Научная статья на тему 'Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции'

Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники патрульно-постовой службы полиции / индивидуальный стиль деятельности / профессиональные действия / механизмы развития индивидуального стиля деятельности / конструктивный/неконструктивный стили деятельности сотрудников ППСП / police patrol officers / individual style of activity / professional actions / mechanisms for the development of individual style of activity / constructive/non-constructive styles of activity of PPSP employees

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Игоревна Ерохина

Актуальность определяется коллективным характером деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП) и необходимостью достижения согласованности индивидуальных стилей их деятельности в целях эффективного решения служебных задач по обеспечению правопорядка в общественных местах. В статье представлены научные подходы к определению индивидуального стиля деятельности и психологическим механизмам развития этого стиля; сформулировано понятие «индивидуальный стиль деятельности сотрудников ППСП». Приводятся результаты психологического анализа проявлений конструктивного и неконструктивного индивидуального стиля оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Актуализируется необходимость комплексного воздействия напарника, командира, психолога по развитию у сотрудников ППСП конструктивного индивидуального стиля деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Игоревна Ерохина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of individual style in the operational and service activities of the patrol and post service of the police

The relevance is determined by the collective nature of the activities of the police Patrol and Patrol Service (PPS) and the need to achieve consistency of individual styles of their activities in order to effectively solve official tasks to ensure law and order in public places. The article presents scientific approaches to the definition of an individual style of activity and the psychological mechanisms of the development of this style; the concept of «individual style of activity of employees of PPSP» is formulated. The results of the psychological analysis of the manifestations of constructive and nonconstructive individual style of operational and official activity of the patrol and post service of the police are presented. The necessity of a comprehensive impact of a partner, commander, psychologist on the development of a constructive individual style of activity among the employees of the PSP is actualized.

Текст научной работы на тему «Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-46-51 NIION: 2018-0077-4/22-218 MOSURED: 77/27-024-2022-04-417

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции

Елена Игоревна Ерохина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, erokhina-2018@inbox.ru

Аннотация. Актуальность определяется коллективным характером деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП) и необходимостью достижения согласованности индивидуальных стилей их деятельности в целях эффективного решения служебных задач по обеспечению правопорядка в общественных местах. В статье представлены научные подходы к определению индивидуального стиля деятельности и психологическим механизмам развития этого стиля; сформулировано понятие «индивидуальный стиль деятельности сотрудников ППСП». Приводятся результаты психологического анализа проявлений конструктивного и неконструктивного индивидуального стиля оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Актуализируется необходимость комплексного воздействия напарника, командира, психолога по развитию у сотрудников ППСП конструктивного индивидуального стиля деятельности.

Ключевые слова: сотрудники патрульно-постовой службы полиции, индивидуальный стиль деятельности, профессиональные действия, механизмы развития индивидуального стиля деятельности, конструктивный/неконструктивный стили деятельности сотрудников ППСП

Для цитирования: Ерохина Е. И. Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 46-51. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-46-51.

Originalarticle

Manifestations of individual style in the operational and service activities of the patrol and post service of the police

Elena I. Erokhina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

erokhina-2018@inbox.ru

Abstract. The relevance is determined by the collective nature of the activities of the police Patrol and Patrol Service (PPS) and the need to achieve consistency of individual styles of their activities in order to effectively solve official tasks to ensure law and order in public places. The article presents scientific approaches to the definition of an individual style of activity and the psychological mechanisms of the development of this style; the concept of «individual style of activity of employees of PPSP» is formulated. The results of the psychological analysis of the manifestations of constructive and non-constructive individual style of operational and official activity of the patrol and post service of the police are presented. The necessity of a comprehensive impact of a partner, commander, psychologist on the development of a constructive individual style of activity among the employees of the PSP is actualized.

Keywords: police patrol officers, individual style of activity, professional actions, mechanisms for the development of individual style of activity, constructive/non-constructive styles of activity of PPSP employees

For citation: Erokhina E. I. Manifestations of individual style in operational and service activities of police patrol and Post Service officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):46-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-46-51.

Сотрудникам патрульно-постовой службы полиции (ППСП) принадлежит ведущая роль в обеспечении пра-

© Ерохина Е. И., 2022

вопорядка на улицах, объектах транспорта и др. общественных местах, обеспечении безопасности личности,

предупреждении и пресечении преступлении и административных правонарушений. Согласно Приказу МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» деятельность сотрудников ППСП носит коллективный характер, так как: «состав наряда определяется в количестве не менее двух человек». Поэтому актуальность темы заключается в том, что сотрудник ППСП как индивидуальный и коллективный субъект трудадолжен отличатьсяне только грамотным и эффективным выполнением индивидуальной оперативно-служебной деятельности и входящих в ее состав профессиональных действий - тактических, психологических, юридическихи др. [14, с. 485], но иконструктивно действовать в групповой деятельности, вносить весомый вклад в совместную оперативно-служебную деятельность группы, наряда, поста.

Значимость исследования связана и с тем, что в психологии труда проблема индивидуального стиля деятельности является востребованной в связи с возрастающими требованиями профессиональной деятельности к человеку как субъекту труда.

Основоположник концепции индивидуального стиля деятельности Е. А. Климов высказывал мнение о том, что каждый специалист труда обладает своим уникальным и неповторимым подчерком в профессиональной деятельности - устойчивой системой способов деятельности, состоящей из «ядра» (типологических особенностей личности - сформированных стихийно) и «пристройки» (приспособительных способов действий - сформированных осознанно) [4, с. 69]. Согласно исследованиям В. С. Мерлина, индивидуальный стиль деятельности рассматривается как «системообразующее звено, формирующее интегральную индивидуальность человека» [7, с. 154]. В данном определении речь идет о системе нейродинамических свойств, индивидуально и социально-психологических свойств специалиста, «много-многозначные связи» между которыми определяют индивидуальный стиль деятельности. Продолжая исследовать индивидуальный стиль деятельности, Е. А. Климов и В. С. Мерлин открыли психологические механизмы, которые влияют на формирование (развитие) индивидуального стиля: 1) адаптации -приспособление профессиональных действий специ-алистак новым возникающим условиям; 2) компенсации - уравновешивание слабых профессиональных

качеств более сильными. В исследованиях М. Р. Щукина раскрыт еще один механизм развития индивидуального стиля деятельности-коррекция как «доведение» специалистомпрофессиональных навыков и умений до соответствующего уровня требованиям деятельности, который он объединил с механизмами адаптации и компенсации, назвав «механизмами саморегуляции» [13, с. 114].Благодаря этим психологическим механизмам у специалистов развивается собственный, индивидуальный стиль деятельности.

В рамках диссертационного исследования использованные подходы отечественных ученых к понятию «индивидуальный стиль деятельности», раскрытые психологические механизмы этого психологического феномена, специфические особенности оперативно-служебной деятельности и комплексный подход к структуре оперативно-служебной деятельности сотрудников ППСП, позволили определить термин «индивидуальный стиль деятельности сотрудника патрульно-постовой службы полиции» как уникальную систему профессиональных действий (тактических, психологических, юридических и др.), применяемых сотрудником ППСП в составе служебного коллектива (наряда, группы) и с учетом складывающейсяобста-новки для решения служебных задач по обеспечению правопорядка в общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Для проведения эмпирического исследования психологических особенностей индивидуального стиля оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции мы воспользовались профессиографическим разделением оперативно-служебной деятельности сотрудников ППСП на отдельные стороны (виды) [9, с. 149].Основываясь на структуре профессиональных действий сотрудников ППСП и предварительном анализе видеозаписей их деятельности, были определены показатели проявления их индивидуального стиля.

В таблице представлены результаты проведенного психологического анализа проявлений индивидуального стиля оперативно-служебной деятельности 240 сотрудников ППСП, 180 из которых заимствованы из видеоматериалов в интернет-ресурсах (www^outube. come) и 60 - личных наблюдений автора в реальных условиях за сотрудниками ППСП.

Таблица

Результаты психологического анализа проявлений индивидуального стиля оперативно-служебной деятельности сотрудников ППСП

Показатели проявленийиндивидуального стиля деятельности в основных сторонах (видах) Их проявления (в %)

в познавательно-прогностической стороне деятельности

1.1. Оценивает и прогнозирует ситуацию, складывающуюся обстановку и их последствия. 74

1.2. Анализирует, оценивает состояние гражданина (-ан), находящихся в алкогольном/наркотическом опьянении, прогнозирует возможную опасность для выполнения адекватных и грамотных оперативно-служебных действий. 74

1.3. В экстремальных ситуациях, оценивая риски, быстро и гибко адаптируется к изменяющимся условиям оперативной обстановки. 74

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 47

1.4. Оценивая оперативную обстановку и возможные последствия, грамотно осуществляет действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию, по необходимости эффективно использует боевые приемы борьбы. 68

1.5. Анализирует складывающуюся обстановку и прогнозирует возможные риски при выполнении тактических действий по личному досмотру, сопровождению и доставлению правонарушителя. 68

1.6. В случаях отражения нападения на сотрудника и при защите граждан от противоправных посягательств, оценивая риски и прогнозируя последствия, правомерно и грамотно применяет табельное оружие. 71

1.7. С учетом анализа и оценки складывающейся обстановки грамотно и эффективно оказывает противодействие, совершая тактические и иные профессиональные действия с применением специальных средств (палки специальной, средств ограничения подвижности). 71

1.8. Оценивая оперативную обстановку и возможную опасность, осуществляет тактические действия по эффективному перемещению на безопасную дистанцию для выполнения грамотных оперативно-служебных действий. 68

1.9. В связи с оценкой сложившихся экстремальных условий и прогнозированием их последствий оперативно корректирует профессиональные, физические, тактические действия для обеспечения личной безопасности и эффективности деятельности. 71

1.10. Недооценивает риски и опасность складывающейся оперативной обстановки, поведение граждан, находящихся в агрессивном состоянии или алкогольном/наркотическом опьянении. 26

1.11. При внезапном нападении не предусматривает возможные последствия и риски, совершает ошибки в оперативно-служебных действиях, в безграмотном использовании специальных средств и огнестрельного оружия. 29

1.12. Недооценив оперативную обстановку и физические возможности правонарушителя, неэффективно выполняет действия по силовому пресечению и задержанию, совершая тактические ошибки в использовании приемов борьбы. 32

в коммуникативной стороне деятельности

2.1. Гибко и грамотно устанавливает психологический контакт с различными категориями граждан для предупреждения и пресечения преступления, административного правонарушения. 71

2.2. Для получения информации о совершенном административном правонарушении полностью включается в проблему гражданина (-ан), задает уточняющие вопросы. 71

2.3. При проверке документов проявляет тактичность, вежливость, владеет профессиональным юридическим языком. 71

2.4. Требования и замечания гражданину (-ам) излагает в убедительной и понятной форме, свои действия объясняет доступным и грамотным языком. 71

2.5. В случаях проявления провокационного и агрессивного поведения гражданина (-ан) предупреждает и разрешает конфликтные ситуации и конфликты, используя конструктивные психологические приемы. 67

2.7. При обращении к гражданину (-ам) не представляется, цель обращения не аргументирует, формально устанавливает психологический контакт, допускает нетактичные и грубые выражения. 29

2.8. Во взаимодействии с провокаторами и агрессивными гражданами проявляет несдержанность, импульсивность, вступает в конфронтацию. 33

в организационно-управленческой стороне деятельности

3.1. По необходимости незамедлительно организует выполнение действий по силовому пресечению правонарушений, при задержании управляет поведением гражданина (-ан): подает команды - «Ведите себя спокойно!»; «Я прошу Вас мне помочь», «Руки за спину», «Не двигаться!». 68

3.2. При выполнении тактических действий по личному досмотру правомерно и эффективно управляет действиями гражданина (-ан): подает команды - «Встать на колени!», «Оторвать локти от пола (земли)!», «Развести ноги в стороны!». 68

3.3.В ситуациях, опасных для жизни или здоровья, принимает адекватное решение по применению табельного оружия для защиты себя, своего напарника, граждан. 71

3.4. Оказывая воздействие на поведение правонарушителя, правомерно и эффективно совершает тактические, профессиональные действия с применением специальных средств (палки специальной, средств ограничения подвижности). 71

3.5. Организует и координирует тактические действия свои и напарника по эффективному перемещению на безопасную дистанцию для выполнения грамотных оперативно-служебных действий. 68

3.6. Неэффективно выполняет действия по силовому пресечению и задержанию, совершая тактические ошибки в использовании приемов борьбы. 32

3.7. При внезапном нападении совершает ошибки в оперативно-служебных действиях, в безграмотном использовании специальных средств и огнестрельного оружия. 29

в профилактической стороне деятельности

4.1. При пресечении преступления илиадминистративного правонарушения оказывает правомерное психологическое воздействие на граждан с целью прекращения противоправного поведения. 81

4.2. Перед применением огнестрельного оружия, специальных средств, физической силой правомерно предупреждает о своих намерениях и возможных последствиях правонарушителя. 96

4.3. Сочетает принципиальность и решительность с целью прекращения противоправного поведения и регулирования агрессивного состояния граждан. 81

4.4. Не оказывает правомерных воздействий на гражданина, не объясняет правовых норм и последствий в случае предупреждения, пресечения административных правонарушений и преступлений. 19

Как видно из таблицы, значительная часть наблюдаемых респондентов эффективно и безошибочно выполняют профессиональные действия, тем самым проявляя конструктивный стиль деятельности. Так, 71 % сотрудников в экстремальных ситуациях грамотно совершают тактические действия для обеспечения организационно-управленческой стороны деятельности -правомерно и эффективно применяют табельное оружие и специальные средства (палку специальную, средства ограничения подвижности). Кроме того, 68 % специалистов эффективно осуществляют силовое пресечение правонарушений и задержание с применением команд. В ходе наблюдения были зафиксированы следующие наиболее типичные фразы, которые используют сотрудник ППСП для усиления психологического воздействия на граждан: «Ведите себя спокойно!», «Руки за спину», «Я прошу Вас мне помочь», «Не двигаться!»; 2) по осуществлению личного досмотра с отдельными указаниями, в ходе которого сотрудники чаще всего используют фразы - требования: «Встать на колени!», «Оторвать локти от пола (земли)!», «Развести ноги в стороны!».

Более половины сотрудников ППСП грамотно выполняют профессионально-психологические действия для обеспечения прогностической и коммуникативной сторон деятельности. Из них 74 % оценивают складывающуюся обстановку и прогнозируют возможную опасность, анализируют состояние гражданина (-ан), находящихся в алкогольном/наркотическом опьянении, быстро и гибко адаптируются к изменяющимся условиям оперативной обстановки. Во взаимодействии с различными категориями граждан 71 % респондентов гибко и грамотно устанавливают психологический контакт, проявляют тактичность, вежливость, владеют профессиональным юридическим языком, требования и замечания излагают в убедительной и понятной форме, 67 % - предупреждают и разрешают конфликтные ситуации и конфликты при помощи конструктивных психологических приемов.

Для предупреждения и пресечения административных правонарушений подавляющее количество сотрудников ППСП (соответственно 96 % и 81 %) эффективно осуществляют юридические действия: сообщают о сво-

их намерениях и возможных последствиях; используют грамотные психологические действия по оказанию правомерного воздействия с целью прекращения противоправного поведения.

Указанные данные свидетельствуют о том, что у значительной части сотрудников сформирован конструктивный индивидуальный стиль деятельности, проявляющийся в эффективном и грамотном выполнении профессиональных действий (тактических, психологических, юридических и др.). Полагаем, эти профессиональные действия доведены до соответствующих требований деятельности благодаря обучению в Центрах профессиональной подготовки ГУ МВД России, а также занятиям по профессиональной служебной и физической подготовке, которые регламентированы Приказом МВД России от 25 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Стоит также обратить внимание на неконструктивные действия, ошибки, допускаемые сотрудников ППСП при выполнении обязанностей и решении стоящих служебных задач. Так, 29 % респондентов при внезапном нападении не прогнозируют возможные последствия и риски, совершают ошибки в тактических действиях, неграмотно используют специальные средства и огнестрельное оружие. Исследованием установлено, что 21 % сотрудников при несении службы вместо наблюдения за оперативной обстановкой направляют свое внимание на мобильные устройства или не имеющие к служебной деятельности разговоры с напарником. Кроме того, 32 % специалистов неэффективно выполняют тактические действия по силовому пресечению и задержанию, совершая тактические ошибки в использовании приемов борьбы.

Четвертая часть сотрудников допускают ошибки в профессионально-психологических действиях, 26 % из них недооценивают риски и опасность складывающейся оперативной обстановки, поведение людей, находящихся в агрессивном состоянии или сильном алкогольном/наркотическом опьянении. Во взаимодействии с гражданами 29 % респондентов не представляются,

ЕСКИЕ НАУКИ 49

не аргументируют цель обращения, допускают нетактичные и грубые выражения, с провокаторами проявляют несдержанность, импульсивность, вступают в конфронтацию. При предупреждении и пресечении административных правонарушений 19 % сотрудников не оказывают правомерных воздействий, не объясняют правовые нормы и последствия.

Полученные предварительные результаты эмпирического исследования указывают на то, что пятая часть сотрудников ППСП проявляют неконструктивный индивидуальный стиль деятельности, выраженный в срывах и ошибках, неграмотных и неэффективных профессиональных действиях, снижая тем самым эффективность выполнения служебных задач. Опираясь на труды Мерлина, мы предполагаем, что у таких сотрудников не укреплены много-многозначные связи между уровнями интегральной индивидуальности ввиду недостаточно сформированных:1)профессиональныхнавыковиумений; 2) отдельных профессиональных действий (тактических, психологических, юридических и др.), обеспечивающих решение служебных задач; 3) механизмов развития индивидуального стиля.

Определенный вклад в развитие конструктивного индивидуального стиля деятельности сотрудников ППСП вносят психологические механизмы - адаптации, компенсации и коррекции. Первый из них влияет на гибкое приспособление сотрудника к оперативно-служебной деятельности, а второй способствует формированию профессиональных навыков и умений за счет сильных индивидуально-психологических особенностей личности, компенсируя слабые. Отметим, что механизм коррекции, как и другие, может срабатывать как стихийно, так и целенаправленно. Например, когда сотрудник допускает ошибку, то он сам или его напарник может целенаправленно ее исправить или осуществить коррекцию профессиональной деятельности или отдельных профессиональных действий. Особую роль в развитие механизмов формирования индивидуального стиля деятельности сотрудников выполняют руководители батальонов ППСП, поскольку именно они во время инструктажа обращают внимание на наиболее частые ошибки, недостатки или определенные тонкости в действиях сотрудника, а также рассказывают/демонстрируют алгоритмы грамотных профессиональных действий.

Учитывая специфику проводимого исследования по психологии труда позволяет акцентировать внимание на результаты полученных данных о том, что сотрудники ППСП больше всего ошибок допускают в профессионально-психологических действиях, обеспечивающих познавательно-прогностическую и коммуникативную стороны служебной деятельности. Это в свою очередь указывает на необходимость проведениясоответствующих организационных профессиональных мероприятий (командирами, старшими нарядов) и психологической работы (психологами органов внутренних дел РФ), направленных на развитие у сотрудников ППСП конструктивного индивидуального стиля деятельности и психологических механизмов развития этого стиля.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что значительная часть сотрудников ППСП отличается конструктивным индивидуальным стилем деятельности, грамотно и эффективно осуществляет профессиональные действия (тактические, психологические, юридические и др.), обеспечивая эффективное решение оперативно-служебных задач. С сотрудниками ППСП, чей индивидуальный стиль деятельности является неконструктивным, так как они допускают ошибки в отдельных профессиональных действиях (тактических, психологических, юридических и др.), необходимо проводить комплексную работу. Для усиления развивающего воздействия психологу, командиру взвода/батальона, напарнику целесообразно на соответствующих занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, во время инструктажа демонстрировать грамотные профессиональные действия (в т. ч. профессионально-психологические действия [6, с. 35]) анализировать совместно с сотрудниками роль психологических механизмов в развитии конструктивного индивидуального стиля деятельности и повышении эффективности решения оперативно-служебных задач, направленных обеспечение правопорядка в общественных местах, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М. : Наука, 1980. 335 с.

2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2001. 464 с.

3. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.00 / Климов Евгений Александрович. Казань, 1968. 453 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

5. Костина, Л. Н. Психология личности: курс лекций / Л. Н. Костина. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 198 с.

6. Костина, Л. Н. Профессионально важные качества психологов органов внутренних дел и проблемы их развития / Л. Н. Костина // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 1. С. 34-37.

7. Мерлин, В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М., 1986. 254 с.

8. Мерлин, В. С. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения / В. С. Мерлин, Е. А. Климов // Советскаяпедагогика. 1967. № 4. С. 110-118.

9. Романов, В. В. Юридическая психология : учебное пособие для вузов / В. В. Романов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 170 с.

10. Толочек, В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее / В. А. Толочек // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 2. С. 43-51.

11. Толочек, В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ / В. А. Толочек. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 320 с.

12. Толочек, В. А. Стили деятельности: ресурсный подход / В. А. Толочек. М. : Изд-во Институт психологии РАН», 2015. 366 с.

13. Щукин, М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Щукин Марат Родионович. Пермь, 1994. 330 с.

14. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. 607 с.

1 5. Юридическая психология : учебник для студентов вузов / [В. М. Шевченко и др.]. М., 2020.

Bibliographic list

1. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. Activity and psychology of personality / K. A. Abulkhanova-Slavskaya. M. : Nauka, 1980. 335 p.

2. Ilyin, E. P. Differential psychophysiology / E. P. Ily-in. St. Petersburg : Peter, 2001. 464 p.

3. Klimov, E. A. Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system: to the psychological foundations of the scientific organization of labor, teaching, sports : dis. ... Doctor of Psychological Sciences : 19.00.00 / Klimov Evgeny Alexandrovich. Kazan, 1 968 . 4 53 p.

4. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination: a textbook for students of higher educational institutions / E. A. Klimov. 4th ed., ster. M. : Publishing Center «Academy», 2010. 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kostina, L. N. Personality psychology: a course of lectures / L. N. Kostina. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2019. 198 p.

6. Kostina, L. N. Professionally important qualities of psychologists of internal affairs bodies and problems of their development / L. N. Kostina // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2019. No. 1. p. 34-37.

7. Merlin, V S. Essays on the integral study of individuality / V. S. Merlin. M., 1986. 254 p.

8. Merlin, V S. Formation of an individual style of activity in the learning process / V. S. Merlin, E. A. Klimov // Sovetskayapedagogika. 1967. No. 4. p. 110-118.

9. Romanov, V. V. Legal psychology : textbook for universities / V. V. Romanov. 3rd ed., reprint. and additional. M. : Yurayt, 2019. 170 p.

10. Tolochek, V. A. The problem of individual style of activity in psychology: past, present and future / V. A. Tolochek // Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. 2010. No. 2. p. 43-51.

11. Tolochek, V. A. The problem of styles in psychology: historical and theoretical analysis / V. A. Tolochek. M. : Publishing House Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2013. 320 p.

12. Tolochek, V A. Styles of activity: resource approach / V. A. Tolochek. M. : Publishing house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2015. 366 p.

13. Shchukin, M. R. The structure of the individual style of activity and the conditions of its formation : dis. ... Doctor of Psychological Sciences: 19.00.03 / Shchukin Marat Rodionovich. Perm, 1994. 330 p.

14. Encyclopedia of Legal psychology / under the general editorship of Prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA ; Law and Law, 2003. 607 p.

1 5. Legal psychology : textbook for university students / [V M. Shevchenko et al.]. M., 2020.

Дополнительная информация об авторе Е. И. Ерохина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the author

E. I. Erokhina - adjunct of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Department of Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.