ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
различных объектов (отрасли промышлен- ва.. Необходимый минимум требований к
ности, экономического района и т.п.).
Представляется верным решение о том, что экзамен по географии должен со-
письменной тес-
стоять из двух частей — товой проверки (преимущественно знаний фактического материала) и устных ответов на теоретические или требующие развернутой систематизированной характеристики объекта вопросы. Желательно, чтобы специальные задания в билетах проверяли не только знания, но и географические умения абитуриентов.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о приемах установления межпредметных связей — с 'историей, физикой, химией, биологией. Особенно это важно для понимания принципов основных производственных процессов в электроэнергетике, черной металлургии, химической промышленности, животноводстве. Неожиданно очень слабыми оказались знания абитуриентов, так сказать, "бытового уровня“, например, о количестве электрической энергии, потребляемой семьей в месяц. Без этих знаний трудно понять принципы размещения предприятий соответствующих отраслей народного хозяйст-
установлению межпредметных связей следует включить в программу.
В комплекс должны входить необходимые для аудиторных занятий раздаточные дидактические материалы в сочетании с аналогичными стенными таблицами, схемами (то же касается и набора стенных тематических карт, используемых на занятиях).
Самостоятельным и очень сложным является вопрос о содержании учебнометодического комплекса для дистанционного обучения на подготовительных курсах. Для начала это могут быть рассылаемые слушателям методические указания, контрольные задания и рекомендации к их выполнению. В перспективе, видимо, станет возможным использование для этих целей системы 1гиете1, а также составление специальных обучающих и контролирующих программ для персональных компьютеров.
Наличие учебно-методического комплекса сделает более эффективными занятия на подготовительных курсах и поможет делу интеграции средней и высшей школы.
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
член-корреспондент МАИ ПО
института
М.Ш.МАЗИТОВ, декан факультета непрерывного образования Соликамского
Соликамский государственный педагогический институт был создан в сложное для высшего образования время: первый набор студентов в вуз относится к 1991 г. В новых социальных и экономических об-
института
города» (в Соликамске со стотысячным населением — один вуз, четыре средних профессиональных заведения). Для активизации внеучебной деятельности студентов, расширения форм работы с абитури-
стоятельствах необходимостью стало не ентами городских и, особенно, сельских
только постоянное обновление образова- школ, переподготовки работников образо-
тельного
тельской
процесса, научно-исследова-еятельности, но и создание
способных
структурных подразделении, быстро и адекватно реагировать на запро-
вания по инновационным программам в 1994 г. в институте был открыт факультет непрерывного образования (ФНО). Основной целью его деятельности стало созда-
сы региона, образовательных учреждений ние гибкой модели непрерывного образо-
различноро типа с учетом особенностей вания, соединяющей в себе довузовский,
функционирования вуза в режиме самораз- вузовский (параллельный основному) и
вивающейся системы и в условиях «малого послевузовский этапы обучения и повы-
шения квалификации, подготовки к поступлению в вузы различной профессиональной направленности: от технических до узкоспециализированных, как, например, институт искусства и культуры.
Объединение в рамках одной структурной единицы многообразной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг позволяет студенту за время обучения на каком-либо факультете получить востребованную специализацию или квалификацию по широкому спектру профессий, что значительно повышает социальную защищенность выпускника, создает необходимые условия для удовлетворения возрастающих образовательных потребностей населения в период экономического межвременья, отвечает интересам региона в подготовке необходимых кадров.
В структуре довузовской подготовки, выполняющей роль переходного звена из школы в вуз, предусмотрены различного вида подготовительные курсы (годичные, полугодовые, вечерние, очно-заочные, дистанционные, предэкзаменационные, экспресс-курсы по индивидуальным пожеланиям абитуриентов). Занятия по учебным программам объемом от 40 до 200 ч проводятся на базе института, Центра на-учно-технического творчества молодежи г. Березники, находящегося в 36 км от Соликамска, базовых площадках г.
Чердынь и Красновишерск (до них около 100 км), на которых собираются ученики сельских школ соответствующих районов.
Для школьников организуются репетици-
й
онные экзамены, моделирующие реальную обстановку вступительных испытаний, что позволяет психологически подготовить их к стрессовым ситуациям в период приемной кампании.
В практику деятельности ФНО вошли семинары для учителей старших классов школ, знакомящие с основными требованиями к знаниям и умениям абитуриентов, структурой билетов, особенностями письменных испытаний, логикой подходов к оценке знаний, умения строить ответ, самостоятельности мышления, использования внеучебного материала. Некоторые из учителей — специалистов высшей категории, постоянно сотрудничающих с кафедрами вуза, привлекаются к работе на кур-
сах и в предметных экзаменационных комиссиях вуза. Занятия на курсах позволяют выпускникам школ не только получить качественную подготовку к вступительным экзаменам, но и облегчить адаптацию к вузовской системе преподавания.
В последние годы, учитывая пожелания родителей и органов управления образования сельских районов, ухудшение преподавания математических дисциплин в школе, факультет начал осуществлять целенаправленную подготовку старшеклассников Верхнекамья по математике к поступлению в разнопрофильные вузы в режиме заочной школы и воскресных курсов. В процессе обучения каждый слушатель курсов прикрепляется к преподавателям СГПИ, которые руководят его самостоятельной работой, осуществляют проверку и рецензирование присылаемых материалов. Такая практика отражена в договорах института с гимназией № 2 г. Алек-сандровска, со школами Чердынского и Красновишерского районов. Слушателям предоставляется информация о выбранном ими учебном заведении, особенностях вступительных испытаний, правилах приема, учебных программах, а также методика определения склонности к той или иной сфере профессиональной деятельности, проводится тестирование.
Основу занятий на очно-заочных курсах в г. Березники составляет самостоятельная работа слушателей по специально разработанным методическим пособиям, содержащим краткое изложение теоретического материала, примеры выполнения типовых заданий с рекомендациями опытных преподавателей. Проводятся индивидуальные консультации, после детального разбора выполненных заданий фиксируются ошибки, выявляются их причины, даются четкие рекомендации по исправлению недочетов с указанием необходимой учебной или специальной литературы, подбирается алгоритм выхода на оптимальный уровень знаний.
Традиционной формой согласованной с органами образования работы ФНО стали совмещенные экзамены. Уровень сложности и форма их проведения соответствуют установленным для СГПИ требованиям. Члены предметных экзаменацион-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
зеями, географическими и природными памятниками.
СГПИ связывают договорные отношения с гимназиями № 1 и № 2 Соликам-
ных комиссий института работают вместе со школьными учителями. При этом оценка, полученная учеником за ответ, может не соответствовать выставляемой в аттестате, что связано с разными требованиями ска. В совместной деятельности с коллек-
школьных и вузовских работников. Если тивом гимназии № 1 определились три ос-
для одних важен конечный результат освоения программы, то другие учитывают возможность дальнейшего успешного обучения в вузе, умение оперировать имеющимися сведениями, самостоятельно мыслить. Система совмещенных экзаменов перспективна и позволяет более качественно проводить отбор абитуриентов. Так, в прошлом году из 150 участников вступительные испытания выдержали 116 выпускников, из них 113 подали документы в наш вуз, подтвердив свой выбор. Было зачислено на различные факультеты 86 чел., что составляет 76 % участвовавших в конкурсе, или 43 % от общего количества первокурсников.
Эффективной поддержкой деятельности ФНО стали работа преподавателей вуза в научных обществах учащихся Соли-
новных направления:
— экспериментальная работа по созданию авторских программ в специализированных классах, составление диагностической карты, отработка механизма конкурсного отбора для обучения в гимназии, отслеживание динамики развития детей, выявление профессиональной направленности выпускников;
— разработка и проведение ведущими преподавателями вуза спецсеминаров и спецкурсов для гимназистов, направленность которых способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, значительному расширению учебного материала, использование на занятиях последних достижений науки;
— ориентация учащихся на научно-исследовательскую работу, проведение
камска и Березников, руководство иссле- экспериментов по микробиологии, валео-
довательской деятельностью школьников, помощь в подготовке докладов на региональных и общероссийских конкурсах, традиционной школьно-студенческой конференции, проводимой в вузе. Лучшие из работ школьников регулярно печатаются в сборниках СГПИ. Многие одиннадцатиклассники постоянно принимают участие в олимпиадах по математике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, биологии, педагогике и психологии: сертификат победителя дает определенные льготы при зачислении на соответствующий факультет.
ФНО стал инициатором проведения совместных творческих каникул учащихся гимназий и классов с углубленным изучением предметов северного региона Прикамья. Такая форма работы с разнообразными игровыми и творческими методами помогает педагогам в общении и обмене опытом, поиске оптимальных путей воспитания и современных педагогических технологий. Ребята же приобретают новых друзей, узнают многое из истории и современной жизни родного края, знакомятся с экономическими, экологическими
логии, медицине, написание статей и рефератов по истории языка, синтаксису, религии, менеджменту, этиологии.
Активно сотрудничает с вузом творческий коллектив гимназии № 2 «Солнечная радуга», значительную часть работников которой составляют выпускники СГПИ. Преподавателями и учителями совместно разработаны оригинальные комплексные программы экономического, экологического обучения и воспитания, изучения иностранного языка с раннего возраста. На базе образовательного учреждения открыта кафедра игровых типологий, осуществляется экспериментальная деятельность студентов разных специальностей, проходит их педагогическая практика. Интересным представляется такой подход к написанию дипломной работы студентом, когда ее тема изначально ориентирована на практические запросы гимназии. Потенциал и перспективность коллектива высоко оценил всемирно известный педагог Шалва Амонашвили.
Изменения требований к современному работнику образования, в парадигме деятельности школ и ДОУ поставили пе-
проблемами области, предприятиями, му- ред ФНО дополнительные задачи, связан-
№ 1, 2000
ные с наиболее полной и разносторонней подготовкой специалиста параллельно с получением им базовой профессии. В вузе создана развернутая система получения дополнительной специальности или специализации с перезачетом тех предметов, которые были изучены при выполнении основной профессиональной программы. При выборе студентом формы обучения и специальности учитываются интересы личности, востребованность профессии, наличие договора с органами образования. На данный момент ФНО предлагает услуги по получению следующих специальностей и специализаций.
Специальности:
1 - экономика,
2 - экология,
образовательные и профессиональные запросы жителей региона, оставшихся без работы или желающих сменить род деятельности, более комфортно вписаться в сложившиеся экономические обстоятельства. Так, по заказу центра занятости готовятся специалисты разного профиля (вос-
ЭВМ
оператор
іля
питатель-гувернер, бухгалтерии, программист, секретарь-референт со знанием иностранного языка и т.п.). Подготовка слушателей на курсах ведется в дневное время по расписанию занятий студентов. Таким образом, курсы органично вписываются в учебный процесс института.
Содержание обучения, виды занятий и формы контроля определяются учебными планами и программами, разработан-
3 - филология (русский язык и литерату- ными исходя из задач курсов в целях обес-
ра),
печения качественной подготовки слуша-
4 - педагогика и методика начального об- телей.
разования,
5 - социальная педагогика,
6 - ИЗО и черчение,
7 - логопедия,
8 - психология,
9 - дошкольная педагогика и психология,
10 - математика,
11 -
1 -
2-
3-
иностранный язык.
Специализации:
валеология в общеобразовательной школе,
информатика в общеобразовательной школе,
физика в общеобразовательной школе,
4 - мировая художественная культура,
5 - преподавание иностранного языка в
ДОУ и начальной школе,
6 - экономика в начальной школе,
7 - экология в начальной школе,
8 - история,
9 - физическая культура и спорт,
10 - коррекционная педагогика,
11 - преподавание математики в классах
математического профиля,
12- преподавание русского языка и литературы в классах гуманитарного профиля.
Большое внимание ФНО уделяет послевузовскому образованию. Для этого СГПИ тесно сотрудничает с Центром занятости населения, оперативно реагируя на
В последнее время внутри факультета произошли некоторые структурные изменения, дифференциация направлений деятельности: созданы центр компьютерного обучения, воскресная школа компьютерной грамотности для детей, центр художественного образования центр повышения квалификации, «Интернет-кафе», психологический абонемент.
С 1998 г. институт активно развивает такую экономически целесообразную форму индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования, как подготовка специалистов по сокращенным программам. Обучение ведется по следующим специальностям: 1) математика, 2) экология, 3) филология, 4) педагогика и методика начального образования, 5) психология, 6) логопедия, 7) социальная педагогика, 8) дошкольная педагогика и психология, 9) экономика.
Региональные особенности, учет предпочтительности обучения студентов рядом с домом, ориентация на выпускника сельской школы, расширение спектра непедагогических профессий диктуют необходимость создания при институте центра высшего профессионального образования через систему представительств государственных вузов Перми и других городов.
В целом в Соликамском государственном педагогическом институте создана
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
динамично развивающаяся, адекватная ляющая реализовать различные профес-
запросам населения и интересам региона сионально-образовательные программы,
система непрерывного образования, позво-
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.П.ПРОКОПЬЕВ, проректор по учебной работе Уральского государственного
университета, профессор
В настоящее время в большинстве стран наука и образование признаны важнейшими приоритетами национальной стратегии выживания и развития. Данное обстоятельство имело следствием впечатляющее развитие образования, которое иногда называют «взрывом образования». Наиболее высокими были темпы развития высшего образования, которое стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и необычайного прогресса знаний. Никогда еще качественный рост высшего образования не был так необходим обществу для его нормального функционирования, развития и экономического, общественного, культурного, духовного и политического процветания, как в настоящее время. Между тем общество не выделяет для высшего образования ресурсы, позволяющие ему удовлетворительным образом выполнять свои задачи на службе того же самого общества. Если это противоречие не удастся устранить, его пагубные последствия серьезным образом отразятся в будущем на жизни каждого.
Как считают эксперты ЮНЕСКО (На пути к «Повестке дня на XXI век» в области высшего образования. Париж, 1998), подобное положение в некоторой мере связано с тенденцией подходить к решению вопросов высшего образования таким образом, будто учебные заведения являют-
зультат, ни его «продукцию» нельзя сравнивать с аналогичными категориями экономики. Оно само по себе является жизненно важной функцией, ключевым сектором и условием существования общества», - констатируют эксперты ЮНЕСКО (там же).
Современную мировую тенденцию к уменьшению роли государства в экономике нельзя автоматически переносить на образование, но тем не менее с начала 80-х гг. в сфере образования во многих странах стали утверждаться рыночные отношения, хотя высшее образование вплоть до этого времени практически было изолировано от действия рыночных механизмов. В 90-е гг. данный процесс усилился, стал распространяться на новые страны, в том числе на страны СНГ В результате, по данным ЮНЕСКО, во всемирном масштабе государственные расходы на одного студента в 1985-1995 гг. снизились с 66,1 до 58,2 % ВНП на душу населения. Причем в наиболее развитых странах этот показатель сократился с 30,5 до 25,5 % ВНП, а в странах переходного периода, включая Россию, - с 26,5 до 21,7 %.
Развитие рыночных отношений в высшей школе вызвано такими причинами, как изменение роли государства в сфере образования и связанная с этим многока-нальность финансирования вузов, а также
ся хозяйственными предприятиями, произ- повышение роли знания в обществе. Обра-
водящими товары на продажу и предоставляющими платные услуги. Такой подход порожден применением к образованию принципов рынка, основанного на свободе выбора и конкуренции. Но законы рынка и логику конкурентной борьбы нельзя применять к высшему образованию. «Образование не отрасль экономики: ни учебный процесс, ни его конечные цели, ни его ре-
зование становится товаром, особенностью которого является то, что выгоды от него получает и человек, потребляющий этот товар, и общество в целом, и конкретные организации.
Говоря о развитии рыночных отношений в вузах, следует отметить, что в наиболее развитых странах, кроме Японии, основным источником их финансирования