Джони ХЕЦУРИАНИ
Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Грузии, судья Конституционного суда Грузии (Тбилиси, Гоузия).
ПРИЗНАНИЕ РОССИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ВЗГЛЯД ИЗ ГРУЗИИ
Резюме
В статье исследована юридическая природа указов Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 года о признании государственной независимости сепаратистских регионов Грузии — Абхазии и Юж-
ной Осетии. Делается заключение, что эти правовые акты противоречат не только общепризнанным нормам и принципам международного права, но и конституционному законодательству самой России.
В в е д е н и е
После завершения широкомасштабных военных действий России на территории Грузии Кремль стремится юридически оформить результаты своей «победоносной вой-
ны». Так, 26 августа 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости сепаратистских регионов Г рузии — Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальского региона)1. Вместе с тем он выступил с особым обращением и уведомил общественность об обоснованности и необходимости принятого им решения. По его мнению, для издания указов существовало несколько оснований, в частности:
1) грузинские власти нарушили Устав ООН, свои обязательства по международным соглашениям и возобновили вооруженный конфликт в Цхинвальском регионе, жертвами которого стали мирное население, мирные российские граждане. Эта же участь ждала Абхазию. 8 августа Тбилиси сделал свой выбор — на основе геноцида решить свои политические задачи, чем собственноручно перечеркнул надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве;
2) народы Абхазии и Южной Осетии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик, они имеют право решить свою судьбу сами;
3) президенты Абхазии и Южной Осетии обратились к Российской Федерации с просьбой о признании суверенитета и независимости данных регионов;
4) Совет Федерации и Государственная Дума России поддержали их и решением от
25 августа 2008 года обратились к исполнительной власти России с просьбой о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Устав ООН, Декларация ООН 1970 года о принципах международного права, Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 года и другие основополагающие международные документы дают России право признать независимость сепаратистских регионов другого государства.
Таковы юридические аргументы, на основании которых Президент Российской Федерации издал указы о признании государственной независимости двух сепаратистских регионов Грузии.
Указы президента России и современное международное право
Согласно российскому законодательству указ президента является подзаконным правовым актом, который не должен «противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам»2. Указ Президента Российской Федерации о признании государственной независимости сепаратистских регионов Грузии хотя и является политико-правовым актом Российского государства, но имеет международно-правовое значение и, следовательно, должен также соответствовать общепризнанным международноправовым нормам и международным договорам России. Это необходимо постольку, поскольку согласно Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» и имеют преобладающую юридическую силу по отношению к
1 См.: Заявление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Опубликовано на сайте «Российской газеты» от 26 августа 2008 года [http://www.rg.ru/2008/08/26/medvedev-anons.html]; Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия»; Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» [http://document.kremlin.ru/index.asp].
2 Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Юридическая литература», 1997. Ст. 90.
внутригосударственным нормативным актам3. Таким образом, указ Президента Российской Федерации должен соответствовать российским законодательным актам, важнейшей составной частью которых являются общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры России.
Именно в этих международно-правовых актах изложены 10 основных принципов международного права, которые представляют собой важнейшие начала современной системы международного права, ее внутреннюю основу. Они общепризнанны, универсальны, и все государства обязаны строго соблюдать их требования.
Именно поэтому Президент Российской Федерации в своем обращении особо подчеркнул полное соответствие изданных им указов Уставу ООН4, Декларации ООН 1970 года о принципах международного права5 и Хельсинкскому заключительному акту СБСЕ 1975 года6.
Теперь рассмотрим, как Россия соблюдает эти принципы, насколько соответствуют указы Президента РФ от 26 августа 2008 года общепризнанным нормам и принципам международного права.
1. Указы Президента Российской Федерации в первую очередь противоречат принципу неприкосновенности территориальной целостности государства. Исторически и юридически Абхазия и так называемая Южная Осетия — неотъемлемые части Грузии. Согласно статье 2 Конституции Грузии территория Грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 года, включая территории Абхазии и Южной Осетии.
На основе референдума, проведенного 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую Автономную Республику и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, Грузия восстановила утраченную в результате российской агрессии, оккупации и аннексии (1921 г.) государственную независимость. Большинство населения страны, обладающее избирательным правом, включая жителей данных регионов, в ходе референдума поддержало ее государственную независимость. В результате Грузия была принята в члены ООН в тех границах, в том территориальном состоянии, в котором она находилась при восстановлении государственной независимости, то есть включая территории Абхазии и бывшей Юго-Осетинской автономной области. Территориальная целостность Грузии признана мировым содружеством государств, в том числе Россией и международными организациями.
Нарушение принципа неприкосновенности территориальной целостности государств выражается в том, что признание Россией государственной независимости Абхазии и Южной Осетии подразумевает отторжение от Грузии территорий этих двух регионов вопреки ее воле.
2. Указы Президента России противоречат принципу нерушимости государственных границ.
Согласно этому принципу государства признают границы друг друга нерушимыми, поэтому будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, не будут стремиться к их пересмотру и не будут иметь
3 Конституция Российской Федерации. Ст. 15.
4 См.: Устав Организации Объединенных Наций. Глава I, статья 2 http://www.un.org/russian/
dokumen/basicdoc/charter.htm].
5 См.: Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.) [http://www.boom.ru/DATA.002/018.txt].
6 См.: Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) [http://bestpravo.ru/fed1991/data03/tex15797.htm].
территориальных претензий. Государства должны также воздерживаться от любых притязаний или действий, целью которых станет захват, узурпация части или всей территории любого государства. Принцип нерушимости государственных границ признает допустимым только добровольное изменение границ в результате равноправного соглашения заинтересованных сторон.
Нарушение вышеназванного принципа выражается в том, что признанием государственной независимости сепаратистских регионов Грузии Россия в одностороннем порядке без согласования с Грузией изменила государственные границы последней.
Современным международным правом любая попытка нарушения этого принципа признается преступлением.
3. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу невмешательства во внутренние дела другого государства. Согласно этому принципу ни одно государство или группа государств не вправе прямо или косвенно вмешиваться, какой бы целью это ни было продиктовано, во внутренние либо внешние дела другого государства; не допускаются вооруженное вмешательство и все иные формы вмешательства или любые угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ.
Нарушение этого принципа указами Президента Российской Федерации выражается в том, что признанием независимости двух сепаратистских регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — Россия самовольно решила вопрос о статусе регионов другого государства — Грузии, что является только ее внутренним делом. Данные указы Президента РФ направлены непосредственно против политических основ государственности Грузии.
Заявление Президента Российской Федерации о том, что независимость двух сепаратистских регионов Грузии была признана Россией потому, что Грузия своими действиями перечеркнула «все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве», не может рассматриваться в качестве основания для принятия указов Президента Российской Федерации, поскольку даже само по себе такое заявление высшего должностного лица государства является грубым нарушением принципа невмешательства во внутренние дела другого государства. Ни одно государство, включая Россию, не имеет никакого права решать вопрос государственно-территориального устройства другого государства и определять, будут ли жить те или иные народы в одном государстве либо порознь. Современное международное право признает нарушение вышеуказанного принципа интервенцией.
4. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу суверенного равенства государств.
Согласно этому принципу все государства, независимо от величины их территорий и численности населения, политической, экономической или военной мощи, равны перед международным правом. Исходя из этого, государства должны уважать суверенное равенство друг друга, а равно все права, характерные для их суверенитета, в том числе право на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость каждого государства. Ни одно государство не имеет права навязывать другому свое господство или ставить себя в привилегированное положение.
Нарушение этого принципа указами Президента Российской Федерации выражается в том, что признанием независимости двух сепаратистских регионов Грузии, то есть изданием одностороннего акта Россия подтвердила, что она не
рассматривает Грузию в качестве юридически равноправного субъекта и ставит себя в привилегированное положение в ущерб суверенитету Грузии.
5. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу мирного урегулирования международных споров.
Согласно этому принципу каждое государство должно разрешать свои международные споры с другими государствами мирными средствами, чтобы не создавать угрозу международному миру, безопасности и справедливости. В соответствии с этим государства, выступающие сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, могущих настолько ухудшить положение, что создадут угрозу международному миру и безопасности.
Россия, которая изначально являлась участницей и стороной конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе, инспирированных вооружаемыми и управляемыми ею сепаратистскими силами, на протяжении почти 15 лет отклоняла все исходившие от властей Грузии, а также от ООН, ОБСЕ и других международных организаций предложения по мирному урегулированию этих конфликтов. Признание на этом фоне указами Президента России в одностороннем порядке без учета суверенных прав Грузии независимости двух сепаратистских регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — не только не будет способствовать мирному урегулированию российско-грузинских отношений (как того требует вышеуказанный принцип международного права), но, наоборот, настолько ухудшит и без того крайне напряженные отношения, ныне сложившиеся между этими двумя государствами, что возникнет реальная угроза международному миру и безопасности.
6. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу равноправия и самоопределения народов.
Согласно этому принципу все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Вместе с тем осуществление права на самоопределение не должно повлечь деления или нарушения территориальной целостности и политического единства суверенного и независимого государства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности какого-либо другого государства.
Президент Российской Федерации, как видно, руководствовался лишь первой частью этого принципа, когда в качестве основания для издания указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии сослался на результаты референдумов, проведенных этими сепаратистскими режимами, в ходе которых была проявлена воля абхазского и осетинского народа относительно независимости их непризнанных республик, опираясь на которую, лидеры сепаратистских регионов обратились к Российскому государству с просьбой о признании независимости.
Ни проведенные в сепаратистских регионах референдумы, ни просьбы их лидеров не годятся в качестве правового основания по следующим обстоятельствам: референдумы в этих сепаратистских регионах состоялись после того, как там была осуществлена этническая чистка, в результате которой, например, из Абхазии были изгнаны около 250 тыс. грузин, 100 тыс. представителей других национальностей и 50% самого абхазского населения (около 40 тыс. чел.)7. По-
7 См.: [http://www.geocities.com/abkhazia_dream/public/19.htm].
этому референдум, проведенный среди населения, оставшегося после этнической чистки, не отражает волю народов, проживающих в Абхазии и в так называемой Южной Осетии, и самих абхазов и осетин. Ни так называемые президентские и парламентские выборы, проведенные сепаратистами среди оставшегося после этнической чистки населения, не являются легитимными. Исходя из этого акты и обращения, изданные данными де-факто лидерами, не имеют юридической силы. Наглядное тому подтверждение — Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне ОБСЕ (1999 г.), в которой отмечается: «Мы считаем проведенные в этом году в Абхазии, Грузия, так называемые президентские выборы и референдум неприемлемыми и незаконными»8. Примечательно, что эта декларация принята при участии и с одобрения самой России.
Самоопределение народов должно осуществляться путем участия в конституционной системе данного государства на основе уважения его территориальной целостности. С учетом этого, к примеру, во время конфликта в Чечне, когда там погибло огромное число мирных жителей, западные государства, критикуя Россию, хотя и указывали на непропорциональность использованных против гражданского населения сил, всегда отмечали, что все-таки это было внутреннее дело России9. Именно поэтому международное содружество государств отказывается признавать самопровозглашенные независимые государства, созданные сепаратистами на основе этнической чистки, и требуют определения статуса Абхазии и Цхинвальского региона как неотъемлемых частей Грузинского государства только в международно-признанных границах Грузии. В связи с этим вспомним хотя бы принятый Евросоюзом 1 сентября 2008 года документ, согласно которому ЕС осуждает единоличное решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии и призывает другие государства не признавать провозглашенную ими независимость. При этом Евросоюз отмечает, что мирное разрешение конфликтов в Грузии должно основываться на соблюдении признаваемых международным правом независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии10.
С учетом вышесказанного нарушение указами Президента Российской Федерации принципа равноправия и самоопределения народов выражается в том, что признанием независимости двух регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — по мотивам реализации превратно понятого права абхазов и осетин на самоопределение, основываясь на результатах незаконного референдума, проведенного среди населения, оставшегося в сепаратистских регионах после этнической чистки, было осуществлено посягательство на территориальную целостность и политическое единство суверенного Грузинского государства.
7. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Согласно этому принципу государства должны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательства, принятые по договорам или иным соглашениям, заключенным в соответствии с международным правом. Исходя из этого, государство не имеет права уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, а равно приводить в качестве причин
8 Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне ОБСЕ, Стамбул, 19 ноября 1999 года, пункт 17 [http://bureau.kz/lib/download/727.dok].
9 См.: Современное международное право Акехарста / Под ред. Питера Маланчука. Изд. седьмое, исправленное. Тбилиси: Диогене, 2005. С. 371.
10 См.: Итоговая декларация саммита Евросоюза от 1 сентября 2008 года [http://www.newsru.com/ world/01sep2008/closesummit.html].
невыполнения принятых обязательств положения его внутригосударственного права или любые другие обстоятельства. Государство должно привести свое законодательство и административные правила в соответствие со своими международно-правовыми обязательствами.
Нарушение этого принципа указами Президента Российской Федерации состоит в том, что признанием независимости двух регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии — Россия грубо нарушила как обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права (это хорошо видно из примера, приведенного в данной статье), так и обязательства, вытекающие из заключенных с участием России международного договора и соглашения, в которых Россия признает суверенитет, территориальную целостность и нерушимость существующих государственных границ Грузии.
Для наглядности приведем выдержку из декларации «О соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников Содружества Независимых Государств» от 15 апреля 1994 года (Москва), которая, разумеется, была подписана и Россией. В Декларации читаем:
«Государства — участники Содружества Независимых Государств: 1. обеспечивают выполнение в своих взаимоотношениях принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ; 2. подтверждают, что, строя свои отношения как дружественные, государства будут воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости какого-либо из государств — участников Содружества; 3. утверждают, что захват территории с применением силы не может быть признан, а оккупация территории государств не может использоваться для международного признания или навязывания изменения ее правового статуса»11.
Думается, нетрудно увидеть, что указы Президента Д. Медведева уже в своей основе противоречат всем пунктам принятого Россией на себя данного обязательства.
8. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу обязанности государств сотрудничать друг с другом.
Согласно этому принципу государства, независимо от их политических, экономических и социальных систем, обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений, чтобы защищать международный мир и безопасность.
Нарушение вышеупомянутого принципа указами Президента РФ заключается в том, что признанием независимости Абхазии и Южной Осетии Россия подтверждает свою лояльность к агрессивному сепаратизму, отдает предпочтение сотрудничеству с де-факто властями самопровозглашенных республик, сформировавшихся в результате этнической чистки, вместо того чтобы в деле защиты международного мира и безопасности сотрудничать с Грузией как суверенным сопредельным государством — членом ООН.
9. Указы Президента Российской Федерации противоречат принципу уважения прав и основных свобод человека.
В соответствии с этим принципом государства признают всеобщее значение прав и основных свобод человека, уважение которых — существенный фактор
11 Декларация «О соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников Содружества Независимых Государств» от 15 апреля 1994 года (Москва) [http://www.inpravo.ru/data/base250/text25v878i300.htm].
мира, справедливости и благополучия и необходимо для обеспечения развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами.
Нарушение данного принципа указами Президента РФ выражается в том, что после признания независимости Абхазии и Южной Осетии будет невозможно ликвидировать последствия этнической чистки грузинской части населения в этих регионах, сотни тысяч изгнанных оттуда граждан Грузии будут лишены возможности вернуться в места своего исконного проживания, возвратить свою собственность, участвовать в выборах и осуществлять другие основные права человека. Более того, данные указы Президента РФ послужили толчком для новой волны этнической чистки грузинского населения, еще остававшегося в этих регионах, ввиду чего право на жизнь и другие основные права человека для сотен тысяч мирных граждан оказались совершенно незащищенными.
Попытка юридического оправдания агрессии
Как отмечалось выше, в качестве одного из оснований издания своих указов Президент Российской Федерации ссылался на факты массового и тяжкого нарушения прав человека, геноцида, совершенных в регионах конфликтов именно грузинскими властями. Тем самым он оправдывал вторжение Вооруженных сил РФ в соседнюю страну, а затем и издание указов о признании независимости сепаратистских регионов.
В связи с этим необходимо отметить, что важнейшая часть принципа уважения прав и основных свобод человека — положение, запрещающее применение принудительных мер в отношении иностранного государства с целью защиты прав человека. Это возможно только в том случае, если компетентные органы ООН сочтут, что в конкретном государстве имеет место массовое и систематическое нарушение прав человека, которое является международным преступлением. Однако ни один компетентный орган ООН решения об этом не принимал и соответственно не предоставлял России права пресекать факты нарушения прав человека на территории соседней страны с применением военных сил.
Что же касается утверждения Президента Российской Федерации о геноциде, совершенном властями Грузии в Абхазии и Южной Осетии, — это лишь голословное обвинение, выдвинутое им в оправдание принятого решения и не подтвержденное ни одной международной организацией. Тогда как массовые нарушения прав человека, совершенные абхазскими сепаратистами при военной поддержке со стороны России, крупномасштабная депортация грузинского населения и преступления против человечества привлекли внимание международного сообщества.
В заключительных документах Будапештского (1994 г.)12, Лиссабонского (1996 г.)13 и Стамбульского (1999 г.) саммитов ОБСЕ14, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (2008 г.)15 подтверждается, что в Абхазии имели место преступления против человечества
12 См.: Резолюция встречи СБСЕ на высшем уровне. Будапешт, 6 декабря 1994 года, пункт II // Свободная Грузия, 17 декабря 1994, № 182.
13 См.: Декларация саммита ОБСЕ, Лиссабон, 2—3 декабря 1996 года, пункт 20. В сб.: Международные акты о правах человека. Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Изд. второе, дополненное. М.: Норма, 2002, С. 822.
14 См.: Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне ОБСЕ, Стамбул, 19 ноября 1999 года, пункт 17 [«те. osce.org/ZRussian].
15 См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 62/249 от 15 мая 2008 года. Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия [http://daccessdds.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N07/478/73/PDF/N0747873.pdf?OpenElement].
и этническая чистка грузинского населения, в результате которых в Абхазии было убито около 10 тыс. гражданских лиц, а почти 250 тыс. этнических грузин изгнали из мест их постоянного проживания. Примечательно, что вышеотмеченные международно-правовые документы приняты с участием и с согласия России, то есть наряду с другими государствами мира она подтвердила факты этнической чистки грузинского населения в Абхазии сепаратистскими силами.
Аналогичное положение сложилось и в Южной Осетии (Цхинвальский регион), где в 1990 году сепаратисты узурпировали местную власть, провозгласили искусственно созданную большевиками в 1922 году Юго-Осетинскую автономную область независимой «советской республикой» и с целью отторжения этого региона от Грузии развязали этнический конфликт, продолжающийся по сей день, в результате которого погибло множество людей, осетин и грузин, а в результате этнической чистки значительная часть грузинского населения подверглась изгнанию.
Вместо выполнения своей миротворческой миссии размещенные Россией в Абхазии и Южной Осетии миротворческие силы стали оказывать сепаратистским режимам активную поддержку и фактически выполняли в этих регионах функцию пограничных войск. Надеясь на эту поддержку, сепаратистские режимы уклонялись от мирных переговоров и отказывались от возвращения вынужденно перемещенных лиц в места их постоянного проживания.
Этническая чистка в международном праве признается преступлением против человечности и представляет собой одну из форм проявления геноцида. В последнее время именно геноцид и этническая чистка превратились в основное орудие агрессивного сепаратизма. Согласно конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) все государства обязаны активно бороться с любыми проявлениями геноцида внутри своих границ16.
Как видим, согласно нормам международного права Грузия не только правомочна, но и обязана всеми средствами, в том числе принудительными мерами, пресекать любые проявления этнической чистки и геноцида на своей территории, тем более, когда факты этнической чистки подтверждены компетентными международными организациями.
Что касается других государств, в данном конкретном случае России, то согласно принципу «неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях» ни одно государство не вправе напасть на другое, какими справедливыми ни были бы мотивы, которыми продиктована необходимость таких превентивных мер. Только Организация Объединенных Наций вправе принимать соответствующие меры, включая применение вооруженных сил, когда это решит Совет Безопасности. Для этого Уставом Организации Объединенных Наций предусматриваются специальные процедуры, содержащиеся в седьмой главе Устава «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов аг-рессии»17. Таковы требования международного правопорядка.
Однако, как видно, императивные международно-правовые нормы для России значения не имеют. То, что это так на самом деле, подтверждает Председатель Конституционного суда России В. Зорькин в статье, посвященной развитию событий в Цхинвальском регионе, опубликованной им в «Российской газете»18. В. Зорькин называет военные действия, осуществленные Россией в Грузии, миротворческой операцией по принуждению к миру и пишет, что обычно такие операции проводятся с санкции Совета Безопасности
16 См.: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята и предложена для подписания, ратификации или присоединения резолюцией 260 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1948 года. Ст. 1. В сб.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. С. 518.
17 Устав ООН. Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (статьи 39-51) [http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm].
18 См.: Зорькин В. (Председатель Конституционного суда). Пройти по лезвию бритвы // Российская газета — Федеральный выпуск № 4727 от 13 августа 2008 года.
ООН, но если бы Россия дожидалась от Организации Объединенных Наций получения специального мандата, погибли бы еще тысячи мирных жителей. Причем эти мирные жители — не просто граждане сопредельного государства. Это российские граждане, каковых в Южной Осетии большинство.
Таким образом, по мнению Президента Российской Федерации Д. Медведева и Председателя Конституционного суда России В. Зорькина, Россия вправе по своему усмотрению под предлогом защиты российских граждан (впрочем, жители Цхинвальского региона и Абхазии стали гражданами РФ в результате совершенно незаконной и позорной кампании по раздаче российских паспортов) или прав человека вообще вводить в любое государство мира сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы, подвергать бомбардировке населенные пункты, уничтожать инфраструктуру и захватывать территории этого государства. Это, разумеется, полная профанация принципа уважения прав человека и грубое нарушение «принципа неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях».
Согласно этому принципу, наиболее опасным проявлением применения силы признается агрессия, представляющая собой преступление против мира.
Агрессия — применение вооруженных сил государства против государственного суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства19. Согласно Резолюции ООН 1974 года, касающейся определения агрессии, актом агрессии признаются:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее;
б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;
д) засылка государством или от имени государства на территорию другого государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников и т.д.
Если проследить действия России против Грузии, о которых сегодня уже известно всему миру, начиная с 8 августа 2008 года, и оценить их на основании вышеуказанного международно-правового документа, можно сделать лишь единственный вывод: Российская Федерация осуществила в отношении Грузии военную агрессию и оккупацию ее территорий. Поэтому указы Президента РФ о признании Абхазии и Южной Осетии — не что иное, как попытка юридического оформления последствий этой военной агрессии.
3 а к л ю ч е н и е
Исходя из всего вышеотмеченного, указы Президента Российской Федерации от
26 августа 2008 года о признании независимости сепаратистских регионов Грузии — Абха-
19 Определение агрессии. Утверждено резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года [http://www.un.org/russian/documen/convents/aggression.htm].
зии и Южной Осетии (Цхинвальский регион) — противоречат всем общепризнанным международно-правовым нормам и принципам, поэтому не имеют юридической силы.
Теперь что касается обращения Президента России, сделанного им при подписании данных указов, о том, что другие государства должны последовать примеру России. Представим на миг, что случится в мире, если другие государства действительно последуют ее примеру. Произойдет то, что в своем обращении к Президенту России отметил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II 25 августа 2008 года: «Признание Россией независимости Абхазии и Цхинвальского региона благоприятствует сепаратизму в мире, поэтому международная общественность обязана возвысить свой голос против этого. Сепаратизм — страшная заразная центробежная сила, подрывающая основы государства, и если придать ей серьезный толчок, землю охватит хаос. Малые народы есть во всех государствах, и, если они захотят политической независимости, естественно, начнутся нескончаемые войны»20.
20 См.: Сакартвелос республика, 27 августа 2008 (на груз. яз.).