дети с разными нарушениями развития. Одной из сложных, часто имеющей место проблемой является речевое недоразвитие, как у здоровых детей, так и у детей с нормальным слухом, зрением и с сохранным интеллектом. А это все входит в круг задач, которые призван решать учитель-логопед.
Ведущей целью деятельности учителя-логопеда является оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. Объектом деятельности учителя-логопеда становится различная речевая патология у детей.
На современном этапе правомерно рассматривать основную задачу учителя-логопеда, как коррекцию дефектов устной и письменной речи, формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности "Логопедия" прописаны основные виды профессиональной деятельности учителя-логопеда: учебно-воспитательная; диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая; социально-педагогическая; научно-
■ Он
IE
■
139
РОМАНЕНКО Анастасия Алексеевна, ассистент, кафедра Психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь ar0203@mail.ru
методическая; консультативная; культурно-просветительная; организационно-управленческая.
Как видно, учитель-логопед организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а также взаимодействует со своими коллегами и руководством [4].
Однако не у каждого учителя-логопеда есть полный набор тех личностных качеств, которые имеют профессиональную значимость. Возможно, они имеют место, но не представлены на том уровне и в том качестве, которые требует сама профессия. Следовательно, необходимы объективные и субъективные условия, факторы, которые позволят довести их до уровня существующих требований. И здесь, как отмечается в теоретических исследованиях и как показывает практика, весьма существенную роль выполняет такая значимая способность личности, как способность к рефлексии, т.е. рефлексивная готовность учителя-логопеда. Однако, исходя из специфики коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда, деятельность которого связана с исправлением и развитием речевых способностей ребенка и социализации его как личности в обществе, правомерно отметить, что эффективность и результативность этой деятельности напрямую зависят от степени сформированное™ профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда.
А для того, чтобы понять, какие личностные качества необходимо развивать у студентов -будущих логопедов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности, необходимо провести более подробный анализ понятия "профессионально-педагогической компетентности" учителя-логопеда.
Известно, что профессионально-педагогическая компетентность учителя-логопеда -один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала коррекционно-образовательного про -странства, на адаптацию современных образовательных учреждений к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования и воспитания. От уровня профессионально- педагогической компетентности принципиально зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс речевой кор-
рекции и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, на сколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ребенка и учителя.
Таким образом, в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности студенты должны четко представлять не только общие требования к личности и деятельности учителя-логопеда, но и иметь представление о структуре его профессионально-педагогической компетентности. В ряде исследований выделяются следующие компоненты профессиональной компетентности учителя-логопеда:
- мотивационный - раскрывает наличие у учителя-логопеда мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности, осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально-важных качеств, педагогических ценностей, принятие и осмысление профессиональной деятельности;
- когнитивный - характеризует у учителя-логопеда наличие совокупности научных знаний о коррекционно-педагогической деятельности, знание логопедической технологии, ее сущности и структурных компонентов, технологии решения коррекционно-педагогических задач;
- деятельностью - отражает владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике, способность учителя-логопеда предвидеть и прогнозировать развитие коррекци-онно-педагогического процесса, воздействие данного процесса на речевое развитие ребенка и результаты своей профессиональной деятельности;
- рефлексивный - раскрывается в умении сознательно контролировать и оценивать результаты коррекционно-педагогической деятельности и уровень собственного развития, личностные достижения, осуществлять анализ и рефлексию, определять уровень развития самооценки и степени освоения логопедической деятельности, готовности к ней и собственных коррекционно-педагогических действий;
- коммуникативный - характеризует умение устанавливать межличностные связи, организовывать целесообразные взаимоотношения в коллективе, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, четко и
ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации [3].
Как видно, важной составляющей здесь выступает рефлексивный компонент. На наш взгляд, именно этот компонент может выполнять роль акмеологического механизма, который детерминирует развитие личности будущих учителей-логопедов.
Итак, рефлексивность будет проявляться в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои потенциальные возможности, результаты своих воздействий, деятельности и поведения. Кроме этого, многие ученые единогласны в том, что сформированность рефлексии учителя-логопеда обеспечивает ему возможность проявлять социальную активность в процессе межличностных отношений с субъектом педагогического воздействия.
Проявление рефлексивных способностей в педагогической деятельности заключается в том, что, управляя деятельностью учеников, учитель-логопед смотрит на себя и свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся. При таком рефлексивном управлении у педагога формируется умение становиться на точку зрения ученика, представлять его внутренний мир, установки, отношение не только к учебному предмету, но и к личности самого педагога.
Рефлексивный характер педагогической деятельности находит свое проявление и в отношении учителя к самому себе. Так, вступая в активное общение сучащимися, становясь одним из участников диалога с ними, учитель-логопед в то же время не теряет контроля над собой; он оценивает себя как участника диалога с точки зрения того, насколько, удается ему организовать этот диалог и насколько активен в нем ученик [1].
Одним из достаточно хорошо изученных видов рефлексии, функционирующей в творческой деятельности учителя-логопеда, является анализ и обобщение им своего педагогического опыта. Однако в целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе и педагогического, до сих пор была исследована в меньшей степени, чем в индивидуальной творческой деятельности. Выделяют три основных вида педагогической рефлексии: социально-перцептивную, коммуникативную и личностную.
Сущность социально-перцептивной рефлексии заключается в переосмыслении, перепроверке учителем собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я - глазами других"). Для учителя значимыми другими являются, прежде всего, учащиеся, а также коллеги, администрация школы, родители учащихся.
Также следует отметить, что адекватность коммуникативной рефлексии влияет на регуляцию взаимоотношений сучащимися и стиль педагогической деятельности, а также на формирование личностной рефлексии, т.е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания [3].
Итак, рефлексивность, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется решать какие-либо жизненные задачи, принять решения в самых различных профессиональных и жизненных ситуациях.
Рассмотренная проблема формирования такого значимого профессионального качества будущих учителей-логопедов как "рефлексивность" объяснятся тем, что она, "рефлексивность", является важной составляющей профессиональной компетентности, а следствием ее низкого уровня становится отсутствие профессиональной мобильности учителей-логопедов, низкой результативности их деятельности. Поэтому сегодня ставится вопрос о создании целостной системы профессионализации, совершенствования содержания, форм и процесса подготовки будущих учителей-логопедов.
Проведенный анализ показывает, что эффективность достижения результатов коррек-ционно-педагогической деятельности в целом обеспечивается наличием совокупности развитых способностей учителя-логопеда. Среди структурных компонентов профессиональной компетентности учителя-логопеда ведущее место принадлежит способности к рефлексии. Поэтому так важно на этапе подготовки к будущей профессиональной деятельности формировать у студентов - будущих логопедов -готовность к самоанализу, саморазвитию, самообогащению, самосовершенствованию. А наличие такого личностного профессионально значимого качества, как рефлексия способствует развитию следующих качеств будущих учителей-логопедов: способность к саморегуляции деятельности и поведения; способность
Я
■е
8
■ Ои
¡Е
Е^
■
141
о
к анализу своих действии и поступков; готовность выяснять сущность и причины явлений и процессов, приведших к тому или иному результату; потребность обеспечивать такие важнейшие процессы самопознания, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание; готовность и потребность оказывать влияние на становление гуманистического мировоззрения личности, а также влиять на становление определенного нравственно-психологического облика личности.
Литература:
1. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала : Избранные психологические труды. - М., 2004.
2. Маринич Е.Е. Компетентности подход как важное условие обеспечения качества формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов-будущих логопедов / Е.Е. Маринич // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования. - Шуя-Шадринск: ШГПИ, 2011.
3. Маринич Е.Е. Уровни сформированное™ профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов / Е.Е. Маринич // IV Международная научная конференция Шуйская сессия студентов, аспирантов и молодых ученых. -Шуя-Москва: ШГПУ, 2011.
4. Петелина Н.Г. Мастерство учителя-логопеда: содержание, формы, этапы и методы формирования: учеб.-метод. пособие. - Курск, 2006.
5. Плугина М.И. Профессиональное становление и имидж преподавателя высшей школы: акмеологический подход / М.И. Плугина, Л.Ю. Донская. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.
142