УДК 378: 377. 031
М. С. Краковская
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются различные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на формирование готовности будущих специалистов к данному виду работы. Разработана и внедрена модель формирования вышеназванной готовности и доказана ее эффективность.
This article describes various aspects of the preparation of future specialists for working towards the improvement of relationships between children of pre-school age and reports the results of scientific experiments aimed at the formation of future specialists' readiness for working towards improving relationships between children of pre-school age. The author proposes a model of such readiness and proves its effectiveness.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, модель формирования готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоот-
© Краковская М. С., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 151 — 158.
152
ношений между детьми старшего дошкольного возраста, работа по совершенствованию взаимоотношений, готовность.
Key words: professional training, model of preparing future specialists for working towards the improvement of relationships between children of pre-school age, work towards the improvement of the relationships, readiness.
В настоящее время необходим такой специалист, который не только обладает совокупностью определенных знаний, но и владеет способами реализации технологий гуманизации, сотрудничества и диалогичности в работе с детьми дошкольного возраста.
Известно, что важную роль в жизни старших дошкольников (5,5—6 лет) играет их контакт со сверстниками. Но на сегодняшний день не в полной мере используется большой потенциал воспитания, особенно в вопросах, касающихся взаимодействия детей. Отмечается, что на уровне дошкольного образования отсутствует должное воспитание по вопросам гуманного контакта друг с другом, развития доброжелательных взаимоотношений между ними, что во многом является причиной низкого уровня общения детей.
При всей глубине и разносторонности современного профессионального образования в системе подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности остается нерешенной проблема формирования у них необходимых компетенций, обеспечивающих эффективность работы по совершенствованию контактов старших дошкольников.
Анализ научной литературы показал, что взаимоотношение — это сложный, многоплановый феномен, отражающий характер взаимодействия между людьми. В ряде изученных нами работ психологические отношения трактуются как «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [3, с. 16]; «взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия» [4, с. 5]; «личностно значимое эмоциональное, образное и интеллектуальное (когнитивное) отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние и допускает взаимность» [2, с. 21].
Кроме того, взаимоотношения — это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [5, с. 295].
Что касается контактов старших дошкольников, то «личные взаимоотношения, которые представляют собой субъективно значимое
эмоционально-когнитивное личностное отражение человека человеком, уже на уровне дошкольного возраста складываются в относительно самостоятельную подсистему, функционирующую в системе внутригрупповых взаимоотношений» [2, с. 391].
На наш взгляд, в современных реалиях взаимодействие между детьми на этапе старшего дошкольного возраста приобретает особое значение, так как способность человека установить дружеские связи с окружающими во взрослой жизни напрямую зависит от того, как он это делал в детстве. Поэтому осознание важности складывающихся между детьми взаимоотношений позволяет ввести целенаправленную профессиональную подготовку студентов и магистрантов педагогического вуза как компетентных специалистов с максимальным уровнем готовности к работе по совершенствованию контактов старших дошкольников.
Понятие готовности к какому-либо виду деятельности в научной литературе имеет неоднозначную интерпретацию, поэтому на современном этапе в трактовке данного термина наметились два подхода: во-первых, готовность как определенное психическое состояние (близкое к понятию оперативного покоя по А. А. Ухтомскому); во-вторых, как сложное личностное образование (профессионально важное качество индивида), многоплановая и многоуровневая
структура качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять деятельность.
Различные трактовки готовности обусловлены разнообразными подходами к определению ее сущности. Так, некоторые авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне, другие — на функциональном, то есть принимают за основу состояние психических функций индивида.
Одни исследователи считают данное понятие условием благополучного выполнения деятельности, избирательной активностью, настраивающей личность на будущую деятельность, первичным фундаментальным требованием успешного ее выполнения. Другие же (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович) определяют готовность как «существенную предпосылку целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности, как особое психологическое состояние, которое помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Профессиональная готовность студентов складывается из идейной, нравственной, психологической, деловой и физической готовности. Психологическая готовность центрирует все виды готовности и выражается в единстве профессионально важных качеств и настроя на будущую деятельность» [1, с. 314].
153
154
Проблема готовности к какому-либо виду деятельности является психологической по предмету исследования и педагогической по средствам ее формирования. Следовательно, значимой для нашего исследования стала конкретизация понятия готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Мы определяем данное понятие как сложное структурное образование, состоящее из мотивационного (наличие потребности в достижении, мотивации профессиональной деятельности, направленность личности), когнитивного (теоретические знания о взаимосвязях старших дошкольников, диагностике, способах и направлениях их совершенствования), деятельностного (умения, навыки и способности в работе по улучшению взаимоотношений старших дошкольников) и коммуникативного (уровень и умение общительности, принятие других) компонентов.
В исследовании нами разработана и научно обоснована модель формирования готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Данная модель включает в себя следующие блоки: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Конечным результатом при этом является сформированная готовность к работе по данному направлению, ее максимальный уровень.
Содержательный блок модели основывается на принципах научности, системности, профессиональной направленности, интеграции. Специальный курс «Работа по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста» включает три части:
1. Взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста как объект работы педагога-психолога.
2. Диагностика взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
3. Способы и направления совершенствования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Процессуальный блок предполагает проектирование специальной педагогической технологии по формированию готовности будущих специалистов к данной работе, направленной на формирование всех компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного.
Результативный блок предполагает наличие трех уровней готовности: минимального, стабильного, максимального и как результат — будущих специалистов со сформированной готовностью к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников.
Разработанная модель — отражение изучаемого явления как целостной образовательной системы, результатом которой выступает сфор-мированность основных компонентов готовности будущих специалистов к данному вицу работы.
Теоретическое исследование и анализ педагогического опыта позволил выявить комплекс психолого-педагогических условий исследуемого процесса, который, на наш взгляд, способствует формированию вышеназванной готовности. К нему относятся: становление готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников, которое должно рассматриваться в качестве цели обучения студентов и магистрантов в вузе; опора на системный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы при формировании этой готовности; проектирование специальной педагогической технологии по становлению данной готовности.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в соответствии с требованиями современной методологии и было направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы, реализацию поставленных задач и выявление эффективности разработанной модели формирования готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Для апробации были взяты группы студентов и магистрантов Института современных образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта. Исследованием было охвачено 32 обучающихся (18 студентов третьего курса очного отделения направления «Педагогика», профиль «Детская практическая психология»; 14 магистрантов первого курса очного отделения направления «Педагогика», специальность «Дошкольное образование»).
Для проведения опытно-экспериментальной работы студенты третьего курса и магистранты первого курса были разделены на две группы (одна — экспериментальная (ЭГ), а другая — контрольная (КГ)). Разделение групп осуществлялось с целью проведения двух мини-исследований в связи с разноуровневыми категориями испытуемых (студенты и магистранты). Таким образом, были сформированы КГ и ЭГ студентов и магистрантов. В КГ и ЭГ студентов оказалось по девять испытуемых, а в КГ и ЭГ магистрантов — по семь.
В ЭГ осуществлялась реализация модели формирования готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками. В КГ образовательный процесс протекал по традиционной программе.
Исходя из того что основным показателем эффективности функционирования разработанной модели является уровень готовности к данному типу работы, переход от минимального к максимальному уровню, проводилось сравнение результатов начального и контрольного срезов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы количество студентов и магистрантов, имеющих минимальный уровень готовности к работе по совершенствованию взаимоотношений старших дошкольников, снизи-
155
156
лось в ЭГ студентов на 39,7%, магистрантов — на 47,5%. Количество студентов и магистрантов, находящихся на стабильном уровне, увеличилось в ЭГ студентов на 7,6%, магистрантов — на 10,2%. Кроме того, процент студентов ЭГ и магистрантов ЭГ также увеличился: студентов — на 32,1 %, а магистрантов — на 37,3 % (результаты представлены в табл. 1, 2 и на рис. 1, 2).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей сформированности готовности студентов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, %
Уровень готовности (этап) Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Мини- мальный Стабиль- ный Макси- мальный Мини- мальный Стабиль- ный Макси- мальный
Констатирующий 62,5 30 7,5 61 31 8
Контрольный 22,8 37,6 39,6 57,5 34,2 8,9
Из таблицы 1 видно, что на контрольном этапе эксперимента стабильный уровень готовности обнаружен у 30 % студентов в ЭГ и 31 % — в КГ. Максимальный уровень — у 39,6 % студентов в ЭГ против 8,9 % — в КГ. Минимальный же — 22,8 % в ЭГ против 57,5 % — в КГ. Итак, после проведения формирующего эксперимента очевидны значительные изменения в уровне готовности студентов. Результаты, полученные нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, с помощью гистограммы представлены нами в наглядной форме (рис. 1).
Минимальный Стабильный Максимальный
уровень уровень уровень
□ Уровень готовности на констатирующем этапе эксперимента
□ Уровень готовности на контрольном этапе эксперимента
Рис. 1. Уровень готовности студентов ЭГ на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы
----
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей сформированности готовности магистрантов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного, %
Уровень готовности (этап) Экспериментальная г руппа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
Мини- мальный Стабиль- ный Макси- мальный Мини- мальный Стабиль- ный Макси- мальный
Констатирующий 59,5 29,8 10,7 58 30 12
Контрольный 12 40 48 57,1 31 12
157
Из таблицы 2 видно, что на контрольном этапе эксперимента стабильный уровень готовности обнаружен у 40% магистрантов в ЭГ и 31% — в КГ. Максимальный уровень — 48 % магистрантов в ЭГ против 12 % — в КГ. Минимальный же — 12% в ЭГ против 57,1 % — в КГ. Итак, после проведения формирующего эксперимента очевидны значительные изменения в уровне готовности магистрантов. Результаты исследования, полученные нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, с помощью гистограммы представлены нами в наглядной форме (рис. 2).
Рис. 2. Уровень готовности магистрантов ЭГ на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы
Для подтверждения значимости изменений были применены методы математической статистики, которые свидетельствуют о важности полученных в эксперименте результатов.
На основе сравнительного анализа срезов по каждому критерию уровня готовности будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между старшими дошкольниками можно сделать вывод о положительных результатах, полученных после проведения формирующего эксперимента. Их количественное и качественное исследование позволило подтвердить выдвинутые нами предположения и показало эффективность разработанной модели.
158
Таким образом, профессиональная подготовка будущих специалистов должна быть ориентирована на формирование их готовности к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Вместе с тем эффективное становление данной готовности возможно при соблюдении выделенного нами комплекса психолого-педагогических условий, когда ее формирование рассматривается в качестве цели обучения студентов и магистрантов в вузе, осуществляется опора на системный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы и спроектирована специальная педагогическая технология по развитию вышеобозначенной готовности. Реализация модели ее формирования позволила достичь цели и решить задачи научного исследования.
Список литературы
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
3. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. ; Воронеж, 1995.
4. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2005.
Об авторе
Марина Сергеевна Краковская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
Marina Krakovskaya, MA, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]