Научная статья на тему 'Подержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования'

Подержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ / GIFTED YOUTH / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / REGIONAL MODEL / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / NETWORK COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Лидия Николаевна, Запалацкая Вероника Станиславовна

Современные тенденции и подходы к работе с одарёнными детьми в условиях региона. Основа для проектирования региональной системы поддержки талантливой молодёжи. Сетевое взаимодействие как опыт Московской области и сетевая региональная модель. Инновационные проекты, направленные на повышение доступности получения дополнительного образования для одарённых школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Лидия Николаевна, Запалацкая Вероника Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования»

под

ДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ и модернизации региональной системы образования

Лидия Николаевна Антонова,

член-корреспондент РАН (академик), член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, доктор педагогических наук

Вероника Станиславовна Запалацкая,

главный советник при ректорате Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук

• одаренные дети • талантливая молодежь • региональная модель • сетевое взаимодействие • региональная система образования

п

ереориентация социального статуса образования от сферы образовательных услуг на образовательное сообщество, основанное на идеях целостности, фундаментальности, эволюционности и самоорганизации, определяет вектор его направленности на человека, на развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности. Такой подход предполагает усиление внимания к одарённым детям как категории учащихся с ярко выраженной индивидуальностью и особыми образовательными потребностями. Создание условий для развития одарённой личности органично вписывается в процесс социокультурной модернизации образования, обеспечивая формирование обогащённой образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности

каждого ребёнка1. Такая среда призвана обеспечить возможности самоопределения и самореализации одарённых детей, формирования их индивидуальных дарований, достижения успеха в жизни. При этом и сама система образования получает новый импульс развития.

Сегодня в регионах России накоплен достаточно большой опыт организации работы с одарёнными детьми, однако говорить о существовании полноценных систем организации работы с ними преждевременно2.

Цель работы с одарёнными детьми на региональном уровне должна состоять в систематизации институциализации деятельности региональных образовательных структур по поиску, выявлению, обучению,

1 Рабочая концепция одарённости [Текст] / под ред. Б.Д. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 2003. — 95 а

2 Доклад о выполнении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления

и развития молодых талантов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

развитию и поддержке одаренных детей и талантливой молодёжи, что сможет обеспечить условия для их самореализации и создания будущего инновационного кадрового ресурса территории .

Достижению этой цели будет способствовать формирование многоуровневой и многофункциональной обогащённой образовательной среды. Её проектирование должно включать решение комплекса задач:

• организация интеграционного взаимодействия учреждений общего и профессионального образования в области развития одарённых учащихся;

• координация процесса управления работой с одарёнными детьми;

• поддержка и стимулирование лучших педагогов и образовательных учреждений;

• распространение лучших практик инновационных образовательных технологий.

Более эффективно решать проблему раннего выявления одарённых детей в регионе позволит сетевое взаимодействие образовательных учреж-дений4. При внедрении сетевых моделей взаимодействия происходит принципиальное изменение организации образования. К сетевому взаимодействию привлекаются общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и профессионального образования, методические и ресурсные центры, библиотеки, учреждения культуры и науки. Это создаёт условия для формирования индивидуальной образовательной траектории одарённого школьника, переводит систему образования в иную фазу развития.

В случае развитого сетевого взаимодействия одарённые дети приобретают доступ к образовательным ресурсам региона, могут получать образование у лучших педагогов и взаимодействовать с высокоинтеллектуальными сверстниками в сетевых проектах.

Региональное сетевое взаимодействие образовательных учреждений, работающих с одарён-

3 Гершунский Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. — М.: Флинта, 1998. — 432 с.

4 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/14907.

ными детьми, позволяет участникам этого взаимодействия решать образовательные и организационные задачи, которые не под силу одному учреждению, в том числе:

• создание современного образовательного пространства для одарённых детей, а также для личностного и профессионального роста педагога;

• организация сетевых проектов;

• привлечение учёных и методистов

к решению проблем обучения одарённых школьников и т.д.

Несмотря на преимущества сетевого взаимодействия образовательных учреждений, для их организации необходимо решить ряд проблем. К организационным и субъективным проблемам следует отнести:

• отсутствие гибкости в структурах управления образованием;

• недостаточное правовое обеспечение процесса организации сетевого взаимодействия;

• неясность финансирования сетевой деятельности;

• слабую готовность педагогических работников к реализации механизмов сетевого взаимодействия;

• отсутствие механизмов признания результатов образовательной деятельности в системе сетевого взаимодействия.

В основе формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одарёнными детьми, может быть:

1. Взаимодействие её участников — образовательных учреждений и учреждений культуры, объединённых единым координационным центром (на муниципальном или региональном уровне), координирующим обмен ресурсов между участниками взаимодействия.

2. Взаимодействие, которое выстраивается вокруг совместной образовательной программы, например, программы внеурочной деятельности, где каждый

из участников вносит определённый вклад в её реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все отношения между участниками сетевого взаимодействия будут опосредованы программой. Такая программа предполагает долгосрочное сотрудничество и совместное использование ресурсов.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута одарённого школьника, направленная на формирование среды доступа ко всем элементам образовательной сети, созданной образовательными учреждениями, работающими с одарёнными школьниками.

Примером эффективного сетевого взаимодействия в системе работы с одарёнными детьми на уровне региона является организационная модель Московской области, включающая несколько центров, совокупная деятельность которых будет направлена как на развитие одарённых школьников, так и на совершенствование региональной системы образования в целом.

Кратко перечислим основные задачи каждой структуры.

Региональный центр развития олимпи-адного движения Московской области

Задачи:

• организация участия школьников региона на всех этапах всероссийских предметных олимпиад;

• создание и функционирование системы очно-заочных лицеев в Московской области.

Региональный координационный детско-юношеский центр физической культуры и спорта

Задачи:

• координационно-организаторская деятельность с детьми, одарёнными в области физической культуры и спорта;

• организация и проведение олимпиады по безопасности жизнедеятельности.

Министерство образования Московской области

к

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Отдел научно-методического обеспечения работы с одарёнными детьми

т

т

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Региональный центр развития олимпиадного движения Московской области Региональный координационный детско-юношеский центр физической культуры и спорта Региональный центр эстетического воспитания и образования

га га га га га га

Образовательные учреждения региона

Рис. 1. Организационная структура региональной системы выявления и развития молодых талантов

Региональный центр эстетического воспитания и образования

Задачи:

• обеспечение условий дляразвития художественно-эстетической деятельности одарённых учащихся;

• организация и проведение олимпиады

по мировой художественной культуре, духовному краеведению Подмосковья и основам православной культуры.

Отдел научно-методического обеспечения работы с одарёнными детьми

Задачи:

• научно-методическое обеспечение деятельно-сти по поиску, выявлению, развитию и поддержке одарённых детей;

• мониторинг эффективности образовательных моделей работы с одарёнными детьми.

Такая модель позволяет обеспечить развитие многообразия форм и видов деятельности:

• олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; региональные олимпиады школьников; интернет-олимпиады для школьников;

• деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на исследовательскую деятельность и проектную деятельность школьников;

• конкурсная деятельность, включающая мероприятия, вошедшие в федеральный перечень; региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;

• научно-практические конференции школьников;

• исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;

• детские общественные организации, ассоциации и волонтёрское движение школьников;

• социально-образовательные программы и проекты;

• региональные фестивали детского художественного творчества;

• региональные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

• спортивные соревнования;

• форумы талантливых школьников.

Одним из сетевых проектов разработанных на основе этой модели и направленных на повышение доступности получения дополнительного образования для одарённых школьников, является создание системы очно-заочных лицеев (ОЗА) на базе Московского государственного областного университета с привлечением педагогов и учёных региональных и федеральных учреждений образования и науки.

Основными задачами системы очно-заочных лицеев являются:

• реализация дополнительных общеобразовательных программ в Московской области для интеллектуально одарённых детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• создание особого образовательного пространства для одарённых детей Московской области, направленной на развитие имеющихся у них интеллектуальных способностей и стимулирование высокой познавательной активности;

• создание и развитие информационно-методической базы, направленной

на обеспечение содержательной и процессуальной доступности качественных образовательных услуг в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

• создание и развитие информационно-образовательной среды для интеллектуально одарённых детей Московской области, включая разработку и внедрение качественных учебно-методических материалов и пользовательских сервисов для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• проведение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учебно-тренировочных

сборов для резерва команд школьников Московской области для участия во всероссийских предметных олимпиадах;

• обеспечение дистанционной поддержки профессионального сообщества учителей

и психологов, осуществляющих работу с интеллектуально одарёнными детьми, включая организацию их непрерывного методического сопровождения и консультирования.

Основными направлениями взаимодействия участников системы ОЗА являются:

• осуществление образовательной деятельности посредством разработки, внедрения и реализации дополнительных общеобразовательных программ для обучения интеллектуально-одарённых детей, в том числе с ограниченными возможностями, в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий;

• использование информационно-образовательных, материально-технических и кадровых ресурсов для проведения учебных занятий, практических семинаров, мастер-классов и других организационных форм, требующих наличия специальной материально-технической базы (по согласованию);

• повышение квалификации педагогических работников, вовлечённых в систему ОЗА

на базе образовательных организаций Московской области, реализующих программы дополнительного профессионального образования;

• оказание методической и консультативной помощи педагогическим работникам учреждений, входящих в сетевое сообщество ОЗА;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мониторинг развития сетевого взаимодействия в системе ОЗА.

Ещё одним примером сетевого проекта, обеспечивающего решение такой двуединой задачи, как выявление одарённых учащихся в общеобразовательной школе, с одной стороны, и диссеминация инновационного педа-

гогического опыта, с другой, является «Малая Академия Подмосковья».

Проект «Малая Академия наук» — это предметные сборы, которые проводятся Министерством образования Московской области с привлечением вузов и Ассоциации «Учителя Подмосковья» по созданию развивающей образовательной среды как пространства взаимодействия одарённых в определённой предметной области учащихся, школьных учителей и вузовских преподавателей. Предметные сборы включают комплекс мероприятий по организации учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности детей и педагогов. Они комплектуются из учащихся 7 — 10-х классов общеобразовательных учреждений, успешно участвовавших в предметных олимпиадах и конкурсах, по направлению управления образованием и прошедших предварительное собеседование.

Цель предметных сборов заключается в создании условий для обучения, развития и поддержки одарённых учащихся и учителей, работающих с одарёнными детьми.

Задачами предметных сборов являются:

• выявление одарённых детей;

• развитие способностей, познавательной и исследовательской активности в определённой области знания;

• формирование информационной культуры;

• социально-психологическая поддержка одарённых детей;

• обеспечение культурного досуга учащихся.

Организация работы строится на разумном сочетании теоретических и практических занятий и отдыха, с учётом интересов учащихся и учителей. В целях организации продуктивного группового взаимодействия участников в программу сборов включены тренинги коммуникативных навыков.

Учебный процесс для учащихся включает научно-популярные лекции, семинары, проектную деятельность, творческие

мастерские, практикумы, проведение конкурсов и олимпиад.

Для учителей проводятся курсы повышения квалификации в форме проблемно-тематических семинаров, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы с одарёнными детьми, наиболее сложные темы, выявленные по результатам сдачи ЕГЭ школьниками Московской области, методика подготовки к олимпиадам, использование информационных технологий при обучении школьному курсу математике.

Профессорско-преподавательский состав предметных сборов формируется из педагогов высших учебных заведений Подмосковья с привлечением ведущих специалистов в области обучения и развития одарённых детей.

Управляет деятельностью предметных сборов организационный комитет, обеспечивающий административную, общественную и финансовую поддержку, который координирует программу учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности сборов и осуществляет мониторинг их эффективности.

Реализация образовательной программы осуществляется с использованием таких стратегий обучения, как ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала, что даёт возможность детям с сильным опережением в интеллектуальном развитии учиться по обычным школьным программам в том темпе, который соответствует их индивидуальным, а не возрастным возможностям.

Углубление предполагает не изменение темпа, а увеличение объёма или интенсивности обучения. Оно предполагает более детальное изуче-

ние тем, дисциплин или областей знаний одарёнными учащимися.

Стратегия обогащения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, путём установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

Стратегия проблематизации стимулирует личностное развитие одарённых детей, в том числе развивает способности к дивергентному, творческому мышлению.

Единая система организации образовательного пространства для одарённых детей на региональном уровне посредством сетевого взаимодействия обеспечивает:

• доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;

• непрерывность, последовательное и целенаправленное развитие и поддержку одарённых школьников на всех этапах обучения;

• адресную ориентацию образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одарённых детей;

• открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.