Научная статья на тему 'Основные направления политики по отношению к абитуриентам на географическом факультете ПГНИУ'

Основные направления политики по отношению к абитуриентам на географическом факультете ПГНИУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / АБИТУРИЕНТЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОТИВЫ И ПРИЧИНЫ ПОСТУПЛЕНИЙ / HIGH SCHOOL''S APPLICANTS / POLICY IN RELATION TO HIGH SCHOOL''S APPLICANTS / GEOGRAPHICAL FACULTY / MOTIVES AND CAUSES OF MATRICULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучников А. С.

Анализируются и характеризуются географические, информационные и мотивационно-психологические аспекты профориентационной и абитуриентской политики географического факультета ПГНИУ на основе данных социологического опроса студентов дневного отделения факультета, проведенного в 2013/14 учебном году. На базе сделанных выводов предлагаются скорректированные направления политики по отношению к абитуриентам, важные для приемных кампаний на факультете последующих годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS FOR THE POLICY IN RELATION TO HIGH SCHOOL''S APPLICANTS ON THE GEOGRAPHICAL FACULTY OF PERM STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

In the article geographical, informational and motivational aspects of policy in relation to high school's applicants on the geographical faculty of PSNRU are analyzed and characterized by the data of interview of the faculty's full-time course student, carried out in 2013/14. On the basic of sociological conclusions corrected directions for the policy in relation to high school's applicants are offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления политики по отношению к абитуриентам на географическом факультете ПГНИУ»

2014 Географический вестник 4(31)

Географическое образование

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:37.047

A.C. Лучников

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АБИТУРИЕНТАМ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПГНИУ

Анализируются и характеризуются географические, информационные и мотивационно-психологические аспекты профориентационной и абитуриентской политики географического факультета ПГНИУ на основе данных социологического опроса студентов дневного отделения факультета, проведенного в 2013/14 учебном году. На базе сделанных выводов предлагаются скорректированные направления политики по отношению к абитуриентам, важные для приемных кампаний на факультете последующих годов.

Ключевые слова: географический факультет, абитуриенты, профориентационная политика, мотивы и причины поступлений.

Одним из наиболее важных направлений деятельности любого высшего учебного заведения является политика в области взаимодействия с учебными заведениями среднего общего образования и их выпускниками. Каждый вуз заинтересован в привлечении лучших абитуриентов, стремящихся к высокой степени самореализации и творческой активности. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу со школьниками всех классов, постепенно готовя их к поступлению в университет на соответствующие направления обучения.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете политика в отношении поступающих всегда была важной частью деятельности вуза. В советское время она активно проявлялась в виде шефской помощи школам и средним специальным образовательным организациям, профориентационной работы со старшеклассниками, через встречи школьников с преподавателями ПГУ, работу университетских лекторов в обществе «Знание». И хотя эти мероприятия носили системный ежегодный характер, но, на наш взгляд, не были столь необходимыми и финансово затратными, так как статус ПГУ и качество университетского образования сами по себе вызывали высокий интерес у потенциальных студентов к его факультетам.

В силу известных причин в 90-х гг. прошлого столетия абитуриентская политика была не столь активной и разноплановой, а следовательно, прием в университет происходил на том базисе и традициях, что были заложены в предыдущую эпоху. Тем не менее в новых общественно-политических условиях изменилось отношение абитуриентов к системе высшего образования - им был предоставлен выбор. Увеличение количества вузов, гуманитарных и экономических факультетов в непрофильных университетах (например, технических, медицинских вузах), снижение числа абитуриентов в результате снижения рождаемости в последнее десятилетие XX в. создали новые условия жизни классических университетов - необходимость выживания в конкурентной среде. В настоящее время необходимо быть конкурентоспособным не только товарам, услугам и предприятиям, но и регионам, университетам, отдельным коллективам и даже людям. В этой связи абитуриентская политика ПГНИУ приобретает новый смысл и характер действий. На наш взгляд, она должна быть постоянной, обоснованной, четко выстроенной, деятельной, иногда агрессивной, разноплановой, часто креативной, направленной в будущее.

При этом важно понять, что не только вуз должен взять на себя подобные полномочия и организовать соответствующие мероприятия. В арсенале администрации вуза и его специальных органов должны быть функции по созданию общего профиля абитуриентской политики, ее координации, формированию условий ее проведения и контроля за исполнением мероприятий. Большую часть конкретной практической работы должны реализовывать отдельные факультеты ПГНИУ, так как школьники выбирают не просто вуз, они выбирают отдельные специальности и направления обучения [1]. Факультеты, по нашему мнению, имеют значительно больше

©Лучников A.C., 2014

Лучников Андрей Сергеевич, старший преподаватель кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; [email protected]

Географическое образование возможностей взаимодействовать с конкретными учебными заведениями, учителями и выпускниками, вести профильные подготовительные курсы в школах и гимназиях, организовывать профильные олимпиады и другие научно-интеллектуальные форумы.

Географический факультет ПГНИУ - один из самых больших по числу не только студентов и магистрантов среди структурных подразделений университета, но и по числу принимаемых первокурсников. Так, согласно контрольным цифрам приема граждан в ПГНИУ для обучения в 2014 г. на географический факультет только по бюджету на программы бакалавриата было принято более 240 новых студентов (1-е место в университете) [2]. Данный факт увеличивает ответственность факультета за проведение эффективной политики в отношении поступающих и получения ими в дальнейшем качественного образования.

В 2013 г. на факультете была создана специальная группа из числа профессорско-преподавательского состава, которая занимается вопросами планирования мероприятий по взаимодействию с потенциальными студентами, проведения консультативной работы с учебными заведениями, предоставляющими среднее общее образование, создания условий для информационной открытости факультета.

Географические аспекты политики по отношению к абитуриентам. Одним из первых направлений работы группы стало проведение тотального анкетирования студентов всех курсов дневного отделения с целью определения учебных заведений и территорий (муниципалитетов и регионов), из которых они прибыли в Пермь для получения образования по географическим специальностям. В результате были выявлены школы, гимназии и лицеи в конкретных муниципальных образованиях - главные «поставщики» первокурсников. Несомненно, именно на эти учебные заведения необходимо обратить особое внимание с целью организации профориентационной работы, шефской помощи при подготовке к ЕГЭ, проведения дополнительных внеклассных мероприятий по направлению «школа - вуз».

Опрос проводился среди студентов 1-5-х курсов очного отделения географического факультета всех направлений и специальностей. Общее количество респондентов составило 541 чел., что примерно равно 70% всего контингента студентов-дневников. Опрос среди магистрантов не проводился, так как учащиеся магистратуры, в основном, закончили бакалавриат факультета, а их общее число несущественно по сравнению со студентами 1-5-х курсов. В будущем необходимо организовать подобный опрос и среди студентов вечернего и заочного отделений, поскольку их набор на направления обучения формируется в основном на договорной основе. Следовательно, необходимы механизмы политики, отличные от тех, которые применяются в ходе привлечения студентов на очное отделение (последние обучаются, в большинстве случаев, на бюджетной основе).

На основе анализа ответов респондентов были составлены картосхемы, отражающие характер распределения среднеобразовательных учебных заведений, которые закончили студенты, по муниципальным образованиям Пермского края (рис. 1) и административным районам г. Перми (рис. 2).

В 2013/14 учебном году на дневном отделении географического факультета ПГНИУ обучались студенты, приехавшие из 44 муниципальных образований Пермского края. Исключением стали Болыпесосновский, Еловский, Усольский и Юрлинский районы. Наибольшее число студентов прибыло из г. Перми (243 чел.), Верещагинского (21), Кудымкарского района и г. Кудымкара (18), Краснокамского района (16). Более 8 студентов на факультет также «командировали» городские округа Березники, Кунгур и Соликамск, Кишертский, Нытвенский, Пермский, Чайковский и Чернушинский районы. Все указанные муниципалитеты расположены либо в пределах Пермской городской агломерации, либо на важных транспортных магистралях региона, что облегчает доступ рынка образовательных услуг. Также эти географические данные коррелируют с численностью населения в указанных муниципальных образованиях Пермского края: все наиболее населенные территории региона отправляют своих выпускников поступать на географический факультет ПГНИУ.

Важно отметить частоту и историчность связей между учебными заведениями этих муниципалитетов и преподавателями факультета. Так, только в 2012 - 2014 гг. члены указанной группы по профриентации читали лекции для учителей и школьников, работали в методических советах учителей, организовывали ярмарки образования в г. Перми и Пермском районе, Верещагинском, Куединском районах и г. Кудымкаре. Школьники Чайковского района активно участвовали в работе Школы юных географов. Учащиеся и учителя из этих муниципалитетов чаще других являются участниками Всероссийской олимпиады школьников по географии и олимпиады ПГНИУ по общеобразовательному предмету «География».

15-21

Число обучающихся на географическом факультете ПГНИУ, чел. (2013)

0

Рис. 1. Распределение выпускников среднеобразовательных учебных заведений Пермского края - студентов дневного отделения географического факультета ПГНИУ в 2013/14 учебном году по муниципальным образованиям региона

Кировский

12

о

Г)

Орджоникидзевский

Пос.

Мотовилихинский I Новые] Ляды

СвердловД^ии

Число выпускников среднеобразовательных учебных заведений районов г. Перми - студентов географического факультета ПГНИУ, чел. (2013)

1 - 10

11 -30

31 -60

> 60

Рис. 2. Распределение выпускников среднеобразовательных учебных заведений г. Перми - студентов дневного отделения географического факультета ПГНИУ в 2013/14 учебном году по административным районам города

Географическое образование

По количеству учебных заведений, представители которых обучаются на факультете, лидерами также являются г. Пермь (75 школ, гимназий и лицеев), Верещагинский, Пермский и Чайковский районы (по 9), г. Березники (8), Чернушинский и Краснокамский районы (по 6 заведений). Среди них выделим основные по количеству «командированных» студентов: МАОУ «СОШ №1» и «СОШ №121» г. Верещагино (учителя географии - Н.В. Назаровская и Е.Г.Мальцева соответственно), а также МБОУ «Сепычевская СОШ» Верещагинского района (Е.Ф. Черемных); МАОУ «СОШ №1» (Е.В. Лекомцева, Н.Г. Мышкина), «СОШ №3» (Е.В. Шилова), «СОШ №5» (почетный работник общего образования РФ Л.В. Сединина) и МБОУ «СОШ №8» (М.М.Артемьева) г. Краснокамска, МБОУ «СОШ №11» пос. Оверята Краснокамского района (Е.В. Тиунова); МОБУ «Гимназия №3» (Л.И. Овчинникова, Т.С. Меркушева), «СОШ №1» (В.И. Овчинникова, Г.Г. Шляпина) и МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара (А.П. Мелюхина, А.П. Якимова); МАОУ «СОШ №7» г. Соликамска (Н.В. Кривова) и «СОШ №21» (Е.А. Сажина, H.A. Шевела) г. Кунгура, МБОУ «Усть-Кишертская СОШ» (C.B. Дунина, Л.А. Рожкова) и «Посадская СОШ» (Л.П. Старцева) Кишертского района. Каждое из этих учебных заведений «командировало» для обучения на факультете более 4 студентов очного отделения, что больше, чем некоторые муниципальные образования региона. В отдельных районах и городах края, не являющихся лидерами по общему количеству подготовленных выпускников, существуют отдельные учебные заведения, где налажены связи с факультетом. Это МАОУ «Родниковская СОШ» Соликамского района (учитель географии - почетный работник общего образования РФ O.A. Косолапова); «Гимназия» г. Александровска (Е.В. Казанцев), «Гимназия» г. Кизела (Т.Л. Хлюпина) и МБОУ «Гайнская СОШ» (В.А. Климов).

Отметим, что увеличилось общее число или вновь появились поступившие первокурсники из Бардымского, Верещагинского, Горнозаводского, Добрянского, Косинского, Кочевского, Кудымкарского, Чайковского, Частинского и Чернушинского районов и, наоборот, резко уменьшилось их число из Нытвенского района. В ходе приемных кампаний двух последних учебных годов не были приняты на факультет учащиеся из Чусовского, Суксунского и Октябрьского районов. В то же время данные муниципальные образования Пермского края являются достаточно населенными, обладают большим числом среднеобразовательных учебных заведений со значительным количеством выпускников. Одной из возможной причин сложившейся ситуации может являться транзитное положение указанных муниципалитетов. Рынок образовательных услуг нашего восточного соседа - Свердловской области, как считают выпускники и их родители, является предпочтительным и более емким, чем наш. В то же время высшее географическое образование можно получить только в г. Екатеринбурге, в стенах Уральского государственного педагогического университета на естественно-географическом факультете. Таким образом, в данном вузе нет структурного подразделения с широким набором направлений обучения. Это конкурентное преимущество геофака ПГНИУ на сегодняшний день не реализуется в рамках профориентационнной работы в учебных заведениях, расположенных в муниципалитетах на востоке и юго-востоке Пермского края.

В пределах городского округа Пермь лидерами среди административных районов по количеству выпускников школ, обучающихся на географическом факультете, являются Свердловский (более 60 чел.), Индустриальный и Мотовилихинский районы (48 и 35 соответственно). Причинами сложившейся ситуации мы укажем более высокую заселенность указанных районов, наличие долговременных связей между профессорско-преподавательским составом факультета и педагогами школ. Основным учебным заведением по количеству «отправляемых» абитуриентов является МАОУ «Лицей №2» (учитель географии - заслуженный учитель РФ Н.Ю. Патокина), расположенный на ул. Самаркандской в Свердловском районе г. Перми. В 2013/14 учебном году на дневном отделении факультета обучался 51 выпускник лицея. Несложные расчеты показывают, что почти каждый четвертый опрошенный студент, получивший среднее образование в г. Перми, а теперь являющийся студентом нашего факультета, - выпускник лицея №2. В то же время в последние годы их количество уменьшается. Так, если на 4-5-х курсах в 2013/14 учебном году обучалось 29 окончивших лицей, то на 1-2-х курсах их было только 16 чел.

Большое количество выпускников «отправляют» на географический факультет МАОУ «СОШ №22» с углубленным изучением иностранных языков (Н.Л. Каракоскина, Т.А. Шепелева) в Свердловском районе; МАОУ «СОШ №132» с углубленным изучением предметов естественно-экологического цикла (заслуженный учитель РФ А.Н. Зеленина), «СОШ №145» с углубленным изучением экономики, английского языка, математики и информатики (почетный работник общего образования РФ А.Ю. Снигирева), «СОШ №102» с углубленным изучением отдельных предметов

Географическое образование (заслуженные учителя РФ Ю.В.Зорин и C.B. Зорина), «Лицей №4» (Е.В. Полуянова, А.Н. Герасимова) в Индустриальном районе; МАОУ «Гимназия №2» (заслуженный учитель РФ J1.B. Белозерцева) в Мотовилихинском районе; МАОУ «Гимназия №8» (Т.В.Дикусар, почетный работник общего образования РФ Т.Б. Ракина) и МБОУ «СОШ №14» (заслуженный учитель РФ Е.А. Семерикова) в Кировском районе; наконец, МБОУ «Лицей №1» (О.Н. Неволина) и МАОУ «СОШ №7» с углубленным изучением английского языка (победитель краевого конкурса «Учитель года-2012» И.А. Баскевич) в Ленинском районе. В ходе приемных кампаний 2012/13 и 2013/14 учебных годов по сравнению с более ранними периодами увеличилось количество поступивших на факультет из МАОУ «Гимназия №2», «СОШ №14», «СОШ №102» и «СОШ №132» и уменьшилось - из МАОУ «Лицей№2», «Лицей №4» и «СОШ №22». На наш взгляд, в первом случае это связано с научно-исследовательской активностью учащихся данных учебных заведений, а также их педагогов, принимающих самое деятельное участие в различных мероприятиях географического факультета: научных конференциях учащихся, олимпиадах и исследовательских конкурсах для школьников; во втором случае - с меньшим вниманием, которое должны уделять сотрудники факультета в профориентационной работе с учащимися этих учебных заведений.

Остальные школы, гимназии и лицеи г. Перми играют заметно меньшую роль в подготовке студентов для нашего факультета в силу разных причин: а) расположения в иных учебных округах г. Перми; б) невыгодности транспортно-географического положения; в) слабости преподавания географии; г) отсутствия связи между факультетом и школой и др. Однако это не значит, что политика географического факультета ПГНИУ в отношении их выпускников не должна проводиться. На наш взгляд, прежде всего необходимо наладить постоянное информационное взаимодействие со всеми среднеобразовательными учебными заведениями краевой столицы: делать для них ежемесячную рассылку о мероприятиях университета и факультета, в т.ч. о дне открытых дверей, конференциях, других научных форумах и т.п. Важно установить связи с учителями географии в тех школах, которые будут в этом заинтересованы, и постепенно приступать к агитационной работе.

Среди других регионов России своих выпускников на географический факультет ПГНИУ традиционно отправляют Удмуртская республика и Кировская область. Общее количество опрошенных студентов, обучавшихся на факультете в 2013/14 учебном году и получивших среднее образование в иных субъектах РФ, составило 44 чел. (или 8% общего количества респондентов).

Для абитуриентов из Удмуртии важно значение имеет выгодность транспортного сообщения с Пермским краем. Это объясняет большое число обучающихся из городов Глазов и Воткинск, Балезинского, Дебесского, Кезского, Чепецкого и Игринского районов и малое их количество или отсутствие таковых из Ижевска, Можги, Камбарки, а также западных и южных районов республики. Та же причина влияет на предпочтения абитуриентов из Кировской области: на факультете обучаются только выпускники школ из Верхнекамского и Афанасьевского (восточных) районов региона и г. Кирова и Республики Башкортостан: получают высшее географическое образование выпускники Янаульского и Нефтекамского районов. На факультет ежегодно поступают в небольшом количестве представители Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (сегодня обучаются ребята из городов Нягань, Когалым, Нижневартовск и Покачи).

Среди позитивных моментов отметим вновь появление выпускников школ из Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа в ходе приемных кампаний 2012 и 2013 г. В последние годы на факультете увеличивается количество иностранных студентов из государств, возникших на постсоветском пространстве. Сегодня - это представители Армении, Таджикистана и Узбекистана.

В целом, незначительное количество представителей иных регионов и государств на географическом факультете ПГНИУ можно связать с несколькими объективными и субъективными причинами:

- наличием иных центров географической науки и образования в пределах Центральной России и Урало-Поволжского региона, куда можно поступить и получить географическую специальность (особенно актуально для южных и западных соседей Пермского края);

- слабостью транспортного сообщения Пермского края с северными и восточными соседями (Республикой Коми, округами Тюменской области);

- слабостью методической и профориентационной работы факультета с учебными заведениями из указанных субъектов РФ;

- иными социально-экономическими условиями проживания населения, другой экономической специализацией регионов (особенно восточных), формирующей особые потребности в структуре получаемых профессий и др. Безусловно, указанные причины не могут стать значительными ограничителями для проведения политики в отношении абитуриентов из соседних регионов.

Географическое образование

Отметим еще одну тенденцию приемных кампаний последних лет на географическом факультете: в настоящее время количество принятых студентов, получивших среднее образование в г. Перми, уменьшается по отношению к студентам, желающим получить географические специальности и приехавшим из различных муниципалитетов Пермского края или иных регионов. Так, среди опрошенных нами студентов младших курсов дневного отделения факультета число иногородних было 134, включая приехавших из других субъектов России; жителей г. Перми - только 113 чел. Иная картина складывалась при изучении данных студентов 4-5-х курсов: среди респондентов преобладали жители краевой столицы: 92 против 80 чел.

Выскажем следующие предположения, объясняющие эту тенденцию:

- количество бюджетных мест для поступления на факультет за последние годы значительно выросло, что не могло не отразиться на географии поступающих;

- информационная составляющая агитационной политики стала более агрессивной и масштабной: через электронные средства массовой информации сегодня можно распространять данные о факультете и направлениях обучения на нем на территорию большего охвата. Она фактически может включать все населенные пункты региона и его соседей, где есть доступ к сети Интернет;

- не все студенты выбирают предмет «География» для сдачи ЕГЭ. В последние годы их количество в муниципалитетах Пермского края выше, чем в учебных заведениях г. Перми. В том числе это можно связать с меньшим вниманием, которое уделяется в профориентационной работе школьникам из краевого центра. Помимо этого абитуриенты из провинции часто имеют большие баллы за ЕГЭ, чем школьники из большого города, что связано, возможно, с большим желанием занять бюджетное место на выбранной специальности и пр.

В результате проведенного географического анализа данных об обучающихся на дневном отделении географического факультета ПГНИУ можно сделать следующие выводы:

- наибольшее число опрошенных студентов являются выпускниками среднеобразовательных учебных заведений Пермского края, расположенных в пределах главной городской агломерации региона, на транзитных транспортных магистралях, соединяющих г. Пермь с соседними субъектами РФ, либо в пределах крупнонаселенных муниципальных образований;

- меньшее количество студентов являются выпускниками школ из периферийных и малонаселенных муниципалитетов Пермского края, в т.ч. в пределах агломерации вокруг Перми (Добрянский, Ильинский районы, удаленные районы Коми-Пермяцкого округа, северные и восточные муниципалитеты). В 2013/14 учебном году на факультете не были представлены студенты из некоторых муниципальных районов с руральным типом хозяйствования (Болыпесосновского, Еловского, Усольского и Юрлинского);

- в то же время агитационной и профориентационной работой слабо затронута часть муниципалитетов, важных с точки зрения развития регионального хозяйства и количества ежегодно выпускаемых учащихся школ, имеющих хорошее сообщение с г. Пермь, в частности Кунгурский, Чусовской, Суксунский, Очерский районы и Лысьвенский городской округ;

- в г. Перми и Пермском крае можно выделить не более 30 учебных заведений, которые ежегодно «командируют» на разные направления обучения, реализуемые на факультете, значительное число своих выпускников. Среди них важнейшее место занимает МАОУ «Лицей №2» г. Перми. Педагоги и учащиеся из этих учебных заведений являются постоянными участниками олимпиад, конкурсов и научных форумов, организуемых факультетом; поддерживают дружественные отношения с сотрудниками факультета на основе общей методической работы, в ходе курсов повышения квалификации, проводимых в РИНО ПГНИУ и на базе Пермского центра развития образования;

- количество студентов - выпускников учебных заведений из иных субъектов РФ и других стран мира не превышает 10% от общего контингента обучающихся на факультете. При этом основные из подобных территорий относятся к ближайшему окружению Пермского края: они расположены в пределах Урало-Поволжского и Западно-Сибирского регионов и их можно разделить на три группы: 1) постоянно «командирующие» своих представителей на геофак ПГНИУ (Удмуртская Республика, Кировская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра); 2) периодически «командирующие» своих представителей; при этом количество их выпускников в ПГНИУ в последние годы увеличивается (Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ); 3) периодически «командирующие» своих представителей; при этом количество их выпускников в ПГНИУ в последние годы не изменяется (Республика Башкортостан, Свердловская область). Также в последние годы в рамках общеуниверситетской тенденции на факультете появляются иностранные студенты, в основном представители постсоветских государств;

Географическое образование - по итогам приемных кампаний 2012 и 2013 гг. можно утверждать, что количество иногородних первокурсников превышает число первокурсников, закончивших учебные заведения г. Перми. С одной стороны, это означает, что информационное воздействие профориентационной работы географического факультета расширилось, что хорошо; с другой, показывает, что результативность итоговых испытаний у школьников г. Перми снижается, а также уменьшается взаимодействие между факультетом и учебными заведениями краевой столицы.

□ Интернет, сайт ПГНИУ, сайт

факультета

□ Олимпиады и конференции,

ШЮГ

□ День открытых дверей,

18%

34%

20%

презентации от вуза

□ От учителя, из школы, профиль

школы

□ Посещение курсов, от

репетитора

□ Знакомые и друзья

□ Родственники

□ Из СМИ, книг, брошюр

□ При подаче документов ■ Догадался

□ Не помню

Рис. 3 . Структура ответов респондентов на вопрос об источниках информации о географическом факультете

ПГНИУ

Информационные аспекты профориентационной работы факультета. Проведенный анализ ответов респондентов позволил установить основные и второстепенные источники разнообразной информации о географическом факультете ПГНИУ, в том числе о направлениях обучения, реализуемых в его стенах (рис. 3).

1 курс

7%

5 курс

10%

, \ 36%

28%

4 ^Г

\ I»

21%

14%

□ Любовь и уважительное отношение к географии в школе

□ Психологические мотивы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Престижность выбранной специальности, польза обществу

□ Меньше препятствий для поступления

□ Случайные причины

Рис. 4. Основные группы причин и мотивов поступления на географический факультет ПГНИУ согласно

ответам респондентов, %

Наиболее популярными источниками студентами дневного отделения признаны электронные материалы, роль учителя географии и школы в целом, а также родственные связи. В современных условиях распространения мобильных информационных и микроэлектронных устройств большинство нынешних студентов географического факультета почерпнули первые знания о месте

Географическое образование своего будущего обучения с их помощью: запрашивая информацию о географическом факультете в поисковых системах всемирной паутины (34%). Отметим, что этот источник является основным для студентов всех курсов, но его доля постепенно увеличивается от старших курсов к младшим (на 5-м курсе такой ответ дали 32% респондентов, а на 1-м уже 41%). Увеличению доли интернет-источников, видимо, способствовало появление сайта географического факультета (www.geo.psu.ru), а также обновление официального сайта ПГНИУ.

Традиционно важным местом формирования абитуриентских предпочтений остается среднеобразовательное учебное заведение - школа, лицей, гимназия, профиль которого тесно связан с географией как учебной дисциплиной. В них существуют специальные классы, в которых географические знания культивируются особо, в том числе те, которые выходят за рамки школьной программы. Их учащиеся понимают, что география нужна им для скорого по времени поступления в вуз. Однако еще большее количество студентов отмечали особенную роль учителя географии, который, наблюдая за своими учащимися в течение многих лет, выделяет среди них стремящихся изучать географию профессионально или вдохновляет, способствует поступлению своих учеников на тот факультет, который он сам когда-то окончил. В целом, 20% респондентов указали на роль школы и учителя в оформлении своего желания получать географическое образование. В то же время отметим, что их доля уменьшается от старших курсов к младшим (с 24 до 16%). В связи с этим можно сделать вывод, что роль учебного заведения в формировании абитуриентских представлений школьников останется весомой, но роль электронных источников будет подавляющей: выпускники среднеобразовательных учебных заведений становятся в этом вопросе все более самостоятельными.

Третье место среди источников информации о факультете заняло так называемое окружение будущего студента (18% ответов респондентов): о возможностях обучения, сложности отдельных дисциплин и практик, об атмосфере в студенческой среде ему рассказали знакомые и друзья, которые сами обучались или обучаются на нашем факультете. Доля этого источника также снижается от году к году, и по итогам опроса 1-го курса 2013/14 учебного года составила только 16% против 22% на 4-м курсе. Впрочем, считаю, что этот источник информации является одним из самых постоянных, но трудно поддающихся регулированию в абитуриентской политике: преподаватели и администрация факультета и университета только косвенно могут повлиять на среду общения будущих студентов, создавая комфортную обстановку для обучения и студенческой активности в кампусе, поддержания образа привлекательного для поступления факультета и вуза России. Также увеличение значимости этой позиции может быть связано с целенаправленной работой среди родителей и семей выпускников, которые являются важной частью окружения школьника, формируют миронастроение и мировоззрения своих детей, определяют путь их дальнейшей профессиональной жизни. Так, для 6% студентов географического факультета среди опрошенных слово старших родственников стало определяющим в выборе факультета.

Все другие возможности получения информации о географическом факультете занимают более скромные позиции (менее 10% ответов респондентов по каждой из позиций). Однако отметим увеличение роли презентационной работы администрации и сотрудников ПГНИУ на различных ярмарках образовательных учреждений (крупнейшая из них - ежегодная выставка на «Пермской ярмарке»), в ходе Дня открытых дверей, который традиционно проводится 2 раза в год и ориентирован как на тех старшеклассников, которые уже определились с факультетом своего будущего поступления, так и на тех, кто пока делает свой выбор. К этому же виду профориентационной работы нужно отнести и встречи со школьниками и их родителями, экскурсии на факультетах, разнообразную помощь, которую оказывают преподаватели и сотрудники отдельных факультетов потенциальным абитуриентам в среднеобразовательных учебных заведениях г. Перми и Пермского края. В совокупности этот источник информации о направлениях обучения на географическом факультете среди студентов 1-5-х курсов занял 7%, но для первокурсников 2013/14 учебного года он был более существенным - 12%.

Постепенно возрастает роль научно-исследовательских мероприятий, которые проводит географический факультет (олимпиады, конкурсы, конференции, занятия в школе юных географов) со своими потенциальными абитуриентами. В 2013 г. 4% опрошенных студентов указали на них как на мероприятия, которые позволили им узнать о факультете и сформировать свои профессиональные предпочтения. Это перспективное направление профориентационной работы факультета, так как в приглашаемой к участию в олимпиадах, конференциях и школе юных незначительна доля «случайных» школьников. Большинство из них серьезно интересуются географией или смежными с ней науками, владеют необходимыми навыками работы с картами и специальными приборами и любят путешествия. Кроме того, в рамках подобного общения преподавателей вуза и учащихся

Географическое образование среднеобразовательных учебных заведений возможно применение индивидуального подхода и снижение рисков, возникающих у выпускников школ при поступлении в вуз.

Такой традиционный способ получения информации, как печатные материалы, сегодня имеет меньшее значение для студентов всех курсов, чем это было в советское время. Только 5% опрошенных указали на него. Среди печатных материалов, которые упоминали респонденты, особо отметим материалы в местных СМИ (в свое время в пермских газетах размещались объявления о новой специальности факультета - «Картография и геоинформатика»), а также печатные буклеты и материалы, которые раздаются во время презентаций на Дне открытых дверей и в приемной комиссии ПГНИУ. В будущем можно прогнозировать дальнейшее снижение доли этого источника, который уступает по возможностям электронным средствам получения информации.

В заключении данной части статьи отметим, что все же роль случайных источников информации в формировании предпочтений абитуриентов при поступлении достаточно мала. Своими ответами студенты географического факультета доказали, что они приходили в приемную комиссию ПГНИУ уже с намерением получить образование по географической специальности.

Мотивационно-психологические аспекты политики по отношению к абитуриентам. Важным аспектом работы с поступающими в вуз является изучение мотивов и причин, приведших их в стены выбранного университета и факультета. В анкете, предоставленной студентам для ответа, вопрос по изучаемой теме звучал так: «Почему Вы решили поступать на географический факультет ПГНИУ?». Респондентам предлагалось самостоятельно ответить на него, при этом можно было написать несколько своих вариантов. Результаты опроса отражены на рис. 4.

Большинство респондентов в качестве основных указали причины, связанные с желанием изучать географию, так как это их любимый предмет в школе или потому, что они любят путешествовать. Очень популярным был ответ о том, что из всех школьных предметов изучение географии было менее сложным. В целом среди всех опрошенных данная группа ответов получила более четверти голосов респондентов (27%). При этом она оказалась ведущей для студентов всех курсов. Также можно было бы предположить, что подобные ответы должны более подходить студентам, обучающимся по направлению «География». Результаты оказались достаточно неожиданными, так как его предпочитали студенты и иных направлений, в частности «Гидрометеорология» (на 1-м курсе, поступившие на факультет в 2013/14 учебном году такой ответ дали 19 чел. из 2 групп при общем количестве ответов - 51) и «Экология и природопользование» (6 из 24). Небольшую популярность среди студентов направления «Туризм» имел ответ «Люблю путешествовать» или «Люблю ходить в походы» (в среднем, только 1,5 чел. из группы на каждом курсе, а при опросе студентов 1-го курса таких ответов не было совсем).

Вторая по количеству группа включала мотивы и причины, относящиеся к самому выбранному направлению престижности получения профессии и престижности вуза и факультета. Более 20% среди опрошенных студентов на каждом курсе считают свою будущую профессию актуальной и полезной для общества, престижной и способной удовлетворить их материальные запросы. При этом их количество резко увеличивается от старших курсов к младшим (22 и 15 ответов на 5-м и 4-м курсах соответственно против 37 на 1-м курсе из 143). Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что с каждым годом абитуриенты становятся все более требовательными к будущей профессии и приходят в вуз с четкими установками на будущее. Более других профессионально ориентированы студенты направлений «Картография и геоинформатика» (1-й и 3-й курс), «Туризм» (2, 4 и 5-е курсы). Для обучающихся в этих группах подобные ответы оказались доминирующими над всеми другими.

В то же время на факультете обучается довольно большая группа студентов, которые свой выбор сделали под влиянием различного рода чувств, порывов, возникшего интереса, что может из этого получиться, или просто под чьим-либо влиянием. Так, популярным оказался ответ «Мне стало интересно», особенно у студентов кафедры социально-экономической географии 2-го курса; физической географии 3-го курса; биогеоценологии и охраны природы, туризма 1-го курса. Просто «захотелось» учиться на факультете 22 студентам, а 18 других выбрали географический факультет, потому что эта «мечта всей их жизни» или «по зову сердца». При этом количества таких студентов на младших курсах было чуть больше, чем на старших. В целом с учетом ответов по всей группе можно констатировать, что количество студентов, ориентирующихся на свои чувства или интерес в выборе будущей профессии, также весьма высоко - около 18-20% ежегодно, но особенно их было много в приемную компанию 2010/11 и 2012/13 учебных годов (26 и 31% соответственно).

Еще одну группу ответов респондентов о причинах поступления на географический факультет ПГНИУ можно обозначить, как «Имелась возможность». Примерно 5-10% студентов обучаются на

Географическое образование факультете, потому что они смогли успешно сдать ЕГЭ только по географии или потому, что баллы позволяли поступить на бюджет. При этом особого интереса к географии они никогда не проявляли и к своей будущей профессии относятся с определенным равнодушием. Особенно много таких студентов оказалось на 1-м курсе - 14 чел. (что можно связать с увеличением контрольных цифр приема в последние годы), а менее всего на 4-м курсе (только 3 чел.). Среди кафедр факультета более всего студентов, давших подобные ответы, приписаны к кафедрам гидрологии и охраны водных ресурсов (7 чел.) и социально-экономической географии (6 чел.), а менее всего - к кафедрам картографии и геоинформатики (3 чел.), туризма, биогеоценологии и охраны природы (по 4 чел.).

Около 5-10% ответов собрала и пятая группа, отражающая случайный выбор студентами факультета своего обучения. При этом студенты, давшие подобный ответ, учатся на каждом курсе и по кафедрам распределяются в произвольном порядке год от года.

В заключение можно констатировать, что основными мотивами поступления выпускников на географический факультет ПГНИУ являются любовь или интерес к географии, с одной стороны, и осознание престижности направлений обучения, реализуемых на факультете, с другой. В течение последних приемных кампаний соотношение долей этих причин в общем их количестве примерно одинаково. В то же время все еще очень велико количество студентов, поступающих на факультет по случайным причинам. В этой связи, на наш взгляд, необходимо вести эффективную работу с определившимися выпускниками, чтобы исключить этот элемент случайности.

На основании сделанных в статье выводов можно предложить следующие скорректированные направления политики по отношению к абитуриентам географического факультета ПГНИУ:

1) усилить информационную работу с учебными заведениями Пермского края и соседних регионов России, в том числе через сайт факультета, осуществлять рассылку информации о мероприятиях университета и факультета, презентаций о направлениях и формах обучения. Вместе с тем следует проводить консультации при подготовке абитуриентов к ЕГЭ с помощью общения через электронную почту;

2) активно и креативно участвовать в акциях университета, осуществляемых центром профориентации и карьеры «Alma Mater», в том числе Дне открытых дверей и выездах на ярмарки образования. Особое внимание необходимо уделять выездам в муниципальные образования, представители которых наиболее малочисленны на факультете;

3) активно привлекать учащихся из различных муниципалитетов региона к научных мероприятиям и олимпиадам, проводимым на факультете, в том числе путем индивидуальной работы; оказывать всевозможную помощь педагогам учебных заведений по написанию школьных научно-исследовательских работ;

4) особое внимание необходимо уделять тем учебным заведениям Пермского края и г. Перми, которых можно назвать базовыми для подготовки абитуриентов для географического факультета. Для них возможна организация дополнительных форм внеклассной работы для того, чтобы ранее 1-го курса познакомить учащихся с формами работы в вузе, конкретными направлениями обучения, закрепить теоретические и практические навыки, полученные в школе. В частности, в таком формате могла бы проводиться работа в Школе юных географов;

5) необходимо провести исследование среди среднеобразовательных учебных заведений г. Перми на предмет перспективности сотрудничества с географическим факультетом, а затем организовать постоянную профориентационную работу с теми из них, которые сочтут такое сотрудничество важным для себя. Можно также организовать индивидуальную работу с потенциальными абитуриентами;

6) необходимо выбрать правильную тактику в работах с учебными заведениями из других регионов России. При этом следует выделить конкурентные преимущества факультета на этом рынке, выявить вузы и направления обучения, которые могли бы составить ему конкуренцию, скорректировать предоставляемую информацию о факультете для каждого конкретного региона. Так, имеются полноценные географические факультеты в Удмуртском и Башкирском государственных университетах. Направления обучения, реализуемые ими, схожи с теми, которые есть на нашем факультете. Можно сделать закономерный вывод о том, что предлагать свои образовательные услуги мы можем только в тех их муниципалитетах, которые имеют хорошее транспортное сообщение с г. Пермь. В то же время в ПГНИУ реализуется, а в указанных вузах нет направления подготовки «Гидрометеорология». Это наше конкурентное преимущество перед западным и южным соседями.

Получить образование по направлениям «Туризм» и «Сервис» сегодня можно в большинстве вузов Урало-Поволжского региона. Даже в пределах Пермского края существует высокая

Географическое образование конкуренция за абитуриентов на эти направления. В этих условиях необходимо конкретно определить, в чем преимущество получения туристского образования в ПГНИУ.

Для восточных соседей, имеющих иную структуру региональной экономики и потребности в подготовке специалистов, можно предложить свою тактику профориентационной работы. Например, особо привлекать абитуриентов можно на направления «Экология и природопользование», «Гидрометеорология», «Прикладная гидрология», «Картография и геоинформатика», что соответствует природной и социально-экономической ситуации в указанных регионах;

7) наконец, еще одно направление, которое обязательно необходимо осуществлять в рамках политики по отношению к абитуриентам, - ребрендинг географии как науки, так как в последние годы она потеряла свою практическую привлекательность. Многие абитуриенты не знают, а их родители не понимают, какую профессию они получат после окончания географического факультета. Необходимо разъяснять и показывать прикладную сторону географического образования и важность этой науки для решения задач общественно-экономического и экологического развития. Безусловно, на это должны быть направлены усилия как всего географического сообщества, так и сотрудников нашего факультета.

Библиографический список

1. К нам приходят хорошие ребята: интервью с ректором ПГНИУ И.Ю. Макарихиным // Пермский университет. 2014. №11 (сент.). С. 1, 3.

2. Итоги приема 2014 г. в ПГНИУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/obrazovanie/vysshee-obrazovanie/postuplenie-983475/itogi-priema-2014 (дата обращения: 3 сентября 2014 г.)

A.S. Luchnikov

MAIN DIRECTIONS FOR THE POLICY IN RELATION TO HIGH SCHOOL'S APPLICANTS ON THE GEOGRAPHICAL FACULTY OF PERM STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

In the article geographical, informational and motivational aspects of policy in relation to high school's applicants on the geographical faculty of PSNRU are analyzed and characterized by the data of interview of the faculty's full-time course student, carried out in 2013/14. On the basic of sociological conclusions corrected directions for the policy in relation to high school's applicants are offered.

Keywords: geographical faculty; high school's applicants; policy in relation to high school's applicants; motives and causes of matriculation.

Andrey S. Luchnikov, senior lecturer, Department of Social and Economic Geography, Perm State National Research Univercity, 15 Bukireva St., Perm, Russia 614990; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.