Научная статья на тему 'ПОБУЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: В КОНТЕКСТЕ ВЫВОДОВ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ'

ПОБУЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: В КОНТЕКСТЕ ВЫВОДОВ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СКУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородавко Леонид Трофимович, Чимаров Сергей Юрьевич

Представлен научный анализ феномена самореализации личности и его взаимосвязи с понятиями «автономия» и «внутренняя мотивация». Апеллируя к выводам отдельных представителей зарубежной научной мысли относительно сущностных аспектов данных понятий, авторы акцентируют внимание на актуальности педагогической работы с личным составом полиции по формированию у него развитых личностных качеств, позволяющих преодолевать проявление феномена «профессиональной скуки» и «профессионального выгорания». Наряду с отмеченным, авторы отмечают важность овладения руководителями служебных коллективов в системе МВД России навыками изучения личностных качеств своих подчиненных и повышения персонального уровня своего психологопедагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородавко Леонид Трофимович, Чимаров Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENCOURAGING A POLICE OFFICER TO SELF-REALIZATION OF HIS PERSONALITY AS AN IMPORTANT PEDAGOGICAL OBJECTIVE: IN THE CONTEXT OF THE CONCLUSIONS OF FOREIGN SCIENCE

The article presents a scientific analysis of the phenomenon of personality self-realization and its relationship with the concepts of «autonomy» and «intrinsic motivation». Appealing to the conclusions of individual representatives of foreign scientific thought regarding the essential aspects of these concepts, the authors focus on the relevance of pedagogical work with the police personnel on the formation of developed personal qualities in them, which allow them to overcome the manifestation of the phenomenon of «professional boredom» and «professional burnout». Along with the above, the authors note the importance of mastering the skills of the leaders of service teams in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to study the personal qualities of their subordinates and increase the personal level of their psychological and pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «ПОБУЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ВАЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: В КОНТЕКСТЕ ВЫВОДОВ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ»

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-77-79 NIION: 2018-0077-2/23-321 MOSURED: 77/27-024-2023-02-520

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Побуждение сотрудника полиции к самореализации своей личности

как важная педагогическая задача: в контексте выводов зарубежной науки

Леонид Трофимович Бородавко1, Сергей Юрьевич Чимаров2

1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 borodavkoleonid27@yandex.ru

2 serg120756@gmail.com

Аннотация. Представлен научный анализ феномена самореализации личности и его взаимосвязи с понятиями «автономия» и «внутренняя мотивация». Апеллируя к выводам отдельных представителей зарубежной научной мысли относительно сущностных аспектов данных понятий, авторы акцентируют внимание на актуальности педагогической работы с личным составом полиции по формированию у него развитых личностных качеств, позволяющих преодолевать проявление феномена «профессиональной скуки» и «профессионального выгорания». Наряду с отмеченным, авторы отмечают важность овладения руководителями служебных коллективов в системе МВД России навыками изучения личностных качеств своих подчиненных и повышения персонального уровня своего психолого-педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогика; психология; личность; полиция; самореализация; внутренняя мотивация; автономия; профессиональная скука; профессиональное выгорание

Для цитирования: Бородавко Л. Т., Чимаров С. Ю. Побуждение сотрудника полиции к самореализации своей личности как важная педагогическая задача: в контексте выводов зарубежной науки // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 77-79. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-77-79.

Original article

Encouraging a police officer to self-realization of his personality

СТ? Ж.» j j • 1 1 * a * **

as an important pedagogical objective: in the context of the conclusions of foreign science

Leonid T. Borodavko1, Sergey Yu. Chimarov2

1 2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia

1 borodavkoleonid27@yandex.ru

2 serg120756@gmail.com

Abstract. The article presents a scientific analysis of the phenomenon of personality self-realization and its relationship with the concepts of «autonomy» and «intrinsic motivation». Appealing to the conclusions of individual representatives of foreign scientific thought regarding the essential aspects of these concepts, the authors focus on the relevance of pedagogical work with the police personnel on the formation of developed personal qualities in them, which allow them to overcome the manifestation of the phenomenon of «professional boredom» and «professional burnout». Along with the above, the authors note the importance of mastering the skills of the leaders of service teams in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to study the personal qualities of their subordinates and increase the personal level of their psychological and pedagogical skills.

Keywords: pedagogy; psychology; personality; police; self-realization; intrinsic motivation; autonomy; professional boredom; professional burnout

For citation: Borodavko L. T., Chimarov S. Yu. Encouraging a police officer to self-realization of his personality as an important pedagogical objective: in the context of the conclusions of foreign science // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):77-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-77-79.

© Бородавко Л. Т., Чимаров С. Ю., 2023

№ 2 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Проблема самореализации сотрудника полиции как высшей формы социализации его личности имеет актуальное значение для решения важной педагогической задачи, сводимой к формированию у личного состава полиции устойчивого отношения к выполнению им обширного свода профессионально-значимых обязанностей. Эффективность решения указанной педагогической задачи в определяющей степени способствует нейтрализации негативных последствий процесса профессионального выгорания сотрудника полиции, а основные направления ее решения коррелирует положениям психологической науки, среди которых особого внимания заслуживают некоторые выводы зарубежных исследователей, основанные в том числе на данных систематического социального наблюдения (англ. «Systematic Social Observation», SSO). По нашему мнению, следует согласиться с выводом зарубежного ученого Н. С. Коваля (Университет Южной Флориды), относительно полидисциплинарности проблемы самореализации личности, включающей в себя как собственно психологические аспекты, так и педагогические [5, с. 1].

В соответствии с традицией зарубежных исследований предметного поля самореализации личности сотрудника полиции, вектор усилий научной психолого-педагогической мысли направлен на потенциал свободного от несения им службы времени, в специальной литературе именуемого в качестве «времени простоя» (англ. «down»). При этом работа полицейского над совершенствованием своей личности относится к разряду вспомогательной деятельности по отношению к его обычным служебным обязанностям и способствует минимизации действия эффекта «профессиональной скуки», обусловленного рутинным характером ряда областей полицейского дела [8, с. 1]. Фактор обращения к дефиниции «самореализации» неотделим от целесообразности ее рассмотрения в качестве структурного элемента триады концептуальных и взаимосвязанных понятий: 1) самореализация; 2) автономия; 3) внутренняя мотивация.

Содержание указанной нами триады понятий корреспондирует теоретическим концептам теории иерархии основных потребностей, разработанной основателем гуманистической психологии американским ученым А. Х. Маслоу. Указанный специалист апеллирует к осмыслению высшего уровня потребностей человека - самореализации суть самоактуализации, сводимой: во-первых, к способности человека работать по направлению реализации потенциала своих возможностей [6]; во-вторых, к «выражению внутреннего ядра или самости» [7, с. 35).

Автономия как второй элемент указанной триады понятий заключает в себе: во-первых, способность сотрудника выполнять обязанности по службе на определенном уровне выбора или воли [3]; во-вторых, демонстрацию им осознанного чувства персональной ответственности за порученное дело [10]; в-третьих, проявление доверия к сотруднику, предполагающего

отсутствие строгого надзора или тотального контроля за ним [4]; в-четвертых, наличие определенного уровня значимой обратной связи в целях уяснения персональной роли сотрудника в профессиональном сообществе или служебном коллективе и сохранения необходимой внутренней мотивации при исполнении своих обязанностей [2].

В соответствии с выводами теории когнитивной оценки, акцент внимания на внутренней мотивации как третьем элементе указанной триады является следующим логическим шагом для поддержания мотивации сотрудника полиции, основанного на сущностных основах самореализации и автономии. При этом внутренняя мотивация сотрудников позволяет им более эффективно выполнять служебные задачи и происходит это потому, что сотрудники «испытывают интерес к результатам своего труда и получают спонтанное удовлетворение от своей профессиональной деятельности» [3, с. 331].

По нашему представлению, актуальное значение также имеют отдельные выводы зарубежных исследований, предметом которых является анализ причин возникновения «профессиональной скуки» как ипостаси профессионального выгорания современной генерации полицейских служащих, свидетельствующей о равнодушии или индифферентности сотрудника полиции в плане восприятия своих служебных обязанностей. Синонимами английского слова «Boredom» («скука») являются слова «меланхолия», «тоска», «утомительность», посредством которых выражаются отдельные психологические состояния сотрудника полиции, характеризующие процесс его профессионального выгорания. По мнению зарубежных исследователей, «профессиональная скука» может быть оценена как «фундаментально негативное субъективное состояние, при котором человек мало интересуется происходящим в данный момент» [1, с. 467].

Обращаясь к теме побуждения сотрудника полиции к самореализации своей личности как важной педагогической задачи, представляется оправданным обращение к выводу, который представил швейцарский педагог и психиатр К.Г. Юнг. Согласно суждению указанного ученого, процесс самореализации личности неотделим от процесса ее возвращения непосредственно к себе, что происходит не только в процессе самоанализа, но и через образование. В данном случае речь идет о важности усвоения и понимания личностью накопленного ареала духовно-нравственных ценностей в истории человечества [9, с. 1099]. Отмеченный вывод соответствует теории А. Х. Маслоу, который определил в центр процесса самореализации, именуемой им самоактуализацией, понятие пробуждающегося сознания или осознания «Эго», совершающего переход к потребностям бытия («бета-потребности»), к которым относятся нравственные ценности: истина, добро, красота, справедливость, богатство/множественность, совершенство, уникальность, живость и др. [9, с. 1103]. По нашему

78

PEDAGOGICAL SCIENCES

представлению, процесс целенаправленных воспитательных усилий по формированию у личного состава полиции данных качеств: во-первых, корреспондирует содержанию правоохранительной миссии отмеченной государственной институции; во-вторых, отражает педагогический смысл профессиональной деятельности каждого руководителя служебного коллектива системы МВД России.

Резюмируя изложенное, мы считаем необходимым сформулировать следующие выводы:

1. Проблема самореализации личности сотрудника полиции как высшей формы социализации личности занимает важное место в деятельности каждого полицейского служащего, а ее качественное решение во многом предопределяет эффективность выполнения личным составом полиции обширного комплекса профессионально-значимых задач, условие которых безусловно отражает высокий социальный смысл самой миссии полицейского учреждения.

2. Процесс самореализации личности сотрудника полиции имеет прочное сопряжение: во-первых, с процессом практического воплощения полицейскими требований общества к системе органов внутренних дел Российской Федерации в целом; во-вторых, с необходимостью каждого сотрудника осознанно относиться к повышению уровня своей профессиональной подготовки, что обусловлено развитостью его автономии и внутренней мотивации.

3. Интегрирование в систему воспитательной работы с личным составом полиции основных положений (выводов и рекомендаций) психологической науки, в части целесообразности самореализации: во-первых, неотделимо от вопроса самосовершенствования личности сотрудника полиции; во-вторых, способствует обогащению педагогического процесса и наполняет его содержание действенными «рецептами» мобилизации сотрудников на качественное исполнение долга службы.

Библиографический список / Bibliographic list

1. Conrad, P. It's boring: Notes on the meanings of boredom in everyday life / P. Conrad // Qualitative Sociology. 1997. Vol. 20. Pp. 465-475.

2. Deci, E. L. Effects of externally mediated rewards on intrinsic motivation / E. L. Deci // Journal of Personality and Social Psychology. 1971. Vol. 18 (Issue 1). Pp. 105-115.

3. Gagne, M. Self-determination theory and work motivation / M. Gagne, E. L. Deci // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26 (Issue 4). Pp. 331-362.

4. Herzberg F. One more time: How do you motivate employees? / F. Herzberg // Harvard Business Review. 1968. Vol. 46. Pp. 53-62.

5. Koval, N. The pedagogical ways of the talented students' self-realization in the educational environment of the higher educational establishment / N. Koval. 2017. Pp. 1-2. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/312867527_The_pedagogical_ways_of_the_talented_ students%27_self-realization_in_the_educational_environ-ment_of_the_higher_educational_establishment.

6. Maslow, A. H. A theory of human motivation / A. H. Maslow // Psychology Review. 1943. Vol. 50. Pp. 370-396.

7. Maslow, A. H. Some basic propositions of a growth and self-actualization psychology / A. H. Maslow / In Perceiving, behaving, becoming: A new focus for education. Washington : Ed. A.W. Combs., 1962. Pp. 34-49.

8. Phillips, S. W. Self-Motivation in Policing / S. W. Phillips // The Journal of Qualitative Criminal Justice and Criminology. 2017. Vol. 5 (Issue 1). Pp. 1-32.

9. Rusu, M. The Process of Self-Realization - From the Humanist Psychology Perspective / M. Rusu // Psychology. 2019. Vol. 10. Pp. 1095-1115.

10. Zhao, J. Sources of job satisfaction among police officers: A test of demographic and work environment models / J. Zhao, Q. Thurman, N. He // Justice Quarterly. Vol. 16 (Issue 1). Pp. 153-173.

Дополнительная информация об авторах Л. Т. Бородавко - доктор педагогических наук, доцент; С. Ю. Чимаров - доктор исторических наук, профессор.

Additional information about the author L. T. Borodavko - Doctor of Pedagogy, Associate Professor; S. Yu. Chimarov - Doctor of Historical Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.