Научная статья на тему 'Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми старшего дошкольного возраста'

Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное обучение в школе / специалисты дошкольного профиля / старший дошкольный возраст / дошкольная педагогика / дошкольная психология

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврикова О. А.

В статье рассматриваются проблемы проектирования содержания подготовки специалистов дошкольного профиля для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены примерные задания для самостоятельной работы студентов в рамках курса «Теория и методика формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврикова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to designing the contents of preschool education experts" training for the work with senior preschool children. Exemplary tasks for students" independent work are submitted within the framework of the course «The theory and methods of formation of senior preschool children"s readiness for elementary education at school».

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми...

О. А. Лавршова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. В. Дыбина

В статье рассматриваются проблемы проектирования содержания подготовки специалистов дошкольного профиля для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены примерные задания для самостоятельной работы студентов в рамках курса «Теория и методика формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе».

The article is devoted to designing the contents of preschool education experts' training for the work with senior preschool children. Exemplary tasks for students' independent work are submitted within the framework of the course «The theory and methods of formation of senior preschool children's readiness for elementary education at school».

Подготовка специалистов дошкольного профиля для работы с детьми пред-школьного возраста, как нам представляется, выражает системную организацию условно выделенных компонентов: потреб-ностно-мотивационного, организационно-дидактического и процессуально-личностного. Потребностно-мотивационный компонент содержит мотивацию, цели, задачи, потребности студента в знаниях и умениях по работе с детьми предшкольного возраста. Организационно-дидактический компонент включает содержание курса для студентов по теории и методике формирования готовности детей к начальному обучению в школе, дидактический комплекс (учебную профамму, учебные пособия, разнообразный дидактический материал), принципы, формы и методы. Процессуально-личностный компонент отражает сфор-мированность мотивации, доступность материала и качество его усвоения студентами, умение реализовать знания на практике и отношение будущих специалистов к работе с детьми предшкольного возраста. Каждый компонент является значимым.

При проектировании содержания и характера подготовки нами были учтены и общепедагогические принципы: научности, систематичности, последовательности и доступности; и специфические принципы: целостности, системности, междисципли-нарности, интеграции, динамичности, гуманизации, индивидуализации и дифференциации. Принципы отражают объективные закономерности содержания современного образования специалистов дошкольного профиля (стоящих у истоков становления человека как личности, развития его социального опыта), интеграции различных областей знания, взаимосвязи целей проектирования с определением средств и достижением конкретного результата.

Принцип системности позволяет нам рассматривать инвариативные и вариативные элементы содержания подготовки как единое целое, с многообразными связями внутри элементов.

Принцип целостности определяет полноту необходимых теоретических и практических знаний и умений профессиональной подготовки специалистов дошкодыю-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

го профиля, согласованность их с частными целями подготовки к работ'е с детьми предшкольного возраста.

Принцип междисциштинарносги и интеграции ориентируй ' проектирование содержания (рассматриваемой) подготовки на синтез знаний с различными дисциплинами учебного плана (особенно с дошкольной педагогикой, детской психологией, методиками воспитания и обучения дошкольников).

Принцип динамичности требуег постоянного учета новых тенденций и изменений в психолого-педагогическом и методическом образовании.

Принцип гуманизации должен проявляться во включении в центр подготовки личности студентов его потребностей, интересов и перспектив развития.

Основным документом, определяющим содержание образования, служит государственный стандарт. По мнению В. И. Вершинина, в государственных стандартах нет профильного подхода, глубины и специфики в профессиональной направленности обучения различным специальностям и требуется их соответствующая доработка. Это касается и специальности 050703 - «Дошкольная педагогика и психология».

Курс «Теория и методика формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе» не включен в государственный стандарт. Однако содержание заявленной дисциплины ориентировано на конкрегнуго специальность. Поэтому использования существующих квалификационных требований для системы подготовки воспитателей недостаточно и требует более легальной проработки с учетом профессиональной деятельное™ , направленности на будущую профессию (знакомить студентов с предшкольным возрастом, решать задачи готовности детей к начальному обучению в школе). Это возможно при соблюдении следующих положений:

1. Опредетение места специалиста в общественном производстве (в нашем случае

в дошкольном образовательном учреждении) и анализ его профессиональной деятельности. Имеется в виду выявление должностей и мест назначения, где может быть использован специалист, установление широты профиля деятельности, анализ структуры труда, анализ прогноза развития отрасли и перспектив изменения каждого компонента труда, выявление возможностей изменения профессиональной деятельности в перспективе.

2. Разработка квалификационных требований к специалисту выявление обобщенных трудовых функций для основной группы должностей и определение требований к профессиональным знаниям и умениям специалиста, а также к профессионал ьно важным качествам его личности.

3. Разработка профессиональных ком-петентностей (личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и т. д.).

4. Разработка содержания профессиональной подготовки специалистов - представляет собой последовательную декомпозицию целей подготовки и отбор содержания обучения для их реализации. Необходимо определить совокупность перечня предметов и видов производственной практики и разработку структуры каждого учебного предмета и вида практики.

5. Составление учебного плана. Разработанное содержание должно соответствовать срокам обучения, продолжительности семестров. Сначала устанавливается целесообразная последовательность изучения учебного материала с учетом межпредмег-ных связей, затем объемы учебного материала распределяются по семестрам, разрабатываются структурно-логическая схема специальности и график учебного процесса.

6. Составление программы учебных предметов и производственных практик. Программа является нормативным документом, направляющим деятельность преподавателя и студентов; она выступает как средство контроля над работой преподавателя.

Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми..

Исходя из этих функций, можно сформулировать требования к учебной профамме:

• единство теоретических основ ее построения, отражение соответствующей деятельности обучаемого; .

• полнота раскрытия целей обучения;

• конкретность и процессуалыюсть содержания образования.

Полнот ' а раскрытия целей подразумевает включение в про1раММу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания с их различными признаками, характеристиками и связями.

Под процессуальностью понимают такое построение программы, при котором она раскрывает содержание образования в единстве с процессами обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает методы, организационные формы и средства обучения.

Материалы многих психолого-педагогических исследований показывают, что на всех уровнях формирования содержания образования необходимо ориентироваться на конечные результаты профессиональной подготовки (Н. А. Селезнева, В. М. Соколов и др.). Успешная реализация этого требования во многом зависит от структуры образования, принципов построения учебных дисциплин, образовательных технологий и методик. В образовательном процессе должны использоваться такие научные знания, которые отражают в себе фундаментальные моменты процессов интеграции и дифференциации наук. В этой связи при психолого-педагогическом основании содержания профессиональной подготовки пристальное внимание уделяется уточнению представлений о модели специалиста и соответствующих кваггификационных характеристик, профессиональных компетенций (Н. А. Аитов, Г. Н. Александров, Л. А. Горбунова, Р. Р. Мавлютов, Н. Н. Нечаев).

Дисциплина «Теория и методика формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе» является новой, ранее не имевшей места в учебных планах подготовки специалистов дошкольного образования педагогическими вузами и колледжами. Отдельные вопросы этой методики раскрывались в курсе дошкольной педагогики, методике развития речи и т! д., однако целостного представления об особенностях и методике работы с детьми предшкольного возраста у студентов, практических работников дошкольных образовательных учреждений не создавалось. Между тем от того, насколько квалифицированно и компегентно-стно педагог готовит детей к начальному обучению в школе, во многом зависит, будет ли ребенок готов успешно обучаться в начальной школе, будет ли он адекватно развиваться как личность, так как каждый из этапов становления в дошкольном возрасте является исключительно благоприятным для развития ребенка.

В настоящее время в дошкольной педагогике, детской психологии и других науках накоплен достаточный теоретический и методический материал, который позволяет выделить вопросы теории и методики формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе в самостоятельный предмет.

Особое внимание при проектировании содержания подготовки студентов к работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделить разработке заданий для изучения вопросов готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению: проанализировать содержание работы дошкольных учреждений по формированию готовности к начальному обучению детей старшего дошкольного возраста на основе следующих вопросов:

• Как проводится работа по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе?

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

• Какова программа формирования готовности детей дошкольного возраста к начальному обучению в школе?

• Какими методами, средствами и формами достигается решение поставленных задач?

• Осуществляется ли преемственность со школой при формировании готовности детей донгкольного возраста к начальному обученшо?

Активизировать самостоятельную работу студентов можно с помощью следующих заданий:

• провести анкетирование родителей детей с целью выявления их представлений о ценностях образования;

• ответить на вопросы: какие основные направления педагогической работы вытекают из современных представлений о ценностях образования; каковы представления о ценностях образования у родителей ваших детей (поданным анкетирования); какие возможные пути согласования ценностей педагога и родителей; по каким критериям, с вашей точки зрения, следует оценивать качество дошкольного образования в свете ценностей современного образования;

• собрать диагностическую информацию о ребенке старшего дошкольного возраста, использовав один из диагностических методов (сбор и анализ анамнестических данных, анкетирование родителей, диагностическая беседа, анализ продуктов детской деятельности, педагогическое тестирование);

• исследовать уровень развития следующих составляющих социального развития дошкольников (по выбору): уровня притязаний и самооценки, социального статуса в группе, коммуникативных навыков, межличностных отношений в коллективе дошкольников, развития нравственных качеств личности, самостоятельности и навыков самообслуживания;

• составить опросник дтя воспитателей и родителей, позволяющий выявить индивидуальные особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста;

• разработать систему педагогически значимых ситуаций, позволяющих выявить уровень притязаний дошкольников;

• разработать схему учета уровней развития личностных или интеллектуальных компонентов познавательной деятельности старших дошко.1гьников в процессе наблюдения за ней в игровой, свободггой самостоятельной деятельности и на занятиях;

• изучить уровень развития одной или нескольких школьно-значимых функций у двух детей старшего дошкольного возраста (зрительное и слуховое восприятие, пространственная и временная ориентация, сенсомоторные координации и др.);

• предложить на основе собственного опыта и материалов методических пособий задания для программы развития у детей старшего дошкольного возраста школьно-значимых психических и психофизиологических функций (зрительное и слуховое восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторные координации и др.);

• разработать программу развития ком-петентностей старших дошкольников (технологической, информационной, социально-коммуникативной);

• познакомиться с имеющимися тетрадями на печатной основе дтя формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе по различным направлениям (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, подготовка детей к овладению навыками счета и письма, математическая подготовка и др.), проанализировать их содержание и дать оценку развивающему и обучающему потенциалу;

• сформулировать наиболее острые проблемы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе (организационные, содержательные, методические) и предложить возможные пути их решения.

Целостность подготовки обеспечивается реализацией всех ее компонентов, определением условий организации. Это может быть предметом для дальнейшего обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.