№ 1,2000
материала, перенеся его на старшие курсы. Вторая ступень (IV - V курсы) - подготовка инженера. Здесь, наоборот, специальные дисциплины даются в меньшем объеме по сравнению с традиционным учебным планом вуза, зато усиливается общетеоретическая подготовка.
Суммарный объем подготовки инженера по ступенчатой системе не меняется, но за счет указанного перераспределения дисциплин достигается значительное сближение учебных планов колледжа и вуза. Ступенчатая система подготовки инженера имеет и другие преимущества, такие, как более глубокая мотивация обучения, тесная связь общетеоретических и специальных дисциплин, возможность для студента прекратить обучение после окончания первой ступени и др.
В Тольяттинском политехническом институте (ТолПИ) накоплен 10-летний опыт обучения студентов по ступенчатой системе. Институтом совместно с Тольят-тинским политехническим колледжем,
Техническим колледжем ВАЗа, димитрив-градским техническим колледжем разработаны учебные планы подготовки техника - младшего инженера - инженера. В соответствии с этими планами студент колледжа за 4 года обучения осваивает весь учебный материал I - III курсов ТолПИ. После этого он при условии успешной сдачи вступительных экзаменов зачисляется на IV курс ТолПИ без каких-либо задолженностей перед учебным планом вуза.
На специальности 120001 «Технология машиностроения» состоялось уже два выпуска инженеров, подготовленных по интегрированным учебным планам «колледж - вуз». Государственная аттестационная комиссия отметила, и оценки по защите дипломного проекта подтверждают это, что подготовка инженеров по такой системе по крайней мере не хуже традиционной. Это дало основание распространить подготовку инженеров по данной системе и на другие специальности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК ЗВЕНО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э.Л.ФАЙБУСОВИЧ, профессор Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов Е.Я.ЧЕРНИКОВА, доцент Российского государственного педагогического
университета им. А.И.Герцена К.Ф.ШИЯНСКАЯ, доцент Санкт-Петербургского университета водных
коммуникаций
Длительное время основным в работе средней школы была подготовка выпускников к поступлению в высшие учебные заведения, даже если официально провозглашались другие цели. Именно по числу выпускников, поступивших в вузы, оценивается (и прежде всего учениками и их родителями) качество подготовки в школе. А известный Фонд Сороса оценивает работу школьных учителей на основе отзывов выпускников, ставших студентами престижных вузов.
При всем том продолжает расширяться зазор между школьной подготовкой абитуриентов и требованиями к ним, предъявляемыми вузами. И дело здесь не в
одной только недостаточной подготовленности к сдаче вступительных экзаменов по той или иной дисциплине. У значительной части абитуриентов отсутствуют опорные знания, необходимые для изучения вузовских дисциплин, навыки интеллектуальной деятельности.
По нашим наблюдениям, в том числе и над выпускниками элитарных средних учебных заведений, молодые люди в основном владеют формальной (по И.Канту), т.е. языковой (хорошее знание иностранного языка, умение работать с персональным компьютером), эрудицией. Русский язык усваивается на уровне достаточной грамотности письменной речи, но без уме-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙ
ния самостоятельно строить фразы, адекватно отражающие понимание изучаемого материала, собственные выводы. Многие склонны к механическому заучиванию текстов, без проникновения в их суть. Даже изучающие высшую математику студенты стремятся все вычисления делать только с помощью калькулятора, не чувствуя порядка величин.
Реальная эрудиция выпускников, по существу, по всем школьным курсам низка. Отход от единого стандарта образования приводит к тому, что в некоторых школах в старших классах не преподается курс экономической и социальной географии мира (или излагается в рамках интегрированных курсов и в сокращенном объеме). Знания, получаемые по предметам на более ранних ступенях обучения, к моменту поступления в вуз улетучиваются почти полностью. Это относится и к географии. Студенты негеографических вузов очень плохо ориентируются по карте, не умеют читать условные знаки.
Изучение сложных теоретических вопросов в вузе крайне затрудняется низкой географической грамотностью выпускников школы, слабым знанием ими фактического материала школьного курса.
Можно утверждать, что советская школа 40—50-х годов с ее жесткой стандартизацией обучения давала выпускникам достаточный объем знаний для поступления в вуз, да и позднее дополнительная подготовка, репетиторство требовались только для слабоуспевающих, болеющих или нерадивых школьников. Высокая же успеваемость в школе практически гарантировала успешное поступление (и в дальнейшем обучение) в вузе.
В наши дни очень многие школы не в состоянии дать необходимую подготовку своим выпускникам. В причины этого явления мы не будем вдаваться, они требуют специального обсуждения. Но одну из причин усиления разрыва между средней и высшей школой мы все же укажем. Вузы получили право модификации программ для поступающих с учетом своей специфики, тогда как раньше программы были стандартными, едиными для всех (в прошлом исключительно государственных) вузов. Естественно, что никакая средняя школа не может учесть требования всех
вузов, в которые собираются поступать ее выпускники. Да и сами средние общеобразовательные учебные заведения работают по разным учебным планам, вариативным программам и альтернативным учебникам.
Именно на почве недоработок средней школы стихийно возникло и развилось частное репетиторство. Откликаясь на требование времени, вузы создали «легальные» подготовительные отделения. Сначала это были аналоги «рабфаков», готовившие к поступлению в вузы молодежь из семей рабочих и колхозников, тех, кто отслужил в Советской Армии или имел перерыв в образовании по иной причине. Многие из этих "рабфаков" переросли в современные подготовительные отделения, курсы при вузах, но уже на платной основе. С одной стороны, такой способ интегрирования среднего и высшего образования представляется более удачным по сравнению с частным репетиторством. С другой стороны, это в известной мере выглядит нарушением конституционного права на бесплатное образование. Если раньше плата репетитору была как бы штрафом за нерадивость и слабые способности школьника, то теперь плата за курсы - штраф за недоработки школы.
Но поскольку создание разветвленной системы подготовительных курсов как формы связи средней и высшей школы стало фактом, это требует разработки методики обучения для стихийно возникшей формы дополнительного образования.
Нами рассматривается узкий вопрос обучения экономической и социальной географии на подготовительных курсах при Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций частично на основе личного опыта подготовки абитуриентов для поступления на экономический факультет.
Знание экономической географии требуется для поступления в вузы или на факультеты экономического профиля (к сожалению, не все). При постановке этого курса на подготовительном отделении слушатели и преподаватели сталкиваются со многими трудностями. Основная их часть носит объективный характер. Прежде всего назовем сильный цейтнот у слушателей. Главным образом, это школьники выпускных классов, которые вынуж-
№ 1, 2000
дены совмещать большую нагрузку в школе с вечерними занятиями на курсах — и не по одной географии - минимум три ве-
чера в неделю (не считая консультаций) по четыре академических часа. В условиях огромного города каждое посещение курсов означает потерю еще минимум двух часов на дорогу.
По существу, слушатели не могут в таких обстоятельствах закреплять полученные на курсах знания домашней подготовкой. Но и для разучивания материала непосредственно на занятиях времени почти нет. В 80 ч необходимо вместить содержание двух школьных курсов (экономической и социальной географии России и мира), которые изучаются в школе в те-
[вух лет, плюс восстановить в памяти опорные знания по физической географии. Курс географии России, который проходят в 8—9-х классах, к 11-му оказывается почти полностью забытым, а география зарубежных стран (10-й класс) во многих школах,, как уже отмечалось, вообще не изучается.
Таким образом, на занятиях происходит не столько «реанимация», обновление полученных раньше знаний, сколько изучение их заново, но в более тяжелых условиях — с учетом реально ограниченной возможности выполнения домашних заданий, текущей проверки, самостоятельной работы с источниками. Основной функцией (по доле отводимого на аудиторные занятия времени) преподавателя становится выдача информации. Но слушатели фиксируют информацию с большим трудом, так как многие не владеют навыками конспектирования устной речи. Трудно применить на занятиях испытанный способ работы с учебником, атласом. Слушатели имеют в своем распоряжении разные (альтернативные) учебники и атласы. Каждый из них обладает очевидными достоинствами, но излагается в них материал по-разному.
ф
Рядом издательств выпущены специально для поступающих в вузы неплохие пособия. Назовем некоторые, вышедшие в последние годы: Баринова И.И., Дро-
нов В.П., Ром В.Я. Готовимся к экзамену по географии. Ч. 2. Физическая и экономическая география России. М., 1998;
Родионова И.А., Бунакова Т.М.
нова И.А., Бунакова Г.М. Экономическая география. М., 1998. Пособия с тестами и справочными материалами подготовили Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов A.C. (1996), Горбанев В.А.
(1997), Глушкова В.Г., Симагин Ю,А. (1996), Климанов В.В., Климанова O.A.
(1998).
Указанные и другие пособия могут использоваться слушателями подготовительных курсов. Но нет уверенности, что экзаменаторы будут ориентироваться на какие-то из них. А география — не математика, на многие вопросы (исключая простые тесты) однозначных ответов просто нет.
Выход видится в создании каждым крупным вузом учебно-методического комплекса по дисциплине для поступающих с учетом особенностей подготовки специалистов в нем, прежде всего для слушателей подготовительных курсов. Кстати говоря, слушателям это обойдется дешевле, чем комплект школьных учебников, атласов, пособий, необходимых для подготовки к экзаменам. Этим же обеспечивается единообразие требований, предъявляемых к абитуриентам в данном вузе. В то же время могут быть расширены вопросы, важные для подготовки по определенной специальности (транспортного, сельскохозяйственного вуза).
В основу комплекса могут быть положены брошюра, включающая адаптированную к потребностям вуза программу (созданную на основе стандарта), методические рекомендации общего характера и конкретные по излагаемым темам, контрольные работы, образцы используемых на экзаменах билетов, проверочных текстов, список необходимой литературы.
Примером такого рода издания является пособие «Экономическая география» (Владимир, 1998) В.В.Кузнецова, О.Б.Ду-бина для специальности «Менеджмент». В состав пособия включен список обязательной географической номенклатуры — около 125 названий по географии мира и более 180 — по географии России, не считая географии своей (Владимирской) области. Ценным является включение в приложения десяти типовых планов характеристики
j
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
различных объектов (отрасли промышлен- ва.. Необходимый минимум требований к
ности, экономического района и т.п.).
Представляется верным решение о том, что экзамен по географии должен со-
письменной тес-
стоять из двух частей — товой проверки (преимущественно знаний фактического материала) и устных ответов на теоретические или требующие развернутой систематизированной характеристики объекта вопросы. Желательно, чтобы специальные задания в билетах проверяли не только знания, но и географические умения абитуриентов.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о приемах установления межпредметных связей — с 'историей, физикой, химией, биологией. Особенно это важно для понимания принципов основных производственных процессов в электроэнергетике, черной металлургии, химической промышленности, животноводстве. Неожиданно очень слабыми оказались знания абитуриентов, так сказать, "бытового уровня“, например, о количестве электрической энергии, потребляемой семьей в месяц. Без этих знаний трудно понять принципы размещения предприятий соответствующих отраслей народного хозяйст-
установлению межпредметных связей следует включить в программу.
В комплекс должны входить необходимые для аудиторных занятий раздаточные дидактические материалы в сочетании с аналогичными стенными таблицами, схемами (то же касается и набора стенных тематических карт, используемых на занятиях).
Самостоятельным и очень сложным является вопрос о содержании учебнометодического комплекса для дистанционного обучения на подготовительных курсах. Для начала это могут быть рассылаемые слушателям методические указания, контрольные задания и рекомендации к их выполнению. В перспективе, видимо, станет возможным использование для этих целей системы 1пГете1, а также составление специальных обучающих и контролирующих программ для персональных компьютеров.
Наличие учебно-методического комплекса сделает более эффективными занятия на подготовительных курсах и поможет делу интеграции средней и высшей школы.
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
член-корреспондент МАИ ПО
института
М.Ш.МАЗИТОВ, декан факультета непрерывного образования Соликамского
Соликамский государственный педагогический институт был создан в сложное для высшего образования время: первый набор студентов в вуз относится к 1991 г. В новых социальных и экономических об-
института
города» (в Соликамске со стотысячным населением — один вуз, четыре средних профессиональных заведения). Для активизации внеучебной деятельности студентов, расширения форм работы с абитури-
стоятельствах необходимостью стало не ентами городских и, особенно, сельских
только постоянное обновление образова- школ, переподготовки работников образо-
тельного
тельской
процесса, научно-исследова-еятельности, но и создание
способных
структурных подразделении, быстро и адекватно реагировать на запро-
вания по инновационным программам в 1994 г. в институте был открыт факультет непрерывного образования (ФНО). Основной целью его деятельности стало созда-
сы региона, образовательных учреждений ние гибкой модели непрерывного образо-
различноро типа с учетом особенностей вания, соединяющей в себе довузовский,
функционирования вуза в режиме самораз- вузовский (параллельный основному) и
вивающейся системы и в условиях «малого послевузовский этапы обучения и повы-