УДК 159.96 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10058
ББК 88.8 © К.Д. Пашенцева, 2020
Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 — психология труда, инженерная психология и эргономика
ТИПИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
Кристина Дмитриевна Пашенцева, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических научных кадров, лейтенант полиции
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются психологические особенности профессиональной деятельности патрульно-постовой службы полиции, влияющие на возникновение типичных психических состояний.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологические особенности, психическое состояние, типичные психические состояния.
TYPICAL MENTAL STATES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE POLICE PATROL SERVICE
Kristina D. Pashentseva, adjunct faculty of training of scientific- pedagogical and scientific personnel, police lieutenant Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The psychological features of the professional activity of the police patrol and post service, which influence the occurrence of typical mental conditions, are considered.
Keywords: professional activity, psychological features of activity, mental state, typical mental states.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Пашенцева К.Д. Типичные психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):266-269.
Профессиональная деятельность сотрудников полиции зачастую протекает в сложных условиях деятельности. Выполнение оперативно-служебных задач сопровождается психическими и физическими перегрузками, которые приводят к формированию различных по интенсивности и продолжительности психических состояний, оказывающих непосредственное влияние на процесс и результаты профессиональных действий.
Особенности профессиональной деятельности определяют диапазон формирования психических состояний, характерных для разных категорий сотрудников. В настоящее время психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов подробно исследованы Л.И. Беляевой, В.В. Кожевниковым, В.И. Чернышовым, Н.М. Демко, А.М. Столяренко, В.Л. Васильевым, А.В. Дуловым и др.; особенности патрульно-постовой службы полиции в некоторой сте-
пени затрагивают труды В.П. Еферина, Ю.Л. Хорь-кина, В.А. Диденко и др. [1, с. 130].
Исходя из теоретического анализа психологических особенностей деятельности, в качестве основных, ученые выделяют: правовую нормативность; обязательный характер профессиональных полномочий; экстремальный характер (реальная угроза жизни при выполнении служебных задач) [10]; высокую напряженность труда; процессуальную самостоятельность; персональную ответственность; постоянную боевую готовность и др. [3, с. 36-38].
В силу специфики деятельности и возложенных должностных обязанностей у сотрудников патрульно-постовой службы полиции формируются психические состояния, характерные для данной профессиональной категории. Данные состояния называются типичными.
Типичные психические состояния патрульно-постовой службы полиции характеризуются:
Табл. 1. Частота проявления психических состояний в профессиональной деятельности ППСП, %
Группы психических состояний Знак воздействия
Положительные Отрицательные
Познавательные 56 44
Эмоциональные 34 66
Волевые 42 58
1) доминированием в деятельности у большинства сотрудников;
2) спецификой деятельности;
3) оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты деятельности.
В рамках изучения типичных психических состояний, формирующихся в деятельности патрульно-постовой службы полиции, было проведено анкетирование (п = 63). Результаты анкетирования показали, что в общем спектре психических состояний преобладают негативные эмоциональные состояния (табл. 1). Доминирование в деятельности негативных эмоциональных состояний, по результатам анкетирования, связано с возникновением в деятельности конфликтных ситуаций, которые затрудняют реализацию профессиональных действий и сопровождаются риском для жизни и здоровья сотрудника.
В качестве типичных отрицательных состояний сотрудники выделяют: познавательные состояния
рассеянности, неуверенности (в своих силах); эмоциональные состояния — тревожности, подавленности, напряженности, фрустрации, агрессивности, стресса, ступора, страха, импульсивности; волевые состояния — усталости, безразличия/апатии, нерешительности (табл. 2).
По результатам табл. 2, наиболее часто в профессиональной деятельности патрульно-постовой службы полиции возникают негативные состояния усталости, подавленности и безразличия.
Возникновение данных состояний, по результатам исследования обусловлено отсутствием полноценного отдыха, привлечением к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня (ненормированный рабочий день).
Данные состояния возникают после длительной, напряженной работы и характеризуются ощущением усталости, безразличным отношением к окружающему, вялостью, заторможенностью,
Психическое состояние Частота проявления в деятельности (ранги, где 1 — наибольшее количество выборов; 8 — наименьшее количество выборов) Степень влияния на деятельность (+/-)
Рассеянности 5 -
Неуверенности 4 -
Тревожности 3
Подавленности 1 -
Агрессивности 5 (+/-)
Страха 8 (+/-)
Импульсивности 6 (+/-)
Усталости 1 -
Безразличия 2 -
Нерешительности 7 -
Табл. 2. Частота проявления типичных отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности ППСП
В качестве типичных положительных состояний сотрудники выделяют: познавательные состояния — заинтересованности, внимательности, уверенности, инициативности, сосредоточенности, удовлетворенности; эмоциональные состояния — эмоционального подъема, состояние повышенного интереса, спокойствие; волевые состояния — решительности и др. (табл. 3).
По результатам таблицы 3, наиболее часто в профессиональной деятельности возникает состояние внимательности, сосредоточенности и решительности. Состояние внимательности — это познавательное психическое состояние, положительно влияющее на профессиональную деятельность сотрудников ППС. Оно характеризуется желанием заниматься профессиональной деятельностью и уровнем сосредоточенности [4].
Состояние сосредоточенности — это волевое психическое состояние, которое характеризуется преднамеренной концентрацией внимания на процессе профессиональной деятельности, оно является типичным для сотрудников ППС и оказывает благоприятное влияние на профессиональную деятельность сотрудников [2].
Состояние решительности — характеризуется преобладанием волевых процессов, повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики, которая способствует мобилизации на быстрый и обоснованный выбор цели сотрудником и способов ее достижения [8]. Данное состояние зависит
от субъективных (индивидуально-типологические особенности) и объективные факторов:
♦ тип высшей нервной деятельности (ВНД) сотрудника;
♦ значимость действия, в пользу которого сотрудник принимает решение
♦ минимальное время для принятия решения сотрудником [6].
В табл. 2 и 3 психические состояния, обозначенные в графе «степень влияния на деятельность» (+/), при разной степени интенсивности могут оказывать на результаты деятельности как положительное, так и отрицательное воздействие. Данный класс состояний включает в себя состояния: тревожности, агрессивности, страха, импульсивности, решительности, спокойствия, инициативности, уверенности.
В качестве примера влияния на деятельность психического состояния в зависимости от степени интенсивности, рассмотрим состояние тревожности, которое представляет собой целесообразное повышение сенсорного внимания и моторного напряжения, обеспечивающих реакцию субъекта на происходящие события. Высокий уровень интенсивности состояния тревожности приводит к чрезмерной склонности сотрудника воспринимать объекты внешнего и внутреннего мира; низкий уровень обуславливает неактивное и вялое поведение сотрудника, незаинтересованного процессом деятельности и ее результатами. Выраженность данного состояния в деятельности не-
Табл. 3. Частота проявления типичных положительных психических состояний в профессиональной деятельности ППСП
Психическое состояние Частота проявления в деятельности (ранги, где 1 — наибольшее количество выборов; 8 — наименьшее количество выборов) Степень влияния на деятельность (+/-)
Заинтересованности 3 +
Внимательности 1 +
Уверенности 5 (+/-)
Спокойствия 4 (+/-)
Решительности 2 (+/-)
Инициативности 6 (+/-)
Сосредоточенности 1 +
Повышенного интереса 8 +
Эмоционального подъема 7 +
обходима на достаточном (умеренном) уровне для продуктивных результатов деятельности.
Таким образом, типичные состояния сотрудников патрульно-постовой службы полиции формируются под влиянием типичных условий деятельности, которые не исключают проявления индивидуальных особенностей у каждого сотрудника, но при этом накладывают свой отпечаток на личность сотрудника.
В процессе своей профессиональной деятельности, сотрудники ППС находятся в различных психических состояниях; в связи с особенностями службы, некоторые психические состояния у них возникают наиболее часто. Для успешной профессиональной деятельности сотрудникам патрульно-постовой службы необходимо оптимизировать свое психическое состояние. Для этого необходимо психологам проводить с сотрудниками тренинговые занятие, обучить сотрудников приемам саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, упражнениям, направленным на снятие напряжения, стрессовых состояний, формирование внутренних ресурсов.
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб., 2009.
2. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / Психические состояния // Прикладная психология. 1981. Вып. 10.
3. Еферин В.П., Хорькин Ю.Л., Диденко В.А. Управление деятельностью территориальных органов МВД России по предупреждению беспорядков при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных публичных мероприятий: Учеб.-метод. пособие. Домодедово, 2013.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
5. Куликов Л.В. Психические состояния: Хрестоматия. СПб., 2000.
6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
7. Леонова А.Б, Медведев В.И. Функциональные состояния: человека в трудовой деятельности. М., 1981.
8. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
9. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
10. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002.
References
1. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya. 6-e izd., pererab. i dop. SPb., 2009.
2. Ganzen V.A., Yurchenko V.N. Sistemnyy podkhod k analizu, opisaniyu i eksperimental'nomu issledovaniyu psikhicheskikh sostoyaniy cheloveka / Psikhicheskiye so-stoyaniya // Prikladnaya psikhologiya. 1981. Vyp. 10.
3. Eferin V.P., Kkor'kin Yu.L, Didenko V.A. Uprav-lenie deyatel'nost'yu territorial'nykh organov MVD Ros-sii po preduprezhdeniyu besporyadkov pri provedenii massovykh obshchestvenno-politicheskikh, sportivnykh i inykh publichnykh meropriyatiy: Ucheb.-metod. posobie. Domodedovo, 2013.
4. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001.
5. Kulikov L.V. Psikhicheskiye sostoyaniya: Khre-stomatiya. SPb., 2000.
6. Levitov N.D. O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka. M.: Prosveshcheniye, 1964.
7. Leonova A.B., Medvedev V.I. Funktsional'nye sostoyaniya: cheloveka v trudovoy deyatel'nosti. M., 1981.
8. Prokhorov A.O. Psikhicheskie sostoyaniya i ikh funktsii. Kazan', 1994.
9. Sosnovikova Yu.E. Psikhicheskie sostoyaniya cheloveka, ikh klassifikatsiya i diagnostika. Gor'kiy, 1975.
10. Stolyarenko A.M. Ekstremal'naya psikhopeda-gogika: Ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Yuniti-Dana, 2002.