о
136
INTERACTIVE FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH STUDENTS
OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychological sciences, Professor,
E-mail: [email protected]
Sokolova Irina Yurievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected]
Chair of Pedagogy, Psychology and Special Disciplines, Stavropol State Medical University, Stavropol
In the article the analysis of issues related to the organization ofeducational-tion workwith students in higher education institutions. Discusses possible forms and methods of educational influence with regard to the age and needs of young people. Keywords: education, higher education, future specialist, innovative activity, the potential of the University, morality, responsibility, cooperation.
УДК 159.923.2
© ПлугинаМ.И.,2014 © Соколова И.Ю., 2014
ПЛУГИНА Мария Ивановна, доктор психологических наук, профессор, [email protected]
СОКОЛОВА Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент,
кафедра Педагогики, психологии и специальных дисциплин, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТА ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье проведен анализ вопросов, связанных с организацией воспитательной работысостудентамиввысшихучебныхзаведениях. Рассматриваются возможные формы и методы воспитательного воздействия с учетом возраста и потребностей молодыхлюдей.
Ключевые слова: воспитание; высшее образование; будущий специалист; инновационная деятельность; потенциал вуза;нравственность; ответственность; сотрудничество.
В условиях модернизации высшего образования в связи с вхождением в Болонский процесс как никогда остро встает проблема создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа: интеллектуала, интеллигента, исследователя, технолога-мастера, способного творчески мыслить, находить и реализовывать инновационные подходы в профессиональной деятельности. Создание подобной системы должно строиться на научной основе современного воспитания и безусловной взаимосвязи всех направлений работы при максимальном использовании воспитательно-образовательного потенциала вуза и окружающей среды.
Современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество.
Поэтому образовательные учреждения нуждаются в квалифицированных организаторах воспитательной работы. К сожалению, мы должны констатировать, что сегодня деятельность педагогов-воспитателей остается малоэффективной.
Это объясняется рядом трудностей. Среди них - частое поручение воспитательной работы молодым педагогам, которые, желая работать, не имеют должного опыта воспитательной деятельности и психолого-педагогической подготовки. Данный факт вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Воспитание - это широкий процесс становления и развития личности как введения в контекст культуры при целенаправленном профессиональном руководстве педагогов организованной жизнью ребенка, обеспеченных научно-педагогической программой, отражающей основы наивысших достижений культуры.
Исходя из современных преобразований высшей школы, мы должны понимать, что миссия университета заключается в создании
условий для развития профессиональной компетентности студентов, их духовно-нравственного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни. Главными аспектами в деятельности университетов становится доступность и ответственность за качество образования при сохранении достоинств отечественного опыта высшего образования и учета позитивного опыта зарубежных образовательных систем. В связи с этим воспитание в высшей школе необходимо рассматривать в контексте профессионального образования, которое представляет "социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации" [1, с. 223].
Сегодня во многих вузах методистами центров воспитательной работы, педагогами и психологами гуманитарных кафедр разрабатываются программы, направленные на оказание помощи кураторам, организаторам воспитательной работы в изучении личности и группы учащейся молодежи, а также планированию и реализации на этой основе воспитательных задач, которые сегодня стоят перед высшими учебными учреждениями [2].
К числу наиболее значимых задач правомерно отнести те, которые обеспечивают формирование психолого-педагогических компетенций всех субъектов образовательной среды:
- формирование психолого-педагогической культуры организаторов воспитательной работы;
- организация воспитательной деятельности сучащимися разных курсов обучения;
- изучение и формирование социально значимых качеств учащейся молодежи;
- изучение межличностных отношений и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- составление психолого-педагогических характеристик на группы и отдельных студентов;
- формирование коллектива, способного к самоуправлению;
- формирование навыков применения преподавателями вуза инновационных психолого-педагогических технологий организации воспитательных мероприятий с обучаемыми;
- организация психолого-педагогического мониторинга и маркетинга воспитательной работы в образовательном учреждении;
- изучение и внедрение способов взаимодействия образовательных учреждений с социальными институтами по проблемам воспитательной работы с молодежью и т.д.
Реализация содержания таких программ может осуществляться посредством нетрадиционных форм обучения всех субъектов, осуществляющих образовательный процесс (бинарные лекции, видеопрактикумы,деловые игры, мастер-классы, тренинги и т.п.).
В аналогичных программах должно быть предусмотрено изучение:
- современных теоретико-методологических подходов к вопросам воспитания в образовательных учреждениях;
- специфики педагогического маркетинга и мониторинга в организации воспитательной работы в образовательном учреждении;
- путей, способов практической реализации организационных принципов управления воспитательной работой;
- способов оптимизации применения методов управления воспитательным процессом;
- сущности и структуры корпоративной культуры и т.д.
Важное место при достижении поставленной цели и решении выдвинутых задач отводится инновационным психолого-педагогическим технологиям организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
К инновационным формам духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического, политического, физического и семейного воспитания традиционно относятся следующие формы и методы работы: "круглый стол"; группы встреч; тренинг трансактного анализа; анализ ситуаций морального выбора; деловые и ролевые игры; Интернет-конференции; мозговой штурм; эстафеты; "Психодрама"; кинолектории; литературно-музыкальные композицияи лекции-пресс-конференции; лекции-консультации; интервью-диалоги; сократовские беседы; устные журналы; конкурсы; фестивали; смотры; тематические клубы; посещение художественных выставок; заочные встречи; творческие мастерские; театрализованные практикумы; лаборатории красоты; музыкальные студии и др.
Реализация предлагаемых форм воспитания может осуществляеться посредством современных средства воспитания: вербальных, аудиовизуальных, информационных. В частно-
Я
■е
8
■ Ои
¡Е
Е^
■
137
138
сти, широкую популярность сегодня приобретают мультимедийные сценарии воспитательных мероприятий (например: "Наведение порядка внутри себя", "Совесть как мерило жизненных ценностей в русской литературе", "Свобода сына - кошмар для отца?", "Надежда умирает последней", "Воплощение добра и зла в жизни людей", "В поисках смысла жизни", "Подвиг неподвластен времени", "Славные страницы военной истории", "Сыны Отечества" и пр.
Практика показывает, что высокий интерес студенты проявляют к компьютерным презентационным проектам и мероприятиям. В качестве примера можно привести следующие компьютерные презентации: "Вернисаж", "Красота спасет мир", "Мой город Ставрополь", "Нас Муза посетила!", "Умозрение в красках", "Художница Природа", "Путешествие в страну здоровья", "Суд над сигаретой", "Здоровье - мудрых гонорар", "Полезные привычки", "Сочи-2014 -на старт!", "Биржа", "Экономика в наших руках", "Судебная риторика", "Молодая семья", "Помогите, семейный психолог!", "Этика профессионального общения" и др.
Актуальным в социализации личности является волонтерское движение. Сегодня в образовательных учреждениях нашего края успешно используются, созданные членами волонтерских групп мультимедийные материалы разной направленности: "Ставрополь -город без наркотиков", "Познай себя", "Все различны - все равны", "Похождения юного курильщика", "Диалог на тему...", "Выбор за тобой", "Протяни руку сверстнику", "Моя дорога успеха" и др.
В заключение необходимо отметить, что воспитательная система в высшем образовательном учреждении - это сложный и многогранный процесс, охватывающий всех субъек-
тов образовательного пространства, который основан на единстве интересов, интеграции целей и задач, инновационных подходов, содержания и вариативных технологий организации системообразующих видов деятельности. При этом от преподавателей, как ведущих субъектов этого процесса, и от студентов требуется наличие высокой гуманистической культуры, ответственной зависимости, готовности к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.
При этом необходимо использовать как традиционные методы воспитательного воздействия и взаимодействия, так и инновационные. Инновации в воспитании - это целенаправленные изменения, вносящие в воспитательную систему новые элементы, вызывающие ее переход из одного состояния в другое, более совершенное качественное состояние. В настоящее время в вузах нашей страны, в нашем регионе уже накоплен успешный опыт сотрудничества преподавателей и студентов, включающий совокупность разнообразных инновационных системообразующих видов воспитательной деятельности, многие из которых уже воспринимаются традиционные.
Примечание:
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2008. - 336 с.
2. Беляев A.B., Соколова И.Ю., Подгребельная Н.И., Сиволобо-ва H.A. и др. Инновационные психолого-педагогические технологии организации воспитательной работы в образовательных учреждениях (школы, сузы, вузы) // Программы по организации и управлению инновационными формами проведения занятий: сборник учебно-методических трудов / ред. кол.: A.B. Беляев, H.A. Сиволобова; СГУ. - Ставрополь: Литера, 2009.-188 с.
THE DEVELOPMENT OF REFLECTION AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURETEACHERS-SPEECH THERAPISTS
Romanenko Anastasia Alexeevna, Assistant Professor, Chair of Psychology, Stav-ropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
The article highlights the issues associated with the development of^personal reflec-these future teachers-speech therapists. Reflection is seen as a necessary condition of professional competence of future specialists in the field of PE-teacher activities. Keywords: correction; personality; speech therapist; teacher; professional activity; reflection; specialist.
УДК 159.955.4 РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАКУСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
© РоманенкоА.А., 2014 В статье освещаются вопросы, связанные с развитием личностной рефлексии
будущихучителей-логопедов. Рефлексия рассматривается как необходимое уело-