ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 159.9:351.74
doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).051-062
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Денис Витальевич Дзьоник1, Наталья Николаевна Тавтилова2, Виктория Юрьевна Алешина3
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия, d.dzonik@ yandex.ru
2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]
3 Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, г. Рязань, Россия, vichka [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем совершенствования психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции; определению психолого-правовых факторов, влияющих на адаптацию сотрудников к служебной деятельности. Определены основные причины, тормозящие профессиональное становление сотрудника полиции: значительные физические и психические нагрузки, стрессогенные условия службы, отсутствие возможности карьерного продвижения, снижение мотивации, высокий уровень противостояния законным требованиям полицейского со стороны граждан. В служебной деятельности полицейского имеют место дефицит времени, интеллектуальные и физические перегрузки, нарушение естественного режима дня, сна и отдыха, что прямо влияет на перегрузку сотрудника и на ускорение его профессионального выгорания. Наряду с этим деятельность патрульно-постовой службы полиции насыщена конфликтными ситуациями, которые часто перерастают в открытое физическое противостояние, что заставляет полицейских применять оружие в ответ и нести ответственность за последствия его применения.
Следует отметить, что эффективность выполнения сотрудниками полиции служебных обязанностей напрямую зависит от их психологического настроя профессионально, целенаправленно и безопасно для собственной жизни и здоровья действовать в условиях повышенной напряженности и опасности.
В результате исследования установлено, что основными задачами психологического сопровождения должны быть: содействие адаптации новых сотрудников к условиям службы; тренировка навыков безопасного поведения и управления конфликтными ситуациями с учетом особенностей несе-
© Дзьоник Д. В., Тавтилова Н. Н., Алешина В. Ю., 2023
(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 52 Applied legal psychology, 2023, iss. 1(62), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ния службы; взаимодействие с руководителями по поддержанию служебной дисциплины в коллективе; проведение психопрофилактической работы; оказание психологической помощи при возникновении признаков посттравматического стрессового расстройства. Наряду с этим отмечено, что в целях совершенствования психологического сопровождения участие психолога обязательно при создании и поддержании оптимального социально-психологического климата в служебном коллективе, проведении служебных проверок, обучении личного состава на занятиях в системе морально-психологической подготовки способам самоконтроля и саморегуляции психических процессов.
Ключевые слова: психологическая работа, психологическое сопровождение, психологическая помощь, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, профессиональная адаптация, морально-психологическая подготовка
Для цитирования
Дзьоник Д. В., Тавтилова Н. Н., Алешина В. Ю. Совершенствование психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в период адаптации // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 51-62. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62). 051-062.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Original article
IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE OFFICIAL ACTIVITIES OF THE PATROL AND POST SERVICE OF THE POLICE DURING THE PERIOD OF ADAPTATION
Denis Vital'evich Dz'onik1, Natal'ja Nikolaevna Tavtilova2, Viktorija Jur'evna Aleshina3
1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, [email protected]
2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
3 Ryazan Guards Higher Airborne Command School named after Army General V. F. Margelov, Ryazan, Russia, vichka [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the problems of improving the psychological support of the official activities of the patrol and patrol police service; the definition of psychological and legal factors affecting the adaptation of employees to official activities. The main reasons hindering the professional development of a police officer are identified: significant physical and mental stress, stressful conditions of service, lack of career advancement, decreased motivation, a high level of opposition to the legitimate demands of a police officer from citizens. In the official activity of a police officer, there is a shortage of time, intellectual and physical overload, violation of the natural regime of the day, sleep and rest, which directly affects the overload of the employee and the acceleration of his professional burnout. Along with this, the activities of the patrol and post service of the police are saturated with conflict situations, which often escalate into an open physical confrontation, which forces the police to use weapons in response and bear responsibility for the consequences of their use.
It should be noted that the effectiveness of the performance of official duties by police officers directly depends on their psychological attitude to act professionally, purposefully and safely for their own life and health in conditions of increased tension and danger.
As a result of the study, it was found that the main tasks of psychological support should be: facilitating the adaptation of new employees to the conditions of service; training the skills of safe behavior and conflict management, taking into account the peculiarities of service; interaction with managers to maintain service discipline in the team; conducting psychoprophylactic work; providing psychological assistance in the event of signs of post-traumatic stress disorder. Along with this, it is noted that in order to improve psychological support, the participation of a psychologist is mandatory when creating and maintaining an optimal socio-psychological climate in the service team, conducting official inspections, training personnel in classes in the system of moral and psychological training in ways of self-control and self-regulation of mental processes.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Keywords: psychological work, psychological support, psychological assistance, police patrol officers, professional adaptation, moral and psychological training
For citation
Dz'onik, D. V., Tavtilova, N. N. & Aleshina, V. Ju. 2023, 'Improvement of psychological support of the official activities of the patrol and post service of the police during the period of adaptation', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 51-62, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).051-062.
В свете модернизации работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации вопрос о необходимости совершенствования психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП) в период адаптации приобретает актуальность [1, 2]. В настоящее время служебная деятельность подразделений ППСП осуществляется в соответствии с Наставлением об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, утвержденным приказом МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 (далее -Наставление). Наставлением определены следующие задачи подразделений ППСП:
1. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
2. Обеспечение безопасности граждан, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и доставление в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от суда и следствия, совершивших административные правонарушения.
4. Содействие в пределах предоставленных полномочий иным службам и подразделениям органов внутренних дел.
Несмотря на широкий спектр представленных выше задач, основой любой
профессиональной структуры является человек, наделенный психологическими особенностями, поэтому процессы адаптации к сложным условиям служебной деятельности и применение полученных знаний и опыта на практике требуют значительных усилий, когда важно не только усвоить определенные алгоритмы выполнения оперативно-служебных задач, но и сформировать психологическую готовность к ней сотрудников ППСП.
Актуальными остаются проблемы, касающиеся авторитета полиции и роста уровня доверия населения. Они напрямую связаны с кадровым обеспечением: высокая текучесть кадров, нередки факты превышения сотрудниками полиции должностных полномочий, совершения ими правонарушений и преступлений [3, 4]. Это вызвано недостаточностью внимания к профессиональному и профессионально-психологическому становлению сотрудников ППСП, особенно в период адаптации [5].
В соответствии с приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» одним из ведущих направлений психологической работы в органах внутренних дел является психологическое сопровождение выполнения оперативно-служебных задач, в том числе сотрудниками ППСП. Объясняется это тем, что в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками ППСП возникает проблема результа-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тивного обеспечения их личной безопасности и профессиональной надежности. Это особенно важно, поскольку служебная деятельность проходит на фоне высокого психологического напряжения, конфликтных ситуаций и с достаточно большой психической перегрузкой. Согласно результатам анализа сведений о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за последние 5 лет кадровый состав ППСП представлен в основном молодыми людьми без опыта работы. Однако служба по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности без надлежащего психологического сопровождения на этапе вхождения в профессию может негативно отразиться на дальнейшей служебной деятельности, как отдельных сотрудников полиции, так и служебного коллектива ППСП в целом [6, 7].
Сегодня в отечественной юридической психологии и психологии труда подходов к определению понятия и функций психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов достаточно много. По мнению А. С. Душкина [8], О. А. Ульяниной [9], Т. В. Казак [10], Е. С. Черкасовой [11], оно направлено:
1) на оказание психологической помощи;
2) удовлетворение эмоциональных запросов, связанных с установлением и приобретением личного идентификационного самоопределения;
3) адаптацию, индивидуализацию и интеграцию сотрудников органов внутренних дел в служебный коллектив;
4) психологическое консультирование.
Наряду с традиционными задачами
психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в контексте профессиональной адаптации сотрудников ППСП необходимо отметить следующие:
- внедрение достижений современной психологии при проведении мероприятий
по профилактике девиантного поведения сотрудников;
- оказание психологической помощи сотрудникам полиции в психотравмирую-щих и постстрессовых ситуациях;
- использование новейших психологических технологий в служебной деятельности, в том числе с применением специальной техники.
Анализ практики показал, что основными функциями субъектов психологической работы в подразделениях ППСП являются:
1) проведение консультаций по психологическим аспектам служебной деятельности;
2) составление психологических портретов лиц, которые подозреваются в совершении правонарушений (преступлений);
3) консультирование руководителей структурных подразделений по вопросам применения психологических технологий в работе с личным составом, прогнозирования психологического состояния сотрудников и организации деятельности служебных коллективов в особых условиях;
4) организация мероприятий по формированию у сотрудников психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, ответственного отношения к соблюдению правил безопасности в служебной деятельности, предусмотрительности;
5) предоставление рекомендаций по подбору наставников и рекомендаций им по оптимальной адаптации молодых сотрудников к условиям служебной деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, оказание индивидуальной психокоррекционной помощи, анализ и обобщение результатов адаптации к условиям службы, разработка предложений и рекомендаций;
6) внедрение новых тренинговых психологических технологий подготовки к условиям служебной деятельности.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассматривая задачи оказания психологической помощи молодым сотрудникам ППСП в процессе их адаптации к условиям служебной деятельности, следует отметить, что, начав службу, сотрудник полиции сталкивается с проблемой профессионального становления, которая достигает парадигмы соотношения личности и профессии. Как считает Ф. Парсонс, эта парадигма - в отказе от влияния профессии на личность. Однако мы больше склоняемся к позиции В. Д. Шадрикова, Т. В. Кудрявцева, Ю. П. Поваренкова о том, что парадигма взаимодействия профессии и личности заключается в признании факта влияния деятельности на личность, так как, бесспорно, любой вид деятельности влияет на человека.
Именно эта парадигма возникает в период профессионального становления сотрудника. Такой период условно разделяют на этап профессиональной адаптации и этап, когда сотрудник полиции уже подстроился под специфические условия служебной деятельности и может профессионально и эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
Процесс адаптации сотрудника ППСП содержит в себе все аспекты приспособления его к службе, а именно: профессиональный, психофизиологический, социально-психологический.
Профессиональная адаптация сотрудника полиции заключается в активном освоении тонкостей профессии, приобретении профессиональных навыков, формировании некоторых профессионально значимых качеств, развитии позитивного отношения к профессии. При отсутствии опытного наставника данный процесс длится дольше, более хаотично и бессистемно [5].
Психофизиологическая адаптация - процесс психологического приспособления сотрудника полиции к работе на физиологическом уровне, вследствие которого
формируется динамический стереотип реагирования в зависимости от типологических характеристик личности (типа темперамента). Поскольку речь идет о возникновении нового типа поведенческих реакций, такую адаптацию можно отождествлять с психической, и заключается она в приспособлении к режиму рабочего дня и условий труда, налаживании в этих условиях нормальной работоспособности [12].
Социально-психологическая адаптация - это приспособление сотрудника полиции к уже существующему или к только что созданному служебному коллективу [13]. Она предусматривает определение индивидуальных особенностей своих коллег, налаживание взаимодействия, привыкание к своеобразному стилю руководства администрации и т. п.
В процессе установления межличностных отношений переплетаются различные ракурсы адаптации. Социально-психологическая адаптация способствует взаимодействию с социальной средой и представлена уровнями:
1) адаптации к условиям служебной деятельности ППСП;
2) адаптации в служебном коллективе;
3) адаптации к установлению различных стилей взаимодействия с гражданами.
Профессиональная и социально-психологическая адаптация (привыкание, подстройка к особенностям службы) может длиться довольно долго - около трех лет. Объясняется это тем, что оптант (будущий сотрудник ППСП) претерпевает существенные трансформации в период вхождения в профессию, вызванные резкой сменой социального окружения (привычного на профессиональное), жизненного ритма, четкой регламентацией деятельности. Радикальное изменение внешней среды приводит к нивелированию совокупности привычных для личности отношений, возникает необходимость
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
в установлении новых связей с социальными условиями существования.
Такая быстрая трансформация является безусловным стрессором, о чем писал Ю. А. Александровский [14]. Кроме того, не следует забывать о том, что в период формирования аутентичной интериоризи-рованной модели профессиональной деятельности сотрудник приступает к службе с недостаточным уровнем развитости профессиональных качеств и жизненным опытом [14].
В процессе психологического сопровождения сотрудника ППСП в период адаптации практические психологи должны периодически проводить социометрические исследования среди личного состава с целью выявления слабоадаптированных сотрудников и проведения с ними корректирующей работы. Кроме того, они оценивают возможности профессионального роста каждого сотрудника и формируют резерв кадров на выдвижение.
Не менее важными направлениями психологического сопровождения в период адаптации являются следующие.
1. Участие психолога в предупреждении (разрешении) межличностных конфликтов на уровнях «патрульный - патрульный», «патрульный - правонарушитель», «патрульный - руководитель», «патрульный - гражданин», «патрульный -общество», создание и поддержание оптимального социально-психологического климата и управляемых личностных отношений в служебном коллективе как залог психологического благополучия личного состава.
2. Консультации сотрудников по вопросам выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.
3. Консультации сотрудников по вопросам изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении
общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.
4. Участие психолога в проведении служебных расследований по фактам чрезвычайных происшествий среди личного состава с целью выявления психологических факторов, которые спровоцировали нарушения служебной дисциплины и законности.
5. Проведение анализа качества выполнения сотрудниками ППСП определенного вида деятельности после решения оперативно-служебных задач, стимулирование сотрудников к осуществлению объективной оценки своего психоэмоционального состояния в сложной служебной обстановке, поиску ответов на вопросы, касающиеся мотивов выбора тех или иных способов профессиональных действий.
6. Обучение личного состава на занятиях в системе морально-психологической подготовки способам самоконтроля и саморегуляции психических процессов; формирование умения осознавать и учитывать мотивы поведения других людей, анализировать особенности их личности во время установления и поддержания межличностных контактов и др.
В процессе психологического сопровождения психолог выявляет лиц с внутри-личностными конфликтами и направляет свою деятельность на коррекцию таких состояний. Данный конфликт может возникнуть по причинам несоответствия ожиданий и реалий профессии, недовольства условиями деятельности, материально-техническим обеспечением, возникновения разноплановых интересов, целей, мотивов и желаний, которые одновременно возникают в структуре личности.
У сотрудника ППСП в период возникновения внутриличностного конфликта пре-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
обладают негативные эмоции, поэтому предлагается применять различные способы разрешения конфликтов:
1) идентификация - сравнение себя с другими, чтобы овладеть своей тревогой и чувствами;
2) рационализм - оправдывание самого себя;
3) проекция - критика других и перенос на них негативных эмоций;
4) замещение: а) замещение объекта; б) замещение чувств.
При условии эффективной адаптации к специфике службы у сотрудника ППСП начинается этап профессионального роста, не имеющий определенных временных границ. Характеризуется он тем, что сотрудник уже знаком и подстроился к «плюсам» и «минусам» профессии полицейского и может, учитывая их, эффективно и профессионально выполнять служебные задания. На этой стадии психологическое сопровождение призвано вовремя выявлять девиации в поведении сотрудника, негативные изменения в социально-психологическом климате служебного коллектива и т. д.
Что касается проявлений девиации в поведении, то на психологическом уровне их причиной чаще всего считают профессиональную деформацию личности. Вообще девиацию трактуют как отклонение от нормы. На основе проведенного анализа трудов зарубежных и отечественных психологов установлено, что девиация (профессиональная деформация) по своей сути полимодальна: это может быть и грубое обращение в семье, и перенос профессиональных знаний, умений, навыков в повседневную жизнь, и изменение стиля общения, и т. п.
Девиации в поведении сотрудников ППСП являются комплексом специфических изменений отдельных качеств личности, который включает в себя гипертрофию профессионально значимых
качеств, их трансформацию в свою противоположность; актуализацию и развитие социально негативных качеств; угнетение и атрофию качеств, субъективно оцениваемых как второстепенные или излишние; дисгармоничные, искаженные соотношение и взаимодействие отдельных качеств и их групп. Это определение делает акцент на отклонении поведенческих ориентиров сотрудников от нравственных норм и общечеловеческих ценностей.
Влияют на развитие девиаций различные факторы. Что касается сотрудников ППСП, то под влиянием выполняемых ими оперативно-служебных задач их личность со временем подвергается изменениям. В нашем случае это сопровождается тем, что молодые сотрудники, хоть и прошли первичную морально-психологическую подготовку в рамках профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», но еще не научились правильно выходить из стрессовых и конфликтных ситуаций, часто трудно преодолевают страх перед рискованными обстоятельствами. Именно поэтому в случае выявления таких лиц психолог изучает актуальную для полицейского ситуацию и формирует коррекци-онную программу, которая соответствует его проблемам. Психолог должен помочь сотруднику организовывать свою деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, возможных неудач в достижении цели.
На этапе адаптации сотрудников ППСП к служебной деятельности важной задачей становится изучение социально-психологического климата в подразделениях, что требует выявления проблем объективного (социального, профессионального) или субъективного (психологического) характера, которые негативно влияют на отношения в служебном коллективе и способствуют постоянным конфликтам на уровне систем: «патрульный - патруль-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ный», «патрульный - руководитель», «руководитель - подчиненный».
Причины ухудшения социально-психологического климата в служебном коллективе разные, причем особенно это касается коллективов, находящихся на этапе становления. Чрезмерные амбиции отдельных сотрудников, разные характеры, неприятие любой критики в свой адрес, недоверие коллег, сложные условия службы порождают неудовлетворенность деятельностью и недостатки в организации статусно-ролевого и административно-психологического взаимодействия в коллективе.
Для выявления негативных тенденций социально-психологического климата в подразделении ППСП психологи могут применять различные методики диагностики.
Для того чтобы постоянно поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, необходимо изучать социометрическую структуру служебного коллектива, а также консультировать руководителей подразделений по комплектованию нарядов с учетом психологической совместимости участников.
Важным аспектом вхождения в должность сотрудника ППСП является стимулирование мотивации нового сотрудника. Ведь через некоторое время сотрудник начинает переоценивать представления о службе в полиции, надежды, и если возникает проблема невозможности реализации своего потенциала, своих способностей или знаний, он начинает противиться
требованиям деятельности, вести себя безответственно, безразлично, пытается переложить свои обязанности на других [15]. Для поддержания мотивации сотрудников в планы их индивидуального обучения включают мероприятия по развитию профессионального интереса и формированию мотивационно-цен-ностного отношения к служебной деятельности.
Итак, после успешной адаптации сотрудника ППСП к условиям службы и надлежащей морально-психологической подготовки необходимо эффективное психологическое сопровождение, которое призвано способствовать целенаправленному выявлению и развитию способностей человека, росту его профессионализма, работоспособности, сохранению здоровья и жизни.
Таким образом, основными мерами психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников ППСП в период адаптации являются: проведение занятий в системе морально-психологической подготовки в целях формирования и развития у сотрудников профессионально значимых личностных качеств, морально-психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях; формирование психологической компетентности; прогнозирование динамики эмоционального состояния сотрудников.
Список источников
1. Дерешко Б. Ю. Развитие правовых основ морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: проблемы и пути решения // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя) : сб. науч. тр. VI Междунар. конф. (Москва, 9-10 июня 2022 г.). М. : Московский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2022. С. 134-137.
2. Косолапов А. Д. Современное состояние совершенствования системы организации работы с личным составом и морально-психологического обеспечения деятель-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ности органов внутренних дел Российской Федерации // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 г.). СПб. : Санкт-Петербургский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 14-18.
3. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95-103. DOI: 10.1162Vnpj.2017.0409.
4. Костина Е. В. Феномен престижа службы в органах внутренних дел как показатель оценки текучести кадров // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 47-53. DOI: 10.24412/2658-638Х-2022-3-47-53.
5. Особенности профессиональных компетенций наставников и межличностных отношений наставников и стажеров в системе МВД России / А. С. Душкин [и др.] // Психология и право. 2022. Т. 12, № 1. С. 54-66. DOI: 10.17759^у^.2022120105.
6. Трофимова Н. С. Социально-психологические особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Мир образования - образование в мире. 2017. № 1(65). С. 283-287.
7. Пряхина М. В., Гончарова Н. А. Влияние психосоциальной профессиональной среды на эмоциональное выгорание сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Российская девиантологическая панорама: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 30 сентября 2022 г.). СПб. : Санкт-Петербургский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 186-189.
8. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : монография. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. 136 с.
9. Ульянина О. А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 6. С. 28-37. DOI: 10.17759^е.2019240603.
10. Казак Т. В. Профессиональная ориентация как элемент психологического сопровождения психосоциальной адаптации молодых сотрудников к условиям деятельности в системе органов внутренних дел // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2014. № 2(80). С. 38-41.
11. Черкасова Е. С. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 3. С. 110-122.
12. Николаевский Е. Н. Психофизиологическая адаптация как важное звено адаптации сотрудников организации // Инновационная наука. 2016. № 9(21). С. 338-340.
13. Слободчикова Ю. В., Пяткина О. А. Социально-психологическая и профессиональная адаптация сотрудников органов внутренних дел // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 38-43. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-38-43.
14. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 111 с.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
15. Светлакова Е. В. Профессиональная мотивация сотрудников полиции на стадии профессионального становления // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. № 2(13). С. 84-89.
References
1. Dereshko, B. Yu. 2022, 'Development of legal foundations of moral and psychological support of operational and service activities: problems and solutions', in Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of official activity: state and prospects (to the 20th anniversary of the formation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot): collection of scientific papers VI International Conference (Moscow, June 9-10, 2022), pp. 134-137, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikot, Moscow.
2. Kosolapov, A. D. 2022, 'The current state of improving the system of organizing work with personnel and moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation', in Moral and psychological support of the activities of the internal affairs bodies: modern approaches and prospects for development: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, December 14,2022), pp. 14-18, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg.
3. Kubyshko, V. L. 2017, 'Improvement of psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel of internal affairs bodies', National Psychological Journal, iss. 4(28), pp. 95-103, doi: 10.11621/ npj.2017.0409.
4. Kostina, E. V. 2022, 'The phenomenon of the prestige of service in the internal affairs bodies as an indicator of staff turnover assessment', Psychology and pedagogy of official activity, iss. 3, pp. 47-53, doi: 10.24412/2658-638X-2022-3-47-53.
5. Dushkin, A. S., Goncharova, N. A. & Konopleva, I. N., Kostina, L. N. & Kovalchuk, I. A. 2022, 'Features of professional competencies of mentors and interpersonal relationships of mentors and trainees in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia', Psychology and Law, vol. 12, iss. 1, pp. 54-66, doi: 10.17759/psylaw.2022120105.
6. Trofimova, N. S. 2017, 'Socio-psychological features of the activities of police patrol service officers', The world of education - education in the world, iss. 1(65), pp. 283-287.
7. Pryakhina, M. V. & Goncharova, N. A. 2022, 'The influence of the psychosocial professional environment on the emotional burnout of police patrol officers', in The Russian deviantological panorama: theory and practice: materials of the International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, September 30,2022), pp. 186-189, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg.
8. Dushkin, A. S. 2014, Psychological support of preventive activities of employees of juvenile affairs units of internal affairs bodies: monograph, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg.
9. Ulyanina, O. A. 2019, 'The concept of psychological support of professional training of police officers', Psychological science and education, vol. 24, iss. 6, pp. 28-37, doi: 10.17759/pse.2019240603.
10. Kazak, T. V. 2014, 'Professional orientation as an element of psychological support of psychosocial adaptation of young employees to the conditions of activity in the system
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
of internal affairs bodies', Bulletin of the Belarusian State Pedagogical University, Series 1, Pedagogy, Psychology, Philology, iss. 2(80). pp. 38-41.
11. Cherkasova, E. S. 2019, 'Psychological support of professional activity of law enforcement officers', Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia, iss. 3, pp. 110-122.
12. Nikolaevsky, E. N. 2016, 'Psychophysiological adaptation as an important link in the adaptation of employees of the organization', Innovative science, iss. 9(21), pp. 338-340.
13. Slobodchikova, Yu. V. & Pyatkina, O. A. 2020, 'Socio-psychological and professional adaptation of employees of internal affairs bodies', Problems of modern education, iss. 5, pp. 38-43, doi: 10.31862/2218-8711-2020-5-38-43.
14. Alexandrovsky, Yu. A. 1996, Borderline psychiatry and modern social problems: study guide, Phoenix, Rostov-on-Don.
15. Svetlakova, E. V. 2019, 'Professional motivation of police officers at the stage of professional formation', Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 2(13), pp. 84-89.
Информация об авторе
Д. В. Дзьоник - кандидат юридических наук, доцент кафедры юридической психологии;
Н. Н. Тавтилова - кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры социальной психологии и социальной работы;
В. Ю. Алешина - старший преподаватель кафедры первичных сетей связи.
Information about the author
D. V. Dz'onik - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Psychology;
N. N. Tavtilova - Candidate of Psychological Sciences, Deputy Head of the Department of Social Psychology and Social Work;
V. Ju. Aleshina - senior lecturer of the Department of Primary Communication Networks.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 18.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 05.03.2023.
The article was submitted 18.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 05.03.2023.