Научная статья на тему 'Довузовская подготовка учащихся как необходимая ступень интеграции школьного и вузовского обучения на современном этапе модернизации системы образования'

Довузовская подготовка учащихся как необходимая ступень интеграции школьного и вузовского обучения на современном этапе модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Довузовская подготовка учащихся как необходимая ступень интеграции школьного и вузовского обучения на современном этапе модернизации системы образования»

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СТУПЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки

МГУ им. Н.П. Огарева, профессор,

Н.Н. Колесникова, апирант кафедры педагогики МГУ им. Н П. Огарева

Возросший престиж высшего ооразова-ния, развитие и укрепление связи межд\ вузом и школой, на первый взгляд, как бы решают проблему поиска вузом своего абитуриента, однако только на первый взгляд. В последние годы в школах республики наметилась тенденция снижения обшегоч ровня подготовки при росте среднего балла аттестата. Выпускники сельских и городских школ имеют резко дифференцированию подготовк} по объему знаний, сформированное™ необходимых навыков и \меннй. уровню общего развития. Не случайно много способных выпускников, особенно из отдаленных сельских школ, с первой попытки остаются за бортом высшего образования. Кроме того, в результате начатых и не до конца продуманных реформ потеряны преемственность, целостность и согласованность системы образования. Все это и породило необходимость в дополнительной подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений к поступлению в вуз и обучению в нем. Проблема восстановления целостности звена школа - вуз. центрального звена системы непрерывного образования, является одной из острейших, поскольку касается приоритетного фактора формирования набора в вуз и подготовки специалистов.

В Мордовском государственном университете в преемственной системе непрерывного образования школа - в\з в течение ряда лет действует факультет довузовской подготовки (ФДП). Он был открыт в апреле 1998 г. на базе курсов по подготовке к поступлению в вуз. Причинами создания фак\льтета стало следующее.

Во-первых, длительное время основным в работе средней школы была подготовка выпускников к посту плению в высшие учебные заведения. В наши дни очень многие школы не в состоянии справиться с этой задачей. Причины такого явления требуют специального обсуждения. Но одн> из них следует указать. Вузы получили право модификации программ для поступающих с учетом своей специфики, тогда как раньше программы были стандартными, едиными для всех (в прошлом исключительно государственных) вузов. Естественно, что никакая средняя школа не может учесть требований всех вузов, в которые собираются поступать ее выпускники. Да и сами средние общеобразовательные школы работают по разным учебным планам, вариативным программам и альтернативным учебникам.

Во-вторых, в последние годы согласно «Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации» у выпускников общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений еше задолго до приемной кампании появляются дополнительные возможности попробовать свои силы во вступительных испытаниях. Дело в том, что в качестве вступительных испытаний в вуз могут быть засчитаны результаты Всероссийского централизованного тестирования, проводимого под руководством Министерства образования России, результаты единых экзаменов (совмещенной итоговой государственной аттестации)» общеобразовательном учреждении, одновременно являющемся структурным подразде-

© М.И. Ломшин, Н.Н Колесникова, 2001

4, 2001

лением вуза, результаты всероссийских и ния школьники стремятся делать только

региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием РФ и субъектов федерации, Единого государственного экзамена.

помощью калькулятора, не чувств>я порядка величин. По нашим наблюдениям, втом числе и над выпускниками элитных средних учебных заведений, молодые люди в

В-третьих, продолжает расширяться основном владеют формальной языковой

зазор между школьной подготовкой абиту- эрудицией. Русский язык осваивается на

риентов и требованиями, предъявляемыми уровне, более или менее соответствч ющем

вузами. В настоящее время у значитель- требованиям к письменной речи. Умение

ной части абитуриентов отсутствуют опор- самостоятельно строить фразы, адекват-

ные знания, необходимые для изучения вузовских дисциплин, навыки интеллектуальной деятельности. Реальная эрудиция выпускников, по существу, по всем школьным курсам низка, вопреки показателю роста среднего балла аттестата. Об этом свидетельствуют и итоги ежегодно проводимого факультета была продиктована и гу манны-нами входного контроля знаний слу шателей.

В этом году у слушателей 9-месячных

но отражающие понимание изучаемого материала, формулировать собственные выводы часто отсутствует. Многие склонны к механическому заучиванию текстов, без проникновения в их суть.

В-четвертых, необходимость создания

отход

об

фу н дам е нтал и за ци я

обр

курсов при среднем балле в аттестате 4 уро- разоваж

вень знаний по математике составил 2,06, нияиегс

физике - 2,14, химии - 2,0, биологии - 2,3. собност

географии-2,6, истории - 2,8, обществозна- отрицательного влияния улицы; повышение

исключение

нию-3,4, по английскому языку-2.5. Кроме того, выпускники сельских и городских школ резко отличаются по объему знаний, сфор-

уровня культуры в молодежной среде.

Как видим, причин, породивших необходимость открытия в университете ФДП. мно-

мированности необходимых навыков и уме- го, но важнейшая из них, без сомнения. - это

ний, уровню общего развития.

Вынуждены констатировать, что наши дети читают не Пушкина, Горького и Тол- с ее жесткой стандартизацией об>чения.

отход от единого стандарта образования. Не идеализируя советскую школ\ 40 - 50-\ гг

стого, а бестселлеры типа «Москва бандитская», «Вор в законе» и т.п. Получается, что мы отдали детей на воспитание тем, кто куль- ступления в вузы, да и позднее дополни-

следует признать, что она давала вып\ск-никам достаточный объем знаний для по-

тивирует насилие, жестокость, убийства и грабежи. Не случайно большой процент учащихся ежегодно отчисляется из университета. Так, в 1996/97 учебном год\ было отчислено 286, 1997/98-266, 1998/99-293, в 1999/2000 - 228 чел. Процент у спеваемости на I курсе составляет 81,4, т.е. сессию не сдают 18,6 % первокурсников.

тельная подготовка или репетиторство требовались только для слабоуспевающих, болеющих или нерадивых школьников. Высокая же успеваемость в школе практически гарантировала успешное поступление (и в дальнейшем обучение) в вузе.

Основной задачей подготовительных курсов была подготовка выпускников сред-

культетадов\зовскои подготовки принципиально иные в связи с тем, что это - нуле-

Нередко знания, получаемые школьни- них общеобразовательных школ, средних

ками по предметам на более ранних сту- специальных учебных заведений и нерабо-

пенях обучения, к моменту поступления в тающей молодежи к вступительным нс-

вуз почти полностью улетучиваются. Дело пытаниям в высшей школе. Задачи же фа-

в том, что школьная практика обучения не нацелена на формирование системности знаний. Как показывает наш многолетний вой курс в системе у чебно-воспитательной

опыт работы, учащиеся выпускных клас- подготовки специалистов в университете

сов, изучившие географию на ранних ст\- Преимуществами факультета являются, в

пенях обучения, к выпуску очень плохо ори- частности, учебные планы и программы

углубленного изучения общеобразовательных предметов, включение в \ чебный про-

ентируются по карте, не умеют читать условные знаки. Математические вычисле-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

цесс преподавателей вуза, высокая степень индивидуализации обучения. На факультете осуществляется целенаправленная профориентация, происходит формирование установки учащихся на определенные виды социально полезной деятельности. Поэто-

го удовлетворения потребностей людей в области образования, дальнейшее совершенствование работы по подготовке молодежи к труду и обоснованному выбору профессии на основе целевой подготовки к обучению в вузе. Факультет действует на основе лицеи-

му учебная программа ФДП представляет зии Министерства общего и профессиональ-

собой целевую программу подготовки к ного образования №24 «Г»—0116 от 1 апре-

обучению в университете, а не просто «на- ля 1999 г. В то же время ФДП функциониру-

таскивание» детей для сдачи вступитель- ет на самоокупаемости, поэтому все формы

ных экзаменов. Практика показывает, что подготовки школьников к вступительным

именно такой подход позволяет школьни- испытаниям в вуз здесь платные

кам не только выдержать вступительные испытания, но и впоследствии хорошо учиться в университете.

ФДП призван заложить основы универ-

В концептуальной деятельности факультета приоритетом является решение двуединой задачи. С одной стороны -обеспечение условий для непрерывного и

ситетского образования, сочетая в себе свободного развития индивидуальных и твор-принципы комплексного развития и диффе- ческих способностей личности, удовлетворение ее познавательных интересов и запросов, а также формирование необходимой базы знаний и умений учащихся для успешной сдачи испытаний в вуз и обучения в нем; с дру*

ренциации обучения. Исходя из требований сегодняшнего дня к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив факультета видит решение про-

гой - реализация углубленной профессиональ-блемы в создании такого учебно-воспита- ной ориентации потенциальных абитуриентов.

тельного процесса, который наиболее пол-

Решение указанной задачи предлагает

но соответствовал бы целям и задачам со- ся в нетрадиционной форме. На наш взгляд,

временного образования. Факультетдовузов- обе ее составляющие нельзя в сегодняш-

скои подготовки в этом смысле - полноправный факультет университета. Его слушатели чувствуют себя студентами задолго до окончания школы. Как показывает опыт, вы-

них условиях считать автономными, они части единого целого. Действительно, во-первых, грамотная организация различных форм довузовского образования позволяет

пускники ФДП впоследствии учатся в уни- абитуриентам относительно легко преодо-

верситете намного успешнее, чем поступившие по конкурсу, так как к этому времени они адаптируются к системе обучения в высшей

левать всегда существующий разрыв между уровнем знаний выпускников средней школы (к тому же неоднородным) и уров-

школе и получают необходимые фундамен- нем требований, предъявляемых вузом на

тальные знания. На факультете они приоб- вступительных испытаниях. Во-вторых,

ретают навыки самостоятельной работы, стержень профориентационной работы -

привыкают эффективно усваивать информа- помощь учащимся в выборе будущей про-

цию. учатся учиться, а кроме того, что тоже очень важно, могут благодаря комплексу фа-

фессиональной деятельности и получении высшего профессионального образования

культетских мероприятий осознанно выбрать по выбранной специальности. Эта деятель-

оудущую специальность.

Факультет довузовской подготовки - не частное и не коммерческое учебное подразделение, а подразделение государствен-

ность особенно актуальна сегодня в связи с открытием новых специальностей и специализаций в университете, предлагающих будущим выпускникам возможность рабо-

ного учебного заведения, которое действу- ты во многих сферах общественной и про-ет на основании положения, утвержденно- изводственной деятельности.

го ученым советом МГУ им. Н.П.Огаре-ва. В положении о факультете четко сказа-

Ежегодно через факультет проходит около

тысячи человек. Большинство из них - МО-

но, что он является структурным подраз- лодые рабочие, городская и сельская мо-

делением университета и призван внести свой вклад в достижение наиболее полно-

лодежь, воины, демобилизованные из рядов Вооруженных сил Российской Федера-

* Л

і

ции, учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ. В 2000/01 учебном году, как и в предыдущие годы, работа ФДП осуществлялась в различных формах и видах довузовской подготовки молодежи к вступительным испытаниям. Как и прежде, особенно большим спросом пользовались курсы «Классика» (продолжительностью 9, 6, 4, 3 и I месяц), которые были направлены на подготовку по всем предметам из перечня вступительных испытаний и к Всероссийскому централизованному тестированию выпускников общеобразовательных учреждений; «Интенсив» - индивидуальная подготовка в группах по 5 - 6 чел. по любому предмету из перечня вступительных испытаний, где слушатель имел право выбрать количество изучаемых предметов, интенсивность программы обучения и время занятий. Охотно посещали слушатели курсы «Престиж», призванные осуществить репетиторскую подготовку по отдельным предметам (один на один с преподавателем), «Интенсив-экспресс», организуемые по согласованию с органами образования, предприятиями, организациями по оригинальным учебным планам и программам обучения в районах Республики Мордовии, а также курсы «Тест», подготовка на которых целенаправленно велась к централизованному тестированию.

На всех видах довузовской подготовки обучение слушателей осуществлялось по II предметам (математика, физика, химия, биология, география, история, обществозна-ние, русский язык и литература, английский и немецкий язык) по очной (вечерней) и заочной формам обучения. Учебный процесс на факультете обеспечивался силами преподавателей-почасовиков профильных факультетов и институтов. Всего в учебно-воспитательном процессе было задействовано 37 преподавателей (в том числе 4 доктора наук, профессора, 21 кандидат наук, доцент и 12 преподавателей без ученых степеней и званий). Профессорско-преподавательский состав факультета позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс на достаточно высоком уровне. Стаж педагогической работы на подготовительных курсах свыше 10 лет имеют 62,2 % преподавателей, менее 5 лет - 37,9 %.

В 2000/01 учебном году на факультете обучалось 954 слушателя, что составляет пока 0,2 чел. на 100 мест плана приема на дневное отделение в университет По сравнению с предыдущим годом рост числа слушателей составил 42,8 %. Так. увеличение контингента слушателей произошел на 9-месячных (вечерних) курсах - 155 чел. вместо 70; 6-месячных (вечерних) - 142 вместо 83; 6-месячных (вечерних) в районах республики - 203 вместо 76; 4-месячных (вечерних) - 156 вместо 132. Незначительное снижение контингента отмечалось на 3-месячных (вечерних) курсах (23 против 31 в прошлом году ); ку рсах по подготовке к тестированию (31 против 59). Приблизительно на том же уровне сохранился контингент слушателей на I-месячных дневных курсах перед вступительными испытаниями в вуз(222 чел. против 200 в прошлом) и на заочных постоянно действующих курсах (22 против 17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистический анализ состава сл\ ша-телей факультета свидетельствует о том. что в 2000/01 учебном году значительно увеличилось число обучаемых из сельской местности. Так, из 954 около 300 чел. были из сельской местности, это почти 32 % состава слушателей. 92 % составили учащиеся общеобразовательных школ, 5 - средних специальных заведений и 3 % - рабочая молодежь. Согласно Закону Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 3 чел. (дети-сироты) обучались на факультете бесплатно.

Если проанализировать распределение слушателей по предметам, то наиболее популярными на подготовительных курсах являются математика (62 чел. на 9-месячных (40 %) и 53 чел. на 6-месячных курсах (37 %)); история (28 (18%) и 32 чел. (22 %)); физика (21(13,5 %) и 32 чел. (12,5%)).

Основная масса слушателей занималась по одному предмету, хотя были и такие, которые обучались по двум и даже трем предметам. Так. на 9-месячных курсах в пересчете на предметы было 244 слушателя. что составляет 1.57 человеко-предмета; на 6-месячных курсах аналогичные показатели - 192 и 1.35.

Контингент слушателей на 6-месячны\ составляет самостоятельная работа сл\

курсах в районах республики распределился следующим образом: Большеигнатовс-кий район - 40 чел., Чамзинский — 40, Ду-бенский - 59, Ардатовский -21, Старошай-говский - 43. Всего - 203 чел. Из этих филиалов учебный год завершили слуша-тели трех районов - Большеигнатовского. Чамзинского и Дубенского.

шателя по специально разработанным методическим пособиям, включающим в себя краткое изложение теоретического материала, примеры выполнения типовых заданий с рекомендациями опытных преподавателей. дополнительные задания и контрольные работы. Каждая контрольная работа проверяется и рецензируется препо-

Следует отметить и тот факт, что в об- давателем и высылается обратно адреса-

щем количестве слушателей преобладает ту. Летом накануне всту пнтельных испы-

доля поступающих на инженерные специаль- таний в вуз слушатели заочных курсов прн-

ности (на различных видах подготовки она

составляет 35 - 45 %); второе место ста-

глашаются на сессию непосредственно на факультет, где и проводится итоговый кон-

бильно занимают гу манитарные и естествен- троль их знаний. К сожалению, заочная

форма довузовской подготовки будущих абитуриентов пока не полу чила массового

ные специальности, спрос на которые колео-лется в интервале от 10 до 25 %. На низком уровне пребывает востребованность подго- характера. Гак, в 2000/01 учебном году на

товки абитуриентов, поступающих на аграр- этой форме подготовки обучалось только

ные специальности (от 2,72 до 4,04%). Очень 22 чел. На наш взгляд, назрела необходн-

популярны юридические и экономические мость организации дистанционного обуче-

специальности, причем последние кажутся нашим слушателям престижнее. Высокий процент абитуриентов инженерных специаль-I юстей складывается из-за значительной дани

ния через компьютерную сеть.

В последние годы в работе подготовительных курсов наметились новые направления. Так, если раньше мы ограничивались

слушателей, обучающихся в Рузаевскоч ин- только массовой формой подготовки слу-

ституте машиностроения.

Для наиболее полного удовлетворения

запросов слушателей на факультете рабо-

тают постоянно действующие заочные курсы. которые позволяют повысить у ровень знаний абиту риентов, не имеющих возчож-

шателеи, то в настоящее время пытаемся внедрить индивидуальные формы. В зависимости от уровня и качества школьной подготовки слу шателей разработаны программы по всем предметам, рассчитанные на различные сроки обучения. Для хуже

ности посещать иные формы обучения Эти подготовленных они более продолжитель-

курсы осуществляют целенаправленную ны, для имеющих отличные оценки по пред-

заочную подготовку старшеклассников и мету, медалистов могут быть сокращены

работающей молодежи к всту пительным Естественно, что при индивидуальных или в

испытаниям в вуз. Слушатели заочных кур- составе малых групп (до 5 чел.) занятиях

сов в ючение года получают подрооную информацию о порядке и правилах приема в университет, особенностях проведения

качество знаний выше, так как ведушии их преподаватель имеет возможность не толь-ко расширять и углублять знания слушате-всту питсльных испытаний, индивиду альную лей по предмету, но и регулярно контролиро-

программу обучения и комплект методи- вать их. При этом немаловажное значение

ческих материалов, подобранных с учетом имеет учет способностей слушателя к усво-

специфики избранной специальности и уров- ению материала (что не всегда получается

ня подготовки. Им обеспечиваются регу- в больших группах), возможность ликвида*

лярная связь с преподавателями по изоран-ным предметам, квалифицированные консультации. руководство самостоятельной

ции конкретных пробелов в знаниях у ченика Индивидуальная подготовка в группах по 5 - 6 чел. возможна по любым предме-

работой и оперативная проверка с рецен- там. Обучение осуществляется по 36-ч*

зированием прилагаемых материалов.

На заочных ку рсах подготовка к вступительным испытаниям ос\тцествляется

совой программе, занятия по каждому предмету проводятся один раз в неделю ь

течение трех месяцев. Набор слушателей

также по 11 предметам. Основу занятий осу ществляется непрерывно. При индивиду-

альной' подготовке мы учитываем желание будущих абитуриентов заниматься с тем или иным преподавателем и даже пытаемся создать конкуренцию среди преподавателей.

Возможна и такая форма интенсивной подготовки школьников, когда занятия организуются в период зимних и весенних каникул, на базе университета или по месту жительства в школах республики по заявкам родителей и руководителей школ. Нам представляется, что особый интерес выпускников школ и рабочей молодежи должна вызвать подготовка один на один с преподавателем по индивидуальным программам или подготовка к собеседованию меда;!истов на любой факультет.

В работе факультета значительное место занимает подготовка школьников к тестированию. Дело в том. что концепция дальнейшего реформирования образовательной системы предусматривает развитие национальной системы тестирования с отменой по мере ее становления выпускных экзаменов в основной и полной средней образовательной школе и вступительных экзаменов в учреждения профессионального образования, создание на этой основе условий для объективной оценки качества образования и организации учебного процесса.

Современное тестирование - это. как правило, информационная технология, объединяющая технические и программные возможности для контроля уровня знаний. Такая организация проверки знаний в целом положительно оценивается абитуриентами. она позволяет им принять участие в конкурсном отборе, не приезжая в выбранный для продолжения образования вуз, а направив туда лишь сертификат результатов тестирования.

О популярности названной формы участия в конкурсе свидетельствовала олимпиада «Телетестинг», проведенная в 1998 г.. в которой приняли участие жители 54 городов России. К этом\ след\ет добавить, что в

т ^

19% 47 учебном году ак\дарственным тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200 тыс. школьников практически всех регионов России, в 1908 99 -750 гыс. В Мордовии же картина выглядит следующим образом: в 1996 9 \ чебном подл тгчгирующихся было 324 чел , в ]99 98 -\же 1 443. ] 998/99 - 2 099, в 1999 2000 -2310

и в 2000/01 - 2 749 чел. Правда, пока не все высшие учебные заведения Мордовии принимают сертификаты тестирования в качестве результатов вступительных испытаний. Между тем в ближайшем будущем на учет тестирования придется перейти всем, так как в новой концепции образования заложен именно такой механизм аттестации в средней школе.

У централизованного тестирования ' есть и сторонники и противники. Действительно, тестирование в отличие от традиционных методов оценки знаний имеет с\ -щественные недостатки. Оно оставляет в стороне оценку личностных качеств экзаменующегося, что крайне необходимо при конкурсном отборе абиту риентов. Однако европейские страны, США, Япония признали тестирование наиболее объективным видом оценки знаний. А к 200/ г. Единый национальный экзамен (тестирование* в российских школах заменит нынешние выпускные экзамены.

Нашей системе образования еще предстоит пройти нелегкий путь к достижению такого положения, когда оценка знании и профессиональном подготовленности человека будет производится объективно, на основе тщательно разработанных методик, в том числе и с применением тестирования, и это крайне необходимо для того, чтобы жизнь человека не зависела от случая. Недалеко то время, когда бесплатное обу-чение в вузе будет предоставляться только тем. кто имеет очень хорошие знания, подтвержденные Единым государственным экзаменом. Набравший наибольшее количество баллов выпу скник школы полу чит право выбора специальности, вуза, города, где он хотел бы учиться. Чем выше оценки, тем больше государство выделит средств на обу чение студента. Это гарантиру ет государственное именное финансовое обязательство. Зачисляя студента, вуз автоматически получит от государства ту сумму, которую он заработал на Едином государственном экзамене. Чем меньше баллов, тем больше придется платить за обучение. Кто получит минимальное количество баллов, не будет принят ни на бесплатные, ни на платные места в государственных вузах.

В соответствии с п. 13 Порядка приема в государственные образовательные

учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации в 2000/01 учебном году по решению чченого совета университета для слушателей длительных подготовительных курсов, успешно выполнивших учебный план на факультете дов\зовской подготовки, были организованы вступительные испытания в первом потоке. Сл\-шатели курсов, \ спешно выдержавшие их. при наборе необходимого количества баллов участвовали в общем конкурсе и при положительном результате зачислялись на избранную специальность соответствующего факультета. Мри этом не допускалось \час-тие во втором потоке лиц, получивших неудовлетворительные оценки на вступительных испытаниях в первом потоке.

В 2000/01 учебном году из 954 слушателей в первом потоке имел право сдавать экзамены 241 (157 слушателей 9- и 6-месяч-ных курсов в Саранске и 84 из Рузаевско-ю филиала). Поступили в университет по итогам всту иительных экзаменов в первом потоке: из Саранска - 70 (44,6%). из Рузаевки 52 (61.9 %). Таким образом, по ито-1ам экзаменов в первом потоке из 24] чел. посту пили в вуз 122 чел. (50.6 %).

Но факультетам количество поступивших выглядит таким образом: Историко-социологический институт - 7 (9-месячные -3. 6-месячные - 2; районные - 2): Институт физики и химии - 6 (1: 4; 3 соответственно): биологический - 6 (4: 1; I - заочные): математический -9 (4: 4: 1); медицинский -5(1: 1: 3): светотехнический - 6 (3; 3): строительный-3(2: I -районные); филологический -3(1: 2); факультет иностранных языков - 3 (1:2); экономический - 10 (6; 1: 3.); факультет электронной техники - 6 (4; 21; юридический-6(3; 2; 1). Всего с 9-месячных кур-пос1л пило 33 слушателя, 6-месячных -24. районных -Пи заочных - 2 чел. В отчетах председателей предметных комиссий по русскому языку и литературе, химии и биологии отмечается высокий уровень подготовки слу шателей факультета.

Учебный процесс на факультете осу ще-ствляется в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными первым проректором у ниверситета по пред-ставлению преподавателей-предметников и согласованными с председателями пред-

И

метных комиссий, а также на основе графика учебных занятий. Для проведения учебных занятий используются лаборатории и кабинеты химического, физического, биологического, географического факу льтетов и дисплейные классы математического факультета. Занятия ведутся на условиях почасовой оплаты в основном преподавателями и сотрудниками университета Все виды курсов обеспечены учебными программами, методическими рекомендациями и контрольными заданиями. К сожалению. в последние годы они успели заметно у стареть, а отдельные издания полностью были реализованы и стали в настоящее время библиографической редкостью

В 2000/01 учебном году перед коллекл и-вом факультета стояла задача дальнейшего поэтапного обновления учебно-методической базы с учетом инновационных форм контроля и оценки знаний обучающихся. Так. в 2000 г была предпринята попытка издания учебно-методического пособия по географии для слушателей подготовительных отделений. курсов и других форм довузовской подготовки. где содержится не только теоретический материал, но и вопросы для самоконтроля. а что особенно ценно, так это тестовые задания, составленные на основе требований Всероссийского централизованного тестирования. В 2000/01 учебном году продолжалась работа над учебными пособиями по русскому языку и математике.

Большое значение в \ чебно-воспита-тельном процессе придается контролю знаний. умений и навыков слушателей. Контроль осуществляется как традиционными, так и нетрадиционными методами с широким использованием вузовских методик, ориентированных на изу чение прироста знаний на каждой стадии учебного процесса. Годовой календарный учебный график 9-месячных курсов предусматривает входной контроль, два промежуточных контролирующих мероприятия и итоговый контроль. На 6-месячных курсах - на одно промежуточное контролирующее мероприятие меньше.

Положительным моментом стоит признать достаточно успешное участие слушателей факультета во Всероссийском централизованном тестировании Так. из 29/ слу'шателей 9- и 6-месячных курсов в тестировании участвовало 193 чел (65%),в*

пересчете на человеко-предмет - 3,28. Из них на «отлично» и «хорошо» тестирование прошли соответственно 46 и 65 %. Наиболее успешным оказалось участие в тестировании по обществознанию. биологии, математике и географии.

Учебный процесс и технология обучения на факультете приближены к вузовским. Используются разнообразные организационные формы учебной работы: лекции, практические, семинарские занятия, контрольные работы и зачеты, групповые и индивидуальные консультации, подготовка рефератов и докладов по отдельным разделам предметов. Изучение дисциплин осуществляется в соответствии с профилем вступительных испытаний. Теоретический материал по курсу преподаватели стремятся изложить в поточных лекциях, а примеры и задания выполняются на практических занятиях. Это ставит слушателей в положение студентов. Они учатся правильно вести конспекты, приобретают навыки самостоятельной работы над учебным материалом.

На практических занятиях \ слушателей отрабатываются умения и навыки решения задач по математике, физике и химии. При этом обращается внимание на то, чтобы первые задачи были несложными, достаточно четко и иллюстративно объясняли особенности изучаемого разлела. Степень сложности задач нарастает постепенно. Последние задачи и упражнения являются целевыми, такими, которые обычно предъявляются на вступительных испытаниях. На заключительных практических занятиях даются контрольные задания и проигрывается экзаменационная обстановка. Н\жно не только успешно выполнить задание, но и грамотно, в соответствии с требованиями. оформить письменную работу. Практические занятия для слушателей учащаются в заключительный период обучения. Б течение всего срока обучения слушатели 9-. 6-. 4-месячных курсов выполняют по _> - 4 контрольные работы. При неудовлетворительной оценке слушателю за дополнительную плат) предоставляется возможность переписать рабсил.

При чтении лекции преподаватели курсов стремятся использовать различные виды технических средств обучения: кинофильмы. видеофильмы и др. Применение

ТСО в учебном процессе позволяет значительно интенсифицировать занятия. \ чтень-шить число пауз во время лекций, сэкономить время, способствует образному восприятию учебного материала. Эффективность обчче-ния при этом значительно возрастает.

Вопросы совершенствования методики преподавания общественных, гуманитарных и естественных дисциплин на факультете обсуждаются на учебно-методических советах. На расширенном ректорате Мордовского государственного университета, состоявшемся 6 марта 2001 г.. рассматривался вопрос об учебно-методичес-ком и материально-техническом обеспечении курсов по подготовке к посту плению в вуз факультета довузовской подготовки Позитивно оценивая уровень ч чебно-мето-дического и материально-технического обеспечения курсов, ректорат вместе с тем отметил и некоторые недочеты в работе ФДП. В частности, несмотря на наличие лицензии на право осуществления довчэовс-кого образования, до настоящего времени в стадии решения находится вопрос о лицензировании курсов по подготовке к постчттле-нию в вузы по двухгодичной программе. Имеются проблемы с обеспечением учебного процесса современными техническими средствами обучения (кино- и видеофильмы, компьютерные программы), учеб но-методической литературой и другими информационно-справочными материалами. Требчет совершенствования технология обччения на заочных подготовительных кчрсах и очнозаочных курсах в районах реепчблики Сле-д\ ет более активно использовать имеющийся потенциал по расширению платных образовательных услуг, укреплять договорные отношения между факультетом и потребителями образовательных услуг.

Об эффективности работы факультета довузовской подготовки свидетельствуют как итоги вступительных испытаний в \ ни-верситет. так и показатели чспеваемости студентов - выпускников ФДП Ежегодно через различные формы и виды довчзовс-кой подготовки проходит до 1 ООО чет. Около 70 % из них успешно поступают в > нивер-ентет. Таким образом, все используемые на факультете формы работы, по с\ ществу позволяют решать задачи повышения уровня подготовки школьников, адаптации

учащихся к дальнейшем) об\чению в вузе, обеспечения приема в в\з наиболее подготовленных, а также одаренных и способных абитуриентов на конкурсной основе. Довузовская подготовка реализует интересы учащихся в получении

высшего образования, помогает решать социальные и экономические проблемы региона.

Мы считаем, что качественное стартовое образование - это бэеетящее начало карьеры и хорошая путевка в жизнь.

КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В.В. Кадакин, министр образования Республики Мордовия.

МГУ

физики

М.И. Новопольиев, доцент кафедры общей физики

МГУ им Н П. Огарева,

А.Г. Смольянов, доцент кафедры технологии и программирования

МГУ им. Н.П. Огарева,

Н.А. Кидяева, аспирант кафедры общей физики

МГУ им Н.П. Огарева

Среди современных образовательных

Система обеспечивает возможность

технологий важное место занимают ком- педагогической диагностики учебного про-

пьютерные технологии контроля качества учебного процесса. К ним прежде всего относятся компьютерные тестирующие сн-

цесса. поскольку позволяет на основе обобщения и анализа результатов тестирования учащихся по заданному блок} учебного

стемы, отличающиеся высоким \ровнем материала (программы в целом, разделу

программы, отдельным темам) осуществлять коррекцию текущего учебного процес-

оперативности и технологичности контроля. В рамках договора между университетом и Правительством РМ авторами созда- са с целью повышения его качества, на компьютерная тестовая система, пред-

назначенная для мониторинга и диагностики качества >чебного процесса в регионе

При создании системы авторы стремились разработать максимально удобный и простой интерфейс, ориентированный на

Система осуществляет контролиру ю- непрофессиональных пользователей про-

щую и диагностирующую функции. Она обеспечивает возможность оперативного тестового контроля уровня знании у чащих-ся и обобщения результатов тестирования в широком диапазоне статистических выборок (в пределах отдельной группы учащихся (класса), в масштабе отдельного образовательного учреждения, района, города, региона). При этом важным ее достоинством является возможность управ- то преподавателя); ления процессом тестирования и контроля хода выполнения тестовых заданий каж- бочее место тестируемого);

грамм.

Структурно система состоит из следу ющих блоков (подсистем):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- блока подготовки и редактирования электронных тестовых заданий;

- блока подготовки документации, сопутствующей тестированию;

- блока управления тестированием и контроля за его процедурой (рабочее мес-

блока процедуры тестирования (ра

дым испытуемым в реальном масштабе времени, что достигается благодаря использованию преимуществ сетевых компьютерных технологий.

- блока статистической обработки результатов тестирования.

Первый блок системы обеспечивает возможность введения базы данных тес-

"топпльмев. А.Г. Смольянов. Н А Кидяева. 2001

4 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.