Научная статья на тему 'Проблема подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста'

Проблема подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / PRESCHOOL CHILDREN / RELATIONSHIPS / TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краковская Марина Сергеевна

Представлено экспериментальное исследование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается необходимость подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of training specialists for work on improving relationships among older preschool children

This article describes the features of relationships between older preschool children. The author emphasizes the need to prepare future specialists for work on improving relationships among older preschool children.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»

НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

130

УДК 378: 377. 031

М. С. Краковская

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представлено экспериментальное исследование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается необходимость подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

This article describes the features of relationships between older preschool children. The author emphasizes the need to prepare future specialists for work on improving relationships among older preschool children.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, взаимоотношения, подготовка будущих специалистов.

Key words: preschool children, relationships, training of future specialists.

Период старшего дошкольного возраста — ответственный этап развития ребенка, неотъемлемой частью которого становится непосредственное взаимодействие со сверстниками. В этот период происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Взаимоотношения с окружающими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте: «в дошкольном детстве — периоде первоначального фактического складывания личности — устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство личности. Именно в силу этого так важен период дошкольного детства» [2, с. 11].

Первый опыт складывающихся взаимоотношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности и который во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему миру, поведение, самочувствие среди людей. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада, — во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития.

Практика показывает, что взаимоотношения старших дошкольников носят нестабильный характер. Так, в процессе игры осуществляется «перетекание» детей из одного объединения в другое, пополнение первоначально возникшей группы новыми участниками или выход из совместной деятельности детей, которые утратили к ней интерес либо не

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 130—136.

нашли понимания со стороны сверстников. Кроме того, в играх старших дошкольников распространены объединения из двух-четырех детей. Несмотря на то что индивидуальные игры встречаются редко, существование детских групп по пять—девять человек также не становится продолжительным.

Своевременность изучения проблемы совершенствования взаимоотношений старших дошкольников объясняется тем фактом, что в группах детей распространена особая структура межличностных отношений. Установлено, что в группах старших дошкольников существуют категории популярных, непопулярных детей и детей средней популярности [2. с. 15; 3, с. 148; 4, с. 308]. Это так называемая структура межличностных отношений (Т. А. Репина), или статусная структура личных взаимоотношений (Я. Л. Коломинский). Традиционное деление на категории популярных, непопулярных и детей средней популярности свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития взаимоотношений между старшими дошкольниками. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие нет, имеет исключительное значение.

В исследовании межличностных отношений дошкольная педагогика опирается на достаточно разработанный понятийный аппарат, в который включены понятия «общение», «педагогическое общение», «взаимодействие», «взаимоотношения», «межличностные отношения», «межличностные взаимоотношения», «отношение», «общественные отношения» и др.

Общение до настоящего времени было предметом исследования в работах А.А. Бодалева [1], В.Н. Мясищева [7] и др. Понятие «педагогическое общение» введено в психологию и педагогику в 1970-е гг. А. А. Леонтьевым [4]. Он определяет общение как «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» [4, с. 240].

Взаимоотношения между старшими дошкольниками стали предметом исследования отечественных (Я. Л. Коломинский [3], Т. А. Репина [8] и др.) и зарубежных (М. Коннер [13], М. Хилл и К. Тисдалл [12] и др.) ученых.

Проблему формирования взаимоотношений между старшими дошкольниками поставили и исследовали отечественные (Е. И. Щербакова [11] и др.) и зарубежные (М. Семруд-Кликман [14] и др.) ученые, которые рассматривают вопросы формирования взаимоотношений детей в игровой деятельности.

Нами было проведено собственное научное исследование, направленное на изучение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальной базой стал МАДОУ ЦРР «Детский сад № 102» Калининграда. Исследованием было охвачено 28 детей старшего дошкольного возраста (10 мальчиков и 18 девочек 5,5 — 6 лет).

131

132

Для получения достаточно полной и объективной картины взаимоотношений детей в группе были использованы экспериментальнодиагностические методики, позволяющие выявить характер существующих взаимоотношений. Использовались следующие методы: наблюдение за свободным взаимодействием детей, социометрия.

Наблюдение позволило зафиксировать взаимоотношения детей по шкале оценки параметров и показателей, разработанной Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [10]. При его организации и проведении основное внимание было обращено на следующие показатели поведения старших дошкольников:

— инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

— чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

— преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Результаты наблюдения, полученные в ходе эксперимента с использованием методики «Шкала оценки параметров и показателей», отражены в таблице.

Результаты наблюдения по шкале оценки параметров и показателей

Оценка критерия Доля оценок, %

Инициативность:

отсутствует 18

слабая 28

средняя 29

высокая 25

Чувствительность к воздействиям сверстника:

отсутствует 21

слабая 36

средняя 18

высокая 25

Преобладающий эмоциональный фон:

негативный 7

нейтрально-деловой 32

позитивный 61

Таким образом, результаты наблюдения наглядно демонстрируют процент дошкольников с разной инициативностью, с разным уровнем чувствительности к воздействиям сверстника, а также с разным преобладающим эмоциональным фоном (от негативного, нейтрально-делового до позитивного).

Кроме того, велось наблюдение за содержанием игр дошкольников в целом: за игрой небольшой группы детей, а также одного, отдельно играющего ребенка. Использовалась методика «Оценка неблагополучия ребенка в группе». Эта форма наблюдения была выбрана по той причине, что она позволяет выявить возможный дискомфорт у дошкольника в процессе его общения со сверстниками. Основной целью наблюдения за взаимоотношениями между старшими дошкольниками было получить ответы на следующие вопросы: каков характер взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста? между какими детьми существуют хорошие взаимоотношения; чем это вызвано? какие дети часто ссорятся между собой; почему это происходит? каких детей часто обижают; почему это происходит?

Наблюдение за общением детей позволило получить в целом представление об этом процессе в группе во время их свободного взаимодействия. Во время наблюдения не только фиксировалось поведение старших дошкольников по указанным выше вопросам, мы старались замечать и описывать реальную, живую картину детского взаимодействия.

Неблагополучие ребенка в группе оценивалось по следующим формам поведения:

— играет в одиночестве;

— сидит в стороне и наблюдает за другими детьми;

— его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу;

— играет только с одним и тем же партнером;

— не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе;

— вступает в конфликт с другими детьми;

— ссорится, обижает других детей;

— плачет;

— жалуется воспитателю;

— намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает игрушки и т. п.).

Наблюдение за деятельностью и поведением старших дошкольников показало, что некоторые дети группы проявляют высокую степень активности в совместной деятельности, но одни из них способны как проявлять инициативу (предлагать тему общей игры, работы, убеждать сверстников в своей правоте, распределять общее задание между всеми участниками и пр.), так и учитывать интересы других, соглашаться, изменяя свои намерения, т. е. занимать позицию равноправного партнерства. Однако количество таких детей довольно невелико.

В процессе наблюдения было замечено, что другие дети также достаточно активны в воздействиях на сверстников, но не умеют считаться с мнением других, не хотят принимать их предложения, зачастую не могут аргументированно объяснить причины своего несогласия, вступают в конфликты, что порой без вмешательства взрослого приводит к распаду общей деятельности. Следовательно, у них необходимо воспи-

133

134

тывать ориентир на действия, замыслы и состояние партнеров, формировать доброжелательность к сверстникам, учить видеть в их предложениях целесообразность, стремление к получению качественного общего результата.

Наблюдение за взаимоотношениями детей в свободной деятельности также показало, что определенная часть детей недостаточно активны как в воздействиях на партнеров, так и в умении отстаивать свое мнение, при необходимости возражать инициаторам. Причины такого поведения различны. Так, одни дети в силу своей нерешительности, неумения обосновывать ценность своих предложений не могут проявить инициативы, но с желанием принимают предложения инициаторов, охотно включаются в общее дело, выполняют его с интересом, радуются общему успеху. Другие же дети пассивно следуют советам или предложениям инициаторов, не возражают им, но своего отношения к деятельности и партнерам не проявляют. Здесь обнаруживается неумение вступать в общение со сверстниками, поддерживать деловое общение, а также недостаточный интерес к совместной деятельности, к взаимодействию с ровесниками.

Благодаря наблюдению появилась возможность описать конкретную картину взаимодействия старших дошкольников, которая дала большое количество интересных фактов, отражающих взаимодействие старших дошкольников в естественных для них условиях детского сада. Наблюдение за взаимодействием детей этой возрастной категории позволило получить общее представление о процессе их взаимодействия в группе во время свободной деятельности. Вместе с тем результаты наблюдения по методике «Оценка неблагополучия ребенка в группе» наглядно представляют наличие или отсутствие возможного дискомфорта у детей в процессе общения.

Также нами использовался метод социометрических измерений, который предназначен для диагностики межличностных и межгруппо-вых отношений в целях их измерения. Одна из задач социометрии в проведенном исследовании — изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Для выявления особенностей взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста использовалась методика «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова), которая соответствует возрастным особенностям дошкольников от четырех до семи лет. В данной методике старший дошкольник в воображаемых ситуациях осуществлял выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Во время индивидуального интервью каждому ребенку данной группы детского сада показывался рисунок корабля, после чего задавались следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Результаты социометрии, полученные в ходе эксперимента с использованием методики «Капитан корабля», отражены на рисунке.

135

Рис. Статусная структура (в %) личных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

В связи с вышесказанным можно отметить, что в современной педагогике и психологии появилась потребность гармонизировать процесс воспитания с целью формирования позитивных новообразований в личности ребенка. Необходимо формировать между детьми доброжелательные взаимоотношения. Следовательно, готовность будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в нынешних условиях развития общества не вызывает сомнений и требует специальных знаний, умений, навыков, ресурсов.

В современных детских образовательных учреждениях работа по формированию взаимоотношений между детьми представляет собой весьма бессистемное направление деятельности педагога-психолога. Можно даже утверждать, что деятельность, связанная с взаимоотношениями детей, не осуществляется. Вместе с тем в теории и практике не получили должного освещения такие вопросы, как системное формирование готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками, содержание образовательного процесса, его методическое и технологическое обеспечение.

Кроме того, деятельность по формированию взаимоотношений между детьми и их совершенствованию осложняется недостаточностью соответствующих теоретических разработок и методических рекомендаций, отсутствием научно обоснованной системы подготовки студентов к практической деятельности по данному направлению. Поэтому формирование готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников приобретает в современных условиях особое значение. Анализ специальной литературы показывает, что в педагогической теории и практике данная проблема до сих пор не исследовалась; нет системы целенаправленного развития вышеобозначенной готовности, не изучены психологопедагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности будущего специалиста к работе по совершенствованию

136

взаимоотношений между старшими дошкольниками. Недостаточно раскрыты и такие важные аспекты, как разработка специальных программ, методических пособий, специальной системы обучения по формированию готовности будущих специалистов к названной деятельности. Практически отсутствуют научные исследования, рассматривающие вопросы формирования устойчивого профессионального интереса студентов к проблеме совершенствования взаимоотношений старших дошкольников. Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что система работы по данному направлению не разработана как компонент содержания педагогического образования.

Из всего вышесказанного вытекает необходимость применения накопленного до настоящего времени научного теоретического и практического опыта для создания системы методов, форм и способов работы по формированию готовности будущего специалиста к деятельности по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М., 1983.

2. Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. М., 2007.

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2005.

5. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / / Дошкольное воспитание. 2009. №1. С. 11 — 17.

6. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. Л. А. Венгера. М., 1975.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.

8. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004.

9. Смирнова Е. О. Детская психология. М., 2003.

10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.И. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.

11. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. М., 1984.

12. Hill M., Tisdall K. Children and Society. Longman, 1997.

13. Konner M. The Evolution of Childhood. Relationships, Emotion, Mind. The Belknap Press of Harvard University Press, 2010.

14. Semrud-Clikeman M. Social Competence in Children. Springer, 2007.

Об авторе

Марина Сергеевна Краковская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: МKrakovskaya@kantiana.ru

About author

Marina Krakovskaya, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: МKrakovskaya@kantiana.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.