Научная статья на тему 'Повышение квалификации логопедов в системе непрерывной профессиональной подготовки'

Повышение квалификации логопедов в системе непрерывной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙЛОГОПЕДОВ / ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ / IMPROVING SPEECH THERAPISTS' SKILLS / SPEECH THERAPISTS' COMPETENCE / THE DIAGRAM OF SPEECH THERAPISTS' PROFESSIONAL GROWTH / MODULE PROGRAMMES OF CONTINUOUS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колтакова Е. В.

В статье раскрываются актуальные проблемы повышения квалификации логопедов, определены кластеры профессиональных компетенций учителей-логопедов и уровни их сформированности, подходы к внедрению личностно-ориентированного подхода в организации процесса непрерывной профессиональной подготовки, модульных программ курсов повышения квалификации учителейлогопедов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колтакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of professional skill of logopedists in the system of continuous vocational training

The article defines the actual problems of improvement of professional skill of speech-therapist; professional competence's groups of speech-therapist and levels of their development are defined; approaches to introduction of the individually-focused approach in the organization of process of continuous vocational training, modular programs of courses of improvement of qualification of speech-therapist.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации логопедов в системе непрерывной профессиональной подготовки»

of approaches to substantial components of professional-moral culture of the future tutors of preschool educational institutions. The short review of the developed representa-

tions about components of professional-moral culture of teachers is given.

Key words: professional, moral, culture, the maintenance, a component, axeological.

УДК 371.927

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Е.В. Колтакова

В статье раскрываются актуальные проблемы повышения квалификации логопедов, определены кластеры профессиональных компетенций учителей-логопедов и уровни их сформированном^, подходы к внедрению личностно-ориентированного подхода в организации процесса непрерывной профессиональной подготовки, модульных программ курсов повышения квалификации учителей-логопедов.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей-логопедов, компетентность учителей-логопедов, профессиограмма учителя-логопеда, модульные программы курсов повышения квалификации учителей-логопедов.

В связи с ростом числа детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательные учреждения, а также развитием образовательной инфраструктуры, появлением новых форм оказания коррекционной помощи возрастает потребность в повышении уровня профессионального мастерства учителей-логопедов, от профессионализма которых во многом зависит не только академическая успешность школьников, но и успешность их дальнейшей социализации.

Происходящие изменения в системе образования, совершенствование научно-педагогических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых нарушений актуализируют необходимость подготовки компетентного специалиста, способного к самостоятельной инновационной деятельности и адаптирующегося к изменениям на рынке труда. Достижение таких результатов возможно при использовании компетентно-стного подхода, который акцентирует внимание на качестве результата образования.

Профиль компетенций выпускника вуза значительно отличается от профиля компетенций опытных педагогов, добивающихся высоких результатов в своей деятельности. Разрыв между уровнем сформированности компетенций выпускников педагогического вуза и лучших специалистов является естественным. Следовательно, каждая компетенция

может иметь несколько уровней сформиро-ванности: базовый (пороговый) уровень -для выпускников вузов, новичков; уровень опыта - для опытных специалистов и уровень мастерства - для работников, демонстрирующих высокие результаты в своей работе.

Выстраивание идеальной модели компетенций и ее последующее сравнение с моделью компетенций конкретного специалиста позволяет выявить области, в которых он превышает установленные требования, и определить компетенции, требованиям которых специалист удовлетворяет не в полной мере. В этом случае можно спроектировать программу помощи специалисту с целью преодоления разрыва между имеющимся опытом и поставленной целью.

В свою очередь управление качеством подготовки специалистов и проектирование образовательных программ будет наиболее эффективным при использовании профес-сиографического подхода. Благодаря характеристике специалиста, заложенной в про-фессиограмме, появляется возможность четкого отражения специфики обучения в каждом конкретном случае и для каждой специальности. Это способствует улучшению качества моделирования будущей профессиональной деятельности непосредственно в процессе обучения. Построение профессио-граммы способствует разработке модели

профессиональной деятельности учителя-логопеда и последующему созданию научно обоснованной дидактической системы подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Профессиограмма определяет образ конечного результата подготовки учителя-логопеда, являясь эталоном будущего специалиста, к которому необходимо стремиться, она помогает решить вопросы дальнейшего совершенствования профессионального образования. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста, которая может меняться, поэтому обращаться к профессио-грамме необходимо в течение всей профессиональной деятельности для совершенствования уровня компетенций с учетом современных требований рынка труда [1].

Если рассматривать педагогическую деятельность, то в основе успешного поведения специалиста-педагога находятся качества личности, важные для ее реализации. Предложенная авторами (В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин) модель позволяет оценивать профиль компетенций различных специалистов по трем взаимосвязанным и равнозначным измерениям: знания, практические навыки и взаимодействие специалиста с социальным окружением (с детьми, коллегами, администрацией, родителями). Предложено [2] выделить пять наиболее важных кластеров компетенций, от которых в значительной степени зависит успех в педагогической деятельности: профессиональный авторитет (влияние), саморазвитие, межличностные отношения, направленность на потребности детей и родителей, профессионализм.

В течение 2005-2008 гг. на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» проводилось комплексное исследование с целью построения профес-сиограммы «учителя-логопеда». В исследовании принимали участие студенты отделения «логопедия». Учителя-логопеды - слушатели курсов повышения квалификации и участники конкурса «Учитель года» по номинации «учитель-логопед».

Как показал статистический анализ результатов анкетирования респондентов (проведенный с пользованием пакета программ

SPSS 17.0), у 79,6 % слушателей курсов повышения квалификации сформированность профессиональных компетенций находится на уровне опыта, у 10,8 % - на базовом уровне и лишь у 9,6 % на уровне мастерства.

Опытные учителя-логопеды имеют более высокий уровень сформированности теоретической базы по сравнению с умением взаимодействовать с участниками образовательного процесса и развитием практических навыков. Поскольку теоретическая база и практический опыт тесно взаимосвязаны, это может привести к некоторым трудностям при разрешении нестандартных ситуаций в практической работе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства слушателей компетенции сформированы главным образом на уровне знаний, достаточных (по их мнению) для осуществления профессиональной деятельности.

Наиболее низкие показатели сформиро-ванности у слушателей курсов повышения квалификации имеют компетенции, относящиеся к кластеру «профессиональный авторитет» (47,8 %). Показатели сформированно-сти компетенций, относящихся к кластеру саморазвития, находятся на достаточно высоком уровне и составляют 76,7 %, что свидетельствует о формировании данных компетенций в процессе профессиональной деятельности. Это может быть обусловлено постоянной необходимостью поиска наиболее эффективных методов, приемов и средств, используемых в коррекционно-логопедической работе при осуществлении индивидуального подхода. Уровень сформированно-сти компетенций, относящихся к кластеру межличностных отношений, у учителей-ло-гопедов на уровне 67 %. Показатели кластера компетенций, направленных на потребности детей и родителей, самые высокие - 77,3 %. Это можно объяснить тем, что педагоги-практики мотивированы на коррекционнопедагогическую работу с детьми. Компетенции, отнесенные к группе «профессионализм», достигают результата 66,4 %.

В процессе профессионального роста учителей-логопедов отмечается динамика в овладении диагностическими умениями, однако они испытывают затруднения в определении этиологии и патогенеза сложных речевых нарушений. В свою очередь, уровень владения диагностическим инструментарием

влияет на способность осуществлять отбор методик и техник коррекционно-логопедической работы с учетом структуры дефекта; способность разрабатывать методические материалы. Правильность определения структуры дефекта важна для планирования целей, задач, основных направлений коррекционно-логопедической работы (r = Q, 191; p = Q,Q46) и оценки ее результатов. Диагностические умения практикующих учителей-логопедов связаны со способностью изучения образовательного потенциала лиц с речевыми нарушениями на различных возрастных этапах (r = Q,217; p = Q,Q23); умением выявлять психолого-педагогические условия эффективности коррекции речевых нарушений (r = Q,2Q3; p = Q,Q33); организационными (r = Q,3Q7; p = Q,QQ1) и коррекционными умениями (r = Q,4Q8; p < Q,QQ1). Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи способствует наиболее эффективному определению основных направлений коррекционно-логопедической

работы (r = Q,2Q4; p = Q,Q33).

Полученные данные указывают на то, что уровень профессионализма учителей-логопедов коррелирует с готовностью к постоянному обновлению средств, форм и методов коррекционно-педагогической работы, обоснованным выбором основных направлений коррекционно-логопедической работы и учебно-методических материалов, способностью изучения образовательных возможностей и потребностей детей с речевыми нарушениями, умением осуществлять проектирование, реализацию и оценку результатов процесса обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями, готовностью реализовать коррекционно-развивающие программы, умением выявлять психолого-педагогические условия эффективности коррекции нарушений речи, способностью оценивать эффективность коррекционно-воспитательного

процесса.

По результатам исследования уровня сформированности компетенций можно говорить о том, что у практикующих учителей-логопедов наилучшим образом сформированы компетенции, связанные непосредственно с саморазвитием, направленностью на потребности детей. Навыки взаимодействия с лицами, вовлеченными в коррекционно-педагогический процесс, и профессиональный

авторитет в коллективе сформированы у респондентов недостаточно. Также выявлен более низкий уровень сформированности кластера профессионализма. Проведенный анализ позволил выявить высокий уровень теоретической подготовки, полученный путем самообразования или прохождения курсов повышения квалификации, по сравнению с возможностью реализации логопедами полученных знаний в своей практической работе.

Результаты проведенного исследования дают основу для разработки основных направлений и возможного наполнения программ курсов повышения квалификации. В первую очередь, они должны быть направлены на развитие у учителей-логопедов профессиональных (диагностических, профилактических, консультативных), организационных, инструментальных, научно-исследовательских компетенций. Большая роль должна отводиться практической направленности курсов: выездным занятиям, практическим разборам детей, выходам в инновационные практические учреждения с целью обмена опытом.

Важным условием эффективности повышения квалификации является дифференцированный подход к слушателям в зависимости от их опыта и запросов. Этому способствует введение модульных программ курсов повышения квалификации. Программа в таком случае может состоять из инвариативно-го и вариативного компонентов. Инвариа-тивный компонент состоит из базовых модулей, которые являются обязательными. А в вариативный компонент включаются модули, востребованные конкретным педагогом.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

2. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. М., 2007.

Поступила в редакцию 6.03.2009 г.

Koltakova E.V. Improvement of professional skill of logopedists in the system of continuous vocational training. The article defines the actual problems of improvement of professional skill of speech-therapist; professional competence’s groups of speech-therapist and levels of their de-

velopment are defined; approaches to introduction of the individually-focused approach in the organization of process of continuous vocational training, modular programs of courses of improvement of qualification of speech-therapist.

Key words: improving speech therapists’ skills, speech therapists’ competence, the diagram of speech therapists’ professional growth, module programmes of continuous training.

УДК 373.6/.9

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

© В.Г. Ушаков

В статье даются структурные единицы региональных параметров НРК, принципы и критерии отбора содержания НРК профессионального образования. Введены основополагающие геополитические характеристики. Раскрывается специфика целей НРК, консолидируемая основа развития ФК (федерального компонента) и НРК, особенности психологической деятельности этнических групп, типы эстетических проблем в контексте содержания НРК. Предлагается введение этнопсихологических и этнопедагогических основ в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, моделирование, поликультурный, толерантность.

Слово специфика происходит от лат. слова 8рес1&и8, видоопределяющий, видовой -то, что свойственно, исключительно, данному предмету или явлению; отличительные особенности чего-либо, своеобразие [1]. Например, указывающие на связь изучаемого предмета с содержанием профильного обучения студентов с целью анализа существующих или разработки и внедрения новых методических приемов профильного обучения на содержательной основе изучаемого предмета.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему [2].

Специфика моделирования содержания регионального компонента профессионального образования в области культуры и искусства на современном этапе должна осуществляться на основе синтеза передового опыта и национальных традиций. Передовой опыт, который заимствуется из-за рубежа, а также передовой опыт какого-либо региона

России, не должен слепо копироваться, и тем более, переноситься в неизменном состоянии на другие регионы, где этот опыт может стать деструктивным, как то состояние, если бы национальная традиция приобрела изоляцию.

Поэтому модернизация (моделирование) национально-регионального компонента

(НРК) подразумевает введение профессионально-образовательных стандартов, фиксируемых в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также элементах образовательного процесса, их структурные, функциональные и профессиональные подходы, которые ассоциируются с понятиями специфическими и являются действенными для определенного образовательного пространства.

На теоретическом уровне эти вопросы решаются на основе обновления содержания профессионального образования и его нормативной базы, куда включаются только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, гуманистические парадигмы, современные взгляды на ценности и смысл образования.

Эффективность и качество введения НРК среднего специального образования во многом будет зависеть от степени взаимодействия множественных специфических блоков НРК и компонента федерального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.