Научная статья на тему 'Поддержка конгрессно‐выставочной деятельности региона: опыт санкт‐петербурга'

Поддержка конгрессно‐выставочной деятельности региона: опыт санкт‐петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конгрессно-выставочная деятельность / меры поддержки / выставка / региональное правительство / промышленная политика / congress and exhibition activities / support measures / exhibition / local government / industrial policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Н. Конягина, Д. О. Громова, А. А. Полякова

Конгрессно-выставочная деятельность прибрела важное значение в жизни регионов России во втором десятилетии XXI века. Это не просто устроение выставок и ярмарок, что всегда имело значение для жителей региона, но и развитие межрегиональных и международных связей, деловой активности, привлечение инвестиций. Люди замечают, как проведение конгрессно-выставочных мероприятий меняет качество их региональной инфраструктуры: улучшаются дороги, ремонтируются дома, появляются важные объекты для жизни. При этом не во всех регионах предприняты успешные меры по развитию конгрессно-выставочной деятельности. Статья нацелена на освещение лучшей практики Санкт-Петербурга по развитию этого вида деятельности. В ней авторы рассказали о том, что может сделать правительство региона для успешной активизации конгрессно-выставочной деятельности, о мерах поддержки участия в этих мероприятиях региональных компаний и об инструментах оценки качества результатов такой деятельности. Безусловно, статья будет интересна не только исследователям тематики конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности, но и представителям региональных и местных органов власти для выработки предложений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. Н. Конягина, Д. О. Громова, А. А. Полякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE REGION'S CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITIES: THE ST. PETERSBURG EXPERIENCE

Congress and exhibition activities have acquired great importance in the life of Russian regions in the second decade of the 21st century. This is not just the arrangement of exhibitions and fairs, which has always been important for the region locals, but also the development of the interregional and international partnership, business activity, and attraction of investments. People notice how the holding of fairs and exhibitions is changing the quality of their regional infrastructure: roads are being improved, houses are being renovated, and important objects for life are emerging. At the same time, not all regions have taken successful measures to develop congress and exhibition activities. The article is aimed at highlighting the best practices of St. Petersburg for the development of this type of activity. In it, the authors described what the regional government can do to successfully intensify congress and exhibition activities, about measures to support the participation of regional companies in these events, and about tools for evaluating the quality of the results of the activities. No doubt, the article will be of interest not only to the congress, exhibition, and fair activities researchers but also to representatives of the local authorities to develop proposals for development.

Текст научной работы на тему «Поддержка конгрессно‐выставочной деятельности региона: опыт санкт‐петербурга»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10395

М.Н. Конягина - Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation;

Д.О. Громова - Стажер Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, dianagromowa@yandex.ru,

D.O. Gromova - Trainee of the Committee for Industrial Policy, Innovation and Trade of St. Petersburg Government of Saint-Petersburg, Saint-Petersburg, Russian Federation;

А.А. Полякова - Магистрант кафедры экономики Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, nastya87@bk.ru,

A.A. Polyakova - Master Student of the Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation.

ПОДДЕРЖКА КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА: ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА SUPPORT OF THE REGION'S CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITIES: THE ST. PETERSBURG EXPERIENCE

Аннотация. Конгрессно-выставочная деятельность прибрела важное значение в жизни регионов России во втором десятилетии XXI века. Это не просто устроение выставок и ярмарок, что всегда имело значение для жителей региона, но и развитие межрегиональных и международных связей, деловой активности, привлечение инвестиций. Люди замечают, как проведение конгрессно-выставочных мероприятий меняет качество их региональной инфраструктуры: улучшаются дороги, ремонтируются дома, появляются важные объекты для жизни. При этом не во всех регионах предприняты успешные меры по развитию конгрессно-выставочной деятельности. Статья нацелена на освещение лучшей практики Санкт-Петербурга по развитию этого вида деятельности. В ней авторы рассказали о том, что может сделать правительство региона для успешной активизации конгрессно-вы-ставочной деятельности, о мерах поддержки участия в этих мероприятиях региональных компаний и об инструментах оценки качества результатов такой деятельности.

Безусловно, статья будет интересна не только исследователям тематики конгрессной и выставочно-яр-марочной деятельности, но и представителям региональных и местных органов власти для выработки предложений развития.

Abstract. Congress and exhibition activities have acquired great importance in the life of Russian regions in the second decade of the 21st century. This is not just the arrangement of exhibitions and fairs, which has always been important for the region locals, but also the development of the interregional and international partnership, business activity, and attraction of investments. People notice how the holding of fairs and exhibitions is changing the quality of their regional infrastructure: roads are being improved, houses are being renovated, and important objects for life are emerging. At the same time, not all regions have taken successful measures to develop congress and exhibition activities. The article is aimed at highlighting the best practices of St. Petersburg for the development of this type of activity. In it, the authors described what the regional government can do to successfully intensify congress and exhibition activities, about measures to support the participation of regional companies in these events, and about tools for evaluating the quality of the results of the activities.

No doubt, the article will be of interest not only to the congress, exhibition, and fair activities researchers but also to representatives of the local authorities to develop proposals for development.

Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, меры поддержки, выставка, региональное правительство, промышленная политика

Keywords: congress and exhibition activities, support measures, exhibition, local government, industrial policy

Введение

Конгрессно-выставочная деятельность до начала 2020 года была одним из бурно развивающихся направлений деятельности. По всему миру и в России в частности проходили форумы, конгрессы, выставки и ярмарки разного масштаба, полюбившиеся их участникам и имеющее важное значение для мест их проведения.

Одним из городов, достойно заслуживших славу центра деловой активности, стал Санкт-Петербург, международные выставки дают которому возможность наладить и расширить торгово-экономические контакты для

выхода на новые рынки, осуществить поиск новых партнеров и клиентов, а также обменяться опытом в области развития бизнеса и привлечения инвестиций. Наработанный опыт города может и должен быть полезным другим регионам нашей страны. Именно поэтому целью статьи стала систематизация и обобщение успешного опыта конгрессно-выставочных мероприятий (далее - KBM) региона и выработка общих рекомендаций его применения. B связи с этим в числе задач авторы определили для себя краткий обзор мероприятий Северной Столицы последних лет, выделение инструментов и способов эффективного продвижения города в качестве конгрессно-выставочного центра, изучение инструментария оценки эффективности KBM, применяемого в международной практике для привлечения внимания к региону и его мероприятиям.

Тематика KBM сегодня не может быть названа высоко популярной. Причин тому немало, среди которых так называемый популизм, в котором обвиняют авторов статей, низкий уровень прозрачности глубинной информации о KBM и критики в отношении власти разного уровня. Серьезный вклад в снижение интереса к теме внесла пандемия COVID-19. Несмотря на это находятся смелые авторы, изучающие эти вопросы и публикующие результаты исследования. Так, например, весомый вклад в изучение KBM на региональном уровне в последние два года внесли такие авторы, как КС. Еорнилова [7], С.А. Маненков и А.П. Маненкова [11]. Довольно обширный пласт работ посвящен отраслевому развитию через конгрессно-выставочную деятельность: B.E. Афанасьевой [1], E.B. Буланкиной [2], B.R Риос [14], С.Г. Федорчуковой и соавт. [16], О£. Шамаева [19].

Отечественные авторы нечасто рассматривают иностранный опыт KBM. Здесь можно упомянуть работу B^. Намжиловой [13], которая упоминает ее в контексте внешнеторговой деятельности, и публикацию И.Ф. Ма-ликовой и соавт. [10] об опыте арабских стран.

Значение упомянутых работ для успешного развития KBM разного масштаба трудно переоценит. Однако наиболее полезными для проводимого исследования оказались работы Хаматшиной Э.З. [18] о факторах риска выставочной деятельности, Булгаковой Т.С. о системе управления выставочным проектом [3] и его эффективности [4], Еострюковой О.Н. и соавт. [8] о чрезвычайно важных для KBM вопросах инфраструктуры. Я.С. Еуры-шова справедливо поднимает вопрос об эффективности рыночных инструментов, применяемых предприятиями конгрессно-выставочной деятельности [9], а С.А. Маненков [12] подчеркивает важность волонтёрства в успешном проведении мероприятий такого рода.

Так или иначе перечисленные работы посвящены опыту или созданию условий для лучшей практики конгрессно-выставочной деятельности в городах и регионах, сформировавших себе имидж привлекательных мест для представления компаний, их продукции или услуг, заключения выгодных сделок. Создание такого имиджа - непростая задача и требует системной и последовательной работы по разным направлениям. Однако затраченные усилия при эффективном управлении достаточно быстро окупаются: усиливается деловая активность, регион привлекает иностранный бизнес и получает крупные инвестиции, возрастают налоговые поступления, быстро растет поток платежеспособных туристов.

B условиях такой большой страны, как Россия, крайне сложно представить, что регион стал популярной площадкой ГОМ без применения мер государственной поддержки. Так произошло и в Санкт-Петербурге, несмотря на высокие туристические рейтинги и закрепившийся титул культурной столицы.

Конгрессно-выставочное бюро - связующее звено между инициаторами деловых мероприятий и городом

B целях поддержки участия региональных промышленных предприятий в международных и межрегиональных выставках и ярмарках, проведения ^М на территории Санкт-Петербурга, а также для обеспечения взаимодействия участников конгрессно-выставочной деятельности с исполнительными органами государственно власти Санкт-Петербурга, ответственных за реализацию политики в сфере конгрессно-выставочной деятельности, взаимодействия последних с профессиональным сообществом 2 июля 2014 года было создано Еонгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга (далее - ^Б СПб). Его целями обозначены: использование конгрессно-выставочной деятельности в интересах социально-экономического развития города, усиление его инновационного потенциала, закрепление и усиление положительного имиджа Санкт-Петербурга, повышение его туристической и инвестиционной привлекательности, развитие деловых межрегиональных, внешнеэкономических и культурных связей [6].

Функцией КВБ СПб является активное продвижение Санкт-Петербурга, что потребовало оценки результатов работы бюро. Поэтому Санкт-Петербург стал первым российский городом, который присоединился к программе Индекса устойчивости мировых достижений (GDS-Index). Стандарты GDS-Index сформированы, исходя из 17 целей в области устойчивого развития, принятых государствами-членами ООН. Оценка устойчивости проводится в четырех основных областях, при этом учитываются экологическое состояние города, работа поставщиков, а также результаты социальной деятельности, территориального маркетинга и степень вовлеченности поставщиков событийной индустрии в улучшение качества жизни. Ежегодно маркетинговые организации достижений (англ. Destination Marketing Organization - DMO) предоставляют информацию по этим показателям. B свою очередь, команда экспертов-консультантов по устойчивости оценивает данные для составления рейтинга. Результаты объявляются на церемонии награждения, где поощряются участники, показавшие эффективность, иннова-ционность и значительное улучшение показателей.

^Б Санкт-Петербурга разработана подробная стратегия устойчивого развития достижений с точки зрения привлечения ротируемых деловых мероприятий. Опыт показывает, что на рынке индустрии встреч большое значение имеет экологическая и социальная ответственность операторов конгрессно-выставочной отрасли. При

выборе партнера организаторы крупных ротируемых событий заинтересованы в работе с компанией, имеющей Ecolabel1.

В 2019 году, по информации Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, оценка результатов деятельности КВБ СПб повысилась на 10% по сравнению с 2018 годом. Работа организации соответствует практикам и стандартам устойчивого развития. Основные площадки города имеют сертификаты устойчивости (ISO)2. Администрация города поддерживает сертификацию, компенсируя стоимость получения самих сертификатов.

Участие в КВМ является очень затратным для коммерческих организаций. При этом отдача от участия не всегда очевидна, или при краткосрочном участии результаты начинают проявляется лишь через длительное время. Приведем лишь академические данные о соотношении расходов фирм на различные виды выставочной деятельности, в которых принимает участие (табл.1) [17].

Таблица 1 - Отношение

расходов на различные виды выставочной деятельности к стоимости выставки

Аренда Транспортировка Накладные расходы Прочее

1 2 3 4

85% 7% 5% 1%

78,5% 8% 10,5% 1%

44% 21% 30% 5%

63% 12% 18% 7%

61% 17% 16% 6%

Таблица демонстрирует, что самой затратной статьей является аренда площади на любой выставке. В Санкт-Петербурге разработаны специальные программы, позволяющие при поддержке КВБ СПб оплачивать аренду площади на выставке, транспортировку груза, участие экспонатов в деловой программе выставки, что является существенной мерой поддержки для любой организации. Также КВБ СПб занимается организацией и поддержкой участия в международных встречах, организацией участия в составе официальных делегаций Санкт-Петербурга в рамках деловых миссий и Дней Санкт-Петербурга, разработкой предложений и помощью в согласовании пунктов договоров и меморандумов в рамках международного сотрудничества [20].

Конгрессно-выставочные мероприятия Санкт-Петербурга в 2017-2019 годах В течение 2017-2019 гг. представители делового сообщества Санкт-Петербурга при поддержке КВБ СПб приняли участие во многих международных мероприятиях, где получил полезный опыт интеграции и интернационализации промышленности. В 2019 году город принял участие в различных мероприятиях за пределами территории Санкт-Петербурга (табл. 2).

1 Ecolabel - это система добровольной сертификации некоторых товаров и услуг на территории ЕС, Норвегии, Лихтенштейна и Исландии.

2 ISO (Сертификат ИСО) - документ, показывающий что компания прошла сертификацию менеджмента качества

Таблица 2 - Мероприятия по организации участия в международных выставках и ярмарках

по продвижению Санкт-Петербурга на мировые рынки в 2019 году

№ п/п Наименование мероприятия Место и период проведения

А 1 2

1 Организация участия Санкт-Петербурга в международных специализированных выставках и ярмарках с целью продвижения товаров (продукции), услуг, результатов интеллектуальной деятельности субъектов промышленной деятельности Санкт-Петербурга на мировые рынки в первом полугодии 2019 года

1.1 Организация экспозиции и деловой программы Санкт-Петербурга в рамках Международной выставки композитных материалов и связанных технологий Compotec 2019 Каррара, (Италия), 03.04.201905.04.2019

2 Организация участия Санкт-Петербурга в международных специализированных выставках и ярмарках с целью продвижения товаров (продукции), услуг, результатов интеллектуальной деятельности субъектов промышленной деятельности Санкт-Петербурга на мировые рынки во втором полугодии 2019 года

2.1 Организация экспозиции и деловой программы Санкт-Петербурга в рамках Международной машиностроительной выставки MSV-2019 Брно, (Чехия), 07.10.201911.10.2019

2.2 Организация экспозиции и деловой программы Санкт-Петербурга в рамках Ежегодной медицинской выставки MEDICA 2019 Дюссельдорф, (Германия), 18.11.2019-21.11.2019

2.3 Организация экспозиции и деловой программы Санкт-Петербурга в рамках Ежегодной международной выставки пищевой промышленности ANUFOOD China 2019 Пекин, (Китай),20.11.2019-22.11.2019

Международные выставки дали возможность петербургским компаниям наладить и расширить торгово-экономические контакты для выхода на новые рынки, осуществить поиск новых партнеров и клиентов, а также обменяться опытом в области развития бизнеса и привлечения инвестиций.

В Санкт-Петербурге было проведено также большое количество мероприятий, связанных с продвижением промышленности. Самыми масштабными из них стали:

• Петербургский международный инновационный форум -2019 (13 ноября 2019 - 15 ноября 2019). На площадке Форума ежегодно собирается более 10 000 специалистов. Профессиональная платформа диалога российского и международного сообщества как инструмента поддержки инноваций в организации, взаимодействия правительства, экономики и науки.

• Российский промышленник-2019 (13 ноября 2019 - 15 ноября 2019). Масштабные конференции и выставочные мероприятия, в которых принимают участие эксперты инжиниринговых компаний машиностроения России и всего мира, что помогает формированию национальной промышленной политики, выработке конкретных предложений для развития федеральных и региональных программ, продвижению корпоративного инжиниринга, инноваций, инвестиций, энергетического и транспортного перевооружения промышленных предприятий, а также обеспечению их квалифицированными кадрами для дальнейшего повышения специализации производства, организации систем субподряда в промышленном секторе, повышения качества и конкурентоспособности продукции и предоставления лучших примеров для продвижения их на международных и региональных рынках.

• Петербургский международный газовый форум-2019 (01 октября 2019 - 04 октября 2019).

Сосредоточение на одной площадке представителей органов государственной власти, представителей международных и российских деловых кругов, представителей исследовательских структур и проектных агентств мира в газовой промышленности, приоритетных промышленных проектов и многих других, позволяет организовать всесторонний диалог о мировых тенденциях и политике правительства в газовой отрасли.

• Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» ( 09 апреля 2019 -10 апреля 2019). Это одна из важных площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона в глобальном масштабе. Форум направлен на поддержку усилий международного сообщества по эффективному освоению Арктики и повышению уровня жизни населения арктических территорий.

• Петербургский международный экономический форум-2019 ( 06 июня 2019 - 08 июня 2019). Самое масштабное событие года в мире экономики и бизнеса. За годы существования форум стал ведущей, глобальной, мировой платформой для международных экономических представителей, на котором обсуждаются важные экономические вопросы России, развивающихся рынков и всего мира.

За такой короткий срок - три дня, город успел заключить 27 соглашений, по которым в Петербург инвестируют 182,4 миллиарда рублей. Практически все подписанные соглашения несут городу инвестиции. Важно, что эти деньги будут вложены именно в те сферы, которые смогут значительно повысить уровень жизни петербуржцев: промышленность, дороги, социальные объекты, здравоохранение, энергетику, образование новых рабочих мест.

В первую очередь, ПМЭФ - имиджевое событие, которое собирает на своей площадке большое количество активных людей. Участники форума - управленцы различных уровней, руководители, представители научной и культурной среды, объединённые общей идеей, благодаря чему в процессе таких мероприятий рождается очень мощный коммуникативный эффект. Также у руководителей регионов есть возможность взаимодействовать с бизнесом, поддерживать как отечественные, так и иностранные инвестиции.

Петербургский международный экономический форум - это прекрасная возможность показать потенциал города, его возможности, его огромную перспективу развития для вложения инвестиций, для промышленности, для туризма, для культуры города, науки, образования.

Субсидирование, как мера поддержки участия предприятий Санкт-Петербурга в конгрессно-вы-ставочных мероприятиях

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 .№495 утверждена Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге». Данная программа поднимает вопрос устойчивого и эффективного развития сельскохозяйственного промышленного комплекса Санкт-Петербурга, активизации инновационной деятельности организации и комплексного решения проблемы развития промышленного потенциала и включает в себя три подпрограммы: «Развитие промышленности Санкт-Петербурга», «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Одним видом мер поддержки конгрессно-выставочной деятельности промышленных предприятий Санкт-Петербурга является субсидирование. Участие предприятий в международных выставках является одним из инструментов продвижения продукции петербургских предприятий на внешние рынки. В этих целях Правительство Санкт-Петербурга предоставляет субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности Санкт-Петербурга в целях возмещения части их затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за переделами Российской Федерации.

Возмещению подлежат документально подтвержденные затраты, связанные с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации, в размере 50 процентов от общей суммы затрат, но не более 750 тыс. рублей для одного предприятия.

Направлениями затрат, возмещаемых за счет субсидий, являются затраты организаций, связанные с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации (аренда выставочных площадей; регистрационный сбор за участие в международной выставке или ярмарке; аренда выставочного оборудования; услуги (работы), связанные с участием в международной выставке или ярмарке, в том числе организационные услуги (кроме затрат, связанных с командировочными расходами), таможенные услуги, мон-тажно-демонтажные услуги (работы), инженерно-технические, транспортно-экспедиторские услуги, дизайнерские услуги, аудиовизуальные услуги, переводческие услуги, рекламные услуги, складские услуги, типографские услуги, фотообслуживание, охранные услуги, уборочные услуги) за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.

Подать заявление на получение такой субсидии может любое промышленное предприятие Санкт-Петербурга.

С каждым годом интерес Петербургских компаний к возмещению части затрат на участие в выставочных мероприятиях за рубежом увеличивается (рис.1).

Рисунок 1 - Динамика заявок на получение субсидий на затраты, связанные с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации в период 2017-2019 годов

Согласно данным Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга [5], в последние годы наблюдается рост как числа поданных заявок на субсидии, так и удовлетворенных. Количество же отказов в субсидировании затрат на участие в сторонних КВМ стабильно снижается.

Растут и объемы субсидирования. В 2018 г. сумма субсидий на затраты, связанные с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации составила 7 852 400, 00 руб., а в 2019 году эта цифра увеличилась в двое и составила 14 488 392,51 руб. (рис.2).

в %

2018 2019

Рисунок 2 - Динамика полученных субсидий в 2018-2019 годах в % на возмещение затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации

Организация коллективных экспозиций за рубежом.

В качестве важного элемента поддержки региональной промышленности Правительство Санкт-Петербурга организует коллективные экспозиций за рубежом. Такая мера запланирована в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт»3.

Перечень выставок формируется исходя из приоритетных отраслей промышленности Санкт-Петербурга, а также с учетом проводимого мониторинга среди промышленных предприятий Санкт-Петербурга и анализа эффективности участия в прошедших выставках и утверждается приказом Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

В рамках данной меры поддержки предприятиям на безвозмездной основе предоставляется комплекс услуг: выставочная площадь и необходимое оборудование, транспортные услуги в месте проведения выставки, доставка выставочных экспонатов, услуги переводчиков, содействие в организации деловой программы и поиске потенциальных партнеров.

Организация коллективных выставочных экспозиций предприятий Санкт-Петербурга и мероприятий деловой программы на международных специализированных выставках осуществляется с целью исследования новых рынков сбыта, развития и продвижения новых технологий, продукции петербургских производителей товаров (продукции), услуг, результатов интеллектуальной деятельности субъектов промышленной деятельности Санкт-Петербурга на мировые рынки.

Преимуществами участия предприятий в коллективной экспозиции Санкт-Петербурга в рамках международных выставок являются установление полезных контактов с представителями местных промышленных объединений и органов государственной власти, расширение базы потенциальных партнеров и рынков сбыта, наработка опыта участия в зарубежных выставках, изучение специфики местного рынка (необходимости адаптации продукции) и путей продвижения продукции, возможность заключения договоров «на месте» и др.

Заключение

Санкт-Петербург активно принимает участие во многих международных мероприятиях, позволяющих наладить торгово-промышленные отношения. В 2019 году делегации Северной Столицы побывали в разных странах: Италии, Чехии, Германии, Китае. Участники выставок презентовали свои продукты, обсудили варианты

3 Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» был утвержден в целях увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в валовом внутреннем продукте страны, формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами - членами Союза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций [15].

дальнейшего сотрудничества. По итогам ряда встреч были достигнуты конкретные договоренности, которые откроют для Санкт-Петербурга новые возможности для международного сотрудничества.

Также Санкт-Петербург провёл на своей площадке много успешных специализированных выставок, форумов и конгрессов, включая знаменитый ПМЭФ. Жители города неоднократно отмечали, что благодаря этим мероприятиям улучшилась городская инфраструктура: дороги, состояние фасадов домов, качество коммуникаций, появились карты, интерактивные дополнения к городской жизни и многое другое. Важное преимущество получает и местное бизнес-сообщество, которое поддерживается Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга, которое помогает в координации конгрессно-выставочной деятельности в силу ее межотраслевого характера, которая требует межведомственного взаимодействия, активного вовлечения профессиональных сообществ в решение вопросов развития, а также постоянного информационного обеспечения.

В 2020 году Россия столкнулась с эпидемией COVID-19, по этой причине были отменены все публичные мероприятия, включая ПМЭФ-2020. Так как Петербургский экономический форум является ключевым мероприятием в сфере экономики и бизнеса, с помощью которого город получает инвестиции и налаживает связи с другими регионами и странами, хотелось бы предложить альтернативные способы участия в этом важном мероприятии, не создавая угроз жизни и здоровью участников и организаторов.

В современном мире есть множество средств для дистанционной связи, которые в какой-то степени могли бы заменить деловые встречи форума. Например, можно было бы использовать такие цифровые площадки как «Zoom» или «Microsoft Times» для конференций с ограниченным кругом лиц, а для публичных онлайн-кон-ференции могли бы подойти прямые трансляции на YouTube со вспомогательной программой OBS Studio, в которой, как правило, в видеокодерах можно настраивать сцены. То есть, показывать по отдельности или одновременно окнами на одном экране спикера, рабочий стол компьютера, окно любой программы, например, презентацию в PowerPoint.

Прямые трансляции на YouTube осуществляются путем введения в настройки кодера URL-кода потока и ключа трансляции. Таким образом, видеокодер связывают со своим YouTube-каналом. После этого в видеокодере запускается нужная трансляция, затем она запускается на YouTube. После проведения онлайн-конференции можно сохранить видеозапись трансляции, и тот, кто пропустил ее, будет иметь возможность ознакомиться с ней позже. URL-адрес этого видео можно встроить в любую вебинарную площадку, работающую через YouTube. Например, в Bizon365, Геткурс, Джастклик, Мемберлюкс, Emdesell и т.д.

Следующим этапом может стать применение VR-технологий для участий, обсуждений и даже демонстрации продукции, фирменных стендов и прочего, экономя место, время, а иногда и деньги. Возможности будущего для КВМ становятся безграничными, но зависимыми от целей и задач их устроителей и участников. Так если для того, чтобы попасть на ПМЭФ-2019 участники платили сотни тысяч рублей, то онлайн-мероприятия будут стоить гораздо меньше: практически каждый желающий сможет позволить себе стать участником такого важного события.

По опыту пандемии COVID-19, это самое простое, доступное и быстро реализуемое решение по частичному восстановлению взаимодействия в условиях самоизоляции. Сегодня экономика всего мира испытала шок от вынужденного простоя и связанных с ним потерь, поэтому адаптация с использованием цифровых технологий видится достойной мерой для безопасного восстановления экономических процессов, включая конгрессно-выставочную деятельность в стране.

Источники:

1. Афанасьева В.Е. Выставки как инструмент продвижения индустрии здорового образа жизни // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 9-13.

2. Буланкина Е.В. Реализация государственной политики импортозамещения в сельском хозяйстве Самарской области: анализ конгрессно-выставочной деятельности региона // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 123-126.

3. Булгакова Т.С. Формирование системы управления проектом выставочной деятельности // Университетская наука. 2019. № 2 (8). С. 112-114.

4. Булгакова Т.С. К вопросу эффективности проекта выставки в конкурентной среде //Вестник науки. 2019. Т. 1. № 12 (21). С. 194-198.

5. Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга: официальный сайт. - URL: cppi.gov.spb.ru (дата обращения 25.05.2020)

6. Концепция развития конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге. - Эл.документ. -URL: https://docplayer.ru/32396501-Koncepciya-razvitiya-kongressnoy-i-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-sankt-peterburge.html (дата обращения 02.06.2020)

7. Корнилова К.С. Территориальный брендинг как инструмент развития региона (на примере Республики Крым) // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 388-403.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кострюкова О.Н., Иванкова П.В., Михайлова К.В. Факторы развития конгрессно-выставочной инфраструктуры в современных городах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 4 (122). С. 49.

9. Курышова Я.С. Современные рыночные инструменты и анализ их использования на предприятиях конгрессно-выставочной деятельности // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 4-2. С. 181-193.

10. Маликова И.Ф., Калёнова А.А., Родыгина Н.Ю. Выставочная деятельность в ОАЭ// Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 86-93.

11. Маненков С.А., Маненкова А.П. Перспективы развития туризма в Удмуртской республике// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2 (16). С. 232-241.

12. Маненков С.А. Роль волонтерской деятельности в контексте формирования имиджа страны при проведении кон-грессно-выставочных мероприятий // Научный вестник МГИИТ. 2019. № 3 (59). С. 22-31.

13. Намжилова В.О. Состояние и перспективы внешнеторговой деятельности Автономного района Внутренняя Монголия // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. Т. 21. № 3. С. 29-36.

14. Риос В.Н. Менеджмент выставочной деятельности вузов // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 293-294.

15. Утверждён паспорт проекта «Меры развития международной кооперации и экспорта»// Бизнес России: официальный сайт. URL: http://www.aUbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow_id_961110.html (дата обращения 15.06.2020)

16. Федорчукова С.Г., Успенская М.Е., Лысоиваненко Е.Н. Выставочная деятельность как способ продвижения гостиничного продукта// Научный вестник МГИИТ. 2019. № 5 (61). С. 59-69.

17. Фомичев, В. И. Выставочное дело : учебник / В. И. Фомичев. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, 2009. — 114 с. —Текст : электронный. — URL: http://lib.rfei.ru/system/193/193-Выставочное дело (основной учебник).pdf (дата обращения: 17.06.2020).

18. Хаматшина Э.З. Факторы риска в управлении выставочной деятельностью промышленного предприятия // Центральный научный вестник. 2019. Т. 4. № 5 (70). С. 16-18.

19. Шамаев О.В. Выставочная деятельность на мировом рынке продукции военного назначения// Социально-экономическое управление: теория и практика. 2019. № 4 (39). С. 67-70.

20. Экспорт инновационной продукции: Электронный документ// Инновационный Санкт-Петербург: Официальный сайт. URL: http://inno.gov.spb.ru/cat/Gos._podderzhka/export (дата обращения 16.06.2020)

References:

1. Afanasyeva V.E. Exhibitions as a tool for promoting the healthy lifestyle industry // Economics and business: theory and practice. 2019. No. 4-1. Р. 9-13.

2. Bulankina E.V. Implementation of the state policy of import substitution in agriculture of the Samara region: analysis of the congress and exhibition activities of the region // Business. Education. Right. 2019. No. 1 (46). Р. 123-126.

3. Bulgakova T.S. Formation of a project management system for exhibition activities // University Science. 2019. No. 2 (8). Р. 112-114.

4. Bulgakova T.S. On the question of the effectiveness of the exhibition project in a competitive environment // Bulletin of Science. 2019.Vol. 1.No. 12 (21). Р. 194-198.

5. Committee for Industrial Policy, Innovation and Trade of St. Petersburg: official site. - URL: cppi.gov.spb.ru (accessed 05/25/2020)

6. The concept of development of congress and exhibition and fair activities in St. Petersburg. - Electronic document. - URL: https://docplayer.ru/32396501-Koncepciya-razvitiya-kongressnoy-i-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-sankt-pe-terburge.html (accessed 06/02/2020)

7. Kornilova K.S. Territorial branding as a tool for the development of the region (on the example of the Republic of Crimea) // Questions of theory and practice ofjournalism. 2019.Vol. 8.No. 2. P. 388-403.

8. Kostryukova O.N., Ivankova P.V., Mikhailova K.V. Factors of development of congress and exhibition infrastructure in modern cities // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2019. No. 4 (122). P. 49.

9. Kuryshova Ya.S. Modern market instruments and analysis of their use at the enterprises of congress and exhibition activities // Vestnik RGGU. Series: Economics. Control. Right. 2019. No. 4-2. Р. 181-193.

10. Malikova I.F., Kalyonova A.A., Rodygina N.Yu. Exhibition activities in the UAE // Russian Foreign Economic Bulletin. 2019. No. 6. Р. 86-93.

11. Manenkov S.A., Manenkova A.P. Prospects for the development of tourism in the Udmurt Republic // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 2020.Vol. 5.No. 2 (16). Р. 232-241.

12. Manenkov S.A. The role of volunteer activities in the context of the formation of the country's image during congress and exhibition events // Scientific Bulletin of MGIIT. 2019. No. 3 (59). Р. 22-31.

13. Namzhilova V.O. State and prospects of foreign trade activities of the Inner Mongolia Autonomous Region // Asia-Pacific Region: Economics, Politics, Law. 2019.Vol. 21.No. 3. P. 29-36.

14. Rios V.N. Management of exhibition activities of universities // Information and education: the boundaries of communications. 2019. No. 11 (19). Р. 293-294.

15. The passport of the project "Measures for the development of international cooperation and export" was approved // Business of Russia: official site. URL: http://www.allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow_id_961110.html (accessed 06/15/2020)

16. Fedorchukova S.G., Uspenskaya M.E., Lysoivanenko E.N. Exhibition activities as a way to promote a hotel product // Scientific Bulletin of MGIIT. 2019. No. 5 (61). Р. 59-69.

17. Fomichev, V. I. Exhibition business: textbook / V. I. Fomichev. - St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg State Engineering and Economic University, 2009. - 114 p. —Text: electronic. - URL: http://lib.rfei.ru/system/193/193- Exhibition business (main textbook) .pdf (accessed 17.06.2020).

18. Hamatshina E.Z. Risk factors in the management of exhibition activities of an industrial enterprise // Central Scientific Bulletin. 2019.Vol. 4.No. 5 (70). Р. 16-18.

19. Shamaev O.V. Exhibition activity in the world market of military products // Socio-economic management: theory and practice. 2019. No. 4 (39). Р. 67-70.

20. Export of innovative products: Electronic document // Innovative St. Petersburg: Official site. URL: http://inno.gov.spb.ru/cat/Gos._podderzhka/export (accessed 06/16/2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.