Научная статья УДК 343.6
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-66-68
2015-0066-6/22-533 MOSURED: 77/27-011-2022-06-732
Поддержание международного мира и безопасности как основная цель ООН и проблемы ее реализации
Мевлуд Демуралович Давитадзе1, 2
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
(Одинцовский филиал), Одинцово, Россия, md2063@mail.ru
2 Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются цели ООН по поддержанию мира и безопасности человечества и проблемы, препятствующее их реализации в условиях вооруженных конфликтов и агрессивных войн. Предлагаются пути преодоления указанных проблем посредством изменения принципа деятельности ООН и СБ для своевременного принятия мер мировым сообществом в лице ООН по пресечению вооруженных конфликтов и агрессивных войн.
Ключевые слова: международный мир и безопасность человечества, жертвы войны, вооруженные конфликты, устав ООН, Совет Безопасности, Организация Объединенных Наций, Лига Наций, поддержание международного мира, предупреждение вооруженных конфликтов
Для цитирования: Давитадзе М. Д. Поддержание международного мира и безопасности как основная цель ООН и проблемы ее реализации // Вестник экономической безопасности. 2022. №2 6. С. 66-68. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-66-68.
Original article
Maintaining international peace and security as the main goal of the UN and the problems of its implementation
Mevlud D. Davitadze1' 2
1 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation (Odintsovo branch), Odintsovo, Russia, md2063@mail.ru
2 S.Y. Witte Moscow University, Moscow, Russia
Abstract. The goals of the UN to maintain peace and security of mankind and the problems that prevent their implementation in armed conflicts and aggressive wars are considered. The ways are suggested to overcome these problems by changing the principle of the UN and the Security Council for the timely adoption of measures by the world community in the person of the UN to stop armed conflicts and aggressive wars.
Keywords: international peace and human security, victims of war, armed conflicts, UN Charter, Security Council, United Nations, League of Nations, maintenance of international peace, prevention of armed conflicts
For citation: Davitadze M. D. Maintaining international peace and security as the main goal of the UN and the problems of its implementation. Bulletin of economic security. 2022;(6):66-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-66-68.
Человечеству в истории своего развития прошлось пройти через многочисленные испытания, связанные с природными катаклизмами и техногенными катастрофами, но одни из ужасающих испытаний были связаны с вооруженными конфликтами и многолетними захватническими войнами.
© Давитадзе М. Д., 2022
С самым тяжким испытанием человечеству пришлось столкнуться в XX столетии в период Первой (1914-1918 гг.) и Второй мировых войн. Общее число жертв среди военных и гражданского населения в Первой мировой войне, в которой учувствовало от 38 из 59 существовавших на тот момент государств [1], соста-
JURISPRUDENCE
вило около 40 миллионов [2]. А в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.) при участии 57 стран по общим оценкам погибло 72 миллиона человек, по самым низким оценкам - 40 миллионов, а по самым высоким -90 миллионов [3].
Учитывая ужасающие последствия самой разрушительной Второй мировой войны, перед мировым сообществом вновь актуальным стал вопрос о создании новой организации по выработке соответствующего механизма по обеспечению мира и безопасности во всем мире.
С образованием ООН 18 апреля 1946 г. прекратила свое существование международная межправительственная организация Лига Наций, созданная в 1919 г., главной целью которой являлось развитие сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности.
В Уставе ООН указаны основные цели данной организации, являющиеся фундаментальной основой ее существования.
В частности, в ст. 1 Устава перечислены следующие цели ООН:
- поддержание международного мира и безопасности;
- развитие дружественных отношений между нациями;
- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Реализация указанных целей предполагает в основном использование в рамках международного права мирных средств, основанных на принципах:
- справедливости для улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению международного мира;
- равноправия и самоопределения народов, поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Для поддержания мира и обеспечения безопасности человечества в уставе ООН предусматривается принятие эффективных мер по достижению указанной цели посредством предупреждения и предотвращения угрозы миру, вооруженных конфликтов и агрессивных войн.
Несмотря на все ужасы, через которые пришлось пройти человечеству в ХХ веке, к сожалению, в эпоху атомного XXI века ему не удалось извлечь уроки из прошлого, мир вновь стал вовлечен в вооруженные конфликты и агрессивные войны. Как известно, в эпоху атомного века в условиях вооруженных конфликтов и агрессивных войн существует высокая вероятность применения ядерного оружия, что, в свою очередь, чревато катастрофическими последствиями для всего мирового сообщества. В связи с этим перед мировым сообществом в лице ООН стоят задачи по изменению принципов деятельности Совете Безопасности (СБ), разработке
и принятию соответствующего механизма предупреждения вооруженных конфликтов, агрессивных войн и иных очагов кровопролития.
Для достижения указанной цели, особенно по поддержанию мира и обеспечения безопасности человечества, считаем целесообразным изменить процедуру принятия решения в Совете Безопасности ООН, которая является существенным препятствием для своевременного и должного реагирования на вооруженные конфликты. Сущность данной проблемы заключается в том, что некоторые постоянные члены СБ, наделенные правом вето, исходя из личных интересов, злоупотребляют предоставленным правом и блокируют принятие решения по пресечению вооруженных конфликтов, а некоторые из них, к сожалению, сами являются инициаторами подобных конфликтов. Иной проблемой является и то, что ООН не всегда удается своевременно решить вопрос отправки миротворцев в район вооруженных конфликтов ввиду сложной процедуры согласования этого вопроса в СБ. Отдельные члены СБ ООН по вышеуказанной причине сознательно блокируют или затягивают решение вопроса об использовании миротворцев в зонах вооруженных конфликтов для разъединения конфликтующих сторон.
Исходя из главной цели, поддержания международного мира и безопасности человечества, международному сообществу в лице ООН следует кардинальным образом поменять правила своей деятельности. В противном случае, ее авторитет и значение в современном мире будут сведены к нулю, из одной из авторитетных организаций мирового масштаба она превратится в «клуб-говорильню».
Первым делом с целью предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов, особенно агрессивных войн, ООН следует перестроить принцип деятельности Совета Безопасности:
- во-первых, необходимо расширить Совет Безопасности за счет демократических государств, соблюдающих общепризнанные принципы международного права и международные договоры, таким образом, чтобы все континенты были в нем представлены;
- во-вторых, необходимо исключить право вето любого члена СБ в случаях необходимости применения мер для пресечения межгосударственных, внутригосударственных вооруженных конфликтов и агрессивных войн;
- в-третьих, по процедурным вопросам, связанным с предупреждением и пресечением вооруженных конфликтов, решение должно приниматься большинством голосов;
- в-четвертых, следует разработать процедуру исключения из СБ и приостановления членства в ООН государств, допускающих грубое нарушение положений Устава ООН и общепризнанных принципов международного права и международных договоров, касающихся вопросов сохранения мира и обеспечения безопасности человечества.
№ 6/2022
Bulletin of economic security
67
Кроме того, для своевременного реагирования на все факты вооруженных конфликтов необходимо в рамках ООН создать независимый от какого-либо государства постоянно действующий вооруженный контингент под названием «Миротворческих силы» и подчинить его непосредственно Генеральному секретарю ООН с правомочием и обязанностью его введения в зону вооруженного противостояния или агрессивных войн для разъединения противоборствующих сторон и создания условий политического урегулирования возникших проблем между конфликтующими сторонами с последующим уведомлением СБ, в рамках которого будут приниматься последующие решения по урегулированию возникших конфликтов.
Решение Генерального секретаря ООН по вводу вооруженного контингента в зону вооруженного конфликта с целью его прекращения должно быть обязательным для участников конфликта и реализовано беспрекословно в самые кратчайшие сроки. В случае воспрепятствования вводу вооруженного контингента в зону конфликта для его прекращения вся ответственность должна быть возложена на виновную сторону, включая принятие в отношении него не только различных мер политико-эконо-
мического характера, но и мер, предусматривающих как приостановление членства в ООН, так и принуждение к миру всеми силами мирового сообщества.
На наш взгляд, наличие такого принципа деятельности ООН и СБ может стать существенным механизмом по поддержанию мира, обеспечению безопасности человечества, а также мирному развитию и сосуществованию всех народов и государств в современном мире.
Список источников / References
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государства_-_ участники_Первой_мировой_войны. (1. https:// ru.wikipedia.org/wiki/State—_participants_ofthefirst_ world War.)
2. https://en.wikipedia.org/wiki/World_War_I_ casuaШes#:~:text=Общее%20число%20жертв%20 среди%20военных,смертоносных%20конфликтов%20 в%20истории%20человечества.
3. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru. ru.0a5518cd-62adc5b5-925dec13-74722d776562/https/ en.wikipedia.org/wiki/Participants_in_world_war_ii#cite_ note-2.
Информация об авторе
М. Д. Давитадзе - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России (Одинцовский филиал), профессор кафедры теории и истории государства и права Московского университета им. С.Ю. Витте, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author
M. D. Davitadze - Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Odintsovo branch), Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the S.Y.Witte Moscow State University, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 29.09.2022.
The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 29.09.2022.