Научная статья на тему 'Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны'

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
агрессивная война / планирование агрессивной войны / подготовка агрессивной войны / развязывание агрессивной войны / ведение агрессивной войны / преступления против мира и безопасности человечества / акты / aggressive war / planning of aggressive war / preparation of aggressive war / unleashing of aggressive war / waging aggressive war / crimes against the peace and security of mankind / acts of aggression / aggressor state / victim state of aggression / international tribunal / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мевлуд Демуралович Давитадзе

Статья посвящена уголовной ответственности за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. В ней приведены указанные в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) 1974 г. акты агрессии, и раскрыты характерные особенности противоправных деяний, свидетельствующих о планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны. В рамках данной статьи рассмотрены особенности ответственности как лиц, совершивших вышеуказанные преступления, так и самого государства-агрессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning, preparing, unleashing or waging an aggressive war

The article is devoted to criminal responsibility for planning, preparing, unleashing or waging an aggressive war. It contains the acts of aggression specified in Article 3 of the UN General Assembly Resolution 3314 (XXIX) of 1974, and reveals the characteristic features of illegal acts indicating the planning, preparation, unleashing or waging an aggressive war. Within the framework of this article, the features of the responsibility of both the persons who committed the above crimes and the aggressor state itself are considered.

Текст научной работы на тему «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»

Научная статья УДК 343.6

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-66-70 NIION: 2015-0066-4/22-399 MOSURED: 77/27-011-2022-04-598

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Мевлуд Демуралович Давитадзе

Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, md2063@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена уголовной ответственности за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. В ней приведены указанные в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) 1974 г. акты агрессии, и раскрыты характерные особенности противоправных деяний, свидетельствующих о планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны. В рамках данной статьи рассмотрены особенности ответственности как лиц, совершивших вышеуказанные преступления, так и самого государства-агрессора.

Ключевые слова: агрессивная война, планирование агрессивной войны, подготовка агрессивной войны, развязывание агрессивной войны, ведение агрессивной войны, преступления против мира и безопасности человечества, акты агрессии, государство-агрессор, государство-жертва агрессии, международный трибунал, уголовная ответственность

Для цитирования: Давитадзе М. Д. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 66-70. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-66-70.

Original article

Planning, preparing, unleashing or waging an aggressive war

Mevlud D. Davitadze

Odintsovo branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia,

md2063@mail.ru

Abstract. The article is devoted to criminal responsibility for planning, preparing, unleashing or waging an aggressive war. It contains the acts of aggression specified in Article 3 of the UN General Assembly Resolution 3314 (XXIX) of 1974, and reveals the characteristic features of illegal acts indicating the planning, preparation, unleashing or waging an aggressive war. Within the framework of this article, the features of the responsibility of both the persons who committed the above crimes and the aggressor state itself are considered.

Keywords: aggressive war, planning of aggressive war, preparation of aggressive war, unleashing of aggressive war, waging aggressive war, crimes against the peace and security of mankind, acts of aggression, aggressor state, victim state of aggression, international tribunal, criminal liability

For citation: Davitadze M. D. Planning, preparing, unleashing or waging an aggressive war. Bulletin of economic security. 2022;(4):66-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-66-70.

К великому сожалению, и в XXI веке, как и прошлые времена, мир сотрясают агрессивные войны, которые представляют величайшую угрозу миру и человечеству, а также разрушают существующую конструкцию безопасности в целом мире или в отдельно взятом его регионе. Для противодействия подобным проявлениям мировому сообществу требуется соответствующий уголовно-правовой механизм реагирования не только в рамках международного права, но и на уровне национального законодательства стран-членов ООН.

Как известно, уголовное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международ© Давитадзе М. Д., 2022

ного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ) [1]. Исходя из руководящих принципов и норм международного права, в УК РФ была включена отдельная глава 34 «Преступления против мира и безопасности человечества», предусматривающая уголовную ответственность за международные преступления. Тем самым действующее уголовное законодательство РФ внесло существенный вклад в деле противодействия особо опасным преступлениям, направленным против мира и безопасности человечества.

Среди международных преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных главой 34 УК РФ, по степени общественной опасности особо выделяется «Планирование, подготовка, развязы-

вание или ведение агрессивной воины», за совершение которой предусматривается ответственность в соответствии со ст. 353 УК РФ.

В качестве основного объекта данного преступления выступают отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов во всем мире, построенные на общепризнанных принципах международного права, обеспечивающих суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету государств, мирное разрешение, урегулирование споров и конфликтов между народами и государствами, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, неприкосновенность и нерушимость границ, территориальной целостности государств-членов ООН.

В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье потерпевших от агрессивной войны, а также различные формы собственности, находящиеся на территории государств-жертв, подвергшихся нападению со стороны агрессора.

Что касается агрессии, следует отметить, что согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) [1] 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН.

В соответствия со ст. 3 указанной резолюции актом агрессии признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;

2) военная оккупация, сколько бы времени она ни длилась, как следствие вооруженного вторжения;

3) аннексия территории другого государства или части его;

4) бомбардировка или применение любого другого оружия против территории другого государства;

5) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого;

6) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы, или морской и воздушный флот другого государства;

7) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;

8) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действий соглашения;

9) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

10) засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют применение вооруженной силы против другого государства [1].

Однако, как говорится в ст. 4 указанной резолюции, вышеприведенный перечень актов не является исчер-

пывающим, и Совет Безопасности может определить, что согласно положениям Устава ООН и другим актам подобного характера в современном мире и в будущем могут представлять собой новые формы агрессии.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении противоправных действий, указанных в ч. 1 и 2 ст. 353 УК РФ, а именно в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны.

Как правило, развязыванию и ведению агрессивной войны предшествует ее тщательное планирование и подготовка. Так, например, как известно, План блицкриг Барбаросса - о нападении Фашистской Германии на СССР, начали разрабатывать еще летом 1940 г.

Планирование агрессивной войны предполагает разработку широкого спектра действий, включающих политическую и военную концепции, стратегии и тактики военного характера. Особо важное значение придается составлению мобилизационных планов и предложений по структуре, средствам, составу, дислокации и задачам вооруженных сил, а также составлению оперативных планов по организации разведывательной деятельности и перевод промышленности в целом или частично на военные рельсы.

К подобным действиям относятся также планирование мероприятий диверсионного характера, направленных против политической, экономической и социальной сферы конкретного государства-жертвы. В планировании агрессивной войны особое внимание уделяется также разработке плана по ликвидации всей сферы обороноспособности государства-жертвы, подрыв его экономического потенциала, в том числе объектов гражданской инфраструктуры, например, аэропортов, средств связи, хранилищ продовольственных запасов, системы водоснабжений и иной инфраструктуры, имеющей существенное значение в сфере обеспечения безопасности страны.

В планировании агрессивной войны немаловажное значение придается также и различным мерам информационного характера для подготовки идеологической почвы ведения агрессивной войны. Кроме того, планируются методы формирования или активизации пятой колонны на территории государства-жертвы путем вовлечения в нее сторонников, в том числе путем подкупа, не только среди рядовых граждан, но и среди политиков, известных общественных деятелей, государственных служащих различного уровня, в том числе среди представителей спецслужб и военнослужащих.

В отличие от планирования под подготовкой агрессивной войны следует понимать конкретные приготовительные действия в соответствии с ранее разработанным планом. Особо важное значение придается исполнению военных заказов, которые создают благоприятные, фактические условия для последующего развязывания и ведения агрессивной войны.

Подготовительные действия включают также систематическое и целенаправленное ведение пропагандист-

ской работы через средства массовой информации различных видов, направленное на разжигание ненависти в отношение государства-жертвы, ее народа и власти. При этом могут быть использованы изощренные методы по дискредитации политической системы государства и его руководства. Часто идеологи разжигания агрессивной войны для оправдания своих действий прибегают к постановкам различного рода сцен жестокого, бесчеловечного обращения в отношении отдельной этнической или социальной группы населения, в том числе в отношении детей на территории государства-жертвы или за ее пределами. Порой на будущих жертв агрессии навешивают различные ярлыки, превращающие их во врагов и ненавистников человеческой цивилизации.

В свое время один из главных идеологов фашистской Германии Иозеф Геббельс утверждал, что «Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз» [1].

Такие действия СМИ государства-агрессора, как правило, направлены, прежде всего, на подготовку почвы для агрессии как среди своего населения, так и перед международным сообществом. Как известно, в фашистской Германии средства массовой коммуникации (пресса, радио) были сосредоточены в руках правящей партии для тотальной идеологической обработки населения с целью формирования социальной поддержки тоталитарному режиму, который стремился преобразовать саму сущность человека, подчинить и контролировать его дух, волю, сердце, разум, формировать его сознание и характер [1].

Идеологическая и информационная подготовка акта агрессии зачастую сопровождаются конкретными действиями практического характера, в том числе на дипломатическом фронте. Вековая история не раз показывала, что руководство государства-агрессора и его дипломатический корпус перед актом агрессии активизируют свою деятельность на международном уровне с целью оправдания будущей агрессии. Агрессор, как правило, властям государства-жертвы выдвигает заранее неприемлемые для них условия, связанные с вектором развития страны, изменением политической системы или территориального устройства страны, что в будущем государством-агрессором может быть использовано как повод для осуществления акта агрессии, как это имело место в фашистской Германии перед Второй мировой войной.

Агрессор, как правило, властям государства-жертвы выдвигает заранее неприемлемые для последнего условия, связанные с вектором развития страны, изменением политической системы или территориального устройства страны (вспомним, например, претензию Гитлера к руководству Чехословакии: 24 сентября 1938 г. Гитлер выдвинул свои требования в Годесбергском меморандуме с целью «окончательного решения судето-немецкой проблемы». Среди требований...., выведение

всех чешский вооруженных сил с приграничных территорий и проведение немецким правительством плебисцита в этих регионах [2]), которые в будущем государством-агрессором могут быть использованы как повод для осуществления акта агрессии.

Неоспоримым свидетельством подготовки акта агрессии является то, что перед актом агрессии государство-агрессор заранее эвакуирует своих граждан и дипломатическое представительство с территории государства-жертвы и ликвидирует следы противоправной, враждебной деятельности в отношении страны будущей агрессии.

Важным и решающим этапом подготовки к агрессивной войне является сосредоточение государством-агрессором предназначенных для агрессии сил и средств у государственной границы государства-жертвы. Наряду с этим осуществляется и разведывательная деятельность на местности в районе предстоящего вторжения с целью изучения состояния сил и средств государства-жертвы для выяснения степени их готовности к сопротивлению.

Нередки случаи, когда государство-агрессор своими провокационными действиями стремится спровоцировать государство-жертву будущей агрессии на определенные действия самозащиты, что в дальнейшем агрессором будет расцениваться как оправдывающий повод и основание для начала агрессивных действий против него.

После подготовительных действий государство-агрессор с целью достижения поставленных целей без объявления войны осуществляет вероломное нападение на государство-жертву. Так, например, фашистская Германия без объявления войны 22 июня 1941 года ранним утром вероломно напала на мирно спящие города и населенные пункты СССР.

Развязывание агрессивной войны представляет собой конкретные акты агрессии, предшествующие полномасштабному ведению агрессивной войны, например, разведка боем, отдельные вооруженные нападения извне или с подконтрольных территорий в границах государства-жертвы, если таковые имеются и т. п.

Развязывая агрессивную войну, страна-агрессор видит свою первостепенную цель в уничтожении стратегических объектов и инфраструктуры обороноспособности на территории государства-жертвы. Для реализации такой задачи, как правило, агрессором применяется весь комплекс мер и средств, имеющийся в его арсенале для разоружения, подавления и ликвидации сил и средств обороны государства-жертвы агрессии.

В ч. 2 ст. 353 УК РФ предусматривает ответственность за ведение агрессивной войны.

Как правило, после планирования, подготовки и развязывания агрессивной войны страна-агрессор ради достижения своей преступной цели, основные усилия направляет на ведение агрессивной войны.

При ведении агрессивной войны часто нарушаются как законы ведения войны, так и принципы международного гуманитарного права. Помимо объектов обороноспособности государства-жертвы в процессе ведения

агрессивной войны также преднамеренно разоряются, уничтожаются и стираются с лица земли целые города и населенные пункты. Например, за годы ВОВ на советской территории было разрушено 1710 городов и поселков городского типа и более 70 000 сел и деревень [1].

В результате ведения агрессивной войны, как правило, появляется огромный поток беженцев, имеет место угон или депортация коренного населения. По соответствующим сведениям, «в феврале 1942 года в Германию еженедельно отправлялось 8-10 тысяч «гражданских русских». В целом, на принудительные работы с оккупированных территорий СССР было вывезено около 5 млн человек, из них с территории УССР 2,4 млн человек, с территории БССР 400 тыс. человек» [3]. И в наше время в мире в результате ведения агрессивной войны количество беженцев достигает десятков миллионов.

В результате нарушения со стороны агрессора правил ведения войны, катастрофически возрастает число жертв среди мирного населения. Часто причиной этого является так называемая зачистка, а также преднамеренный артиллерийский обстрел или бомбардировка авиацией страны агрессора жилых домов, школ, больниц, дошкольных учреждений или иных мест скопления гражданского населения государства-жертвы. Например, как это имело место в период ВОВ (1941-1945 гг.), при нападении фашистской Германии на СССР и во время вьетнамской войны (1964-1975 гг.) при проведении американцами операции под названием «Раскаты грома». Известно, что чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в 1946 году впервые привела следующие обнародованные тогда публично цифры намеренного уничтожения нацистами мирного населения Советского Союза в разбивке по республикам (чел.): РСФСР - 706 000, Украинская ССР - 3 256 200, Белорусская ССР - 1 547 000, Литовская ССР - 437 500, Латвийская ССР - 313 800, Эстонская ССР - 61 300, Молдавская ССР - 61 000, Карело-Финская ССР -8 000 жителей [1].

Помимо военных объектов оборонительного характера в период ведения агрессивной войны иногда преднамеренно уничтожаются объекты гражданской и социальной инфраструктуры: объекты здравоохранения, культуры, водоснабжения, продовольственные склады и хранилища, аэропорты, морские порты, железнодорожные вокзалы и иные транспортные инфраструктуры.

Согласно международным правилам акты агрессии делятся на прямые и косвенные.

• Под прямой агрессией понимается вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства.

К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства

вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства.

Косвенная агрессия предполагает засылку государством вооруженных банд, террористов и групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам прямой агрессии, либо значительное участие в подобных актах [4].

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) 1974 г. одним из актов агрессии, как было указано выше считаются действия государства и его руководств, позволяющие, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось последним для совершения акта агрессии против третьего государства. Такие действия соответственно расцениваются как соучастие в агрессивной войне, что не снижает степень ответственности государства и его руководства, предоставившего свою территорию агрессору.

В соответствие с положением ст. 5 указанной резолюций ООН никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии и никакие территориальные приобретения или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны как особо опасное преступление окончено с момента совершения любой из вышеперечисленных форм преступного поведения независимо от исхода агрессивной войны и, как правило, содержит умышленную форму вины, что в свою очередь существенно повышает степень общественной опасности совершенного деяния.

По установленным правилам агрессивная война как особо опасное преступление против международного мира и безопасности человечества без срока давности влечет ответственность не только в рамках международного уголовного права, но и в рамках национального законодательства многих стран, ярким свидетельством этого является ст. 353 УК РФ.

Что же касается субъекта преступления, следует отметить, что для рассматриваемого состава предполагается наличие широкого круга специальных субъектов. В качестве таковых могут быть не только представители высшей государственной, политической, военной, военно-промышленной власти страны агрессора, по указаниям и приказам которых развязывается агрессивная война. В качестве субъектов выступают лица, как непосредственно разрабатывающие планы развязывания и ведения агрессивной войны, так и те, кто имел отношение к одобрению и утверждению подобного плана.

К субъектам данного преступления относится также и круг лиц, одобривший и давший согласие на использование вооруженных сил страны для ведения агрессивной войны в отношении другого государства. В качестве особого рода специальных субъектов можно рассмотреть представителей СМИ и иных лиц, которые своими деяниями и призывами систематически провоцировали разжигание и ведение агрессивной войны.

В качестве субъекта (соучастника) данного преступления признается руководитель (представители руководства) государства, позволивший, чтобы его территория, которую он предоставил в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства, а также оказавший стране-агрессору финансовую, материальную или моральную поддержку.

Говоря об ответственности главы государства-агрессора, а также руководителя страны, представившего свою территорию для агрессии против третьих стран, следует отметить, что согласно п 2. ст. 7 Статута Международного трибунала по бывшей Югославии не допускаются какие-либо исключения из круга уголовной ответственности в зависимости от должностного положения конкретного лица. Официальный статус обвиняемого, будь он в качестве главы государства или правительства или высокого по рангу должностного лица, не освобождает его от уголовной ответственности и не может служить основанием для смягчения меры наказания [5].

Следует также отметить, что представители вооруженных и иных приданных сил, участвующих в ведении агрессивной войны (в том числе совершившие мародерства, изнасилования или иные общеуголовные преступления), также рассматриваются в качестве субъектов данного преступления в зависимости от их деяния и степени вины как лица, исполняющего преступные приказы. Подобное положение было закреплено еще в Московской декларации (30 октября 1943 года) стран союзников по антигитлеровской коалиции, в которой говорилось, что «германские офицеры и солдаты и члены нацистской партии... будут отосланы в страны, в которых были совершены их отвратительные преступления, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны в соответствии с законами этих освобожденных стран» [6].

Помимо наказаний, которые предусмотрены национальным уголовным законодательством страны-

агрессора или законодательством того государства, на территории которого совершены преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности, в отношении лиц, виновных за их совершение, могут быть применены наказания и в рамках международного уголовного права (или трибунала). Это означает, что суды любого государства вправе рассматривать дела в отношении любого лица без сроков давности за совершение вышеуказанных преступлений. Иными словами, в отношении подобных преступлений установлена универсальная юрисдикция.

Общемировая практика, связанная с развязыванием и ведением агрессивной войны, свидетельствует о том, что соответствующую долю ответственности морального (исключение из рядов международных авторитетных организаций), материального (выплата финансовых средств в виде контрибуции) или физического характера (лишение территории) могут и должны возлагаться, и на государство-агрессора в рамках международного права или международных конвенций. В противном случае, как отметил известный американский юрист, расследовавший военные преступления нацистов после Второй мировой войны и выступивший в качестве одного из прокуроров армии США в Нюрнберге над нацистскими преступниками, «не может быть мира без справедливости, не может быть справедливости без закона, и не может быть осмысленного закона без суда, который решает, что справедливо и законно во всех обстоятельствах» [6].

Однако, следует констатировать тот факт, что, к сожалению, до сих пор в XXI в. не выработан эффективный международный механизм по противодействию и недопущению агрессивной войны, что могло бы внести существенный вклад в деле обеспечения мира и безопасности человечества от подобного проявления во всем мире.

Список источников/References

1. https://pikabu.ru/story/shest_printsipov_ propagandyi_po_gebbelsu_8930636.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_судет-ских_немцев.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Угон_граждан_ СССР_на_работу_в_Германию.

4. https://cyberpedia.su/11x914.html.

5. https://www.un.org/ru/law/icty/charter.shtml.

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/НюрнбергскиИ_процесс.

Информация об авторе

М. Д. Давитадзе - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Одинцовского филиала МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author M. D. Davitadze - Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Odintsovo branch of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 23.06.2022; принята к публикации 18.08.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 23.06.2022; accepted for publication 18.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.