Научная статья на тему 'Конфликт на Южном Кавказе. Роль России. Ответственность за нарушения международного гуманитарного права и права в области прав человека'

Конфликт на Южном Кавказе. Роль России. Ответственность за нарушения международного гуманитарного права и права в области прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО ГРУЗИИ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров А. А.

В данной статье прослеживаются история возникновения конфликта на Южном Кавказе, его развитие, основные ключевые этапы, а также те последствия, которые он повлек. Приведены результаты национальных и международных расследований, судебные разбирательства в международных судах, а также мнение мировой общественности по данному инциденту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOUTH CAUCASUS CONFLICT. ROLE OF RUSSIA. RESPONSIBILITY FOR INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN PART OF HUMAN RIGHTS VIOLATIONS

Herein you can see beginnings of the south Caucasus conflict, its progress, its halting places and consequences of it. Results of national and international investigations, handlings of International courts and world society opinion also.

Текст научной работы на тему «Конфликт на Южном Кавказе. Роль России. Ответственность за нарушения международного гуманитарного права и права в области прав человека»

А.А. НИКИФОРОВ, аспирант, кафедра международного права, специальность «Международное право. Европейское право» Орловского государственного университета Тел. 72-42-24; bulloflove@rambler.ru

КОНФЛИКТ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ. РОЛЬ РОССИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА И ПРАВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В данной статье прослеживаются история возникновения конфликта на Южном Кавказе, его развитие, основные ключевые этапы, а также те последствия, которые он повлек. Приведены результаты национальных и международных расследований, судебные разбирательства в международных судах, а также мнение мировой общественности по данному инциденту.

Ключевые слова: следственный комитет, правительство Грузии, Южная Осетия.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА

Одной из наиболее реальных угроз как международной безопасности в целом, так и национальной безопасности стран региона в частности является наличие очагов конфликтов. Одним из них остается конфликт в Южной Осетии.

1989-1992

В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по четырём административным районам Грузии.

В 1990 году в соответствии с Законом СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», который предоставляет право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР», Исполком народных депутатов Южной Осетии принял Постановление о том, что в случае выхода Грузии из состава СССР на территории Южной Осетии будут продолжать действовать законы СССР. Поэтому, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия в соответствии с действующим законодательством СССР осталась в его составе.

Политическая борьба быстро перерастает в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия становится ареной активных боевых действий.

11 декабря 1990 года на одной из центральных улиц города Цхинвали произошли столкновения, в которых погибли три человека и двое получили ранения. Это послужило поводом для введения в городе и Джавском (ныне — Дзауский) районе чрезвычайного положения и комендантского часа.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии. Начались беспорядки, итогом которых стало вытеснение грузинских войск из южно-осетинской столицы. Противостояние между Тбилиси и Цхинвали вышло на новый уровень1.

29 января 1991 года председатель Верховного совета Южной Осетии Торез Кулумбегов был приглашен на переговоры с грузинским руководством в Тбилиси. По прибытии в столицу Грузии он прямо из Дома правительства Республики был препровожден в тюрьму.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии.

23 марта состоялось совместное собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней, на котором был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. Образован Комитет по нормализации положения в Южной Осетии.

4 мая 1991 года собрание депутатов всех уровней Южной Осетии приняло решение об отмене Юго-Осетинской Советской Республики, образованной после объявления о суверенитете, и возвращении к статусу автономной области.

26 мая 1991 года в Грузии прошли президентские выборы, главой государства был избран председатель Верховного совета Грузии Звиад Гамсахурдиа.

Тем временем кровопролитие в зоне конфликта усиливалось.

К 8 июня 1991 года число сожженных осетинских сел достигло 70. Число жертв конфликта с 6.01.91 по 1.09.91 достигло 209 человек, 460 мирных жителей были ранены, еще 150 пропали без вести2. Огромные жертвы были и со стороны граждан Грузии, проживавших в селах в зоне конфликта и ставших объектом для мести южно-осетинского населения. Многим грузинам пришлось покинуть свои дома и бежать на территорию Грузии.

1 сентября 1991 года сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения собрания депутатов всех уровней от 4 мая 1991 года, как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации, упразднила неконституционный орган — Собрание депутатов всех уровней и восстановила статус республики, получившей новое название — Республика Южная Осетия.

19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум о независимости республики. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость.

В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника, расположенная вокруг Цхинвали, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов юго-осетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате погибли сотни мирных жителей.

8 марта 1992 года в качестве председателя Госсовета в Грузию вернулся Эдуард Шеварднад-

зе. При этом блокада и ночные обстрелы осетинских населенных пунктов Южной Осетии только ужесточились.

20 мая 1992 года близ осетинского селения Зар грузинские боевики расстреляли в упор колонну женщин, стариков и детей из числа мирных жителей, направлявшуюся по объездной дороге Цхин-вал — Дзау в Северную Осетию. На месте убиты 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет.

29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.

Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии.

14 июля 1992 года был прекращен огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского.

Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.

В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

1992-2007

После 1992 года Южная Осетия была фактически независимым государством — со своей Конституцией (принята в 1993 году) и государственной символикой. Власти Грузии, продолжая называть её «Цхинвальским регионом», активных действий по установлению контроля над ней не предпринимали.

1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии3.

Очередное обострение ситуации произошло в 2004 г. после того как пришедший к власти Михаил Саакашвили объявил о курсе на восстановление территориальной целостности страны. Это привело к усилению напряжённости в зоне конфликта. В августе 2004 г. дело дошло до кровопро-

литных столкновений. Грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвали, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены.

12 ноября 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены двое парламентских выборов и референдум о независимости. Одни выборы и референдум были проведены на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Эдуард Кокойты, и большинство участников референдума высказалось за независимость). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой грузинскими властями, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории собственно Грузии (здесь победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны признали проведённые ими выборы демократичными и отражающими волю народа, а другие — фальсифицированными. Оба победителя принесли присягу народу Южной Осетии, претендовали на власть на всей территории Южной Осетии и обвиняли друг друга в коллаборационизме (с Россией и Грузией соответственно).

В том же году Грузия ввела свои войска в Ко-дорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии.

2008 год

Бомбардировки на территории Южной Осетии со стороны Грузии начались ещё в начале июля.

1 августа со стороны грузинских сел Эргнети и Ни-кози были обстреляны из миномета столица Южной Осетии Цхинвал и несколько близлежащих населенных пунктов. Убито шесть жителей республики. В ночь с субботы на воскресенье грузинская сторона снова обстреляла юго-осетинские села. Под обстрел попали Зиулет, Мугут и Принеу.

В ночь с 7 на 8 августа с грузинской стороны началась массивная бомбардировка южно-осетинских и российских позиций. В результате военных действий, по различным данным, за эту ночь погибло около 2200 мирных жителей и 13 российских миротворцев, большая часть населения получила тяжёлые ранения. На военные действия Грузии последовала незамедлительная реакция России, которая мобилизовала свои войска.

Через две недели после завершения активной фазы боевых действий в Южной Осетии,16 августа, Президент России Дмитрий Медведев поставил подпись под планом по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание

этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

26 августа Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что подписал указ о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии — самопровозглашенных республик, де-юре входящих в состав Грузии. С соответствующей просьбой к России ранее обратились власти этих регионов, их просьбу поддержали обе палаты Российского парламента. Россия, ранее поддерживавшая самопровозглашенные республики, однако при этом не оспаривавшая территориальную целостность Грузии, изменила свою позицию после попытки грузинских властей силой вернуть под контроль Южную Осетию. Дмитрий Медведев призвал другие страны также признать независимость этих территорий. Пока примеру России последовала только Никарагуа. В Грузии происходящее расценивают как попытку РФ аннексировать часть ее территории.

Власти США, Германии, Великобритании, Франции, Швеции и руководство ОБСЕ осудили решение России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Крайне негативно встретили шаг Москвы в Киеве и самом Тбилиси. Главы двух вышедших из состава Грузии регионов, напротив, выразили российской стороне благодарность.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И СЛЕДСТВИЯ

Ответственность за расследование предполагаемых нарушений международного гуманитарного права и права в области прав человека лежит в первую очередь на участниках конфликта. Как видно из представленной в настоящем докладе информации, дополняемой сведениями из других источников, все стороны грубо нарушали международное гуманитарное право (МГП) и право в области прав человека (МППЧ) как во время конфликта, так и после него. Поэтому Amnesty International призывает все участвовавшие в конфликте стороны независимо, беспристрастно, своевременно и тщательно расследовать все сообщения о грубых нарушениях МППЧ и МГП независимо от того, какими формированиями они совершались. Лица, виновные в подобных нарушениях, должны быть привлечены к уголовной ответственности с соблюдением международных норм справедливого судопроизводства.

Как грузинская, так и российская прокуратуры начали расследования предполагаемых нарушений, совершённых во время конфликта. Пока ни одно из расследований не привело к предъявлению каких-либо обвинений.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

9 августа 2008 года прокуратура Грузии объявила о начале расследования методов ведения боевых действий по статьям 411 и 413 Уголовного кодекса Грузии об умышленном нарушении норм МГП, в том числе о незаконном присвоении и разрушении гражданского имущества. Прокуратура Грузии подчёркивает, что расследование не направлено против какой-либо из сторон конфликта. Оно распространяется на все сообщения о противоправных действиях независимо от того, кто именно их совершил. Правительство Грузии заявило о своём намерении оказывать поддержку всем национальным расследованиям методов ведения боевых действий.

14 августа 2008 года Следственный комитет при Генеральной прокуратуре России объявил о возбуждении «уголовного дела о геноциде на основании полученных данных о совершении вооруженными силами Грузии действий, направленных на уничтожение граждан России, проживающих в Южной Осетии и являющихся осетинами по национальности. Позже Amnesty International стало известно, что Генеральная прокуратура возбудила два дела — дело о нарушениях в отношении гражданского населения и дело о преступлениях против российских военнослужащих. На сегодняшний день нет никаких сведений о том, чтобы российские прокуроры также расследовали возможные нарушения МГП и МППЧ, совершавшиеся во время конфликта российскими войсками.

26 сентября 2008 года Парламент Грузии создал комиссию по расследованию всех аспектов войны, в том числе её причин и поведения противоборствующих сторон. Правительство Грузии обязалось руководствоваться фактами, выявленными комиссией. В России Общественная палата — государственный орган, состоящий из представителей гражданского общества — 12 августа 2008 года создала Общественную комиссию по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

Учитывая поступавшие сообщения о совершении всеми участниками конфликта серьёзных нарушений международного права, а также взаимные обвинения, способные повлиять на беспристрастность национальных расследований, Amnesty International призывает к тому, чтобы с согласия государств международное сообщество направило полномасштабную миссию по установлению фактов. Миссия должна тщательно расследовать

все утверждения о серьёзных нарушениях прав человека и гуманитарного права, совершённых в ходе конфликта, и опубликовать полученные результаты.

Парламентская Ассамблея Совета Европы также призвала провести «независимое международное расследование» обстоятельств, окружающих начало конфликта, и методы ведения боевых действий всеми участвовавшими в нём сторонами.

Amnesty International приветствует заявление грузинских властей о намерении сотрудничать с международными следственными органами, расследующими все аспекты зарождения и развития конфликта. По крайней мере одно российское должностное лицо заявило о том, что российские власти не будут препятствовать объективным и независимым расследованиям всех обстоятельств конфликта.

По мнению Amnesty International, следует незамедлительно направить в регион международную группу по установлению фактов. В своих расследованиях и докладах группа должна основываться на соответствующих положениях МГП и стандартах в области прав человека4. Кроме того, доклады миссии о выявленных фактах должны содержать рекомендации по прекращению нарушений международного права и предотвращению новых нарушений, а также гарантированному возмещению ущерба, в том числе осуществлению правосудия для пострадавших. Подобная миссия не должна испытывать нехватку ресурсов. Экспертной следственной группе должен быть предоставлен доступ ко всем необходимым сведениям и лицам. Всем лицам, сообщающим информацию следствию, должна быть обеспечена защита от репрессий. Ввиду масштаба предполагаемых нарушений прав человека, а также сложности связанных с ними фактических и правовых вопросов членов следственной группы следует обеспечить достаточным оснащением и поддержкой для проведения тщательного и авторитетного расследования. В частности, в группу необходимо включить достаточное количество экспертов по МГП и МППЧ, военных следователей и следователей по уголовным делам, экспертов по оружию и баллистике, судебных экспертов, специалистов по защите потерпевших и свидетелей, в том числе женщин и детей.

Хотя Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций уже поднимал вопрос о направлении в регион миссии ООН для подробного установления фактов, по состоянию на середину октября 2008 года Amnesty International не располагала сведениями о конкретных предложениях

относительно проведения независимого международного расследования, обнародованных ООН или какой-либо другой международной организацией или механизмом.

РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДАХ

В международные суды поступил ряд исков, связанных с нарушением МППЧ в ходе конфликта.

12 августа 2008 года Грузия обратилась с заявлением в Международный суд (МС), обвинив Россию в том, что она нарушила Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, поддержав этнические чистки грузин во время этого конфликта и в 1990-е годы. Два дня спустя Грузия обратилась с просьбой применить временные меры. Пятнадцатого октября МС предписал и Российской Федерации, и Грузии воздержаться от проведения или поддержки любых актов расовой дискриминации, а также защитить собственность и гарантировать безопасность и свободу передвижения всех лиц независимо от их гражданства и этнической принадлежности.

11 августа Грузия обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с просьбой применить временные меры, требующие от Российского правительства воздержаться от каких-либо действий, способных поставить под угрозу жизнь или здоровье мирного населения. Двенадцатого августа 2008 года ввиду того, что ситуация привела к объективной и постоянной угрозе серьёзных нарушений ЕКПЧ, а также с целью предотвращения подобных нарушений Председатель Суда призвал как Грузию, так и Россию соблюдать обязательства, предусмотренные ЕКПЧ. В частности, он призвал оба государства выполнять обязательства о защите права на жизнь и соблюдать запрет на пытки и другие формы бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Председатель Суда также обратился к обеим сторонам с просьбой о предоставлении Суду информации, относящейся к их обязательствам в рамках Конвенции. Суд дважды продлевал срок действия временных мер, 26 августа и

16 сентября соответственно. Власти Грузии отметили, что они готовят межгосударственное заявление в ЕСПЧ против России, которую они обвиняют в нарушении обязательств в рамках ЕКПЧ. Шестого октября Председатель ЕСПЧ объявил о том, что в Суд поступило около 2000 исков от жителей Южной Осетии, в которых они обвиняют власти Грузии в нарушении прав человека во время конфликта.

Все эти судебные иски предусматривают ответственность государств, а не личную уголовную ответственность руководителей, командиров или участников боевых действий за конкретные случаи нарушения МГП и МППЧ. Однако МГП и МППЧ также требует, чтобы лица, виновные в подобных нарушениях, были привлечены к судебной ответственности с соблюдением норм справедливого судопроизводства. Как отмечалось выше, ответственность за привлечение к суду виновников военных преступлений прежде всего лежит на властях воюющих сторон. Кроме того, любые военные преступления и преступления против человечности, совершённые во время конфликта, подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. Согласно статьям 15 и 17 Римского статута Международного уголовного суда (далее — Римского статута) прокурор МУС может поднять вопрос о начале расследования этих преступлений, совершённых на территории Грузии как Грузией, так и Россией, даже несмотря на то, что Россия до сих пор не ратифицировала Римский статут, если полицейские службы и прокуратуры этих государств не смогут или не захотят добросовестно расследовать эти преступления и преследовать их виновников в уголовном порядке. На основании уже полученных прокурором сведений, в том числе тысяч заявлений о преступлениях, переданных российским Министерством иностранных дел, прокурор приступил к предварительному анализу. Это первый шаг на пути к тому, чтобы обратиться к Палате предварительного производства с просьбой санкционировать официальное расследование. Прокурор заявил, что его аппарат «будет обращаться за дополнительными сведениями ко всем сторонам».

Примечания

1 Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М.: Международные отношения, 1989. — 245 с.

2 http://amnesty.org.ru — официальный сайт в РФ всемирного движения людей «Amnesty International»

3 Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М.: Международные отношения, 1989. -256 с.

4 http://amnesty.org.ru — официальный сайт в РФ всемирного движения людей «Amnesty International».

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. — С. 573-574.

2. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. — М., 1957. — С. 71-97.

3. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. — М., 1957. — С. 125-204.

4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны // СДД СССР. Вып. XVI. — М., 1957. — С. 204-

5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990.

6. Конституция РФ, главы IV, V, VI. — М.-СПб.: Герда, 1997.

7. Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М.: Международные отношения, 1989. — С. 245, 256.

8. Исакович С.В. Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. — 1976. — № 3. — Стр. 27-28.

9. http://amnesty.org.ru — официальный сайт в РФ всемирного движения людей «Amnesty International», выступающих за соблюдение общепризнанных прав каждого человека.

10. www.rian.ru — официальный сайт РИА Новости.

11. http://planetadisser.com/see/dis_361.html

12. http://iratta. com/2007/04/27/1920.html

THE SOUTH CAUCASUS CONFLICT. ROLE OF RUSSIA. RESPONSIBILITY FOR INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN PART OF HUMAN RIGHTS VIOLATIONS

Herein you can see beginnings of the south Caucasus conflict, its progress, its halting places and consequences of it. Results of national and international investigations, handlings of International courts and world society opinion also.

2В0.

A.A. NIKIFOROV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.