Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородавко Леонид Трофимович, Чимаров Сергей Юрьевич

Особенности реализации органами внутренних дел своей правоохранительной миссии свидетельствуют об актуальности апеллирования к теме социального взаимодействия личного состава с окружающим его миром и способности каждого сотрудника, исходя из уровня сформированного персонального эмоционального интеллекта эффективно реализовывать служебные задачи на практике. Выявляя на основе ряда научных выводов зарубежной науки некоторые параметры эмоционального интеллекта полицейских служащих и предлагая свою трактовку его определения, авторы устанавливают наличие прямой связи между организацией воспитательной работы с личным составом и уровнем развития у сотрудников органов внутренних дел эмоционального интеллекта. Уточняя необходимость поддержания баланса между службой и личной жизнью, авторы акцентируют внимание на роли организационной поддержки в решении задачи формирования эмоционального интеллекта личности сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородавко Леонид Трофимович, Чимаров Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ASPECT OF MAINTAINING THE REQUIRED LEVEL EMOTIONAL INTELLIGENCE: IN THE CONTEXT OF ACTION FACTOR OF SUCCESS IN THE PERFORMANCE OF AN INTERNAL AFFAIRS OFFICER

The Features of the implementation of their law enforcement mission by the internal affairs bodies testify to the relevance of appealing to the topic of social interaction of personnel with the world around them and the ability of each employee, based on the level of formed personal emotional intelligence, to effectively implement official tasks in practice. Revealing on the basis of a number of scientific findings of foreign science some parameters of the emotional intelligence of police officers and offering their own interpretation of its definition, the authors establish a direct connection between the organization of educational work with personnel and the level of development of emotional intelligence among internal affairs officers. Specifying the need to maintain a balance between service and personal life, the authors focus on the role of organizational support in solving the problem of forming the emotional intelligence of the personality of an internal affairs officer.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД»

УДК 371.035.6

DOI 10.23672/m2949-5630-1457-s

Бородавко Леонид Трофимович

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России

borodavkoleonid27@yandex.ru

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России serg120756@gmail.com

Leonid T. Borodavko

Doctor of Pedagogy,

Associate Professor,

Professor of the Department

of Physical Training and Applied Martial Arts,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

borodavkoleonid27@yandex.ru

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Personnel Management and Educational Work, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia serg120756@gmail.com

Воспитательный аспект

поддержания необходимого уровня эмоционального интеллекта: в контексте действия фактора успешности служебной деятельности сотрудника овд

The educational aspect

of maintaining the required level

emotional intelligence:

in the context of action

factor of success

in the performance

of an internal affairs officer

Аннотация. Особенности реализации органами внутренних дел своей правоохранительной миссии свидетельствуют об актуальности апеллирования к теме социального взаимодействия личного состава с окружающим его миром и способности каждого сотрудника, исходя из уровня сформированного персонального эмоционального интеллекта эффективно реализовывать служебные задачи на практике. Выявляя на основе ряда научных выводов зарубежной науки некоторые параметры эмоционального интеллекта полицейских служащих и предлагая свою трактовку его определения, авторы устанавливают наличие прямой связи между организацией воспитательной работы с личным составом и уровнем развития у сотрудников органов внутренних дел эмоционального интеллекта. Уточняя необходимость поддержания баланса между службой и личной жизнью, авторы акцентируют внимание на роли организационной поддержки в решении задачи формирования эмоционального интеллекта личности сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социологическое исследование, воспитание, эмоциональный баланс, организационная поддержка, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

Annotation. The Features of the implementation of their law enforcement mission by the internal affairs bodies testify to the relevance of appealing to the topic of social interaction of personnel with the world around them and the ability of each employee, based on the level of formed personal emotional intelligence, to effectively implement official tasks in practice. Revealing on the basis of a number of scientific findings of foreign science some parameters of the emotional intelligence of police officers and offering their own interpretation of its definition, the authors establish a direct connection between the organization of educational work with personnel and the level of development of emotional intelligence among internal affairs officers. Specifying the need to maintain a balance between service and personal life, the authors focus on the role of organizational support in solving the problem of forming the emotional intelligence of the personality of an internal affairs officer.

Keywords: emotional intelligence, sociological research, education, emotional balance, organizational support, internal affairs bodies, law enforcement.

Основные контуры действующей в настоящее время системы морально-психологического обеспечения (далее-МПО) органов внутренних дел закреплены в Приказе МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 [1], в соответствии с которым, МПО квалифицируется в качестве основного вида воспитательной работы с личным составом указанной государственной институции, предполагающего конкретно ориентированную деятельность по формированию у каждого сотрудника ОВД совокупности качеств гражданского, профессионального, психологического и нравственного значения, способствующих эффективному решению профессиональных задач правоохранительной направленности. Указанное обстоятельство предопределяет целесообразность нашего обращения к проблеме формирования морально-психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД) средствами воспитательного воздействия. По нашему представлению, нормативно-правовое установление отмеченного ведомственного правового акта свидетельствует об актуальности нового осмысления приемлемых для личности сотрудника ОВД следующих эмоциональных аспектов:

- во-первых, его эмоционального отношения к выполнению долга своей службы;

- во-вторых, эмоционального восприятия им уровня поддержки себя как, по линии своего ведомства, так и со стороны своего служебного коллектива. В данном случае мы апеллируем к феномену «эмоциональный интеллект», являющемуся частным случаем социального интеллекта и, по нашему представлению, понимаемого в качестве прирожденной и приобретенной способности индивида к адекватному управлению своими эмоциями, исходя из условий окружающей обстановки. Признавая несомненное проявление элемента «прирожденности» эмоционального восприятия окружающего человека мира, мы оцениваем приобретенность человеком способности к управлению своими эмоциями в качестве преобладающего фактора стиля его поведения. В этой связи, наше обращение к теме эмоционального интеллекта именно с позиции воспитательной работы может быть оценено как, несомненно, востребованное.

Термин «эмоциональный интеллект» (далее -ЭИ) впервые был введен в научный оборот в работе, которую в 1964 г. опубликовали американские ученые М. Белдок и Д.Р. Дэвитц [4, р. 39], а его наиболее известное определение сформулировал американский психолог и научный журналист Д. Гоулман в своей одноименной книге «Искусственный интеллект» (1995 г.). В соответствии с суждениями указанного автора, искусственный интеллект означает определенную совокупность навыков и характеристик, способствующих практической и эффективной реализации человеком своей лидерской позиции. Как следует из логики размышлений Д. Гоулмана, любому пребывающему в социуме индивиду следует контролировать как внешнее, так и внутреннее эмоциональное проявление своего отношения к происходящему [5, р. 92-105]. Мы считаем, что отмеченное

имеет общее распространение для представителя любой публичной профессии, включая и сотрудника ОВД.

С учетом изложенного, важным направлением воспитания личного состава ОВД является привитие всем его категориям уважительного отношения к социологическим параметрам измерения ЭИ, которые предоставляют личному составу воспитательных структур, включая специалистов психологической службы, ценные рекомендации по совершенствованию воспитания сотрудников ОВД. Как следует из экспертного заключения некоторых зарубежных специалистов в области подбора квалифицированных кадров для занятия вакантных должностей в наиболее ответственных секторах государственного управления, рудиментарный и случайный подход к решению вопроса подбора, аттестации и расстановки работников определенной квалификации, включая неправильное представление о ценности человеческого капитала, предопределяет возникновение ошибок в аксиологии подлинных способностей специалистов и их эмоционального интеллекта [7, р. 1 ].

Принципиально значимым для обращения внимания в системе воспитания сотрудников ОВД на проблему формирования эмоционального интеллекта является признание корреляции между влиянием должного уровня ЭИ на поддержание баланса работы и личной жизни сотрудников ОВД. Наиболее обстоятельно данный вопрос исследован в научной работе, которую подготовили ученые из Университета Утара Малайзия (от англ. «Universiti Utara Malaysia», UUM). Изучив на основе социологического обследования 1566 полицейских своей страны наличие взаимосвязи между ЭИ и балансом между работой и личной жизнью среди служащих полиции, включая влияние организационной поддержки в качестве модератора на исследуемый спектр отношений, указанные специалисты на основе применения статистического метода «частичной регрессии наименьших квадратов» (англ. «the Partial Least Square», PLS) подтвердили целесообразность повышения у правоохранителей уровня их эмоционального интеллекта и внедрения политики их организационной поддержки [6]. В данном случае, под организационной поддержкой мы понимаем создание ситуации, при которой в системе МВД России достойно оценивается вклад каждого сотрудника ОВД и проявляется забота о его благополучии, включая обеспечение необходимых условий по оказанию различных видов помощи и поддержки, на деле демонстрирующих признание значимости труда правоохранителя.

Уточняя воздействие ЭИ на степень эффективности работы служащих полицейских формирований в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), О.Э. Аль Али, В. Магадли и И. Гарнер на основе научного анализа значимости общих умственных способностей и личностных качеств ЭИ на выборке 310 полицейских объяснили дополнительное возрастание дисперсии в прогнозировании эффективности работы национальной полиции. Наряду с отмеченным, данные ученые заключают о примате роли ЭИ в обеспечении более высокой

степени вариативности в индивидуальном успехе полицейского, по сравнению с уровнем коэффициента его IQ (от англ. «Intelligence Quotient») [3, р. 2].

Исследуя особенности формирования ЭИ у сотрудников российских органов внутренних дел, З.В. Якимова обоснованно заключает о важности воспитательной работы по поддержанию на должном уровне Эи в рядах сотрудников российских ОВД, эмоциональная компетенция которых предопределяет успешность реализации их правоохранительной миссии [2, с. 413].

Подводя итог изложенному, мы сделали вывод о целесообразности демонстрации сотрудником ОВД не только обоснованности, законности и

Литература:

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Якимова З.В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел /

3.В. Якимова // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 412-418.

3. Al Ali O.E. An Exploration of the Relationship Between Emotional Intelligence and Job Performance in Police Organizations / O.E. Al Ali, I. Garner, W. Ma-gadley // Journal of Police and Criminal Psychology. 2011. Published online 16 February. P. 1-9.

4. Beldoch M. The communication of emotional meaning / M. Beldoch, J.R. Davitz. New-York : Publisher : McGraw-Hill, 1964. 214 р.

5. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. New-York : Published Bantam Books, 1995. 352 p.

6. Muthu M. The effect of emotional intelligence on police officers 'work-life balance: the moderating role of organizational support / M. Muthu, F. Pangil, M.F. Mohd Isa // International Journal of Police Science and Management. 2016. Vol. 18(3). P. 1-11.

7. Pulakos E.D. Selection Assessment Methods. Washington : SHRM Foundation, 2005. 54 p.

понятной реакции на происходящее, но и персонального умения поддерживать необходимую ком муникацию с акторами своего социального взаимодействия независимо от их субъектной принадлежности к определенной страте российского общества. Наряду с отмеченным, следует обратить внимание на осознанное отношение руководящего состава МВД России относительно понимания необходимости общей координации работы починенных им воспитательных структур и специалистов психологических служб по направлению формирования у личного состава необходимого уровня эмоционального интеллекта, сила проявления которого во многом обуславливает успех служебной деятельности каждого сотрудника ОВД.

Literature:

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 900 dated December 25, 2020 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

2. Yakimova Z. V. Emotional intelligence in the activities of employees of internal affairs bodies / Z.V. Yakimova // Azimut of scientific research: Pedagogy and psychology. 2020. Vol. 9. № 4(33). P. 412-418.

3. Al Ali O.E. An Exploration of the Relationship Between Emotional Intelligence and Job Performance in Police Organizations / O.E. Al Ali, I. Garner, W. Ma-gadley // Journal of Police and Criminal Psychology. 2011. Published online 16 February. P. 1-9.

4. Beldoch M. The communication of emotional meaning / M. Beldoch, J.R. Davitz. New-York : Publisher : McGraw-Hill, 1964. 214 р.

5. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. New-York : Published Bantam Books, 1995. 352 p.

6. Muthu M. The effect of emotional intelligence on police officers 'work-life balance: the moderating role of organizational support / M. Muthu, F. Pangil, M.F. Mohd Isa // International Journal of Police Science and Management. 2016. Vol. 18(3). P. 1-11.

7. Pulakos E.D. Selection Assessment Methods. Washington : SHRM Foundation, 2005. 54 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.