Научная статья на тему 'Интерактивные формы организации воспитательных мероприятий со студентами высших учебных заведений'

Интерактивные формы организации воспитательных мероприятий со студентами высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2109
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / FUTURE SPECIALIST / INNOVATIVE ACTIVITY / POTENTIAL OF THE UNIVERSITY / MORALITY / RESPONSIBILITY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Соколова Ирина Юрьевна

В статье проведен анализ вопросов, связанных с организацией воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях. Рассматриваются возможные формы и методы воспитательного воздействия с учетом возраста и потребностей молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive forms of organization of educational activities with students of higher educational institutions

Chair of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines, Stavropol State Medical University, Stavropol In the article the analysis of issues related to the organization of educational-tion work with students in higher education institutions. Discusses possible forms and methods of educational influence with regard to the age and needs of young people.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы организации воспитательных мероприятий со студентами высших учебных заведений»

о

136

INTERACTIVE FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH STUDENTS

OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor,

E-mail: [email protected]

Sokolova Irina Yurievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected]

Chair of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines, Stavropol State Medical University, Stavropol

In the article the analysis of issues related to the organization ofeducational-tion workwith students in higher education institutions. Discusses possible forms and methods of educational influence with regard to the age and needs of young people. Keywords: education, higher education, future specialist, innovative activity, the potential of the University, morality, responsibility, cooperation.

УДК 159.923.2

© ПлугинаМ.И.,2014 © Соколова И.Ю., 2014

ПЛУГИНА Мария Ивановна, доктор психологических наук, профессор, [email protected]

СОКОЛОВА Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент,

[email protected]

кафедра Педагогики, психологии и специальных дисциплин, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТА ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье проведен анализ вопросов, связанных с организацией воспитательной работысостудентамиввысшихучебныхзаведениях. Рассматриваются возможные формы и методы воспитательного воздействия с учетом возраста и потребностей молодыхлюдей.

Ключевые слова: воспитание; высшее образование; будущий специалист; инновационная деятельность; потенциал вуза;нравственность; ответственность; сотрудничество.

В условиях модернизации высшего образования в связи с вхождением в Болонский процесс как никогда остро встает проблема создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа: интеллектуала, интеллигента, исследователя, технолога-мастера, способного творчески мыслить, находить и реализовывать инновационные подходы в профессиональной деятельности. Создание подобной системы должно строиться на научной основе современного воспитания и безусловной взаимосвязи всех направлений работы при максимальном использовании воспитательно-образовательного потенциала вуза и окружающей среды.

Современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество.

Поэтому образовательные учреждения нуждаются в квалифицированных организаторах воспитательной работы. К сожалению, мы должны констатировать, что сегодня деятельность педагогов-воспитателей остается малоэффективной.

Это объясняется рядом трудностей. Среди них - частое поручение воспитательной работы молодым педагогам, которые, желая работать, не имеют должного опыта воспитательной деятельности и психолого-педагогической подготовки. Данный факт вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Воспитание - это широкий процесс становления и развития личности как введения в контекст культуры при целенаправленном профессиональном руководстве педагогов организованной жизнью ребенка, обеспеченных научно-педагогической программой, отражающей основы наивысших достижений культуры.

Исходя из современных преобразований высшей школы, мы должны понимать, что миссия университета заключается в создании

условий для развития профессиональной компетентности студентов, их духовно-нравственного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни. Главными аспектами в деятельности университетов становится доступность и ответственность за качество образования при сохранении достоинств отечественного опыта высшего образования и учета позитивного опыта зарубежных образовательных систем. В связи с этим воспитание в высшей школе необходимо рассматривать в контексте профессионального образования, которое представляет "социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации" [1, с. 223].

Сегодня во многих вузах методистами центров воспитательной работы, педагогами и психологами гуманитарных кафедр разрабатываются программы, направленные на оказание помощи кураторам, организаторам воспитательной работы в изучении личности и группы учащейся молодежи, а также планированию и реализации на этой основе воспитательных задач, которые сегодня стоят перед высшими учебными учреждениями [2].

К числу наиболее значимых задач правомерно отнести те, которые обеспечивают формирование психолого-педагогических компетенций всех субъектов образовательной среды:

- формирование психолого-педагогической культуры организаторов воспитательной работы;

- организация воспитательной деятельности сучащимися разных курсов обучения;

- изучение и формирование социально значимых качеств учащейся молодежи;

- изучение межличностных отношений и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- составление психолого-педагогических характеристик на группы и отдельных студентов;

- формирование коллектива, способного к самоуправлению;

- формирование навыков применения преподавателями вуза инновационных психолого-педагогических технологий организации воспитательных мероприятий с обучаемыми;

- организация психолого-педагогического мониторинга и маркетинга воспитательной работы в образовательном учреждении;

- изучение и внедрение способов взаимодействия образовательных учреждений с социальными институтами по проблемам воспитательной работы с молодежью и т.д.

Реализация содержания таких программ может осуществляться посредством нетрадиционных форм обучения всех субъектов, осуществляющих образовательный процесс (бинарные лекции, видеопрактикумы,деловые игры, мастер-классы, тренинги и т.п.).

В аналогичных программах должно быть предусмотрено изучение:

- современных теоретико-методологических подходов к вопросам воспитания в образовательных учреждениях;

- специфики педагогического маркетинга и мониторинга в организации воспитательной работы в образовательном учреждении;

- путей, способов практической реализации организационных принципов управления воспитательной работой;

- способов оптимизации применения методов управления воспитательным процессом;

- сущности и структуры корпоративной культуры и т.д.

Важное место при достижении поставленной цели и решении выдвинутых задач отводится инновационным психолого-педагогическим технологиям организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.

К инновационным формам духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического, политического, физического и семейного воспитания традиционно относятся следующие формы и методы работы: "круглый стол"; группы встреч; тренинг трансактного анализа; анализ ситуаций морального выбора; деловые и ролевые игры; Интернет-конференции; мозговой штурм; эстафеты; "Психодрама"; кинолектории; литературно-музыкальные композицияи лекции-пресс-конференции; лекции-консультации; интервью-диалоги; сократовские беседы; устные журналы; конкурсы; фестивали; смотры; тематические клубы; посещение художественных выставок; заочные встречи; творческие мастерские; театрализованные практикумы; лаборатории красоты; музыкальные студии и др.

Реализация предлагаемых форм воспитания может осуществляеться посредством современных средства воспитания: вербальных, аудиовизуальных, информационных. В частно-

Я

■е

8

■ Ои

¡Е

Е^

137

138

сти, широкую популярность сегодня приобретают мультимедийные сценарии воспитательных мероприятий (например: "Наведение порядка внутри себя", "Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе", "Свобода сына - кошмар для отца?", "Надежда умирает последней", "Воплощение добра и зла в жизни людей", "В поисках смысла жизни", "Подвиг неподвластен времени", "Славные страницы военной истории", "Сыны Отечества" и пр.

Практика показывает, что высокий интерес студенты проявляют к компьютерным презентационным проектам и мероприятиям. В качестве примера можно привести следующие компьютерные презентации: "Вернисаж", "Красота спасет мир", "Мой город Ставрополь", "Нас Муза посетила!", "Умозрение в красках", "Художница Природа", "Путешествие в страну здоровья", "Суд над сигаретой", "Здоровье - мудрых гонорар", "Полезные привычки", "Сочи-2014 -на старт!", "Биржа", "Экономика в наших руках", "Судебная риторика", "Молодая семья", "Помогите, семейный психолог!", "Этика профессионального общения" и др.

Актуальным в социализации личности является волонтерское движение. Сегодня в образовательных учреждениях нашего края успешно используются, созданные членами волонтерских групп мультимедийные материалы разной направленности: "Ставрополь -город без наркотиков", "Познай себя", "Все различны - все равны", "Похождения юного курильщика", "Диалог на тему...", "Выбор за тобой", "Протяни руку сверстнику", "Моя дорога успеха" и др.

В заключение необходимо отметить, что воспитательная система в высшем образовательном учреждении - это сложный и многогранный процесс, охватывающий всех субъек-

тов образовательного пространства, который основан на единстве интересов, интеграции целей и задач, инновационных подходов, содержания и вариативных технологий организации системообразующих видов деятельности. При этом от преподавателей, как ведущих субъектов этого процесса, и от студентов требуется наличие высокой гуманистической культуры, ответственной зависимости, готовности к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.

При этом необходимо использовать как традиционные методы воспитательного воздействия и взаимодействия, так и инновационные. Инновации в воспитании - это целенаправленные изменения, вносящие в воспитательную систему новые элементы, вызывающие ее переход из одного состояния в другое, более совершенное качественное состояние. В настоящее время в вузах нашей страны, в нашем регионе уже накоплен успешный опыт сотрудничества преподавателей и студентов, включающий совокупность разнообразных инновационных системообразующих видов воспитательной деятельности, многие из которых уже воспринимаются традиционные.

Примечание:

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2008. - 336 с.

2. Беляев A.B., Соколова И.Ю., Подгребельная Н.И., Сиволобо-ва H.A. и др. Инновационные психолого-педагогические технологии организации воспитательной работы в образовательных учреждениях (школы, сузы, вузы) // Программы по организации и управлению инновационными формами проведения занятий: сборник учебно-методических трудов / ред. кол.: A.B. Беляев, H.A. Сиволобова; СГУ. - Ставрополь: Литера, 2009.-188 с.

THE DEVELOPMENT OF REFLECTION AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURETEACHERS-SPEECH THERAPISTS

Romanenko Anastasia Alexeevna, Assistant Professor, Chair of Psychology, Stav-ropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]

The article highlights the issues associated with the development of^personal reflec-these future teachers-speech therapists. Reflection is seen as a necessary condition of professional competence of future specialists in the field of PE-teacher activities. Keywords: correction; personality; speech therapist; teacher; professional activity; reflection; specialist.

УДК 159.955.4 РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАКУСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

© РоманенкоА.А., 2014 В статье освещаются вопросы, связанные с развитием личностной рефлексии

будущихучителей-логопедов. Рефлексия рассматривается как необходимое уело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.