Научная статья на тему 'Подготовка будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста'

Подготовка будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE / RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE / PREPARATION OF THE FUTURE SPECIALISTS IN THE UNIVERSITY / MODEL OF READINESS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краковская М. С.

Рассматривается необходимость подготовки будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками. Предлагается моделирование процесса подготовки будущего специалиста к работе по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краковская М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation of the future specialist for work on improving the relationships between children over five

The author considers the necessity to prepare a future specialist for work on improving the relationships between children of pre-school age. The author offers the ways of modelling the process of the future specialist’s preparation for the work.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378:377.031

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© М. С. КРАКОВСКАЯ Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, кафедра образовательных технологий e-mail: [email protected]

Краковская М. С. - Подготовка будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 811-814. - Рассматривается необходимость подготовки будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками. Предлагается моделирование процесса подготовки будущего специалиста к работе по данному направлению.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста, подготовка будущего специалиста в вузе, модель формирования готовности.

Krakovskaya M. S. - The preparation of the future specialist for work on improving the relationships between children over five // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 811-814. - The author considers the necessity to prepare a future specialist for work on improving the relationships between children of pre-school age. The author offers the ways of modelling the process of the future specialist’s preparation for the work.

Keywords: children of pre-school age, relationships between children of pre-school age, preparation of the future specialists in the university, model of readiness formation.

Современное образование вошло в такую эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамично изменяющееся общество требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, от их готовности и способности включиться в процессы обновления практики образования.

Происходящие социальные изменения обозначили контуры новой образовательной парадигмы, именуемой по-разному: «личностно-ориентированная», «исследовательская», суть которой «состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее, на актуализацию творческих аспектов педагогического труда, на развитие его деятельности» [2]. Обществу нужен педагог, готовый компетентно решать профессиональные задачи, в связи с чем профессиональная компетентность трактуется как «характеристика личности специалиста, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности» [3].

Работа по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников должна стать частью профессиональной деятельности специалиста. Но педагоги-психологи с высшим педагогическим образованием не готовы к осуществлению такой деятельности. Причины - в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузах, которая не обеспечивает формирования у них готовности к работе по данному направлению. Сложившаяся к началу 90-х гг. отечественная система профессионального педагогического образования была ориентирована на массовую подготовку педагога-психолога для устаревшей модели образования. Изменилось ее содержание, но формирования у будущих специалистов готовности к работе по совершенствованию детских взаимоотношений это коснулось незначительно. Проведенный анализ целей, содержания учебных планов, программ, позволяет утверждать, что причина низкой готовности выпускников педагогических вузов к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников - это отсутствие адекватной системы подготовки к работе по данному направлению, что отражается в следующем:

- требования к подготовке выпускников педагогических вузов, содержащиеся в ФГОС ВПО, не отра-

жают специфики проводимой современным педагогом-психологом работы, связанной с совершенствованием взаимоотношений старших дошкольников;

- в целях высшего педагогического образования, в его содержании, формах и методах обучения не реализуется направленность на подготовку студента как будущего специалиста по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников;

- формирование необходимых компонентов готовности к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников не заложено в учебные планы и программы образования будущих педагогов-психологов;

- учебники и учебные пособия, используемые в педагогических вузах, не содержат необходимой для овладения информацией, связанной с работой по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников.

Возникает задача разработки модели формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников, которая будет внедрена в образовательный процесс вуза на формирующем этапе эксперимента. Представим описание разработанной нами модели.

В соответствии с ведущими идеями личностнодеятельностной теории (Л. С. Выготский [1] и др.) нами разработана модель формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Разработанная модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков (Рис.).

на основе сложившегося в теории представления о целостном педагогическом процессе при моделировании процесса формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста необходимо реализовать следующие блоки: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Эталонной целью формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками является сформированная готовность к работе по данному направлению, ее максимальный уровень. для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) формирование и развитие у студентов устойчивого интереса к профессиональной деятельности в работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками; 2) формирование и развитие теоретических представлений о взаимоотношениях старших дошкольников как объекте профессиональной деятельности педагога-психолога; 3) формирование и развитие умений, необходимых в профессиональной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; 4) формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности по данному направлению.

Содержательный блок разработанной модели основывается на принципах научности, системности, профессиональной направленности, интеграции. Создание специального курса «Работа по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста» включает три части: I. Взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста как объект работы педагога-психолога. II. Диагностика взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. III. Способы и направления совершенствования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Процессуальный блок модели предполагает проектирование специальной педагогической технологии по формированию готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Результативный блок модели предполагает наличие уровней сформированности компонентов готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками (мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного). Результат - будущий специалист со сформированной готовностью к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Мотивационный компонент означает направленность осознанного отношения будущего специалиста к взаимоотношениям старших дошкольников ввиду особой их роли в разрешении актуальных проблем современного воспитания; побуждает будущего специалиста к регуляции собственного поведения, поступков, выражает его осознанное отношение к педагогической деятельности, определяет направленность личности на конкретные объекты и способы взаимодействия с ними. Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента рассматриваемой модели в качестве критериальных показателей выделяются следующие: наличие у будущего специалиста мотивации достижения и мотивации профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками характеризуется объемом знаний, их широтой, глубиной, системностью, стилем мышления; объединяет совокупность знаний будущего специалиста о сущности и особенностях взаимоотношений старших дошкольников. Профессиональные знания будущего специалиста можно представить как сведения о сущности и особенностях взаимоотношений старших дошкольников, а также способах совершенствования складывающихся между детьми взаимоотношений. В качестве критериальных показателей выделены знания о взаимоотношениях старших дошкольников, методах их диагностики и способах их совершенствования.

Мотивационный и когнитивный компоненты предопределяют стратегию профессионального поведения будущего специалиста.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

Социальный заказ: Закон «Об образовании», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования и др.

о

х

-

о

а

о

а

&

■-

Ж

К

х

о

Э

0

1 ■о о

■-

О

ю

й

Л

В

ю

к

к

1

я

м

о

Л

к

2 Л о

к

Л

с

а

Л

о

с

о

■-

о

ю

Й

Л

к

=!

^ £ ° ^ * я

о

- X

т н ^ о ю о о х

К

п а

о “ * к

2 * Н Л

9 х

3

ю . к

ь я

о о й X Л м со о о н М о

0 и ¡5 2

Я 5

с й

1 §

І *

^ & о о

<3 'вч 2

а о 5

& С(й

£

(5 ®о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1— ш К О-

^ О п

^ я2

^ Е-

£ Л

3 *

& п

£ 5 ю 2

ей

К

1

Я

м

о

&

к

2 & о

Є

о с

к о

а и

н ^ 2 5К ^ 3

8 я

(Я 2 & р

я

2 ^ о °

8 о & О

м

о

м сч

о

а

о

о

-

55

к

я Рз

о |—1 Э

и я ^

Й

о ^н

X X °

° я 5

0 0 2

К ЇЇО

м 5 Г"

м

о ^

2

к

х ° з

я о ^

м к>к о £к “ *я о

£ *

И ш

И “

* &

Н Ь & ё м О о ^¡5

ос *

О . м

“ “ м

а

0

1 ■о о

Необходимость формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

о

с т

Деление детей на категории (популярные, непопулярные, средней популярности)

I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК і

Цель обучения: формирование готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

Задачи обучения: 1. Формирование и развитие у студентов устойчивого интереса к профессиональной деятельности в работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. 2. Формирование и развитие теоретических представлений о взаимоотношениях старших дошкольников как объекте профессиональной деятельности педагога-психолога. 3. Формирование и развитие умений, необходимых в профессиональной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. 4. Формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности по данному направлению.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Принципы обучения: * Содержание обучения:

- научности 1. Блоки учебных общепрофессиональных

- системности < и специальных дисциплин.

- профессиональной 2. Специальный курс «Работа по совершенствованию

направленности взаимоотношений между детьми старшего

- интеграции дошкольного возраста».

3. Цикл психологических тренинговых упражнений

-I- -и

III. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

Специальная педагогическая технология по формированию готовности будущего специалиста к работе

по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

-Ы_

IV. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК І

Уровни сформированности компонентов готовности (мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного) будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

J I-

Результат: будущий специалист со сформированной готовностью к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Модель формирования готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений

между детьми старшего дошкольного возраста

Деятельностный компонент характеризует возможность реализации данной стратегии. Его основным критериальным показателем выступает наличие у будущего специалиста системы умений и навыков, необходимых для успешного формирования профессиональных способностей для дальнейшего их применения в педагогической деятельности.

Коммуникативный компонент включает в себя способность будущего специалиста установить контакт с детьми, игровую деятельность старших дошкольников, побудить детей к совместной деятельности, способность принимать других, высокие коммуникативные умения, коммуникабельность.

Мы считаем, что формирование готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками должно рассматриваться в качестве цели обучения студентов в вузе. Кроме того, при формировании готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками должна осуществляться опора на системный, компетентностный и личностно-деятель-

ностный подходы. Целесообразно проектирование специальной педагогической технологии по формированию готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками.

По нашему мнению, разработанная нами модель формирования готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать результативному качеству профессиональной подготовки данных специалистов в вузе.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.

2. Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. 2006. № 2. С. 51-59.

3. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2011. № 9. С. 125-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.