Научная статья на тему 'Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге'

Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ / ФОРУМЫ / ПЛОЩАДКИ / CONGRESS-EXHIBITION ACTIVITIES / CONGRESS-EXHIBITION SERVICES MARKET CONDITION / INDUSTRY COMPETITIVE CAPACITY / FORUMS / VENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маненков Сергей Александрович

Основными целями статьи являются оценка эффективности реализуемой стратегии развития конгрессно-выставочного сектора в Санкт-Петербурге и выявление системных недостатков в контексте формирования бренда дестинации делового туризма. Сильный бренд привлекательной туристической дестинации требует постоянной диверсификации и совершенствования предлагаемого туристического продукта. Деловой туризм самый высокодоходный сегмент в отрасли, поэтому его развитие является актуальным для региональной экономики. Инфраструктурная составляющая является определяющим фактором для расчета емкости рынка в целом, она остается важным критерием для разработки стратегических инициатив по развитию (с целью формирования позитивного имиджа) и предоставляет возможность оказания сервиса на высоком уровне. Для разработки методологической основы использован системный подход в контексте формирования благоприятного инвестиционного климата, являющегося следствием развития и систематизации конгрессно-выставочного рынка услуг Санкт-Петербурга. Использование данного подхода может подтвердить прямую или обратную зависимость позиций города как бренда в затрагиваемой отрасли, а также фактическую реализацию стратегических правительственных инициатив на предмет соответствия заявленным целям и задачам, т. к. нормативно-правовая база по стратегическому планированию и достижению высоких позиций на рынке конгрессно-выставочных услуг в мировом масштабе не учитывает в полной мере фактическое состояние отрасли в Санкт-Петербурге. Основными инструментами реализации стратегии могут стать разработка единого системного подхода к учету и классификации событий на конгрессно-выставочном рынке услуг, оптимизация бизнес-процессов, использование эффективного опыта дестинаций-конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Status of Strategy Development of Congress-Exhibition Tourism in Saint-Petersburg

The research features the efficiency of the strategy development of congress-exhibition sector in St. Petersburg. The paper also describes the system weaknesses in the context of brand destination formation for business tourism. A powerful brand of an attractive touristic destination requires permanent diversification and improvement of the product. Business tourism is a highly remunerative segment in tourism industry. Therefore, its development is relevant for regional economy. Infrastructural environment is the determining factor for market capacity calculation. It remains important for strategic development initiatives in the sphere of positive image formation and high-quality services delivery. The methodological background included system approach to the local investment climate, which resulted in the development and classification of St. Petersburg congress-exhibition market. This approach is able to confirm direct or indirect connection between city ranks in the affected industry, as well as the actual implementation of strategic governmental initiatives. However, global strategies in the congress-exhibition service market cannot be applied to the current state of the industry in St. Petersburg. The new strategy can be implemented only after the development of a unified indivisible system approach to recording and classifying events at the congress-exhibition market. In addition, the local business processes have to be improved by applying effective experience of competitive destinations.

Текст научной работы на тему «Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге»

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

оригинальная статья УДК 338.2

Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге

Сергей А. Маненков а @

а Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 @ [email protected]

Поступила в редакцию 18.07.2019. Принята к печати 24.09.2019.

Аннотация: Основными целями статьи являются оценка эффективности реализуемой стратегии развития конгрессно-выставочного сектора в Санкт-Петербурге и выявление системных недостатков в контексте формирования бренда дестинации делового туризма. Сильный бренд привлекательной туристической дестинации требует постоянной диверсификации и совершенствования предлагаемого туристического продукта. Деловой туризм - самый высокодоходный сегмент в отрасли, поэтому его развитие является актуальным для региональной экономики. Инфраструктурная составляющая является определяющим фактором для расчета емкости рынка в целом, она остается важным критерием для разработки стратегических инициатив по развитию (с целью формирования позитивного имиджа) и предоставляет возможность оказания сервиса на высоком уровне. Для разработки методологической основы использован системный подход в контексте формирования благоприятного инвестиционного климата, являющегося следствием развития и систематизации конгрессно-выставочного рынка услуг Санкт-Петербурга. Использование данного подхода может подтвердить прямую или обратную зависимость позиций города как бренда в затрагиваемой отрасли, а также фактическую реализацию стратегических правительственных инициатив на предмет соответствия заявленным целям и задачам, т. к. нормативно-правовая база по стратегическому планированию и достижению высоких позиций на рынке конгрессно-выставочных услуг в мировом масштабе не учитывает в полной мере фактическое состояние отрасли в Санкт-Петербурге. Основными инструментами реализации стратегии могут стать разработка единого системного подхода к учету и классификации событий на конгрессно-выставочном рынке услуг, оптимизация бизнес-процессов, использование эффективного опыта дестинаций-конкурентов.

Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, состояние рынка конгрессно-выставочных услуг, конкурентоспособность отрасли, форумы, площадки

Для цитирования: Маненков С. А. Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 3. С. 327-332. БО!: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

Введение

Конгрессно-выставочная отрасль является одним из направлений третичного сектора экономики в сфере услуг. В связи с усилением и постоянным ростом роли сферы услуг в ВВП всех развитых и части развивающихся стран изучение факторов и условий несырьевого подхода к развитию экономики является достаточно актуальным. Согласно указу президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», нашей стране необходимо достичь показателя по экспорту услуг не менее 100 млрд долл. в год1. По сообщению руководителя Федерального агентства по туризму О. П. Сафонова

(в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 2018 г., на сессии «Денежный турпо-ток»2), в нашей стране по итогам 2017 г. был отмечен рост доходов от туризма до 3 трлн руб., что составило 3,47 % от ВВП. Тенденция роста въездного туризма впечатляет своими масштабами. С 2001 г. въездной туризм в РФ увеличился на 123 %. В случаях приграничного туризма и кооперации граждан, проживающих на окраинных территориях, трудно учесть реальную цифру туристов, т. к. любой потенциальный гражданин, пересекающий границу России, может считаться потенциальным потребителем туристических услуг3. Согласно определению международной

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента России от 07.05..2018 // Официальный сайт администрации президента Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 26.04.2019).

2 Шилова А. Ростуризм оценил доходы России от туризма в 2017 году // Ведомости. 24.05.2018. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/ articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (дата обращения: 26.04.2019).

3 Рузлева Е. В зоне турбулентности. Как привлечь в Россию иностранных туристов // Forbes. 28.05.2018. Режим доступа: http://www.forbes.ru/ biznes/362187-v-zone-turbulentnosti-kak-privlech-v-rossiyu-inostrannyh-turistov (дата обращения: 26.04.2019).

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

туристской организации (UNWTO), туристом считается «лицо, останавливающееся на одну ночь и проводящее за пределами своего проживания не менее 24 часов». Несмотря на устойчивую динамику роста, по мнению экспертов, период 2014-2018 гг. характеризовался определенной «турбулентностью» всего туристского рынка России в целом4.

Внешние и внутренние факторы оказывают весомое влияние на все сопутствующие характеристики любого сектора экономики. Поэтому исследования по данной тематике, проведенные за последние 4 года и имеющие целью объективную оценку текущего состояния конгрессно-выставочного рынка в Санкт-Петербурге, являются наиболее актуальными. Несмотря на исключительно региональную значимость данного проекта, внешнеполитические и экономические факторы не могут быть оставлены без внимания, т. к. оказывают влияние на текущее состояние отрасли.

Проблема инфраструктурных и конгрессных возможностей Санкт-Петербурга является актуальной, что находит отражение в работе К. А. Малых, которая делает акцент на отличительных чертах одновременного размещения деловых туристов и конгрессных возможностях отелей Санкт-Петербурга. При этом автор не упоминает такие ключевые площадки, как отель Коринтия (место проведения мероприятий в рамках G20 и APEC, Международного Банковского конгресса и пр.), гостиницу «Санкт-Петербург», конгресс-холл Крестовский [1].

Н. В. Трубникова в свою очередь уделяет внимание сервисным услугам для деловых туристов и говорит о необходимости их совершенствования, т. к. стартовые условия у конгрессно-выставочной индустрии Санкт-Петербурга, как и у всей страны, не имели достаточного финансирования для развития и модернизации [2]. Реализованные проекты в виде нового аэропорта и морского порта создают более комфортные условия для деловых туристов, но это лишь малая часть вопросов, которые нуждаются в решении на сегодняшний день. А. А. Чухта предлагает продвижение китайского делового центра как ключевого направления конгрессно-выставочного сектора Санкт-Петербурга [3]. На данный момент он располагается на территории Ленэкс-по, ожидающего масштабного редевелопмента5 после переноса ПМЭФ в Экспофорум и готовящегося стать новой площадкой проведения Международного военно-морского салона в Кронштадте, что вызывает вопросы относительно долгосрочных перспектив данного проекта в Ленэкспо. Автор опирается на статистику мероприятий, проводимых в Экспофоруме, исключая таким образом профессиональные тематики других событий, проходящих в Санкт-Петербурге.

Т. Н. Попова отмечает необходимость разработки кластерного подхода конгрессно-выставочного сектора

в Санкт-Петербурге, для чего следует создать и принять соответствующую концепцию развития [4]. Т. А. Попова приводит мнение, что Санкт-Петербург является наиболее удобным городом как для туризма, так и для бизнеса. При этом она цитирует экс-президента Выставочного объединения Группы Предприятий Рестэк С. Н. Трофимова, который сравнил структуру доходности городского бюджета от выставочной индустрии: Ганновер - 80 %, Дюссельдорф - 15 %, Санкт-Петербург - 0,7 % [5]. В. И. Грошев и др. рассматривают долю конгрессного туризма в мировой экономике с учетом экономических и политических факторов. Деловые туристы и мероприятия, по мнению авторов, приносят мгновенные и эффективные инвестиции любому региона мира, наряду с проведением крупных международных событий, на которых подписываются различные инвестиционные соглашения (например, ПМЭФ в Санкт-Петербурге). Помимо этого, авторы высоко оценивают текущее состояние отрасли в России, а также перспективы развития отечественного рынка делового туризма [6].

Е. В. Печерица [7] и Ю. С. Сидоренко [8] акцентируют внимание на недостаточном развитии гостиничного фонда и подготовки квалифицированных кадров в сфере делового туризма, а также правовой базе, регулирующей деятельность конгрессно-выставочной отрасли. Вместе с тем М. С. Трофимова считает, что развитие делового туризма в Санкт-Петербурге проходит достаточно успешно. Исследователь выделяет различия в проведении деловых мероприятий в конгресс-центрах или на специализированных площадях в гостиницах, затрагивая и набирающие популярность форматы нестандартных мест проведения (лофты, достопримечательности и пр.) [9]. М. А. Дыбаль предлагает концепцию по привлечению деловых туристов в Санкт-Петербург, а именно создание и развитие корпоративных музеев на базе промышленных предприятий [10]. Подобные музеи могут использоваться как площадки для проведения конгрессов и конференций (о чем говорит М. С. Трофимова в своей работе). М. А. Дыбаль, в частности, привел пример Музея Водоканала, который постоянно принимает различные гостевые выставки (зал Форум), кроме этого, в сентябре 2018 г. музей Вселенная воды и Детский Экологический центр были задействованы при проведении деловой программы II Евразийского женского форума [10].

Текущее состояние конгрессно-выставочного рынка услуг Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга в последние годы активно разрабатывает и предпринимает комплекс мер по укреплению позиций города в качестве центра конгрессно-выставочного туризма. На сегодняшний день стоит задача войти в топ-10 в Европе и топ-20 в мире по количеству

4 Там же.

5 Бояркова Г. Не выставить за дверь: что тормозит проект редевелопмента Ленэкспо // Фонтанка.ру. 12.07.2018. Режим доступа: https://www.fontanka. ги/2018/07/12/059/ (дата обращения: 05.05.2019).

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

проводимых конгрессно-выставочных мероприятий по критериям Международной Ассоциации Конгрессов и Конференций (ICCA)6. Сегодня в открытом доступе находится отчет 2017 г., согласно которому Россия занимает 47 место в мире и 21 среди европейских государств по количеству проводимых мероприятий. В этом рейтинге представлены российские города, ведущие по проведению конгрессно-выставочных мероприятий, - Москва и Санкт-Петербург, - которые занимают 78 и 86 места в мировом, и 42 и 49 места в европейском рейтингах соответственно. Традиционными лидерами индустрии по количеству проводимых встреч и принимаемых делегатов являются Вена и Париж; по итогам 2017 г. первой оказалась Барселона7. На текущий момент анонсировано появление отчета за 2018 г., согласно которому Москва потеряла всего одну позицию, но Санкт-Петербург покинул топ-100 и занимает 154-е место8. Снижение рейтинга одной из ведущих отечественных туристических дестина-ций требует тщательного изучения и анализа маркетинговых инструментов конкурентов по этому рейтингу.

Санкт-Петербург известен в мире, прежде всего, как привлекательная культурно-рекреационная туристическая дестинация. Город является обладателем весомых междуна-

9

родных наград как «лучшее туристическое направление». В 2017 г. он получил награду как лучшее направление для MICE-туризма (Встречи, Инсентивы, Конференции, Выставки) среди городов России и стран СНГ10. Эти награды имеют большое значение для Санкт-Петербурга в сфере делового туризма, ведь имиджевая, инвестиционная и маркетинговая составляющие важны и для конгрессно-выста-вочной отрасли. Поэтому эффективное использование и реализация имеющихся возможностей играют весомую роль для достижения высоких позиций в различных отраслях туризма и экономики.

Кроме достижений в туризме Санкт-Петербург отличается хорошим инвестиционным климатом11. Он занимает лидирующие позиции по привлекательности среди субъектов РФ. Этому способствуют механизмы заимодействия государственной власти и бизнеса. В рамках расширения

такого взаимодействия в 2012 г. был создан комитет по инвестициям в Санкт-Петербурге, на базе которого функционирует инвестиционный портал с подробным описанием нормативно-правовой базы и юридического сопровождения подачи и рассмотрения заявок12. Данный аспект при формировании кластера делового туризма является довольно значимым, т. к. одна из главных задач большинства крупных форумов - это заключение соглашений и контрактов с учетом имеющейся технологической базы в различных отраслях экономики региона. К сожалению, сейчас в списке проектов данного портала по конгрессно-выставочной отрасли фигурирует только конгресс-центр Тайм, с максимальной вместимостью конференц-зала на 2600 человек, что является недостаточно высоким показателем по меркам ведущих международных конгрессов. В Санкт-Петербурге находится ещё одна крупная площадка по проведению конгрессов, ранее упоминаемая в данной работе, Экспофорум, с максимальной вместительностью конгресс-центра до 4000 чело-век13. Но стоит отметить, что с учетом динамики роста главного делового мероприятия страны (ПМЭФ) в ближайшем будущем этой площадки будет недостаточно для проведения «Русского Давоса», и остро встанет вопрос по модернизации или строительству нового комплекса. Соответственно перед правительством города встанет задача по проектированию и строительству более масштабного центра. На примере Экспофорума, который является 100 % капиталовложением ПАО Газпром, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективной моделью может стать программа государственно-частного партнерства.

Несмотря на наличие современного конгрессно-выставочного центра (КВЦ) Экспофорум, количественные показатели совокупных выставочных площадей Санкт-Петербурга уступают Москве. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), согласно данным 2017 г., ставит Россию на 9-е место в глобальном рейтинге стран по общей площади объектов выставочной инфраструктуры с 28-ю площадками, из которых внутренним выставочным пространством более 100 тыс. м2 обладают

14

только две14.

6 О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге». Постановление правительства Санкт-Петербурга № 936 от 14.11.2017 с изм. на 11.04.2019 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/555906672 (дата обращения: 25.04.2019).

7 ICCA Statistics Report Country & City Rankings Public Abstract // International Congress and Convention Association. 2019. P. 11.

8 Рейтинг ICCA 2018: российские конгрессные города теряют позиции // Деловой портал для профессионалов ивент индустрии Event Live. 14.05.2019. Режим доступа: https://event-live.ru/news/kartina-dnya/kartina-dnya_1251.html (дата обращения: 22.05.2019).

9 Saint Petersburg wins top title during World Travel Awards Grand Final 2016 // World Travel Awards. 03.12.2016. Режим доступа: https://www. worldtravelawards.com/press-301 (дата обращения: 20.04.2019).

10 Петербург - лучший город для делового туризма // Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. 11.12.2017. Режим доступа: http://www.visit-petersburg.ru/ru/news/1614/ (дата обращения: 17.04.2019).

11 Инвестклимат улучшился на бумаге. Рейтинг // Коммерсантъ, Санкт-Петербург. «Итоги года». Приложение № 17 от 31.01.2019. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3868734 (дата обращения: 26.04.2019).

12 Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://spbinvestment.ru/ru (дата обращения: 18.04.2019).

13 Официальный сайт Экспофорума. Режим доступа: http://expoforum-center.ru/about-complex/ (дата обращения: 24.04.2019).

14 World Map of Exhibition Venues. 2017 Edition. Revised June 2018 // UFI. The Global Association of the Exhibition Industry. P. 1-46. Режим доступа: https://www.ufi.org/wp-content/uploads/2018/12/UFI_World_Map_of_Venues_2017_revDec18.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

В этом рейтинге РФ уступает позиции США, Китаю, Германии, Италии, Франции, Испании, Канаде, Бразилии15. Учитывая соотношение позиций нашей страны и совокупное количество выставочных площадей у ведущих стран рейтинга, текущие позиции отечественного рынка не являются достаточно конкурентоспособными. В топ-10 выставочных площадок России (табл.) Санкт-Петербург представлен только двумя КВЦ: Экспофорум и Ленэкспо. Поэтому помимо глобальной внешней конкуренции, конгрессно-выставочному бюро (КВБ) Санкт-Петербурга необходимо разрабатывать стратегию по маркетинговым коммуникациям по привлечению внутренних мероприятий, а также продвижению ежегодных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге на внутреннем рынке страны.

Табл. Топ-10 выставочных площадок России

Tab. Top-10 Russian exhibition venues

№ Город Название площадки Общая площадь, м2

1 Москва Крокус Экспо 226,339

2 Москва ЦВК Экспоцентр 105,000

3 Санкт-Петербург Экспофорум 50,000

4 Екатеринбург Екатеринбург-Экспо 40,000

5 Санкт-Петербург ОАО Ленэкспо 40,000

6 Москва ВДНХ 39,290

7 Краснодар ВВК Экспоград Юг 36,000

8 Москва КВЦ Сокольники 27,300

9 Новокузнецк ВК Кузбасская Ярмарка 26,762

10 Краснодар Кубань Экспоцентр 15,250

Согласно текущей утвержденной государственной программе «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге»16, отмечается 124 площадки, имеющие необходимые технические характеристики для проведения деловых мероприятий. Однако стоит отметить, что на неспециализированных площадках для проведения форумов и конгрессов проходит 83 % от общего числа мероприятий, из которых на гостиницы приходится 44 %, дворцы и музеи - 25 %, научные и учебные залы - 14 %. Кроме того, не все проводимые мероприятия, как будет упомянуто ниже, включаются в календарь КВБ Санкт-Петербурга, что затрудняет ведение объективной статистики и оценку состояния рынка в целом. Существующие тенденции по увеличению количества проводимых мероприятий соответствуют

заявленным целям программы. Одним из факторов, который влияет положительным образом на данную динамику, является включение деловой программы и использование конференц-залов в рамках проводимых выставок. Программа определяет конгрессно-выставочный туризм как особо значимый вид туризма. Ключевым индикатором данной программы является увеличение деловых мероприятий к 2023 г. на 25 % от цифр 2017 г.17

Высокая степень привлекательности Санкт-Петербурга как туристической дестинации, имидживые и инвестиционные показатели города положительным образом влияют на возможности привлечения новых мероприятий в Санкт-Петербург. Однако отсутствие единой статистики по проводимым мероприятиям не позволяет объективно оценивать текущее состояние конгрессно-выставочного рынка города. Сайт КВБ Санкт-Петербурга содержит календарь, предназначенный для этой цели18, но не существует понимания принципа по включению проводимых мероприятий в него. Так, в нем не отражены такие мероприятия 2018 г., как II Евразийский Женский Форум и I Российско-Индийский стратегический экономический диалог19. Данная проблема также отражается в городской государственной программе20. Грамотный учет и единая статистика могут стать опорными цифрами для принятия программ развития, планирования городской инфраструктуры, анализа и структурирования статистических данных в сфере туризма в целом. Предоставление максимального количества открытой информации будет способствовать интересу не только академических кругов к состоянию данной отрасли экономики, но и международных операторов конгрессно-выставочных услуг для выбора Санкт-Петербурга как места проведения своего мероприятия.

Заключение

Действующие программные документы имеют в своей основе высокие целевые показатели, индикаторы и позиции в глобальном масштабе. Цифровизация, технологическое лидерство, оптимизация бизнес-процессов обеспечивают рост любому сектору экономики. Поэтому для реализации данных программ необходимо изучать инновационный опыт дестинаций-конкурентов по рейтингу ЮСА и выстраивать планомерные стратегии, не опираясь исключительно на документы, которые становятся неактуальными спустя 3-4 года после разработки и публикации, т. к. текущие тенденции по снижению позиций

15 Там же.

16 О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге»...

17 Там же.

18 Календарь мероприятий // Официальный сайт Конгрессно-Выставочного бюро Санкт-Петербурга. Режим доступа: https://saintpetersburgcb.com/ events/ (дата обращения: 15.04.2019).

19 Календарь мероприятий фонда Росконгресс // Официальный сайт Фонда Росконгресс. Режим доступа: https://roscongress.org/events/past/ (дата обращения: 15.04.2019).

20 О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге».

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

города в профессиональных рейтингах указывают на необходимость не только достижения новых позиций, но и постоянной корректировки текущих задач. Целевые показатели, заявленные в государственной программе развития сферы туризма в Санкт-Петербурге, безусловно, содержат задачи по организации новых, ранее не проводимых событий, а также привлечению в город новых глобальных мероприятий посредством подачи заявок и членства в международных профессиональных конгрессных ассоциациях. Возможная корректировка реализуемой поддержки операторам кон-грессно-выставочного рынка даст положительный эффект, т. к. наш локальный рынок данных услуг не отличается высокой конкурентной средой. Вклад в строительство и модернизацию конгрессной инфраструктуры мог стать более весомым шагом к привлечению новых глобальных событий в Санкт-Петербург, т. к. текущие тенденции указывают на необходимость расширения конгрессных и выставочных площадей для привлечения новых крупных событий.

Стратегический анализ существующей конкурентной среды необходим на каждом этапе, но для этого необходима разработка единых инструментов по классификации, учета всех факторов и условий внутри конгрессно-выставочного рынка России. Наглядным примером необходимости проведения данной работы является принятый в 2015 г. ГОСТ Р ИСО 25639-1-2015, который не содержит полный перечень всех проводимых форматов деловых мероприятий, что может стать одним из препятствий выстраивания единой системы классификации. Помимо проводимых форумов и выставок необходима разработка единых технических критериев к инфраструктурной среде самих площадок для организации и проведения мероприятий, т. к. использование неспециализированных площадей для организации мероприятий может помешать их включению в единый реестр или деловой календарь. Количественные показатели должны соответствовать качественным с учетом всех технологий, применяемых в данной отрасли.

Литература

1. Малых К. А. Особенности предоставления гостиничных услуг в системе конгрессного туризма Санкт-Петербурга // Сервису и туризму - инновационное развитие: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. С. Комиссарова. (Санкт-Петербург, 20 апреля 2015 г.) СПб., 2015. С. 113-117.

2. Трубникова Н. В. Перспективы развития MICE индустрии в Санкт-Петербурге // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. Режим доступа: http://www.eduherald.ru/article/view?id=16844 (дата обращения: 25.04.2019).

3. Чухта А. А. Ключевые направления и особенности развития конгрессной деятельности в Санкт-Петербурге // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27 апреля 2017 г.) СПб.: СПбГЭУ 2017. С. 87-89.

4. Попова Т. Н. Туристский и конгрессно-выставочный кластеры как точки роста экономики Санкт-Петербурга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 4. Режим доступа: http://www.uecs. ru/uecs-76-762015/item/3424-2015-04-01-09-58-17 (дата обращения: 20.04.2019).

5. Попова Т. А. Событийная деятельность как фактор развития туристской дестинации // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. № 12 / под ред. В. И. Сигова, С. В. Кузнецова. СПб.: СПбГЭУ 2014. С. 124-127.

6. Грошев В. И., Давыдова Ю. А., Краснослободцев А. А., Эриашвили Н. Д. Особенности влияния конгрессного потенциала России на мировой рынок делового туризма // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2018. № 2. С. 14-35.

7. Печерица Е. В. Деловой туризм как перспективное направление развития экономики региона (на примере Санкт-Петербурга) // Современные технологии управления - 2014: сб. мат-лов Междунар. науч. конф. (Москва, 14-15 июля 2014 г.) Киров: МЦНИП, 2014. С. 733-740.

8. Сидоренко Ю. С. Проблемы и перспективы развития Санкт-Петербурга как центра конгрессно-выставочной деятельности и делового туризма // Актуальные аспекты модернизации российской экономики: мат-лы I Всеросс. заоч. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. (Санкт-Петербург, 24 декабря 2014 г.) СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. С. 52-55.

9. Трофимова М. С. Перспективы развития Санкт-Петербурга как центра делового туризма // Синергия Наук. 2017. № 12. С. 176-180.

10. Дыбаль М. А. Корпоративные музеи Санкт-Петербурга как аттракторы притока деловых туристов // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 93-102.

DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

Current Status of Strategy Development of Congress-Exhibition Tourism in Saint-Petersburg

Sergei A. Manenkov a @

a St. Petersburg State Economic University, 21, Sadovaia St., Saint-Petersburg, Russia, 191023 @ [email protected]

Received 18.07.2019. Accepted 24.09.2019.

Abstract: The research features the efficiency of the strategy development of congress-exhibition sector in St. Petersburg. The paper also describes the system weaknesses in the context of brand destination formation for business tourism. A powerful brand of an attractive touristic destination requires permanent diversification and improvement of the product. Business tourism is a highly remunerative segment in tourism industry. Therefore, its development is relevant for regional economy. Infrastructural environment is the determining factor for market capacity calculation. It remains important for strategic development initiatives in the sphere of positive image formation and high-quality services delivery. The methodological background included system approach to the local investment climate, which resulted in the development and classification of St. Petersburg congress-exhibition market. This approach is able to confirm direct or indirect connection between city ranks in the affected industry, as well as the actual implementation of strategic governmental initiatives. However, global strategies in the congress-exhibition service market cannot be applied to the current state of the industry in St. Petersburg. The new strategy can be implemented only after the development of a unified indivisible system approach to recording and classifying events at the congress-exhibition market. In addition, the local business processes have to be improved by applying effective experience of competitive destinations.

Keywords: congress-exhibition activities, congress-exhibition services market condition, industry competitive capacity, forums, venues

For citation: Manenkov S. A. Current Status of Strategy Development of Congress-Exhibition Tourism in Saint-Petersburg. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2019, 4(3): 327-332. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332

References

1. Malykh K. A. Specific features of hotel services in the system of the congress tourism in St. Petersburg. Innovative development of service and tourism: Proc. VII Intern. Sci.-Prac. Conf, ed. Komissarova T. S., St. Petersburg, April 20, 2015, St. Petersburg, 2015, 113-117. (In Russ.)

2. Trubnikova N. V. Prospects ofdevelopment MICE industry in St. Petersburg. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, 2017, (1). Available at: http://www.eduherald.ru/article/view?id=16844 (accessed 25.04.2019) (In Russ.)

3. Chukhta A. A. Key directions and features of congress activities development in St. Petersburg. Issues of hospitality tourism development: Proc. XIII Intern. Sci.-Prac. Conf., St. Petersburg, April 27, 2017. St. Petersburg: SPbGEU, 2017, 87-89. (In Russ.)

4. Popova T. N. Tourist and congress and exhibition cluster as points of growth of the economy of St. Petersburg. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2015, (4). Available at: http://www.uecs.ru/uecs-76-762015/ item/3424-2015-04-01-09-58-17 (accessed 20.04.2019). (In Russ.)

5. Popova T. A. Event activity as a factor of the development of tourist destination. Actual problems of labor and human development, iss. 12, eds. Sigov V. I., Kuznetsova S. V. St. Petersburg, 2014, 124-127. (In Russ.)

6. Groshev V. I., Davydova Y. A., Krasnoslobodtsev A. A., Eriashvili N. D. Features ofthe influence of congress and potential ofRussia on the world market ofbusiness tourism. World Economy. Safety Problems, 2018, (2): 14-35. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Pecheritsa E. V. Business tourism as a promising direction for the development of the regional economy (as in the case of St. Petersburg). Modern management technologies - 2014: Proc. Intern. Sci. Conf. Moscow, July 14-15, 2014. Kirov: MTsNIP, 2014, 733-740. (In Russ.)

8. Sidorenko Iu. S. Problems and perspectives of St. Petersburg development as a center of congress-exhibition activity and business tourism. Issues of the Russian economy modernization: Proc. I All-Russian extramural Sci.-Prac. Conf. of students, postgraduates, and young researches, St. Petersburg, December 24, 2014. St. Petersburg: SPbGU "LETI", 2014, 52-55. (In Russ.)

9. Trofimova M. S. Prospects of development of Saint-Petersburg as the center of business tourism. Sinergiia nauk, 2017, (12): 176-180. (In Russ.)

10. Dybal M. A. Corporate museums of Saint-Petersburg as the attractors of business travelers. Saint-Petersburg Economic Journal, 2016. (3): 93-102. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.