Научная статья на тему 'Принцип неприменения силы и угрозы силой как Гарант мира и безопасности человечества'

Принцип неприменения силы и угрозы силой как Гарант мира и безопасности человечества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6139
794
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ / РЕПРЕССАЛИИ / АГРЕССИЯ / МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ / МЕРЫ САНКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / АКТЫ НАСИЛИЯ / БЕЖЕНЦЫ / ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ / NON-USE OF FORCE AND THE THREAT OF FORCE / REPRISALS / AGGRESSION / PEACEKEEPING FORCES / SANCTION MEASURES / ACTS OF VIOLENCE / REFUGEES / PEACE ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович

Рассматривается значение одного из важнейших принципов международного права «неприменение силы и угрозы силой» в обеспечении мира и безопасности человечества в современных условиях. Предлагается новый механизм действия ООН по предотвращению вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of non-use of force and threats of force as a guarantor of peace and security of mankind

This article discusses the value of one of the most important principles of international law «non-use of force and threats of force» to ensure peace and security of mankind in the modern world. We propose a new mechanism of action of the UN on the prevention of armed conflict.

Текст научной работы на тему «Принцип неприменения силы и угрозы силой как Гарант мира и безопасности человечества»

© М.Д. Давитадзе, 2018 УДК 343 ББК 67.4

ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ КАК ГАРАНТ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Мевлуд Демуралович Давитадзе,

профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криманилистики Одинцовского филиала МГИМО,

доктор юридических наук E-mail: Md2063@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается значение одного из важнейших принципов международного права — «неприменение силы и угрозы силой» в обеспечении мира и безопасности человечества в современных условиях. Предлагается новый механизм действия ООН по предотвращению вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: неприменение силы и угрозы силой, репрессалии, агрессия, миротворческие силы, меры санкцион-ного характера, акты насилия, беженцы, принуждение к миру.

Для цитирования: Давитадзе М.Д. Принцип неприменения силы и угрозы силой как гарант мира и безопасности человечества. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):97-102.

THE PRINCIPLE OF NON-USE OF FORCE AND THREATS OF FORCE AS A GUARANTOR OF PEACE AND SECURITY OF MANKIND

Mevlud D. Davitadze,

Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Odintsovo branch of MGIMO,

Doctor of Law

Abstract. This article discusses the value of one of the most important principles of international law «non-use of force and threats of force» to ensure peace and security of mankind in the modern world. We propose a new mechanism of action of the UN on the prevention of armed conflict.

Keywords: non-use of force and the threat of force, reprisals, aggression, peacekeeping forces, sanction measures, acts of violence, refugees, peace enforcement.

Гарантом стабильного мира и безопасности человечества в современном мире является соблюдение всеми членами ООН принципов международного права. Одним из важнейших принципов международного права является принцип неприменения силы и угрозы силой. Указанный принцип, как и другие принципы международного права, основаны на Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г. и Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г

Рассматривая содержание принципа неприменения силы и угрозы силой, следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Устава «все Члены ООН воздерживаются в их международных отношени-

ях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Положение данного принципа полностью отражается в п. II Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором указывается, что никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Принцип о неприменении силы и угрозы силой, наряду с другими принципами международного права, нашел свое отражение и в Уставе Содруже-

ства Независимых Государств, который был принят 22 января 1993 г. в г. Минске на заседании Совета глав государств. В преамбуле указанного устава говорится, что, принимая устав стран СНГ: «Действуем в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия», провозглашаются цели Содружества, среди которых были указаны следующие: сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

В ст. 3 Устава СНГ, в частности, указывается, что «для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с принципами, совпадающими с принципами международного права, среди которых важное место занимает принцип неприменения силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена СНГ

По своей сущности принцип неприменения силы и угрозы силой означает:

• запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

• запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;

• предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;

• организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

• организацию или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности, наемников для вторжения на территорию другого государства [1].

Если рассмотреть вкратце содержание рассматриваемого принципа, то можно отметить следующее:

Во-первых, «запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права» предполагает запрет оккупации всей или части территории другого государства как путем применения военной силы, так и путем использования иррегулярных войск, наемников, частных военных организаций. Оккупация, в отличие от аннексии, означает установление временного контроля над территорией суверенного государства или ее части, а не установление над ним суверенитета. Однако на практике встречаются случаи оккупации части территории другого государства и создание на ней марионеточного режима, через который полностью контролируется такая территория и где не допускаются представители международных организаций. Оккупированная территория в данном случае де-юре в соответствии с международным правом является частью другого государства, но по сути фактически она может находиться под полным контролем агрессора.

На наш взгляд элементом угрозы является демонстрация военной или иной вооруженной силы и вооружений непосредственно вблизи границы независимых государств для их запугивания и оказания на них определенного воздействия с целью ограничения суверенитета государства на части своей территории, которая может выражаться в проведении военных учений и маневров или концентраций военной силы у границ сопредельного государства.

Во-вторых, «запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы» по своей сути означает применение принудительных мер одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства, нарушающие принципы международного права, международных и межгосударственных договоров. Однако применение в отношении государств-нарушителей (военной) силы не допускается, так как это может быть расценено как акт агрессии.

При этом могут быть применены в отношении государств-нарушителей соответствующие (контр) меры политического и экономического характера (например, санкции в виде эмбарго, бойкота, замораживания вкладов, введение индивидуальных

санкций в отношении отдельных лиц и структур) с целью их принуждения к выполнению принятых на себя международных обязательств.

В-третьих, «предоставление государством своей территории другому государству», которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства, предполагает целенаправленное действие государств, предоставляющих свою территорию другому государству по размещению военной инфраструктуры, вооруженных, иррегулярных и иных сил для совершения агрессии против других государств. В подобных случаях государство, предоставившее свою территорию другому государству для совершения агрессии против суверенных государств, должна нести ответственность наравне с агрессором.

При этом предоставление государством своей территории для размещения военной инфраструктуры другому государству и военному блоку или организации с целью самообороны или коллективной безопасности не должно рассматриваться в указанном контексте.

В-четвертых, «организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве» с точки зрения международного права понимается как грубейшее нарушение основополагающих принципов и норм международного права. Такие действия в основном направлены против суверенитета и территориальной целостности суверенных государств, их политического и экономического курса.

Под организацией в данном случае понимается создание органа (центра, штаба), который берет на себя организацию, руководство и разработку плана участия в актах гражданской войны или совершения террористических актов, а также совершение иных действий, связанных с финансированием, подысканием и подбором участников, обеспечением их амуницией, оружием, боеприпасами, транспортом и т.д.

Под подстрекательством «к актам гражданской войны или террористическим актам» следует понимать преднамеренное распространение ложных сведений провокационного характера, умышленное создание очагов напряжения, разжигание конфликтных ситуаций, убийство граждан и т.д.

В подстрекательских действиях важную роль могут играть средства массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), через которые может постоянно или систематически распространяться ложная информация провокационного характера, далекая от действительности.

Под оказанием помощи или участием в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве следует понимать меры физического и интеллектуального характера.

Физическая помощь предполагает в основном оказание содействия вооруженным силам государства-нарушителя и подконтрольным им деструктивных силам (НВФ, наемникам, добровольцам, иррегулярным войскам, участникам частных военизированных структур, вооруженным сепаратистам и т.д.), принимающим участие в актах гражданской войны или совершившим террористические акты в другом государстве в реализации намеченного плана. В частности, такая помощь может выражаться в захвате, разрушении или блокировке деятельности государственных институтов, важнейших объектов жизнеобеспечения на территории государства-жертвы. Примером подобных действий могут служить нападения или захват зданий органов госвласти, в том числе правоохранительных, захват воинских частей с вооружением или взятие в заложники представителей госвласти, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих или их семей и др.

Под интеллектуальной помощью понимается политико-правовая и идеологическая поддержка сепаратистов, деструктивных и подконтрольных сил или марионеточных режимов в другом государстве на различных уровнях, в том числе в международных институтах и организациях по их легализации и легитимации. В подобных случаях в этих целях широко используются СМИ, в том числе и властные институты государств-нарушителей.

В-пятых, организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности, наемников, для вторжения на территорию другого государства предполагает, как было указано выше, создание, сговор, подыскание и подбор участников вооруженных банд, иррегулярных сил, наемников, добровольцев их руководства, разработ-

ка плана действия, финансирование, оснащение, вооружение, обеспечение транспортом и т.д.

Под поощрением в данном контексте следует понимать материальное и моральное поощрение за организацию вооруженных банд, иррегулярных сил, добровольцев и наемников для вторжения на территорию другого государства. Кроме поощрения материального характера следует рассматривать и поощрение морального свойства, например, публичное восхваление и героизация противоправных действий деструктивных сил на территории другого государства через СМИ в глазах населения. Под поощрением можно расценивать и уголовно-правовой иммунитет для лиц за участие в вооруженных конфликтах и совершение актов международного терроризма в другом государстве в составе НВФ, банды, вооруженных сепаратистов, иррегулярных сил и частных вооруженных формирований.

А под вторжением деструктивных сил в другое государство с целью оккупации или аннексии понимаются как открытые активные, так и завуалированные действия по незаконному пересечению государственной границы другого государства или создание условий для подобных действий, т.е. доставка, переброска воздушным, сухопутным или морским путем или под прикрытием гуманитарной миссии и т.д.

Рассматривая вкратце содержание и суть одного из важнейших принципов международного права, принципа неприменения силы и угрозы силой, следует отметить особую важность и актуальность данного принципа и в настоящее время. Вместе с тем следует подчеркнуть, что любое суверенное государство-член ООН в праве использовать силу в случае внешней агрессии для защиты своего суверенитета и территориальной целостности. Однако государства, использующие в отношении своего народа, этнической группы или ее части насилие вопреки принципам международного права, угрожающее их существованию, утрачивают право на легитимность применения силы, за исключением случаев, когда этнические группы провоцированы, вооружены извне и выступают с оружием в руках против суверенитета и территориальной целостности государства их пребывания.

Единственным способом выхода из конфликтной ситуации между государством и ее субъектами,

связанными с реализацией права народа на самоопределение, является использование только правовых механизмов. К таким механизмам относятся, например, референдум в рамках законодательства страны, действовавшего до возникновения такого конфликта, или обращения в международные организации и суды.

Несмотря на цели, задачи и благие намерения, которые содержатся в Уставе ООН, в принципах международного права, в том числе и в Уставе СНГ, следует констатировать, что в отдельных регионах и странах современного мира повседневно грубо нарушаются нормы и принципы международного права, и имеют место множество фактов, свидетельствующих о применении силы и угрозы ее применения со стороны одних государств в отношении других или в рамках одного государства. Примерами могут служить угрозы применения силы между США и КНДР по отношению друг к другу, угрозы КНДР в отношении Южной Корей и Японии. Подобные угрозы в отношении друг друга звучат также между Индией и Пакистаном, Азербайджаном и Нагорным Карабахом, Ираном и Саудовской Аравией, Турцией и Иракским Курдистаном, Израилем и Палестиной.

Следует отметить, что в последнее время в различных частях современного мира вновь получила развитие тенденция, свидетельствующая о стремлении отдельных народов (групп, этносов), ныне входящих в состав суверенных государств, к независимости (например, каталонцев от Испании), что может послужить появлению новых очагов напряженности и противостояния с метрополией.

Подобные противостояния из мирного русла, т.е. от демонстраций, шествий или неповиновения, в полной мере могут перерасти в вооруженные противостояния, что, безусловно, чревато непредсказуемыми последствиями различного характера: гибелью мирного населения, потоками беженцев, разрушением городов и населенных пунктов и т.д.

Свидетельств таких примеров предостаточно как на территории бывшего СССР, Югославии, так и в странах Африки.

Для реализации положений одного из важнейших принципов международного права, неприменения силы и угрозы силой, способствующего обеспе-

чению мира и безопасности человечества, следует прилагать соответствующие усилия международного сообщества по усилению миротворческой роли ООН по эффективному использованию миротворческих сил для предотвращения конфликтных ситуаций вооруженного характера.

Нынешний статус миротворческих сил, в качестве которого используется вооруженный контингент стран-членов ООН, выделенный в рамках Устава ООН для предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, не отвечает целям своевременного предотвращения вооруженных конфликтов, так как применение миротворческих сил:

• допускается, если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недо статочными;

• только по единогласному решению Совета Безопасности ООН.

Следует отметить, что существующая процедура использования миротворческих сил ООН:

• является запоздалой и не всегда эффективной, так как в период ожидания результатов мер экономического и политического (санкцион-ного) характера в регионе противостояния в отношении государства-нарушителя или виновной стороны конфликта, поддержанной извне, могут продолжаться вооруженные противостояния с соответствующими последствиями: жертвы среди мирного населения и конфликтующих сторон, беженцы, разрушение городов и т.д.;

• связана со сложными процедурами, например, для направления миротворческих сил в район вооруженного противостояния, как было отмечено выше, требуется согласие всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, есть вероятность, что кто-то из них по определенным причинам может возложить вето на их размещение в районе вооруженного противостояния, что дает возможность государству или стороне нарушителя вести боевые действия.

Для своевременного принятия мер, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов и связанных с ними последствий, следует разработать

действенный механизм принятия срочных мер, исключающий бюрократизацию данного процесса на уровне ООН.

Для этой цели предлагается: Во-первых, создать при ООН вооруженные миротворческие силы, непосредственно подчиненные генеральному секретарю с правом их незамедлительного использования в любом регионе мира в случае возникновения вооруженного противостояния не только для разъединения противоборствующих сторон, но и для обеспечения деятельности международной миссии для полного контроля территории и зоны, охваченных вооруженным противостоянием по нормализации обстановки с последующей регламентацией их деятельности по решению большинства членов Совбеза ООН.

Установление такой процедуры для первоначального использования миротворческих сил при возникновении вооруженных конфликтов будет способствовать:

• предотвращению тяжких последствий, связанных с гибелью мирного населения, появлению потока беженцев, а также разрушению городов и населенных пунктов;

• представителям конфликтующих сторон и мировому сообществу иметь возможность трезво оценить реальность ситуаций и приложить все усилия для их мирного разрешения. Во-вторых, разместить в зонах вооруженного конфликта в качестве миротворческого контингента силы, занимающие нейтральную позицию по отношению к конфликтующим сторонам, т.е. в качестве токовых не должны быть представители государств, провоцирующие, причастные к возникновению конфликтных ситуаций или препятствующие его разрешению в рамках международного права.

В-третьих, применять соответствующие меры воздействия со стороны международного сообщества в отношении сторон конфликта или иных государств, которые создают препятствие для размещения в районе вооруженного конфликта миротворческих сил и международной миссии с целью нормализации обстановки в районе вооруженного противостояния по контролю за соблюдением режима прекращения огня.

В-четвертых, разработать действительный механизм для принятия эффективных мер политического, экономического характера в отношении государства-нарушителя по возмещению причиненного ущерба государству-жертве, а также издержек, связанных с размещением и содержанием миротворческих сил в зоне вооруженного конфликта по стабилизации ситуации.

В-пятых, помимо экономических и политических мер в качестве контрмер или санкций целесообразно допустить применение в отношении государств-нарушителей военной силы по решению большинства членов Совета Безопасности ООН с целью его принуждения к миру, соблюдению принципов международного права и международных договоров по примеру действия США в отношении Ирака, имевшего место в 1990 году, связанно-

го с захватом последним независимого государства Кувейт.

Представляется, что установление и реализация указанных правил будет гарантом реализации одного из важнейших принципов международного права, неприменения силы и угрозы силой, по обеспечению международного мира и мирного сосуществования государств в современном мире.

Литература

1. Ы^: //ra.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1% 80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF %D1%8B_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4% D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0% BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

В.А. Лелеков

Е.В. Кошелева

Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 343 с.

Учебник

Третье издание

Ювенальная криминология

Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной виктимологии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.

В Особенной части анализируются состояние, особенности, причины и условия отдельных подвидов ювенальной преступности: групповой, рецидивной, против личности, против собственности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, пенитенциарной и студенческой. Изложены меры по предупреждению преступности с учетом ее разновидностей.

Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.