Научная статья на тему 'Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности'

Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1759
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛУГИ / ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ / CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITIES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / SERVICES / EVENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Ольга Владимировна, Лящук Анна Сергеевна, Смирнова Светлана Андреевна, Белокурова Мария Эдуардовна

В статье рассматривается конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности в условиях развития деловой активности и привлекательности Российской Федерации как площадки проведения крупных международных мероприятий различной направленности. Конгрессно-выставочная индустрия является динамично развивающейся сферой, находящейся в постоянном поиске новых возможностей для привлечения и удержания потребителей услуг. Данная сфера оказывает большое влияние на экономическую составляющую, в связи с чем компаниям необходимо постоянно работать над качеством предоставляемых услуг для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке. В процессе проведения исследования рассмотрены основные понятия в конгрессно-выставочной индустрии, ее влияние на различные сферы деятельности, региональную и глобальную экономику, выявлены основные форматы проведения мероприятий, определено влияние конгрессно-выставочной индустрии при проведении мероприятий различного масштаба на разработку и внедрение инновационных решений, способствующих развитию города, региона и страны в целом, а также раскрыты способы определения эффективности конгрессно-выставочного мероприятия. В результате исследования выявлено, что подготовка и проведение конгрессно-выставочных мероприятий затрагивает различные сферы деятельности, в том числе экономическую и политическую, поскольку данные мероприятия являются стимулом для возникновения взаимовыгодного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, способствует становлению страны в качестве центра притяжения делового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронова Ольга Владимировна, Лящук Анна Сергеевна, Смирнова Светлана Андреевна, Белокурова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Congress and exhibition activity as a field of foreign economic activity

This article discusses congress and exhibition activities as a field of foreign economic activity in the context of the development of business activity and the attractiveness of the Russian Federation as a venue for major international events of various kinds. The congress and exhibition industry is a dynamically developing field, which is constantly looking for new opportunities to attract and retain consumers of services. This area has a great influence on the economic component, in connection with which companies need to constantly work on the quality of the services provided in order to be competitive in the market. During the study, the basic concepts in the congress and exhibition industry, its impact on various fields of activity, regional and global economics, the main formats of events, the impact of the congress and exhibition industry during events of various sizes on the development and implementation of innovative solutions conducive to development of the city, region and country as a whole, as well as methods for determining the effectiveness of the congress and exhibition event are disclosed. The study revealed that the preparation and holding of congress and exhibition events affects various areas of activity, including economic and political, since these events are an incentive for the emergence of mutually beneficial international cooperation, which, in turn, contributes to the formation of the country as a center of attraction for business community.

Текст научной работы на тему «Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности»

УДК 333.9

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-103-108

КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Воронова, А.С. Лящук, С.А. Смирнова, М.Э. Белокурова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности в условиях развития деловой активности и привлекательности Российской Федерации как площадки проведения крупных международных мероприятий различной направленности.

Конгрессно-выставочная индустрия является динамично развивающейся сферой, находящейся в постоянном поиске новых возможностей для привлечения и удержания потребителей услуг. Данная сфера оказывает большое влияние на экономическую составляющую, в связи с чем компаниям необходимо постоянно работать над качеством предоставляемых услуг для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.

В процессе проведения исследования рассмотрены основные понятия в конгрессно-выставочной индустрии, ее влияние на различные сферы деятельности, региональную и глобальную экономику, выявлены основные форматы проведения мероприятий, определено влияние конгрессно-выставочной индустрии при проведении мероприятий различного масштаба на разработку и внедрение инновационных решений, способствующих развитию города, региона и страны в целом, а также раскрыты способы определения эффективности конгрессно-выставочного мероприятия.

В результате исследования выявлено, что подготовка и проведение конгрессно-выставочных мероприятий затрагивает различные сферы деятельности, в том числе экономическую и политическую, поскольку данные мероприятия являются стимулом для возникновения взаимовыгодного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, способствует становлению страны в качестве центра притяжения делового сообщества.

Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, услуги, проведение мероприятий

Для цитирования: Воронова О.В., Лящук А.С., Смирнова С.А., Белокурова М.Э. Конгрессно-выставоч-ная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №4. С. 103-108. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-103-108

Конфликт интересов отсутствует

CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITY AS A FIELD OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITY

Olga V. Voronova, Anna S. Liashchuk, Svetlana A. Smirnova, Maria E. Belokurova

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

Abstracts. This article discusses congress and exhibition activities as a field of foreign economic activity in the context of the development of business activity and the attractiveness of the Russian Federation as a venue for major international events of various kinds.

The congress and exhibition industry is a dynamically developing field, which is constantly looking for new opportunities to attract and retain consumers of services. This area has a great influence on the economic component, in connection with which companies need to constantly work on the quality of the services provided in order to be competitive in the market.

During the study, the basic concepts in the congress and exhibition industry, its impact on various fields of activity, regional and global economics, the main formats of events, the impact of the congress and exhibition

industry during events of various sizes on the development and implementation of innovative solutions conducive to development of the city, region and country as a whole, as well as methods for determining the effectiveness of the congress and exhibition event are disclosed.

The study revealed that the preparation and holding of congress and exhibition events affects various areas of activity, including economic and political, since these events are an incentive for the emergence of mutually beneficial international cooperation, which, in turn, contributes to the formation of the country as a center of attraction for business community.

Keywords: congress and exhibition activities, foreign economic activity, services, events For citation: Voronova O.V., Liashchuk A.S., Smirnova S.A., Belokurova M.E. Congress and exhibition activity as a field of foreign economic activity. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (4): 103108. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-103-108 There is no conflict of interests

Конгрессно-выставочная деятельность - одна из значительных сфер в экономике, способствующая продвижению товара на внешний и внутренние рынки в условиях постоянно увеличивающейся конкурентной борьбы.В настоящее время развитие данной сферы деятельности является самым насущным вопросом. Организация мероприятий имеет большое влияние на города, в котором они проводятся, регионы и страны в целом.

Существует множество международных организаций, которые занимаются выставочно-ярма-рочной и конгрессной деятельностью и привлекают участников со всего мира. Наиболее известная из них - Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), действующая на некоммерческой основе и содействующая развитию международной торговли. Члены UFI ежегодно проводят около 5 тысяч мероприятий, которые привлекают более 1 млн. экспонентов и свыше 150 млн. посетителей. Действительными членами UFI являются 29 выставочных организаций России1.

Конгрессно-выставочная деятельность имеет большое влияние для бизнеса совершенного разного масштаба, так как такие мероприятия способствуют увеличению инвестиционной привлекательности, налаживанию контактов между представителями различных компаний, возможными будущими партнерами и поставщиками, в какой-то мере рекламированию того или иного проекта/продукта. Она непосредственно влияет на развитие экономики страны, что выражается в повышении деловой активности партнёров как внутри страны, так и на международной арене. Благодаря этому сектор услуг расширяется, повышается качество продукции и услуг на основе конкуренции.

За рубежом, выставочно-конгрессная деятельность является частью MICE индустрии (MICE - Meetings, Incentive, Conferences, Events), то есть индустрии конгрессов, деловых встреч, выставок,

мероприятий. В России на данный момент термина MICE не существует и все законодательные акты сводятся к регулированию только одного MICE сегмента - выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (ВяиКД) [1].

На сегодняшний день выставки и конференции являются неотъемлемой частью современной экономики, поскольку субъекты рынка конгрессных услуг вступают в товарно-денежные отношения на всех этапах подготовки и реализации мероприятия. Данное явление связано с тем, что в процесс реализации проекта вовлечено большое количество смежных отраслей.

Например, отрасль гостиничного бизнеса характеризуется, как правило, размещением делегатов и проведением мероприятия в конференц-залах (в случае, если оно проводится в конгресс-отеле).

Туризм включает в себя туристскую логистику, благодаря которой участники могут быть уверены в том, что по приезде их встретят в аэропорту или на железнодорожном вокзале, предоставят трансфер до отеля и площадки проведения мероприятия, организуют культурную и развлекательную программу и многое другое (как правило, наличие данных услуг применимо по отношению к масштабным, международным мероприятиям).

Мероприятия могут проводиться в таких форматах, как: конгресс, форум, съезд, конференция, семинар, симпозиум, круглый стол, выставка и т.д. Организаторами таких мероприятий могут быть выставочные, коммерческие и некоммерческие организации, государство.

В целом, конгрессно-выставочная деятельность базируется на 3 основных уровнях взаимодействия с клиентами:

- В2В сегмент (дословно можно перевести как «бизнес для бизнеса»). Представляет собой взаимодействие компании с корпоративными клиентами. Такие компании хорошо знают продукт, который они намереваются приобрести (в данном случае

1 UFI (The Global Association of the Exhibition Industry). Режим доступа: http://blog.ufi.org (Дата обращения 17.11.2019)

продуктом выступает организация и проведение мероприятия для заказчика и участие в мероприятии для посетителей).

- В2С сегмент («бизнес для потребителей»). Данный сегмент направлен на преимущественное взаимодействие с физическими лицами. В качестве мероприятий В2С сегмента можно выделить ярмарки, которые являются основной площадкой для взаимодействия указанных субъектов.

В некоторых случаях в процессе реализации проекта В2В сегмент переходит в В2С.

- Н2Н сегмент. Уровень взаимодействия, при котором основной упор делается на предоставлении индивидуального или же персонализированного предложения.

На сегодняшний день все компании, работающие в конгрессно-выставочной индустрии, тяготеют именно к Н2Н сегменту, поскольку, как показывает международная практика, с развитием общества развиваются возможности, которыми обладают потребители, что, в свою очередь, порождает новые потребности.

Из вышесказанного следует, что конгрессно-выставочная индустрия способствует развитию бизнеса и всех, кто в него вовлечен. Это приводит к расширению границ общения между представителями проектов, а в дальнейшем и их представляющих стран.

Разовое мероприятие может принести большую прибыль организатору, но не привести к глобальным изменениям между взаимоотношениями экспонентов. Поэтому уникальные мероприятия по своему масштабу, аудитории, тематике, приводящиеся с определенной периодичностью, оказывают сильное влияние на региональную и глобальную экономику.

Проведение масштабного и значимого события приносит принимающей (компании-локальному организатору) и организаторской (компании-гене-ральному заказчику) сторонам прибыль, повышает интерес к региону, увеличивает туристические потоки. Также растет деловая активность, происходит рост инвестиций, развивается инфраструктура. Получение прибыли от такого мероприятия является важным фактором конгрессно-выставочной деятельности, потому что это не только развивает бизнес и отрасль, но и город, регион и страну в целом. Это определяется эконмической эффективностью конгрессно-выставочной деятельности [3].

Конгрессно-выставочная деятельность неразрывно связанна с инновациями. Именно на мероприятиях международного масштаба в основном представляются новые достижения, открытия, совершённые в разных сферах человеческой и научной деятельности. Именно на данных меропри-

ятиях происходит знакомство со специалистами, представителями различных компаний, ассоциаций и даже государств, и самое важное - формируются новые стратегические партнерства как на государственном, так и на международном уровнях. Инновационные форумы знакомят с последними достижениями человечества и определяют последующее направление развития компании, города, региона, страны.

На данный момент в России уделяется большое внимание таким темам, как: судостроительная промышленность, авиационная промышленность, электронная и радиоэлектронная промышленность, фармацевтическая и медицинская промышленность, атомный энергопромышленный комплекс; также очень интересны такие темы, как экономическое развитие и инновационная экономика, развитие внешней экономической деятельности, развитие образования и науки. Итогами проведения таких проектов является стимулирование международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности и технологий [2].

Именно поэтому, как уже было сказано ранее, конгрессно-выставочная деятельности имеет значительную роль в развитии и продвижении отрасли, региона, страны.

Благодаря мероприятиям развиваются различные направления науки, здравоохранения, промышленности, образования, предпринимательства. Чаще всего эффективность проведения данного мероприятия возможно оценить лишь через продолжительное время после мероприятия, когда перерабатываются, обрабатываются полученные знания и появляются новые научные достижения, разработки и проекты, что приносит прибыль организаторам и возможность проведения подобных мероприятий на более высоком уровне.

Эффективность конгрессно-выставочного мероприятия можно оценить двумя различными способами:

прямая оценка (прибыль, которую получит организатор мероприятия)

косвенная оценка (контракты, соглашения, которые заключаются по итогам проведения мероприятия.

Именно эти оценки и будут показателями влияния на экономические и политические отношения [3].

Несомненно, в нашей стране необходимо продолжать развивать такое направление, как кон-грессно-выставочная деятельность. Однако, для этого мало организаторских навыков, наличия участников на мероприятии, налаживания международных контактов. Всему этому необходимо место - площадка проведения конгрессов, форумов,

выставок и так далее. Необходима инфраструктура. Для хорошего старта и дальнейшего существования необходимо развивать и увеличивать конгрессно-выставочную инфраструктуру, а также работать в улучшении логистики.

В Санкт-Петербурге есть несколько объектов, позволяющих проводить в них масштабные массовые мероприятия. Самый главный и популярный из них - Экспофорум. Есть некоторые «пространства», специально построенные или отведенные здания для конгрессных мероприятий, например, «пространство» Севкабель Порт. Также, есть те, которые могут включить в себя лишь малый круг участников. Это, например, конференц-зал в гостинице. Однако, данных объектов мало, особенно для проведения масштабных мероприятий. Даже если будут проводиться лишь малые мероприятия в пиковый сезон, например, летом, когда в нашей стране большой поток туристов и есть отличная возможность привлечь гостей из разных стран, то зданий для проведения конгрессов может попросту не хватить. Если нет необходимой инфраструктуры, то мероприятие отменят, или, в лучшем случае, проведут его там, в том здании, которое совершенно под данный формат не предусмотрено.

Например, в 2019 году 4 и 5 октября в Санкт-Петербурге прошел Synergy Global Forum. Это крупнейшее бизнес-событие в Санкт-Петербурге, в ходе которого можно было познакомиться и услышать многих интересных и популярных спикеров со всего мира.

Основной темой лекций на мероприятии были условия для эффективного ведения бизнеса и развития в отрасли. Такое масштабное событие не осталось не замеченным, однако, площадка проведения (стадион Газпром-Арена) рассчитана на большое количество (около 80 000) посетителей. Основной целью создания такого здания было сооружение комплекса для футбольных матчей. Для других мероприятий оно не рассчитано. Среди отзывов посетителей можно услышать о жестких пластиковых сидениях, очередях в туалеты, невозможности спокойно перекусить, и тому подобное2.

Поэтому, необходимо развивать конгресс-ную инфраструктуру. Ведь именно она на первых этапах организации мероприятия будет влиять на количество участников и гостей, на их настроение, на возможность дальнейшего сотрудничества и на впечатления о принимающей стороне.

Говоря о конгрессно-выставочной деятельности как о сфере внешнеэкономической деятель-

ности, нельзя не отметить огромное влияние политико-экономических отношений с иностранными государствами, которые на сегодняшний день являются одними из основных заказчиков международно-ротируемых мероприятий.

2016 год стал одним из самых тяжелых для всех компаний, работающих в индустрии гостеприимства. Многие компании, являющиеся профессиональными организаторами мероприятий, понесли большие убытки в связи с кризисом, который был вызван общим спадом динамики конгрессно-вы-ставочной отрасли (санкции, изменение курса валюты, общая политическое восприятие России за рубежом и т.д.).

Данная ситуация не могла не сказаться на имиджевой составляющей Российской Федерации, поскольку, как уже было сказано ранее, развитие конгрессно-выставочной индустрии является одним из факторов, способствующих продвижению страны на международной арене. Кроме того, данные кризисные ситуации чаще всего являются причинами, напрямую связанными с уменьшением интереса со стороны потребителей конгрессно-вы-ставочных услуг. Тем не менее, опыт, накопленный в результате проведения мероприятий различного масштаба, дает возможность компаниям участвовать в тендерах, позволяющих «принести» международно-ротируемое мероприятие в компанию.

Таким образом, основываясь на данных, полученных в результате анализа современных исследований Всемирной Выставочной Ассоциации3, а также исходя из информации, указанной в данной статье, среди основных трендов можно выделить:

1) Объединение и сотрудничество.

Несмотря на глобальное экономическое напряжение выставочная индустрия по-прежнему интересна инвесторам в среднесрочной перспективе. На протяжении 2017-2018 гг. рынок выставочных услуг трансформировался. Происходили слияния и поглощения, трансформации крупнейших мировых проектов, появились новые выставочные зоны и центры по всей планете.

Нельзя не отметить и то, что увеличивается число «внеотраслевых» инвесторов, способствующих росту цен и развитию индустрии. В 2019 году в отрасли присутствовали разнообразные компании: публичные и семейные предприятия, предприниматели, государственные органы, операторы выставочных центров.

2) Разнородные команды.

В 2019 году продолжили развиваться две тенденции, оказывающие сильное влияние на отрасль:

2 Synergy Global Forum. Режим доступа: https://synergyglobal.ru (Дата обращения 18.11.2019)

3 UFI (The Global Association of the Exhibition Industry). Режим доступа: http://blog.ufi.org (Дата обращения 17.11.2019)

- прием на работу специалистов из других отраслей;

- увеличение числа женщин, обладающих разнообразными навыками, и квалификацией, разных национальностей, и компетенций. Особенно заметно это для руководящих должностей.

3) Желание клиентов получать персональный опыт и личные впечатления от присутствия на мероприятии.

По результатам опроса UFI/Explori Global Visitor Insights, более 13000 респондентов заявляют, что выставки и конгрессы в традиционном понимании уже не являются столь привлекательными, как несколько лет назад, в связи с чем в будущем планируется обратить больше внимания на интернет-рынок. Организаторы и выставочные центры должны прилагать больше усилий по повышению качества мероприятий, особенно по основным «болевым точкам», с которыми приходится сталкиваться участникам: размещению, питанию, парковкам, очередям на он-сайт регистрацию и т.д., в том числе используя все возможности сети Интернет.

4) Цифровые технологии.

Глобальная цифровизация происходит всюду -на выставочной площадке, в офисе, что, несомненно, сказывается на впечатлениях участников. На сегодняшний день цифровизация - это товар, такой же популярный, как безопасность. Тренды будущего - обработка и защита персональных данных.

Таким образом, подготовка и проведение кон-грессно-выставочных мероприятий затрагивает не только экономический и политический аспект. Данная деятельность связана также и с имиджевом эффектом для отрасли, в рамках которой проводится мероприятие, также для региона и всей страны. Мероприятия способствуют установлению прочных связей с зарубежными партнерами и заказчиками. Чем больше международных мероприятий в портфеле компании, тем выше ее конкурентоспособность в конгрессно-выставочной индустрии.

Данный эффект оказывает влияние на продвижение отрасли, города и всей страны среди зарубежных организаторов и партнеров, а также позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день конгрессно-выставочная деятельность является одним из перспективных направлений развития и выступает в качестве центра притяжения делового сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова О.В. Конгрессно-выставочная деятельность: учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 184 с.

2. Конгрессно-выставочные мероприятия как инструмент инновационного развития экономического потенциала региона, отрасли, бизнеса: R&C - выставочный научно-исследовательский центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rnc-consult.ru/publications/publications-1_29.html (дата обращения 25.10.2019)

3. Оценка эффективности мероприятий для региона: экономика, развитие, имидж: EXPOCLUB.ru -международный выставочный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.expoclub. ru/press/38885 (дата обращения 25.10.2019)

REFERENCES

1. Arkhipova O.V. Congress and exhibition activities: textbook. allowance. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Engineering and Economics, 2010. 184 p. (In Russ.)

2. Congress and exhibition events as a tool for innovative development of the economic potential of a region, industry, business: R&C - Exhibition Research Center. [Internet]. Available from: http:// rnc-consult.ru/publications/publications-1_29.html (cited 25.10.2019). (In Russ.)

3. Evaluation of the effectiveness of events for the region: economics, development, image: EXPOCLUB. ru - international exhibition portal - Available from: https://www.expoclub.ru/press/38885 (cited 25.10.2019). (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Воронова Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (981) 711 02 11, е-шаИ: ilina.olga@list.ru Лящук Анна Сергеевна,

магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (911) 813 47 37, е-шаП: Anna9264390633@yandex.ru Смирнова Светлана Андреевна, магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (929) 104 58 48, е-mail: Kotenok19971908@yandex.ru Белокурова Мария Эдуардовна, магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (911) 237 97 58, е-mail: mapybelokurova@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Voronova Olga Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Graduate School of Service and Trade of the Intitute of Industrial Management, Economics and Trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (981) 711 02 11, е-mail: ilina.olga@list.ru

Liashchuk Anna Sergeevna,

Graduate Student of the Graduate School of Service and Trade, Intitute of Industrial Management, Economics and Trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (911) 813 47 37, е-mail: Anna9264390633@yandex.ru Smirnova Svetlana Andreevna,

Graduate Student of the Graduate School of Service and Trade, Intitute of Industrial Management, Economics and Trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (929) 104 58 48, е-mail: Kotenok19971908@yandex.ru Belokurova Maria Eduardovna,

Graduate Student of the Graduate School of Service and Trade, Intitute of Industrial Management, Economics and Trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (911) 237 97 58, е-mail: mapybelokurova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.